Схемы подключения насоса отопления: варианты монтажа и пошаговый инструктаж. Для чего нужна дополнительная помпа? Установка дополнительного насоса в систему

Установка дополнительного насоса в систему отопления является лучшим выходом, если появились проблемы с обогревом жилья. Установка этого устройства сможет помочь равномерно распределить теплоноситель в радиаторах.

Циркуляционный насос можно устанавливать для отопительных котлов, работающих на самых разных видах топлива -переработанное масло, уголь, газ, дизельное топливо, дрова, электричество.

    Показать всё

    Главные достоинства

    Определяясь, нужен ли дополнительный насос для настенного котла или напольного отопительного оборудования, нужно отметить, что его установка дает множество преимуществ. Основные достоинства:

    1. 1. Повышается общее КПД в отопительной системе. Это отражается как на равномерности распределения теплоносителя, так и на температурном режиме во всех помещениях.
    2. 2. Воздух в помещениях нагревается намного быстрее.
    3. 3. Улучшается циркуляция теплоносителя внутри основной магистрали.

    Если подключить дополнительный насос к двухконтурному котлу, это исключит образование воздушной пробки в одной из магистралей, где циркулирует теплоноситель. Чаще всего от этого страдают владельцы квартир на верхних этажах.

    Немаловажным преимуществом насоса также является его экономичность . Как показала практика, одновременно 2 прибора (основной и дополнительный) потребляют меньше электроэнергии.

    Помимо этого, если работают несколько насосов в отопительной системе, появляется возможность установки таких полезных устройств, как термостаты и полотенцесушители. Владелец дома также может установить трубы меньшего сечения - качество обогрева помещений от этого не пострадает. Также достоинством является невысокая стоимость этого прибора.

    Дополнительный насос стоит приблизительно 6−15 тысяч рублей. Это не очень высокие затраты с учетом того, что на агрегат можно собрать деньги со всех проживающих в доме.

    Основные параметры выбора

    Чтобы произвести правильно монтаж циркуляционного насоса в отопительную систему, нужно учесть ряд основных параметров. Главными характеристиками во время выбора оборудования являются:

    С учетом того, что насосы рассчитаны не для подъема жидкости, а лишь на циркуляцию теплоносителя, основное внимание при выборе оборудования необходимо сосредоточить на показателе «Q».

    Если дом имеет 2 и более этажа, основным условием подъема воды наверх является не напор, а отсутствие воздуха в центральной магистрали и достаточной циркуляции, которая и сможет обеспечить поднятие теплоносителя.

    Чтобы узнать требуемый расход, можно использовать следующую формулу Q=N/(t2-t1), где:

    Такие расчеты могут действовать только в случаях, если на котле не находится циркуляционного насоса. На сегодняшний день котельное оборудование, как правило, изготавливается со встроенным перекачивающим устройством. Во время приобретения современного котла обычно не появляется необходимости в выборе дополнительного насоса.

    Но если котел находится уже давно, и основную отопительную магистраль потребовалось продлить из-за дополнительной пристройки, либо же просто неверно сделаны расчеты при приобретении нового котла, то приобретение второго насоса является необходимостью.

    Насос. Подача или обратка? Куда правильно ставить. Ответы на вопросы

    Технические характеристики

    Выбирать очень дорогостоящее устройство не нужно. Так или иначе, полностью использовать свой потенциал приборы не будут. Кроме того, установленное оборудование характеризуется сильным шумом. Как правило, длина трубопровода определяет показатель мощности перекачивающего устройства: на каждые 10 м трубопровода насос обязан создавать 0,5 м 3 напора.

    Как показала практика, для контура в 100 метров достаточно, если насосное оборудование выдает напор в 5 м 3 . Приобретая дополнительный прибор для перекачки жидкости, необходимо не забывать, что производительность насоса обязана составлять на 15% больше, в отличие от изначально рассчитанного показателя.

    Виды оборудования

    Для нормальной циркуляции теплоносителя желательно выбирать «сухие» или «мокрые» насосы. В последнем случае ротор находится внутри теплового носителя, то есть производит перекачку жидкости, располагаясь непосредственно в ней. Во время циркуляции вода охлаждает электродвигатель. Для подключения электроэнергии требуется установка статора. Насосы «мокрого» типа имеют большое количество преимуществ:

    Среди минусов можно отметить ограниченную область применения, не очень высокий КПД, нет возможности использовать насосы для питьевой воды и иных устройств, которые связаны с продуктами питания.

    В конструкции «сухих» насосов ротор расположен снаружи теплового носителя. В этом оборудовании используется уплотнитель, предназначенный для отделения электродвигателя и непосредственно насоса. Приблизительный КПД устройства составляет 80%, поэтому такие аппараты используются в случаях, если нужно периодически перекачивать значительный объем воды. Эти устройства применяются чаще всего на промышленных предприятиях и в больших универмагах.

    Установка дополнительного насоса.mp4

    Подготовительные мероприятия

    Перед тем как приступать к установке насоса, необходимо внимательно познакомиться с этапами работ. На начальном этапе нужно подготовиться к монтажу. Для чего потребуется приобрести фильтр грубой чистки и разъемные резьбы. Прежде чем устанавливать насос, необходимо подготовить обратный клапан, который нормализует работу системы отопления. Для монтажа также может потребоваться:

    Необходимо предварительно определить место установки. Современное насосное оборудование может устанавливаться не только на трубопровод для подачи теплоносителя, но и на обратную трубу. Если было принято решение установки агрегата на часть трубопровода между прямой и обратной трубой, то необходимо убедиться в способности устройства выдерживать сильный напор горячей воды. Нужно также не забывать, что в домах, где в помещениях установлены «теплые полы», устройство для нагнетания устанавливается на участке подачи горячего теплоносителя. Так можно не допустить появления воздуха в трубопроводе.

    Если в наличии находится расширительная емкость, то насос с байпасом устанавливают на участке обратной трубы, ближе к расширителю.

    Гидравлический разделитель

    Если появилась потребность в монтаже дополнительного насоса, то в эту систему отопления в непременном порядке необходимо включить еще одно устройство - гидроразделитель. В строительной терминологии гидравлический разделитель также еще называется гидрострелкой или анулоидом.

    Это оборудование рекомендуется применять в системах отопления, где обогрев теплового носителя производится с помощью котлов продолжительного горения. Просто это отопительное оборудование может работать в нескольких режимах (поджог горючего, процедура горения и процесс затухания), при этом у каждой из фаз требуется соблюдать свой режим горения.

    Использование гидравлической стрелки в отопительной системе даст возможность создать определенный баланс в обогреве системы и выработке тепла.

    Непосредственно гидроразделитель изготовлен в форме трубки с четырьмя выводящими патрубками. К главным задачам этого устройства относится:

    1. 1. Улавливание частичек шлама (используется в качестве грязеуловителя).
    2. 2. Автоматический вывод скопившегося воздуха.

    Анулоид является важным устройством в системе отопления, потому при наличии насоса его необходимо непременно установить.

    На отопление в доме возложено большое количество функций, которые обязаны выполняться вне зависимости от расхода теплового носителя при вероятных перепадах давления в основной магистрали. Добиться нормальной работы отопительной системы очень сложно, так как вода поступает в контуры труб из одного теплового источника - котла, это в конечном результате приводит к разбалансировке отопления. Чтобы не допустить этих ситуаций и требуется гидрострелка, которая выполняет функцию развязки.

    Инструкция по монтажу

    Монтаж дополнительного насоса не зависит никаким образом от материала и вида отопительной системы. Так или иначе, выполнять установку нужно будет способом обвода. Если в здании находятся металлические трубы, то есть возможность докупить готовую конструкцию, которая позволяет обойти основной трубопровод. Перед установкой нужно полностью слить теплоноситель и произвести очистку трубы, для чего главную магистраль необходимо несколько раз промыть. Затем производится врезка куска трубы, которая выгнута в форме буквы «П».

    По центру трубы необходимо закрепить насос. По обеим сторонам от оборудования устанавливаются шаровые краны. Зачем они требуются? Для начала нормализуется циркуляция жидкости, если закрыть один из кранов. А также в случае ремонта насоса не потребуется полностью сливать воду, можно просто закрыть оба вентиля.

    Во время монтажа нужно обращать внимание на направление, по которому передвигается теплоноситель . Направление указано непосредственно на насосе специальной стрелочкой. По завершении установки систему наполняют жидкостью и проверяют работоспособность. При выявлении каких-то неисправностей избавиться от них необходимо именно на этом этапе работ.

    Затем с помощью центрального винта из трубопровода необходимо выгнать застоявшийся воздух. Если все сделано верно, то из отверстия в трубопроводе потечет жидкость. Чтобы выполнить установку оборудования с ручным управлением, воздух из трубопровода необходимо вывести еще до начала монтажа. Для чего насос включается на 5 минут, затем клапаны устройства открываются. Эту процедуру необходимо выполнить несколько раз. Когда основная магистраль наполнится достаточным объемом воды, насос включится самостоятельно. Причем наличие воздуха в трубопроводе категорически запрещается.

    Особенности подключения

    Во время подключения насоса к электрической сети в системах отопления с естественной циркуляцией необходимо использовать автоматический предохранитель с флажком, который одновременно будет являться и выключателем, и предохранителем. Автоматический предохранитель нужно устанавливать на расстоянии не меньше полуметра от котельного оборудования и отопительных приборов.

    Чтобы подключить насос к сети с принудительной циркуляцией, необходимо учесть, что один уже находится и начинает свою работу, если срабатывает тепловой датчик. Для синхронной работы двух устройств дополнительный также нужно подсоединить к тепловому датчику или к основному насосу с помощью параллельного подсоединения.

    В системах отопления с электрическим котлом насос можно подсоединять к самому котлу, тогда циркуляционная система начнет работать лишь во время нагрева теплоносителя.

    Монтаж насоса в отопительную систему - это вполне посильная задача для любого домашнего мастера. Внимательное изучение всех этапов установки даст возможность сделать систему отопления надежной и эффективной. С учетом всех особенностей во время выполнения этой работы можно забыть о проблеме неравномерного распределения теплоносителя и появлении воздушных пробок в системе.

Дополнительная помпа на печку — один из вариантов решения проблемы с малой производительностью системы охлаждения на отечественных автомобилях.

Нормально функционирующая в усредненных условиях эксплуатации, она дает сбои при высоких или низких температурах окружающей среды. В первом случае двигатель перегревается, во втором — слабо работает отопитель, оказывающийся не в состоянии обеспечить приемлемую температуру воздуха в салоне.

В каких случаях необходимо задуматься об установке дополнительной помпы

Дополнительный насос в систему охлаждения рекомендуется устанавливать, если:

  • При температуре воздуха выше 28-30°С двигатель достигает критически высокой температуры (при условии исправной системы охлаждения);
  • В мороз на холостом ходу печка дует прохладным воздухом при нормальной рабочей температуре двигателя.

Наиболее часто вышеописанные проблемы возникают на ВАЗ-2109, ВАЗ-2114, ВАЗ-2110, заднеприводной «классике», всех моделях ГАЗ «Волга», кроме ГАЗ-31105. В последнем случае неисправность может проявляться и в нормальных температурных условиях. Это обусловлено большим объемом охлаждающей жидкости в системе и недостаточно мощной помпой.

Стоит заметить, что в установке дополнительного насоса нет необходимости, если перегрев силового агрегата или отказ печки происходит при нормальных для средней полосы России температурах (-25 - 25°С). Исправленная штатная система успешно функционирует в этом терморежиме. Поэтому при сбоях в ее работе следует искать неисправность.

В отличие от штатной помпы ВАЗ и ГАЗ, имеющей механический ременной или цепной привод, в качестве дополнительной движущей силы используется электронасос. Чаще всего автомобилисты применяют электрическую помпу, которой штатно комплектуется автомобиль «Газель».

Агрегат имеет высокую производительность, однако качество его изготовления оставляет желать лучшего. Поэтому перед установкой такой помпы ее рекомендуется разобрать, промазать все уплотнения автомобильным герметиком, собрать и дать просохнуть на протяжении суток.

На заметку: вышесказанное относится к насосам старого образца. Новые помпы ГАЗ имеют неплохое качество сборки. Однако со временем и они начинают течь.

Альтернативой ГАЗовской продукции является установка дополнительной помпы производства Bosh. Эти агрегаты имеют высокое качество сборки и другой принцип действия. Лопатка вращается под действием магнитной муфты, а не электродвигателя, как в первом случае.

За счет использования подобной схемы производителю удалось отказаться от уплотнительных соединений и практически полностью исключить возможность протечки. К недостаткам импортного агрегата можно отнести его высокую стоимость и сравнительно низкую производительность (700 л против 1200 литров в час у агрегата ГАЗ).

Как установить дополнительную помпу

Монтаж дополнительной помпы на печку ВАЗ может производиться в подкапотном пространстве или под салонной панелью. Первый вариант является предпочтительным, так как при этом в салон не попадает звук работы насоса, а также отсутствует риск залить салон антифризом при его протечке. В зависимости от места установки, агрегат может крепиться на место крепления штатной подкапотной шумоизоляции или на дополнительные кронштейны.

Установка дополнительной водяной помпы на ВАЗ-2110 и другие модели отечественного автопрома производится на подающий патрубок отопителя. Таким образом удается достигнуть более активного нагнетания ОЖ в «печной» радиатор и увеличения теплоотдачи.

На заметку: повышенное давление в системе охлаждения может привести к срыву некачественно закрепленных патрубков или пробою радиатора. Поэтому перед монтажом дополнительного оборудования рекомендуется провести полную диагностику СО.

Перед тем, как поставить дополнительную помпу, антифриз сливают. После этого патрубок на месте предполагаемого монтажа с помощью острого лезвия разрезают пополам, а получившиеся концы надевают на выходы насоса. Важно следить, чтобы стрелка, нарисованная на одном из выходов и обозначающая направление циркуляции жидкости, была направлена в сторону радиатора. Патрубки, надетые на выходы, фиксируют с помощью хомутов. Лучше применять винтовые хомуты марки «Norma», так как продукция менее известных брендов часто имеет острые края и режет патрубок.

Схема подключения к бортовой электросети может различаться в зависимости от того, какие цели ставит перед собой автовладелец. Если помпа устанавливается для более эффективного охлаждения, имеет смысл подключать ее таким образом, чтобы она работала постоянно при включенном зажигании. Подключить агрегат можно непосредственно от АКБ, однако замыкаться цепь должна с помощью реле, которое активируется после поворота пускового ключа.

Если дополнительный насос в системе отопления планируется устанавливать для улучшения работы печки на ХХ, подключать его лучше через кнопку. При этом в цепь питания будет входить реле, предохранитель, кнопка включения помпы и АКБ. Электричество подводят по однопроводной схеме. «Минусом» в этом случае является кузов машины. Использовав такую схему, автовладелец получает возможность включать помпу только тогда, когда в этом есть необходимость.
На заметку: лучше установить дополнительный насос, использовав вторую схему подключения электропитания, так как в сильные холода его длительная работа может привести к недогреву мотора и связанным с этим неисправностям.

Ожидаемые результаты

После того, как все необходимые элементы будут установлены и подключены, следует провести дорожные испытания, при которых помпа должна непрерывно работать не менее часа. Во время этого необходимо тщательно осмотреть все места ее соединений с охлаждающей системой, исключить протечки.

После осмотра следует проверить машину на ходу. Может случиться так, что исправно функционирующий на холостых оборотах агрегат откажет при увеличении давления в патрубках.

Если все было сделано правильно, отопитель начинает подавать более теплый воздух, а двигатель эффективно охлаждается даже при больших нагрузках.

Если штатного обогрева недостаточно, проблему надо как-то решать. Можно попробовать установить второй радиатор, но более очевидным решением будет установка электрической помпы. Она является дополнительной и качает жидкость по малому контуру. Дополнительную помпу на печку ВАЗ-2114 можно установить за 5 минут. Проблема в том, что надо сливать охлаждающую жидкость. А в остальном сложностей не будет: все детали являются штатными и выпускаются самим АвтоВАЗом.

В результате наших стараний получится то, что показано на видео. Смотрим.

Здесь всё устроено тривиально

Если смотреть из-под днища, возле перегородки мы увидим два шланга. Нам нужен тот, что закреплён ближе к правому колесу. И вот вместо шланга 19 устанавливают сборку: такой же шланг «21083-8101010-01», электрический насос, шланг «2101-8101204» (к трубе 20). Вот, собственно, и всё.

Каждый шланг крепится к патрубкам двумя хомутами. Артикул одного хомута – «2108-1300080-10».

Заранее приобретают детали:

  • Помпу BOSCH 0 392 020 034 либо насос 32.3780-01 для «Газели» с патрубками 18 мм (важно);
  • Детали электрооборудования;
  • Все шланги и хомуты;
  • К помпе BOSCH нужны вазовские детали крепежа: хомут приёмной трубы, а также кронштейн для этого хомута (всё от LADA-2101).

Насос от «Газели» придётся доработать: корпус разбирают, обезжиривают, резиновую прокладку смазывают герметиком…

Помпа ГАЗ после доработки

При сборке вместо штатных саморезов используйте винты с гайками (см. фото).

Установив дополнительную помпу на ВАЗ-2114, её можно даже не подключать. Всё будет работать как раньше. Главное, чтобы помпа не подтекала, и решение мы уже указали.

Примерный порядок действий по установке дополнительной помпы

Если все нужные детали куплены, выполняют следующее:

  1. Собирают «узел», состоящий из трёх деталей. Короткий шланг – это «отвод». Ниже показан пример с помпой BOSCH.

    Узел для отведения тосола

  2. Стопорят авто ручником, отключают АКБ, тосол. Возле днища находят два шланга печки, снимают один из них.

    Внешний отводящий шланг

  3. Вместо штатного отводящего шланга монтируют «узел».
  4. Сам насос, то есть помпу, крепят к картеру МКП (см. фото). Мы используем винт, прижимающий «шнур массы».

    Метод крепления помпы BOSCH

  5. Если систему заполнить тосолом, автомобилем можно пользоваться.

Знайте, что к разъёму насоса подойдёт штекер от (надо купить). Схема подключения рассмотрена ниже.

Пример с помпой ГАЗ

Уточнения для отечественной помпы:


Вариант схемы на ВАЗ-2114

Моторчик подключаем через предохранитель и реле, рассчитанное на 10 Ампер. Включать реле будет кнопка, закреплённая на приборке.

Схема (простой вариант)

Напряжение «+» было взято напрямую с АКБ, но так делать можно – на проводе «висит» герметичный держатель, где находится предохранитель (5А). Монтаж кнопки выглядит просто:

  1. Снимаем все рукоятки;
  2. Отодвигаем пластиковую панель в направлении «на себя»;
  3. Устанавливаем новую кнопку, подключаем провода.

В результате можно видеть то, что показано на фото.

Кнопка включения циркуляции

Что можно улучшить


Видео с примером монтажа

Циркуляционный насос — одна из основных составляющих отопительной обвязки. Её задача — принудительно перемещать воду по контуру.

В некоторых системах требуется установка двух подобных устройств для налаживания работы.

Необходимость в установке дополнительного циркуляционного насоса

Мысль об установке второго устройства возникает при неравномерном прогреве теплоносителя. Это связано с недостаточной мощностью котла.

Для обнаружения проблемы замерьте температуру воды в котле и трубопроводах. Если разница составляет 20 °C или больше , следует прочистить систему от воздушных пробок.

При дальнейшем возникновении неисправности устанавливают дополнительный циркуляционный насос. Последнее также необходимо, если монтируют второй отопительный контур, особенно в ситуациях, когда длина обвязки составляет 80 и более метров.

Справка! Пригласите специалистов для уточнения расчётов. Если они неверны, установка дополнительного устройства приводит к снижению эффективности работы. В редких случаях ничего не изменится, но затраты на покупку и размещение уйдут впустую.

Второй насос также не нужен, если система отопления сбалансирована специальными клапанами. Очистите трубы от воздуха, восполните количество воды и проведите тестовый запуск. Если приборы взаимодействуют нормально, то монтировать новое оборудование не надо.

Гидравлический разделитель

Используется, когда необходим монтаж дополнительного насоса. Устройство также называют анулоидом .

Фото 1. Гидравлический разделитель модели SHE156-OC, мощность 156 кВт, производитель - «GTM», Польша.

Подобные устройства применяют в отоплении, если нагрев воды происходит при использовании котлов длительного горения. Рассматриваемые приборы поддерживают несколько режимов работы нагревателя, от розжига до затухания топлива. В каждой из них желательно сохранять необходимый уровень, чем и занимается гидрострелка.

Установка гидравлического разделителя в обвязку создаёт баланс в процессе эксплуатации теплоносителя. Анулоид представляет собой трубку с 4 отходящими элементами . Его главные задачи:

  • самостоятельный отвод воздуха из отопления;
  • отлов части шлама для защиты труб;
  • фильтрация грязи, попадающей в обвязку.

Внимание! Нужно тщательно подбирать характеристики. Выбор качественного устройства поможет защитить систему от проблем. Из-за этого установка насоса становится обязательной.

Функциональность

Обвязка с циркуляционным насосом выполняет много задач. Они должны разрешаться вне зависимости от расхода рабочей воды и возможных скачков давления в трубах. Достичь эффективности трудно, поскольку жидкость поступает внутрь из общего источника.

Таким образом, теплоноситель, выходящий из котла, разбалансирует систему.

Из-за этого и размещают гидравлический разделитель: его главная цель — создать развязку , которая разрешит проблему, описанную выше.

А также важны следующие функции:

  • согласование контуров , если используется несколько;
  • поддержка рассчитанного расхода в первичной обвязке, независимо от вторичных;
  • постоянное обеспечение работы насосов циркуляции;
  • облегчение эксплуатации разветвлённых систем;
  • очистка труб от воздуха;
  • вылов шлама ;
  • удобность установки при применении модулей.

Где поставить второе устройство в доме

  • вал располагают горизонтально , параллельно полу;
  • поток воды направляют в одну сторону со стрелкой, установленной на приборе;
  • коробку размещают на любой стороне, кроме нижней , что защищает клемму от попадания воды.

Устройство монтируют на обратку, где температура теплоносителя минимальна.

Это увеличивает длительность эксплуатации, хотя некоторые специалисты несогласны с этой фразой. Последнее связано с правилами работы: прибор должен выдерживать нагрев рабочей жидкости до 100—110 °C.

Важно! Размещение возможно не только на обратной, но и на прямой трубе. Главное — установить между котлом и радиаторами, поскольку противное запрещено. Это также облегчает обслуживание прибора.

Вам также будет интересно:

Как последовательно встроить вспомогательное устройство в систему отопления

Для монтажа циркуляционного насоса используют однотрубную или двухтрубную систему отопления. Перед началом обязательно изучите инструкцию, приложенную к прибору. Во время подготовки из обвязки удаляют воду, затем проводят чистку труб от грязи, коррозии и накипи. Устройство монтируют согласно плану, заполняют теплоносителем и начинают эксплуатировать.

Насос предпочтительней ставить на обратку, используя байпас . Последний помогает перекрывать ток жидкости, если возникла необходимость замены деталей или устранения неисправностей.

Учитывайте диаметр трубы отвода: она должна быть меньше, чем магистраль.

С обеих сторон байпаса размещают краны для защиты от аварий. При необходимости, их перекрывают. На центральную часть обвязки устанавливают ещё один. Он помогает направить рабочую жидкость в насос циркуляции. Перед входом желательно поставить фильтр , очищающий воду от примесей и твёрдых солей.

Два насоса в схеме с теплым полом

Справка! Если используется эта технология, насос необходимо монтировать горизонтально , обязательно после смесителя подачи. В некоторых системах используют по несколько устройств, по одному на каждый этаж.

Заполняя обвязку теплоносителем, не всякий раз получается удалить весь воздух. Последний блокирует путь жидкости, а спуск можно осуществить не через любой коллектор. Решением проблемы является вентиль, встроенный в насос циркуляции. Для выпуска газов достаточно повернуть его против часовой стрелки, подать воду, затем закрутить диск и включить устройство. При необходимости, процедуру повторяют.

Вот и наступили холода и владельцу Ваз 2109, живущему в России, вновь предстоит оказаться лицом к лицу с проблемой печки. Действительно, то ли отечественный производитель изначально не позаботился о нормальном ее функционировании, то ли система такая должна быть у этого автомобиля, но Ваз 2109 с электрической помпой, которая устанавливается самостоятельно, зимой у нас в стране более подходит.
На Ваз 2109 установка электропомпы не займет много времени и достаточно знать основной алгоритм проведения операции, о чем и пойдет речь в нашей статье.

Понятно, что мерзнуть всю зиму в своем автомобиле не захочет ни один владелец. Да и пассажиры вряд ли захотят сесть в своеобразный «холодильник», где вместо того, чтобы согреться, замерзаешь напрочь.
Штатная печка этого автомобиля, конечно же, согревает, но делает это нехотя и как будто в долг. Все дело в малой эффективности ее, особенно на холостых оборотах, когда стоишь, например, в пробках.
Установка дополнительной электропомпы, в данном случае, проблему решает сразу.Вообще-то способов сделать салон своей «девятки» множество, но доработка автомобиля путем монтажа электропомпы является наиболее рациональным решением.

Что это может дать

Итак, узнаем для начала, что нам даст дополнительный электрический насос в Ваз 2109:

  • Оказывается, установка дополнительной помпы в автомобиль этой модели вазовского семейства способен значительно повысить эффективность обдува теплым воздухом салона на холостых оборотах.

Примечание. Другими словами, если штатная печка дует горячим воздухом только во время движения автомобиля, а на холостых оборотах выдувает лишь теплый, это означает плохую циркуляцию жидкости в СО. Модернизация СО, путем установки дополнительной помпы, даст возможность тосолу быстрее циркулировать.

  • Монтаж дополнительной помпы, конечно же, в значительной степени утеплит салон, но объем прокачиваемого тосола возрастет вдвое. Это в свою очередь, приведет к тому, что двигатель станет остывать сильнее и нужно позаботиться вдобавок о сбережении его тепла.
    Полная теплоизоляция автомобиля в этом случае будет тем, что надо, тем более, что в наше время в магазинах можно найти огромное количество материалов для этого.
  • Дополнительный насос, естественно, дает незаменимый эффект. С другой стороны это создает дополнительную нагрузку на , который также придется модернизировать.
    Дело в том, что на «девятках» стоит немного слабоватый преобразователь тока.

Как выбрать электропомпу

С тем, что нам дает дополнительная помпа, кажется, разобрались.
Теперь узнаем, как ее выбирать:

  • Электропомпа от «Газели», как правило, является самым популярным вариантом. Она подойдет идеально. Представляет собой данный элемент обычный центробежный насос.
    Минусом данной помпы является то, что перекачивать воздух она не может, ввиду больших зазоров между крыльчаткой и корпусом.

Примечание. Газелевские насосы тоже бывают разные. Известны помпы старого и нового образца. Как правило, новые электропомпы меньше вибрируют и их использование наиболее рационально.

  • «Продвинутые», если можно так выразиться, автомобилисты, советуют устанавливать, как более лучший вариант, электропомпу от Bosh.
  • Сойдет и такой вариант, как насос от «Элара». Производитель в последнее время значительно усовершенствовал элемент, поставив новое уплотнение, которое не имеет течей.
    Кроме того, было увеличено сечение штуцеров, а это дало двойное увеличение производительности.
  • Помпа от «Адверс» тоже сойдет.

Какую конкретно помпу выбрать, решает сам владелец. Практически никакой разницы варианты помп не имеют, но выбирать надо такой насос, который бы не имел протеканий.
Кроме того, выбрав качественную помпу, вероятность ее поломки или плохой работы сведется к нулю.

Установка дополнительной помпы на Ваз 2109

В этой статье мы научимся устанавливать дополнительную помпу на автомобиль, как настоящий автоэлектрик. Ваз 2109 – это автомобиль, который дает возможность постоянно что-либо модернизировать и усовершенствовать, впрочем, как и все модели этого семейства.
Представим на обозрение читателя два алгоритма, как монтировать помпу от Газели и от Bosh.

Установка насоса от Газели

Как и говорилось выше, это самый распространенный вариант монтажа дополнительной помпы.
Инструменты и материалы:

  • Насос от Газели стандартный. Стоит около 1000 российских рублей.
  • Реле с нормально разомкнутыми контактами. Подойдут стандартные реле от стартера или зажигания, где нужно будет просто перемкнуть нужные контакты.
  • Немного армированного шланга.
  • 2 литра ОЖ (обычный тосол).
  • Хомуты среднего размера в количестве 5 штук.

Приступим:

  • Ждем, пока в системе остынет . Тосол сливается из бачка в какую-нибудь чистую емкость, если подразумевается его повторное использование.
    Если намеревается использование нового тосола, то слить можно и в утилизацию.
  • Сверху насоса видим 4 самореза. Их надо будет выкрутить, чтобы добраться до резиновой прокладки крыльчатки. Эту самую прокладку смазываем герметическим составом.
  • Помпу собираем, но вместо штатных саморезов ставим длинные тонкие болты, по совету автоэлектрика. Ваз 2109, кстати, является автомобилем, где помпа от «Газели» вполне удачно устанавливается.

Совет. Некоторые автомобилисты, которые впервые устанавливают электропомпу, задаются вопросом: а куда лучше установить насос, в разрыв подающего патрубка отопителя или выходящего? На самом деле, никакой разницы в этом нет, лишь бы насос был установлен по течению потока ОЖ.

  • Крепим электропомпу.

Примечание. Крепить дополнительную помпу на Ваз 2109 можно и прямо на шпильку бачка омывателя или на шпильку возле аккумуляторной батареи.
Кроме того, некоторые умельцы советуют ставить ее на крепление заводской шумки, которая, как известно, находится на щитке двигателя. Рациональнее всего ставить возле АКБ, что мы и сделаем.

  • Разжимаем железный хомут.
  • Устанавливаем помпу горизонтальным патрубком в сторону блока.

Теперь следует подумать, как установить подключение. Практичнее всего перенести подключение на кнопку рециркуляции. Если нет, то можно поставить и на блок САУО или на обогрев зеркал.

  • От клапана рециркуляции отсоединяются два провода: с бело-голубой и желто-голубой полосой.

Примечание. Напомним, что клапан рецирку л яции находится на щитке моторного отсека, а к нему идут два тонких шланга.

  • Бело-голубой провод подсоединяем к одной клемме реле.
  • Желто-голубой ко второй клемме реле.
  • Третью клемму реле соединяем с проводом электронасоса.

Теперь пришло время проверить, как работает насос. При нажатии кнопки, помпа должна начать жужжать и дуть воздух. Если этого не происходит, значит что-либо сделано не так, как надо.
Продолжаем установку:

  • Отсоединяем шланг 1, по которому идет ОЖ к отопителю от выпускного патрубка.
  • Подсоединяем его к горизонтальному патрубку помпы (длины хватит в полную меру, если что).
  • Теперь к вертикальному патрубку насоса нужно подсоединить шланг 2, который сам состоит из 2-ух S-образных патрубков (находится он между краном и ). В крайнем случае, вместо этого шланга можно использовать и другой, подходящего размера и типа.
  • Второй конец этого шланга надо протянуть к головке блока, откуда был снят шланг 1.
  • Затягиваем хомуты.
  • Обязательно закручиваем сливную пробку в блоке.

Продолжаем процесс:

  • Заливаем ОЖ до максимальной метки.
  • Прокручиваем двигатель.
  • Визуально осматриваем насосы на наличие течи.
  • Затем снова включаем зажигание и проверяем течи, которые в случае нахождения устраняем.
  • Подтягиваем хомуты.
  • Даем двигателю поработать около 30 минут.
  • Вновь заливаем ОЖ до нужного уровня.

Проверка нового насоса

Проверять желательно на воздухе, когда температура около -10 градусов Цельсия:

  • Температура двигателя должна быть +85.
  • Глушим мотор.
  • Отопитель включаем на первую скорость и наблюдаем, как дует полутеплый воздух.
  • Включаем дополнительную помпу и сразу же разница: дует горячий воздух! Горячий воздух идет до тех пор, пока температура мотора не остынет до +45 градусов.
  • Вновь заводим двигатель, нагреваем его до нужной температуры и проверяем все снова.
  • Если все повторяется, значит помпа функционирует нормально.

Установка помпы Bosh

Опять же для этого приготовим нужные материалы.
Материалы которые понадобятся:

  • Помпа от Bosh, которая стоит примерно 1300 рублей.
  • Реле с фишкой.
  • Два провода по 5 метров разного цвета.
  • 20 различных клемм.
  • Кнопка со светодиодом, обычно используемая на иномарках.
  • Специальный разъем для насоса.

Алгоритм установки:

  • В первую очередь, прокладываем электропровода.
  • Реле желательно установить за автомагнитолой.
  • От реле прокладываем провод на 12В к помпе.
  • Другой провод идет к кнопке со светодиодом.
  • Не забываем к кнопке подсоединить массу.
  • Плюс появляется от магнитолы, когда включается зажигание.
  • В итоге, когда автомобиль работает, то после нажатия на кнопку загорается светодиод и начинает функционировать дополнительная помпа.
  • Теперь устанавливаем собственно сам насос.

Примечание. Обычной проблемой во время установки дополнительной помпы может стать вдевание заводского шланга на помпу. Отметим сразу, что легче пойти и купить новый, чем пытаться натянуть штатный.

  • Вдеваем новый шланг для печки 18 мм.
  • Помпу размещаем и обклеиваем двусторонним скотчем, а затем хорошенько фиксируем хомутом.
  • Провод от +12В выводим в подкапотное пространство к ЭБУ.
  • Подсоединяем и все готово.

Затраты при такой установке минимальны. Около 2000 рублей если уйдет, то это еще много.
Доработка штатной системы даст только положительные результаты. Инструкция, приведенная выше, подскажет, как все сделать с минимальными потерями времени и средств.
Видео и фото помогут в процессе получить практическое понимание, поэтому их не игнорируем. Цена на установку дополнительной электропомпы никак не отразится на семейном бюджете, если все делать своими руками.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх