Типовая производственная инструкция «Техническое обслуживание запорной арматуры. Техническое обслуживание задвижек и устранение неисправностей Периодичность обслуживания вентилей задвижек узлов управления

Эксплуатация задвижек с полуприкрытым затвором запрещается. Исключением являются аварийные ситуа­ции на насосно-перекачивающих станциях (НПС), когда задвижки непродолжительное время могут использоваться для дросселирования давления.

Дежурным персоналом раз в смену проводятся технические осмотры запорной арматуры, в ходе которых проверяются:

  • герметичность фланцевых соединений и сальниковых уплотнений;
  • плавность перемещения подвижных частей;
  • исправность электропривода.
    В рамках технического обслуживания раз в месяц выполняются следующие работы:
  1. мелкий ремонт арматуры, не требующий специальной остановки магистральных насосов (чистка наружных поверхностей, устранение подтеков масла, обслуживание площадок и т.д.);
  2. визуальная проверка состояния всех частей задвижек;
  3. проверка наличия смазки в редукторе электроприво­да и ее пополнение;
  4. проверка герметичности сальникового уплотнения и фланцевых соединений;
  5. проверка работоспособности электропривода (крепле­ния клемм, защиты от перегрузок, срабатывания ко­нечных выключателей и муфты ограничения крутящего момента);
  6. контроль герметичности затвора.

Для обеспечения герметичности фланцевых соедине­ний два раза в год (весной и осенью) их обтягивают. Эта же процедура выполняется в случае обнаружения течи во фланцевом соединении.

Обтяжка фланцевых соединений задвижек должна выполняться при давлении, сниженном до безопасного уровня. Необходимо иметь в виду, что перед обтяжкой фланцевого соединения корпуса и крышки клиновой за­движки необходимо приоткрывать клин во избежание повреждения резьбовой втулки.

Определение крутящего момента электропривода за­движки осуществляется измерением величины силы тока его электродвигателя. Его величина не должна превы­шать номинальное значение более чем на 10%.

При проведении сезонного технического обслужива­ния 1 раз в 6 месяцев производится контроль герметич­ности затвора задвижек. Его совмещают с плановыми остановками магистрального трубопровода и НПС.

Для контроля герметичности затвора создается пере­пад давления, равный 0,1-0,2 МПа при избыточном дав­лении не менее 0,4 МПа. Критериями оценки герметично­сти являются изменение давления в отсеченных участках трубопровода и наличие шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор.

Изменение давления в отсеченном участке трубопро­вода контролируется по показаниям манометров (не ниже первого класса точности с ценой деления не более 0,05 МПа) не менее чем за 30 мин. Затвор считается не­герметичным, если за полчаса изменение давления со­ставит 0,1 МПа и более.

Регистрация шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор осуществляется акустическими приборами (течеискателями, шумомерами). Фиксация такого шума в за­движках узла подключения НПС к магистральному трубо­проводу, нагнетательных и всасывающих линий магистраль­ных насосов (агрегатные задвижки), камеры пуска и приема СОД, приемо-раздаточных патрубков резервуаров свидетель­ствует о негерметичности затвора. В остальных случаях протечки не должны превышать допустимой величины, определяемой классом герметичности задвижек.

Критериями их неработоспособности являются:

  1. неустранимые дополнительной подтяжкой утечки че­рез сальниковые уплотнения и фланцевые соединения;
  2. протечки перекачиваемой среды в затворе, превыша­ющие допустимую величину;
  3. заклинивание подвижных частей задвижек при от­крытии и закрытии арматуры;
  4. увеличение времени срабатывания сверх допустимого;
  5. выход электропривода из строя.

Неработоспособные задвижки подвергаются ремонту.

Сведения о способах устранения их возможных неисп­равностей приведены в таблице ниже.

Возможные неисправности задвижек и способы их устранения

Неисправность Возможные причины Способы устранения
Пропуск среды при закрытой задвижке Нарушаете герметично­сти в связи с износом или загрязнением поверхно­стей уплотнительных колец корпуса и клина или диска.

Недостаточное усилие на маховике (меньше расчетного).

Недостаточный крутя­щий момент, развивае­мый электроприводом.

Образование осадка твердых частиц или смо­лы в нижней части кор­пуса

Разобрать задвижку, очистить, притереть или заменить уплотнитель­ные кольца.

Увеличить усилие на маховике до расчетного.

Проверить настройку муфты крутящего мо­мента. Проверить на­пряжение на вводе. Проверить техническое состояние электродви­гателя.

Разобрать задвижку и удалить осадок

Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов.

Повреждена прокладка.

Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки

Равномерно затянуть болты.

Заменить прокладку.

Снять крышку, испра­вят повреждение и при­тереть поверхности уп­лотнения

Пропуск среды через сальник Набивка сальника недостаточно уплотнена.

Износ сальниковой набивки.

Повреждена поверхность шпинделя

Подтянуть гайки саль­ника равномерно.

Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку.

Устранить повреждение поверхности шпинделя

Перемещение за­твора с задержками или при увеличенном моменте Повреждены направ­ляющие клина или дисков.

Образование осадка твердых частиц или смолы на направляющих

Разобрать задвижку и устранить повреждение.

Разобрать задвижку и удалить осадок

Увеличенный мо­мент на маховике, необходимый для закрывания Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях Смазать подвижные со­пряжения
Не срабатывает электропривод Отсутствует питание электропривода Проверить и исправить линию питания электро­привода

важным объектом внимания являются уплотнительные кольца, износ которых приводит к снижению герметичности. Например, на нефтяных скважинах замена задвижек может требоваться ежемесячно (особенно, если в нефти содержится песок), агрессивная среда вызывает коррозию колец, в теплоэнергетике пар высокого давления и высокой температуры приводит к эрозии уплотнительных колец.

Также, в зависимости от рабочей среды трубопровода, на уплотнительных кольцах или в нижней части корпуса могут скапливаться смолы или осадок, что служит препятствием плотному закрытию и пропуску среды в закрытом состоянии. Все эти моменты могут стать причиной аварийной ситуации, а значит, требуют мероприятий по их предупреждению и своевременному устранению.

Также следует обратить внимание на износ шпинделя. Выдвижной тип шпинделя задвижки предполагает смазку резьбы, поэтому такая процедура должна происходить регулярно. Задвижки с невыдвижным шпинделем более просты в эксплуатации, но не имеют возможности проводить смазку без прерывания работы трубопровода и разборки арматуры. Поэтому следует обратить внимание, что износ задвижек с невыдвижным шпинделем происходит гораздо быстрее.

В случае использования электроприводов, следует обращать внимание также и на состояние механизмов двигателя, силового кабеля, системы управления. Для гидро- и пневмоприводов технического обслуживания требуют система управления, а также сальниковый узел приводного штока.

  • использование исключительно качественной продукции (например, задвижек , которые отлично зарекомендовали себя на рынке и имеют широкую область применения);
  • своевременное техническое обслуживание с учетом особенностей конструкции и условий эксплуатации;
  • быстрое реагирование на появление нехарактерных явлений (протечек, неполного запирания и т.д.).

Вся вновь устанавливаемая на объектах магистраль-ного трубопровода арматура должна иметь:

  • сертификаты соответствия, удостоверяющие ее соот-ветствие требованиям Государственных стандартов и нормативных документов России;
  • разрешение Ростехнадзора на право выпуска и при-менения данной продукции.

В процессе эксплуатации выполняется техническое обслуживание арматуры.

Задвижки.

Технологический режим работы задвижек с указанием вида управления (местное или дистанцион-ное), перепада давления на них и максимального рабоче-го давления устанавливается на основании проектной до-кументации.

Эксплуатация задвижек с полуприкрытым затвором запрещается. Исключением являются аварийные ситуа-ции на НПС, когда задвижки непродолжительное время могут использоваться для дросселирования давления.

Дежурным персоналом раз в смену проводятся тех-нические осмотры запорной арматуры, в ходе которых проверяются:

  • герметичность фланцевых соединений и сальниковых уплотнений;
  • плавность перемещения подвижных частей;
  • исправность электропривода.

В рамках технического обслуживания раз в месяц выполняются следующие работы:

  • мелкий ремонт арматуры, не требующий специальной остановки магистральных насосов (чистка наружных поверхностей, устранение подтеков масла, обслужива-ние площадок и т.д.);
  • визуальная проверка состояния всех частей задвижек;
  • проверка наличия смазки в редукторе электроприво-да и ее пополнение;
  • проверка герметичности сальникового уплотнения и фланцевых соединений;
  • проверка работоспособности электропривода (крепле-ния клемм, защиты от перегрузок, срабатывания ко-нечных выключателей и муфты ограничения крутя-щего момента);
  • контроль герметичности затвора.

Для обеспечения герметичности фланцевых соедине-ний два раза в год (весной и осенью) их обтягивают. Эта же процедура выполняется в случае обнаружения течи во фланцевом соединении.

Обтяжка фланцевых соединений задвижек должна выполняться при давлении, сниженном до безопасного уровня. Необходимо иметь в виду, что перед обтяжкой фланцевого соединения корпуса и крышки клиновой за-движки необходимо приоткрывать клин во избежание повреждения резьбовой втулки.

Определение крутящего момента электропривода за-движки осуществляется измерением величины силы тока его электродвигателя. Его величина не должна превы-шать номинальное значение более чем на 10%.

При проведении сезонного технического обслужива-ния 1 раз в 6 месяцев производится контроль герметич-ности затвора задвижек. Его совмещают с плановыми остановками магистрального трубопровода и НПС.

Для контроля герметичности затвора создается пере-пад давления, равный 0,1-0,2 МПа при избыточном дав-лении не менее 0,4 МПа. Критериями оценки герметично-сти являются изменение давления в отсеченных участках трубопровода и наличие шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор.

Изменение давления в отсеченном участке трубопро-вода контролируется по показаниям манометров (не ниже первого класса точности с ценой деления не более 0,05 МПа) не менее чем за 30 мин. Затвор считается не-герметичным, если за полчаса изменение давления со-ставит 0,1 МПа и более.

Регистрация шума протечек перекачиваемой жидкости через затвор осуществляется акустическими приборами (течеискателями, шумомерами). Фиксация такого шума в за-движках узла подключения НПС к магистральному трубо-проводу, нагнетательных и всасывающих линий магистраль-ных насосов (агрегатные задвижки), камеры пуска и приема СОД, приемо-раздаточных патрубков резервуаров свидетель-ствует о негерметичности затвора. В остальных случаях протечки не должны превышать допустимой величины, определяемой классом герметичности задвижек.

Критериями их неработоспособности являются:

  • неустранимые дополнительной подтяжкой утечки че-рез сальниковые уплотнения и фланцевые соединения;
  • протечки перекачиваемой среды в затворе, превыша-ющие допустимую величину;
  • заклинивание подвижных частей задвижек при от-крытии и закрытии арматуры;
  • увеличение времени срабатывания сверх допустимого;
  • выход электропривода из строя.

Неработоспособные задвижки подвергаются ремонту.

Сведения о способах устранения их возможных неисп-равностей приведены в таблице ниже.

Возможные неисправности задвижек ж способы их устранения

Неисправность

Возможные причины

Способы устранения

Пропуск среды при закрытой задвижке

Нарушаете герметично-сти в связи с износом или загрязнением поверхно-стей уплотнительных колец корпуса и клина или диска.

Недостаточное усилие на маховике (меньше расчетного).

Недостаточный крутя-щий момент, развивае-мый электроприводом.

Образование осадка твердых частиц или смо-лы в нижней части кор-пуса

Разобрать задвижку, очистить, притереть или заменить уплотнитель-ные кольца.

Увеличить усилие на маховике до расчетного.

Проверить настройку муфты крутящего мо-мента. Проверить на-пряжение на вводе. Проверить техническое состояние электродви-гателя.

Пропуск среды через соединение корпуса с крышкой

Потеря герметичности в связи с недостаточной затяжкой болтов.

Повреждена прокладка.

Повреждены уплотнительные поверхности корпуса или крышки

Равномерно затянуть болты.

Заменить прокладку.

Снять крышку, испра-вят повреждение и при-тереть поверхности уп-лотнения

Пропуск среды через сальник

Набивка сальника недостаточно уплотнена.

Износ сальниковой набивки.

Повреждена поверхность шпинделя

Подтянуть гайки саль-ника равномерно.

Поднабить сальник или заменить сальниковую набивку.

Устранить повреждение поверхности шпинделя

Перемещение за-твора с задержками или при увеличенном моменте

Повреждены направ-ляющие клина или дисков.

Образование осадка твердых частиц или смолы на направляющих

Разобрать задвижку и устранить повреждение.

Разобрать задвижку и удалить осадок

Увеличенный мо-мент на маховике, необходимый для закрывания

Отсутствует смазка в подвижных сопряжениях

Смазать подвижные со-пряжения

Не срабатывает электропривод

Отсутствует питание электропривода

Проверить и исправить линию питания электро-привода

Регуляторы давления. При техническом обслужива-нии регуляторов давления, которое выполняется обслу-живающим персоналом раз в месяц, выполняются следу-ющие работы:

  • наружный осмотр с целью проверки герметичности корпуса и соединений;
  • проверка герметичности сальниковых уплотнений и при необходимости их подтяжка;
  • контроль целостности и исправности вала, рычагов привода, а также редуктора;
  • проверка наличия смазки в электроприводе и редук-торе (при необходимости - пополнение);
  • проверка и подтяжка контактных соединений элект-ропривода.

Для блока регуляторов давления в целом произво-дятся:

  • контроль точности и синхронности срабатывания за-слонок;
  • проверка функционирования системы подогрева блока.

Предохранительные клапаны.

Целостность корпуса предохранительных клапанов может быть нарушена вследствие коррозии, усталостных явлений, повышения допустимого давления.

Из-за повреждения уплотнительных поверхностей или посторонних предметов на них, нарушения соосности деталей клапана и других причин возможен пропуск пе-рекачиваемой жидкости через затвор клапана при давле-нии, меньшем, чем расчетное.

Вследствие чрезмерно большого расхода сбрасываемой жидкости, а также отложений на поверхности подводя-щего трубопровода или патрубка может иметь место пуль-сация - быстрое и частое закрытие и открытие предох-ранительного клапана.

Наконец, предохранительный клапан может просто не срабатывать при заданном установочном давлении вследствие неправильно отрегулированной или слишком жесткой пружины, а также повышенного трения в на-правляющих золотника.

Поэтому в объем технического обслуживания предох-ранительных клапанов входят:

  • внешний осмотр с целью определения целостности корпуса;
  • проверка срабатывания клапана при заданном давле-нии;
  • контроль герметичности и пульсаций.

Техническое обслуживание предохранительных кла-панов выполняется обслуживающим персоналом 2 раза в смену.

Обратные клапаны.

Аналогично задвижкам техни-ческое обслуживание обратных клапанов выполняется обслуживающим персоналом раз в смену и включает:

  • проверку герметичности уплотнений (с устранением обнаруженных утечек);
  • контроль работоспособности демпфирующих устройств и их восстановление;
  • очистку наружной поверхности.

Контроль герметичности обратных клапанов произ-водится раз в год аналогично задвижкам. Она должна соответствовать величинам, приведенным в таблице ниже.

Нормы герметичности обратных клапанов

Электроприводы.

Надежная эксплуатация электро-привода обеспечивается:

  • поддержанием его узлов и деталей в рабочем состоянии;
  • тщательным креплением привода к арматуре, элект-родвигателя к редуктору, путевого выключателя к приводу;
  • своевременным срабатыванием конечных выключате-лей и муфты ограничения крутящего момента;
  • качественной смазкой его трущихся деталей.

Поэтому при техническом обслуживании электропри-вода производится визуальная проверка состояния элект-ропривода и подводящих кабелей, состояния и крепления клемм электродвигателя, проверка защиты электродвига-теля от перегрузок, проверка срабатывания конечных вы-ключателей и их ревизия, проверка срабатывания муфты ограничения крутящего момента, а также проверка нали-чия смазки в подшипниках и редукторе и ее пополнение.

Основные неисправности электроприводов и способы их устранения приведены в таблице ниже.

Возможные неисправности электроприводов и способы их устранения

Проявление неисправности

Возможные причины

Способы устранения

Ручное управление

При переключении привода на ручное управление маховик вращается вхолостую

Кулачки муфт не сцепляются; кулачки муфт сломаны; лопнула головка штока или тяги; сорвана шпонка на шлицевом валу червяка или на маховике

Снять узел ручного управления, проверить сцепление муфт и шестерен

При переключении привода с электрического и обратно тяга не перемещается или ходит туго

Штифты задевают за стенки пазов червяка; заедание штока или тяги в направляющих; сломана пружина.

Заедание кулачковых муфт на валу червяка

Снять и осмотреть узел ручного управления и блокировки, проверить состояние штифтов и пружины.

Проверить состояние кулачковых муфт червяка и шпонок на нем

Усилие на маховике возрастает настолько, что невозможно открыть или закрыть задвижку

Заедание подвижных частей арматуры или электропривода

Вращая маховик в обратную сторону, повторить закрывание или открывание. Если заедание не ликвидируется, выяснить причину и устранить неисправность

Во время хода стрелка указателя не вращается

Неисправность передачи от приводного вала привода к кулачковому валику путевого выключателя.

Ослаб винт, стопорящий диск со стрелкой

Проверить передачу.

Открыть указатель, снять стекло и подтянуть стопорный винт

Электрическое управление

При нажатии на пусковые кнопки электродвигатель не вращается

Неисправна силовая цепь.

Не работает пускатель.

Нет напряжения на щите управления

Проверить силовую цепь.

Проверить исправность пускателя.

Проверить пусковую аппаратуру

При нажатии на пусковые кнопки двигатель вращается вхолостую, а электропривод стоит

Электропривод не переключен на электрическое управление.

Срезана шпонка на червяке или на валу электродвигателя.

Ослаб стопорный винт, и муфта на валу электродвигателя продвинулась к подшипнику

Перевести электропривод на электрическое управление.

Разобрать привод, выяснить неисправность и устранить.

Снять электродвигатель, поставить муфту на место и застопорить винтом

В крайних положениях запорного органа арматуры сигнальные лампы не горят

Перегорели лампы.

Отсутствует напряжение.

Электропривод остановлен в промежуточном положении запорного органа

Заменить лампы. Проверить цепь управления. Проверить по местному указателю положение запорного органа и пустить привод, нажав соответствующую кнопку

Одновременно горят лампы «Закрыто» и «Открыто»

Замыкание между проводами, идущими к путевому выключателю

Отключить от путевого выключателя сигнальные провода и устранить замыкание

Во время хода электропривода в сторону закрывания загорелась лампа ЛМ и электродвигатель отключился

Заедание подвижных частей арматуры или привода

Выяснить причину заедания и устранить

При пуске электропривода с двусторонним ограничением крутящего момента из положения полного закрытия в сторону открывания проход арматуры не открывается и загорается лампа ЛМ

Недостаточный крутящий момент в сторону открывания, срабатывает муфта ограничения крутящего момента

Поджать пружину муфты в сторону открывания

При достижении положения «Закрыто» электродвигатель автоматически не отключается

Ослаб кулачок закрытия.

Неисправность выключающего механизма муфты ограничения крутящего момента

Проверить настройку кулачков и исправность микропереключателей и, если, нужно, заменить неисправный.

Отрегулировать муфту, проверить исправность и, если нужно, заменить микропереключатель

При достижении положения «Открыто» электродвигатель автоматически не отключается

Ослаб кулачок открывания.

Неисправен микропереключатель

Проверить настройку и произвести регулировку в положении «Открыто».

Проверить и, если нужно, заменить микропереключатель

Недопустимые протечки среды между уплотнительными поверхностями арматуры

Недостаточный крутящий момент.

Между уплотнительными поверхностями арматуры попали твердые частицы.

Сработались или повреждены уплотнительные поверхности арматуры

Поджать пружину муфты.

Прочистить проход и уплотнительные поверхности арматуры.

Отремонтировать уплотнительные поверхности

Общие положения

1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность слесаря-ремонтника.

2. На должность слесаря-ремонтника назначается лицо, имеющее среднее образование и соответствующую подготовку по специальности.

3. Слесарь-ремонтник должен знать устройство ремонтируемого оборудования, агрегатов и машин; правила регулирования машин; способы устранения дефектов в процессе ремонта, сборки и испытания оборудования, агрегатов и машин; устройство, назначение и правила применения используемых контрольно-измерительных инструментов; конструкцию универсальных и специальных приспособлений; способы разметки и обработки несложных различных деталей; систему допусков и посадок; квалитеты и параметры шероховатости; свойства кислотоупорных и других сплавов; основные положения планово-предупредительного ремонта оборудования; конструктивные особенности ремонтируемого оборудования, агрегатов и машин; технические условия на ремонт, сборку, испытание и регулирование и на правильность установки оборудования, агрегатов и машин; технологический процесс ремонта, сборки и монтажа оборудования; правила испытания оборудования на статическую и динамическую балансировку машин; геометрические построения при сложной разметке; способы определения преждевременного износа деталей; способы восстановления и упрочнения изношенных деталей и нанесения защитного покрытия.

4. Слесарь-ремонтник назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

5. Слесарь-ремонтник непосредственно подчиняется заместителю руководителя по АХЧ, или заместителю руководителя по технике, или заместителю руководителя по строительству, или начальнику хозяйственного отдела, или начальнику технического отдела, или начальнику строительного отдела.

Должностные обязанности

Осуществление ремонтных работ. Разборка, ремонт, сборка и испытание узлов и механизмов. Ремонт, монтаж, демонтаж, испытание, регулирование, наладка оборудования, агрегатов и машин и сдача после ремонта. Слесарная обработка деталей и узлов. Изготовление сложных приспособлений для ремонта и монтажа. Составление дефектных ведомостей на ремонт. Выполнение такелажных работ с применением подъемно-транспортных механизмов и специальных приспособлений. Выявление и устранение дефектов во время эксплуатации оборудования и при проверке в процессе ремонта. Проверка на точность и испытание под нагрузкой отремонтированного оборудования.

Права

Слесарь-ремонтник имеет право:

1. вносить предложения руководству учреждения по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности;

2. пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей;

Учебная практика ПМ№1

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КНГК.
3. проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда;

4. повышать свою квалификацию.

Слесарь-ремонтник пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

Ответственность

Слесарь-ремонтник несет ответственность за:

1. своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей;

2. организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности;

3. соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности;

4. ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами;

5. оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.

За нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов слесарь-ремонтник может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Обслуживание запорной арматуры

Периодичность и объемы технического обслуживания иремонта запорной арматуры определяются инструкцией завода-изготовителя и планом-графиком, утвержденным главным инженером эксплуатирующей организации.

На местах (в целях ускорения процесса)ремонт запорной арматуры частично ограничивается притиркой мелких вентилей или кранов, состоящий в том, что золотник или пробка притираются с помощью мелкого

наждака с машинным маслом к гнезду. В этом случае также набиваются сальники штоков и пробки. Проточка золотников, щечек, штоков, грунд-букс делается в мастерских на токарном или притирочном станках. Обнаруженные дефекты устраняют теми же способами, что и приремонте запорной арматуры.

Для ускорения операций по включению и отключению трубопроводов и для облегченияремонта запорной арматуры на всех врезках и на всех разрывных задвнжках сооружаются колодцы со стенками из бутового камня или из железобетонных сборных элементов. Их оборудуют прочными крышками и хорошо заметными указателями.

В работоспособном состоянии запорной арматуры пропуск среды через сальниковое и прокладочное уплотнения не допускается.

Техническое состояние задвижки в процессе эксплуатации должен определяться диагностическим контролем. Для определения технического состояния корпуса и сварных швов задвижки применяются акустико-эмиссионный (АЭ), ультразвуковой (УЗК) и другие методы неразрушающего контроля.

Проведение диагностического контроля задвижки совмещают по срокам с капитальным ремонтом а также осуществляют при выявлении чрезмерных напряжений на патрубках или при возникновении отказов в работе задвижки по критериям предельных состояний. При диагностировании применяются приборы и АЭ датчики и приборы ультразвукового контроля или дефектоскопы.

Диагностический контроль и заключение по его результатам осуществляют специализированные организации, имеющие разрешение Госгортехнадзора России, или специалисты РНУ, ЦБПО при наличии разработанной и утвержденной методики диагностического контроля.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КНГК.
Результаты диагностического контроля (заключение) заносятся в формуляр арматуры или прикладывается к ее паспорту.

Контроль герметичности затвора арматуры в процессе эксплуатации может осуществляться акустико-эмиссионными течеискателями.

На действующих магистральных нефтепроводах арматура также подвергается испытаниям на прочность и плотность материалов и сварных швов, герметичность по отношению к внешней среде, герметичность затвора и работоспособность. Проведение испытания арматуры совмещается по срокам с испытанием нефтепроводов или осуществляется после выполнения капитального ремонта нефтепроводов.

Режим испытания и испытательные давления устанавливаются и зависимости от срока и параметров эксплуатации нефтепроводов согласно нормативным документам, регламентирующим проведение испытаний на действующих нефтепроводах.

Запорные и регулирующие устройства. Запорная арматура - вид трубопроводной арматуры, предназначенный для перекрытия потока среды. Она имеет наиболее широкое применение и составляет обычно около 80% от всего количества применяемых изделий. К запорной арматуре относят и пробно-спускную и контрольно-спускную арматуру, используемую для проверки уровня жидкой среды в ёмкостях, отбора проб, выпуска воздуха из верхних полостей, дренажа и т.д.К запорной арматуре относятся в основном запорные (проходные) вентили (рис. 5, а, в) и задвижки (рис. 5, б ). Регулирующий вентиль отличается от запорного только устройством клапана (золотника). Клапан имеет хвостовое устройство, позволяющее плавно изменять проходное сечение вентиля. Кроме того, на шпинделе регулирующего вентиля нарезается мелкая резьба.

Рис. 5. Запорная арматура:
а - вентиль проходной (запорный): 1 - колпак-маховичок; 2 - головка шпинделя; 3 - шпиндель; 4 - сальник; 5 - крышка;6 - золотник; 7 - корпус; б - задвижка рассольная: 1 - корпус; 2 - щеки; 3 -клин; 4 - шток; 5 - сальник; 6 - маховик; в - двухходовой запорный фреоновый вентиль: 1 - корпус; 2 - шпиндель; 3 -набивка; 4 - гайка; 5 -прокладка, 6 - колпачок; 7 -патрубок; 8 - тройник; 9 - накидная гайка.

Изм.
Лист
№ докум.
Подпись
Дата
Лист
КНГК.
Вентили, как правило, имеют на крышках уплотняющие пояски, что позволяет, не отключая участок трубопровода от общей системы, заменить сальниковую набивку. Для этого вентиль открывается до отказа и перекрывает сальниковую набивку. Клапан вентиля выполняется с кольцевой баббитовой заливкой, которая вминается в кольцевой выступ седла клапана и уплотняет его (см. рис. 5, а ). Вместо баббитовой заливки нередко выполняется кольцевая фторопластовая вставка. Вентили условным проходом более 15 мм выполняют, как правило, с фланцами. Фланцы в холодильных установках применяются парные: выступ - впадина. На фланцах вентилей делается впадина. Материал сальниковой набивки - хлопчатобумажный шнур, пропитанный маслом и смазанный графитом. В качестве набивки успешно используются кольца из маслостойкой резины и из фторопласта. Вентили и другая арматура для холодильного агента в судовых холодильных установках применяются только стальные. Для фреоновых установок допускают бронзовую арматуру.

Запорные и регулирующие вентили устанавливают так, чтобы направление движения холодильного агента совпадало с направлением подъема клапана (под клапан). Перед каждым регулирующим вентилем обычно монтируют запорный вентиль, так как регулирующий вентиль нельзя использовать в качестве запорного.

На рис. 5, в показан двухходовой фреоновый угловой вентиль небольшого проходного сечения. Двухходовой вентиль позволяет в рабочем состоянии отключить один из проходов или соединить оба прохода одновременно. Во фреоновых компрессорах часто используют вентиль такой конструкции.


Похожая информация.


1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ.

      Данная инструкция применяется совместно с Инструкцией завода-изготовителя.

      Конструктивно краны состоят из следующих основных узлов: корпуса с шаровым затвором, привода и системы управления.

      У кранов подземного исполнения дополнительно имеется колонна со шпинделем-удлинителем.

      Герметичность кранов обеспечивается за счет уплотнительных седел, которые расположены между корпусомкранов и их шаровымзатвором.

      На кранах, шаровые затворы которых вращаются на опорах, уплотнительные кольца (седла) прижимаются к шаровому затвору давлением газа, пружинами.

      У кранов, шаровые затворы которых вращаются на опорах, для сброса давления газа из корпуса кранов, а так же дляконтролягерметичностикрановпоседлам в верхней части корпусов есть отверстие декомпрессии. В нижней частикорпусовкранов есть отверстие для дренажа влаги и конденсата. Проверка герметичности у этих кранов производится открытиемдекомпрессионногоустройствапосле проверки положения крана сначала с помощью газа, а затем с помощьюручного насоса: до резкого возрастания усилиянаручкенасоса.В случаене герметичности крана производится набивка уплотнительной пасты в седло крана со стороны высокого давления.Придостижении полнойгерметичности для повышения надежности закрытия крана уплотнительная паста набивается и во второе седло со стороны низкого давления.В целяхконтролястепенигерметичности крана и предотвращения прорыва газа через седло со стороны низкого давлениядренажноеидекомпрессионное устройство в течение всего времени проведения огневых или газоопасных работ необходимо держать полностью открытыми. Приэтом отвод газадолженпроизводиться в сторону с учетом направления ветра: техника и работники должны находиться с наветренной стороны.

      На кранах с плавающим затвором затворы (пробки) прижимаются к уплотнительным кольцам(седлам).

      В случаене герметичноститаких кранов набивка уплотнительной пасты производится в седло крана со стороны низкого давления.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ НАЗАПОРНЫХ КРАНАХ

      К работам назапорных кранах допускаются лица, прошедшие проверку знаний в объёме настоящей инструкции, сдавшие экзамен по ТБ и ПТЭ магистральных газопроводов и освоившие инструкцию по эксплуатации шаровых кранов.

      Перестановка кранов должна производиться строго по разрешению руководства ЛПУ (КС). Ревизия иремонт запорной арматуры установленной на газовых коммуникациях производится без оформления наряда-допуска, но с обязательной регистрацией в Журнале регистрации газоопасных работ проводимых без оформления наряда-допуска» (разгерметизация газовых коммуникаций).

      При проведении работ пользоваться инструментом, указанным в инструкции по эксплуатации для соответствующего типа кранов.

      Работы на кранах производить со специальных площадок для обслуживания или лестниц.

      Запрещается при работах на кранах использовать газовые или масляные трубы в качестве опор или страховочных элементов.

      При демонтаже-монтаже приводов гидробаллонов и гидроцилиндров пользоваться специальной подъёмной техникой и приспособлениями.

      Все работы по демонтажу отдельных узлов и деталей кранов производить предварительно убедившись в отсутствии давления газа в соответствующих местах.

      При проведении работ по заправке и дозаправке гидросистем кранов необходимо удалять масло с поверхности привода и корпуса крана.

      Дренаж влаги и конденсата из корпуса крана подземного использования производить после предварительного стравливания давления через декомпрессионное устройство.

      Сброс давления из системы управления, корпуса крана, а также дренирование влаги и конденсата производить осторожно, в направлении, безопасном для обслуживающего персонала.

      Запрещается производить перестановку кранов с помощью энергии давления кислорода.

      Запрещается вскрытие крышек конечных выключателей на кранах, имеющих дистанционное управление, без снятия напряжения с питающей электролинии.

      Запрещается производить профилактические работы, стравливать газ, производить перестановку крана во время грозы.

      При перемерзании затворов крана, узла управления, импульсных трубок обогрев производить разогретым воздухом, паром или электроТЭНами во взрывозащищённом исполнении, запрещается применять для этих целей горелки открытого пламени.

      При работах с электроприводом крана следует пользоваться общими положениями инструкций по ТБ при обслуживании электрооборудования под высоким напряжением. Работы с электроприводом следует проводить в присутствии дежурного электрика.

  1. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИСКЛЮЧЕНИЮ СЛУЧАЕВ САМОПРОИЗВОЛЬНОЙ

    ИЛИ ОШИБОЧНОЙ ПЕРЕСТАНОВКИ ЗАПОРНЫХ КРАНОВ

      Перекрыть запорные устройства (вентили, задвижки, краны) на линиях отбора импульсного газа для питания узлауправления краном.

      Сбросить давление из системы управления краном черезпредназначенное для этой цели специальное декомпрессионное устройство.

      Отсоединить импульсные трубки, идущие на гидробаллоны открытия и закрытия.

      Отключить электропитание электропневматических клапанов системы управления краном на ГЩУ КС.

      На ГЩУ КС на ключах управления соответствующих кранов вывесить таблички: «Не включать, работают люди!».

      На кранах, где это предусмотрено конструкцией, дополнительно отключить электропитание электропневматических клапанов по месту установки крана с помощью специального ключа. После отключения электропитания на узле управления краном вывешивается табличка: «Не включать, работают люди!».

      Отсоединить трубки импульсного газа от узла управления краном.

      Вместо отсоединённых трубок импульсного газа на штуцерах узла управления установить заглушки, которые опломбировать.

      На ручном насосе установить скобу (блок-замок), исключающую возможность открытия крана вручную, на кранах где имеются по два ручных насоса, такую скобу установить только на ручном насосе для открытия крана.

      На кранах, имеющих ручной механический привод, на штурвале(маховике) установить скобу(блок-замок)с целью исключения возможности открытия крана с его помощью.

      На кранах с электроприводом необходимо отключить питание электропривода на ГЩУ КС и в распредкоробке по месту установки крана. В указанных местах вывесить таблички «Не включать, работают люди!».

      На всех закрытых кранах, отсекающих место проведения огневых и газоопасных работ от газопровода, вывесить таблички «Не открывать».

4.МЕРОПРИЯТИЯ ПО НАДЁЖНОМУ ЗАКРЫТИЮ ЗАПОРНЫХ КРАНОВ

      После отключения участка газопровода от места проведения огневых и газоопасных работ удостовериться в том,что отсекающие краны находятся в положении «Закрыто». Контроль производится по указателю положения крана на приводе.

      Проверить положение кранов сначала с помощью газа(нажатием на кнопку, рычаг «Закрытие»), а затем с помощью ручного насоса (до резкого возрастания усилия на ручке насоса). На кранах с ручным механическим приводом закрытие дублируется с помощью маховика (штурвала привода).

      Проверить степень герметичности кранов открытием декомпрессионного или дренажного устройства. Приполной герметичности крана через эти устройства будет наблюдаться кратковременный сброс газа из полости междукорпусом крана и шаровым затвором. Постоянный выход газа будет свидетельствовать о недостаточной герметичности крана.

      В случае обнаружения негерметичности крана следует добиться герметичности его регулировкой хода поршня гидро (пневмо) цилиндра на «Закрытие».

      Если мероприятие по п.4. не даёт желаемого результата, то произвести набивку уплотнительной пасты в седло крана со сторонывысокого давления, контролируя при этом степень герметичности по декомпрессионному или дренажному устройству. (см.п.3)

      При достижении полной герметичности крана по п.5. для повышения надёжности закрытия крана уплотнительная паста набивается также и во второе седло со стороны низкого давления.

      В случае невозможности достижения полной герметичности крана согласно п.5. производится набивка уплотнительной пасты во второе седло крана со стороны низкого давления. Контроль степени герметичности в этом случае производится через любой отбор газа, находящийся со стороны низкого давления.

      Если мероприятие, выполненное по п.7 не даёт желаемого результата, то место проведения огневых и газоопасных работ необходимо отключатьс помощью надувных резиновых шаров (герметизирующих устройств).

      В случае невозможности достижения полной герметичности крана по п.4. и конструкция крана непредусматривает набивку пастой, то перекрываются краны сопряжённых участков, а место проведения работ отключается согласно п.8.

      В целях контроля герметичности крана и предотвращения прорыва газа через седло со стороны низкого давления дренажное и декомпрессионное устройство в течение всего времени проведения огневых и газоопасных работ необходимо держать полностью открытыми.

    ПРОВЕРКА И СМОТР КРАНОВ

    УЗЛА ПОДКЛЮЧЕНИЯ И ОХРАННЫХ КРАНОВ

      Осмотр и проверка кранов узла подключения производится ежесменно.

      При осмотре кранов узла подключения и охранных кранов (включая их внутренних перемычек) необходимопроверить:

    положение указателя крана и соответствие его положения индикации на щите управления(«открыт»,«закрыт»);

    положение переключателя рукоятки управления краном: режима управления ручным насосом(на кранах с дистанционным управлением рукоятки должны находиться в положении«Дистанционное управление»и зафиксированы стопором);

    наличие импульсного газа на управление кранами с продувкой фильтров;

    состояние крановых укрытий и ограждений.

      По окончании осмотра, кран должен быть очищен от пыли, песка и масляных пятен, а в зимнее время - от снега и льда.

      Двери укрытий должны быть в исправном состоянии, в зимнее время подходы к ним должныбытьочищеныот снега.

      Двери укрытий охранных кранов и их перемычек в зимнее время года должны находиться в открытомположении (должны быть зафиксированы в открытом положении) с целью обеспечения гарантированного и быстрого доступа к узлам управления кранов в аварийных ситуациях.

    ПРОВЕРКА И ОСМОТРЫ КРАНОВ

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОБВЯЗКИ ГПА

      Проверки и осмотры кранов технологической обвязки ГПА проводятся ежесменно и после каждой перестановки крана сменным персоналом и включаютследующие проверки:

    соответствие положения запорной арматуры «Инструкции по положению запорной арматуры технологической обвязки ГПА, находящихся в работе, резерве и в ремонте».

    комплектность всех узлов крана;

    положение указателя крана и соответствие его положения индикации на щите управления(«открыт», «закрыт»);

    наличие рукоятки насоса ручного привода крана;

    состояние болтовых и ниппельных соединений, при необходимости их подтягивают;

    положение переключателя рукоятки управления краном: режима управления ручным насосом (на кранах с дистанционным управлением рукоятки должны находиться в положении«Дистанционноеуправление»и зафиксированы стопором);

    герметичность уплотнений шпинделя крана, поршней, штоков, цилиндров привода крана;

    внешнее состояние кабелей управления кранами;

    герметизацию клеммных коробок, блоков управления кранов;

    наличие утечек газа, при возможности устранить;

      Проверка правильности установки затвора в кране при помощи ручного насоса или штурвала по указателю положений: проверка хода крана.

      По окончании осмотра, кран должен быть очищен от пыли, песка и масляных пятен, а в зимнее время от снега и льда.

      О всех выявленных неисправностях должен быть извещен сменный инженер (инженер ЭОГО) ипроизведенасоответствующая запись в «Ведомости дефектов и нарушений» на 1-м уровне АПК.

7. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ТО) ЗАПОРНОЙ АРМАТУРЫ

      Виды работ по обслуживанию арматуры:

    плановый осмотр (ТО-1);

    сезонное обслуживание (ТО-2);

    текущий ремонт (ТР);

    техническое диагностирование (ТД);

    средний ремонт (СР);

    капитальный ремонт (КР);

    обслуживание при хранении (ТО при хранении);

    обслуживание при консервации объекта (ТО при консервации).

      Текущим обслуживанием (ТО) - называется комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. [ГОСТ 18322, п. 1].

      Текущее обслуживание включает в себя следующие виды:

    Периодический осмотр ТО-1 – комплекс работ, проводимых 1 раз в месяц. Результаты проведения периодического осмотра заносятся в паспорт на арматуру раздел«Учет ППРзапорной арматуры» (см. Приложение 1).

    -Сезонное обслуживание ТО-2 –комплекс работ, проводимых 1 раз в 6 месяцев, включая объем работ ТО-1.Сезонное обслуживание ТО-2 проводится при подготовке арматуры к осеннее-зимнему и летнему периодам эксплуатации. Работы по ТО-2 проводятся так же перед проведением ремонтных работ, связанных с отключением участка магистрального газопровода. Результаты проведения сезонного обслуживания заносятся в паспорт на арматуру раздел«Учет ППРзапорной арматуры» (см. Приложение 1).

      Текущий ремонт (ТР ) - Ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности изделия и состоящий в замене и/или восстановлении отдельных частей. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]

      Текущий ремонт проводится по результатам ТО-1,ТО-2 .

      При проведении текущего ремонта проводится:

    зачистка, грунтовка и окраска лакокрасочных поверхностей корпуса, колонны-удлинителя и привода, которые подверглись коррозии;

    подтяжка всех резьбовых соединений корпуса, колонны-удлинителя, привода и навесного оборудования;

    чистка фильтров-осушителей и замена адсорбента с последующей его регенерацией;

    ревизия гидросистемы привода путем удаления воздуха из гидроцилиндров, влаги и шлама из трубок и баллонов;

    замена демпферной жидкости гидросистемы привода;

    ревизия системы уплотнения седел затвора и шпинделя: трубок, фитингов и мультипликаторов смазки;

    набивка очистительной и герметизирующей смазки в седла затвора, шпиндель;

    ревизия ручного насоса-дублера и переключателей режима работ;

    ревизия винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;

    ревизия системы подачи импульсного газа с настройкой сбросных и перепускных клапанов;

    ревизия оборудования КИПиА, измерение сопротивления изоляции и заземления.

    Результаты проведения текущего ремонта заносятся в паспорт на арматуру раздел«Учет ППРзапорной арматуры» (см. Приложение 1).

      Техническое диагностирование(ТД ): Определение технического состояния объекта.

      [ГОСТ 20911, п. 4]

      Техническое диагностирование проводится периодически, каждые 10 лет эксплуатации, а также в случаях если:

    в результате проведения технического обслуживания выявлено неудовлетворительное состояние отдельных узлов и деталей (не герметичность, заклинивание или длительное время перестановки затвора, стуки, прогрессирующий коррозионный износ, трещинообразование и т.д.), которое может привести к критическим отказам, или имели место неоднократно повторяющиеся отказы;

    эксплуатация осуществлялась при воздействии факторов, превышающих расчетные параметры (температура, давление и внешние силовые нагрузки), или подвергалась аварийным воздействиям (пожар, замерзание воды в корпусе, сейсмическое воздействие и др.);

    выработан срок службы (ресурс), установленный конструкторской и нормативно-технической документацией или срок эксплуатации превышает 30 лет (в случае если в технической документации отсутствуют сведения о назначенных показателях);

    проводится реконструкция, модернизация или капитальный ремонт магистрального трубопровода.

    Техническое диагностирование проводится по методикам, утвержденным в установленном порядке. Оценку ресурса арматуры выполняют, как правило, в рамках проведения экспертизы промышленной безопасности, проводимой в соответствии с РД 03-484-02 , ПБ 03-246-98 и СТО Газпром 2-3.5-045.

    К основным видам работ при проведении технического диагностирования арматуры относятся:

    анализ, обработка и экспертиза комплекта нормативно-технической документации (паспорта, РЭ, планы-графики, журналы учета ТОиР, акты и др.);

    визуальный и инструментально-измерительный контроль основных узлов и деталей;

    контроль работоспособности (функционирования) привода;

    контроль герметичности затвора;

    контроль состояния металла и сварных соединений корпуса неразрушающими методами (при продлении ресурса);

    оценка технического состояния (с выдачей заключения о возможности продления срока безопасной эксплуатации или установлении нового назначенного срока (ресурса) эксплуатации, замены, ремонта, демонтажа отдельных узлов и т.д.).

    Результаты проведения технического диагностирования заносятся в паспорт на арматуру раздел«Учет ППРзапорной арматуры» .

      Средний ремонт (СР ): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса изделий с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в нормативно - технической документации.[ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1].

      Средний ремонт арматуры проводится по результатам технического диагностирования.

      Данный вид ремонта производится без демонтажа с трубопровода.

      При проведении среднего ремонта арматуры могут быть проведены следующие виды работ:

    модернизация пневмогидравлической системы управления приводом;

    ремонт гидроцилиндров, замена уплотнений поршней;

    замена уплотнения шпинделя, сальника с набивкой герметизирующей смазки;

    ремонт или замена ручного насоса-дублера, вентилей отборов газа, трубок импульсного газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости;

    ремонт или замена трубок, фитингов и мультипликаторов смазки системы уплотнения затвора;

    ремонт или замена винторычажных деталей редуктора, поворотно-шатунного, реечного или кулисного механизма привода;

    замена уплотнения фланцевого соединения корпуса или колонны-удлинителя;

    ремонт или замена подшипника бугельного узла;

    замена электропривода;

    ремонт демпфирующего устройства (амортизатора);

    ремонт или замена оборудования КИПиА;

    другие ремонты.

      Капитальный ремонт (КР ): Ремонт, выполняемый для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса изделия с заменой или восстановлением любых его частей включая базовые. [ГОСТ 18322-78 (СТ СЭВ 5151-85), стр. 1]

      Капитальный ремонт арматуры проводится по результатам техническогодиагностирования.

      Данный вид ремонта производится с демонтажем ТПА в условиях специализированной организации.

      При капитальном ремонте производят полную разборку и дефектацию всех деталей и узлов, их восстановление или замену пришедших в негодность в результате коррозии, чрезмерного механического износа. Капитальный ремонт арматуры должен обеспечить безопасность ее дальнейшей эксплуатации.

      Объем капитального ремонта определяется на основании дефектной ведомости и включает следующие операции:

    восстановление герметичности затвора;

    ремонт корпусных деталей;

    ремонт привода;

    замену дефектных изношенных деталей.

    После капитального ремонта арматура, в условиях специализированной организации, подвергается приемосдаточным испытаниям.

    При капитальном ремонте соблюдаются требования, предъявляемые к изготовлению арматуры, в части применяемых материалов и конструктивных особенностей. Специализированная организация обязана выполнить весь комплекс мер, обеспечивающих определенный организацией-изготовителем уровень безопасности изделия, оговоренный в нормативно-технической документации. При ремонте обеспечивается возможность контроля выполнения всех технологических операций, от которых зависит безопасность.

    Отклонения от проекта при капитальном ремонте арматуры согласуются с организацией-изготовителем. Уровень безопасности такой арматуры не должен быть снижен.

    В случае повреждения в процессе ремонта маркировки специализированная организация обязана восстановить ее на корпусе.

    Ремонт арматуры осуществляется обученным персоналом необходимой квалификации, изучившим руководство по эксплуатации (ремонтную документацию) с соблюдением требований охраны труда и техники безопасности.

    По результатам проведенного капитального ремонта в паспорт арматуры вносятся следующие сведения:

    наименование специализированной ремонтной организации (подразделения);

    объем (состав) ремонта;

    материал введенных в состав арматуры элементов;

    материал наплавок при пайке;

    марка электродов при сварке;

    значения показателей надежности - при их изменении;

    проведенные испытания и их результаты;

    значения назначенных показателей, в случае их продления.

      Обслуживание при хранении .

      Объемы, условия хранения, порядок использования и обновления ТПА аварийного запасаопределяют в соответствии с нормативной документацией. Срок хранения арматуры недолжен превышать 5 лет.

      При обслуживании арматуры аварийного запаса, находящейся на хранении, проверяют:

    наличие эксплуатационной и сопроводительной документации;

    комплектность по паспорту;

    целостность и плотность крепления заглушек, обеспечивающих защиту стыковых кромок под сварку;

    маркировку;

    отсутствие на корпусе и торцах вмятин, задиров, механических повреждений, коррозии;

    отсутствие расслоений любого размера на торцах патрубков;

    наличие консервационной смазки на внутренних поверхностях затвора, патрубков и на всех неокрашенных поверхностях шпинделя и привода;

    состояние сварных швов.

      Обслуживание при консервации объекта .

      При обслуживании арматуры объекта, находящегося в консервации, проверяют:

    комплектность и целостность основных узлов и деталей;

    герметичность резьбовых, сварных и фланцевых соединений основных узлов и деталей;

    состояние лакокрасочного покрытия корпуса, основных узлов и деталей;

    наличие и уровень демпферной жидкости в гидросистеме привода;

    целостность и правильность положений рукояток распределителей ручных насосов, вентилей отборов газа, переключателей режима работ и дросселей-регуляторов расхода демпферной жидкости.

    Результаты проведения обслуживания заносятся в паспорт на арматуру.

      Вырезанные краны подлежат консервации. Не допускается разукомплектация приводов и навесного оборудования. Сливать гидрожидкость из гидросистемы привода категорически запрещается.
      Отгрузка кранов в ремонт производится только после получения дополнительного указания.
      Новые (капитально отремонтированные) краны, предназначенные на замену проходят проверку и обслуживание в следующем объеме:

    проверка наличия заводского паспорта на кран;

    проверка комплектности навесного оборудования (трубок подачи смазки, дренажа, отбора газа, фитингов вентилей, обратных клапанов, шпонок, штифтов, крепежа, ручного насоса, масляных трубок,ЭПУУ, конечных выключателей и др.);

    проведение ревизии гидросистемы, при необходимости очистка от шлама и грязи;

    заправка гидросистемы привода гидрожидкостью;

    проведение полного монтажа навесного оборудования;

    опробование работоспособности крана ручным дублером на «закрытие» и «открытие» с одновременной проверкой правильности установки крайних положений шарового затвора;

    приварка к крану трубных заготовок со сферическими заглушками;

    проведение гидравлических испытаний крана на герметичность затвора и уплотнений шпинделя, гидравлическое испытание на прочность сварных швов, с составлением соответствующих актов.

    набивка смазкой (циатим, смазка газовых кранов, уплотнительная паста или аналогичная) в оба уплотнения затвора и уплотнение шпинделя.

Требования к запорной арматуре при ревизии.

    Кран пронумерован.

    Заводская табличка не закрашена.

    Манометры на кранах производства ЧССР не закрашены.

    Весь крепеж установлен и обтянут.

    Шпонка соединения «корпус крана – привод» имеется, люфт отсутствует.

    Указатель положения крана закреплен.

    Табличка конечных положений крана («открыто», «закрыто») – обозначены.

    Масло в гидробаллоны залито, сделана запись в формуляре крана.

    Следы подтеков масла отсутствуют.

    Ручной насос отревизирован, работоспособен.

    Шток насоса смазан консистентной смазкой.

    Шток насоса зафиксирован в проектном положении.

    Ручка насоса имеется.

    Обозначены положения переключателя для ручной перестановки («открыто», «закрыто»).

    На отечественных кранах фиксатор положения золотника вращается свободно.

    На отечественных кранах мультипликатор заполнен крановой смазкой.

    Штуцеры гидробаллонов и цилиндров загерметизированы.

    Лючки для определения положения кулисы загерметизированы.

    Трубки набивочников, дренажа и собственных отборов газа закреплены к колонне.

    На трубках набивочников, дренажа и собственных отборов газа, на колонневыполнена изоляцияперехода «земля- воздух».

    Резьбовые соединения набивочников и дренажного крана должны быть защищены консистентной смазкой от попадания грязи и атмосферных осадков.

    Имеется схема кранового узла. Схема кранового узла привязана к местности.

    Имеется ограждение кранового узла. Установлены знаки безопасности в соответствие с требованиямиПТЭМГ.

    Отсутствует ржавчина на корпусе, грязь, посторонние предметы на приводе.

    Стояки отбора газа Ду50 закрыты сверху от попадания влаги.

    На «свечах» Ду300 «хлопушки» находятся в закрытом положении.

    Выделены красным цветом указатели положения кранов.

    На кранах с ручным приводом гидробаллоны или расширительные бачки сообщены с атмосферой (при этомисключено попадание атмосферных осадков вгидробаллоны: наличие Г-образных гусаков).

    Наличие на кране таблички о типе заправленной гидрожидкости.

    Наличиенадписей «О» и «З» на гидробаллонах

    Наличие надписей «О» и «З» гидроцилиндрах, обозначающие местаподключениянасосов аварийнойперестановки кранов.

    Переключатель насоса крана находится в требуемом положении: управляемыхдистанционно вположении«Дист»,аостальных – согласно требованиям НД.

Приложение 3.

Действия персонала по перестановке кранов в аварийных ситуациях

При не перестановке кранов в дистанционном режиме необходимо выполнить следующие операции:

1. При наличии импульсного газа и исправности ЭППУ:

    1. кран переставить нажатиемвЭППУ на клавишу соленоида «Откр» или «Закр»иудержаниемеедополной перестановки крана.

      2. При отсутствии импульсного газа и неисправности ЭППУ:

      перекрытьи стравить импульсный газ;

      переключатель режима работы насоса установить в положение «Отк» или «Закр» таким образом, чтобыон былнаправлен на соответствующую надпись, а фиксатор (резьбовой или шариковый) совпал с пазом на корпусе насоса;

      переставить кран ручным насосом до крайнего положения.

      Примечание : Вслучаеаварии (когда необходимо срочно переставить кран) и при больших диаметрахпереставляемыхкранов (Ду1400) или недостаточной (низкой) производительности насосов (кранов Ду1000-1400необходимоодновременно готовить РВД для перестановки кранаимпульснымгазомсогласно п.3 (см. ниже).

      3.Открытие или закрытие крана при неисправности ЭППУ, насоса ручной перестановки и наличииимпульсного газа (с применением РВД):

      проверить положение переключателя режима работы насоса (установить в полож. «Дист»);

      рукав высокого давления (РВД) подключить к стояку импульсного газа и штуцеру соответствующего гидроцилиндра (закрытия или открытия);

      Примечание: При наличии газовых полостей в гидроцилиндрах газ необходимо подать в соответствующую газовуюполость, априихотсутствии – в соответствующую масляную полость.

      плавно открыть кран импульсного газа и подать газ в соответствующий гидроцилиндри переставитькран;

      по достижении крайнего положения крана перекрыть импульсный газ и сбросить давление из гидроцилиндра через продувочный вентиль РВД.

      4.Открытие или закрытие крана при неисправности ЭППУ, насоса ручной перестановки и отсутствии импульсного газа(с применением насоса аварийной перестановки):

      закрыть кран отбора импульсного газа (со стояка, местные отборы) и стравить газ;

      переключатель режима работы насоса установить в промежуточное положение (например, между «О» и «Д»);

      на верхней точке гидроцилиндра подключения маслопроводов открыть воздушники, обозначенные надписями «О» и «З»;

      к воздушникамприсоединитьРВДидругой конец соответствующего РВД присоединить к насосу дляперестановки крана, а РВД противоположного гидроцилиндра – в передвижную емкость (а не к штуцерунасоса);

      Примечание:

      1. Путем размещения емкости с крановом маслом выше насоса обеспечить подпор на всасе насосааварийнойперестановки.

      2.Сливкранового масла из гидроцилиндрапроизводитьвпередвижную емкость(а некштуцерунасоса, чтобыисключитьпопаданиевоздухав насос – в случае наличиявоздуха в гидроцилиндре иосуществлятьконтроль работоспособности насоса).

      переставить кран насосом до крайнего положения.

Важная информация

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх