Принцип доминанты по А.А.Ухтомскому. Принцип общего конечного пути, как принцип координации рефлекторных процессов. Доминанты - это что? Принцип и виды доминант Теория функциональной системы П.К.Анохина. Два типа функциональных систем

А поговорим мы об одном из основных механизмов практики - принципе Доминанты. Именно благодаря этому принципу практика существует и именно из-за этого принципа шансы каждого из нас в практике ничтожны. Действительно, наше дело - оно действительно безнадежно,— на первых порах даже трудно представить себе - насколько оно безнадежно. Именно из-за принципа Доминанты личность наша настолько «зацементирована», что сделать с ней что-то, выбраться из оков обусловленности фактически невозможно… Но, тем не менее, мы верим в полный успех, потому что именно принцип Доминанты дает нам возможность надеяться на то, что используя знание этого принципа, мы сможем таки выстроить практику так, что выйдем за пределы личностной обусловленности и придем к постижению Истины…

Принцип Доминанты обуславливает искажения нашего восприятия; это то, что не дает нам понять друг друга; это то, из-за чего вы не можете услышать меня и во всей полноте понять то, что я говорю; это то, из-за чего наше внимание отвлекается в самые ответственные моменты; это то, что полностью подрывает все наши усилия в канун решающего усилия; это то, из-за чего появляются искушения и соблазны сойти с Пути; это все проявления «злокозненного дьявола»… Наше восприятие, работающее по принципу Доминанты не дает нам воспринять даже ничтожную часть мира и себя… В тот момент, когда приходит очень важная для вас информация вы ее не слышите, не видите, пропускаете, забываете - это работа принципа Доминанты…

Принцип Доминанты - это то, что позволяет точно выстроить практику; это то, что позволяет подобрать нужные дозировки; это то, что дает возможность удерживать внимание в нужном диапазоне; это то, благодаря чему мы можем надеяться на то, что восприятие станет целостным; это то, что позволяет выйти за проявления доминант в диапазон чистого восприятия и пережить свою истинную природу. Только благодаря принципу Доминанты мы можем совершить любое действие. Без этого мы не могли бы ни поднять руку, ни сдвинуться с места, ни сказать слово… Не сформировав доминанту, мы не можем сделать никакого дела. Весь мир проявился, как доминанта, и существует по принципу Доминанты.

Естественно, сам принцип существует вне осознания его людьми. Был он известен под разными именами и использовался в практике с древних времен. Для науки и для современного языка принцип Доминанты был открыт в начале двадцатого века физиологом академиком Ухтомским. Кстати, кроме того, что этот человек был выдающимся ученым, он всей своей жизнью явил пример настоящего Подвижника. И я вам всячески рекомендую почитать его работы и, прежде всего, «Учение о Доминанте». Это гораздо более поучительные и практические работы, чем разнообразные околоэзотерические и квазиэзотерические книжки и брошюры, которые в изобилии лежат на лотках и в магазинах. «Учение о Доминанте» Ухтомского - это богатейший источник бесценных практических знаний. Там дается очень глубокое объяснение того, как работает человеческий организм, восприятие. Хотя Ухтомский писал о физиологии, принцип Доминанты описывает работу любой системы.

Начинались исследования Ухтомского так: он проводил опыты с лягушками и заметил несколько любопытных явлений. Лягушка подвешивалась в приборе и ей электродом прижигалась лапка. Естественно, срабатывал рефлекс и лягушка отдергивала лапку. Явление известное. Но, то ли случайно, то ли еще как, Ухтомский проделал такой опыт: у лягушки сначала вызывался интенсивный глотательный рефлекс,— она начинала энергично глотать, и, в это самое время ей прижигали электродом лапку (но не сильным током). В результате результат был удивительным - вместо того, чтобы отдернуть лапку, лягушка начинала еще интенсивнее глотать. О чем это говорит? В то время, когда в организме сформирован какой-то преобладающий очаг возбуждения, то есть, весь организм поглощен каким-то очень интенсивным процессом, любые другие сигналы (если только они не были предельно сильными) подкрепляют этот процесс, суммируются в преобладающий очаг возбуждения.

Бесчисленные примеры работы этого принципа мы можем наблюдать постоянно на всех уровнях нашего бытия. Взять простую, но наглядную бытовую ситуацию: у вас заболел зуб и вы полностью поглощены этой болью. Что бы не происходило, все только усугубляет вашу боль: зажегся или погас свет, проехала машина, зазвонил телефон, кто-то вас о чем-то спросил… Все ваши мысли, эмоции, помыслы и мечты - только о больном зубе и, даже если по какой-то необходимости они отклоняются в сторону, то вскоре вновь сворачивают в то же русло. Сигналы суммируются и усиливают господствующий очаг возбуждения.

Существуют три свойства нашего восприятия, которые наглядно отображают то, как работает принцип Доминанты. Это искажение, обобщение и опущение информации. Что такое искажение информации? Предположим, вам с детства родители тысячу раз повторяли: «Ты дурак!», ну, или еще какую-либо характеристику, неважно, положительную или отрицательную. И вы начинаете вести себя так, как будто вы действительно дурак (или кто-то там еще). Информация, которую вы будете воспринимать будет искажена, преломлена через сложившуюся в вашей психике, благодаря длительной культивации, доминанте, соответствующей убеждению «Я дурак». На меня кто-то как-то посмотрел - это оттого, что я дурак! На меня вообще не посмотрели - потому, что я дурак! Мне ответили так-то и так-то - потому что я дурак! И так далее. Все суммируется и усилит ваше убеждение не потому, что люди на вас действительно смотрели или не смотрели отвечали или не отвечали - у них могли быть свои, совершенно иные причины для этого, а потому что в вас существует доминирующее убеждение о себе. Каждый из нас носит в себе множество таких очагов, которые взаимосвязаны друг с другом одной большой доминантой - нашей личностью, и которые преломляют и всячески искажают информацию на всех уровнях восприятия,— начиная от физического тела и кончая системой ценностей. Тронь такой очаг хоть косвенно - начинает зудеть и притягивать к себе все, что происходит. Одни и те же грабли, на которые мы постоянно наступаем, даже если исходные ситуации разные…

Вся личность — это совокупность отдельных очагов, отдельных доминант, проявляющихся в тех или иных ситуациях. Отдельные очаги могут «дремать», но, чуть только рядом пройдет какой-то сигнал, сильнее некого уровня,— доминанта тут же запускается и начинает тянуть одеяло восприятия на себя… Искажения информации происходят на каждом шагу. К любой информации мы вынуждены относится избирательно. Мы не можем воспринять все сразу, одновременно и одинаково. Когда мы читаем книгу, смотрим фильм, слушаем собеседника и в других функциях, мы выбираем какие-то места, наиболее нас волнующие, наиболее близкие нашим собственным переживаниям и картине мира, а все остальное либо отсеиваем, либо искажаем, подгоняя под свои уже устоявшиеся модели, стереотипы, убеждения…

Опущение информации - это когда информация просто проходит мимо. Шоры восприятия. Узенький коридорчик. Часто мы опускаем информацию, которая могла бы оказаться очень полезной для развития, для осознания. Это называется «закрыть глаза» и «заткнуть уши». Отсеивается также то, что может противоречить картине мира, что может оказаться болезненно для личности. Те сигналы, которые для господствующего очага возбуждения являются посторонними или, как еще говорят, неспецифическими… Слепое пятно, хотя, как раз наоборот, то что мы можем воспринять, то что резонирует с доминантой личности,— это крохотное пятнышко в океане жизни.

У меня однажды был случай, ярко иллюстрирующий, что такое опущение и каким образом можно жить и не воспринимать бо льшую часть жизни, бо льшую часть информации о мире. Это произошло во время одной психотерапевтической работы. Хотя я много читал и знал о таких явлениях, но, когда это произошло у меня на глазах, я пережил потрясение, потому что впервые увидел как человек может не воспринимать то, что как говориться у него перед самым носом. А дело было так. Года три назад я консультировал в одной крупной больнице. Работал, в основном, с наркоманами. Одним из моих пациентов был молодой паренек, назовем его Саша. Мы уже заканчивали с ним работу - дело двигалось к выписке. Саша не успел еще сильно втянуться в зависимость от наркотика и дела его продвигались довольно хорошо. По крайней мере нам с ним удалось найти иные важные потребности в его жизни и сфокусировать внимание на них. Вообще, наркомания почти неизлечима, но Саша подавал надежды и шансы на другой образ жизни у него появились. Саша был очень гипнабельным и превосходно входил в транс, чем я и решил воспользоваться на последнем сеансе. Итак, последний сеанс,— в кабинете находимся я, Саша и моя помощница Оксана. Я погрузил Сашу в транс и произнес: «Когда ты откроешь глаза, ты увидишь, что в кабинете находимся только мы трое - я, ты и Оксана». И тут же я попросил Оксану привести в кабинет двух других пациентов. Это были недавно поступившие наркоманы. Саша их знал, так как они лежали в соседних палатах. Но Саша сразу после сеанса шел на выписку - он уже не был наркоманом (мы с ним сформировали убеждение, что он уже полноценный, здоровый человек с новыми интересами и ценностями), а те два были в его восприятии наркоманами. Я попросил их сесть прямо напротив Саши и обращаться к нему с разными вопросами, прикасаться к нему и так далее. Так они и поступили, когда я сказал Саше, чтобы он открыл глаза. Саша никак не реагировал на их вопросы и прикосновения, как будто их не было вообще. Тогда я спросил у него: «Кто сейчас в кабинете?». «Как кто?», - пожал плечами Саша,— «Я, ты и Оксана». «А может быть еще кто-то есть?»,— не унимался я. «Да ты что, что я не вижу что ли?» - отвечал Саша, глядя прямо на тех двоих, вернее, сквозь них. Ребята от такой неожиданности сами обалдели и впали в транс, чем я тут же воспользовался и попросил их погружаться все глубже и глубже, а дальше начал рассказывать им о том, что они только что убедились, как можно не видеть очевидного. Потом я рассказал ряд метафор о том, что мир неизмеримо богаче, чем его воспринимает человек, особенно вовлеченный в зависимость от наркотика и о том, как можно расширить свои интересы, потребности и мотивы, начав видеть то, что не было заметно ранее. Сашу я уже к этому моменту поднял и выпроводил из кабинета, и вывел его окончательно из транса. Для него этот урок с ограничением восприятия должен был сыграть, по моему лихому замыслу, как раз позитивную роль. Ведь что для вылечившегося наркомана опаснее всего? — Другие наркоманы, которые введут во искушение! А я дал Саше инструкцию, причем не словами, а на деле,— как не воспринимать наркоманов. Именно не воспринимать! Те двое были для него наркоманами. Глаза его видели их, уши слышали, тело чувствовало, а вот ум не воспринимал!

И для тех двоих был урок,— они смогли вживую убедиться, как большая часть жизни от них может быть скрыта.

Но и для нас с Оксаной было потрясение! Хоть мы не раз о подобных опытах читали и слышали. Человек смотрит в упор, его касаются, к нему обращаются, а он, в прямом смысле слова - ноль внимания! Сколько вещей вокруг, на которые мы,— вроде бы нормальные люди, смотрим и не замечаем. Мы можем не замечать то, что перед самым носом. Этот опыт наводит на размышления о том, что мир вокруг нас может быть настолько другим, чем мы его привыкли воспринимать, что даже представить трудно!

Прямо сейчас, здесь может быть столько всего разного, чего мы можем не слышать и не видеть. Что мы и делаем. Ничтожнейшая часть мира составляет нашу жизнь. А каков он во всем своем многообразии и что вообще-то существует - неизвестно. Сигналы идут мимо доминанты… А доминанта - картина того, как устроен мир и чего в нем может быть, а чего не может уже с детства сформирована. Так что то, что может быть в наших картинах мира - то будет, а чего не может - того и не будет, разве что померещится однажды, но глаза протрешь и нет ничего. Нет, потому что не должно быть! Не надо быть наркоманом, не надо входить в транс - в трансе мы почти с самого рождения. Это все работа принципа Доминанты. Это - опущение…

Следующее свойство восприятия, демонстрирующее работу принципа Доминанты - обобщение. Когда информация обобщается. Банальный пример: человеку изменила жена,— один раз, другой… Развелся, женился на другой,— и эта изменила. «Ага!»,— говорит он,— «Все бабы -шлюхи!» Два неудачных опыта, а этот человек уже делает обобщение, в которое включены уже все (!!!) женщины Земли. В этот момент в его сознании действительно все женщины сплавлены в один досадный ему обобщающий образ. Он не знает всех женщин. Он знал с этой стороны только двух. Может быть есть все-таки и не шлюхи!

Такие выводы делаются достаточно часто. Сейчас, когда я вам что-то рассказываю, я тоже делаю обобщения. Это удобно: все, всегда, любой, каждый, никогда… Это иногда помогает в передаче материала и вполне естественно, когда собеседники понимают, что обобщения - условность, помогающая не вдаваться в детали. Но, это здорово искажает реальность, когда такого осознания нет.

Давайте теперь посмотрим, как образуется доминанта. Возьмем, для примера, некую систему. Пусть это будет пример из физиологии - нервная система. Итак, в один из участков нервной системы приходит сигнал: в системе возникает возбуждение. Есть какое-то время последействия,— пока система ответит на возбуждение и снова придет в начальное состояние. Если ко времени, когда система еще продолжает быть возбужденной, приходит следующий сигнал, а затем еще и еще, то возбуждение начинает накапливаться. Если сигналы приходят с определенной частотой, не давая системе прийти в невозбужденное состояние, то, через некоторое время возникает стойкое возбуждение. Такой очаг возбуждения начинает реагировать уже на более широкий спектр сигналов, то есть на те импульсы, которые для этой системы были в обычном состоянии нейтральными и никак ее не возбуждали. Если процесс продолжается, то возбуждение становится настолько жестким и всеобъемлющим, что реагирует уже на все, что угодно. Как говорит одна моя знакомая: «Моя соседка, если уж завелась, то все,— ничем ее не уймешь,— хоть ты с ней спорь, хоть соглашайся,— результат один».

Если сигналы приходят с маленькой частотой, так что система успевает «отдохнуть», она будет адекватно реагировать на эти сигналы и доминанта не будет формироваться. Если сигналы приходят очень часто, то происходит как бы запредельное торможение,— доминанта пресыщается и данный участок системы перестает вообще на что-либо реагировать. В организме обычного человека, как правило, множество таких перекормленных доминант,— участков организма, ставших нечувствительными и невосприимчивыми. Когда человек начинает заниматься собой, такие очаги начинают рассасываться и на месте ранее нечувствительной области все вдруг как зашевелится, как закипит…

Если же сигналы поступают с более менее регулярно и не слишком редко, и не слишком часто, то доминанта образуется и становится устойчивой. Она начинает занимать весь фокус сознания.

Теперь о величине сигналов, возбуждающих доминанту. Для каждой доминанты можно выделить три вида сигналов по их силе. Первый - слишком слабые сигналы. Они ниже порога возбуждения системы и доминанта пропускает их мимо. Таких сигналов в окружающем мире большинство. Предположим, что актуальной доминантой для вас является больной зуб. Вы смотрите в окно,— по стеклу ползет муха, за окном ходят люди и еще много других вещей происходит. Но для зуба вашего (вернее, для вашего внимания, на зубе зафиксированного) от этого не хуже и не лучше. Все эти сигналы - ниже порога доминанты. Второй вид сигналов - средние. Они как раз доминанту подкрепляют и усиливают. Относительно больного зуба: за стеной кто-то громко крикнул,— зуб заныл сильнее… И, наконец, слишком сильные сигналы: вдруг вам позвонили и сообщили о крупной денежной премии. Будучи возбуждены счастливым известием, о зубе вы на некоторое время забываете. Или, выходя из комнаты, вы споткнулись и разбили коленку. Коленка заболела сильнее и тоже отвлекла внимание от зуба. Как говориться - клин клином… Но, есть и разновидность сверхсильных сигналов, которые разрушают любую устойчивую доминанту, но вместе с ней может уничтожиться и сам носитель доминанты…

Я не буду здесь подробно рассказывать методологию, которая позволяет выстраивать практику на основании принципа Доминанты. Она требует серьезной практической индивидуальной передачи. Скажу только, что она существует и мы ей пользуемся.

Если посмотреть теперь не с точки зрения отдельной доминанты, а с большего масштаба,— с масштаба личности человека, как совокупности разнообразных доминант, то мы увидим следующую картину: когда мы с вами обращаемся к некоторой актуальной проблематике, мы выясняем господствующий, на данный момент, очаг возбуждения, то есть, мы получаем своеобразные «моментальные снимки» того среза личности, который доминирует в данный момент,— то, что «выпирает», то, что нарушает целостность системы. Далее, следуя специальной методологии, мы выходим за пределы личностной обусловленности, соединяясь с естественным потоком жизни, где текущие доминанты рождаются и гаснут, не образуя жесткой структуры, а следуя моменту…

Теперь о другой стороне практики, которая также связана с принципом Доминанты. Для того, чтобы ответить на главный вопрос практики и жизни, нужно сформировать у себя очень мощную доминанту устремления, доминанту намерения… Только тогда, когда все остальное будет ничтожно, по сравнению с желанием ответить на этот вопрос,— только тогда и может случиться ответ. Только когда все остальные заботы, интересы, помыслы станут второстепенны и доминанта намерения станет господствующей. Тогда возможно Постижение своей истинной природы. И, затем, уже из этой позиции - свободное жизнетворчество…

Давайте теперь от высокого пафоса этих слов перейдем к простым житейским примерам. О том, как формируется доминанта есть забавный, хотя и старый анекдот. Ватсон решил отучить Холмса от курения. Улучшив момент, когда Холмс вышел из комнаты, он взял его трубку и поковырялся ей у себя в заднице, надеясь, что дурной запах и привкус отобьют у Холмса пагубную привычку. Но, Холмс, вернувшись, закурил как ни в чем не бывало. На следующий день Ватсон повторил свой эксперимент. Холмс опять невозмутимо закурил… Прошел месяц: Холмс как курил, так и продолжает курить, а вот Ватсон уже не может обойтись без трубки… Доминанта - она требует подкрепления…

И других физиологов; при этом первые наблюдения, указывающие на идею доминанты, были сделаны за несколько лет до этого.

Самое первое наблюдение, которое легло в основу понятия доминанты, было сделано Ухтомским в году:

Оно заключалось в том, что на собаке, в период подготовления к дефекации , электрическое раздражение коры головного мозга не даёт обычных реакций в конечностях, а усиливает возбуждение в аппарате дефекации и содействует наступлению в нём разрешающего акта. Но как только дефекация завершилась, электрическое раздражение коры начинает вызывать обычные движения конечностей. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», ]

Однако Ухтомский не обнародует сведений о доминанте в течение более чем десятилетия, вплоть до года, когда он выступил с докладом о доминанте. В он публикует работу «Доминанта как рабочий принцип нервных центров»; затем принцип доминанты обсуждается им во многих других, более поздних, работах. Слово «доминанта» Ухтомский заимствовал из книги Рихарда Авенариуса «Критика чистого опыта».

Принцип доминанты

Во все моменты жизнедеятельности создаются условия, при которых выполнение какой-либо функции становится более важным, чем выполнение других функций. Выполнение данной функции подавляет другие функции.

Одним из ярких примеров доминанты можно назвать доминанту полового возбуждения у кошки , изолированной от самцов в период течки . Различные раздражители (призыв к миске с едой, стук тарелок накрываемого стола) вызывают в данном случае не мяуканье и оживлённое выпрашивание пищи, а лишь усиление симптомокомплекса течки. Введение даже больших доз бромистых препаратов неспособно стереть эту половую доминанту в центрах..

Учение о доминанте и констелляции нервных центров

Доминанта , по мнению Ухтомского, есть комплекс определённых симптомов во всём организме - и в мышцах , и в секреторной работе, и в сосудистой деятельности . Она представляется не как топографически единый пункт возбуждения в центральной нервной системе, но как «определённая констелляция центров с повышенной возбудимостью в разнообразных этажах головного и спинного мозга, а также в автономной системе». Констелляция нервных центров - взаимодействие нервных центров с постоянно динамически меняющимся состоянием.

Роль нервного центра может существенно изменяться: из возбуждающей становиться тормозящей для одних и тех же приборов в зависимости от состояния, переживаемого нервным центром в данный момент. В различных ситуациях нервный центр может приобретать разное значение в физиологии организма . «Вновь приходящие волны возбуждения в центрах будут идти по направлению главенствующего сейчас очага возбуждения».

Ухтомский считал, что доминанта способна трансформироваться в любое «индивидуальное психическое содержание». Однако доминанта не является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей центральной нервной системы . Он видел разницу между «высшими» и «низшими» доминантами. «Низшие» доминанты носят физиологический характер, «высшие» - возникающие в коре головного мозга - составляют физиологическую основу «акта внимания и предметного мышления ».

Многочисленные исследования, проведённые Ухтомским, его коллегами и независимыми учёными свидетельствовали о том, что доминанта играет роль общего рабочего принципа нервных центров.

Для Ухтомского доминанта была тем, что определяет направленность человеческого восприятия . Доминанта служила тем самым фактором, который интегрирует ощущения в целую картинку (здесь можно провести параллель с гештальтом). Ухтомский считал, что все отрасли человеческого опыта, в том числе и наука , подвержены влиянию доминант, при помощи которых подбираются впечатления, образы и убеждения.

Чтобы овладеть человеческим опытом, чтобы овладеть самим собою и другими, чтобы направить в определённое русло поведение и саму интимную жизнь людей, надо овладеть физиологическими доминантами в себе самих и окружающих. [Ухтомский А. А., «Доминанта и интегральный образ», 1924]

Свойства доминантного центра

  • Повышенная возбудимость
  • Способность к суммации
  • Возбуждение характеризуется высокой стойкостью
  • Возбуждение характеризуется высокой инертностью

Библиография

  • Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. ISBN 5-318-00067-3

См. также

  • Нервный центр

Ссылки

  • В. П. Зинченко, «Гипотеза о происхождении учения А. А. Ухтомского о доминанте»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Принцип доминанты" в других словарях:

    НЕРВНАЯ СИСТЕМА - НЕРВНАЯ СИСТЕМА. Содержание: I. Эмбриогенез, гистогенез и филогенез Н.с. . 518 II. Анатомия Н. с................. 524 III. Физиология Н. с................ 525 IV. Патология Н.с................. 54? I. Эмбриогенез, гистогенез и филогенез Н. е.… … Большая медицинская энциклопедия

    Доминанта устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения.… … Википедия

    Доминанта устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров, при котором возбуждения, приходящие в центр, служат усилению возбуждения в очаге, тогда как в остальной части нервной системы широко наблюдаются явления торможения. Содержание 1… … Википедия

    Алексей Алексеевич Ухтомский Физиолог, академик АН СССР, создатель учения о доминанте Дата рождения: 13 (25) июля 1875(18750725) Дата смерти: 31 августа 1942 Научная … Википедия

    Алексей Алексеевич Ухтомский Физиолог, академик АН СССР, создатель учения о доминанте Дата рождения: 13 (25) июля 1875(18750725) Дата смерти: 31 августа 1942 Научная … Википедия

    Алексей Алексеевич Ухтомский Физиолог, академик АН СССР, создатель учения о доминанте Дата рождения: 13 (25) июля 1875(18750725) Дата смерти: 31 августа 1942 Научная … Википедия

    доминанта - Этот принцип (доминанты) поясняет нам, откуда берется цельность и единство в человеческом поведении. ... (принцип доминанты по Ухтомскому): Нормальное отправление органа в организме есть не предопределенное, раз навсегда неизменное… … Словарь Л.С. Выготского

Книги

  • Семантика противительности: опыт структурно-семантического анализа. Монография , Милованова Мария Станиславовна , В работе определяется объем и содержание понятия противительность - расширяется представление о противительности как явлении не только сугубо синтаксическом: противительность - семантика,… Категория:

Доминанта.

Активность нервных центров непостоянна, и преобладание активности одних из них над активностью других вызывает заметные перестройки в процессах координации рефлекторных реакций. Исследуя особенности межцентральных отношений, А. А. Ухтомский обнаружил, что если в организме животного осуществляется сложная рефлекторная реакция, например повторяющиеся акты глотания, то электрические раздражения моторных центров коры не только перестают вызывать в этот момент движения конечностей, но и усиливают и ускоряют протекание начавшейся цепной реакции глотания, сказавшейся главенствующей. Аналогичное явление наб­людалось при отравлении фенолом передних отделов спинного моз­га лягушки. Повышение возбудимости мотонейронов приводило к тому, что отравленная лапка отвечала рефлексом потирания (отряхивания) не только на непосредственное раздражение ее кожи кислотой, но и на самые разнообразные посторонние раздражители: поднимание животного со стола в воздух, удар по столу, где оно сидит, прикосновение к передней лапке животного и др.

Подобные эффекты, когда разнообразные поводы вызывают не адекватный им ответ, а реакцию, уже подготовленную в организме, постоянно встречаются и в поведении человека (смысл этого точно передают, например, такие пословицы, как «у кого что болит, тот о том и говорит», «голодной куме все пирог на уме»).

В 1923 г. А. А. Ухтомский сформулировал принцип доминанты как рабочий принцип деятельности нервных центров.

Термином доминанта был обозначен господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, определяющий текущую деятельность организма.

Основные черты доминанты следующие:

1) повышенная возбу­димость нервных центров;

2) стойкость возбуждения во времени;

3) способность к суммации посторонних раздражений;

4) инерция доминанты.

Доминирующий (господствующий) очаг может возник­нуть лишь при определенном функциональном состоянии нервных центров. Одним из условий его образования является повышенный уровень возбудимости нервных клеток, который обусловливается различными гуморальными и нервными влияниями (длительной афферентной импульсацией, гормональными перестройками в организме, воздействиями фармакологических веществ, сознатель­ным управлением нервной деятельностью у человека и пр.).

Установившаяся доминанта может быть длительным состояни­ем, которое определяет поведение организма на тот или иной срок. Способность стойко поддерживать возбуждение во времени - ха­рактерная черта доминанты. Однако далеко не всякий очаг возбуж­дения становится доминантным. Повышение возбудимости нервных клеток и их функционального значения определяется способностью суммировать возбуждение при поступлении любого случайного им­пульса.



Восходящие нервные импульсы могут направляться не только по прямому специфическому пути - в соответствующие проекционные зоны мозга, но и через боковые ответвления - в любые зоны цент­ральной нервной системы. В связи с этим, при наличии в каком-либо участке нервной системы очага с оптималь­ным уровнем возбудимости, этот очаг приобретает возможность повышать свою возбудимость за счет суммирования не только соб­ственных афферентных раздражений, но и посторонних, адресован­ных другим центрам. Не сила возбуждения, а способность накапли­вать и суммировать его превращает нервный центр в доминирую­щий.

Важным свойством доминанты является инерция. Однажды воз­никшая доминанта может длительное время поддерживаться, и пос­ле удаления первоначального стимула, например при осуществле­нии цепных двигательных рефлексов. Инерция выражается также в том, что доминанта может надолго сохраняться как следовое со­стояние (потенциальная доминанта).

В норме в нервной системе отсутствие каких-либо доминантных состояний является нехарактерным.

Бездоминантное состояние - это очень слабое возбужде­ние, разлитое более или менее равномерно по различным нервным центрам. Сходное состояние возникает у спортсменов в процессе полного расслабления, при аутогенной тренировке. Путем такого расслабления добиваются устранения мощных рабочих доминант и восстановления работоспособности нервных центров.

Как фактор поведения доминанта связана с высшей нервной деятельностью, с психологией человека. Доминанта является физио­логической основой акта внимания. Она определяет характер вос­приятия раздражений из внешней среды, делая его односторонним, но зато более целеустремленным. При наличии доминанты многие влияния внешней среды остаются вне внимания, но зато более ин­тенсивно улавливаются и анализируются те, которые особенно интересуют человека. Доминанта - мощный фактор отбора биоло­гически и социально наиболее значимых раздражений.



Принцип общего конечного пути. Афферентных нейронов в цент­ральной нервной системе в несколько раз больше, чем эфферентных, В связи с этим многие афферентные влияния поступают к одним и тем же вставочным и эфферентным нейронам, которые являются для них общими конечными путями к рабочим органам. Система реагирующих нейронов образует, таким образом, как бы воронку («воронка Шеррингтона»). Множество разнообразных раздраже­ний может возбудить одни и те же мотонейроны спинного мозга и вызвать одну и ту же двигательную реакцию (например, сокраще­ние мышц-сгибателей верхней конечности). Английский физиолог Ч. Шеррингтон, установивший принцип общего конечного пути, предложил различать союзные (аллиированные) и антагонистиче­ские рефлексы. Встречаясь на общих конечных путях, союзные реф­лексы взаимно усиливают друг друга, а антагонистические - тор­мозят. В первом случае в нейронах общего конечного пути имеет место пространственная суммация (например, сгибательный реф­лекс усиливается при одновременном раздражении нескольких участков кожи). Во втором случае происходит борьба конкурирую­щих влияний за обладание общим конечным путем, в результате чего один рефлекс осуществляется, а другие затормаживаются. При этом освоенные движения выполняются с меньшим трудом, так как в их основе лежат упорядоченные во времени синхронизирован­ные потоки импульсов, которые проходят через конечные пути лег­че, чем импульсы, поступающие в случайном порядке.

Преобладание на конечных путях той или иной рефлекторной реакции обусловлено ее значением для жизнедеятельности организ­ма в данный момент.

В таком отборе важную роль играет наличие в центральной нервной системе доминанты. Она обеспечивает протекание главной реакции. Например, ритмический шагательный рефлекс и одиноч­ный, непрерывный рефлекс сгибания при болевом раздражении яв­ляются антагонистическими. Однако спортсмен, внезапно получив­ший травму, может продолжать бег к финишу, т. е. осуществлять ритмический рефлекс и подавлять болевые раздражения, которые, поступая к мотонейронам мышц сгибателей, препятствуют попе­ременному сгибанию и разгибанию ноги.

А. А. Ухтомский, анализируя мозговые механизмы поведения сформулировал принцип доминанты.

Доминанта – "временно господствующий рефлекс", которым направляется работа нервных центров в данный момент.

"Устойчивый очаг повышенной возбудимости" нервных центров, создающих скрытую готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов.

Согласно представлению А. А. Ухтомского, при осуществлении действия, обусловленного актуальными для данного момента сигналами или внутренними потребностями, возникает доминантный очаг возбуждения, создающий в мозгу динамическую констелляцию (объединение) нервных центров - функциональный рабочий орган. Констелляция нервных центров состоит из обширного числа пространственно разнесенных нервных элементов разных отделов ЦНС, временно объединенных для осуществления конкретной деятельности. Отдельные ее компоненты в разные моменты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение определенных стоящих перед организмом целей и задач.

Доминанта есть общий принцип работы ЦНС и она определяет освобождение организма от побочной деятельности для достижения наиболее важных для организма целей.

Свойства доминанты :

1.высокая возбудимость

2.способность стойко удерживать свое возбуждение

3.способность к суммации и сопряженному торможению других центров, функционально несовместимых с деятельностью центров доминантного очага.

33. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, рефлекторном кольце.

В основе всей деятельности нервной системы лежат рефлекторные реакции. Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии центральной нервной системы.

Допустим, наш палец попал в пламя свечи, и мы тотчас же отдернули руку. Рассмотрим более детально сущность этой реакции. Образно говоря, произошла «катастрофа», наш палец попал в ситуацию, опасную для его «жизни», действие пламени воспринимается нервными окончаниями и в виде нервных импульсов по центростремительным (афферентным) нервным волокнам передается в центральные отделы нервной системы - спинной и головной мозг. Здесь осуществляется анализ полученной информации и в доли секунды принимается решение. «Приказ» - возбуждение в виде нервных импульсов по центробежным (эфферентным) волокнам посылается в исполнительные органы - эффекторы, где расположены специальные нервные окончания, «включающие» исполнительный орган. В нашем примере это мышцы. Мышцы сокращаются, и мы отдергиваем руку. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, называется рефлекторной дугой. Ее ведущие части таковы: 1) специальный аппарат, воспринимающий раздражения (сигналы) из окружающей среды или внутренней среды организма,- рецепторы; 2) центростремительные и центробежные нервные волокна, передающие возбуждение; 3) орган управления - центральная нервная система.

В простейшем случае такая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов и одного синапса, т. е. является двухнейронной, или моносинаптической.

В большинстве случаев в состав рефлекторных дуг входят три нейрона или более, а связь между ними обеспечивают множество синапсов. Такие дуги называют многонейронными или полисинаптическими.

В осуществлении рефлекторной реакции, как правило, принимают участие многие нейроны спинного и головного мозга. Такую совокупность нейронов, находящихся на различных «этажах» ЦНС, от спинного мозга до коры больших полушарий, называют нервным центром. Существуют нервные центры, раздражение которых вызывает разнообразные рефлексы, например центр дыхания, глотания, слюноотделения и т. д.

Рефлекторное кольцо - совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и обратной передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе.

Рефлекторное кольцо включает в себя:

    Рефлекторная дуга

    обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.

Принципиальным отличием рефлекторного кольца от дуги является как раз наличие обратной афферентации, то есть обратной связи между эффектором и нервным центром

    Безусловные и условные рефлексы, их различия.

Рефлексы – это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные представителям данного вида организмов. К безусловным относят зрачковый, коленный, ахиллов и другие рефлексы. Некоторые безусловные рефлексы осуществляются только в определенном возрасте, например в период размножения, и при нормальном развитии нервной системы. К таким рефлексам относят сосательные и двигательные, которые есть уже у 18-недельного плода.

Безусловные рефлексы являются основой выработки условных рефлексов у животных и человека. У детей по мере взросления они переходят в синтетические комплексы рефлексов, увеличивающих приспособляемость организма к условиям внешней среды.

Условные рефлексы – приспособительные реакции организма, являющиеся временными и строго индивидуальными. Они возникают у одного или нескольких представителей вида, которые были подвергнуты обучению (дрессировке) или воздействию среды. Выработка условных рефлексов происходит постепенно, при наличии определенных условий среды, например повторяемости условного раздражителя. Если условия выработки рефлексов постоянны из поколения в поколение, то условные рефлексы могут стать безусловными и наследоваться в ряду поколений. Примером такого рефлекса может служить раскрывание клюва слепыми и неоперившимися птенцами в ответ на сотрясение гнезда птицей, прилетающей их кормить.

Проведенные И.П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро– или интерорецепторов. Для образования их необходимы следующие условия:

а) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно быть раньше действия безусловного раздражителя (для оборонительного двигательного рефлекса минимальная разница во времени равна 0,1 с). При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает;

б) действие условного раздражителя в течение какого-то времени должно сочетаться с действием безусловного раздражителя, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным. Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно.

Кроме того, обязательным условием выработки условного рефлекса является нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей. Иначе, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный рефлекс, или рефлекс внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.).

    Условия и механизм формирования условных рефлексов.

Механизм образования условного рефлекса. Действующий условный раздражитель всегда вызывает слабый очаг возбуждения в соответствующей зоне мозговой коры. Присоединившийся безусловный раздражитель создает в соответствующих подкорковых ядрах и участке коры больших полушарий второй, более сильный очаг возбуждения, который отвлекает на себя импульсы первого (условного), более слабого раздражителя. В итоге между очагами возбуждения коры больших полушарий возникает временная связь, при каждом повторении (т. е. подкреплении) эта связь становится более прочной. Условный раздражитель превращается в сигнал условного рефлекса.

Чтобы выработать условный рефлекс у человека, применяют секреторную, мигательную или двигательную методики с речевым подкреплением; у животных – секреторную и двигательную методики с пищевым подкреплением.

Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления.

Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса.

Классификация условных рефлексов. В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.

Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.

На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.

Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.

  • 3. Общие принципы регуляции моторных функций. Роль центральных структур в формировании побуждения и программы действий.
  • 4. Парасимпатический отдел внс, его центры, ганглии, медиаторы, внутриклеточные посредники, характер влияния на органы и ткани; регуляция активности синапсов.
  • 1. Рефлекторный принцип деятельности цнс. Схема дуги соматического спинального рефлекса.
  • 2. Открытие и.М.Сеченовым торможения в цнс. Виды и механизмы центрального торможения.
  • 3. Роль спинного мозга в регуляции тонуса мышц и движений.
  • 4. Симпатический отдел внс. Его центры, ганглии, медиаторы, внутриклеточные посредники, влияния на деятельность внутренних органов, регуляция активности синапсов.
  • 1. Взаимоотношения между рефлексами в цнс. Принцип общего конечного пути.
  • 2. Пресинаптическое торможение в цнс, его механизмы, значение.
  • 3. Роль продолговатого и среднего мозга в регуляции тонуса мышц. Тонические рефлексы мозгового ствола.
  • 4. Надсегментарные центры регуляции вегетативных функций. Гипоталамус как высший подкорковый центр регуляции вегетативной нервной системы.
  • 1. Понятие о нервном центре. Основные свойства нервных центров.
  • 2. Постсинаптическое торможение в цнс, его виды, механизмы, значение.
  • 3. Роль мозжечка в регуляции тонуса мышц и движений.
  • 4. Общий план строения вегетативной нервной системы, её отличия от соматической.
  • 1. Виды центральных нейронов, их основные функции.
  • 2. Явление суммации в нервных центрах. Виды и механизмы суммации.
  • 3. Понятие о контрактильном тонусе. Децеребрационная ригидность, рефлекторный механизм её развития.
  • 4. Синапсы вегетативной нервной системы, их виды, локализация, механизм возбуждения, основные механизмы регуляции деятельности синапсов.
  • 1. Понятие о сегментарных и надсегментарных отделах цнс. Спинальный шок, причины и механизмы его развития.
  • 2. Реципрокная иннервация мышц-антагонистов, её механизмы, значение.
  • 3. Понятие о тонусе мышц. Виды тонуса. Основные принципы его поддержания. Этапы становления тонуса в онтогенезе.
  • 4. Синапсы вегетативной нервной системы, их виды, локализация, механизм возбуждения, основные механизмы регуляции деятельности синапсов.
  • 1. Эфферентная функция центрального нейрона. Место формирования распространяющегося возбуждения, виды импульсной активности нейронов.
  • 2. Принцип доминанты в деятельности цнс. Свойства доминантного очага. Значение доминанты для интегративной деятельности организма.
  • 3. Понятие о пирамидной и экстрапирамидной системах регуляции тонуса мышц и движений.
  • 4. Вегетативные ганглии, их свойства. Понятие о метасимпатической нервной системе и ее медиаторах.
  • 1. Рефлекс как основной принцип деятельности цнс. Основные этапы учения о рефлексе. Обратная афферентация, её значение для организма.
  • 2. Первичное и вторичное торможение в цнс. Понятие о тормозных нейронах и синапсах.
  • 3. Роль базальных ганглиев мозга в регуляции тонуса мышц и движений.
  • 4. Схема дуги спинального вегетативного рефлекса; медиаторы
  • 1. Интегративная деятельность центрального нейрона, её механизмы.
  • 2. Основные принципы и механизмы координационной деятельности цнс.
  • 3. Проприорецепторы, их роль в регуляции тонуса мышц, регуляция активности проприорецепторов.
  • 4. Периферические вегетативные рефлексы, их дуги, значение для регуляции вегетативных функций.
  • 4. Синапсы вегетативной нервной системы, их виды, локализация, механизм возбуждения, основные механизмы регуляции деятельности синапсов.

    Эрготропный синдром, который определяет готовность организма к действию с соответствующей интенсификацией катаболических процессов и повышением мышечного тонуса. Повышение симпатико-адреналовой активности может выражаться, в частности, в повышении артериального давления, частоты и силы сердечных сокращений (увеличение ударного и минутного объёма). Эрготропный синдром возникает при функциональном преобладании церебральной системы, включающей наряду с задними отделами гипоталамуса активирующую систему среднего мозга, интраламинарные ядра таламуса, миндалевидный комплекс.

    Трофотропный синдром характеризуется снижением уровня бодрствования, активацией парасимпатической нервной системы с соответствующими обменными сдвигами, снижением мышечного тонуса. При этом отмечает падение артериального давления и урежение пульса. Могут наблюдаться вторичные симпатические реакции (например, учащение пульса, расширение зрачка).

    Билет №7

    1. Эфферентная функция центрального нейрона. Место формирования распространяющегося возбуждения, виды импульсной активности нейронов.

    Эфферентная функция заключается: а) в формировании распространяющегося возбуждения (ПД) в области аксонного холмика (зоны генерации ПД), или начального сегмента аксона, обладающего высокой возбудимостью(самым низким порогом; здесь наиболее высока плотность натриевых каналов), на основе местного возбуждения при условии достижения критического уровня деполяризации и б) в проведении ПД по аксону на другие нейроны или эффекторные клетки.

    2. Принцип доминанты в деятельности цнс. Свойства доминантного очага. Значение доминанты для интегративной деятельности организма.

    Принцип доминанты сформулирован А. А. Ухтомским. В 1904 г.на одной из лекций своего учителя Н. Е. Введенского он должен был, раздражая у собаки центры головного мозга, вызвать движение лапы. Однако вместо двигательной реакции ответом на раздражение моторных центров

    был акт дефекации. Этот факт побудил А. А. Ухтомского к специальному экспериментальному анализу. Оказалось, что у кошек может развиться торможение двигательной реакции при раздражении моторных центров во время глотательного рефлекса. У лягушек можно было видеть угнетение защитной «кислотной» реакции во время «обнимательного» рефлекса, последний при

    опускании лапки в кислоту становился даже более выраженным. По определению А. А. Ухтомского, доминанта – это временно господствующая рефлекторная система, направляющая работу нервных центров. Другое, более образное и краткое определение доминанты

    А. А. Ухтомским – «рефлекторное внимание». Причиной формирования доминанты может быть действие внешних или внутренних стимулов, представляющих высокую биологическую значимость. Определенные доминанты, например, половая, формируются на фоне гуморальных изменений: повышения концентрации биологически активных веществ (гормонов и др.).

    Свойства доминантного очага : повышенная возбудимость, высокая способность к суммации возбуждения, способность поддерживать свое возбуждение за счет стимулов, адресованных другим (не доминирующим) центрам; тормозящее влияние на другие центры; стойкость процесса возбуждения и его инертность. Патологическая инертность тех или иных доминант лежит в основе развития некоторых проявлений болезни. Однако в нормальных условиях существования деятельность ЦНС весьма динамична и изменчива, ЦНС обладает способностью к перестройке доминантных отношений в соответствии с меняющимися потребностями организма.

    Причинами прекращения доминантного возбуждения нервных центров могут быть достижение результата, запредельное торможение, появление новой доминанты (связанной с более важной деятельностью); торможение «в лоб», т. е. волевое воздействие человека на доминирующую систему его рефлексов.

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх