Сочинение по картине Пименова «Спор. Сочинение: описание картины Ю. Пименова "Спор" Несколько интересных сочинений

Название картины говорит само за себя.
На ней изображен спор молодого парня и девушки.
Скорее всего, они учатся в каком-нибудь институте, и зашли перекусить в столовую.
Это типичная столовая с крашенными в серо-голубой цвет стенами, полом, выложенным черно-белой плиткой в шахматном порядке и простыми столами и табуретками.
Столовая ничем не примечательна и похожа на десятки других подобных заведений.

За столом сидит девушка с рыжеватыми волосами, одетая в коричневый костюм и черные сапоги.
У нее ровно подстриженная челка, доходящая почти до бровей, а волосы собраны сзади заколкой или бантиком.
Напротив девушки сидит молодой парень с темными волосами, в сером костюме и в черных ботинках.
Они одеты без каких-либо излишеств, но со вкусом.

Судя по движениям рук, они оживленно о чем-то спорят.
Это мирный спор, где каждый высказывает свою точку зрения и доказывает ее, при этом, не переходя на взаимные оскорбления.
Девушка одной рукой держится за подбородок, как будто о чем-то думает и ищет ответ на реплику оппонента.
Никто не хочет уступать, но доводы молодого человека похоже более основательны, поэтому девушка сразу не нашла веского аргумента для отстаивания своей позиции и задумалась.
Они сидят в столовой и спорят, и за этим занятием совершенно не замечают окружающей их обстановки.

Парень дает более аргументированные ответы и скорее всего он победит в споре.
Девушка задумалась и не факт, что она найдет ответ на слова своего собеседника.
Ю. Пименов смог так тонко изобразить происходящее на своей картине, что любой человек, смотрящий на нее, сразу поймет, в чем ее суть и что на ней изображено.
Движения рук молодых людей указывают на то, что они интеллигентные люди, уважающие мнение другого человека.
Их спор не переходит в ругань, они соратники и просто делятся своими впечатлениями и мнениями.

Сочинение по картине Ю.Пименова «Спор», написанное в жанре памятки для спорщика.

Цель урока : развивать речевую культуру ученика, навыки описания картины; научить использовать безличные предложения в творческих работах; учить приемам такого типа речи, как рассуждение, развивать навыки пересказа текста.

Методические приемы: беседа по вопросам, объяснение учителя, подготовка к творческой работе, анализ стихотворений, работа над упражнением №374

Оборудование урока: картина Ю.Пименова «Спор», стихотворения В.Тушновой и А.Гаврюшкина.

Тип урока : урок развития речи (обучение сочинению)

Эпиграф урока.

Самое трудное в споре – не столько защищать свою точку зрения, сколько иметь о ней четкое представление.

А.Моруа

Ход урока.

Слово учителя:

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с художником Ю.Пименовым и рассмотрим его картину «Спор», на которой художник изобразил мир, который мы знаем, но при этом открывает необычное в обычном. В самом деле, что необыкновенного изображено на картине «Спор»? А вот ребята одной школы повесили репродукцию этой картины рядом с объявлением о том, что скоро состоится дискуссия на волнующие школьников темы. Нам надо с вами составить памятку для спорщиков.(Формулируется цель урока)

Несколько слов о художнике. (Заранее подготовленный ученик)

Ю. Пименов (1903–1977) – художник, чья слава не меркла на протяжении всей советской эпохи. Деятельность выпускника знаменитого ВХУТЕМАСа началась в энергичные 1920-е. В то время Пименов – один из основателей и активнейших участников легендарного ОСТа – «Общества станковистов», соратник и единомышленник А. Дейнеки, К. Вялова, С. Лучишкина – молодых художников, прославивших искусство послереволюционного времени.

Творчество Ю. Пименова менялось с течением времени от экспрессивной обобщенности, соответствовавшей эпохе «Время, вперед!», к более спокойному, гармонизированному восприятию мира, символом которого стала знаменитая «Новая Москва» – портрет светловолосой женщины, ведущей автомобиль по утренним московским улицам.

На выставке в Галерее Леонида Шишкина зритель увидит неизвестного Пименова: станковую живопись 1940–1970-х гг. (из собрания семьи художника), эскизы театральных декораций и десятки рисунков и набросков, неизменно виртуозных и выразительных.

Ю. Пименов обладал несомненным литературным даром. Еще при его жизни было издано несколько книг, в которых он делился с читателем богатыми воспоминаниями и размышлениями об искусстве и жизни. Простой и яркий язык, простодушные и мудрые мысли художника, авторский дизайн и небольшие тиражи давно сделали эти издания библиографической редкостью. Галерея Леонида Шишкина выпустила в свет новую книгу Ю. Пименова «Земное искусство», иллюстрированную его работами.

Учитель:

Рассмотрите картины Ю.Пименова. Что общего в стиле художника вы увидели? (Все полотна написаны яркими, светлыми красками, оптимистические сюжета на современную тему. Выразительная и виртуозная живопись.)

- Откройте и прочитайте упражнение №374 учебника.

- Как должен вести себя человек по отношению к окружающим его людям? Обратите внимание, что человек, который правильно ведет себя, доставляет удовольствие людям и сам получает от своего поведения громадное удовольствие.

- Рассмотрите картину. Кто изображен на картине? (Мальчик и девочка, они сидят за столом и что-то бурно обсуждают)

- Место изображения ? (скорее всего школьная столовая).

- Какие детали говорят о том, что ребята действительно спорят? (взволнованный взмах руки девочки, нетерпеливая поза мальчика, который всем своим видом показывает, что девочка не права)

- Слушают ли они друг друга? (Скорее всего нет, каждый уверен в своей правоте.)

- Настроены ли на то, чтобы найти решение проблемы? (Наверное, девочка и мальчик останутся при своем мнении, но как бы хотелось, чтобы все-таки соглашение было найдено).

- А какой, на ваш взгляд, может быть тема для спора у учеников в 14 лет?

- Как вы ведете себя, если попадаете в ситуацию спора?

- Какой план действия можете предложить для спорщиков?

Примерная памятка:

  1. Умение слушать друг друга;
  2. Решение проблемы;
  3. Культура поведения.

Лексическая работа:

- Подберите синонимы к слову спор. (полемика, диспут, дебаты, прения, диалектика, дискуссия).

Обратите внимание на лексическое значение некоторых из этих слов.

Диалектика (греч. διαλεκτική - искусство спорить, вести рассуждение) - один из основных методов философского познания мира, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой всесторонний анализ различных точек зрения сводится к столкновению двух противоположных существенных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом .

Дискуссия (от лат. discussio - рассмотрение, исследование), публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы; спор . Двумя важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими её от других видов спора, являются публичность (наличие аудитории ) и аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в котором каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

В споре каждый человек должен принять соответствующее решение, а еще лучше пойти на соглашение. Синоним к слову соглашение консенсус.

Консе́нсус (от лат. consensus - согласие ) - способ принятия решений на основе общего согласия при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц. Например, в рамках ЕврАзЭС, Межгоссовет принимает решения на основе консенсуса за исключением решений о приостановлении членства. Принятие решения методом консенсуса .

Работа по группам (1 группа – стихотворение Гаврюшкина А.Е., 2 группа – Тушновой В.)--Найдите в стихотворении главную мысль.

Спор

Нет пустяковых должностей
На кораблях любого флота.
Какая должность здесь важней?
Кому поспорить неохота?

Вот так однажды спор возник.
Поспорил штурман с мотористом.
Шум, крики, чей-то нервный тик,
Вопрос (фальцет) - ответ басистый...

«Я главный!» - штурман утверждал,
А моторист не соглашался…
Победы в споре пьедестал
Так ни кому бы не достался,

Вдруг кто-то умный предложил:
«Пусть поменяются местами…»
Добавить он же не забыл:
«Тогда мы всё увидим сами!»

Прошла неделя в суете
Тут греться шатуны вдруг стали.
Подумал штурман: «Быть беде…»
Ведь с этим справлюсь я едва ли.

Он поднимается наверх
(Там моторист сидит у карты):
"Спор вызвал у матросов смех,
Под дых нанёс мне им удар ты…

Коль раскалились шатуны,
Превысив норму многократно,
Я проиграл, прав в споре ты.
Иди теперь мой друг обратно".

Наш моторист слегка вздохнул,
И говорит ему устало:
"Садись-ка штурман ты на стул,
Да выслушай меня сначала...

Что стали шатуны красны,
Свою ошибку в том я вижу.
В том, штурман, нет твоей вины.
Вина ко мне гораздо ближе...

Тебе лишь я признаюсь в том,
Что третий день плывём в пустыне.
Песок сухой под нашим дном,
Где наш корабль - не знаю ныне".

Так и закончился их спор.
В итоге - истина простая.:
Отдайте плотнику топор,
Студент учебник пусть читает

В.Тушнова

Спор был бесплодным,
безысходным...
Потом я вышла на крыльцо
умыть безмолвием холодным
разгоряченное лицо.
Глаза опухшие горели,
отяжелела голова,
и жгли мне сердце, а не грели
твои запретные слова.
Все было тихо и студено,
мерцала инея слюда,
на мир глядела удивленно
большая синяя звезда.
Березы стыли в свете млечном,
как дым клубясь над головой,
и на руке моей
колечко
светилось смутной синевой.
Ни шороха не раздавалось,
глухая тишь была в дому...
А я сквозь слезы улыбалась,
сама не зная почему.
Светало небо, голубело,
дышало, на землю сойдя...
А сердце плакало и пело...
И пело...
Бог ему судья!

Что главное вы отметили в стихотворениях? (спор – дело бесполезное, каждый должен заниматься свои делом, - это и будет основной идеей нашего сочинения).

Составление плана.

I. О художнике Ю.Пименове

II Картина «Спор».

  1. Изображение необычного в обычном.
  2. Детали картины, рассказывающие о том, что ребята действительно спорят.
  3. Удастся ли найти соглашение спорщикам.
  4. Памятка для спорщика.

III Спор – дело бесполезное.

Итог урока:

И закончить урок я хочу словами мудрых людей: выберите для себя главное.

Твое право - ругаться, мое право – не слушать.

Аристипп

Лучше слушать спор умных, нежели наставления глупых

Даниил Заточник

От упорства в споре больше потеряешь, чем выгадаешь: победив, ты не истину отстаиваешь, а свою невоспитанность.

Грасиан – и - Моралес

Спор между друзьями имеет в себе что-то грубое, неприязненное и противное дружеским отношениям.

Ф.Петрарка

В споре чаще всего побеждают дерзость и красноречие, а не истина.

Менандр

Не выноси приговора, не выслушав обеих сторон

Нет ни одного человека, кто никогда бы не вступал в дружеские споры, сидя за чашечкой кофе. Одну из таких жизненных ситуаций показывает картина Ю. Пименова «Спор», написанная автором в 1968 году.

На переднем плане картины изображены двое друзей. Они сидят на простых табуретках за металлическим столиком на тонких ножках. Девушка справа одета в длинный коричневый свитер, джинсы и высокие черные сапоги. Рыжие волосы девушки собраны сзади черной заколкой. Слева от неё сидит молодой человек, похоже, друг девушки. Он в синем костюме и черных туфлях. У него темные волосы и бледная кожа. Молодые люди, жестикулируют, активно общаясь.

На заднем плане картины изображены серые стены и пол, покрытый бежевой и коричневой плиткой. Судя по обстановке и посуде на столе у спорящих людей, это место - студенческая столовая.

Картина написана автором с положительными эмоциями, спор двух друзей кажется увлекательной и активной беседой. Они не ссорятся, просто обсуждают что-то, на что имеют различные мнения. Это видно по лицам героев картины. Автор придает обыденному сюжету легкость и красоту, создавая из него интересное действие на своей картине.

Название картины говорит само за себя. На ней изображен спор молодого парня и девушки. Скорее всего, они учатся в каком-нибудь институте, и зашли перекусить в столовую. Это типичная столовая с крашенными в серо-голубой цвет стенами, полом, выложенным черно-белой плиткой в шахматном порядке и простыми столами и табуретками. Столовая ничем не примечательна и похожа на десятки других подобных заведений.

За столом сидит девушка с рыжеватыми волосами, одетая в коричневый костюм и черные сапоги. У нее ровно подстриженная челка, доходящая почти до бровей, а волосы собраны сзади заколкой или бантиком. Напротив девушки сидит молодой парень с темными волосами, в сером костюме и в черных ботинках. Они одеты без каких-либо излишеств, но со вкусом.

Судя по движениям рук, они оживленно о чем-то спорят. Это мирный спор, где каждый высказывает свою точку зрения и доказывает ее, при этом, не переходя на взаимные оскорбления. Девушка одной рукой держится за подбородок, как будто о чем-то думает и ищет ответ на реплику оппонента. Никто не хочет уступать, но доводы молодого человека похоже более основательны, поэтому девушка сразу не нашла веского аргумента для отстаивания своей позиции и задумалась. Они сидят в столовой и спорят, и за этим занятием совершенно не замечают окружающей их обстановки.

Парень дает более аргументированные ответы и скорее всего он победит в споре. Девушка задумалась и не факт, что она найдет ответ на слова своего собеседника. Ю. Пименов смог так тонко изобразить происходящее на своей картине, что любой человек, смотрящий на нее, сразу поймет, в чем ее суть и что на ней изображено. Движения рук молодых людей указывают на то, что они интеллигентные люди, уважающие мнение другого человека. Их спор не переходит в ругань, они соратники и просто делятся своими впечатлениями и мнениями.

Крайняя скупость изображенной не картине обстановки.Обычная столовская мебель, из гнутых металлических трубок с древесно-стружистыми сидениями и столешницей.

Сыру-бору нет конца,
горечь поплыла к заре,
и вот уж нет у нас лица,
друг другу не во что смотреть.

Ольга Бертгольц.

Крайняя скупость изображенной не картине обстановки.Обычная столовская мебель, из гнутых металлических трубок.
Это может быть и универсиетская и школьная столовая, а может дешовая забегаловка в каком-нибудь полуподвальчике.
Их двое, парень и девушка. Художник назвал картину "Спор", но может быть это и не спор, а просто юноша читает свои стихи, немного подвывая в наиболее патетических местах. Что то в его позе, жестикуляции говорит об этом. Остроносые лакированные туфли, вся его одежда позволяет говорить нам о том, что этот юноша скорее "ботаник" говоря нынешним языком, он явно не уделяет силовым видам спорта своё драгоценное время. Ему очень важно узнать мнение своей собеседницы о затронутой проблеме и он жестикулирует для лучшей убедительности. В пылу он даже сидит на краю табуретки, которая стоит на гладком кафельном полу и рискует потерять равновесие.
Его собеседница загибает пальцы, подбирая аргументы в свою защиту, точнее в защиту своей точки зрения.
Она плотно сидит на табуретке, не горячится, а спокойно его слушает.
Высокие сапожки говорят нам, что это скорее осень, или ранняя весна, но на улице ещё не слишком холодно.
У девушки рыжие волосы, может быть свои, может быть крашенные, но они ей идут. Они приятно гармонируют с её костюмом, который тоже подтверждает, что на улице вряд ли слишком холодно.
Они увлеченно разговаривают друг с другом, у них общая тема, но не совсем совпадающие точки зрения. Это обычные люди, молодежь изтех, которых впоследствии назовут "шестидесятниками". Именно они создавали славу поэтам Евтушенко, Рождественскому, именно эта молодежь приходила к памятнику Пушкину, слушать зажигательные строки поэтов.
Манера письма художника довольно небрежная, хотя картина и написана мелкими мазками. Некоторая угловатость в линии спины юноши, не совсем гладкая линия одежды девушки, впрочем не портит впечатление от картины в целом.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх