Презентация о керамике фарфоре и деревянной посуде. Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. Тарелка глубокая столовая

Презентация к уроку.

Тема: Фарфоровая посуда


Фарфоровая посуда хорошего качества изящна, отличается, значительной прочностью и имеет снежно-белый просвечивающий черепок..

Фарфоровая посуда обжигается при температуре 1400 \"С Он имеет белый черепок, хорошо просвечивается при толщине до 2,5 мм При легком ударении по краю фарфорового изделия он должен издавать чистый продолжительный звук Художественной отделкой этой посуды называется "обработка«. Сегодня применяются следующие виды обработки фарфоровой посуды: белье (без украшения), лента, штамп, трафарет и др.


Тарелка пирожковая

Имеет диаметр 17-19см, применяется для подачи хлеба, тостов, расстегаев, пирожков.


Тарелка мелкая столовая

Ее диаметр 27-29см, применяется для подачи вторых горячих блюд.


Тарелка глубокая столовая

Ее диаметр 24-27 см и вместимостью 500мл, служит для подачи заправочных супов, бульонов с наполнителями (пельменями, фрикадельками), холодных супов.


Тарелка закусочная

Ее диаметр 22-24см, используется для подачи холодных блюд и закусок, а также некоторых горячих закусок(блинов).


Тарелка мелкая десертная

Ее диаметр 20-22см, подают некоторые горячие сладкие блюда (пудинг, яблоки жареные в тесте).


Тарелка глубокая десертная

Ее диаметр 20-22см и вместимостью 250мл, служит для подачи сладких блюд со сладкими соусами, ягод с молоком или сливками.


тарелка для кондитерских изделий

Ее диаметр 13-15 см, используется для пирожных, бисквитов, кексов.


Чашка бульонная с блюдцем

Ее емкость 320 мл, предназначена для подачи бульонов, супов-пюре, заправочных супов с мелко нарезанными продуктами.


Чашки чайные

Их емкость 250мл, используются для подачи чая, кофе по-варшавски, кофе с молоком, какао.


Чашка кофейная

Ее емкость 75-100 мл, предназначена для кофе черного, по-восточному, по-турецки, горячего шоколада.


Пиала

Ее вместимость 200-250мл, предназначена для национальных часов и кумыса.


кисэ

Ее вместимость 500-900 мл, предназначена для национальных блюд (плов, манты, лагман).


салатники

Одно-, двух-, четырехпорционные. Подача салатов, солений, маринадов, ассорти из овощей.


Ваза на высокой и низкой ножке

Их диаметр 24 см, предназначены для салатов, выпечки.


лотки

Подают паюсную икру, шпроты, сардины, лимон.


Блюда овальные и круглые

Подают мясные, рыбные, овощные холодные блюда.






Что такое фарфор?

Фарфор это прочная глиняная керамика которая просвечивается при тонком слое. Звуковые волны распространяются в фарфоре в 4 раза быстрее чем в фаянсе, поэтому при ударе по нему деревянной палочкой фарфор издает чистый, продолжительный, характерный звук. Благодаря этому свойству можно отличить фарфор от подделок и фаянса.

Фарфор получают обжигом при температуре до 1500 °C, из смеси каолина, глины, полевого шпата и кварца. Применяют его для изготовления высококачественной фарфоровой посуды.

Достоинство фарфора в том, что он очень инертный материал и обладает химической и термической прочностью. По ГОСТу, глазурь у посуды из фарфора должна выдерживать температурные перепады от 205 °С до 20 °С.


Немного из истории фарфора

Фарфор в 620 году впервые изготовили в Китае, но понимание основных принципов изготовления настоящего фарфора было открыто значительно позже.

В виде готовых изделий, в Венецию, фарфор был завезен еще Марко Поло. Китайский фарфор продавали в то время по весу. Кусочки привозного фарфора, как драгоценности, дамы носили на золотых цепочках.

Способ изготовления китайского фарфора хранился в секрете и долгое время не удавалось изготовить его в Европе. В 1708 г секрет был разгадан, а в 1710 г в Саксонии началось производство фарфора на первом Европейском фарфоровом заводе.

В России, в конце 1740-ых годов Д. И. Виноградов самостоятельно раскрыл секрет производства фарфора и в конце XVIII века в России было организовано несколько фарфоровых предприятий. Фарфоровую посуду начали изготавливать также и на Императорском фарфоровом заводе.


Фарфоровая посуда – свойства

Для сервировки столов в ресторанах применяются комплекты фарфоровой посуды состоящие из более чем сорока различных предметов.

Хорошего качества фарфоровая посуда имеет просвечивающийся снежно-белый черепок и отличается своей прочностью. При ударе по краю, фарфоровое изделие обязательно издает продолжительный звук.

У фарфоровой посуды в отличии от фаянсовой выше термическая и механическая стойкость, лучше внешний вид и потребительские качества.

Наиболее устойчив к щелочам и кислотам фарфор с высоким содержанием глинозема и малой пористостью у которого водопоглощение близко к нулю.

Как ухаживать за фарфоровой посудой

Фарфоровую посуду лучше мыть руками и отдельно от ложек, вилок и других металлических предметов, с использованием мягких мочалок. Кольца и другие украшения на это время желательно снять.

Не используйте фарфоровую посуду, декорированную металлами, в микроволновке и не мойте в посудомоечной машине. Посуду без подобных украшений мыть в посудомоечной машине можно, но установив режим с малым нагревом воды.

Фарфор не любит бытовую химию и абразивные моющие средства, так как они могут испортить или поцарапать поверхность посуды.

Вымытую посуду, желательно вытереть мягкой тканью и как можно быстрее высушить.

Фарфоровую посуду нежелательно мыть горячей водой иначе может повредиться рисунок.

При мытье не оставляйте посуду в воде надолго.

Используйте специальное средство для мытья фарфора или нейтральное мыло.

Посуда из фарфора, со временем, после длительной эксплуатации, может потемнеть и потерять свой респектабельный вид. Вернуть фарфору безупречную белизну можно протерев его тряпочкой смоченной винной кислотой или скипидаром. Также с этой проблемой поможет справиться пищевая сода, а также соль с уксусом.

Пятна на фарфоровых тарелках можно удалить теплой водой если в нее добавить немного нашатыря.

Чтобы тарелки и другая посуда из фарфора лучше сохранялись, можно переложить их белыми салфетками.

Не ставьте чашки друг на друга, чтобы не повредить хрупкую ручку.


Презентацию делала:

Студентка 2 курса

Группы 13ТЕО-29

Шикунова Татьяна

Японский фарфор Презентацию подготовила Савина Ксения ученица 11 класса МОУ Ивановской СОШ Интерес к этой области японского декоративного искусства чрезвычайно велик. Ей посвящены фундаментальные монографии и многочисленные статьи, освещающие различные аспекты истории, производства, типологии и эстетики японского фарфора. При всем том, многие вопросы по сей день остаются без аргументированных ответов, поэтому процесс изучения активно продолжается. В Японии ведутся раскопки старых печей и поиски документации, за пределами страны организуются выставки произведений из музейных хранилищ и частных собраний, рассеянных по всему миру. Последнее особенно важно, поскольку целый ряд видов продукции XVII–XIX вв. предназначался на экспорт и на родине практически отсутствует. Интерес к фарфору сформировался в Японии в период Муромати (1333–1573), когда возобновилась торговля с Китаем. В свою очередь, в течение всего XIV века в Японии создавалась технологическая база для начала производства фарфора. Под влиянием дзэнской эстетики складывался канон чайной церемонии ваби-саби, в которой огромная роль отводилась керамике. В результате к началу XVII века в стране функционировало множество печей, изготавливающих керамические изделия. Интенсивность роста производства в значительной степени обеспечивалась деятельностью корейских мастеров, насильственно вывозимых в Японию во время корейских военных походов Тоётоми Хидэёси (1516–1598), предпринятых в последнее десятилетие XVI века. Именно этим гончарам суждено было стать создателями первых образцов фарфоровых изделий на территории Японии и наставниками японских керамистов. Родиной японского фарфора считается маленький городок Арита в провинции Хидзэн (ныне префектура Сага), расположенной на севере острова Кюсю. Сюда в Нагасаки через порт Хирадо шел основной поток товаров из Китая и Кореи, в том числе фарфор. Окруженная живописными горами долина, в центре которой находилась Арита, отличалась необычайно благоприятными природными условиями для гончарного производства и особенно фарфора: залежами подходящей глины. С раннего средневековья именно в этих районах острова Кюсю были сосредоточены керамические центры, основанные выходцами из Китая и Кореи. Безусловно, попытки получить фарфоровое тесто и воспроизвести китайские модели делались в разных областях страны, где существовали свои местные керамические мастерские, однако ученые сходятся во мнении, что первые успешные результаты были достигнуты исключительно в Арите . В конце XVIII века в Японии начинается бум фарфорового производства. Новые печи возникают не только на Кюсю, но и по всей стране: в Киото, в Сэто, Тобэ, на острове Авадзи. Императорская столица Киото - место сосредоточения традиционных художественных промыслов, «цитадель японской керамики» - долго не откликалась на новые веяния. Тядзины (мастера чайной церемонии тя-но-ю), формировавшие в XVI–XVII веках эстетические принципы декоративно-прикладного искусства, отвергали фарфор, считая его уделом экспорта, явлением, не отвечающим японской художественной традиции. Философский смысл, воплощенный в эстетических качествах всех аксессуаров тя-но-ю, и пышная декоративность фарфора Имари противоречили друг другу. Перелом наметился в конце XVIII столетия в связи с переоценкой эстетических возможностей фарфора и был связан с творчеством известных японских художников, богато одаренных и разносторонних личностей, обратившихся к декоративному искусству, в частности к фарфору. Конец XVIII века в керамике Киото отмечен творчеством Окуда Эйсэна (ум. 1811), который впервые ввел в практику керамических мастерских Киото производство фарфоровых изделий, а также его учеников и последователей - Аоки Мокубэя (1767–1833), Эйраку Ходзана (1795–1854), Нинъами Дохати (1783–1855) и др. В фарфоре Киото второй половины XVII - первой половины XIX столетия одно из направлений было связано с ростом популярности чайных церемоний на китайский лад - сэнтя (чайная церемония, использующая листовой чай вместо порошкового). Знатоком сэнтя был Аоки Мокубэй (1767–1833), известный живописец школы нанга. Мокубэй был одним из образованнейших людей своего времени, имел широкие связи и популярность в кругу деятелей культуры - принадлежал к числу художников-интеллектуалов, изучал китайскую живопись и керамику. Среди живописцев и любителей сэнтя он прослыл знатоком китайской культуры. Известно, что он переводил китайские трактаты по фарфору и керамике, а также копировал рисунки из китайских альбомов. Обосновавшись при керамических мастерских Авата, Мокубэй много экспериментировал и воспроизводил различные виды фарфоровой и керамической продукции Китая. От китайцев Мокубэй узнал технологию формовки ваз по шаблону, чем достигал точности и правильности форм. Одним из первых он стал применять рельефные рисунки. Большинство работ сделано для проведения чайной церемонии. Таков шестигранный сосуд для воды (мидзусаси). Простой монументальной форме сосуда соответствует череда рельефных панелей с крупными изображениями буддийских персонажей и растений. Эмали лишь частично заполняют поверхность, выделяя цветом силуэты фигур, размещенных на бисквите серо-песочного тона. Пространство между своеобразными картушами заполнено красной (железной) краской с нанесенным поверх нее золотым парчовым узором. Неожиданный эффект при снятии черной лаковой крышки создает свободная синяя роспись по белой кракелированной глазури - по краю борта написано девять драконов. Контрастный по цвету и манере письма рисунок, спрятанный внутри сосуда, - излюбленный прием японских мастеров декоративного искусства. На неглазурованном основании вырезана надпись: «По высочайшему повелению в печи Тэйкэйдзан-гама с почтением создал Кокикан». (Кокикан - один из псевдонимов Аоки Мокубэя). Японские фарфоровые изделия отличаются многообразием форм и стилей декора, а также широким диапазоном технических приемов орнаментации. В целом они дают уникальную по своей самобытности картину, в которой в равной степени нашли отражение непосредственные влияния китайских классических образцов и их творческая интерпретация, типичные для всего дальневосточного ареала мотивы и специфическая образная система, обусловленная особенностями национальной эстетики. http://xallyava.ru/images/Farfor/Yaran_Farfor/1a219248b01c74d9d0431e78a9dd28fa.jpg http://www.vam.ac.uk/__data/assets/image/0006/185514/2008bt2814_kakaimon_bowl.jp http://magazynpodarkov.ru/admin/pictures/95320b.jpg http://www.natiwa.ru/articles/japan/img/porcelain_03.jpg http://www.natiwa.ru/articles/japan/img/porcelain_06.jpg https://akseasons.files.wordpress.com/2014/08/tea01.jpg http://f1.mylove.ru/dzzZvDnekG.jpg http://cs621420.vk.me/v621420314/1dd83/4M26HxscChM.jpg http://чайнаякарта.рф/wp-content/uploads/2014/06/2532042.jpg http://dalinfotour.ru/uploads/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%86%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpg

1 слайд

2 слайд

В китайском городе Чинг-те-Чене жил гончар, который делал посуду из красной и белой глины. Посуда была красивая, но тяжелая. Китайцы очень гордились своими чашками и вазами.

3 слайд

Белую глину с холма Гао-лин назвали гаолином, а потом по ошибке ее стали называть каолином. Так называют ее и сегодня. И есть эта глина не только в Китае, но и в других странах. Много каолина и в нашей родной земле.

4 слайд

Но Марко Поло объяснил, что это не колдовство, а мастерство. Если это не колдовство, то из чего сделаны эти чашки. Этого Марко Поло не мог объяснить. Производство тсени китайцы хранят в тайне, особенно от чужеземцев. Кто-то сказал, что тсени недаром похож на ракушки, вероятно, из них –то его и делают. Похожие ракушки встречаются и в море. Их называли «свинушками», так как они напоминают поросят. На итальянском языке поросенок – «порчелла». Скоро во все итальянские города пополз слух, что Марко Поло привез посуду, которую делают из ракушек. Во многих странах и теперь говорят не «фарфор», а «порцелан».

5 слайд

Саксонский курфюртс Август Сильный, не имея нужных денег для покупки нескольких китайских ваз, выменял их на роту солдат.

6 слайд

Но Иоганн уже не слушал парикмахера. Выхватив у него из рук коробку с пудрой, он бросился в свою мастерскую. Дрожащими руками стал приготовлять фарфоровое тесто. Только вместо красной положил белую глину. А как же Бетгер? Ведь курфюрст обещал вернуть ему свободу? … Август не сдержал своего слова. Пуще прежнего охранял Иоганна, боясь, чтобы тот не рассказывал кому-нибудь, как и из чего делают в Саксонии фарфор. Так и умер в неволе, совсем еще молодым, создатель первого в Европе фарфора. Первая фарфоровая посуда, сделанная Бетгером, была темно - красного цвета. На темной поверхности краска плохо видна, поэтому посуду не расписывали. Ее украшали разными узорами, похожими на те, которые серебряных дел мастера делали на серебряной посуде.

7 слайд

В 1746 году в Китай вновь отправились русские купцы под руководством Лебратовского. Из Иркутска Лебратовский писал императрице Елизавете Петровне, что близ Кяхты серебряных дел мастер Андрей Курсин проводил пробы и получил фарфор без глянца. Лебратовский взял Курсина в Пекин. Там был найден мастер, который тайно показал Курсину все секреты и образцы массы и получил за обучение 1933 ланы серебром. Лебратовский прислал Курсина в Петербург, где в 1747 году по указанию Елизаветы Петровны он должен был сделать пробу на местном сырье в Царском Селе. Пробы оказались неудачными. Возможно, что китаец обманул Курсина, сообщив ему ложные сведения.

8 слайд

Чашка неказиста. Она покрыта глазурью не чисто белой, а чуть сероватой. И форма у нее самая простая, обыкновенная. Виноградов осторожно ударил по ней ногтем. Раздался чуть слышный звон. Точно зазвенел маленький колокольчик. Дмитрий Иванович осторожно сжимал пальцами чашку и так на нее смотрел, точно во всем свете не найти посуды лучше и краше. Ведь в его руках первая фарфоровая посудина сделанная в России, его изображение, его труд

9 слайд

Одновременно с получением фарфоровой массы Виноградов работал над составом красок, которые выдерживали бы высокую температуру обжига, сохраняя свой цвет. «Из минералов, камней и земель» он получил специальные краски десяти цветов.

10 слайд

«Обстоятельное описание чистого порцелина…» Виноградов заканчивал, сидя на цепи. Так отблагодарило русское правительство крупнейшего ученого своего времени, создателя русского фарфора. Заслуги Виноградова ловко приписал себе Черкасов, получив награды и милость императрицы. Виноградов умер в 1758 году, 38-ми лет от роду, оставив после себя хорошо налаженное производство.

11 слайд

Первый русский столовый сервиз был изготовлен в 1756 году. Он принадлежал лично императрице и получил название «Собственный». В Эрмитаже находятся отдельные предметы этого сервиза.

12 слайд

В течение 1782-1784 годов был изготовлен сервиз из 973 предметов на 60 персон, стоимость которого была не менее 25 тысяч рублей. По характеру орнамента, украшавшего предметы, сервиз называли «Арабесковым». Орнамент был задуман в стиле росписей, открытых при раскопках Геркуланума и названных арабесками. «Арабесковый» сервиз был посвящен успехам России в период царствования Екатерины II.

13 слайд

В 1766 году в 24 километрах от города Дмитрова обрусевший английский купец Франк Гарднер открыл первый в России частный фарфоровый завод. К концу XVIII века завод Гарднера превратился в крупное коммерческое предприятие. Популярность фарфора Гарднера была настолько велика, что в 1777-1778 годах императрица заказала ему большой сервиз – «Георгиевский», предназначавшийся для приема во дворце кавалеров ордена св. Георгия. Впоследствии Гарднер выполнял «Андреевский», «Александровский», «Владимирский» сервизы, получившие название «Орденских». Удача с выполнением дворцового заказа принесла Гарднеру известность, и на протяжении всего XVIII века фарфор Гарднера ценился так же высоко, как фарфор Императорского завода.

14 слайд

Самой изысканной можно считать вазу 1790 года, которая хранится ныне в Русском музее в Ленинграде. Высота ее 110 сантиметров. На яйцевидной форме вазы красиво смотрится гирлянда цветов, скрепленных масками из золоченой бронзы. Белизна фарфора умело подчеркнута стройной обтекаемой формой и нарядным декором, создающим своеобразное обрамление и подчеркивающим драгоценность фарфора.

15 слайд

Капитализация русской промышленности привела искусство фарфора в конце XIX века к полному упадку. Мелкие частные предприятия, не выдерживая конкуренции, закрывались или переходили в руки к более сильным конкурентам. Так, в конце XIX века кроме Императорского фарфорового завода существовало Товарищество Кузнецова, поглотившее 7 фарфоровых предприятий, в том числе и завод Гарднера. «Кузнецовский» фарфор наводнил Россию. Вычурность форм, яркая роспись и позолота рассчитаны были на невзыскательный вкус широкого покупателя. Пышность кузнецовских изделий импонировала купцам и мещанам, уставлявшим фарфором шкафы – горки в парадных горницах. Славу лучших художественных предприятий в советское время снискали себе Ленинградский и Дулевский заводы. Произведения, выполненные художниками этих заводов, являются украшением всесоюзных и международных выставок. Искусство советских мастеров фарфора достойно продолжает эстафету, принятую от русских керамистов времени Виноградова.

16 слайд

СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Земля трудящимся!", "Кто не с нами, тот против нас" и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

История развития фарфора в Китае насчитывает тысячелетие. Точная дата возникновения неизвестна. Некоторые источники относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (гг. н.э.), Эпохе Троецарствия(гг. н.э.), периоду Шести династий (гг. н.э.) и династии Тан (гг. н.э.)


Исторический путь развития китайского керамического искусства насчитывает несколько тысячелетий. В продолжение всего этого огромного периода шла весьма интенсивная, последовательная работа по усовершенствованию качества черепка и глазури, по поискам новых форм и художественных приемов.


Этот длительный творческий процесс подготовил изобретение настоящего фарфора, появление которого опередило Европу на восемь столетий. Провидимому, в этом сыграли немалую роль попытки довести керамическую массу до уровня наиболее ценимых за твердость, звонкость и богатую расцветку материалов, как нефрит, а может быть, и других полудрагоценных камней, имевших издавна большое распространение в Китае.




Раскопки, производимые в течение последних лет в Китае, не принесли убедительного материала для решения этого вопроса и не дают оснований для новой датировки. Китайские источники относят изобретение фарфора к периоду Хань (206 г. до н. э. – 221 г. н. э.). Опубликование маленькой коллекции американского ученого Лауфера, относящейся к этому времени, несколько объясняет нам точку зрения китайских исследователей, повидимому, считающих уже настоящим фарфором глиняные изделия, по составу черепка несколько отличающиеся от ранее известной ханьской керамики.


Подлинным историческим свидетельством времени появлений настоящих фарфоровых изделий в европейском понимании этого слова, подразумевающем твердость спекшегося черепка при его абсолютной белизне и способности просвечивать, для нас являются фрагменты китайского фарфора, найденные при раскопках развалин города Самарры в Месопотамии, возникшего и разрушенного в IX в. Это дает нам право с уверенностью отнести изобретение фарфора не позднее, чем к периоду Тан, а историческая обстановка делает возможным для нас отнесение крупнейшего изобретения именно к этому времени.


Первая половина правления династии Тан (618 – 907) является периодом большого подъема в истории феодального Китая. Значительное политическое усилие, сопровождавшееся необычайным территориальным расширением, привело Китай к соприкосновению с многими государствами. В это время происходит оживленнейшая торговля на юге Китая. Возникшие в Кантоне торговые колонии иностранных купцов-арабов, персов, евреев, греков – свидетельствуют о размахе и налаженности морской торговли. Через восточные порты велась торговля с Японией. По «Великому шелковому пути» осуществлялась торговая связь Китая с Передней Азией и Европой, а в столице Китая – Чанъани, являвшейся центром северо-западной торговли, также встречались представители различных национальностей. Рост производительных сил и общее развитие экономики дали огромный толчок для бурного развития культуры и искусства Китая в эту пору. Это проявилось в высоком развитии сложнейшей организации государства и государственного управления, в расцвете науки, литературы, особенно поэзии. Отразилось это, наконец, и в достижениях в области художественно-ремесленной промышленности, среди которой одно из первых мест занимало производство керамики, обогатившейся в это время наивысшим достижением – изобретением фарфорового черепка.


Керамические изделия этого времени непосредственно отразили в своих формах соприкосновение китайской культуры с другими странами, как, например, с Индией, а может быть, и многими другими, откуда проникали и перерабатывались на китайской почве элементы чужой культуры.




Наряду с этим, на керамических изделиях Танского периода сильно ощущается как в формах, так и в орнаментации влияние изделий из бронзы. Примером служит нередкое использование в качестве декоративного элемента некоторых деталей, в бронзовой форме имевших конструктивное назначение, как, например, полу шарики или рельефные ободки.




Уже появились шпатовые глазури, требующие при обжиге высокой температуры – белая, коричневато- серая, шоколадно-коричневая, пурпурно-черная, зеленая. Они отличались большой яркостью и нередко, накладываемые пятнами одна рядом с другой, давали характерный для этого времени красочный эффект.


Технические приемы декоровки, как гравировка, вырезанные или отформованные рельефные рисунки, постоянно наблюдаемые на керамических изделиях Танского времени, глубоко внедряются в китайское производство и, особенно развиваясь в следующий, Сунский период, существуют затем на протяжении многих веков

















1 из 16

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

Но Марко Поло объяснил, что это не колдовство, а мастерство. Если это не колдовство, то из чего сделаны эти чашки. Этого Марко Поло не мог объяснить. Производство тсени китайцы хранят в тайне, особенно от чужеземцев. Кто-то сказал, что тсени недаром похож на ракушки, вероятно, из них –то его и делают. Похожие ракушки встречаются и в море. Их называли «свинушками», так как они напоминают поросят. На итальянском языке поросенок – «порчелла». Скоро во все итальянские города пополз слух, что Марко Поло привез посуду, которую делают из ракушек. Во многих странах и теперь говорят не «фарфор», а «порцелан».

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Но Иоганн уже не слушал парикмахера. Выхватив у него из рук коробку с пудрой, он бросился в свою мастерскую. Дрожащими руками стал приготовлять фарфоровое тесто. Только вместо красной положил белую глину. А как же Бетгер? Ведь курфюрст обещал вернуть ему свободу? … Август не сдержал своего слова. Пуще прежнего охранял Иоганна, боясь, чтобы тот не рассказывал кому-нибудь, как и из чего делают в Саксонии фарфор. Так и умер в неволе, совсем еще молодым, создатель первого в Европе фарфора. Первая фарфоровая посуда, сделанная Бетгером, была темно - красного цвета. На темной поверхности краска плохо видна, поэтому посуду не расписывали. Ее украшали разными узорами, похожими на те, которые серебряных дел мастера делали на серебряной посуде.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1746 году в Китай вновь отправились русские купцы под руководством Лебратовского. Из Иркутска Лебратовский писал императрице Елизавете Петровне, что близ Кяхты серебряных дел мастер Андрей Курсин проводил пробы и получил фарфор без глянца. Лебратовский взял Курсина в Пекин. Там был найден мастер, который тайно показал Курсину все секреты и образцы массы и получил за обучение 1933 ланы серебром. Лебратовский прислал Курсина в Петербург, где в 1747 году по указанию Елизаветы Петровны он должен был сделать пробу на местном сырье в Царском Селе. Пробы оказались неудачными. Возможно, что китаец обманул Курсина, сообщив ему ложные сведения.

№ слайда 8

Описание слайда:

Чашка неказиста. Она покрыта глазурью не чисто белой, а чуть сероватой. И форма у нее самая простая, обыкновенная. Виноградов осторожно ударил по ней ногтем. Раздался чуть слышный звон. Точно зазвенел маленький колокольчик. Дмитрий Иванович осторожно сжимал пальцами чашку и так на нее смотрел, точно во всем свете не найти посуды лучше и краше. Ведь в его руках первая фарфоровая посудина сделанная в России, его изображение, его труд

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

«Обстоятельное описание чистого порцелина…» Виноградов заканчивал, сидя на цепи. Так отблагодарило русское правительство крупнейшего ученого своего времени, создателя русского фарфора. Заслуги Виноградова ловко приписал себе Черкасов, получив награды и милость императрицы. Виноградов умер в 1758 году, 38-ми лет от роду, оставив после себя хорошо налаженное производство.

№ слайда 11

Описание слайда:

Описание слайда:

В 1766 году в 24 километрах от города Дмитрова обрусевший английский купец Франк Гарднер открыл первый в России частный фарфоровый завод. К концу XVIII века завод Гарднера превратился в крупное коммерческое предприятие. Популярность фарфора Гарднера была настолько велика, что в 1777-1778 годах императрица заказала ему большой сервиз – «Георгиевский», предназначавшийся для приема во дворце кавалеров ордена св. Георгия. Впоследствии Гарднер выполнял «Андреевский», «Александровский», «Владимирский» сервизы, получившие название «Орденских». Удача с выполнением дворцового заказа принесла Гарднеру известность, и на протяжении всего XVIII века фарфор Гарднера ценился так же высоко, как фарфор Императорского завода.

№ слайда 14

Описание слайда:

Самой изысканной можно считать вазу 1790 года, которая хранится ныне в Русском музее в Ленинграде. Высота ее 110 сантиметров. На яйцевидной форме вазы красиво смотрится гирлянда цветов, скрепленных масками из золоченой бронзы. Белизна фарфора умело подчеркнута стройной обтекаемой формой и нарядным декором, создающим своеобразное обрамление и подчеркивающим драгоценность фарфора.

№ слайда 15

Описание слайда:

Капитализация русской промышленности привела искусство фарфора в конце XIX века к полному упадку. Мелкие частные предприятия, не выдерживая конкуренции, закрывались или переходили в руки к более сильным конкурентам. Так, в конце XIX века кроме Императорского фарфорового завода существовало Товарищество Кузнецова, поглотившее 7 фарфоровых предприятий, в том числе и завод Гарднера. «Кузнецовский» фарфор наводнил Россию. Вычурность форм, яркая роспись и позолота рассчитаны были на невзыскательный вкус широкого покупателя. Пышность кузнецовских изделий импонировала купцам и мещанам, уставлявшим фарфором шкафы – горки в парадных горницах. Славу лучших художественных предприятий в советское время снискали себе Ленинградский и Дулевский заводы. Произведения, выполненные художниками этих заводов, являются украшением всесоюзных и международных выставок. Искусство советских мастеров фарфора достойно продолжает эстафету, принятую от русских керамистов времени Виноградова.

№ слайда 16

Описание слайда:

СОВЕТСКИЙ АГИТАЦИОННЫЙ ФАРФОР На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде оказались большие запасы нерасписанных изделий, которые решено было использовать не просто как посуду, но в первую очередь как средство революционной агитации. Вместо привычных цветов и пастушек появились призывные тексты революционных лозунгов: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", "Земля трудящимся!", "Кто не с нами, тот против нас" и другие, которые под искусной кистью художников складывались в яркий декоративный орнамент. Советский агитационный фарфор выставлялся на зарубежных выставках, был предметом экспорта. Эти произведения занимают достойное место в собраниях крупнейших музеев России и других стран, являются желанными для коллекционеров.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх