Отличительные признаки живых организмов. Основные признаки живого организма. Основные признаки живой природы Отличительные признаки живой материи

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1. Высшая нервная деятельность (ВНД)- деятельность главных отделов центральной нервной системы, обеспечивающая приспособление животных и человека к окружающей среде. Основа высшей нервной деятельности - рефлексы (безусловные и условные). Возникновение в процессе жизнедеятельности организма новых условных рефлексов, позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Затухание или исчезновение выработанных ранее рефлексов благодаря торможению при изменении среды.

2. Рассудочная деятельность. Мышление. Элементы рассудочной деятельности у животных. Прямая зависимость уровня рассудочной деятельности от уровня развития нервной системы. Наибольшее развитие рассудочной деятельности у человека, ее проявление в виде мышления. 3. Особенности ВИД человека. Раздражители для условных рефлексов у человека: не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запасе), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучать опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

1. Живые организмы - важный компонент биосферы. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности животных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеротрофный способ питания.

2. Наличие в составе живых организмов органических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы.

3. Обмен веществ - главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен веществами и энергией с окружающей средой.



4. Размножение, воспроизведение потомства - признак живых организмов. Развитие дочернего организма из одной клетки (зиготы при половом размножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

5. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственность - свойство организмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследственности: из семян березы вырастают растения березы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаков. Примеры изменчивости: растения березы, выросшие из семян материнского растения одного поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Раздражимость - свойство живых организмов. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ними координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реакций, возникающих в ответ на разнообразные раздражения из окружающей среды. Особенности поведения животных. Рефлексы и элементы рассудочной деятельности животных. Поведение растений, бактерий, грибов: разные формы движения - тро-пизмы, настии, таксисы.

Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы.

1. Живые организмы - важный компонент биосферы. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической

мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра,

митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной

стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания.

Особенности животных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным

соком, оболочки из клетчатки, гетеротрофный способ питания.

2. Наличие в составе живых организмов органических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы.

3. Обмен веществ - главный признак живого, включающий

питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них

веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах

и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен

веществами и энергией с окружающей средой.

4. Размножение, воспроизведение потомства - признак живых организмов. Развитие дочернего организма из одной клетки (зиготы при половом размножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

5. Наследственность и изменчивость - свойства

организмов. Наследственность - свойство организмов передавать присущие им

особенности строения и развития потомству. Примеры наследственности: из семян

березы вырастают растения березы, у кошки рождаются похожие на родителей

котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаков. Примеры

изменчивости: растения березы, выросшие из семян материнского растения одного

поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Раздражимость - свойство живых организмов.

Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в

соответствии с ними координировать свою деятельность, поведение - комплекс

приспособительных двигательных реакций, возникающих в ответ на разнообразные

раздражения из окружающей среды. Особенности поведения животных. Рефлексы и

элементы рассудочной деятельности животных. Поведение растений, бактерий,

грибов: разные формы движения - тро-пизмы, настии, таксисы.

Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы.

2. Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания.

1. Экосистема (природное сообщество). Совместное обитание в природе организмов

всех царств. Экосистема - совокупность организмов разных видов, обитающих

длительное время на определенной территории, приспособленных к совместной жизни

и к факторам неживой природы.

2. Виды экосистем: естественные, или природные (лес,

луг, болото, водоем и др.), и искусственные (поле, сад и др.).

3. Основные пищевые (трофические) группы организмов -

компоненты экосистем. Группа организмов, которые производят на свету из

неорганических веществ органические (автотрофы - зеленые растения), -

организмы-производители; группа организмов, которые потребляют готовые

органические вещества (гетеротрофы - в основном животные, грибы), -

организмы-потребители; группа организмов, которые разрушают органические

вещества и перерабатывают их в неорганические (гетеротрофы - бактерии, грибы,

некоторые животные), - организмы-разрушители. В пищевых (трофических)

взаимосвязях эти группы организмов выполняют роль звеньев пищевой цепи. 4.

Пищевые связи в экосистеме. Тесная взаимосвязь всех звеньев (пищевых групп) в

сообществе - условие его существования. Пищевые связи между организмами в

экосистеме, при которых организмы одних видов служат пищей для других.

Например, растения служат пищей для растительноядных животных, а они - для

хищников. Формирование в каждой экосистеме на основе пищевых связей цепей

питания, например: растения -»- полевка -*- лисица. Здесь указаны составляющие

цепь питания организмы и стрелками обозначен переход вещества и энергии в этой

цепи. Начальное звено цепи питания, как правило, растения (автотрофы, создающие

органические вещества в процессе фотосинтеза). Использование запасенной

растениями в органических веществах солнечной энергии гетеротрофами - всеми

остальными звеньями цепи питания.

БИЛЕТ№11

3. Приготовить к работе микроскоп, положить мик­ропрепарат на предметный столик, осветить поле зрения микроскопа, добиться четкого изображения с помощью винтов и рассмотреть клетку. Если в ней отсутствуют оформленное ядро и вакуоли с клеточ­ным соком, то это бактериальная клетка. Если в клетке кроме клеточной мембраны есть толстая обо­лочка, в цитоплазме видны ядро, хлоропласты и ва­куоли с клеточным соком, то это растительная клет­ка. В животной клетке должны отсутствовать обо­лочка, хлоропласты и вакуоли с клеточным соком. В грибной клетке есть ядро (в отличие от бактери­альной), толстая оболочка (в отличие от животной), пет хлоропластов (в отличие от растительной).

Билет №10

    Отличительные признаки живых организмов.

    Экосистема, се основные звенья. Цепи питания.

    Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепа­ рат эвглены зеленой. Объясните, почему ботаники относят се к растениям, а зоологи - к животным.

    1. Живые организмы - важный компонент биосферы. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов

Наличие в клетках плазматической мембраны, ци­топлазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности живот­ных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеро­трофный способ питания.

    Наличие в составе живых организмов орга­ нических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ:
    воды и минеральных солей. Сходство химическо­го состава у представителей разных царств живой природы.

    Обмен веществ - главный признак живо­го, включающий питание, дыхание, транспорт ве­ществ, их преобразование и создание из них ве­ществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в
    других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен веществами и энергией с окру­жающей средой.

    Размножение, воспроизведение потомства - признак живых организмов. Развитие дочернего ор­ганизма из одной клетки (зиготы при половом разм­ножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение
    размножения в увеличении численности особей ви­да, их расселении и освоении новых территорий, со­хранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

    Наследственность и изменчивость - свой­ства организмов. Наследственность - свойство ор­ганизмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследст­венности: из семян березы вырастают растения бе­резы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаком. Примеры изменчивости: расте­ния березы, выросшие из семян материнского расте­ния одного поколении, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Раздражимость – свойство живых организмов. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ни­ми координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реак­ций, возникающих в ответ на разнообразные раз­дражения из окружающей среды. Особенности пове­дения животных. Рефлексы и элементы рассудоч­ной деятельности животных. Поведение растений, бактерий, грибов: разный формы движения - тропизмы, настии, таксисы.

Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы.

2. 1. Экосистема (природное сообщество). Сов­местное обитание в природе организмов всех царств. Экосистема - совокупность организмов разных ви­дов, обитающих длительнее время на определенной территории, приспособленных к совместной жизни и к факторам неживой природы.

    Виды, экосистем: естественные, или природ­ные (лес, луг, болото, водоем и др.) и искусствен­ные (поле, сад и др.).

    Основные пищевые (трофические) группы организмов - компоненты экосистем. Группа организмов, которые производят на свету из неоргани­ческих веществ органические (автотрофы - зеленые растения), - организмы-производители; группа организмов, которые потребляют готовые органические вещества (гетеротрофы - в основном животные, гри­бы), - организмы-потребители; группа организмов,
    которые разрушают органические вещества и перерабатывают их в неорганические (гетеротрофы - бак­терии, грибы, некоторые животные), - организмы-разрушители. В пищевых (трофических) взаимо­связях эти группы организмов выполняют роль
    звеньев пищевой цепи.

    Пищевые связи в экосистеме. Тесная взаимо­связь всех звеньев (пищевых групп) в сообществе условие его существования. Пищевые связи между организмами в экосистеме, при которых организмы одних видов служат пищей для других. Например, растения служат пищей для растительноядных жи­вотных, а они - для хищников. Формирование в каждой экосистеме на основе пищевых связей цепей питания, например: растения - полевка - ли­сица. Здесь указаны составляющие цепь питания ор­ганизмы и стрелками обозначен переход вещества и энергии в этой цепи. Начальное звено цепи питания, как правило, растения (автотрофы, создающие орга­нические вещества а процессе фотосинтеза). Исполь­зование запасенной растениями в органических ве­ществах солнечной энергии гетеротрофами - всеми остальными звеньями цепи питания,

3 . В цитоплазме зеленой эвглены располагаются хлоропласты, значит, она может, как растения, в процес­се фотосинтеза создавать органические вещества из неорганических. В то же время эвглена в темноте мо­жет питаться, как животное, всасывая растворы орга­нических веществ.

Билет № 11

    Наследственность и изменчивость - движущие си лы эволюции.

    Естественные и искусственные экосистемы, их осо­бенности.

    Среди нескольких комнатных растении найдите од­ нодольное и двудольное, назовите признаки, по ко торым вы их узнали.

1. Наследственность - свойство организмов пе­редавать особенности строения и жизнедеятельнос­ти из поколения в поколение.

2. Материальные основы наследственности - хромосомы и гены, в которых хранится информация о признаках организма. Передача генов и хромосом из поколения в поколение благодаря размножению. Развитию дочернего организма из одной клетки - зиготы или группы клеток материнского организма в процессе размножения. Локализация в ядрах кле­ток, участвующих в размножении, генов и хромо­сом, определяющих сходство дочернего организма с материнским.

    Наследственность - фактор эволюции, ос­нова сходства родителей и потомства, особей одного вида.

    Изменчивость -- общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в процессе ин­дивидуального развития.

    Виды, изменчивости: ненаследственная (модификационная)и наследственная (комбинативная, мутационная).

    Ненаследственные изменения не связаны с изменениями генов и хромосом, не передаются по наследству, возникают под влиянием факторов внешней среды, исчезают со временем. Проявление сходных модификационных изменений у всех осо­бей вида (например, на холоде у лошадей шерсть становится гуще). Исчезновение модификационных изменений при прекращении действия фактора, вы­звавшего данное изменение (загар зимой исчезает, при ухудшении условий содержания и кормления надои молока у коров уменьшаются). Примеры модификационной изменчивости: появление загара летом, увеличение массы тела животных при хоро­шем кормлении и содержании, развитие определен­ных групп мышц при занятиях спортом.

    Наследственные изменения обусловлены из­менениями генов и хромосом, передаются по на­следству, различаются у особей в пределах одного вида, сохраняются в течение всей жизни особи.

    Комбинативная изменчивость. Проявление комбинативной изменчивости при скрещивании, ее обусловленность появлением новых комбинаций (сочетаний) генов у потомства. Источники комбина­тивной изменчивости: обмен участками между го­мологичными хромосомами, случайное сочетание половых клеток при оплодотворении и образовании зиготы. Разнообразные сочетания генов - причина перекомбинации (нового сочетания) родительских признаков у потомства.

    Мутации - внезапно возникающие стойкие изменения генов или хромосом. Результат мута­ций - появление новых признаков у дочернего организма, которые отсутствовали у его родителей, например коротконог ость у овец, отсутствие опере­ния у кур, альбинизм (отсутствие пигмента). Полез­ные, вредные и нейтральные мутации. Вред боль­шинства мутаций для организма вследствие прояв­ления новых признаков, не соответствующих среде
    его обитания.

    Наследственная изменчивость - фактор эволюции. Появление новых признаков у организмов и их многообразие - материал для действия естест­венного отбора, сохранения особей с изменениями, соответствующими среде обитания, формирования приспособленности организмов к изменяющимся ус­ловиям внешней среды.

2. 1. Экосистема - совокупность живых организ­мов разных видов, связанных между собой и с ком­понентами неживой природы обменом веществ и превращениями энергии на определенном участке биосферы.

2. Структура экосистемы:

Видовая - число обитающих в экосистеме ви­дов и соотношение их численности. Пример: произ­растание в хвойном лесу около 30 видов растений, в дубовом лесу- 40-50 видов, на лугу- 30- 50 видов, во влажном тропическом лесу - свыше 100 видов;

Пространственная - размещение организмов в вертикальном (ярусность) и горизонтальном (мозаичность) направлениях. Примеры; наличие в широ­колиственном лесу 5-6 ярусов; различия в составе растений на опушке и в чаще леса, на сухих и ув­лажненных участках.

    Компоненты сообщества: абиотические и би­отические. Абиотические компоненты неживой при­роды - свет, давление, влажность, ветер, рельеф, со­став почвы и др. Биотические компоненты: организ­мы - производители, потребители и разрушители.

    Производители - растения и некоторые бактерии, создающие органические вещества из неор­ганических с использованием энергии солнечного света.

    Разрушители - грибы и некоторые бактерии, разрушающие органические вещества до неор­ганических, питающиеся трупами, растительными остатками.

    Круговорот веществ и превращения энер­ гии, - необходимое условие существования любой экосистемы. Перенос веществ и энергии в цепях пи­тания в экосистеме.

    Устойчивость экосистем. Зависимость устойчивости экосистем от числа обитающих в них ви­дов и длины цепей питания: чем больше видов, цепей питания, тем устойчивее экосистема от кругово­рота веществ.

    Искусственная экосистема - созданная в результате деятельности человека. Примеры искус­ственных экосистем: парк,поле, сад, огород.

10. Отличия искусственной экосистемы от естественной:

- небольшое число видов (например, пшеница и некоторые виды сорных растений на пшеничном по­ле и связанные с ними животные);

    преобладание организмов одного или несколь­ких видов (пшеница в поле);

    короткие цепи питания из-за небольшого чис­ла видов;

Незамкнутый круговорот веществ вследст­вие значительного выноса органических веществ и изъятия их из круговорота в виде урожая;

Невысокая устойчивость и неспособность к са­мостоятельному существованию без поддержки человека.

3. Рассмотрите комнатные растения. Как правило, у двудольных растений листья имеют сетчатое жил­кование, а у однодольных - дуговое или параллель­ное. Нередко в цветочном горшке заметна лукови­ца однодольного растения (например, у амариллиса, крокуса, нарцисса, тюльпана). Корень однодоль­ных - мочковатый (заметен у злаков, луковиц).

Билет № 12

1. Доядерные и ядерные организмы, их характерис­ тика.

2. Биологическое разнообразие, его роль в сохране­ нии устойчивости биосферы.

3. Найдите пробирку с семенами, которые надо сеять на глубину 1-2 см, поясните свой выбор.

1. 1. Разнообразие организмов па Земле, сходство их строения и жизнедеятельности: клеточное стро­ение, сходное строение клеток, сходство химическо­го состава, обмена веществ, размножения.

2. Различия в строении клетки - основа деле­ния всех организмов на две большие группы: доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). При­меры доядерных организмов: бактерии и сине-зеленые водоросли. Примеры ядерных организмов: человек, животные, растения, грибы.

3. Особенности строения доядерных организ­ мов: 1) отсутствие оформленного ядра, ядерной обо­лочки, ядерное вещество располагается в цито­плазме; 2) ДНК сосредоточена в одной хромосо­ме, имеющей форму кольца и располагающейся в цитоплазме; 3) отсутствие ряда органоидов: ми­тохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи; 4) все организмы этой группы однокле­точные.

4 . Клетка безъядерных организмов, например бактерий, имеет плотную оболочку из углеводов, плазматическую мембрану, ядерное вещество (хро­мосому), цитоплазму, очень мелкие рибосомы.

    Особенности строения ядерных организ­мов: I ) наличие в клетке оформленного ядра, отграниченного от цитоплазмы оболочкой с пора­ми; 2) наличие всего комплекса органоидов цито­ плазмы: митохондрий, аппарата Гольджи, лизосом, рибосом, эндоплазматической сети, клеточного центра, а также плазматической мембраны и наружной оболочки у клеток растений, грибов; 3) наличие нескольких хромосом, расположенных в ядре.

2. 1. Биологическое разнообразие - разнообразие населяющих Землю видов, разнообразие природных экосистем на земном шаре.

2. Разнообразие видов в природе - причина разнообразных пищевых, территориальных связей между ними, наиболее полного использования при­родных ресурсов, замкнутого круговорота веществ в природной экосистеме. Тропический лес- устой­чивая экосистема благодаря большому разнообра­зию видов п ней, приспособленности организмов к совместному обитанию, оптимальному использованию природных ресурсов. Экосистема, состоящая из небольшого числа видов, например небольшой водо­ем, луг, - пример неустойчивых природных сооб­ществ.

    Сокращение видового разнообразия как ре­зультат деятельности человека: строительство горо­дов, железных и шоссейных дорог, вырубка больших массивов леса, строительство промышленных предприятий, распашка земель под сельскохозяйст­венные угодья. Исчезновение в настоящее время около 10% видов высших растений на Земле. Вы­ рубка тропических лесов, в которых сосредоточена значительная часть видов растений и животных, - проблема, требующая применения специальных
    мер защиты лесов. Исчезновение за последние 400 лет более 60 видов млекопитающих и более 100 видов птиц.

    Влияние загрязнения окру укающей среды на видовое разнообразие, причины его сокращения. Так, загрязнение воды в реках промышленными отходами - причина сокращения численности речного рака, пресноводной жемчужницы (моллюска), некоторых видов рыб. Обработка полей и садов ядо­химикатами - причина гибели птиц, которые пи­таются насекомыми, зараженными ядами. Экосистемный характер сокращения видового разнообразия: каждый исчезнувший вид растений уносит с собой пять видов беспозвоночных животных, су­ществование которых неразрывно связано с этим растением.

    Роль биоразнообразия в сохранении устой чивости биосферы. Зависимость существования человека от состояния биосферы, от ее биологического разнообразия. Сохранение видового разнооб­разия, мест обитания растений и животных. Охра­няемые территории: заповедники, биосферные за­поведники, национальные парки, памятники
    природы, их роль в сохранении разнообразия жиз­ни на Земле.

3. . Если сеять на глубину 1 --2см, то надо выбрать пробирку с мелкими семенами (мака, петруш­ки, моркови), тик кик они содержат небольшой запас питательных веществ. Коли такие семена посеять глубоко, то развившиеся из них растения не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных ве­ществ. Па глубину 6-7 см надо сеять более крупные семена (кукурузы, бобов, гороха), так как в них со­держится достаточное количество питательных ве­ществ для появления проростков на поверхности почвы.

Билет № 13

    Биологическая природа и социальная сущность че ловека.

    Эволюция органического мира, ее причины и ре­ зультаты.

    Используя таблицы, рисунки, опишите приспособ­ ления к жизни в почве у дождевого червя, крота. Объясните, как могли возникнуть эти приспособ­ ления.

1. 1. Биосоциальная сущность человека. Подчине­ние жизни человека как биологическим, так и соци­альным законам. Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчи­нение его процессов жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отли­чия человека от животных - прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жиз­недеятельности - наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, спо­собность трудиться, создавать орудия труда, общать­ся друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формиру­ются в процессе жизни человека в обществе, его вос­питания. Дети, выросшие с раннего возраста среди животных, не владеют хорошо развитой речью, не могут отвлеченно мыслить.

2. Роль человека в биосфере. Целенаправленное воздействие человека как на неживую природу, так и на ее обитателей. Создание новых сортов растений и пород животных, изменение ареалов дикорасту­щих растений и диких животных, охота на живот­ных, сбор лекарственных трав, использование лугов и степей в качестве пастбищ. Отрицательное влия­ние на природу развития промышленности, сель­ского хозяйства, транспорта, использования земель под дороги, строительства жилья на плодородных почвах, эрозии почвы, загрязнения почвы, воздуха, водоемов, сокращения численности видов, гибель многих из них. Сокращение биологического разно­образия, повышение численности ряда видов насе­комых, бактерий, грибов и других организмов в ре­зультате деятельности человека. Ухудшение эколо­гических условий, необходимых для жизни не только человека, но и растений, животных, грибов. Необходимость сохранения биологического гено­фонда самого человека, учета человеком в своей хо­зяйственной деятельности законов природы, разра­ботки мер регулирования численности видов, сохра­нения среды обитания организмов.

2. 1. Причины эволюции. Существование на Земле огромного разнообразия видов (около 0,5 млн видов растений и около 2 млн видов животных). Формиро­вание многообразия органического мира в процессе его исторического развития - эволюции. Воздейст­вие естественных факторов на эволюцию органиче­ского мира впервые изучено английским ученым Ч. Дарвином. Его теория эволюции, доказывающая, что все организмы обладают свойствами изменчи­вости и наследственности. Изменчивость - свойст­во, благодаря которому у организмов появляют­ся разнообразные новые признаки. Наследствен­ность - передача признаков по наследству, появле­ние их у потомства. Гибель под воздействием раз­личных факторов живой и неживой природы значи­тельной части особей, доживание до взрослого со­стояния и оставление потомства лишь небольшой частью наиболее приспособленных особей.

Естественный отбор - процесс выживания осо­бей, наиболее приспособленных к конкретным ус­ловиям среды. Возникновение постепенно, через множество поколений, из одного вида новых видов, более приспособленных к жизни в измененных ус­ловиях.

2. Результаты эволюции. Образование новых видов, увеличение их многообразия, а также фор­мирование у них черт приспособленности к среде обитания.

3. Большая плотность почвы (по сравнению с вод­ной и наземно-воздушной средами). В связи с этим обитание в ней высокоспециализированных видов, например обыкновенного крота, у которого в про­цессе эволюции сформировалось тело, имеющее форму цилиндра, заостренное спереди, покрытое короткой густой шерстью, произошла редукция уш­ных раковин и органов зрения. Развитие в связи с роющим образом жизни коротких, но сильных пе­редних конечностей, интенсивного обмена веществ. Формирование приспособлений к передвижению в почве (например, хорошо развитых мышц, щети­нок - упругих образований на брюшной сторо­не каждого членика у дождевого червя - и других особенностей их строения) - основное направле­ние эволюции обитателей почвы. Роль наследст­венности, изменчивости и естественного отбора в формировании признаков приспособленности к среде.

Билет № 14

    Питание, его значение в жизни организма. Особен­ ности питания растений.

    Естественный отбор - движущая сила эволюции.

    Используя таблицы, рисунки, гербарные экземпля­ ры, опишите приспособления к среде обитания у верблюжьей колючки (клюквы, осота). Объясните, как могли возникнуть эти приспособления .

1. 1. Способы питания. Питание - процесс погло­щения веществ из окружающей среды, их преобра­зование в организме л создание из них усваиваемых организмом веществ, специфических для каждого конкретного организма.

2. Автотрофный и гетеротрофный способы питания. Создание органических веществ из неор­ганических при автотрофном способе питания. Ис­пользование готовых органических веществ при ге­теротрофном способе питания. Автотрофный способ характерен для зеленых растений и некоторых ви­дов бактерий, а гетеротрофный - для всех других организмов.

Способы питания организмов:

1)Автотрофный 2)гетеротрофный

-растения - человек

-некоторые бактерии - животные

- грибы

-бактерии

(значительное большинство)

- некоторые растения

(бесхлорофильные наземные)

2 . 1. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естествен­ный отбор.

    Наследственная изменчивость, ее роль в эволюции: увеличение наследственной неоднородности особей популяции, повышающей эффектив­ность естественного отбора.

    Борьба за существование, ее роль в эволюции:
    обострение взаимоотношений между особями популяции, между особями различных популяций, способст­вующее выживанию одних и гибели других особей,

    Естественный отбор - процесс сохранения и размножения особей с наследственными изменениями, полезными в определенных условиях среды.

    Рабочая программа

    Уровне: общая характеристика обмена веществ и энергии пластический обмен, энергетический об -мен и их значение значение для... уровне взаимосвязь пластического и энергети-ческого обмена обмен воды и минеральных солей обмен органических веществ ...

  1. «Об образовании рф»

    Основная образовательная программа

    Представлений об информационных процессах... ; - пользоваться меню и окнами; ... творчеству. Гуманизм. Взаимосвязь свободы и ответственности. ... веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический ...

  2. Рабочая программа по предмету «биология» (1)

    Рабочая программа

    ... об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи ... взаимосвязь пластического и энергетического обменов веществ . Ферменты и гормоны в процессе обмена веществ .Взаимосвязь ... , затылочная, те­менная , лобная, скуловая, ...

  3. Учебник Параграф

    Учебник

    ... взаимосвязь пластического и энергетического обмена? 1) пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического 2) энергетический обмен поставляет кислород для пластического 3) пластический ... веществ из менее ... человека 2) об усложнении...

Основными структурными элементами, из которых состоят тела живых существ, являются клетки. Их строение, состав и функции изучает цитология. Другая биологическая наука, гистология, имеет дело со свойствами и структурой тканей, т.е. групп однотипных клеток, выполняющих в организме сходную функцию. Механизмы, посредством которых признаки, свойственные особям одного поколения, передаются следующим поколениям, исследует генетика. Классификацией животных и растений и установлением их родственных связей занимается таксономия, а изучением ископаемых остатков живых существ – палеонтология. Взаимоотношения организмов с окружающей средой составляют предмет экологии.

Новейшие физические и химические методы исследования позволяют количественно изучать молекулярные структуры и явления, лежащие в основе всех биологических процессов. Данное направление, затрагивающее сразу несколько биологических дисциплин, называют молекулярной биологией.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Вплоть до начала 20 в. биологи были убеждены в том, что все живое принципиально отличается от неживого и в этом отличии есть какая-то тайна. В настоящее время благодаря значительно возросшему объему знаний в области химии и физики живой материи стало ясно, что жизнь может быть объяснена в обычных понятиях химии и физики. Ниже кратко излагаются основные концепции современной биологии, касающиеся самого феномена жизни.

Биогенез.

Все живые организмы происходят только от других живых организмов, и из этого правила нет исключений. Не совсем ясно, можно ли считать живыми субмикроскопические фильтрующиеся вирусы, но нет сомнений в том, что появление их в большом количестве в среде возможно только за счет размножения тех вирусов, которые уже попали туда раньше. Из невирусного вещества вирусы не возникают.

Клеточная теория.

Одно из наиболее фундаментальных обобщений современной биологии – это клеточная теория, согласно которой все живые существа, включая растения и животных, состоят из клеток и продуктов выделения клеток, а новые клетки образуются путем деления существующих. Все клетки демонстрируют также сходство в основных компонентах химического состава и в основных метаболических реакциях, а активность всего организма представляет собой сумму индивидуальных активностей составляющих этот организм клеток и результатов их взаимодействия.

Генетические механизмы и эволюция.

Генетическая теория гласит, что признаки особей каждого поколения передаются следующему поколению через единицы наследственности, называемые генами. Крупные сложные молекулы ДНК состоят из четырех типов субъединиц, называемых нуклеотидами, и имеют структуру двойной спирали. Информация, содержащаяся в каждом гене, закодирована особым порядком расположения этих субъединиц. Поскольку каждый ген состоит примерно из 10 000 нуклеотидов, выстроенных в определенной последовательности, существует великое множество комбинаций нуклеотидов, а соответственно и множество различных последовательностей, являющихся единицами генетической информации.

Определение последовательности нуклеотидов, образующих определенный ген, стало теперь не только возможным, но даже довольно обычным делом. Более того, ген можно синтезировать, а затем клонировать, получив таким образом миллионы копий. Если какое-то заболевание человека вызвано мутацией гена, который в результате не функционирует надлежащим образом, в клетку может быть введен нормальный синтезированный ген, и он будет выполнять необходимую функцию. Эта процедура называется генной терапией. Грандиозный проект «Геном человека» призван выяснить нуклеотидные последовательности, образующие все гены человеческого генома.

Одно из важнейших обобщений современной биологии, формулируемое иногда как правило «один ген – один фермент – одна метаболическая реакция», было выдвинуто в 1941 американскими генетиками Дж.Бидлом и Э.Тейтемом. Согласно этой гипотезе, любая биохимическая реакция – как в развивающемся, так и в зрелом организме – контролируется определенным ферментом, а фермент этот в свою очередь контролируется одним геном. Информация, заложенная в каждом гене, передается от одного поколения другому специальным генетическим кодом, который определяется линейной последовательностью нуклеотидов. При образовании новых клеток каждый ген реплицируется, и в процессе деления каждая из дочерних клеток получает точную копию всего кода. В каждом поколении клеток происходит транскрипция генетического кода, что позволяет использовать наследственную информацию для регуляции синтеза специфических ферментов и других белков, существующих в клетках.

В 1953 американский биолог Дж.Уотсон и британский биохимик Ф.Крик сформулировали теорию, объясняющую, каким образом структура молекулы ДНК обеспечивает основные свойства генов – способность к репликации, к передаче информации и мутированию. На основании этой теории оказалось возможным сделать определенные предсказания о генетической регуляции синтеза белка и подтвердить их экспериментально.

Развитие с середины 1970-х годов генной инженерии, т.е. технологии получения рекомбинантных ДНК, значительно изменило характер исследований, проводимых в области генетики, биологии развития и эволюции. Разработка методов клонирования ДНК и проведения полимеразной цепной реакции позволяют получать в достаточном количестве необходимый генетический материал, включая рекомбинантные (гибридные) ДНК. Эти методы используются для выяснения тонкой структуры генетического аппарата и отношений между генами и их специфическими продуктами – полипептидами. Вводя в клетки рекомбинантную ДНК, удалось получить штаммы бактерий, способные синтезировать важные для медицины белки, например человеческий инсулин, гормон роста человека и многие другие соединения.

Значительный прогресс был достигнут в области изучения генетики человека. В частности, проведены исследования таких наследственных болезней, как серповидноклеточная анемия и муковисцидоз. Изучение раковых клеток привело к открытию онкогенов, превращающих нормальные клетки в злокачественные. Исследования, проводимые на вирусах, бактериях, дрожжах, плодовых мушках и мышах, позволили получить обширную информацию, касающуюся молекулярных механизмов наследственности. Теперь гены одних организмов могут быть перенесены в клетки других высокоразвитых организмов, например мышей, которые после такой процедуры называются трансгенными. Чтобы осуществить операцию по внедрению чужеродных генов в генетический аппарат млекопитающих, разработан целый ряд специальных методов.

Одно из наиболее удивительных открытий в генетике – это обнаружение двух типов входящих в состав генов полинуклеотидов: интронов и экзонов. Генетическая информация кодируется и передается только экзонами, функции же интронов до конца не выяснены.

Витамины и коферменты.

Открытие этих веществ, которые не являются солями, белками, жирами или углеводами, но вместе с тем необходимы для полноценного питания, принадлежит американскому биохимику польского происхождения К.Функу. С 1912, когда Функ обнаружил витамины, началось интенсивное исследование их роли в метаболизме и выяснение того, почему в пищевом рационе одних организмов должны обязательно присутствовать определенные витамины, а в рационе других их может и не быть. Сейчас твердо установлено, что соединения, которые мы относим к витаминам, необходимы для нормального метаболизма всех живых существ, включая бактерии, зеленые растения и животных, однако, если некоторые организмы способны синтезировать эти соединения сами, другие должны получать их с пищей в готовом виде. Для многих витаминов в настоящее время уже выяснена их специфическая роль в метаболизме. Во всех случаях они функционируют как часть большой молекулы вещества, названного коферментом. Кофермент служит своего рода партнером фермента и субстратом для осуществления некоторых реакций. Авитаминоз, возникающий при недостаточности того или иного витамина, есть следствие нарушений в метаболизме, вызванных нехваткой кофермента.

Гормоны.

Термин «гормон» был предложен в 1905 английским физиологом Э.Старлингом, который определил его как «любое вещество, в норме выделяемое клетками в какой-то одной части тела и переносимое кровью в другие части тела, где оно проявляет свое действие во благо всего организма». Можно сказать, что эндокринология (изучение гормонов) началась с 1849, когда немецкий физиолог А.Бертольд осуществил пересадку семенников от одной птицы к другой и предположил, что эти мужские половые железы выделяют в кровь какое-то вещество, определяющее развитие вторичных половых признаков. Само же это вещество – тестостерон – было выделено в чистом виде и описано только в 1935.

Животные (как позвоночные, так и беспозвоночные) и растения вырабатывают большое число разных гормонов. Все гормоны образуются в каком-то небольшом участке организма, а потом переносятся в другие его части, где, присутствуя в очень низких концентрациях, оказывают исключительно важное регуляторное и координирующее действие на активность клеток. Таким образом, основная роль гормонов – это химическая координация, дополняющая координацию, осуществляемую нервной системой.

Экология.

Согласно одной из важнейших обобщающих концепций современной биологии, все живые организмы, обитающие в определенном месте, тесно взаимодействуют друг с другом и с окружающей средой. Определенные виды растений и животных распределены в пространстве не случайным образом, а образуют взаимозависимые сообщества, состоящие из продуцентов, консументов и редуцентов и связанные с определенными неживыми компонентами среды. Подобные сообщества могут быть выявлены и охарактеризованы по доминирующим видам; чаще всего это виды растений, дающие пищу и укрытие другим организмам. Экология призвана ответить на вопросы – почему те или иные виды растений и животных образуют определенное сообщество, как они взаимодействуют между собой и как влияет на них человеческая деятельность.

Особенности живых организмов.

Живые организмы не содержат какого-либо особого химического элемента, которого не было бы в неживой природе. Наоборот, основные составляющие их элементы – углерод, водород, кислород и азот – довольно широко распространены на Земле. В очень небольших количествах в составе живых организмов присутствует, кроме того, множество других химических элементов. Все живые существа в большей или меньшей степени могут быть охарактеризованы по таким признакам, как размеры, форма тела, раздражимость, подвижность, а также особенности метаболизма, роста, размножения и адаптаций. Способность растений и животных приспосабливаться к своей среде позволяет им выживать при тех изменениях, которые происходят во внешнем мире. Адаптация может включать как очень быстрые изменения состояния организма, определяемые клеточной раздражимостью, так и очень длительные процессы, а именно появление мутаций и их естественный отбор.

Биологические ритмы.

Многие проявления жизнедеятельности организмов имеют циклический характер. Существуют, например, сезонные циклы в динамике численности некоторых видов; известны также циклические явления в жизни популяций, повторяющиеся каждый год, каждый лунный месяц, каждый день или каждый морской прилив (или отлив). Многие биологические функции отдельно взятого организма тоже имеют периодическую природу, например, чередование сна и бодрствования. По крайней мере некоторые из этих циклов, по-видимому, регулируются внутренними биологическими часами.

Происхождение жизни.

Современные теории возникновения мутаций, естественного отбора и популяционной динамики дают объяснение того, как произошли современные животные и растения от ранее существовавших форм. Вопрос о первоначальном происхождении жизни на Земле рассматривался многими биологами. Некоторые из них считали, что формы жизни были принесены из космоса, с других планет. Сторонники подобной точки зрения ссылаются на обнаруженные в 1961 и 1966 структуры в метеоритах, напоминающие окаменелости микроскопических организмов.

Теорию происхождения первых живых существ из неживой материи развивали немецкий физиолог Э.Пфлюгер, английский генетик Дж.Холдейн и русский биохимик А.И.Опарин.

Известен целый ряд реакций, посредством которых можно получить органические вещества из неорганических. Американский химик М.Калвин экспериментально показал, что излучение с высокой энергией, например космические лучи или электрические разряды, могут способствовать образованию органических соединений из простых неорганических компонентов. В 1953 американские химики Г.Юри и С.Миллер обнаружили, что некоторые аминокислоты, например глицин и аланин, и даже более сложные вещества могут быть получены из смеси паров воды, метана, аммиака и водорода, через которую всего лишь в течение недели пропускают электрические разряды.

Спонтанное зарождение живых организмов в той обстановке, которая существует на Земле в настоящее время, в высшей степени маловероятно, однако оно вполне могло произойти в прошлом. Все дело в различии условий, существовавших тогда и сейчас.

До того, как на Земле возникла жизнь, органические соединения могли накапливаться, поскольку, во-первых, не существовало плесневых грибов, бактерий и других живых существ, способных их потреблять, а во-вторых, они не подвергались спонтанному окислению, так как в атмосфере тогда отсутствовал кислород (или его было очень мало). Сейчас разработаны вполне правдоподобные теории, позволяющие объяснить, как органические вещества могли возникать в результате простых химических реакций, индуцированных электрическими разрядами, ультрафиолетовым излучением и другими физическими факторами, как эти молекулы могли затем образовать в море разбавленный бульон и как в результате их длительного взаимодействия формировались жидкие кристаллы, а затем и более сложные молекулы, по размерам приближающиеся к белкам и нуклеиновым кислотам . Процесс, аналогичный естественному отбору, мог действовать уже среди этих еще не живых, но уже очень сложных молекул. Дальнейшее объединение молекул белков и нуклеиновых кислот могло привести к появлению организмов, напоминающих ныне существующие вирусы, от которых, возможно, произошли бактерии, давшие в конце концов начало растениям и животным. Другим крупным шагом в ранней эволюции было развитие белково-липидной мембраны, которая окружала скопление молекул и позволяла одни молекулы накапливать, а другие, наоборот, выбрасывать наружу.

Все эти доводы привели ученых к заключению, что возникновение жизни на нашей планете – это событие не только вполне естественное и возможное, но и почти неизбежное. Более того, количество уже известных галактик, а соответственно и планет во Вселенной столь велико, что существование на многих из них условий, пригодных для жизни, представляется весьма вероятным. Не исключено, что жизнь на этих планетах действительно существует. Но если жизнь где-то возможна, то по прошествии достаточного времени она должна появиться и дать широкое разнообразие форм. Некоторые из этих форм могут сильно отличаться от тех, что встречаются на Земле, но другие могут быть очень похожими. Теория происхождения жизни может быть сведена к следующим тезисам: 1) органические вещества образуются из неорганических в результате воздействия физических факторов окружающей среды; 2) органические вещества взаимодействуют друг с другом, образуя все более сложные комплексы, из которых постепенно формируются ферменты и самовоспроизводящиеся системы, напоминающие гены; 3) сложные молекулы становятся более разнообразными и объединяются в примитивные, похожие на вирусы организмы; 4) вирусоподобные организмы постепенно эволюционируют и дают начало растениям и животным.

Биология - 9 классОтличительные признаки живых организмов.
1. Живые организмы - важный компонент биосферы. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности животных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеротрофный способ питания.

2. Наличие в составе живых организмов органических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы.

3. Обмен веществ - главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен веществами и энергией с окружающей средой.

4. Размножение, воспроизведение потомства - признак живых организмов. Развитие дочернего организма из одной клетки (зиготы при половом размножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

5. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственность - свойство организмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследственности: из семян березы вырастают растения березы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаков. Примеры изменчивости: растения березы, выросшие из семян материнского растения одного поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Раздражимость - свойство живых организмов. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ними координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реакций, возникающих в ответ на разнообразные раздражения из окружающей среды. Особенности поведения животных. Рефлексы и элементы рассудочной деятельности животных. Поведение растений, бактерий, грибов: разные формы движения - тро-пизмы, настии, таксисы.

Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх