Занятие тело человека старшая группа. Конспект занятия «человек и части его тела» старшая группа. II. Основной этап
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК И ЧАСТИ ЕГО ТЕЛА»
Цели:
1) уточнить знания детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела; учить детей видеть признаки сходства и различия между людьми и выражать их в речи; работать над обогащением словарного запаса детей;
2)развивать речь, внимание, правильное дыхание, моторику рук;
3)воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.
Словарь:
мальчик, девочка, мужчина, женщина, бабушка, дедушка, человек, люди, названия частей тела(верхние и нижние конечности).
Оборудование:
картинки ,с изображением тела человека; схематическое изображение человека; туалетные принадлежности; простой карандаш.
Ход занятия
1.Орг. момент.
На доске ряд картинок: девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка.
Кто нарисован на этих картинках? (девочка,мальчик,мужчина,женщина,бабушка,дедушка)
Как можно назвать, одним словом? (люди )
Все люди разные: есть пожилые и молодые, взрослые и дети.
Посмотрите друг на друга внимательно, чем отличаются люди друг от друга?
Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета?
Одинаковый ли цвет волос?
Все ли вы одинакового роста? (предложите детям померяться ростом)
Но раз мы такие разные, то почему нас всех называют словом «ЛЮДИ»? Что у нас у людей общего? Чем мы похожи?
2.Сообщение темы занятия.
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (человек и части тела)
Работа с картинками с изображением тела человека.
- Внимательно посмотрите друг на друга.
Из каких частей тела состоит человек? (голова, шея, туловище, верхние конечности - руки, нижние конечности-ноги)
- Верно, ребята, у всех нас есть голова.
Что находится на голове? (нос,рот,уши,глаза)
Для чего нужны нос,рот,уши,глаза.?
Отгадайте загадки.
Он бывает самым разным: добрым,вредным,гордым,важным,длинным,маленьким,горбатым,толстым,тонким,
конопатым.(нос)
Всегда он в работе, Когда говорим. А как отдыхает, Тогда мы молчим.(рот).
3.Развитие дыхания
Гимнастика для развития правильного дыхания.
Мы вдохнём легко и плавно, (вдох) Выдохним протяжно. (выдох) Нос в работе (вдох) Рот в работе (выдох) Дышим все мы славно.
На чём «сидит» голова? -Для чего нужна шея человеку?
(шея – она соединяет голову и туловище человека )
- Как называется самая большая часть тела человека? (туловище )
Покажите, где у вас туловище?
Что находится на туловище впереди? (грудь, живот )
А что находится сзади? (спина )
4.Новый материал.
Как вы думаете,что такое верхние,нижние конечности?
Как называются руки?
Как называются ноги?
В самом низу ноги - вот эта часть ноги (показать) называется ступней.
как вы думаете почему? (от слова « ступать» )
5.Развитие моторики.
Гимнастика для рук
Очень сложен человек: (указательный палец на лбу,нахмуриться) Двое глаз и двое век. (указательным пальцем показать на глаза,на веки) И-внимательно смотри!- (указательным пальцем от глаз к вискам) Уха два и две ноздри (показать на уши и ноздри) А вот пальчиков-по пять, (растопырить пальцы на обеих руках) Чтобы ими всё держать. (хватающий жест руками)
6.Закрепление материала.
Работа с контурной схемой человека.
Отгадайте загадки.
Большая часть –всему опора И шея есть,спина,живот. Скажите,что это такое?(туловище)
Всегда причёсана,чиста,умна- Всему начало.(голова)
Всю жизнь ходят,наперегонки, А обогнать друг друга не могут.(ноги,нижние конечности)
Часть тела, не боится делать дело.(руки,верхние конечности)
У двух матерей по пять сыновей – одно имя всем (руки и пальцы)
Игра « СТОП»
Воспитатель показывает детям два рисунка. (девочка и мальчик)
Как вы думаете кого изобразил художник?
Почему вы так думаете?
Какие у нас мальчики? (сильные, смелые, будущие мужчины, защитники)
7.Составление предложений на наглядном материале.Введение в речь глаголов.
Использование туалетных принадлежностей.
Какие вещи нужны человеку,чтобы быть чистым,опрятным? В магазине: мыло,зубная щетка,зубная паста,шампунь,мочалка,расческа,полотенце.
Для чего нужны человеку эти вещи? -Как вы думаете,какие вещи должны быть у каждого человека только свои? -Другой человек этими вещами пользоваться не может.Почему?
8.Итог.
Какие части тела человека вы запомнили? -Что нужно человеку,чтобы быть чистым, опрятным
Занятие по развитию фонетического восприятия и лексико-грамматического структурирования речи на материале темы «Человек. Наше тело».
Тема: «Человек. Наше тело»
Цель :
- развить фонематическое восприятие,
- отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Человек. Наше тело».
Задачи:
Коррекционные:
- Развитие языкового чутья.
- Развитие умения ориентироваться в пространстве.
- Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения.
- Развитие фонематического восприятие.
- Закрепление употребления в речи детей понятий «право»-«лево».
- Расширение глагольного словаря.
- Составление противительной конструкции с союзом «а».
- Сформировать умение распространять предложения.
- Развитие высших психических функций.
Образовательные:
- Активизация словаря по теме «Человек. Наше тело».
Воспитательные:
- Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал
- Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.
Оборудование:
- кукла, картинки частей тела, картинка Вани и Маши, картинки или предметы для развития понимания многозначности(ручка, нос, кисть).
Ход работы
I. Организационный момент.
Здравствуйте мальчики и девочки! Мы с вами уже знакомились с фруктами, с осенью, с деревьями, а сегодня познакомимся с самими собой. Удивлены? А давайте начнем! Слушайте внимательно и показывайте, что я называю.
Есть на пальцах наших ногти,
На руках – запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп,
Голень и голеностоп.
Есть колени и спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!
II. Основной этап.
Упражнение 1. Продолжи предложение.
- У человека две…(руки, ноги, ноздри).
- У человека на лице один… (нос, рот).
- У человека два…(уха, глаза).
- У человека много на голове…(волос).
- У человека нет…(хвоста, копыт, лап).
- У человека… (варианты детей).
Упражнение 2. Ваня и Маша.
Ваня сильно испачкался — он грязный.
Покажи и скажи, что у Вани грязное. (У Вани грязная голова. У Вани грязные волосы. У Вани грязные уши. У Вани грязная шея. У Вани грязный живот. У Вани грязная спина. У Вани грязные руки. У Вани грязные ноги.)
Таня уже вымылась. Она чистая.
Что у Тани чистое? (У Тани чистая голова. У Тани чистые волосы. И т.д.)
Физкультминутка:
Правой рукой массируем пальчики левой руки, приговаривая. Затем левой рукой массируем пальчики правой руки.
«Пальчик с краешку большой
Самый толстый и смешной.
Это — указательный,
Строгий и внимательный.
Это пальчик средний,
Не первый, не последний.
Это — безымянный,
Неуклюжий и забавный.
Ну, а это наш мизинчик.
Он у всех у нас любимчик.
Упражнение 3. Отдай загадку- найди отгадку!
Ребята, сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы должны догадаться, про что я говорю. Но! Будьте внимательны! Говорить отгадку не надо, а надо показать на себе.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Всегда во рту,
А не проглотишь.
Между двух светил
Я в середине один.
Не часы,
А тикает.
Пять братьев -
Годами равные.
Ростом разные.
Упражнение 4. Обычный- большой- маленький.
Ребята, когда Красная шапочка пришла к Бабушке, вместо нее уже лежал Серый волк. Помните, как Красная Шапочка удивилась: «Зачем тебе такие большие глаза?». Что ответил волк?
Давайте теперь с вами тоже поудивляемся: не глаза, а глазищи; не нос, а носище; не ноги, а ножищи; не руки, а ручищи.
А теперь представим маленького ребеночка (демонстрация пупсика): у нас нос, а у него носик; у нас рот, а у него ротик; у нас брови, а у него бровки; у нас лоб, а у него лобик и т.д.
Упражнение 5. Слово одно, а значений много.
Упражнение 6. Правильно- хлопай, неправильно- топай.
Ребята, вы будете сейчас исправлять мои ошибки. Иногда я буду говорить одно, а делать другое. Когда правильно делаю и говорю- хлопайте, неправильно- топайте.
Я подняла левую руку.
Я спрятала за спину правую руку.
Упражнение 7. Работа с текстом.
Глупый спор.
Поспорили две руки между собой: кто больше работы делает? Одна другой говорит: «Я нужнее, потому что ложку держу, когда человек ест, и карандашом рисовать умею», а другая отвечает: «Суп-то человек с хлебом ест, я его хлебом кормлю, а когда ты рисуешь, я листок придерживаю».
Услышали ноги спор, и стало им смешно: « Подумаешь, какие важные! Мы нужнее, потому что ходим и бегаем, а еще плавать помогаем человеку и педали на велосипеде крутим».
А туловище возмутилось: «Я человеку нужнее! Сердце во мне работает, желудок переваривает пищу и кровь насыщает!»
Умная голова человека слушает и думает про себя: «Глупый спор! Все части тела человеку необходимы, поэтому-то он ими и пользуется и бережет их».
Обсуждение текста:
- Кто победил в споре?
- Правда, что голова умно поступила?
- Почему?
- Зачем нужна человеку голова?
- Туловище?
- Ноги?
- Руки?
III. Подведение итогов.
Детишки, а чтобы быть красивым и сильным, что надо делать? Ответы детей.
Я вам желаю быть здоровыми, крепкими, красивыми и дарю вам раскраски: мальчикам – богатырей, девочкам- царевну (узнали из какой сказки?), а на обратной стороне листа дома нарисуйте себя, кто каким хочет стать, когда вырастет. До свидания!
Использованные источники:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Тетрадь логопедических заданий. Средняя группа. — М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. — 120 с.
- Косинова Е. М. Лексическая тетрадь № 1 для занятий с дошкольниками: Человек и его мир. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 32 с.
- Окно в школьный мир: Программа и методическое обеспечение интеллектуально-речевой подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе/ А. Г. Апресова, Н. А. Гордова, Т. А. Сидорчук. – М. : АРКТИ, 2010. – 232 с.
- Пальчиковая гимнастика приведена Натальей Куцепаловой в группе «Речецветик».
Образовательная область «Здоровье»
Возраст: 3 - 5 лет.
Конспект НОД по теме: «Тело человека»
Цели:
Формирование представлений детей о внешних особенностях строения тела человека;
Познакомить с возможностями тела человека (я умею бегать, прыгать и т.д.);
Развивать способность рассматривать себя, друг друга;
Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
Воспитывать проявление интереса к другим детям, доброжелательного отношения к сверстникам.
Оборудование: иллюстрации с изображением разных людей, кукла - перчатка «Незнайка»
Дети рассматривают иллюстрации (предварительно развесить на доске в группе) с изображением разных людей (дети и взрослые, разного возраста).
Воспитатель надевает куклу - перчатку на руку, обращает на нее внимание детей: ребята, посмотрите, кто к нам пришел, это Незнайка. Давайте с ним поздороваемся: здравствуй, Незнайка.
Незнайка: здравствуйте, ребята. А куда вы смотрите, что за картинки тут у вас висят, кто на них изображен? (ответы детей). Ой, правда, здесь нарисованы люди, они все такие разные.
Воспитатель - Незнайка, ты говоришь правильно - тут нарисованы разные люди, но если ты посмотришь получше, то увидишь, что они похожи друг на друга.
Незнайка - нет, непохожи, посмотрите мама такая большая, а ребенок на ее руках совсем маленький.
Воспитатель - ребята, а вы как думаете, есть у этих людей то, чем они все похожи? Давайте посмотрим на людей на картинках и назовем то, что у них одинаковое, чем они похожи.
Игра «Чем похожи» - рассматривание и обсуждение изображений: девочка и мальчик, мама и ребенок, дедушка и папа и др. Воспитатель просит назвать детей признаки сходства изображенных людей (черты сходства - есть руки, ноги, голова, туловище, на голове - уши, глаза, рот нос, волосы).
Воспитатель - ребята, давайте встанем и покажем Незнайке какое у нас тело.
Физкультминутка.
У меня есть голова
повороты головы
Направо - раз, налево - два.
направо налево, наклоны головы.
Она сидит на крепкой шее,
Повертели - повертели.
круговые повороты шеей.
Затем туловище идет,
руки на поясе,
Наклон назад, наклон вперед,
наклоны,
Поворот - поворот.
повороты
Умелые руки есть у всех,
рывки руками
Вверх - вниз, вниз - вверх.
вверх - вниз
Ноги нам нужны, чтоб бегать,
бег на месте
подскоки (2-3 раза),
приседать, стоять…
приседания (2-3 раза).
Вот какое мое тело!
С ним все делаешь на «пять»!
Воспитатель - теперь видишь, Незнайка, что у всех людей есть то, чем они похожи друг друга.
Незнайка - это так интересно, правда, ребята? Я хочу получше узнать о том, как устроено наше тело.
Воспитатель - ну что, ребята, поможем Незнайке? Тогда, занимайте скорее свои места.
Воспитатель - Наше тело устроено так:
Голова помещена сверху, на соединяется с туловищем при помощи шеи. Шея помогает голове совершать различные движения.
Незнайка - не может быть, я не верю.
Воспитатель - тогда попробуй, дай нашим ребятам задания, а они их выполнят.
Покажите, где у вас голова
Дотроньтесь до головы своего соседа, погладьте ее
Вытяните шею, как гусь
Втяните шею в плечи
Выполните круговое движение головой
Поверните голову в одну сторону, а теперь в другую
После выполнения заданий Незнайка хвалит детей.
Воспитатель - Также при помощи шеи голова соединяется с туловищем. Туловище тоже может двигаться.
Дети выполняют практические упражнения:
Наклонитесь вперед, а потом назад
Повернитесь в одну сторону, а теперь в другую
Воспитатель - А еще внутри туловища «хранятся» важные внутренние органы - сердце, его удары вы можете послушать друг у друга (дети слушают, как бьется сердце у своего соседа), легкие - они помогают нам дышать и другие, очень нужные и важные органы.
Воспитатель - Сверху к туловищу крепятся руки.
Незнайка - Покажите ваши ручки, сколько их у вас?
У руки есть ладошка, а на ней пальчики, что умеют делать ваши ручки? (ответы детей) - практические упражнения:
▪ хлопните в ладоши
▪ погладьте свой животик
▪ спрячьте руки за спину
▪ дотроньтесь до своей спины
▪ дотроньтесь до спины своего соседа
▪ погрозите пальчиком
▪ поднимите руки перед собой
▪ достаньте ладошками до пола
▪ сожмите ладошку в кулачок
▪ пошевелите пальчиками
Воспитатель - Снизу к туловищу крепятся ноги.
Незнайка - Покажите ваши ноги. Сколько их у вас? (Их тоже две.) Какие красивые на них носочки и туфельки. Покажите, какие веселые у вас ножки - практические упражнения:
▪ потопайте ногами
▪ попрыгайте на двух ногах, а теперь на одной
▪ поставьте ноги широко-широко
▪ походите на носочках, а теперь на пятках
▪ согните ногу в коленке
▪ присядьте
Воспитатель - Вот видите, ребята, мы с вами умеем делать очень много разных движений, а помогает нам наше тело.
В конце занятия Незнайка благодарит детей, говорит, что он обязательно еще к ним придет.
Затем воспитатель подзывает детей к себе (можно позвать сначала девочек, потом мальчиков, затем всех детей): проводиться подвижная игра «Петрушка»: дети образуют круг, Петрушка - водящий, встает в центр круга. Петрушка вместе с детьми произносит следующий текст:
Я — веселая игрушка,
А зовут меня — Петрушка!
Я буду делать упражнения,
Вы — повторять за мной движения.
В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка выполняет какие-либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребенок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим. Игра повторяется.
Ирина Григорьева
Конспект открытого занятия по теме «Я человек»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 116»
г. Сыктывкар
Конспект открытого занятия
по теме : «Я - человек »
Составила :
Воспитатель Григорьева И. А.
г. Сыктывкар
Воспитатель : Григорьева Ирина Александровна
Дата проведения : 03.12.2015 года
Место проведения : МАДОУ «ЦРР – д/сад №116» г. Сыктывкар
Тема занятия : «Я – человек » .
Возрастная группа : подготовительная.
Форма организации : подгрупповая.
Предмет : Социально – коммуникативное развитие.
Тип занятия : Усвоение новых знаний и умений.
Задачи :
Воспитательная : Воспитывать осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека .
Развивающая : Развивать умение выслушивать (слушать) друг друга, умение выделять свои индивидуальные особенности.
Обучающая : Дать представление детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Оборудование и материалы : фотографии детей группы, ватман, маркеры (фломастеры, магнитофон с аудиозаписью танцевальной музыки.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня у нас гости, поздоровайтесь.
Дети садятся в круг, воспитатель просит каждого ребенка назвать свое имя, рассказать о своем любимом животном. Итог : Ребята, чему мы сейчас научились? Ответы детей : …. мы с вами сейчас учились выслушивать друг друга, уважать мнение каждого (у каждого есть, и должно быть, свое мнение) .
А теперь, чтоб поближе узнать, друг друга, я предлагаю вам игру, которая называется «Вопрос – ответ»
Игра : «Вопрос-ответ»
Дети под музыку двигаются по группе. Как только музыка затихает, дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос (не громко, но чтобы ребенок, которому вы задаете вопрос, услышал только вас). А чтобы вы долго не думали, какой задать вопрос, я вам предложу схему вопросов : она у меня на доске в виде картинок, давайте посмотрим сюда. Какой можно задать вопрос …ответы детей. 1. «Твоя любимая еда?» ,2. «Твой любимый цвет?» , 3. «Твое любимое время года?» , 4. «У тебя есть братья и сестры?» , 5. «Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?» . Игра повторяется 2-3 раза.
Подведение итогов игры : Ребята, что вы узнали друг о друге? А что вы сделали для того, чтобы узнать друг о друге? Ответы детей :…задавали друг другу вопросы и слушали ответы. Все правильно, мы с вами задавали вопросы и учились слушать ответы (у каждого свой ответ) .
Присаживаетесь, пожалуйста, на стульчики.
Воспитатель : Ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга… «Мы похожи друг на друга?» Чем похожи? Ответы детей :…одинаковое строение тела, правильно. Назовите мне, пожалуйста, части тела человека ? Ответы детей : голова, туловище, руки, ноги…
У меня для вас, есть шуточное стихотворение, про парные части тела. Послушайте, пожалуйста.
Шепчет ротик : «Эй, послушай!
Что ты, носик, приуныл?
Ко всему ты равнодушен,
Будто свет тебе не мил?»
Грустный носик отвечал :
«Разве ты не замечал?
Ушек двое, глазок двое.
Две руки и две ноги.
Только мы живем с тобою
В одиночку, чудаки».
«Ты напрасно, носик, тужишь.
Говорил тебе не раз.
Если мы с тобою дружим,
Значит, тоже двое нас?».
«А мы отличаемся друг от друга?» В чем отличие? Ответы детей : одежда, каждый носит то, что он хочет (мальчики в одном, девочки в другом, у девочек прическа. У каждого есть свои интересы (кто рисует, кто любит собирать наклейки, собирать пазлы, у каждого свой характер, каждый ребенок имеет свои индивидуальные особенности (кто-то умеет петь, кто-то танцевать, а кто- то умеет вязать) . У каждого ребенка есть свое мнение, и он имеет право высказать, это, свое мнение (ему что-то нравится, или, чем то восхищается, или же он чем то недоволен и ему что-то не нравится, не по душе).
Вывод : Молодцы, ребята, правильно. Все дети планеты Земля очень похожи друг на друга, ведь не смотря на внешние различия, у всех людей одинаковое строение тела. А теперь мы посмотрим, чем мы отличаемся, и чем мы похожи. Я предлагаю вам сделать фотоколлаж. Подойдите, пожалуйста, к столу и найдите свою фотографию. Ее надо приклеить на ватман. Посмотрите, что у нас получилось. Как мы с вами и говорили, у нас есть сходство и внешнее различие. Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель : Ребята, каждый ребенок, человек , имеет свое мнение, правильно? Ответ детей : ДА! А все дети могут высказать свое мнение? Ответы детей : …нет, стесняются, боятся (это мешает человеку в общении ) . Так давайте попробуем помочь застенчивому ребенку преодолеть себя и, научиться легко и открыто , контактировать с окружающими. Я предлагаю вам игру, которая называется «Посмотрите на меня» .
Игра : «Посмотрите на меня»
Ребенок ложится на длинный лист бумаги. Воспитатель обводит контуры его тела. Что у нас получилось? Ответы детей :… силуэт. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на ребенка, и на силуэт. Чего не хватает? Ответы детей : черты лица, цвет волос, одежда, обувь…
Воспитатель : Дети, а что можно пожелать нашему герою. Как это можно изобразить на плакате? Ответы детей : счастья, смеха, веселья (дети рисуют вокруг портрета улыбки, солнышко, цветы, игрушки и т. д.) .
Вывод : Ребята, какой можно из этого сделать вывод? Ответы детей :… В первую очередь – Я человек , я индивидуален, у меня есть свои индивидуальные особенности, у меня есть свое мнение и я имею право высказаться и вы должны уважать мое мнение, так же как и я уважаю ваше! Не надо стесняться и бояться говорить. Вы со мной согласны? Ответы детей : …ДА!
Итог занятия :
1. Ребята, как называлось наше занятие ?
2. Что нового узнали на занятии ?
3. Что получилось?
Спасибо, ребята, за занятие !
Домашнее задание : Рисование на тему «Автопортрет» .
Публикации по теме:
Конспект открытого занятия по лексической теме «Посуда» Елена Караганова Лексическая тема «Посуда». Цель: выучить стихотворение о посуде. Задачи: 1. Запомнить стихотворение о посуде, используя.
Конспект открытого занятия по лексической теме «Продукты питания» Цель: формирование лексико-грамматических категорий. Задачи: Коррекционно-образовательные: - Активизировать предметный словарь по теме «Продукты.
Организм человека - это сложная целостная саморегулирующаяся и самовозобновляющаяся система, состоящая из огромного количества клеток. Организм — живая система, характерными чертами которой являются потребление энергии, обмен веществ с окружающей средой, рост, развитие и размножение. Прежде всего организм представляет собой саморегулирующуюся систему, взаимосвязь всех органов и систем организма обеспечивается гуморальной и нервной регуляцией.
Анатомия, физиология и гигиена человека (организм человека) составляют основу современной медицины, педагогики, психологии. Развитие этих наук помогает разрабатывать эффективные методы профилактики и лечения заболеваний человека. Знания о строении и функциях человеческого организма позволяет человеку соблюдать правила личной гигиены, быть здоровым и физически крепким.
Ткани человека
В состав тканей входят клетки , сходные по строению, происхождению и функциям, а также межклеточное вещество. Также в организме человека различают четыре основных типа тканей , каждая из которых выполняет определенную функцию:
- эпителиальная ткань,
- соединительная ткань,
- мышечная ткань,
- нервная ткань.
Система органов человека
Ткани образуют органы, которые занимают постоянное положение и имеют определенное строение. Благодаря гуморальной и нервной регуляции органы функционально взаимосвязаны и образуют систему органов . Например, кровеносные сосуды и сердце обеспечивают транспорт кислорода, углекислого газа, питательных веществ, продуктов метаболизма и т.п. к соответствующим органам.
Система органов | Части системы | Функции |
Опорно-двигательная | Скелет | Опора тела, защита. Движение. Кроветворение |
Мышцы | Движение тела посредством работы мышц сгибателей и разгибателей. Мимика, речь. Движение стенок внутренних органов | |
Покровная | Кожа | Покровная, защитная, терморегуляционная, выделительная, осязательная |
Кровеносная | Сердце | Взаимосвязь всех органов организма. Связь с внешней средой. Выделение через легкие, почки, кожу. Защитная (иммунитет). Регуляторная (гуморальная). Обеспечение организма питательными веществами, кислородом |
Сосуды | ||
Дыхательная | Легкие | Проведение вдыхаемого воздуха, водяного пара. Газообмен между воздухом и кровью, выделение продуктов обмена |
Дыхательные пути | ||
Пищева-рительная | Пищеварительные железы | Образование пищеварительных соков, ферментов, гормонов. Переваривание пищи |
Пищеварительный тракт | Переваривание, проведение и всасывание переваренной пищи. Образование каловых масс и выведение их наружу | |
Мочевы-делительная | Почки | Выведение продуктов диссимиляции, сохранение постоянства внутренней среды, защита организма от самоотравления, связь организма с внешней средой, поддержание водносолевого обмена |
Половая | Женские половые органы | Образование женских половых клеток (яйцеклеток) и гормонов; развитие плода. Образование мужских половых клеток (сперматозоидов) и гормонов. |
Мужские половые органы | ||
Эндокринная | Железы | Гуморальная регуляция и координация деятельности органов и организма |
Нервная | Центральная | Высшая нервная деятельность. Связь организма с внешней средой. Регуляция работы внутренних органов и поддержание постоянства внутренней среды. Осуществление произвольных и непроизвольных движений, условных и безусловных рефлексов |
Периферическая |
Нейрогуморальная регуляция
Гуморальная регуляция осуществляется с помощью гормонов и других веществ, которые разносятся по организму с током крови ()
Нервная регуляция более оперативна, поэтому взаимодействие органов с помощью осуществляется в сотни раз быстрее по сравнению с гуморальной регуляцией. Нервные импульсы направлены к определенным органам и тканям, быстро регулируя их состояние и деятельность.
Нервная и гуморальная регуляции функций организма взаимосвязаны . На функционирование нервной системы оказывают влияния активные химические вещества, циркулирующие в криви. Образование этих веществ регулируется в свою очередь нервной системой. В результате существует единая нервно-гуморальная регуляция функций организма.
Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:
- Перейти к следующему конспекту: