Планы Дауэса и Юнга. Репарационный план дауэса Конфликт в Рурском бассейне

Репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в П. Д. была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. зол. марок. Англо-американские творцы II. Д. исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. П. Д. предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность П. Д., показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать П. Д. Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

П. Д. не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии".

Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-25) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей П. Д. предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений П. Д. предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета П. Д. предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие П. Д., таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 (см.), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, П. Д. явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником П. Д. - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с П. Д. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное принятие П. Д. состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с П. Д., а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с П. Д. 1. IX 1924 он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 проц. суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка") .

П. Д. фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок- вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). П. Д. просуществовал немногим более 5 лет, до его замены планом Юнга

П.Д. - репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председатель Дауэс. Другим представителем Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

30 ноября 1923 года Комиссия по репарациям приняла решение о создании международного комитета экспертов под председательством Чарльза Дауэса. Эксперты приступили к работе 14 января и представили свой проект 9 апреля. Договор был подписан 16 августа 1924 года в Лондоне и вступил в силу 1 сентября 1924 года. Его реализация стала возможной лишь после преодоления в Германии инфляции и привела Веймарскую республику в её период расцвета - «золотые двадцатые». «план Дауэса» обеспечил восстановление экономики Германии. Благодаря этому плану Веймарская республика стала способна выплачивать репарации. Державы-победительницы смогли вернуть полученные от США военные кредиты. «План Дауэса» стал одним из первых успехов во внешней политике послевоенной Германии, придавший новый импульс отношениям США и Европы.

Важной составляющей «плана Дауэса» был начальный заём в размере 800 млн золотых марок. До 1929 года преимущественно из США в Германию поступило кредитов на сумму в 21 млрд марок. Поэтому за первый год реализации «плана Дауэса» Германии пришлось самостоятельно выплатить лишь 200 млн золотых марок. Планом также отменялась политика обеспечения «продуктивных залогов», благодаря чему завершилась оккупация Рурского региона. Репарации выплачивались из непосредственно перечисляемых таможенных и налоговых поступлений, а также за счёт процентов и погашения облигаций промышленности в размере 16 млрд золотых марок. Для обеспечения выплат Рейхсбанк и Имперские железные дороги были поставлены под международный контроль. 29 августа 1924 года рейхстаг ратифицировал «план Дауэса».

9. Обострение германской проблемы в международных отноше­ниях в начале 1920-х гг. Изменение политики западных держав. Между союзниками не было понимания по поводу зависимости межсоюзных долгов и репараций с Германии. Франция считала, что будет расплачиваться с Вашингтоном и Лондоном с выплаченных репараций. США и Британия не разделяли её позицию: разорение германии мешает восстановлению европейской промышленности сдерживает внешнюю торговлю. Вопрос о репарациях обсуждался и в мае1921 и декабре 1922. Герм просила отсрочку на 5 лет. Британия её поддержала, но Париж не поддержал, так как он считал, что их долг меньше суммы репараций, положенных Франции от Германии. США предложили создать независимый комитет из финансовых экспертов, но не дождавшись этого репарационная комиссия 3мя голосами (Франция, Бельгия, Италия) против 1 голоса (Британия) в декабре 1922 вынесла определение, в котором отмечалось невыполнение Германией репарационных обязательств+объявила в Германии дефолт. 11 января 1923 войска Франции и Бельгии вошли в Рур (Италия формально). Это исключило из юрисдикции Германии самую развитую промышленную зону страны. Виток кризиса в Германии. Курс марки рухнул, паника+начало антисемитизма(евреи хлынули с Польши, т.к. Пилсудский ужесточил меры к ним).С подачи прем-министра Франция была провозглашена Рейнская республика,немцы вывезены, завезены бельгийцы и французы на предприятия. Конец1923-пивной путч фашистов против версальской системы, евреев и правительства. Путч подавлен - Гитлер в тюрьму на 5 лет. Британское правительство было против приобретения стратегического плацдарма Францией на левобережье Германии, это приведёт к установлению французской гегемонии в Европе. Вашингтон также против. Они начали давить: чтоб выводили войска, их банки стали играть на понижение французского франка, дестабилизация усугублялась. Конец 1923 –сша и брит подписали отдельные соглашения с Германией о предоставлении ей займов+первый американо-германской торговый договор. Теперь Германия могла опираться на Британию и США.

8. Генуэзская конференция проходила в Италии с 10 апреля по 19 мая 1922 г. по инициативе Англии для обсуждения проблем, связанных с Советской Россией. В конференции приняли участие 29 государств и 5 британских доминионов. США отказались участвовать в конференции.

Западом было выдвинуто требование, чтобы Россия признала все финансовые обязательства дореволюционного времени и взяла на себя ответственность за все последующие западные убытки в годы революции и гражданской войны. Компромисс по этому вопросу был достигнут не в Генуе, а на последующих подобных конференциях.

В Париже была созвана конференция кредиторов России, на которой были представлены держатели русских ценностей. Конференция требовала принятия 6 каннских условий Советской Россией и безусловного признания всех своих долгов. Российская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении. Конференция назначила 4 комиссии: политическую (в свою очередь выделившую политическую подкомиссию), финансовую, экономическую и транспортную. 16.04 был подписан советско-германский Раппальский договор .

Неудача конференции

Пока обсуждалось предложение советской делегации, началась борьба, в которой приняли участие представители обеих враждующих нефтяных мировых монополий, англо-голландской и американской. Под их влиянием союзники снова попытались противопоставить Советской России. 02.05 свой меморандум. Но его французская и бельгийская делегации сочли слишком мягким и отказались подписать, явно ведя дело к срыву. 11.05 советская делегация сообщила свой ответ на меморандум союзников. Советская делегация протестовала против того, что Антанта возлагает на Россию односторонние обязательства воздержаться от пропаганды. По поводу "мира в Азии" советский ответ решительно отклонял домогательства союзников и напоминал о сделанном Советской Россией предложении пригласить Турцию на Генуэзскую конференцию, что действительно способствовало бы восстановлению мира в Малой Азии. В заключение советский меморандум добавлял, что для разрешения спорных вопросов можно было бы учредить смешанную комиссию, которая начнёт свою работу в установленное время и в установленном месте.

Конференция явно срывалась из-за непримиримой позиции Антанты.

14.движение Германии к восстановлению военной мощи и усиление Италии пугало Францию, особенно когда закончилась провалом попытка установить особые отношения между Парижем и Вашингтоном. И Франция предприняла попытку наладить отношения с Москвой, хотя отношения были еще холодными. Причины этому: исчезновение во Франции одного из лидеров белой иммиграции, похищенного агентами и вывезенного в СССР; принятие франц правительством антидемпингового декрета-режим на импорт некоторых товаров из СССР, в ответ СССР прекратил закупки фр товаров; продолжение военного сотрудничества СССР с Германией. Тем не менее, в Париже надеялись на нейтрализацию антифранцузской направленности, а Москва рассчитывала с помощью Фр вступить в ЛН, преодолеть дипломатическую изоляцию и добиться улучшения отношений с Польшей и Румынией. В нач.30-х с подачи Фр Союз стали привлекать к подписанию ряда международных договоров. Весной 1930 начались переговоры о подписании пакта о ненападении и временном торговом соглашении. Переговоры проходили трудно. Сначала были отменены дискриминационные меры торг-экономического характера, а 10.08.1931 парафировали текст пакта. Но для Фр было важно замкнуть отношения на своих союзниках в Вост Европе. СССР подписал договоры о ненападении с Финляндией, Латвией, Эстонией, Польшей. Непреодолимые трудности возникли только с Румынией ввиду спора из-за Бессарабии. Согласно советско-французскому договору от 29.01.1932 стороны обязались не применять силу друг к другу и не участвовать во враждебных коалициях, воздерживаться от оказания помощи агрессору, отказаться от дискриминации друг друга в торговле и не вмешиваться во внутренние дела. Система гарантийных пактов усилила позиции СССР. Это было особенно важно в связи с событиями в Германии(прихода к власти Гитлера.)

16. Окончательный отказ Германии от Версальского Договора. Политика умиротворения Германии

Наилучший способ влияния на политику Германии виделся в её более тесных связях с Западом даже ценой неизбежных уступок. Поэтому началась «политика умиротворения» Германии западными державами. 15 июля 1933г. в Риме – пакт четырёх - Политический договор о согласии и сотрудничестве между Фр, Вел., Ит. И Герм. Выгоды Германии от договора: уравнение в правах с ведущими государствами, равенство прав в области вооружений. После внесения в пакт некоторых поправок он не был ратифицирован Германией из-за его невыгодности. Конференция в Женеве (март 1933г.) – уменьшить армии всех европейских стран, кроме Германии, её армию увеличить до 200 человек, но ограничить её воздушные и морские вооружения. Октябрь 1933г. – Германия покинула Лигу Наций. 1935г. – в Германии имелся военный аэродром, что запрещалось Женевским пактом. Узнав об этом, представители Вел. прибыли в Германию для переговоров о вооружениях, согласились с условиями Гитлера, в результате – март 1935г. – создание вооружённых сил Германии. Нарушение Версальского договора привело к конференции в Стрезе в апреле 1935г. между Фр., Ит., Вел. – осуждение действий Германии. Апрель 1935г. – Гитлер принял самовольное решении о ремилитаризации и об оккупации демилитаризованной Рейнской зоны. Для проведения этой операции Гитлер выставил всего лишь одну дивизию, но противодействие ему не оказала ни одна европейская страна. Реакция Фр. – жалоба в Лигу Наций. Жалобы была рассмотрена, однако министр ин. дел Великобритании объявил, что не считает ремилитаризацию Рейнской зоны грубым нарушением со стороны Германии. Ремилитаризация Рейна стала причиной беспокойства Бельгии. 1936г. – Бельгия объявляет себя нейтральным государством, отказывается от обязательств Локарнских соглашений. 18 июня 1935г. – англо-германское военно-морское соглашение. Со стороны Великобритании для Германии это было большой щедростью, так как ранее морской флот Германии составлял не более 1\5 морского флота Англии. Это соглашение нанесло тяжёлый удар позициям Франции, которая всё ещё делала ставку на сохранение духа Версальской системы. В 1933 году Германия прекратила все выплаты по задолженностям Америке, а в 1934г. подтвердила это официально, мотивировав это недостатком валюты. Гитлер предложил США подписать новый торговый договор, США отказались его подписать, тем самым уменьшив свою экспансию в Германии.

17. Итало-эфиопская война. Создание оси Берлин-Рим

Италия владела Эритреей и Итальянским Сомали. Для их соединения надо было пройти через Эфиопию. Италия сразу же заручилась поддержкой своих планов Германией. Позиция Великобритании – Эфиопия граничила с Суданом который вместе с Египтом обеспечивал Англии доступ к Ближнему Востоку и гарантировал контроль над коммуникациями из Средиземного моря в Индию, поэтому позиция Вел. поначалу была отрицательной, однако позже Вел. быстро смерилась с агрессией. 1934г. – итало-эфиопское столкновение в местечке Уол-Уол. Италия начала агрессию на основании защиты своих колоний от якобы планируемого вторжения туда Эфиопии. Западные державы начали обсуждение различных проектов разрешения конфликта, в частности строит-во ж\д от Эритреи до Сомали, Ит. отказалась принимать какие-либо проекты. Окт. 1935г. – прямая агрессия Италии против Эфиопии, Лига Наций признала Ит. агрессором, но решений о введении конкретных санкций против неё не приняла. США перестали поставлять оружие обеим воюющим сторонам. 9 мая 1936г. – декрет об аннексии Италией Эфиопии, постепенно многие страны стали признавать аннексию. 1937г. – Ит. Вышла из Лиги Наций, а из Сомали, Эритреи и Эфиопии создала колониальное образование под названием «Итальянская Восточная Африка».

Сближению Италии и Германии способствовала не только итало-эфиопская война, но и гражданская война в Испании. На оформление союзнических отношений повлиял визит министра ин. дел Италии Чиано в Берлин. Здесь были подписаны некоторые соглашения насчёт: сотрудничества в Испании, отношения к СССР, расширения экономического взаимодействия. 1 ноября 1936г. – Муссолини провозгласил создание «оси» Берлин-Рим. Это была только декларация, а не договор, так как между Герм. и Ит. имелись разногласия по поводу придунайских и балтийских вопросов.

18. Гражданская война в Испании

1936г. – выборы в Исп. выиграли коммунисты и социалисты, объединённые в Народный фронт. Против нового правительства восстали фашисты во главе с генералом Франко. С самого начала мятеж поддержали Ит. и Герм. Они признавали ставку Франко в Бургосе единственным испанским правительством. СССР со своей стороны поддерживал испанских коммунистов, организовывал выезды добровольцев на исп. фронт, поставлял им вооружение. Позицию нейтралитета заняли Вел. и Фр. Оба госуд-ва явились инициаторами договора невмешательста в войну, его также подписали СССР, Ит., Герм., Бельг., Польша. Сентябрь 1936г. – в Лондоне создан Междунар. Комитет по невмешательству. Фр. и Вел. были против внесения вопроса об Испании на рассмотрение Лиги Наций. Но коммунистическое испанское правительство добилось этого, рассмотрение состоялось, однако конкретных решений по этому вопросу предпринято не было. Армия Франко заняла Мадрид в 1939г. Ещё ранее Фр. и Вел. признали правительство Франко. Члены республиканского правит-ва нашли убежище в Мексике и признавались здесь единственным легальным правит-ом Испании. Мексика не поддерживала дипломатических отношений с Испанией до самой смерти Франко в 1976г.

19. АНШЛЮЗ АВСТРИИ Строительство великой германской империи Гитлер начал с Австрии. Благодаря поддержке австрийского общества к 1938 году сторонники объединения с фашистской Германией имели силь­ное влияние в австрийском обществе, в том числе и в системе государ­ственного аппарата. Гораздо больше беспокоило Гитлера отношение западных держав к проблеме аншлюса. Первой среди них была Англия. Поэтому накануне немцы провели с английской стороной необходимые консультации. Англия устами своего официального представителя фак­тически заявила, что не будет воевать с Германией в случае аншлюса. Это подтолкнуло Гитлера к активным действиям. 7 февраля 1938 года он пригласил австрийского канцлера Шушнига прибыть в свою резиден­цию Берхтесгаден. На состоявшейся 12 февраля встрече германский фюpep в ультимативной форме потребовал от австрийского канцлера снять запрет на деятельность в Австрии нацистской партии, амнистировать зак­люченных в тюрьмы нацистов, назначить на ведущие посты в государ­стве нацистских лидеров. Под давлением Гитлера Шушнинг подписал этот «смертный приговор своей стране». Подписанный документ фактически развязал руки австрийским наци­стам. Для разрешения назревавшего кризиса кан­цлер Шушнинг решил провести общенациональный плебисцит. Ставился вопрос: «Выступаете ли вы за свободную, независимую, социальную, хри­стианскую и единую Австрию? Да или нет». Назначенный на 13 марта пле­бисцит так и не состоялся. Момент для аншлюса был выбран удачный. Франция находилась в то время в состоянии очередного правительственного кризиса. Бывший га­рант австрийской независимости - Италия, втянутая в войну в Эфио­пии, все больше зависела от политики Германии и не стала препятство­вать аншлюсу Австрии. 11 марта итальянский лидер Муссолини передал Гитлеру, что Австрия была для него «несущественна». С Англией сумел договориться Риббентроп. В результате попытки австрийского правительства заручиться поддержкой Англии натолкнулись на отказ. Не шелохнулась и соседняя Чехословакия. В сложившейся ситуации лишь Советский Союз выступил 17 марта за проведение международной конференции с целью определения мето­да предотвращения дальнейшей германской агрессии. В результате аншлюса территория рейха увеличилась на 17 процен­тов, население - на 10 процентов. Спустя три месяца после аншлюса на австрийцев стала распространяться всеобщая воинская по­винность, действующая в Германии. Овладев Веной, немцы получили центр всех коммуникаций бывшей Австрийской империи, что значитель­но усиливало их влияние в Юго-Восточной Европе. Присоединение Австрии значительно улучшило военно-стратегическое положение Германии, что было особенно важно для подготовки аг­рессии против Чехословакии.

20.Чехословацкий кризис 1938г. Не прошло и двух месяцев с момента появления гитлеровских войск в Вене, как Европа вновь была охвачена тревогой: угроза германского вторжения нависла над Чехословакией. Гитлеровская «пятая колонна» активно действовала в Судетской области, где проживало много немцев. Подогреваемые успехом аншлюса, судетские фашисты открыто заявляли, что со дня на день следует ожидать прихода германских войск. Чехословакия привлекала гитлеровцев выгодным стратегическим положением в центре Европы, наличием богатых природных ресурсов и высокоразвитой промышленностью. Чехословакия являлась серьезным препятствием на пути осуществления германской агрессии. Поэтому после захвата Австрии главным объектом в агрессивных планах фашистских правителей становится Чехословакия. Спецслужбы Германии систематически забрасывали в Чехословакию своих сотрудников и агентов. Одновременно в Чехословакию засылались диверсионно-террористические группы (эйнзац-группы), которые должны были в момент нападения Германии дезорганизовать тыл чехословацкой армии, уничтожать узлы связи, мосты и тоннели, разрушать предприятия оборонного значения. Под воздействием гитлеровской разведки антиправительственную деятельность в Чехословакии развернули словацкие, венгерские, польские и украинские фашиствующие элементы. Установив с ними контакт, гитлеровские спецслужбы организовали их в единый блок во главе с судетско-немецкой партией. При подготовке агрессии против Чехословакии в Берлине рассчитывали использовать правящие националистические круги Польши, их стремление к территориальным захватам. В мае 1938 г. правительство Польши сосредоточило в районе Тешина, у чешской границы, несколько соединений. Узнав о скрытом сосредоточении германских войск на границах Чехословакии, правительство Бенеша под давлением общественного мнения срочно провело частичную мобилизацию. Решимость чехословацкого народа защитить свою страну сорвала замысел агрессора. Учитывая обострение обстановки, правительство Советского Союза предложило начать переговоры генеральных штабов вооруженных сил СССР, Франции и Чехословакии. Французское правительство во главе с Даладье, пришедшее к власти в апреле 1938 г., объявило, что страна будет «верна всем пактам и договорам, которые она заключила». Это явилось официальным подтверждением обязательств Франции, в том числе и по франко-чехословацкому договору 1924 г. о союзе и дружбе и пакту 1925 г. о взаимных гарантиях. Однако подлинные намерения французского кабинета были далеки от его публичных деклараций. Наиболее влиятельные круги буржуазии стремились к тому, чтобы как-либо избавиться от обязательств оказать помощь Чехословакии. Если возникнет франко-германский конфликт, Англия также окажется вовлеченной в войну. Единственную возможность освободить Францию от ее обязательств по договору Англия усматривала в том, чтобы заставить Прагу капитулировать. В это время в самой Чехословакии начались разногласия между различными группировками буржуазии. Стремясь подорвать советско-чехословацкий договор как опору независимости Чехословакии, гитлеровцы развернули бешеную антисоветскую кампанию. Общее направление гитлеровской пропаганды отвечало устремлениям политических лидеров Англии, Франции и США. Важное значение имела позиция французского правительства, которое совместно с Советским Союзом могло предотвратить надвигавшуюся катастрофу. Но основную ставку оно делало на соглашение с Германией. Несмотря на прямую поддержку правительств Англии и Франции в мае 1938 г., Гитлеру не удалось «проглотить» Чехословакию. Его остановила явно выраженная решимость чехословацкого народа выступить на защиту своей независимости. Но подготовка захвата Чехословакии продолжалась полным ходом.

21. МЮНХЕНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ 1938 Соглашение о расчленении Чехословакии, подписанное в Мюнхене 29 сент. 1938 главами правительств Великобритании (Н. Чемберлен), Франции (Э. Даладье), фаш. Германии (А. Гитлер) и фаш. Италии (Б. Муссолини); явилось одним из наиболее значит. проявлений политики "умиротворения" фаш. агрессоров, проводившейся англ., франц. и амер. правящими кругами накануне 2-й мировой войны. После захвата в марте 1938 Австрии фаш. Германия стала готовиться к отторжению Судетской обл. Чехословакии и ликвидации чехосл. гос-ва. В апр. 1938 генлейновцы по существу потребовали отказа Чехословакии от суверенитета над Судетской обл. Это требование было поддержано фаш. Германией, заявившей о необходимости незамедлительного и полного удовлетворения всех притязаний судетских фашистов. В мае 1938 англ. пр-во рекомендовало чехосл. пр-ву сделать как можно больше уступок генлейновцам и "отказаться от тезиса нац. гос-ва". Франц. пр-во, несмотря на наличие союзного договора с Чехословакией, не только не поддержало свою союзницу, но и выступило против мобилизац. мероприятий, осуществленных чехосл. пр-вом. Направление в авг. 1938 в Прагу уполномоченного англ. пр-ва лорда Ренсимена в качестве "независимого наблюдателя и посредника" закончилось принятием меморандума, в к-ром рекомендовалось отторжение Судетской обл. от Чехословакии и передача ее Германии. Воспользовавшись попустительством и поддержкой зап. держав, гитлеровцы осенью 1938 перешли к практич. осуществлению своего плана ликвидации Чехословакии. 13 сент. судетские фашисты подняли мятеж, а после его провала Гитлер стал угрожать Чехословакии воен. расправой, заявив 26 сент., что он уничтожит Чехословакию, если она не удовлетворит безоговорочно всех его требований.В эти критич. дни состоялись встречи главы англ. пр-ва Чемберлена с Гитлером в Берхтесгадене (15 сент.) и Бад-Годесберге (22 сент.). Согласившись удовлетворить за счет Чехословакии все возраставшие требования Гитлера, Чемберлен затем совместно с Даладье стал добиваться принятия их чехосл. пр-вом Э. Бенеша. Когда чехосл. пр-во под давлением своего народа, выражавшего твердую решимость отстаивать независимость и суверенитет гос-ва, проявило медлительность в принятии требований гитлеровцев, Чемберлен 27 сент. сообщил Бенешу, что если в течение дня Чехословакия не примет требований Гитлера, она подвергнется нападению и ничто не спасет ее от поражения и оккупации. На Мюнхенской конференции 29-30 сент. 1938, созванной по инициативе Муссолини, последний внес на ее рассмотрение проект соглашения, в к-ром были отражены все требования Гитлера. Чемберлен и Даладье с готовностью согласились с этим проектом. Т. о., усилия всех участников конференции были направлены на то, чтобы добиться полной и безоговорочной капитуляции Чехословакии, представители к-рой не были даже приглашены непосредственно участвовать в ее работе. В соответствии с М. с. Чехословакия должна была передать Германии не только Судетскую обл., но и погран. районы с Австрией, захваченной гитлеровцами в 1938. Передаваемые районы Чехословакия должна была очистить в срок с 1 по 10 окт. 1938. Чехосл. пр-во 30 сент. заявило, что оно подчиняется решениям, принятым в Мюнхене. Вслед за М. с. последовало 30 сент. подписание англо-германской декларации 1938 и 6 дек. франко-германской декларации 1938 о "взаимных консультациях", к-рые по существу являлись продолжением политики сговора зап. держав с гитлеровцами и направления фаш. агрессии на Восток. В организации мюнхенского сговора активную, хотя и закулисную, роль сыграли США. Выступая в окт. 1938 в палате общин, Чемберлен признал: "Есть и другое государство, которое не участвовало в конференции, но... оказывало постоянное, все возрастающее влияние. Я, разумеется, имею в виду Соединенные Штаты". Президент США приветствовал подписание М. с. СССР, верный принципам мира и безопасности народов, последовательно защищал независимость и нац. права Чехословакии. Сов. дипломатия использовала все возможности для организации отпора фаш. агрессору, для создания воен. и политич. предпосылок для защиты Чехословакии. Когда зап. державы предъявили Чехословакии ультиматум о необходимости полного удовлетворения требований Гитлера, Сов. пр-во заверило Бенеша, что СССР окажет Чехословакии любую помощь в любой обстановке, если только Чехословакия будет сопротивляться агрессору. Чехосл. бурж. пр-во, однако, не пожелало принять сов. помощь.

Дауэса план- репарационный план для Германии, разработанный международным комитетом экспертов под председательством американского банкира Дауэса. Был утвержден 16 августа 1924 на Лондонской конференции представителями держав-победительниц в 1-й мировой войне и принят Германией. Этот план должен был обеспечить продолжение выплат Германией репараций державам-победительницам и облегчить проникновение американского капитала в Германию для захвата ключевых отраслей немецкой экономики с целью получения американскими монополиями высоких прибылей в форме процентов по займу и дивидендов от прямых инвестиций в промышленность. Был направлен на восстановление военно-промышленного потенциала Германии. Предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долларов (в т. ч. 110 млн. американскими банками) для стабилизации марки. Установил размеры платежей Германией в первые пять лет по 1-1,75 млрд. марок в год, а затем по 2,5 млрд. марок в год. Предусматривал установление контроля союзников над германским государственным бюджетом, денежным обращением и кредитом, железными дорогами.

ПЛАН ДАУЭСА - репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в П. Д. была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. зол. марок. Англо-американские творцы II. Д. исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. П. Д. предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность П. Д., показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать П. Д. Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

П. Д. не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-25) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей П. Д. предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений П. Д. предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета П. Д. предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие П. Д., таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 (см.), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, П. Д. явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником П. Д. - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с П. Д. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное принятие П. Д. состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с П. Д., а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с П. Д. 1. IX 1924 он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 проц. суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка") .

П. Д. фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок- вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). П. Д. просуществовал немногим более 5 лет, до его замены планом Юнга (см.).

Дипломатический словарь. // А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский. М.: 1948.

После кризиса 1923 г. англо-саксонские державы твердо решили оттеснить Францию от решения германского вопроса, пользуясь ее финансовой зависимостью от них. Разработка графика выплат была поручена представителю США банкиру Чарльзу Дауэсу, который возглавил комитет независимых экспертов, который должен был оценить реальную платежеспособность Германии и установить реалистичный план получения от нее выплат. 16 июля 1924 г. на Лондонской конференции союзных держав был принят меморандум, утвердивший основные положение "плана Дауэса".

Во-первых, абсолютные размеры выплат были пересмотрены в сторону существенного сокращения. Во-вторых, условия плана жестко ограничили возможности Франции впредь применять против Германии санкции. В-третьих, были установлены ежегодные лимиты платежей, но не оговаривались ни количество лет, отводимое для их полного завершения, ни общая сумма полагающихся выплат. В-четвертых, комитет экспертов рекомендовал предоставить Германии новые займы для преодоления текущих экономических трудностей.

В качестве источников выплаты репарационных платежей план предусматривал использование прибылей промышленных предприятий и железных дорог Германии, а также доходов государственного бюджета. За период действия плана Дауэса, с 1924 по 1929 г. Германия выплатила в счет репараций немногим более 10 млрд. марок, то есть в 2,5 раза меньше, чем получила кредитов за тот же срок. Французская доктрина "экономических репрессий против Германии" была таким образом заменена англо-саксонской концепцией "восстановления германской экономики". Франко-бельгийские войска должны были покинуть Рейнскую зону в течение года после Лондонской конференции.

План Дауэса знаменовал поворот к отказу от дискриминации Германии в европейской политике. Найдя компромиссные решения, он заложил экономическую основу восстановления единства Западной и Центральной Европы. Теперь на повестку дня можно было снова поставить вопрос о европейской безопасности. Так или иначе это сопрягалось с выяснением перспектив отношений европейских стран с Советским Союзом.

Доклад, представленный 9 апреля 1924 г. Репарационной комиссии комитетами экспертов ("План Дауэса")

(Извлечение)

А. Доклад первого комитета экспертов

Часть I настоящего доклада излагает наше понимание порученной нам задачи , наши общие выводы и основные черты нашего проекта.

Часть II содержит те соображения, которые привели нас к нашим выводам, и, в частности, описывает некоторые особенности экономического и финансового положения Германии.

Часть III включает целый ряд предложений, касающихся технических подробностей различных наших предложений.

I. Точка зрения комитета:

а) Принятая комитетом точка зрения была практической, а не политической.

b) Политические соображения приняты во внимание лишь постольку, поскольку они способствуют осуществлению плана.

с) Поставленной целью было взыскание долга, а не применение карательных мер.

d) Уплата Германией означенного долга является необходимым участием этой страны в деле возмещения причиненных войной убытков.

f) Восстановление Германии не является чем-то самодовлеющим; оно не более как часть более широкой проблемы о восстановлении всей Европы.

g) Предусмотренные гарантии суть гарантии порядка экономического, а не политического.

II. Экономическое единство Германии:

Для стабилизации своей валюты и для приведения в равновесие своего бюджета, Германии необходимы ресурсы всей германской территории, в границах, установленных Версальским договором, и необходима свобода экономической деятельности на означенной территории.

III. Военная сторона вопроса. Возможные гарантии и санкции:

  • а) Политические гарантии и санкции не входят в нашу компетенцию.
  • в) То же относится и к военной стороне вопроса.
  • с) В момент введения в действие нашего проекта на объединенной территории Германии, требуется, 1) чтобы никакая военная организация, если таковая существует, не препятствовала свободе экономических сношений и,
  • 2) чтобы не было налицо никакого постороннего контроля или же экономического вмешательства, не предусмотренного настоящим планом.

d) Тем не менее, предусматриваются адекватные и производительные гарантии.

IV. Задача комитета:

  • а) Стабилизация валюты и реализация бюджетного равновесия составляют проблемы, тесно между собою связанные, хотя - в процессе их изучения - и представляется возможным временно их разъединять.
  • с) Оба эти условия необходимы для того, чтобы дать возможность Германии удовлетворять свои внутренние потребности и причитающиеся с нее, в силу договора, платежи.

VI. Валюта и эмиссионный банк:

с) Надо создать новый банк или реорганизовать Рейхсбанк.

d) Главнейшие признаки такого банка:

  • 1) он будет иметь исключительную привилегию на эмиссию билетов, имеющих твердую основу в отношении золота;
  • 2) он будет банком остальных банков и будет устанавливать официальный учетный процент;

германия версальская система европейский

  • 3) он будет банком правительственным, но свободным от какого-либо правительственного контроля;
  • 4) авансы правительству будут строго ограничены;
  • 5) он будет принимать в депозит платежи по репарациям;
  • 6) его капитал будет равен 400 миллионам золотых марок;
  • 7) руководить им будут председатель-немец и состоящее из немцев правление, в помощь которым может быть образован совещательный комитет, равным образом состоящий из немцев;
  • 8) выполнение устава будет находиться под наблюдением генерального совета, половина членов которого, включая комиссара, будет состоять из иностранцев.

VII. Бюджет и временное облегчение репарационных обязательств:

Реализация в Германии бюджетного равновесия требует:

  • а) Полной экономической и финансовой суверенности, при условии предусмотренных в настоящем докладе видов контроля.
  • в) Устойчивой валюты.
  • с) Временного облегчения производимых из бюджетных средств платежей в счет вытекающих из договора обязательств.

d) Такое облегчение не должно приостанавливать признанных необходимыми поставок натурою.

Германия равным образом должна покрывать, до крайнего предела своих возможностей, свои внешние обязательства, вытекающие из договора.

Бюджет не может быть ни приведен в равновесие, ни поддержан в состоянии равновесия без того, чтобы не было установлено обязательство годичных платежей на достаточно продолжительный период и на точных, заранее выясненных основаниях.

Предложения наши, по мере возможности, следуют этому принципу.

VIII. Доля союзников при повышении благосостояния Германии:

  • 1. Кредиторы Германии должны получить свою долю при повышении благосостояния Германии.
  • 2. Результат этот будет достигнут при помощи индекса благосостояния.

IX. Нормальные ресурсы, служащие для производства платежей:

Германия будет расплачиваться по обязательствам, наложенных на нее договором, при помощи трех категорий ресурсов, а именно:

А. Налогов; В. Железных дорог; С. Промышленных облигаций.

XI. Глобальный характер платежей. Поставкинатурою:

  • а) Вышеуказанные суммы покроют весь возможный долг Германии союзным и объединившимся державам.
  • в) Поставки натурою должны продолжаться, но будут оплачиваться посредством кредитного сальдо банкового счета.

XII. Способ производства платежей:

Все платежи в счет репараций. будут вноситься в зол. марках, либо в равноценной германской валюте, в новый банк на кредит "агента по репарационным платежам". Такой взнос будет являться окончательным актом германского правительства по выполнению финансовых обязательств, возложенных на него планом.

XIII. Способ получения платежей:

Употребление и взыскание внесенных таким образом фондов будут происходить под надзором комитета, состоящего из агента по репарационным платежам (являющегося агентом связи, подведомственным Репарационной комиссии). и пяти других компетентных лиц, по одному от каждого из пяти союзных и объед. держав. Комитет этот будет регулировать выполнение программы в отношении поставок натурой и платежей., так, чтобы избежать пертурбаций на валютном рынке.

Он равным образом будет производить непосредственные трансферты денежных сумм союзникам посредством покупки девизов и вообще будет стремиться к осуществлению максимума денежных переводов, не нарушая устойчивости валюты.

Если производимые Германией в счет репараций платежи, в конечном результате, превысят суммы, которые будут переведены посредством поставок натурой и покупки иностранных девизов, то платежи эти будут накопляться в банке. Образованный таким образом вклад может, в нормальных условиях, достигать цифры в 2 млрд. В случае превышения этой цифры, комитет должен будет обращать свои дополнительные ресурсы в облигации и иные помещения капитала в пределах Германии, сообразно условиям, предусмотренным в приложении VI. По экономическим и политическим соображениям нельзя допускать неограниченного накопления фондов, соответственно сумме репарационного долга; поэтому мы предлагаем установить для такого накопления абсолютный предел в 5 миллиардов. Если предел этот будет достигнут, бюджетные поступления должны будут быть сведены ниже предусмотренного в нашем проекте нормального уровня, с тем, чтобы они не превышали использования фондов и чтобы дальнейшее накопление прекратилось.

XIV. Другие гарантии, сверхжелезнодорожных облигаций:

  • а) В виде гарантии бюджетных поступлений и иных платежей назначаются доходы со следующих источников:
    • 1) спирт,
    • 2) табак,
    • 3) пиво,
    • 4) сахар,
    • 5) таможни.

XV. Внешний заем, его условия и цели:

  • а) Обеспечить новый банк золотым запасом.
  • в) Произвести в 1924-25 гг. важнейшие внутренние платежи, вытекающие из договора.

XVII. Характер плана:

  • а) План неделим.
  • в) Проект ставит целью:
    • 1. Установить такую организацию, благодаря которой стало бы возможным получить с Германии максимум платежей.
    • 2. Позволить возможно большее количество трансфертов кредиторам Германии.

После долгих проволочек, Пуанкаре согласился на открытие работ международного комитета экспертов. Оно состоялось в Лондоне 14 января 1924 г. Председателем первого комитета экспертов был избран представитель США Чарльз Дауэс. Бывший адвокат, получивший за участие в мировой войне чин генерала, Дауэс был тесно связан с банковской группой Моргана. К этой группе в поисках выхода из финансового кризиса Пуанкаре обратился за кредитом. Морган обещал Франции ссуду в размере 100 миллионов долларов, но при условии урегулирования вопроса о германских репарациях.

В центре внимания комитета стоял, разумеется, репарационный вопрос. Но при обсуждении этого вопроса возник ряд новых проблем. Главное место заняло обсуждение возможности создания в Германии устойчивой валюты. На этом в особенности настаивали представители США. Они видели в разрешении валютной проблемы панацею от всех зол. "Надо, - заявил Дауэс, - найти воду, которая могла бы двигать германскую бюджетную мельницу. Мы построим мельницу, когда найдём воду для её колёс".

Внимание к валютным вопросам было обусловлено насущными интересами США и Англии. Американский капитал в поисках выгодных сфер для крупных капиталовложений проявлял особый интерес к Германии. Но устойчивая валюта - главное предварительное условие всяких инвестиций. Отсюда большой интерес США к валютной проблеме и их настойчивые требования стабилизации курса марки.

Англия поддерживала требования США к германской валюте. Продолжающаяся инфляция облегчала экспорт германских товаров и обостряла борьбу за рынки сбыта. Требование стабилизации валюты было для Англии одной из форм борьбы против германского экспорта.

На заседании комитета были заслушаны сообщения немецких делегатов - директора германского Рейхсбанка Шахта и германского министра финансов Лютера. Переговоры с ними велись по вопросу о создании так называемого Банкнотного банка и о его взаимоотношениях с Рейхсбанком. Для изучения положения германских финансов комиссия Дауэса выехала на несколько недель в Берлин.

Эксперты пришли к заключению, что платёжеспособность Германии может быть восстановлена только при условии экономического и финансового воссоединения оккупированных и неоккупированных областей. Они наметили также и те статьи национального дохода, которые могли бы стать гарантией международного займа, если он будет предоставлен Германии для погашения репарационных платежей.

9 апреля 1924 г. Дауэс известил репарационную комиссию об окончании работы и представил текст доклада экспертов.

Доклад экспертов, вошедший в историю под названием плана Дауэса, состоял из трёх частей. Первая часть излагала общие выводы экспертов и точку зрения комитета. В ней подчёркивалось, что эксперты ставили своей целью взыскание долга, а не применение карательных мер. Во второй части доклада характеризовалось общее экономическое и финансовое положение Германии. Третья часть заключала ряд приложений к первым двум частям.

План Дауэса ставил своей задачей реальное обеспечение уплаты репараций Германией путём её хозяйственного восстановления. Для осуществления этой задачи решено было оказать Германии надлежащее содействие со стороны англо-американского капитала, прежде всего в вопросах стабилизации валюты и создания бюджетного равновесия. Для стабилизации германской марки комитет экспертов предлагал предоставить Гер-. мании международный заём в сумме 800 миллионов золотых марок. В залог выполнения денежных обязательств Германия должна была передать под контроль "комиссару по налогам" таможенные пошлины, акцизы и наиболее доходные статьи своего государственного бюджета. Все железные дороги должны были на 40 лет перейти к акционерному обществу железных дорог, утверждённому репарационной комиссией. Право эмиссии получал банк, контролируемый союзниками. Всё народное хозяйство Германии ставилось под контроль. Общая сумма репарационных платежей и конечный срок их уплаты не устанавливались и на этот раз. Германия лишь обязывалась уплатить в первый год один миллиард марок репараций. В последующие годы она должна была увеличивать эти взносы и довести их к 1928-1929 гг. до двух с половиной миллиардов марок в год.

План Дауэса решал вопрос и об источниках покрытия репарационных платежей. Первым источником становились доходы тяжёлой индустрии и железных дорог, выплачиваемые в виде процентных сумм на специально выпускаемые облигации. Облигации тяжёлой индустрии исчислялись в сумме 5 миллиардов марок и железных дорог - 11 миллиардов марок. Ежегодный взнос был установлен в 6% с этих сумм, т.е. в 960 миллионов марок.

Другим источником покрытия репарационных платежей становился государственный бюджет. Для мобилизации соответствующих средств были установлены специальные налоги, всей своей тяжестью непосредственно ложившиеся на плечи трудящихся. На этом настояли германские капиталисты. Они утверждали, что в противном случае уплата репараций отразится на состоянии народного хозяйства Германии. На самом же деле немецкие промышленники и финансисты не поступались своими прибылями даже в той части, в какой репарации должны были. выплачиваться за счёт их доходов. И в этой части были найдены пути к возмещению платежей за счёт рабочего класса.

Установление высоких косвенных налогов и связанное с этим повышение цен были использованы германскими империалистами для широкой демагогической, шовинистической пропаганды. Поражение Германии в первой мировой войне выдавалось за причину всех бедствий, переживаемых трудящимися страны. Средством для избавления от этих бедствий должна была явиться новая империалистическая война, которую правящие круги Германии рассчитывали увенчать полной победой над противником.

План Дауэса был, таким образом, внутренне противоречив. Он стремился восстановить в рамках Версальского договора экономически сильную и платёжеспособную Германию; однако посредством контроля над её хозяйственными ресурсами он же ставил задачей не допускать её превращения в опасного для союзников конкурента.

Конкуренция Германии была бы особенно чувствительной для стран-победительниц, если бы товары, производимые немецкими предприятиями, шли на рынки, на которых уже господствовал английский, французский и американский капитал. Возникал вопрос, куда направить поток германских товаров, усиленный сбыт которых немцами должен был явиться одним из главных средств уплаты германских репараций. Авторы плана Дауэса разрешали этот вопрос с чрезвычайной простотой. Они великодушно предоставляли Германии. советские рынки. Их не только привлекала мысль без ущерба для собственной торговли дать Германии возможность широкого сбыта её товаров для уплаты репараций. Отвести экономическое наступление Германии на Восток; подорвать советскую промышленность наводнением рынка СССР немецкими товарами; воспрепятствовать превращению Советской страны в индустриальную державу; превратить Россию в аграрный придаток промышленных стран Европы - таковы были замыслы авторов плана Дауэса. Нельзя было отказать ему в хитроумии. Но в плане имелся один небольшой недостаток. Вопрос о советском рынке и дальнейшем направлении экономического развития Страны Советов решался без хозяина.

"План Дауэса, составленный в Америке, - говорил товарищ Сталин в своём докладе на XIV съезде ВКП (б) 18 декабря 1925 г., - таков: Европа выплачивает государственные долги Америке за счёт Германии, которая обязана Европе выплатить репарации, но так как всю эту сумму Германия не может выкачать из пустого места, то Германия должна получить ряд свободных рынков, не занятых ещё другими капиталистическими странами, откуда она могла бы черпать новые силы и новую кровь для выплачивания репарационных платежей. Кроме ряда незначительных рынков, тут Америка имеет в виду наши российские рынки. Они должны быть, по плану Дауэса, предоставлены Германии для того, чтобы она могла кое-что выжать и иметь из чего платить репарационные платежи Европе, которая, в свою очередь, должна выплачивать Америке по линии государственной задолженности".

Касаясь той части плана Дауэса, которая имела в виду выкачивать из СССР средства, необходимые для платежей, товарищ Сталин указал, что это "есть решение без хозяина". "Почему? Потому, что мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, хотя бы для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу страну в аграрную в отношении Германии, рассчитывать на это - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах".

План Дауэса не мог примирить те противоречия, которые обнаружились в связи с вопросом о германских репарациях. Он создавал лишь видимость соглашения между Германией и её победителями. По существу, план Дауэса был победой англо-американского блока над Францией. Он вынуждал французскую дипломатию воздержаться от методов "прямого действия", едва не приведших Европу к новой войне. Всё же - и это было особенно важно для принявших план Дауэса правительств - он предупреждал наступление в Германии экономической катастрофы, которая неизбежно привела бы к дальнейшему обнищанию масс, усилению их эксплоатации и к взрыву революционного движения в центре Европы. Понятно, что буржуазная дипломатия превозносила план Дауэса как плод своей "политики мира". Разумеется, под прикрытием этого пацифизма, лишь усыплявшего международное общественное мнение, соперничество и борьба империалистических правительств продолжали развиваться неудержимо.

План Дауэса являлся одним из ключевых международных соглашений в межвоенной Европе.

Он кардинально поменял политический и экономический баланс сил. Дал возможность для развития Веймарской республики. При этом фактически нивелировал версальские соглашения. Были упразднены гарантии восточным границам Германии. Принёс ещё большее влияние США на европейские процессы.

Предпосылки

Многие историки и политики считают, что одной из главной причин начала Второй мировой войны был план Дауэса и Юнга. Кратко об это высказывался даже Черчилль, хотя Великобритания и была одним из инициаторов договора. После Первой мировой войны Европа была опустошена. Конфликтов подобных масштабов ещё не было. Страны-победители решили, что наилучшим способом будет изоляция Германии. Но при этом сами страны победители понесли огромные потери за время войны. Также участники Антанты были должниками Соединённых Штатов, которые выдавали им кредиты. Поэтому на переговорах в Версале был запущен процесс репараций. Германия облагалась огромными контрибуциями, которые обязывалась выплачивать в течение десятка лет. В качестве гарантий на территории Веймарской республики оставались оккупационные войска. Под международным контролем оставались многие сектора немецкой экономики.

Но кризис в самой Германии не позволял ей во время выплачивать репарации. Наступившая в двадцатых годах Великая депрессия усугубила ситуацию. Рейхсмарка подверглась гиперинфляция. Она обесценивалась настолько быстро, что рабочим выплачивались зарплаты по нескольку раз в день, на многие товары были введены талоны. План Дауэса разрабатывался в США ещё задолго до его практической реализации. Толчком к его продвижению стали события 1923-1924 годов.

Проблемы с выплатами

Из-за коллапса немецкой экономики правительство не смогло вовремя выплачивать репарации. В первую очередь этим была недовольна Франция. Изолировав Советскую Россию, западное сообщество толкнуло её на сближение с Веймарской республикой. В Рапалло послы от РСФСР встречаются с представителями немецкого МИД. Заключается ряд договоров о дипломатическом признании и сотрудничестве. Толчком к подписанию договора послужила неудовлетворённость обеими сторонами итогами переговоров в Версале.

Реакция Парижа

Видя эти процессы, Франция решается на более агрессивную политику в отношении Германии. При этом Берлин продолжает придерживаться политики исполнения Версаля. Основной целью такого курса было желание показать невозможность выплачивать огромные репарации. Более всех за своевременную выплату переживала Франция.

В качестве давления на Берлин французские войска несколько раз вторгались в демилитаризированную зону. Совместно с бельгийской армией они захватили плацдарм, который позволял оккупировать всю Вестфалию.

Конфликт в Рурском бассейне

В 1922 году началась гиперинфляция немецких марок. Поэтому союзники решили отказаться от выплат в валюте и потребовали ресурсов в денежном эквиваленте. Но и с поставками древесины, угля и стали были задержки. Поэтому создаётся специальная комиссия, которая проверяет фактическое положение дел в Веймарской республике. Вскоре комиссия постановила, что Берлин умышленно задерживает поставки. Франция использовала это для начала оккупации. Одиннадцатого января 1923 года войска вошли в Рурский регион.

Там они взяли под контроль ключевые промышленные предприятия. В соответствии с официальным заявлением, Франция пошла на это, чтобы обеспечить залог для репарационных выплат. Германия ответила "пассивным сопротивлением". Тем не менее некоторые местные активисты перешли к более радикальным действиям, что привело к жертвам с обеих сторон.

Видя неспособность Берлина выполнять поставки вовремя, США инициирует новые переговоры. Результатом которых стал план Дауэса.

Политическая подоплёка

В 1923 году США наращивает своё присутствие в Европе. План Дауэса - это прежде всего попытка вывести Францию из игры. Разрабатывался в основном Соединёнными Штатами и Великобританией. Эти две страны были обеспокоены поведением Парижа. Франция больше других пострадала в войне, поскольку боевые действия велись на её территории. Поэтому правительство пыталось как можно скорее получать репарационные выплаты от Германии для восстановления собственной экономики. При этом Франция являлась должником своих союзников. США предоставляли Парижу огромные военные займы, благодаря которым снабжалась армия. Поэтому Вашингтон был заинтересован в скорейшей выплате кредитов. Но больше всего союзникам не нравилось поведение французского правительства и их методы давления на Германию. Оккупация Рура стала последней точкой. После этих опрометчивых действий Парижа, Вашингтон и Лондон решают отстранить Францию от решения вопроса Веймарской республики.

Влияние правых

План Дауэса был вызван ещё одной политической причиной. Девятого ноября 1923 группа национал-социалистов предприняла попытку захвата власти. Группа вооружённых людей под руководством Гитлера и Людендорфа подняла мятеж в Мюнхене. Он был подавлен, однако чётко продемонстрировал популярность реакционных сил в Германии. Чтобы исключить возможность прихода к власти радикалов, был разработан политический пункт, который включили в план Дауэса. Кратко требования выглядели так:

  • На территории Веймарской республики усиливается влияние местного самоуправления.
  • Федеральное деление позволяет местным властям назначать своих делегатов в Берлин.
  • Канцлер имеет значительное влияние на избираемых представителей земель

Такие реформы должны были не допустить сосредоточения власти в одних руках.

Специальная комиссия

К девятому апреля был разработан План Дауэса. Кратко он был изложен всем участникам договора.

Сами же переговоры были перенесены на конец лета. Французская сторона оказывала давление на своих союзников, так как не была согласно со многими пунктами. Однако Париж находился в должниках у США. Поэтому шестнадцатого августа представители собрались в Лондоне, где и подписали План Дауэса. Это событие кардинально поменяло баланс сил в Европе.

После подписания в Германии начались "золотые двадцатые". Веймарская республика стала регулярно выплачивать репарации. А союзники смогли платить по кредитам Соединённым Штатам. По сути, первым для послевоенной Германии успехом во внешней политике стал план Дауэса. Что это такое стало понятно уже к началу тридцатых годов. Когда пришла очередь плана Юнга. Во многом изменение политике по германскому вопросу привело к росту популярности реакционных сил.

Значение

План устанавливал порядок и систему репарационных выплат. При этом Веймарской республике предоставлялся заём, который также надо было выплачивать. В первую очередь такие изменения были в интересах США. Заём спас разрушенную экономику и помог избежать коллапса. Благодаря восстановлению выплат союзники смогли выплачивать свои кредиты. В двадцать четвёртом году Германия должна была выплатить один миллиард марок победителям. Через четыре года объём выплат увеличивался на полтора раза.

При этом конечная сумма так и не была определена. Сроки выплат также были весьма туманны.

Международный заём предоставлялся в виде транша, что позволяло защитить валюту от инфляции. Это сказалось на стабильности рейхсмарки. Первые несколько лет немецкая экономика фактически существовала благодаря кредитам. Также, в соответствии с планом Дауэса, была прекращена политика "залогов". Поэтому Франция была вынуждена вывести войска из Рура. Эти изменения означали конец французской концепции давления на Германию. Однако для стабильности репарационных выплат железная дорога и государственный банк были взяты под контроль международной комиссии.

План Дауэса и Юнга: их суть и цель, кратко

В 1929 году был принят новый план Юнга, который, по сути, являлся продолжением стратегии Дауэса. Оба плана были призваны изменить концепцию отношений с Германией. Вместо международной изоляции и экономических санкций была оказана помощь немецкой экономике. Кредитные займы выплачивались в основном США, что позволило Вашингтону усилить своё влияние на европейскую политику. Постепенно в мире сложилась новая схема взаимоотношений. Германия выплачивала репарации странам-победителям.

А те отдавали вырученные средства США. Поэтому в плане Юнга размер выплат предусматривал покрытие долговых обязательств. Основной целью была попытка предотвратить мировой финансовый кризис.

Политическая стратегия

Планы предусматривали борьбу с инфляцией и рецессией. За счёт долгосрочных инвестиций в немецкую экономику предполагалось постепенно увеличивать репарационные выплаты. При этом такая стратегия была выгодна в первую очередь иностранным кредиторам. Ведь их должниками в любом случае становились центральные европейские державы. Крайне невыгодным план был для восточных соседей Веймарской республики. Ведь выход страны из изоляции в дальнейшем позволил распространить немецкое влияние на восточных соседей. Самым важным моментом в политическом смысле являлось сокращение сроков пребывания оккупационных войск в Рейнской земле. По Версалю, эвакуация должна была завершиться только в тридцать пятом году. Но фактически союзники вывели войска до начала тридцатых, чему поспособствовал план Дауэса и план Юнга. Экономическое содержание на этом фоне не является основным. Учитывая дальнейшие события (приход Гитлера к власти), новая стратегия только ухудшила ситуацию в Европе. Следующим документом было подписание договоров в Локарно, что развязало руки Берлину.

План Дауэса и план Юнга: их содержание и значение

Политическая концепция восстановления сначала принесла значительные плоды. Немецкой экономике удалось избежать коллапса, а страны-победители смогли выплачивать кредиты США.

Но в дальнейшем избыток производства привёл к Великой Депрессии. Уже в начале тридцатых Вашингтон наложил мораторий на любые союзнические выплаты. Репарационные планы имеют огромное значение в политическом аспекте. Последствия налогов, а также радикальных методов давления оказали разрушительное воздействие на немецкую экономику. Это привело к росту националистических настроений в обществе. Как и предполагалось, это позволило не допустить распространения социалистического влияния. Однако по тем же причинам реакционные силы смогли прийти к власти на волне народного недовольства. План Юнга предусматривал выплату репараций почти до конца двадцатого века. Но фактически все поставки прекратились в тридцать первом году. Не оправдала себя и концепция создания Банка международных расчётов. В итоге стало понятно, что новый мировой порядок не сможет продержаться долго. Подтверждением этого стали события сентября тридцать девятого - начало Второй мировой. Таким образом, План Дауэса - это (определение его мы дали в нашем обзоре) то, что в какой-то мере способствовало развязыванию этой страшной войны.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх