Анания ширакаци. Анания Ширакаци: биография Анания ширакаци космография

Труды

Перу армянского ученого принадлежит более 20 работ по арифметике , теории летосчисления, космографии и географии :

  • «Математика Анании Ширакаци - о весах и мерах»
  • «Вопросы и решения» (сборник арифметических задач)
  • Трактат о календаре и космографии
  • «География»

Учебник по арифметике «Вопросы и решения» является одним из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике , включает материал по искусству счисления в виде таблиц . Он стал значительным вкладом в развитие математического образования .

«Космография и календарь»

Ширакаци является также автором труда из 48 глав «Космография и календарь», в котором рассматриваются вопросы астрономии , метеорологии и физической географии . Ширакаци сравнивал структуру мира с яйцом (Земля - желток, атмосфера - белок, небосвод - скорлупа) и пытался определить расстояние до Солнца и Луны. Вместе с тем, он верно считал Млечный путь скоплением звёзд, а Луну - тёмным телом, лишь отражающим солнечный свет. Писал о шарообразности Земли .

См. также

Напишите отзыв о статье "Анания Ширакaци"

Примечания

  1. // Православная энциклопедия . - М ., 2000. - Т. 2 . - С. 224 .
  2. . - М .: Наука, 1984. - Т. 2. - С. 296-299.
  3. Michael E. Stone. . - Society of Biblical Lit, 2013. - P. 684. - (Early Judaism and its literature, 38).
  4. Р. Хьюсен, «», Isis, vol. 59, No. 1, (Spring, 1968), p. 34-35
  5. Wayne Orchiston, David A. Green, Richard Strom. New Insights From Recent Studies in Historical Astronomy: Following in the Footsteps of F. Richard Stephenson: A Meeting to Honor F. Richard Stephenson on His 70th Birthday. - Springer, 2014. - Vol. 43. - P. 106-107. - (Astrophysics and Space Science Proceedings).

    Оригинальный текст (англ.)

    Generally, though perhaps unsurprisingly, less is known about the lives of the Georgian and Armenian astronomers than about their works. Without question, the most famous name of these is Anania Shirakatsi (Anania of Shirak), the seventh century Armenian astronomer and mathematician (see Fig. 3). Approximately two dozen of his works are extant. Anania wrote on a variety of astronomical, mathematical, geographical and calendrical topics, and is well known for his work on Armenian chronology.

  6. Анания Ширакаци - статья из Большой советской энциклопедии (3 издание).
  7. . / Под ред. В. Г. Панова. - 1993.
  8. Philip Wood. . - Oxford University Press , 2013. - P. 32.
  9. В. М. Варданян. (арм.) // Вестник общественных наук. - Ер. , 2013. - Թիվ 3 . - Էջ 16 .
  10. В. М. Варданян. (арм.) // Вестник общественных наук. - Ер. , 2013. - Թիվ 3 . - Էջ 17 .
  11. Р. Хьюсен, «», Isis, vol. 59, No. 1, (Spring, 1968), p. 40-41
  12. Ravi Agarwal, Syamal Sen. . - Springer, 2014. - P. 103. . (современный научный консенсус атрибутирует это открытие древнегреческим учёным VI века до н. э.)

Литература

  • Анания Ширакаци. Космография. Пер., пред. и комм. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван, 1962.
  • Абраамян А. Г. Научные труды ученого VII в. Анании Ширакаци. Ереван, 1944.
  • Абраамян А. Г. Таблицы лунного круга Анании Ширакаци. Ереван, 1965.
  • Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци. Ереван, Из-во ЕрГУ, 176 с. 1970.
  • Орбели И. А. Вопросы и решения вардапета Анания Ширакца, армянского математика VII века. В кн.: Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963, с. 512-531.
  • Колчинский И.Г., Корсунь А.А., Родригес М.Г. Астрономы: Биографический справочник. - 2-е изд., перераб. и доп.. - Киев: Наукова думка, 1986. - 512 с.

Ссылки

  • Р. Хьюсен , «», Isis, vol. 59, No. 1, (Spring, 1968), pp. 32–45. (англ.)
  • С. Еремян ,
  • . - СПб. , 1877. .
  • д/ф (РТР , 2015), с 17 мин.

Отрывок, характеризующий Анания Ширакaци

– Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж.
– Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа.
– Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня… оттого, что ты и сама не любишь его.
– А почему вы знаете?
– Я знаю. Это не хорошо, мой дружок.
– А если я хочу… – сказала Наташа.
– Перестань говорить глупости, – сказала графиня.
– А если я хочу…
– Наташа, я серьезно…
Наташа не дала ей договорить, притянула к себе большую руку графини и поцеловала ее сверху, потом в ладонь, потом опять повернула и стала целовать ее в косточку верхнего сустава пальца, потом в промежуток, потом опять в косточку, шопотом приговаривая: «январь, февраль, март, апрель, май».
– Говорите, мама, что же вы молчите? Говорите, – сказала она, оглядываясь на мать, которая нежным взглядом смотрела на дочь и из за этого созерцания, казалось, забыла всё, что она хотела сказать.
– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит.
– Сходит? – повторила Наташа.
– Я тебе про себя скажу. У меня был один cousin…
– Знаю – Кирилла Матвеич, да ведь он старик?
– Не всегда был старик. Но вот что, Наташа, я поговорю с Борей. Ему не надо так часто ездить…
– Отчего же не надо, коли ему хочется?
– Оттого, что я знаю, что это ничем не кончится.
– Почему вы знаете? Нет, мама, вы не говорите ему. Что за глупости! – говорила Наташа тоном человека, у которого хотят отнять его собственность.
– Ну не выйду замуж, так пускай ездит, коли ему весело и мне весело. – Наташа улыбаясь поглядела на мать.
– Не замуж, а так, – повторила она.
– Как же это, мой друг?
– Да так. Ну, очень нужно, что замуж не выйду, а… так.
– Так, так, – повторила графиня и, трясясь всем своим телом, засмеялась добрым, неожиданным старушечьим смехом.
– Полноте смеяться, перестаньте, – закричала Наташа, – всю кровать трясете. Ужасно вы на меня похожи, такая же хохотунья… Постойте… – Она схватила обе руки графини, поцеловала на одной кость мизинца – июнь, и продолжала целовать июль, август на другой руке. – Мама, а он очень влюблен? Как на ваши глаза? В вас были так влюблены? И очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?…Узкий, знаете, серый, светлый…
– Что ты врешь! – сказала графиня.
Наташа продолжала:
– Неужели вы не понимаете? Николенька бы понял… Безухий – тот синий, темно синий с красным, и он четвероугольный.
– Ты и с ним кокетничаешь, – смеясь сказала графиня.
– Нет, он франмасон, я узнала. Он славный, темно синий с красным, как вам растолковать…
– Графинюшка, – послышался голос графа из за двери. – Ты не спишь? – Наташа вскочила босиком, захватила в руки туфли и убежала в свою комнату.
Она долго не могла заснуть. Она всё думала о том, что никто никак не может понять всего, что она понимает, и что в ней есть.
«Соня?» подумала она, глядя на спящую, свернувшуюся кошечку с ее огромной косой. «Нет, куда ей! Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет. Мама, и та не понимает. Это удивительно, как я умна и как… она мила», – продолжала она, говоря про себя в третьем лице и воображая, что это говорит про нее какой то очень умный, самый умный и самый хороший мужчина… «Всё, всё в ней есть, – продолжал этот мужчина, – умна необыкновенно, мила и потом хороша, необыкновенно хороша, ловка, – плавает, верхом ездит отлично, а голос! Можно сказать, удивительный голос!» Она пропела свою любимую музыкальную фразу из Херубиниевской оперы, бросилась на постель, засмеялась от радостной мысли, что она сейчас заснет, крикнула Дуняшу потушить свечку, и еще Дуняша не успела выйти из комнаты, как она уже перешла в другой, еще более счастливый мир сновидений, где всё было так же легко и прекрасно, как и в действительности, но только было еще лучше, потому что было по другому.

На другой день графиня, пригласив к себе Бориса, переговорила с ним, и с того дня он перестал бывать у Ростовых.

31 го декабря, накануне нового 1810 года, le reveillon [ночной ужин], был бал у Екатерининского вельможи. На бале должен был быть дипломатический корпус и государь.
На Английской набережной светился бесчисленными огнями иллюминации известный дом вельможи. У освещенного подъезда с красным сукном стояла полиция, и не одни жандармы, но полицеймейстер на подъезде и десятки офицеров полиции. Экипажи отъезжали, и всё подъезжали новые с красными лакеями и с лакеями в перьях на шляпах. Из карет выходили мужчины в мундирах, звездах и лентах; дамы в атласе и горностаях осторожно сходили по шумно откладываемым подножкам, и торопливо и беззвучно проходили по сукну подъезда.
Почти всякий раз, как подъезжал новый экипаж, в толпе пробегал шопот и снимались шапки.
– Государь?… Нет, министр… принц… посланник… Разве не видишь перья?… – говорилось из толпы. Один из толпы, одетый лучше других, казалось, знал всех, и называл по имени знатнейших вельмож того времени.
Уже одна треть гостей приехала на этот бал, а у Ростовых, долженствующих быть на этом бале, еще шли торопливые приготовления одевания.
Много было толков и приготовлений для этого бала в семействе Ростовых, много страхов, что приглашение не будет получено, платье не будет готово, и не устроится всё так, как было нужно.
Вместе с Ростовыми ехала на бал Марья Игнатьевна Перонская, приятельница и родственница графини, худая и желтая фрейлина старого двора, руководящая провинциальных Ростовых в высшем петербургском свете.
В 10 часов вечера Ростовы должны были заехать за фрейлиной к Таврическому саду; а между тем было уже без пяти минут десять, а еще барышни не были одеты.
Наташа ехала на первый большой бал в своей жизни. Она в этот день встала в 8 часов утра и целый день находилась в лихорадочной тревоге и деятельности. Все силы ее, с самого утра, были устремлены на то, чтобы они все: она, мама, Соня были одеты как нельзя лучше. Соня и графиня поручились вполне ей. На графине должно было быть масака бархатное платье, на них двух белые дымковые платья на розовых, шелковых чехлах с розанами в корсаже. Волоса должны были быть причесаны a la grecque [по гречески].
Все существенное уже было сделано: ноги, руки, шея, уши были уже особенно тщательно, по бальному, вымыты, надушены и напудрены; обуты уже были шелковые, ажурные чулки и белые атласные башмаки с бантиками; прически были почти окончены. Соня кончала одеваться, графиня тоже; но Наташа, хлопотавшая за всех, отстала. Она еще сидела перед зеркалом в накинутом на худенькие плечи пеньюаре. Соня, уже одетая, стояла посреди комнаты и, нажимая до боли маленьким пальцем, прикалывала последнюю визжавшую под булавкой ленту.
– Не так, не так, Соня, – сказала Наташа, поворачивая голову от прически и хватаясь руками за волоса, которые не поспела отпустить державшая их горничная. – Не так бант, поди сюда. – Соня присела. Наташа переколола ленту иначе.
– Позвольте, барышня, нельзя так, – говорила горничная, державшая волоса Наташи.
– Ах, Боже мой, ну после! Вот так, Соня.
– Скоро ли вы? – послышался голос графини, – уж десять сейчас.
– Сейчас, сейчас. – А вы готовы, мама?
– Только току приколоть.
– Не делайте без меня, – крикнула Наташа: – вы не сумеете!
– Да уж десять.
На бале решено было быть в половине одиннадцатого, a надо было еще Наташе одеться и заехать к Таврическому саду.
Окончив прическу, Наташа в коротенькой юбке, из под которой виднелись бальные башмачки, и в материнской кофточке, подбежала к Соне, осмотрела ее и потом побежала к матери. Поворачивая ей голову, она приколола току, и, едва успев поцеловать ее седые волосы, опять побежала к девушкам, подшивавшим ей юбку.
Дело стояло за Наташиной юбкой, которая была слишком длинна; ее подшивали две девушки, обкусывая торопливо нитки. Третья, с булавками в губах и зубах, бегала от графини к Соне; четвертая держала на высоко поднятой руке всё дымковое платье.
– Мавруша, скорее, голубушка!
– Дайте наперсток оттуда, барышня.
– Скоро ли, наконец? – сказал граф, входя из за двери. – Вот вам духи. Перонская уж заждалась.
– Готово, барышня, – говорила горничная, двумя пальцами поднимая подшитое дымковое платье и что то обдувая и потряхивая, высказывая этим жестом сознание воздушности и чистоты того, что она держала.
Наташа стала надевать платье.
– Сейчас, сейчас, не ходи, папа, – крикнула она отцу, отворившему дверь, еще из под дымки юбки, закрывавшей всё ее лицо. Соня захлопнула дверь. Через минуту графа впустили. Он был в синем фраке, чулках и башмаках, надушенный и припомаженный.
– Ах, папа, ты как хорош, прелесть! – сказала Наташа, стоя посреди комнаты и расправляя складки дымки.
– Позвольте, барышня, позвольте, – говорила девушка, стоя на коленях, обдергивая платье и с одной стороны рта на другую переворачивая языком булавки.
– Воля твоя! – с отчаянием в голосе вскрикнула Соня, оглядев платье Наташи, – воля твоя, опять длинно!
Наташа отошла подальше, чтоб осмотреться в трюмо. Платье было длинно.
– Ей Богу, сударыня, ничего не длинно, – сказала Мавруша, ползавшая по полу за барышней.
– Ну длинно, так заметаем, в одну минутую заметаем, – сказала решительная Дуняша, из платочка на груди вынимая иголку и опять на полу принимаясь за работу.

армянский географ, картограф, историк, астроном, продолжатель работ Мовсеса Хоренаци

Биография

Точное место рождения Ширакаци не известно. Предположительно он родился в Ширакаване или в деревне Ананиа области Ширак вблиз Ани. Его отца звали Ованес, и, предположительно, он принадлежал к роду Камсаракан или Арцруни - правителей этой области. Считается, что первоначальное образование он получил в монастыре Дпреванк, где с ранних лет изучал математику.

Своё образование Ширакаци продолжил в византийском Трапезунде, где он в течение восьми лет был учеником известного греческого ученого Тикия. Примерно в 651 году Ширакаци вернулся в Армению, где открывал школы, преподавание в которых велось на основе квадривиума.

Труды

«Ашхарацуйц»

Ширакаци составил «Географический атлас мира» («Ашхарацуйц»), в котором содержатся подробные сведения об исторической географии Армении - здесь наряду с географическими и картографическими сведениями, касающимися стран Азии, Европы и Ливии (Африка), подробно описывается исторически сложившееся административно-политическое состояние территории древней и раннесредневековой Армении в границах Великой Армении и находившейся к западу от неё Малой Армении.

«Космография и календарь»

Анания Ширакаци - армянский философ, математик, космограф, географ и историк 7 века. В "Географии" Анания Ширакаци (позднее ошибочно приписывалась Мовсесу Хоренаци) имеется ценное описание Европы, Африки, Азии. Главное внимание уделено Передней Азии, в частности Армении. Составил синхронистические таблицы европейских патриархов, персидских, римских и армянских царей, уточнив годы их царствования и отметив наиболее значитедбных события их правления.

Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961.

Сочинения: Армянская география VII в. по Р. X., изд. и пер. К. П. Патканов, СПБ, 1877.

Анания Ширакаци - армянский географ, картограф, историк, астроном, продолжатель труда армянского историка V века Мовсеса Хоренаци . Родился в Армении вблизи Ширака в первом десятилетии VII века, умер в 685 г. Учился на родине, затем в Феодосиополе, столице Византийской Армении, и, наконец, в Трапезунде у византийского ученого Тихика. Анания был хорошо знаком с трудами астронома, математика и географа II века от P. X. Птолемея и его александрийских последователей, с работами греческих математиков. Ему принадлежит ряд научных трактатов: «Арифметика», «Теория календаря» и др. Анания впервые в истории математики составил арифметические сводные таблицы с четырьмя действиями, написал ряд астрономических сочинений. Вероятно, Анания был автором «Географии», ранее считавшейся анонимной либо приписывавшейся Моисею Хоренскому (Мовсесу Хоренаци). Наряду с его же фундаментальным сочинением «Космография» «География» Анании Ширакаци содержит важнейший материал для изучения космографических представлений VII века.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 81-82.

Анания Ширакаци (сер. 7 в.) - армянский математик, географ, натурфилософ и астроном. Путешествовал по странам Востока, обучался в Трапезунде, затем в Константинополе. По возвращении на родину посвятил себя наукам, в первую очередь естественным. Опираясь на античное учение о четырех элементах, создал натурфилософское учение о небе, земле, море, небесных светилах, других природных явлениях. Автор сочинений по космографии, географии, математике. Учебник по арифметике «Вопросы и решения...» (1918, пер. на рус. яз., публ. и введение академика И. А. Орбели) - один из древнейших дошедших до нас трактатов по арифметике.

В. Ф. Пустарнаков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 106.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Космография. Ереван, 1962.

Литература:

Чалоян В. К. Естественнонаучные воззрения Анании Ширакаци. - «Византийский временник». М., 1957, т. 12, с. 157-71;

Абрамян А. Г., Петросян Г. Б. Анания Ширакаци. Ереван, 1970;

Григорян Г. О. Философская мысль в Армении в эпоху развития феодализма. Ереван, 1984.

Анания Ширакаци (VII в.) - выдающийся философ, астро­ном и математик, основоположник естественнонаучного направ­ления в древнеармянской философии. Продолжал традиции античной науки и при трактовке ряда философских проблем отклонялся от требований современной ему церковной догма­тики. В условиях VII в. отстаивал идею шарообразности земли, давал правильное объяснение причин затмения солнца и луны, выступал с критикой астрологии и суеверий. Решаю­щее значение в познании природы придавал опыту, наблю­дениям.

Наиболее важные труды А. Ширакаци - «Космография», «Теория календаря», «О вращении небес» и «Арифметика». Его перу приписывается также известный «Ашхарацуйц» («Ар­мянская география»), содержащий подробное описание Армении и соседних стран.

А. Щиракаци оказал большое влияние на последующее развитие естествознания и естественнонаучного направления в философской мысли средневековой Армении, в частности на Иоанна Саркавага (XI-XII вв.), Иоанна Ерзынкаци (XIII в.) и др. Имеется русский перевод его «Космографии» (пер. К. С. Тер-Давтян и С. С. Аревшатяна. Ереван, 1962) и «Армян­ской географии» (пер. К. Патканова. С.-Петербург, 1877).

Космография

Для меня и для всех, кто занимается разумным по­знанием, кажутся истинными изречения славных пред­ков, и ничто [из сказанного ими] не остается неизъяс­нимым в словах и недоступным для разума.

И вот, поскольку мы повели разговор о разумном, необходимо [сперва] обратиться к бестелесному виду. Затем надлежит приступить к познанию того, что имеет начало. Ведь то, что имеет начало, происходит от чего-то безначального, а это безначальное неизъяс­нимо и непостижимо для разума, однако оно познается с помощью того, что доступно познанию...

Земля с четырех сторон установлена в середине неба, которое быстротой своего вращения не позволяет ей спуститься к нижнему полушарию [неба]. Ибо земля своей тяжестью стремится спуститься вниз, а ветер своей силой старается поднять ее вверх. И ни тяжесть земли не позволяет подняться [ей] вверх, ни сила ветра не позволяет [ей] спуститься вниз. И так она пребывает в точке равновесия.

Если же кто-нибудь пожелает получить от языче­ских философов наглядный пример, воспроизводящий положение земли, то мне кажется подходящим [пример] с яйцом: подобно тому как в середине [яйца] располо­жен шарообразный желток, вокруг него - белок, а скорлупа заключает в себе все, точно так же и земля находится в середине, а воздух окружает ее и небо за­мыкает собой все.

Языческие философы говорят, что живые существа населяют землю с этой и с той стороны и что на ниж­ней стороне земли имеются люди и другие существа - наши антиподы, которые расположились вокруг земли подобно мухам, облепившим яблоко со всех сторон. Упорствуя, они твердят, что если бы не было антипо­дов, населяющих нижнюю часть, то кому же солнце давало бы свой свет половину суток, когда мы ночью погружаемся в тень, ибо невозможно утверждать, что солнце всуе совершает свой бег...

Однако я должен рассказать вам, что по этому во­просу в моих размышлениях имелись сомнения. Я слы­шал, что, согласно пророкам, всему Священному пи­санию и церковным учителям, нет вообще существ, обитающих на нижней стороне [земли], однако я призна­вал существование антиподов. Я полагал, что это соот­ветствует божественному слову. И ныне не осуждайте меня, любимые. Знает тайноведец, что не лгу я...

Халдеи не могут понять, что если звезды действи­тельно, как они говорят, причина зол, то причина их злой природы восходит к тому, кто создал их, ибо если они злы от природы, то более злым должен быть тво­рец, создавший их... Велика глупость заблудших на­ставников плоского, невежественного и пустого искус­ства [звездочетов]. Ибо они наделяют [людей] добром и злом не по их достоинству, а по случайному располо­жению звезд...

Возникновение есть начало уничтожения, а унич­тожение в свою очередь есть начало возникновения. И из этого неуничтожимого противоречия мир приобре­тает вечность...

И вот, все сущее находится под властью становле­ния и уничтожения. И в этом немалая доля божествен-

ного провидения, дабы никто, увидев творения неунич­тожимыми, не принимал их за создателей и, постоянно видя служение созданных светил земному бытию, пре­выше всего ставил творца всего сущего...

Анания Ширакаци (арм. ; около 610 года - около 685 года) - армянский географ, философ, математик, картограф, историк, астроном и алхимик, основоположник древнеармянского естествознания.

Биография

Родился в области Ширак. Иногда называет себя Ширакаванци, от названия местечка Ширакаван. Имя отца было Ованнес. Получив в Армении начальное образование, отправляется для дальнейшей учёбы в Византию. Через город Феодосиополь (Карин) он прибывает в провинцию IV Армения, где берёт обучение у математика Кристосатура. Считая, что тот «не ведал всей науки», через некоторое время перемещается в Трапезунд, где его учителем стал известный учёный Тихик, как пишет сам Ширакаци, человек «сведущий в армянской письменности». Здесь он обучается около 8 лет. После учёбы возвращается в Армению, где начинается его научная и преподавательская деятельность. На родине он открывает школы, преподавание в которых велось на основе квадривиума.

Труды

Перу армянского ученого принадлежит более 20 работ по арифметике, теории летосчисления, космографии и географии:

  • «Математика Анании Ширакаци - о весах и мерах»
  • «Вопросы и решения» (сборник арифметических задач)
  • Трактат о календаре и космографии
  • «География»

Учебник по арифметике «Вопросы и решения» является одним из древнейших дошедших до нас трудов по арифметике, включает материал по искусству счисления в виде таблиц. Он стал значительным вкладом в развитие математического образования.

Из исторических источников известно, что по настоянию католикоса Анастаса (662-668) Ширакаци упорядочил армянский календарь. В Армении использовали подвижный солнечный календарь, в котором все годы состояли из 365 дней без високосных. Из-за этого специальные даты постепенно перемещались по временам года. Ширакаци разработал так называемый неподвижный календарь по образцу римского, однако, после смерти католикоса, эта работа так и осталась невостребованной.

«Ашхарацуйц»

Ширакаци составил «Географический атлас мира», более известный как «Ашхарацуйц», в котором содержатся подробные сведения об исторической географии Армении - здесь наряду с географическими и картографическими сведениями, касающимися стран Азии, Европы и Ливии (Африка), подробно описывается исторически сложившееся административно-политическое состояние территории древней и раннесредневековой Армении в границах Великой Армении и находившейся к западу от неё Малой Армении. Ранее труд приписывался Мовсесу Хоренаци. Впервые труд был издан в 1683 году в Марселе.

Хроника

Анонимная «Хроника» VII века также иногда приписывается Анании Ширакаци. В нём автор касается истории Персии, Вавилона, Рима, Византии и других стран, пользуется трудами Хоренаци, Себеоса и других. «Хроника» начинается со времен Адама и заканчивается 685 годом описанием нашествии хазар на Армению, Грузию и Албанию.

«Космография и календарь»

Ширакаци является также автором труда из 48 глав «Космография и календарь», в котором рассматриваются вопросы астрономии, метеорологии и физической географии. Ширакаци сравнивал структуру мира с яйцом (Земля - желток, атмосфера - белок, небосвод - скорлупа) и пытался определить расстояние до Солнца и Луны. Вместе с тем, он верно считал Млечный путь скоплением звёзд, а Луну - тёмным телом, лишь отражающим солнечный свет. Писал о шарообразности Земли.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх