Против каких властей нужно сражаться, объясняет свт. Лука Крымский. Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных потому что наша брань не против кр

Сергей Есенин
Черный человек

Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Черный человек,
Черный, черный,
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.

Черный человек
Водит пальцем по мерзкой книге
И, гнусавя надо мной,
Как над усопшим монах,
Читает мне жизнь
Какого-то прохвоста и забулдыги,
Нагоняя на душу тоску и страх.
Черный человек
Черный, черный...

Жизнь закончится у многих именно так.
«Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». Еф.6,12.
Борьба со страстями главное в христианской жизни. Святые отцы православной церкви учат, что любой грех начинается с прилога вражия, помысла, мысли, если человек принимает эту греховную мысль соглашается или услаждается ей, то она переходит в слова и дела. Именно и это называется духовной бранью, которую должен вести каждый христианин. «И надо нам с вами всем помнить, что в душе светлой и чистой и одна какая-нибудь мысль, брошенная от диавола, тотчас произведет смущение, тяжесть и сердечную боль, в душе же, омраченной грехом, еще телесно и оскверненной, даже и само присутствие его будет неприметно. И этой неприметности помогает сам дух злобы, ибо она ему выгодна. И он, тирански властвуя над грешником, старается держать его в обольщении, будто бы человек действует сам собой..» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

В. Высоцкий
«Меня опять ударило в озноб...»

Меня опять ударило в озноб,
Грохочет сердце, словно в бочке камень:
Во мне живёт мохнатый злобный жлоб
С мозолистыми цепкими руками...

Он не двойник и не второе «я»...
Все объясненья выглядят дурацки:
Он плоть и кровь, дурная кровь моя -
Такое не приснится и Стругацким.

Он ждёт, когда закончу свой виток, -
Моей рукою выведет он строчку,
И стану я расчётлив и жесток,
И всех продам гуртом и в одиночку.

Я оправданья вовсе не ищу -
Пусть жизнь проходит, ускользает, тает,
Но я себе мгновенья не прощу,
Когда меня он вдруг одолевает...

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого». Лк.11, 24-26.

Домом называет бес человека, а как не дом, коль человек живёт в страстях, гордости, блуде, жадности, воровстве, курении, сквернословии, пьянстве, безбожии. Когда само тело изменяется от действия страстей, искажается лицо: напыщенной гордыней, злым взглядом, раздражением на всех, маской лицемерия, блудным развращением. И нет никакой борьбы со страстями.

"Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой - то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве... Все должны были погибнуть, кроме весьма немногих избранных. Появились какие - то новые... существа микроскопические, вселившиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя такими умными и непоколебимыми в истине, как эти зараженные... Целые селения, целые города и народы заражались и сумашествовали". Страшный сон приснился Раскольникову. О массовом забесовлении Достоевский пророчествовал удивительно точно".

"Мы в своем обольщении забываем Бога, забываем небо, забываем вечность. И на этой почве всецелого погружения людей в плотскую жизнь разрастается чудовищный разврат.
Младенцы, зачатые в беззаконии, появляются в мир больными, одержимыми от рождения духом злобы, и лукавством превосходят взрослых. Отроки, не зная детского простодушия, играют во взрослых, и в одуряющих химических реактивах ищут особых видений и ощущений. Юноши и девушки, не зная и самого понятия невинности и чистоты, погружаются в блато такой грязи, о которой и помыслить страшно, и срамно глаголати. И наркотический угар для многих становится единственно реальной жизнью. А грохот бесовского шума, ворвавшийся в дома наши с телевизионных экранов, оглушил, одурил всех от малого до большого, и вовлек всех в водоворот адского кружения, поработив души насилием.
…И нормой жизни становится – ходи по трупам задавленных тобою, рви кусок из чужого рта и плюй на всяческие заветы. А тот враг, что посеял страшные плевелы злобы и гордыню лжеименного разума, человекоубийца искони, лжец и отец лжи (Ин.8,44) – любуется плодами дел своих. Он преуспел. Он одолел людей. И Бог теперь не столько отрицаем, сколько вытесняем из сердца человека всякими его пристрастиями и житейскими попечениями. Бог просто забыт." Архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

Преподобный Ефрем Сирин писал, что страшный змей влагает в нас мудрость побеждать словом тех, кто хочет нас исправить, и оттого грех умножается, не имея сопротивления себе.

В школе учат преподаватели, что они произошли от обезьян. Достоевский писал:"если нет Бога, то всё позволено". Вот мы и видим людей без моральных принципов, только деньги.

"ха-ха! Слушайте, я их всех сосчитал: учитель, смеющийся с детьми над их Богом и над их колыбелью, уже наш. Адвокат, защищающий образованного убийцу тем, что он развитее своих жертв и, чтобы денег добыть, не мог не убить, уже наш. Школьники, убивающие мужика, чтоб испытать ощущение, наши, наши. Присяжные, оправдывающие преступников сплошь, наши. Прокурор, трепещущий в суде, что он недостаточно либерален, наш, наш. Администраторы, литераторы, о, наших много, ужасно много, и сами того не знают! С другой стороны, послушание школьников и дурачков достигло высшей черты; у наставников раздавлен пузырь с желчью; везде тщеславие размеров непомерных, аппетит зверский, неслыханный...
Но одно или два поколения разврата теперь необходимо; разврата неслыханного, подленького, когда человек обращается в гадкую, трусливую, жестокую, себялюбивую мразь - вот чего надо!"
Бесы. Ф.М.Достоевский

О бесноватом в храме

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 6, ст. 10-17.

10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Еф. 6, 10 -17)

Братья и сестры, это окончание Послания апостола Павла к Ефесянам, которое мы с вами уже разбирали практически полностью, в том числе этот отрывок. Постараюсь не повторяться, а рассказать о чем-то другом. В ближайшее время у нас будут отрывки, которые мы читали не так давно. Почему так бывает, я объясню несколько позже.

Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Конечно, здесь идет речь о метафорическом оружии. Вообще весь отрывок - это красивая метафора боя, битвы. Речь идет о том, что нужно облечься во всеоружие Божие. Термин всеоружие, как я говорил в прошлый раз, взят из военного лексикона и означает полную военную экипировку. Бывали случаи, когда можно было обойтись незначительным количеством брони, оружия, но в период особо важных сражений нужно было надеть на себя все, что есть.

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Очень важное место, дорогие братья и сестры. Мне помнится, что в предыдущий раз, когда обсуждение этого отрывка было показано на телеканале «Союз» и выложено в группе «В Контакте», возникла небольшая дискуссия. Она была посвящена тому, насколько важно бороться со злыми духами, то есть не земными врагами, и есть ли смысл бороться с врагами на земле (якобы данный отрывок дает нам некоторое наставление об этом). 12-й стих говорит о том, что наша брань не против крови и плоти. «Кровь и плоть» - знаменитое библейское выражение, которое обозначает человека в его телесной немощи, с его биологическими потребностями, склонностью к болезни, усталости и, наконец, смерти. Есть такое выражение: «Плоть и кровь Царства Божия не наследуют». То есть человек в этом теле войти в Царство Божие не может, поэтому он должен в этом теле умереть и воскреснуть в новом духовном теле, которое будет способно наследовать Царство Божие. Апостол Павел здесь тоже использует это выражение, говоря о том, что мы воюем не против каких-то людей, врагов земных. Война идет против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Здесь фигурируют слова начальства, власти, но мы помним, что этими словами часто называются степени ангельской иерархии, а если есть ангельская иерархия, то, наверное, есть и иерархия злых духов, духов злобы поднебесной, демонов. На мой взгляд, здесь очевидно, что апостол Павел говорит именно о битве (брани, как это звучит на славянском языке) против этих нематериальных существ.

Эта битва происходит в сердце каждого человека. Каждый, кто заявляет, что он христианин, воин Христов, выходит на эту битву. В первую очередь, человек призван в этой брани очистить своего «внутреннего человека», свое сознание, чтобы открыть путь к сердцу, услышать его голос. Мало кто из людей, (дорогие братья и сестры, мы это сами прекрасно знаем), у которых не очищено сердце, может устоять перед искушением, например, власти. Часто люди, которые мыслят немного поверхностно, по-земному даже этот отрывок пытаются понимать в политическом смысле слова, думают, что есть плохие руководители, а они или кто-то другой были бы лучше (хотя чаще всего по своей гордыне в тайниках души мы, наверное, думаем о себе). На самом деле тот, кто очищает свое сердце, специально к власти никогда не стремится, его призывает Господь. Когда человек по Божиему устроению занимает какой-то пост, облекается властью, то часто получается, что его правление не слишком сильно отличается в лучшую сторону от правления его предшественника, которого он ругал и, возможно, сместил. Человеку очень сложно совладать с таким явлением как власть. Недаром говорят: если хочешь проверить человека, понять, какой он на самом деле, то дай ему власть.

Есть прекрасная притча о селении, рядом с которым в крепости жил дракон. Все пытались побороть дракона, потому что боялись его, чувствовали его власть, давление, но ни у кого не получалось. Тогда некий мальчик вызвался уничтожить дракона. Он взял меч, пошел в крепость и убил этого дракона, но по всему селению во всеуслышание объявляют о том, что победил дракон. На этом притча заканчивается, и у нас с вами есть возможность глубоко задуматься, что имеется в виду. Не исключено, что тот, кто убил дракона, может сам превратиться во что-то подобное, если у него не очищено сердце, если он не победил внутренних врагов, духов злобы поднебесной, которые искушают всякого человека. Нам с вами, братья и сестры, нужно помнить об этом всегда, когда мы размышляем о каких-то политических баталиях, о том, что у нас есть некие внешние земные враги. Мы думаем, что мы их победим, установим правильную власть, принесем всем правильную православную веру (даже если это будет сделано не по свободной воле, а сверху спущено) - победим и всех «оправославим»! Такие взгляды, по моему видению, достаточно наивны и неглубоки, потому что Новый Завет говорит о том, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Поэтому, братья и сестры, дай Бог нам не путать духовное и земное, проповедь с пропагандой и истинную духовность, истинную веру и жизнь во Христе с идеологией.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Представив им побуждение к особенной бдительности от свойства брани, потом внушает им бодрость указанием предстоящих подвигов. Каким образом? Сказав, что враги сильны, он навел на мысль, что и многого мы от них лишаемся. Чего же? Борьба происходит в поднебесной, и не из-за денег, не из-за славы, но из-за пленения в рабство. Стало быть, вражда становится непримиримой. Соперничество и борьба бывают сильнее, когда они происходят из-за предметов важных. В поднебесной (έν τοΐς έπουρανίοις ) – это то же, что за (υπέρ) небесное. (Враги наши воюют с нами) не для того, чтобы, после победы, чем-нибудь воспользоваться, но для того, чтобы нас лишить (неба). Так, если бы кто-нибудь сказал: ή συνδήχη εv τινι χεϊται (договор заключается в чем-нибудь), то здесь: έν (в) соответствовало бы: υπέρ (за) или διά (для). Заметь, какую бдительность возбуждает в нас сила врага, и какая трезвенность происходит оттого, что мы узнаем, что действительная опасность предстоит нашему великому благу, и что также мы должны заботиться о победе из-за великого блага, – потому что враг наш старается свергнуть нас с неба. Кого это называет (Павел) «Против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» ? И какой тьмы? Не ночной ли? Нет, – греховной. Мы были, говорит он, некогда тьмой, – называя так грех в настоящей жизни, потому что он уже больше не будет иметь места ни на небе, ни в грядущем веке.

Миродержителями же называет (дьяволов) не потому, чтобы они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Греховные дела Писание обыкновенно называет миром, например, в изречении Христа: «Потому что вы не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14) . Разве, в самом деле, (апостолы) были не от мира? Не были ли они облечены плотью? Не принадлежали ли к находящимся в мире? И в другом месте: «Мир Меня ненавидит, а вас не может ненавидеть» : и здесь также миром называет злые действия. Или, быть может, здесь под миром он разумеет самих злых людей, потому что демоны на них преимущественно простирают власть свою. «Против начальств, против властей» , – говорит, – «против духов злобы поднебесных» . «Началами» и «властями» называет их, по подобию того, как и между небесными (духами) есть престолы, господства, начала, власти.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным

Причину показывает, почему заповедует быть всегда одетыми во всеоружие и находиться в постоянной бдительности и осторожности. Потому, говорит, это необходимо, что таковы враги наши и такова война, что этого требует злокозненность и невидимость врагов.

Яко несть наша брань - παλη, - борьба, бой, схватки у нас идут не с кровию и плотию , «не с людьми, подобострастными нам и нам равносильными» (блаженный Феофилакт). И в послании к Галатам, когда Апостол говорил, что по обращении он абие не приложился плоти и крови, - сею фразою означаются люди. Хочет сказать Апостол, что не такова у нас брань, как бывает у людей с людьми. Тут враги друг друга видят, видят, что один предпринимает против другого и последний противопоставляет ему соответственный отпор, как в фехтовании. Наши враги невидимы, невидимы и козни их. Надобно, следовательно, поставить себя так, чтобы, что бы они ни предпринимали, уловки их не имели в нас никакого успеха. Так это и бывает, ибо, хотя мы и не видим их, но всеоружие наше таково, что и без видения сего можно противостоять им. Надобно, однако ж, заметить, что опытные в духовной брани доходят до разумения ухищрений лукавого; по первым приражениям его догадываются, куда он метит, и соответственно тому противодействуют ему. И святой Павел говорил о себе, что он не неразумеет умышлений сатанинских. Заметив их, он тотчас давал им и отпор. Но это есть достояние совершенных, большею же частию мы бьемся с духами, как бьются в потемках.

Блаженный Иероним иначе взглянул в этом месте на кровь и плоть. Он говорит, что есть у нас брань с плотию и кровию, когда плоть похотствует против духа. Апостол не отвергает ее, но дает разуметь, что за плотию и кровию надо провидеть другие силы, действующие чрез них и нас борющие. Ибо есть духи похоти, как пророк Осия поминает о некиих, обольщенных духом блудным (Ос. 4, 12) ; есть духи гнева, вражды, ненависти и всякой страсти. Апостол хочет научить нас, что страсти в нас не от естества тела, не из плоти и крови, а от духов злобы возбуждаются; почему и говорит так (сокращено).

Такой мысли нельзя не дать веса. Ибо она совершенно истинна. И всякий может осязательно удостоверяться в ней при наблюдении над проявлениями страстей, когда они доходят до мании, каковы: пьянство, блуд, воровство, обжорство. - Не дать ли даже этому пониманию преимущества пред первым?

Но к началом и ко властем , - и проч. При невидимости и спрятанности, враги наши еще многочисленны, и такие все властные, чиновные. Словами: начала и власти означаются ранги нечистых духов. В каких чинах пали, те и в падении удержали за собою. Как между чистыми Ангелами есть девять чинов, так есть свои ранги и между нечистыми. Апостол только два указал здесь. Так святой Златоуст: «Началами и властями он их назвал по подобию того, как между небесными духами есть Престолы, Господства, Начала и Власти». Феодорит прибавляет: «Злые демоны были в числе святых чинов, но за злобу лишились сего чина. Но и доныне имеют они сии наименования в обличение их растления».

Враги наши не только численны и властны, но и знатоки своего дела, от чего и титулует их Апостол: миродержители тмы века сего, духи злобы .

Миродержители не мира, Богом созданного и во вседержительстве Его состоящего, но мира, который во зле лежит и в котором только и есть что похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, с достаточным количеством людей, увлеченных сими похотями и множеством обычаев в удовлетворение им. В этом мире люди толкутся по сим обычаям, разжигаемые похотями и их более и более разжигая. От толчения и смятения - никто разобрать ничего не может, от чего что, для чего и как. Тьма покрывает всю эту область и есть ближайшая причина того, что мир сей еще стоит и цену какую-то имеет. Этого-то мира злые духи суть держатели. Они прельщают людей, они и держат их в прелести. Власть их не по естеству принадлежит им, а по неразумию людей, падких на похоти. Люди сами себя предают в рабство им и рабствуют. Сатана и стал случайно князем, по избранию грешных людей. Но как только кто отказывается жить по похотям и страстям, тотчас выходит из-под власти диавола. Если б все образумились, совсем бы пала власть сатаны, и бесы перестали бы быть миродержителями. Но так суждено, что люди будут грешить до конца века, - до конца века будет и миродержительство бесов. Оттого они и называются миродержителями тьмы только века сего. Святой Златоуст говорит:

«Миродержителями Апостол назвал демонов не потому, что они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Ибо Писание обыкновенно называет миром греховные дела. Может быть, под миром разумеет он и злых людей, ибо демоны на них преимущественно простирают власть свою». Феодорит же пишет, что демоны потому стали миродержителями, что люди, нерадиво живущие, добровольно возлюбили их рабство (сокращено).

Другое титло бесов есть духи злобы , - πονηριας, - лукавства. Лукавство так углубилось в них, что стало составлять будто их природу: они стали будто самое лукавство, и ничего от них не ожидай, кроме лукавства.

Наше слово - поднебесным , по-гречески стоит - εν επουρανιοις. Eπουρανιος - не поднебесный, а наднебесный, потому к духам злобы слово сие относиться не может, ибо они свержены с неба. Не можно его относить к духам и по грамматическому сочетанию. Наши толковники все и не относят его к ним, а разумеют под сим духовные небесные блага, полагая, что предлог εν стоит здесь вместо υπερ - из-за, - на что они приводят и примеры. Выходит такая мысль: брань у нас с духами злобы идет из-за небесных благ. Так, святой Златоуст говорит: «Борьба происходит εν επουρανιοις, - не из-за денег, не за славу. Eν επουρανιοις то же, что υπερ επουρανιοις - за небесное. Враги наши не затем воюют с нами, чтобы после победы чем-либо воспользоваться, но для того только, чтобы нас лишить неба». Так и Экумений с Феофилактом. Обыкновенный же образ перевода и понимания сего слова: поднебесным , означает, что духи витают между небом и землею, в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте.

По цели Апостола то и другое уместно здесь. Феодорит будто хотел совместить обе мысли, ибо говорит, что борьба происходит с поднебесными, но из-за небесного. «Указывает Апостол и выгоды победы, чтобы воинов соделать более ревностными, потому что, говорит он, борьба с поднебесными, то есть с небесными чинами, и наградою за борьбу сию уготовано Царство Небесное».

Но все это, говорит Апостол, для того, чтобы показать, как необходимо всегда быть во всеоружии, быть бдительными и трезвенными. Из невидимости и скрытности врагов видно это само собою, видно и из того, что они суть духи злобы - лукавства, и из того, что многочисленны. Как же видно это из того, что они миродержцы тьмы века сего, когда христиане изъяты из-под их власти? - Тем, что изъяты, злобу их раздражают и вооружают против себя. Если так, то и себе надо вооружаться против них.

Блаженный Феодорит ставит в этом смысле одну общую мысль: «Божественный Павел подражает доблестному военачальнику, который с тем намерением, чтобы в воинстве его не было лености, описывает мужество врагов». Святой Златоуст свою об этом мысль прикрепляет к слову: из-за небесного. «Заметь, какую бдительность возбуждает в нас сила врага и какая трезвенность происходит оттого, что мы знаем, что действительная опасность предстоит нашему великому благу, и что также мы должны заботиться о победе из-за великого блага, потому что враг старается свергнуть нас с неба».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

Прп. Петр Дамаскин

Несть наша брань к крови и плоти , то есть к людям, как в древности было с иудеями, когда побеждавший иноплеменников совершал дело Божие, но к началом, и ко властем , то есть к невидимым демонам. И побеждающий мысленно побеждает или бывает побеждаем страстями. Та война была прообразованием нашей брани.

Творения. Книга вторая.

Блаж. Феофилакт Болгарский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

потому что наша брань не против крови и плоти

И это не для возбуждения страха говорит, но для того, чтобы сделать внимательными. Ибо тот, кто указывает на силу врага, делает тем самым своих более осторожными. У нас дело, говорит, не с обыкновенным врагом, и не с людьми, подобными и равносильными нам.

но против начальств, против властей

Как Бог начала и власти имеет, так и надменный тиран устроил у себя подобные же порядки.

против мироправителей

Не в смысле обладателей мира или твари. Потому что писание миром обыкновенно называет лукавые деяния и тех, кто совершает оные, как в выражении: вы не от мира (Ин. 15:19) , то есть не из числа творящих злое. Теми же обладают демоны, потому что они добровольно отдали себя в рабство им.

тьмы века сего

Тьмой называет непотребство, которое является и существует в сем веке, но далее его не простирается.

против духов злобы

Так называет демонов. А так как и ангелы суть духи, то он прибавил злобы ; потому что те - духи добра и света. Говоря же, что мы воюем не с плотью и кровью, он чрез противопоставление дает знать, что воюем с подвижными, непобедимыми в коварстве и трудно уловимыми.

поднебесных (έν τοις έπουρανίοις)

Чрез это опять побуждает к бодрости слушателя. Опасность, говорит, в великом деле, ибо дело идет не о земном и тленном, а о небесном. Предлог «в» (έν) употреблен вместо «за» и «ради» (διά), как бы говорит: ради небесного воюем, и потому нужно быть бдительным.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

Я полагаю, что брань против плоти и крови - это та, которая называется искушением человеческим. А именно: когда плоть похотствует вопреки духу и побуждает нас к деланию дел своих, т.е. блудодеяния, нечистоты, невоздержания, идолослужения, вражды, раздоров, ревности, греха, споров, несогласия, разделений, козней, пьянства, бесчинства и прочего«. Потому [то, о чем говорит здесь апостол,] это не просто человеческое искушение или борьба против плоти и крови , когда сам сатана или преображается в ангела света (2 Кор 11:14) и старается убедить нас, чтобы мы его почитали ангелом света, или делает нечто подобное, употребляя всякие усилия, ложные чудеса, и пророчества, и всякий неправедный обман. В самом деле, когда враг уловляет кого- либо, чтобы обмануть его, и утверждает в нем: Так говорит Господь, - то обманывает его не так, как плоть и кровь или искушение человеческое, а как начало и власть, правитель тьмы и духовное непотребство.

Следует знать также и то, что, за исключением этого места, мы не встречаем нигде - ни в Ветхом Завете, ни в Новом - слова κοσμοκράτωρ (мироправитель ). Это слово апостол Павел составил сам, чтобы, вследствие необходимости, обращаясь к ефесянам, новым и невидимым предметам дать новое наименование [В Библии данный термин действительно используется только однажды - в Послании к Ефесянам, однако Иероним ошибается, полагая, будто апостол Павел изобрел это слово, поскольку оно встречается в орфической литературе: см. Orphei hynmi, ed. W. Quandt (Berlin: Weidmann, 1962); см. также соответствующее место в словаре H.G. Liddel and R. Scott, A Greek-English Lexicon, revised and augmented by H.S.Jones (Oxford: Oxford University Press, 1996), стр.984].

Мы должны понимать, что наша борьба не против плоти и крови, но против некоторых духовных и невидимых сил, против правителей тьмы, которая облегает этот мир, распространяя заблуждения среди людей неверующих, и против духов непотребства, которые обитают в небесных пространствах. Это значит не то, что демоны проводят жизнь в небесах, а то, что находящийся над нами воздух получил это имя [небес]. Поэтому-то и птицы, летающие по воздуху, называются небесными…

В этом списке Павел не упоминает «престолы» или «господства». Это наводит на мысль, что эти два высших уровня не присоединились к Люциферу в его восстании. Восстание описано, как начавшееся на уровне «начальств» (управителей) и «властей».

Гордость: первородный грех.

Давайте обратимся к отрывку из Иезекииля 28, который описывает восстание Люцифера: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (стих 17).

Сердце Люцифера вознеслось в гордости из-за его красоты, и это стало причиной его изгнания с горы Божьей. Я верю, что жизненно важно для каждого из нас осознать, что первым грехом во вселенной было не убийство, не прелюбодеяние, но именно гордость . Это гордость породила бунт. Более того, гордость возникает из благословения, Автором которого является Сам Бог. Это Бог дал Люциферу его силу, его власть, его красоту, его мудрость – все это было дарами от Бога. Тем не менее, неправильная позиция Люцифера превратила их в инструменты его собственного разрушения.

Оглядываясь назад, на более чем 60 лет христианского служения, я в шоке от осознания, что мужчины и женщины, призванные и снаряженные Богом, продолжают и сегодня совершать ту же самую трагическую ошибку, которую совершил Люцифер. Я постоянно вспоминаю одного китайского пастора, который провел в тюрьме более 20 лет за свою веру. Он сказал: «Я видел многих христиан, которые имели хорошее начало, но лишь немногих, кто имел хороший конец». Насколько быстро и легко, мы, Божьи служители, склонны забывать, что каждый успех в нашем служении должен немедленно побуждать нас к смирению самих себя в ответ на Божье неизмеримое благоволение!



В книге Исайи 14:12-15 пророк анализирует мотивы, стоящие за восстанием Люцифера. Это были претензии на то, чтобы быть равным Богу:

Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: "взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему". Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.

Как мы цитировали выше, Люцифер сделал пять последовательных провозглашений начинающихся с фразы Я сделаю так . Он сказал: «Я взойду на небо… Я вознесу престол мой… Я воссяду на горе в окружении других… Я взойду на высоты облачные». И, наконец, приходит апогей: «Я буду подобен (или равен) Всевышнему, буду как Сам Бог». Самовозвышающие амбиции Люцифера были причиной его падения.

Писание показывает нам явный контраст между Иисусом и Люцифером. Люцифер не был ипостасью Божьей, он был сотворенным существом. Он не имел права на то, чтобы быть равным Богу. Тем не менее, он заявил претензии на равенство с Богом, но поскользнулся и упал. С другой стороны, Иисус был Божественен по Своей вечной сущности и осознавал Себя равным Богу. Ему не было нужды хвататься за это, но Он предпочел смирить Самого Себя.

Иисус: Образец смирения .

Во 2 главе послания к Филиппийцам Павел наглядно описывает смирение Иисусом Самого Себя:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

(стихи 6-8)

В другом переводе «не почитал хищением быть равным Богу», звучит так, «не считал, что равенство с Богом – это что-то, за что нужно, cхватившись, крепко держаться».

Эти стихи перечисляют семь великих шагов по нисходящей, которые сделал Иисус от небесной славы к своей смерти на кресте:

· Он уничижил Себя (или лишил Себя репутации) . Буквально, Он опустошил Самого Себя. Как сказал Чарльз Уэсли в одном из своих гимнов: «Христос опустошил Самого Себя от всего, кроме любви».

· Он принял образ раба . Он был Господом славы , но Он сделал шаг вниз и стал слугой.

· Он сделался подобным человекам. Он стал членом адамовой расы, став немногим менее ангелов.

· Он по виду стал как человек. Он выглядел как обыкновенный человек Своего времени. Не было ничего, что внешне отличало бы Его от людей, среди которых Он жил.

· Он смирил Самого Себя. Он был скромным человеком. Он не был священником или правителем, он был сыном плотника.

· Он стал послушен до смерти. Его абсолютное послушание привело Его к искупительной смерти за грешное человечество.

· Он стал послушен до смерти преступника на кресте. Распятие было воздаянием мучения для худших людей, совершивших самые отвратительные преступления.

Вот те семь великих ступеней вниз, которые сделал Господь Иисус. Но эти великие сходящие вниз шаги привели к семи великим восходящим шагам, которые описаны в стихах 9-11:

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Здесь мы имеем семь восходящих ступеней возвышения Иисуса:

· Бог высоко превознес Его .

· Бог дал Ему имя выше всякого имени .

· Перед именем Иисуса преклонится всякое колено

· «Небесных» - всех сотворенных духов, которые служат Богу на небе.

· «Земных» - это означает, что абсолютно каждое творенье на земле подчинится власти Христа.

· «Преисподних» - это относиться к сатанинским сферам в аду. Это включает смерть, ад, могилу, а также неправедную смерть тех, кто до этого отверг Божью милость.

· Всякий язык исповедует, что Иисус Христос Господь . Господство Иисуса будет провозглашено в каждой части вселенной.

Во всем этом нам дан совершенный пример Иисуса. Павел воодушевляет нас, последователей Иисуса, смирить самих себя:

Ничего не делайте по любопрению (буквально, из-за личных амбиций) или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе. (Филиппийцам 2:3-5.)

Павел исключает два мотивирующих момента: личные амбиции и тщеславие. Есть только один путь к возвышению: смирение самого себя. В Луки 14:11, Иисус утверждает этот принцип очень ясно: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Это абсолютно неизменный принцип. Здесь нет исключений! Путь вверх ведет вниз . Это величайший секрет! Как утверждают Притчи 18:12: «Перед честью идет смирение».

Обратившись опять к посланию Филиппийцам, мы видим чудесную истину, вынесенную в свет: «Посему и Бог превознес Его (Иисуса)» (2:9).

Слово посему побуждает меня верить, что Иисус был возвышен не потому, что Он был возлюбленным Сыном, но потому что Он исполнил необходимые требования. Ему пришлось заслужить Свое возвышение. Мы могли бы предположить, что это было как само собой разумеющееся, что по окончании Своих страданий на кресте, Он мог вернуться на Свою позицию равенства с Богом. Но, как я полагаю, Он заслужил это право смирив Самого Себя. Он заслужил это не только для Самого Себя, но и для всех, кто следует за Ним.

Как реакция на это, вы можете чувствовать побуждение молиться: «Господь, мне необходимо смирение. Пожалуйста, сделай меня смиренным». Однако, к удивлению, Божий ответ будет такой: «Я не могу сделать это. Только ты можешь смирить себя самого».

Смирение себя самого – это вопрос воли, а не эмоций. Это решение каждого из нас, сделанное для самого себя: «Господь, я избираю путь смирения перед Тобой. Я отвергаю гордость, надменность и личные амбиции перед Тобой и перед окружающими меня верующими».

Давая практический пример – как смирять себя, – Иисус рассказал о гостях, приглашенных на брачный пир:

«Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.» (Луки 14:8-11.)

В этот момент каждый из нас поставлен перед выбором – принять свое собственное решение. Я не могу принять решение за вас, и вы не можете принять его за меня. Но, позвольте мне сказать вам, мое решение уже было сделано.

А как насчет вас?

Глава 5

Адамова раса.

Наше происхождение.

Бог столкнулся с восстанием среди ангельских творений – существ восхитительной красоты, силы и сообразительности.

Как Бог отреагировал? Произвел ли Он еще более чудесных небесных существ – творений даже более красивых, сильных и умных? Разумеется, Он мог бы сделать это, если бы только Он захотел. Но, на самом деле, Он сделал нечто полностью противоположное. Он опустился вниз, а не вознесся выше.

Он сотворил новую расу из самого низкого, из чего только было возможно – из земного праха. Имя созданию, которое Он сотворил, было Адам . Это имя происходило напрямую от еврейского слова adamah , что означает земля . Адамова раса это земная раса. Тем не менее, раскрываемое Писанием откровение ясно говорит, что Бог имел предназначение для адамовой расы более высокое, чем для ангелов.

Важно осознать, что сотворение Адама и Адамовой расы было частью Божьего ответа на сатанинское восстание. В определенном смысле, это новая раса была предназначена для выполнения того замысла, из которого выпал сатана, и для того, чтобы пойти даже еще дальше его. Это одна главная причина, почему сатана противостоит нашей расе с такой интенсивной ненавистью. Он видит в нас тех, кто заменит его и войдет в предопределение, которого он не смог достигнуть. Что это за предопределение?

Для понимания нашего предопределения , которое мы будем исследовать в следующей главе, сначала мы должны понять наше происхождение – как и почему человечество было сотворено . И наше происхождение, и наше предназначение открыты в первых главах книги Бытия.

Первый стих книги Бытия говорит: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Далее, в Бытие 1:26-27 описано сотворение человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Нам необходимо сопоставить это сотворение человека с исторической подоплекой, растянувшейся на обширный период времени.

В конце веков

Бог действует в согласии с хронологической системой, которую Он Сам произвел. Важно найти то место, где мы находимся в соответствии с Божьей хронологией. Касаясь пришествия Иисуса на землю, мы находим в послании к Евреям 9:26: «Он же однажды (сейчас), к концу веков , явился для уничтожения греха жертвою Своею». Это указывает на то, что пришествие Иисуса на землю является кульминацией программы, которой следовал Бог на отрезке времени, описанном как «века». В 1 Коринфянам 10:11 Павел говорит, что «все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних (конца) веков . Церковь Нового Завета видимо понимала это так, что это было достижение кульминации Божественных намерений, которым было положено начало в ранние века.

Эти места Писания указывают на то, что пришествие Иисуса и образование Церкви, это некоторые конечные цели, которые закрывают период, описанный как «века». Как мы истолкуем это понятие: века? В Псалме 89:5 псалмопевец обращается к Богу и говорит: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и как стража в ночи». В Библейской культуре 12 часов были разделены на три «стражи» по 4 часа. Другими словами, тысяча лет соответствует четырем часам. Сутки (24 часа) будут соответствовать 6 тысячам лет.

Тогда мы видим, что события, описанные в Бытие 1:2 и далее, являются кульминацией Божественной деятельности, простирающейся назад на такой длинный отрезок времени, что наш ограниченный разум не в состоянии охватить его.

Держа это в сознании, обратимся к первым стихам книги Бытия. Как мы видели, первый стих описывает первоначальный акт творения, и в первой части второго стиха описывается наступившее затем состояние земли: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною».

В третьей главе этой книги я объяснил, почему я верю, что «пустота» не была состоянием земли сразу после ее сотворения, но, скорее всего, стала результатом разрушительного суда Божьего, который был произведен над до-Адамовой землей, возможно, в результате восстания сатаны. Это был суд над нечестием до-Адамовой расы (или рас) на земле, которая была введена сатаной в бунт и в различные формы нечестия.

Становится ясным, что главным орудием суда в этом случае послужила вода. Земля стала опустошенной, бесформенной, водянистой пустыней, и тьма была над поверхностью вод. Затем, вторая часть 2-го стиха говорит: «и Дух Божий носился (парил, почти как птица) над водою».

Особо выделены: вода и тьма. Начиная с Бытия 1:3 («Да будет свет») и далее, до Бытия 2:7 («И создал Бог человека»), говориться в основном не о первоначальном сотворении, но, по сути, о восстановлении. В большинстве случаев, материал уже присутствует. Необходимо лишь воссоздание и восстановление. Я не говорю о том, что никакого творчества в этот раз не было, но первоначальное сотворение было не основным событием.

Кроме этого процесса воссоздания, который наполнил землю морскими творениями и другими живыми существами, мы не должны упускать того творческого процесса в нас, как в христианах. Во 2 Коринфянам 5:17 Павел говорит: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь (творенье) ; древнее прошло, теперь все новое».

В определенном смысле, это новое творение во Христе является действием восстановления . Когда я прихожу к Христу, как грешник, вся моя личность не стирается. Бог не производит что-то абсолютно новое на свет, но Он включает в действие те силы, которые восстановят меня, обновят меня и, в конце концов, произведут из меня нечто абсолютно новое. Следовательно, действие воссоздания, описанное в Бытие 1 и 2, в точности соответствует и применимо к новому творению во Христе. Вот одна из причин, почему Писание описывает это в некоторых деталях.

Некоторые аспекты творения в Бытие 1:2 повторяются в восстановлении грешника, когда он приходит ко Христу. «Мир» (или «земля», как описано в Бытие 1:2) был бесформенной массой. Подобным образом и мы, когда приходим к Иисусу Христу как грешники, мы можем осознавать или не осознавать этого, но мы тоже находимся в бесформенном состоянии. Мы не только бесформенны, но, как и земля в Бытие 1:2, мы и во тьме. До тех пор, пока мы во тьме, мы не можем видеть вещи такими, какими они являются на самом деле. Таким было состояние земли, но это так же состояние и каждого отдельного грешника.

Есть два великих канала восстановления в новом творении. В Бытие 1:2, Дух Божий «парил». В Бытие 1:3 Бог сказал, и Его Слово вышло. При соединении Слова и Духа Божьего происходит сотворение и воссоздание. Что происходит, когда грешник приходит к покаянию? Дух Божий начинает двигаться в сердце этого грешника, и он принимает проповеданное Слово Божье. Духом и Словом процесс восстановления (или сотворения вновь) во Христе приводится в действие.

Первое, что произвели совместные действия Духа и Слова, был свет . С этого момента Бог трудился уже при свете. Первое, что происходит, когда грешник приходит к Христу, он начинает видеть вещи – и самого себя – такими, какие они есть. С этого момента Бог начинает работать в его жизни во свете.

Затем следует процесс отделения и очищения, разделения (призвания) и размножения. Многие различные области действуют в поступательном порядке. Иногда мы достигаем этапа, на котором мы думаем: «Теперь я действительно закончил. Бог уже разобрался со всем». И прямо в этот момент, Духом Божьим, проявляется и выносится на свет новая сфера нашей жизни, и тогда Он терпеливо начинает разбираться в этой сфере.

То, как Бог трудился в восстановлении, описано в Бытие 1. Он трудился поэтапно. Первое – вода, затем – земля, затем – растительность, рыбы, птицы, затем – животные, и так далее. В конце Он подошел к кульминации творческого процесса: сотворению человека.

Во-первых, позвольте мне сказать, что это сотворение человека дает нам следующее изумительное откровение о Боге: В Боге есть множественность: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему » (Бытие 1:26).

Я уже отмечал, что слово Бог (Элохим) множественного числа. Это согласуется с оборотами речи, которые Бог использует здесь, говоря о Самом Себе: «Сотворим человека по образу Нашему ». Некоторые люди говорят, что это лишь форма царственного обращения, когда коронованные особы говорят о себе во множественном числе, но это опровергается тем, что следует дальше, когда Бог говорит о грехопадении человека: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас , зная добро и зло» (Бытие 3:22).

Бог находится во множественном числе, в то же время Он один . Еврейское слово один , использованное здесь и примененное по отношению к Богу – это эхад . Оно означает единство между компонентами. В Бытие 2:24 это же слово эхад использовано опять: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна (эхад ) плоть».

Слово, использованное здесь, эхад , – это не слово, означающее абсолютную нераздельную целостность, для этого есть другое слово – яхид . Еврейское слово, использованное в этом стихе, эхад , применено к браку. Оно описывает единственность, которая получилась при соединении двух разных людей. В Библейском откровении о Боге, однако, там не две, а три соединенные Личности производят единственность. Не абсолютная единственность, но единственность, в которой также есть множественность.

Некоторые люди возражают против концепции Триединства Бога, но я вижу его явно открытым в Писании. Я верю в Бога Отца, я верю в Бога Сына и я верю в Бога Духа Святого. И что еще более важно, я не просто верю в Них, но я знаю Каждого из Них благодаря непосредственному, личному опыту. Я знаю, что значит иметь взаимоотношения с Отцом; я знаю, что такое взаимоотношения с Сыном; и я знаю, что такое иметь взаимоотношения с Духом Святым.

"Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" (Еф.6,12). Можно ли понимать выше написанное именно так, что наша брань имеет духовную, а не душевную (разум и чувства) природу?

Заранее вам благодарен.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Уже в самом начале бытия мира, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей, и произошло грехопадение, Господь сказал соблазнителю: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). Это самое раннее обетование о Спасителе исследователи называют Первоевангелием. С того времени не прекращается борьба. Диавол и все демоны никакой духовной силой не обладают. Их мнимая сила проявляется только тогда, когда мы бессильны, когда придаем им значимость. Поэтому св. апостол Павел призывает «стать против козней диавольских» (Еф.6:11). Главный способ врагов нашего спасения – в мыслях боримого представлять истинным то, что является ложью, предлагать под видом добра то, что оказывается худым, внушать обманчивые надежды, побуждать делать то, что превосходит наши силы в одних случаях и расслаблять нашу волю неуверенностью в себе - в других. «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Именно против хитростей демонов, их козней советует святой Павел нам как воинам Христовым стоять бодро: «станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф.6:14-18).

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх