Особенности романской архитектуры средневековья. Романский стиль в архитектуре: архитектурное искусство средневековья Архитектурные здания Британии: отличительные элементы

Для архитектурного стиля, зародившегося в средневековой Европе, характерны полукруглые арки, которые отличаются от готических стрельчатых. Поскольку примеры романской архитектуры можно встретить по всему европейскому континенту, этот стиль зачастую рассматривается как первый пан-европейский архитектурный стиль со времен Римской империи. Помимо полукруглых арок, направление отличается массивными формами, толстыми стенами, прочными опорами, крестовыми сводами и большими башнями. С 6 по 10 век большинство церквей и монастырей в Европе строилось именно в этом величественном стиле. Мы отобрали для вас 25 самых умопомрачительных и впечатляющих примеров романского стиля в архитектуре, которые просто необходимо увидеть!

Собор Успения Девы Марии, Гурк, Австрия. 12 век

Эта базилика считается одним из самых важных романских зданий в стране. Она имеет две башни, три апсиды, склеп и галереи.

Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век


С 1936 года считается главной достопримечательностью и наследием Валлонии. Невозможно не отметить тяжелый и серьезный характер постройки, романский неф и кластер из пяти колоколен и полукруглых арок.

Ротонда св. Лонгина, Прага. 12 век

Основанная в качестве приходской церкви в небольшой деревне возле Праги, она была почти разрушена в начале 19 века, но восстановлена позже.

Собор Святого Трофима, Арль, Франция. 15 век


Один из самых важных примеров романской архитектуры во Франции.

Сен-Савен-сюр-Гартамп, Франция. Середина 11 века


Церковь, вошедшая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1983 году, имеет квадратную башню и пять лучевых капелл с многоугольной апсидой.

Бамбергский кафедральный собор, Бамберг, Германия. 13 век

Церковь, основанная в 1012 году императором Генрихом II, известна своими четырьмя внушительными башнями. Собор был частично разрушен пожаром в 1081 году, но восстановлен к 1111 году.

Собор в Клонферте, Ирландия. 12 век


Дверной проем этого собора считается венцом романского стиля. Он украшен головами животных, листьями и человеческими головами.

Сан-Либераторе на Майелле, Абруццо, Италия. 11 век

Фасад этого аббатства является примером ломбард-романского архитектурного стиля.

Собор Модены, Модена, Италия. 12 век


Собор считается одним из самых знаковых романских зданий в Европе и является объектом Всемирного наследия.

Базилика Святого Серватия, Маастрихт, Нидерланды. 11 век

Здание считается примером различных архитектурных стилей, но преимущественно - романского.

Двери собора в Гнезно, Польша. 12 век


Бронзовые двери считаются одним из самых значительных произведений романского искусства в Польше. Они украшены барельефами, которые демонстрируют 18 сцен из жизни святого Войцеха.

Монастырь Петра и Павла, Крушвица, Польша. 1120 год


Это произведения романского искусства построено из песчаника и гранита. Оно имеет трансепт, пресвитерию и апсиду.

Андреевская церковь, Краков, Польша. 1079-1098 гг


Эта церковь была создана для оборонительных целей. Она является одним из немногих оставшихся примеров европейских крепостных церквей.

Лиссабонский собор, Португалия. 1147 год


Самая старая церковь в Лиссабоне, которая представляет собой смесь различных стилей и прославилась своими романскими железными воротами.

Собор Святого Мартина, Словакия. 13-15 век


Самый большой и интересный романский собор в Словакии. Внутри него расположены мраморные надгробия, а стены расписаны сценами коронации Карла Роберта Анжу.

Базилика Сан-Исидро, Леон, Испания. 10 век


Среди наиболее заметных особенностей здания - арки, пересекающие трансепт и резной тимпан.

Кафедральный собор Лунда, Швеция. 1145 год


Романский стиль здесь выражен в планировке, склепе и арочных галереях.

Гроссмюнстер, Цюрих, Швейцария. 1100-1120 гг


Протестантский храм в романском стиле. Имеет большой резной портал со средневековыми колоннами.

Собор Дарема, Англия. 1093 год


Здание примечательно необычными сводами крыши нефа, поперечными арками и массивными колоннами.

Замок Данноттар, Абердиншир, Шотландия. 15-16 век


Разрушенная средневековая крепость состоит из трех основных крыльев, установленных вокруг четырехугольника, и необычного сложного дубового потолка.

Собор Саламанка, Испания. 1513-1733 гг


Несмотря на то, что в 17 веке собор был перестроен и стал готическим, он сохранил большую часть романского стиля.

Аббатство Вонхоцк, Вонхоцк, Польша. 1179 год


Аббатство признано одним из самых драгоценных памятников романской архитектуры в Польше.

Кафедральный собор в Порту, Португалия. 1737 год


Это один из старейших соборов в городе. Он окружен двумя квадратными башнями, поддерживаемыми контрфорсами и увенчанными куполом.

Санта-Мария-Маджоре, Венето, Италия. 11 век


Интерьер этого собора украшает восхитительная мозаика 9 века.

Кафедральный собор Сан-Никола-ди-Труллас, Италия. 1113 год


Собор был построен в качестве сельской школы, а затем стал монастырем с крестовыми сводами и фресками.

Пусть ваши друзья увидят эти потрясающие постройки. Поделитесь с ними этим постом!

Возникновение романского стиля в архитектуре обусловлено феодальной раздробленностью в Западной Европе, которая приводила к частым междоусобным войнам между князьями-феодалами, стремящимися отнять друг у друга драгоценные клочки земли. Поэтому было важно создавать такие сооружения, которые смогли бы выдержать напор захватчиков и выполнить свою главную функцию — оборонную. Так романский стиль в архитектуре и стал основным общеевропейским стилем монументального строительства.

Основные черты романского стиля в архитектуре

Поскольку главной целью того периода стало строительство крепких замков, функциональных и способных противостоять военному нападению, то художественно-эстетической ценности архитектуры не придавалось особого значения. Романские замки строились как настоящие крепости, поэтому архитектура была тяжелая, монументальная. Особенности романского стиля в архитектуре заключаются также в крупных размерах, строгости, простоте форм и линий, прямоте углов, доминировании горизонталей над вертикалями.

Романский стиль иногда называют «стиль полукруглой арки», поскольку одной из главных отличительных черт сооружений в этом стиле являлись потолки, оформленные в виде арочных сводов, которые подпирались одинаковыми рядами столбов.

Стены зданий в раннем романском стиле были толстые, с маленькими окнами, которые почти никак не украшали. Однако чем больше развивался романский стиль, тем чаще стены в умеренных количествах могла покрывать мозаика, каменная резьба или скульптурная пластика. Характерным для романских замков было наличие круглых башен с вершинами в виде шатра. Вход в здание - особенно это касается храмов - часто оформлялся как портал.

Практически невозможно встретить другие здания общественного назначения, построенные в романском стиле, кроме соборов и монастырей. А основным типом жилого сооружения в романскую эпоху стал феодальный замок под названием донжон, который представлял собой дом-башню, находящуюся в центре крепости. Первый этаж подобной башни отводился под помещения, предназначенные для хозяйственных целей, второй - для парадных помещений, третий — для хозяйских спален. На четвертом и, как правило, последнем этаже размещались комнаты для прислуги и охраны замка.

Идеальным местом для такой крепости была какая-нибудь труднодоступная местность, например, горный склон. Крепость окружалась рядом высоких, зубчатых стен из камня и глубоким рвом с водой. Доступ внутрь самим жителям обеспечивал подъемный мост.

Романский стиль в архитектуре Европы

Само название стиля появилось в начале XIX века, когда искусствоведы задумались о том, что романский стиль напоминает по виду архитектуру Древнего Рима («Roma» в переводе с итал. «Рим»).

Лучше всего до наших времен романский стиль дошел в виде храмов и соборов. Замки и дворцы стали приходить в упадок еще с началом эпохи Возрождения. Некоторые из них приводили в порядок, отстраивали и снова превращали в замки, многие из которых дожили до наших дней как страшные замки , окутанные разными легендами, остальные же превращались в руины.

Франция

В архитектуре Франции романский стиль стал проявляться ближе к концу X века. Наиболее популярным типом зданий в этом стиле стали трехнефные базилики — храмы вытянутой, прямоугольной формы с тремя продольными проходами-нефами, которые в изображении на плане часто напоминали крест. Распространенным стал и тип паломнического собора с обходной галереей и радиальными капеллами - например, церковь Сен-Сернен в городе Тулуза на юге Франции.

Бургундская архитектурная школа за основу романского стиля принимала принцип монументальности, а школа Пуату - скульптурное декорирование. Храм аббатства Клюни III и Нотр-Дам в Пуатье и являются, соответственно, главными представителями этих школ среди французских памятников архитектуры.

Германия

Ранний романский стиль в архитектуре Германии характеризуется саксонской школой. Характерный для нее тип церкви - собор с парой симметричных хор с западной и восточной стороны. Примером может служить церковь Санкт-Михаэль в Хильдесхайме.

Поздний романский стиль характеризуется возведением императорских дворцов - например, императорский дворец в Госларе. Распространяется и аналогичный донжонам во Франции дом-башня - бергфрид.

Италия

Регионами в Италии, где больше всего прижился романский архитектурный стиль, стали Ломбардия и Тоскана - они стали основными центрами этой архитектуры. Церковь Сан-Микеле в Павии, кампанила в Парме, кафедральный собор в Модене до сих пор считаются одним из самых интересных архитектурных ансамблей итальянского Средневековья.

Романскую архитектуру этого периода в Италии можно назвать проторенессансной - от французской и немецкой романики ее отличало использование античных элементов и цветного мрамора.

В романском стиле выполнен соборный ансамбль в Пизе, в частности, всем известная достопримечательность Италии - Пизанская башня.

Англия

Даже несмотря на то, что в XI веке Англия была завоевана нормандцами, которые навязывали на острове французский язык и культуру, а соответственно, и французские архитектурные принципы, романский стиль в средневековой архитектуре Англии проявился несколько иначе, чем во Франции.

Английская соборная архитектура имела более вытянутые, протяженные формы, поэтому и башни были больше и выше. В тот период и был воздвигнут знаменитый замок - Лондонский Тауэр.

Романский и готический стили в архитектуре: в чем разница?

Вслед за романским пост господствующего стиля в европейской средневековой архитектуре заняла готика . В то время как романский стиль в разных регионах возник к концу X - началу XI века и царил до XII века, а где-то и дольше, то готический стиль появился в XII веке и сохранял свое влияние до XIV века. В Англии многие соборы в романском стиле в связи с ранним приходом готики переделывали под новый стиль, поэтому их первозданный вид искусствоведам неизвестен.

Хотя основой готическому стилю послужил именно романский стиль , в особенности, бургундская школа, они все же имеют ряд существенных различий, которые совершенно не позволяет их спутать. Наиболее ярко эти главные отличия можно проследить на примере соборной архитектуры.

  • Арки и вершины в готическом стиле заостренные, в отличие от круглых романских верхушек.
  • Главная черта романского стиля - массивность, монументальность, в то время как готике присуща утонченность.
  • Окошки в романском стиле маленькие, в виде бойниц, готический стиль предполагает внушительные размеры окон и большое количество света.

  • Горизонтальные линии в романском стиле преобладают над вертикальными, такие здания выглядят приземисто. В готическом стиле все наоборот - вертикали доминируют над горизонталями, отчего сооружения имеют очень высокие потолки, кажутся устремленными вверх, вытянутыми к небу.
  • Для бургундской школы характерен минимум элементов декора в архитектуре. Готический стиль характеризуется богато оформленными фасадами, яркими витражами, резьбой и узорами.

Узнать о романском и готическом стилях еще больше вам поможет это видео:

романика (от romanum - римский) - общеевроп. стиль средневекового искусства X-XII вв. Термин появился в XIX в., когда была установлена связь архитектуры XI-XII вв. с древнерим. архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов),Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Поэтому XI-XII вв. в истории средневековой культуры называют периодом романики, связывая это названием основным стилевым признаком искусства того времени, прообразом которого была арка античного Рима. В архитектуре романской эпохи существуют национальные школы, но все они объединены первым, единым для европейских государств, стилем. Сохранившиеся оттого времени церковные, главным образом монастырские, постройки- базиликальноготипа. Они имеют форму латинского креста. Это массивные каменные здания, сузкими и небольшими окнами в толстых продолговатых стенах с приземистыми колоннами внутри, отделяющими друг от друга главный и боковые нефы. Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой - апсидой. Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы, их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Вход оформлен порталом (от лат. «порта» - дверь), врезанными в толщу стен уменьшенными в перспективе полуциркульными арками. Архитектура романики не знала точного математического расчета. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Толстые стены, узкие окна, башни - все эти стилевые признаки архитектурныхсо&ружеиий выполняли одновременно оборонительную функцию. Крепостной характер церквей, соборов, монастырей позволял мирному населению укрыться в них во время феодальных междоусобиц. Внутренняя планировка и размеры романского храма отвечали культурным и социальным потребностям. Храм мог вместить массу людей различных сословий: мирян и духовенство, простолюдинов и знать, многочисленных паломников. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе. Все богатство декора сосредоточено в романском храме на главном фасаде и внутри, у алтаря, расположенного на возвышении для того, чтобы подчеркнуть более высокое положение клира по отношению к мирянам. Декор в основном скульптурный. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рельефы украшают порталы, капители колонн. В форме рельефа особенно наглядно отражены основные принципы романской пластики: плоскостная графичность и линеарная контурность. Романская живопись развивается во многом аналогично скульптуре, играя подчиненную роль в синтезе искусств. Монументально-декоративная живопись представлена храмовыми росписями сдержанного колорита, где основную нагрузку несут линия, контур, силуэт. В Х-XI вв. складывается техника витража, но уровень ее еще низок: это малофигурные, примитивно выполненные композицииОсобое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения. Романский стиль сложился в эпоху феодальной раздробленности, и поэтому функциональное назначение романской архитектуры - оборона. Девиз романского стиля, «Мой дом - моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Становлению романского стиля способствовала большая роль монастырей как центров паломничества и очагов культуры, распространяющих единые художественные формы. При монастырях возникают первые мастерские со специалистами разного профиля, необходимыми при строительстве храма или собора. Первые строительные артели были монашескими. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов. Основным типом светских архитектурных сооружений можно считать феодальный замок, в котором доминирующее положение занимал донжон - дом-башня прямоугольной или многогранной формы. На первом этаже донжона располагались хозяйственные помещения, на втором - парадные комнаты, на третьем - жилые комнаты владельцев замка, на четвертом - жилище охраны н слуг. Внизу обычно находились подземелье и тюрьма, на крыше-сторожевая площадка. 33. Готический стиль в архитектуре

Готика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д.

Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила так называемая интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше - вплоть до XVI века.

К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».

Происхождение термина

Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство Средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Архитектура

Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря - бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.

В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний(пламенеющая готика).

Церковь монастыря Сен-Дени́, созданная по проекту аббата Сугерия, считается первым готическим архитектурным сооружением. При её постройке были убраны многие опоры и внутренние стены, и церковь приобрела более грациозный облик по сравнению с романскими «крепостями бога». В качестве образца в большинстве случаев принимали капеллу Сент-Шапель в Париже.

Из Иль-де-Франс (Франция) готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу - в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу. А поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» - немецкий стиль.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московский Государственный Строительный Университет

Кафедра истории и культурологии



по дисциплине Культурология

тема: Романский стиль в архитектуре


Выполнил студент

Рудин А.А.

Специальность ПГС (у)

Проверил

Гацунаев Константин Николаевич


Смоленск 2010 г.


Введение


Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской. В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества. Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Церковь была главным заказчиком произведений искусства. И в проповедях церкви и в сознании народа жила идея греховности мира, исполненного зла, соблазнов, подвластного воздействию страшных и таинственных сил. На этой основе в романском искусстве Западной Европы возник этический идеал, противоположный античному искусству. Превосходство духовного над телесным выражалось в контрасте неистовой духовной экспрессии и внешнего уродства облика. Сцены страшного суда и апокалипсиса - ведущий сюжет в оформлении церквей, скульптуры и рельефов. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура. Церковная романская архитектура опиралась на достижения каролингского периода и развивалась под сильным воздействием в зависимости от местных условий от античного или византийского или арабского искусства. Основной архитектурной задачей было создание каменного, по большей части монастырского храма, отвечающего требованиям церковной службы.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры "каролингского возрождения" (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. Основой единства романовского стиля была система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность католической церкви, которая была в ту эпоху наиболее значительной идеологической силой общества и благодаря отсутствию сильной светской централизованной власти имела основополагающее экономическое и политическое влияние. Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей - монахи; лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов).


Основная часть

романский стиль архитектура крепость

Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю - крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине фортификационного назначения).

Все средние века, с момента начала распада Римской империи до середины XIII века, территория Европы представляла из себя около тысячи разрозненных феодальных образований.

Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т.е. остатков Римской Империи). В Европе не было государства, которое могло бы заявить себя как действительный военный и экономический лидер.

Кочевые северо-иранские и тюркские племена принесли свою военную культуру и способы ведения войн. На тысячу лет история Европы стала историей постоянных военных действий и смены этнических групп, населявших территорию континента. Из-за сложных военно-экономических отношений и раздробленности государств никто не мог с уверенностью говорить о собственной безопасности. Наступило время усиленных фортификационных сооружений.

Крепостью стал и дом феодала, и христианский храм. Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время, - особенно бенедиктинский орден, основанный в VI веке в Монте Кассино, и цистерцианский орден, возникший на 100 лет позднее. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. Именно благодаря монастырским библиотекам до наших времён дошло большинство древних трудов самых различных цивилизаций и конфессий. При том, что монастыри не пользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение и преумножение ими знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.

Монастыри вместе с романскими храмами, монастырскими или кафедральными, приходскими или крепостными храмами были важной составной частью общественной жизни. Они представляли собой могущественную политическую и хозяйственную организацию, которая влияла на развитие всех областей культуры. Примером может служить Клюнийский монастырь. В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Петра в Риме была построена новая монастырская церковь, представлявшая собой огромную пятинефную базилику длиной 130 м. Ее центральный неф был смело перекрыт 28-метровым по высоте сводом, который, однако, после завершения строительства обвалился.

Одной из главных задач при строительстве храмов этого периода было вместилище молящихся, а не обитель Божества, что было важно в античности. Конструкция храма восходит к раннехристианским храмам (византийская базилика): 1. Центральный неф и два по бокам. 2. Поперечный неф - трансепт. 3. На пересечении центрального нефа и трансепта ставилась башня, а не купол. 4. Западный фасад украшался фронкирующими башнями. 5. Восточная часть - апсида (украшение).

Планировочное решение монастырей основывалось на универсальных схемах, но приспособленных к местным условиям и специфическим требованиям разных монашеских орденов, что, несомненно вело к архитектурному прогрессу.

В романской архитектуре существовало два основных композиционных типа церковных сооружений. Это продольные в плане здания, иногда очень простые, прямоугольной формы с апсидой, приставленной с восточной стороны, или базилики; более редки центричные, круглые в плане здания с регулярно размещенными апсидами.

Развитие романской архитектуры характеризуется изменениями в организации внутреннего пространства и объема в целом, особенно у наиболее значительных сооружений того времени - базилик. Наряду с базиликальной организацией пространства используется и новый романский тип пространства с одинаковыми нефами или зальное пространство, особенно популярное в Германии, Испании и французских областях между реками Луарой и Гаронной.

В наиболее зрелых постройках того периода внутреннее пространство усложнено апсидами поперечных нефов, а хор имеет галерею с системой радиальных капелл, например, во Франции и южной Англии (кафедральный собор в Норвиче, 1096 - 1150).

Внутреннее пространство храмов образуется соединением отдельных, в большинстве случаев квадратных в плане пространственных блоков. Такая система является важным знаком нового понимания организации внутреннего пространства.

Степень воздействия базиликальных пространств на посетителя в значительной степени зависела от характера решения стен и способа перекрытия. Использовались или плоское перекрытие, обычно балочное, или цилиндрические своды, иногда поперечные, а также купола на парусах. Однако больше всего тогдашнему пониманию организации внутреннего пространства соответствовал крестовый свод без ребер, который обогащал интерьер и упорядочивал его, не нарушая при этом продольный характер здания.

Романский план основывается на простых геометрических отношениях. Боковой неф имеет половину ширины главного нефа и потому на каждый квадрат плана главного нефа приходится два элемента боковых нефов. Между двумя пилонами, загруженными сводом главного нефа и сводами бокового нефа, должен располагаться пилон, воспринимающий нагрузку сводов только бокового нефа. Естественно, он может быть более стройным. Чередование массивных и более тонких пилонов могло бы создавать богатый ритм, но стремление исключить различие в размерах пилонов оказывалось сильнее: при использовании шестичастного свода, когда все пилоны загружены равномерно, их делали одинаковой толщины. Увеличение числа одинаковых опор создает впечатление большей длины внутреннего пространства.

Апсида имеет богатый декор, часто украшена «слепыми» арками, иногда расположенными в несколько ярусов. Горизонтальное членение главного нефа образуется аркой и поясом узких высоких окон. Интерьер украшен живописью и обогащен накладками на стенах, «лопатками», профилированными выступами, архитектурно обработанными колоннами и пилонами.

Колонна сохраняет классическое деление на три части. Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами, изображениями животных и фигур. Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри.

Возник своеобразный синтез скульптуры и архитектуры. Скульптура являлась неотъемлемой частью оформления порталов соборов. Проповедью в камне часто называют скульптуру в романских соборах. Застывшие в камне образы священных персонажей обладали не меньшей силой воздействия, чем слово.

Пилоны, так же как и колонны, имеют трехчастное деление на базу, ствол и капитель. В ранний период они еще очень массивны, а в дальнейшем облегчаются путем изменения пропорций и расчлененной обработки поверхности. Колонны используются там, где свод имеет небольшой пролет или маленькую высоту в подземных криптах или в окнах, когда несколько узких проемов объединились в группу.

Внешний вид романской церкви отвечает ее внутреннему решению. Это архитектура простых по форме блоков, иногда значительных размеров с небольшими окнами. Окна делались узкими не только по конструктивным соображениям, но и потому, что застекляться они стали только в готический период.

В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Доминирующее положение занимает объем главного нефа с полукруглой апсидой, с одним или несколькими поперечными нефами. Различного типа башни размещают по-разному. Обычно две из них устанавливаются на фасаде, а третья, четырех- или восьмигранная, - над пересечением главного и поперечного нефов. Наибольшее внимание уделяется западному фасаду, который украшается архитектурными деталями, а нередко и порталом со скульптурным рельефом. Так же, как и окна, портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры. Часть стены над дверной перемычкой и под аркой портала называется тимпаном и часто бывает украшена богатым рельефом. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Высота романских церквей увеличивается в процессе развития стиля так, что высота главного нефа от пола до пятки свода достигает обычно двукратной ширины нефа.

Характерные черты архитектуры романского стиля

Важной задачей романского строительного искусства стало преобразование базилики с плоским деревянным перекрытием в сводчатую. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы. Толщина свода иногда была довольно значительной, поэтому стены и пилоны проектировались толстыми с большим запасом прочности. В связи с потребностью в больших перекрытых пространствах и развитием строительной технической мысли конструкцию первоначально тяжелых сводов и стен стали постепенно облегчать.

Романская арка и крестовый свод

Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью, и потому требует особенно массивных стен. Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе - во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в.) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками.

Основой для новых типов сводов стал старый римский прямой крестовый свод над квадратным в плане помещением, получаемый пересечением двух полуцилиндров. Нагрузки, возникающие от этого свода, распределяются по диагональным ребрам, а с них передаются на четыре опоры по углам перекрываемого пространства. Первоначально ребра, возникающие на пересечении полуцилиндров, играли роль арок-подкружал, что давало возможность облегчить всю конструкцию (собор св. Стефана в Кане, 1064-1077; монастырская церковь в Лорш - первая полностью перекрытая сводами базилика)

Если увеличить высоту свода настолько, чтобы диагональная кривая пересечения из эллиптической превратилась в полукруглую, можно получить так называемый повышенный крестовый свод.

Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов. Поэтому большим шагом вперед стал романский составной пилон: к основному пилону добавлялись полуколонны, на которые опирались гуртовые арки, и в результате уменьшался распор свода. Значительным конструктивным достижением стало распределение нагрузки от свода на несколько определённых точек за счет жёсткого соединения поперечных гуртовых арок, рёбер и пилонов. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон - каркасом стены.

В более позднее время сначала выкладывались торцевые (щековые) арки и ребра. Эта конструкция получила название ребристого крестового свода. В период расцвета романского стиля этот свод делался повышенным, а его диагональная арка приобретала остроконечную форму (церковь св. Троицы в Кане, 1062-1066).

Для перекрытия боковых нефов вместо крестового свода иногда применялись полуцилиндрические своды, очень часто используемые в гражданском строительстве. Романские конструкции - это прежде всего повышенный ребристый свод, остроконечная арка и погашение косых боковых распоров от сводов системой опор. Они создают основу для последующего готического стиля в архитектуре.

Строительные особенности

В романской архитектуре основным строительным материалом становится камень. Сначала он употреблялся лишь при строительстве храмов и крепостей, а позднее и для построек светского характера. Легко обрабатываемый известняк, залежи которого находились в областях вдоль Луары, давал благодаря своей относительной легкости возможность перекрывать сводами небольшие пролеты без устройства громоздких подмостей. Он использовался также для орнаментальной кладки наружных стен.

В Италии было много мрамора, который особенно часто использовался для облицовки стен. Разноцветный мрамор светлых и темных тонов, применяемый в различных эффектных комбинациях, становится характерной чертой итальянской романской архитектуры.

Камень был или отесанный в виде блоков, из которых делалась так называемая тесовая кладка, или бутовый, пригодный для кладки стен, когда требовалось усилить конструкции, снаружи облицованные плитами и блоками из тесаного камня. В отличие от античности, в средние века использовались камни меньшего размера, которые было проще добыть в каменоломне и доставить на стройку.

Там, где недоставало камня, использовался кирпич, который был несколько толще и короче употребляемого сегодня. Кирпич того времени был обычно очень твердый, сильно обожженный. Кирпичные постройки романского периода сохранились прежде всего в Италии, Франции, Германии и Англии.

Развитие городских поселений.

Первые города в южной и западной Европе возникают на месте бывших римских военных лагерей, которые были воинскими опорными пунктами и административными центрами. Они имели регулярную планировочную основу. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, но теперь они превращаются в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог. Часто значительная часть города обносится крепостной стеной.

Для европейских раннефеодальных городов, имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт - на - Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен.

Романский стиль (в особенности замковая архитектура и методы возведения фортификационных сооружений), отразился не только в последующем формировании западно-европейской архитектуры, но и оказал влияние на архитектуру Балканских стран, средневековой Руси и стран Ближнего востока (Сирия).


Заключение


В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на З. и В., иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый период - церковное зодчество прирейнских городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозные соборы [в Шпейере, Майнце, Вормсе]; здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В "оттоновский период" романовского стиля (2-я половина 10 - 1-я половина 11 вв.) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры - аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романовского стиля всё большее значение приобретает каменная и стукковая скульптура.

В Италии элементы романовского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник инкрустационный стиль.

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений [например, в Авиле]. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским "паломническим" прототипам, но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура романовского стиля в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита.

Романовский стиль развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии. За пределами Европы очагами романовского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье,


Список литературы


1.Белова О.Ю. История искусств. М., 2007.

Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 2005.

История искусств. Минск: Литература, 2007.

Малая история искусств. М.: Искусство, 2005.

Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Средневековое мировоззрение обусловило специфические черты художественной культуры и искусства этой эпохи :

    Обращенность к Богу . Искусство должно было приближать человека к Богу.

    Символизм . Произведение искусства в целом и любой его элемент являлись знаками, образами сверхъестественной реальности.

    Умозрительность . Живопись, скульптура, архитектура, литература носили в Средние века характер учительства и напоминания. Произведение искусства - текст, который должен был поучать. Назидательный характер носила средневековая литература: жития, притчи, поучения. В театральном искусстве назидателен жанр моралите - дидактическая пьеса с аллегорическими персонажами. В музыке непрерывная, текучая, лишенная индивидуальности мелодическая линия должна была освобождать от власти повседневности.

    Распространенность образа страдающего и оскорбленного человека . Во всех жанрах и видах средневекового искусства особенно часто встречаются сюжеты мученичества.

В эпоху Средневековья в Европе складываются первые художественные стили. В X-XII вв. в западноевропейском искусстве складывается романский стиль .

Для романского стиля характерна массивность, строгость и отсутствие излишеств, а также суровость внешнего облика. Романская архитектура знаменита тяжеловесными замками и храмами, скорее напоминающие неприступную крепость в духе Средневековья. В романском стиле доминируют мощные стены, массивные полукруглые двери, толстые колонны, кресто- или бочкообразные своды, полукруглые или круглые окна. Пол – мрамор, плитка с рисунком. Зеркала – шифоновая бронза. Стены – венецианская штукатурка. Роспись (религиозные мотивы).

В интерьере романского стиля также скорее мощь, нежели изящество. Все элементы интерьера производят ощущение простоты и тяжести, почти отсутствие декоративных украшений комнат.

Для романских зданий характерны мощные стены и колонны за счет тяжелых сводов. Основной мотив интерьера - полуциркульные арки. В целом заметна рациональная простота конструкций, однако ощущение тяжести романского собора носит угнетающий характер.

Основные элементы Романского стиля :

    рельефная плоскость, лаконичность и простота;

    цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;

    бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;

    прямоугольные и цилиндрические формы;

    полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;

    каменные, массивные, толстостенные конструкции;

    замковая и рыцарская тематика – факелы, доспехи, гербы, бои, оружие. История Романского стиля

Романский стиль (от лат. romanus - римский) в искусстве возник примерно в 800 году, после падения Римской империи и завершения великого переселения народов. Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы. Развивался в западноевропейском искусстве X-XII веков.

Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того, искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран.

Романский художественный стиль , господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X-XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Следует также отметить, что в раннем романском стиле прослеживается влияние римского мыслителя и философа Аврелия Августина, жившего в период с 354 по 430 год нашей эры. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. Романский стиль зародился в период средневековья, в начале X века и продлился ориентировочно до XII века. Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции.

Сам термин Романский стиль появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI-XII веков с древнеримской архитектурой, от части за счет использования полуциркульных арок и сводов. Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Развитие Христианской церкви на обломках Римской империи послужило популяризации Романского стиля. Во все уголки Европы двинулась монашествующая братия, возводя церкви и монастыри в Романском стиле. Среди монахов также были художники и ремесленники, которые своим трудом разнесли этот стиль по всей Европе.

Строения , считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость. Романский стиль отличают толстые массивные стены, узкие окна-бойницы и высокие башни. В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны. Рыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Наиболее известными постройками в романском стиле являются: Либмургский собор в Германии; Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии; Кайзерские соборы в Шпейере, Вормсе и Майнце в Германии; Романские церкви в Валь-де-Бой; Церковь св. Якоба в Регенсбурге.

Богоугодный, как представляла его церковь, общественный порядок не был направлен на развитие стиля. За примерно 400 лет существования Романский стиль не получал ни развития, ни скачка технологий в производстве.

Предметы домашнего обихода , ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего. Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс.

Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.

Особенности Романского стиля

Создатели Романского стиля – скульпторы, архитекторы, живописцы – желали одного: воплощения в своих творениях красоты. Эпоха этого стиля рождает особое чувство прикосновения к вечно длящейся истории, чувство значимости христианского мира. В интерьерах и архитектурных постройках того времени обнаруживается тепло и гармония, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Стены в романском стиле : имитация камня – стены замка. Также в романском стиле можно использовать однотонную штукатурку серого, желтовато-коричневого, бежевого цветов. В ванной комнате/туалете плитка в виде каменной стены. Ощущение мрачности можно разбавить вставками из темных пород дерева, фресками и даже витражами из цветных кусочков стекла. Также в стене можно создать декоративное окно полукруглой вытянутой формы, либо в виде фрески, добавив ощущение крепости.

Потолок в романском стиле : чаще как продолжение стены в виде сводов. Цвет потолка в романском стиле совпадает с цветом стены. Для оживления можно использовать вставки из дерева, но в качестве грубых подпорок, нежели резного украшения.

Пол в романском стиле : отличительная черта этого стиля – облицовка пола мозаикой в основном из натурального камня. Возможно использование керамичесой плитки больших размеров, опять же имитирующей камень. Паркет в романском стиле интерьера используется редко. При его использовании старайтесь выбирать массив темных пород дерева, в тон вставкам на стенах с эффектом старины.

Мебель в романском стиле : Простая и даже примитивна. Самая распространенная: грубые столы, табуреты на трех и четырех ножках, скамьи. Мебель для сидения делали дощатой, добавляли резьбу и кованные железные детали. Спинки стульев и сами стулья достаточно высокие, их величина указывала на знатность происхождения. Мебель в романском стиле часто окрашивали в яркие цвета. Материалом для изготовления мебели в романском стиле служили ель, кедр и дуб.

Основной ошибкой при создании романского стиля интерьера является использование мягкой мебели. В те года её не было, а мебель покрывали краской и зачастую обтягивали холстом, затем наносился слой гипса и вся конструкция впоследствии расписывалась красками. Единственным возможным отступлением от правил является кровать. В романский период важная роль отводится кроватям, по конструкции напоминающая рамы на резных ножках. В качестве элегантного дополнения к кровати можно подвесить балдахины, правда в то время их использовали скорее как защиту от холода.

Первое место среди предметов обихода в романском стиле принадлежит сундуку, который использовался как стол, стул и даже кровать, а в основном как место для хранения вещей домашнего обихода. Позже в храмах начинают появляться сундуки с ножками и дверцами, являющиеся своеобразными прародителями современных шкафов. Однако использование шкафов в любом виде считается неприемлемым. Для создания особого штриха в романском стиле интерьера обзаведитесь деревянным сундуком с коваными вставками.

Романский стиль отличается простотой интерьера и материалов, используемых в нем, а также небольшими декоративными деталями. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор. Это связано с тем, что пространства во время античности были без окон, а здания в период раннехристианской эпохи имели небольшие окна из цветного стекла, поэтому данные интерьеры не требовали штор. Несмотря на то, что романская архитектура носит тяжеловесный замковый характер и окон там тоже не так много. В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Полукруг являлся типичной формой окна в романском стиле, поэтому гардинная жердь или карниз этой эпохи были круглыми. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Дополнением к поперечным шторам в интерьере романского стиля присутствовали ковры и тяжелые драпировки, которые служили защитой от холода.

Предметы декора в романском стиле : в качестве украшения стен в романском стиле используются картины, гобелены, настенные светильники в виде свечей. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т.п.). Преобладающим видом скульптуры был рельеф. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Отдельным штрихом является наличие камина.

Романский стиль – стиль возрождения традиций Древнего Рима. Стилю присущи тяжелые, закрытые, массивные формы, статичность, плавные формы арок и величественно спокойный декор.

Характерный признак архитектуры монументальность оборонительных укреплений – каменный свод, толстые стены, прорезанные маленькими окнами. В декоре преобладают массивные элементы, лишь необходимый для жизни минимум – кровати, преимущественно с пологами, стулья грубые, из дерева и с высокой спинкой, сундуки, скрепленные металлическими накладками. Уют достигался при помощи отделки тканями и коврами. Обязательный элемент – очаг с навесной вытяжкой.

Примеры :

Архитектура

    Церковь Святого Якоба (Германия, Регенсбург)

    Пизанский собор (Италия, Пиза)

    Церковь Нотр-Дам-ля-Град (Франция, Пуатье)

    Лимбургский собор (Лимбург-на-Лане, Германия)

Живопись

    «Бог обращается к Ною» Мастер Сен-Савен сюр Гартан.(12 век, фреска. Церковь ордена бенедиктинцев, Сен-Савен сюр Гартан, Франция)

    «Апостол Петр принимает ключ». Мастер перикоп Генриха II. (миниатюра

11 век, Баварская государственная библиотека, Мюнхен, Германия)

Готический стиль (XII - XIV вв .)

Готический стиль - исторический, художественный стиль, господствующий в западноевропейском искусстве в ХII-ХIV вв. "Готическое" означало "варварское", в противовес "римскому", готическим называли искусство, которое не следовало античным традициям. Стиль возник на основе достижений романского искусства, прежде всего архитектуры и христианского мировоззрения.

Термин "готика" появился в эпоху Итальянского Возрождения, как насмешливое название уходящей эпохи средневековья. "Готика" была реабилитирована лишь в начале XIX века романтиками.

В истории искусства выделяют раннюю, зрелую (высокую) и позднюю ("пламенеющую") готику.

В отличие от романского периода центрами европейской религиозной, культурной, политической и экономической жизни стали не монастыри, а города. Готическое искусство целиком связано с городом. Городская жизнь порождает новые типы зданий гражданского назначения: биржи, суды, рынки и т.д. Складывается облик городского муниципалитета - ратуши.

Главным типом архитектурных сооружений готики был собор.

Собор был больше, чем место церковной службы, это был центр и средоточие всей общественной жизни. В соборе читались университетские лекции, происходили театральные представления (мистерии), заседал парламент, заключались торговые договоры. Соборы были так велики, что все население не могло бы его заполнить. Готический собор необозрим, часто асимметричен, неоднороден в своих частях: каждый из фасадов индивидуален. Стена не ощущается, ее как бы нет.

Все достижения строительной техники готики подчинены идее создания единого художественного образа собора с его устремленностью вверх, к небу, подчеркнутой высокими легкими башнями, каменным кружевом архитектурных и скульптурных деталей. Основная композиционная доминанта * готического собора - вертикаль.

Потребности городской жизни побудили преобразовать замкнутый толстый, крепостного типа романский собор - в пространственный, открытый во вне. А для этого надо было изменить саму конструкцию. А вслед за конструкцией изменилась эстетика, т.е. архитектурный стиль. Поворот к готике начался с архитектуры, распространился затем на скульптуру и живопись. Архитектура оставалась неизменной основой средневекового синтеза искусств.

Если сравнивать сооружения романского и готического стиля, кажется, что они противоположны: одно - воплощение массивности, другое - легкости.

В романском соборе в центральном нефе * - массивный крестовый свод, * опирающийся на стену с 4-мя столбами по углам. Храм при такой системе не мог быть просторным внутри - он был узким и темным.

Мысль зодчих заключалась в том, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями - системой несущих арок.

Готический храм, сохранив ту же базиликальную * форму, что и в романский период, имеет новую конструкцию свода, основа которого каркасная * система с нервюрами. * Нервюрный свод дает возможность перекрывать не только квадратные, но и прямоугольные пролеты. Для перекрытия пространств и облегчения толщи стен стрельчатая арка, * заменившая романскую полуциркульную, дополняется контрфорсом, * на который и переносится тяжесть свода. Внутренние столбы дематериализуются пучками тонких колонн, которые стремительно взлетают вверх и расцветают на своде сложным узором нервюр * (ребро, складка), уничтожая ощущение массы. Нервюры сходятся в пучки на опорных столбах, на которые теперь концентрируется вся нагрузка перекрытий. Опорные столбы укрепляются контрфорсами * (опорами стен) и аркбутанами * (наружная подпорная арка, передающая распор сводов на нижние опоры, помещенные снаружи). Нервюры опираются на пучки узких длинных колонн, похожих на трубы органа, которые возносятся на головокружительную высоту и, плавно расходясь, соединяются, почти сливаются с арками. Но остроконечная арка была неустойчивой, требовалось ее укрепить, уравновесить. Эту главную работу и выполняют вынесенные наружу мощные контрфорсы посредством аркбутанов, переброшенных на контрфорсы от пяты свода. Аркбутаны создают среднее, диагональное давление. Архитектор Виолле де Дюк, (1814-1879, Франция) тщательно изучивший готическую архитектуру считал, что средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил. Н.Дмитриева, размышляя о конструкции готического собора делает вывод о том, что "вся воздушность, вся сказочность готического строения имеет рациональную основу: она вытекает из каркасной системы постройки, при которой здание представляет собой каркас, скелет из стрельчатого свода, аркбутанов и контрфорсов. Стена же как таковая ничего не несет, она не нужна для конструкции. Так зачем же ей быть сплошной и глухой? Появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна."

Изменения в архитектуре повлекли изменения в монументальной живописи. Место фресок * занял витраж * , живопись из кусков стекла в свинцовой обводке, известная еще в раннем средневековье, но получившая полное развитие в период готики.

Окна - для монументальной живописи из цветных стекол, с изумительным эффектным сиянием густых колеров: красных, синих, лиловых, желтых, во много раз усиленных лучами солнца. Средневековый философ Фома Аквинский назвал "яркость и ясность" в числе главных признаков красоты: "...поэтому добавлял он - мы называем красивыми те предметы, которые окрашены ярким цветом".

На галереях соборов - статуи.

Скульптура стала покрывать весь храм, являя собой род проповеди: это сцены из священного писания, жития святых, литературные назидательные сюжеты и сцены народной жизни.

Расцвет готики - это и расцвет статуарной (скульптурно-монументальной композиции). Э.Кон-Винер пишет о том, что готическая эпоха отличалась невиданной ранее "свободой тела", "освобождением движения во всех направлениях". "Стиль самой жизни стал более взволнованным, кровь стала быстрее обращаться в жилах народа, чем в романскую эпоху. Об этом говорят нам крестовые походы, песни трубадуров и философия того времени... Готика заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать - словом, вносит эффект, взволнованность".

Динамика, экспрессия, взволнованность отразились в формах и сюжетах того времени.

"Образ страдающего, оскорбленного человека - затаенный внутренний нерв готического искусства. Готика любит сюжеты, связанные с мученичеством и мучительством: истязание Христа, распятие, оплакивание, страдания, избиение младенцев. Художники не щадят душевного покоя зрителей и пренебрегают "благообразием". До готики искусство знало Христа - доброго пастыря, Христа во славе, Христа - грозного судью" .

Готика трактует миф о Христе, как о сыне плотника, который претерпел великие страдания от власть имущих. Особый иконографический тип "Христа скорбящего", Христос задумавшийся", "Христос - милосердный". Он не на кресте и не во славе. Н.Дмитриева пишет о том, "что готике чужда влюбленность в красоту нормальных, соразмерных форм, гармонических пропорций. Готика предпочитает выражение вдохновенного экстаза в некрасивом, истощенном теле. Бог - отец, бог - создатель всего сущего. Он творит мир и предвидит несчастья. Но никогда, ни в каком религиозном искусстве не изображали бога - творца - подавленным актом творения".

Готические художники знали не только пафос страданий - они умели передавать чувства сострадания, душевной близости, помогающие переносить невзгоды. Они находили язык для этих безмолвных чувств - в наклоне головы, во взглядах. Эту тишину глубокого чувства может выразить не всякое искусство - оно не поддается художественному языку барокко, хотя барокко посвящало себя изображению духовных экстазов.

"Но церковное, католическое барокко * , с его нарочитой взвинченностью, с умело рассчитанной помпезной экспрессией, утратило ценность непосредственности и народной простоты, а в готике она была, и в этом величие готики".

В большинстве готических соборов скульптурное убранство преобладало над живописью, если не считать витражи. * Стены были ажурными, поэтому не подходили для фресок. Готическая живопись развивалась, главным образом, в миниатюрах рукописей и в росписях створок алтарей, в огромном количестве рукописных книг, в так называемых бревиариях - книгах с отрывками из Библии, псалмами и гимнами.

В Германии в ХIV в. иллюстрировали книгу любовных песен "Рукопись Манессе" - летопись рыцарского "куртуазного" быта, с турнирами, охотами, подвигами в честь "прекрасной дамы".

Эпоха готики была также периодом интенсивного развития светской культуры. Именно в это время культивируются идеалы духовной любви, возникает лирическая поэзия и музыка, куртуазное искусство, отражающее понятие рыцарской доблести, чести, уважения к женщине.

Но архитектура была главным формообразующим фактором готического стиля.

Готические соборы ни снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Они рассчитаны на многолюдье; у подножия собора всегда кипела жизнь.

"Готический собор - в большей степени организация пространства, как внутреннего, так и наружного, чем формы. Готическая архитектура не оформляет замкнутое пространство, а превращает все вокруг себя - и земную твердь, и небо - в образно-значительное целое. Об этом хорошо написал О.Мандельштам:

"Кружевом камень будь

И паутиной стань:

Неба пустую грудь

Тонкой иглою рань".

"Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл; он бурно, темпераментно драматичен!". Еще одна цитата о форме и готическом стиле: "В динамичных формах готики, в остроконечных башнях и ажурных шпилях-фиалах с крестоцветом, витающих над городом, воплощен и молитвенный экстаз, и религиозный мистицизм, а также гордость и мощь человека, побеждающего виртуозной техникой земное притяжение и косную материю".

С конца ХII в. Франция становится центром европейской образованности. Парижский университет занимал одно из ведущих мест в научной жизни Европы. В области архитектуры и изобразительных искусств Франции также принадлежит главенствующая роль.

Франция, особенно ее центр Иль де Франс, по праву считается колыбелью готики. Еще в ХII в. (1137-1151) при перестройке церкви Сен Дени здесь был впервые применен нервюрный * свод. Самым большим храмом периода ранней готики был Собор Нотр-Дам де Пари (Собор Парижской богоматери) - пятинефный храм, который вмещал до 9000 человек.

Его строительство было начато в 1163 г. и завершено в 1208 году. В середине ХIII в. к собору были пристроены боковые капеллы и увеличен поперечный неф - трансепт * (арх. Жан де Шелль и Пьер де Монтро), в конце ХIII - начале ХIV в. были пристроены капеллы хора (арх. Пьер де Шелль). Западный фасад в своей конструкции послужил примером для многих последующих соборов: над тремя перспективными порталами последовательно возвышаются так называемая галерея королей, три больших окна с "розой" посредине, две башни. Все части украшены стрельчатыми арками. В конструкции собора Нотр-Дам де Пари отчетливо прослеживаются основные принципы готики: нервюрный стрельчатый свод центрального нефа, высота которого 35 м, стрельчатые окна, аркбутаны. * Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стен, приземистые столбы центрального нефа, преобладание горизонтальных членений, грузные башни, сдержанный скульптурный декор.

Шартрский собор (1194 - 1260 гг.).

Шартрский собор являет собой пример перехода к зрелой готике и соединения разновременных фасадов. "Королевский портал" западного фасада принадлежит первой половине ХII в., в начале ХIII в. завершена южная башня, в ХIV в. - северная. Интерьер собора - чисто готический.

Собор в Реймсе (1212 - 1311 гг.) - блестящий пример зрелой французской готики. Известны его создатели в разное время: Жан д"Орбе, Жан де Луп, Гоше де Реймс, Бернар де Суассон, Робер де Куси. В облике Реймского собора видна тяга к вертикали, что "усиливает буквально целый "лес" пинаклей * и вимпергов * (даже "роза * " на фасаде имеет стрельчатое завершение).

Весь западный фасад декорирован скульптурой, камень приобрел ажурность, напоминает поистине каменное кружево. Однако, в отличие от поздней готики это "кружево" не скрывает конструкцию здания.

Амьенский собор (1218 - 1258 гг.) - самый большой и высокий готический собор во Франции. Его длина 145 м, высота свода центрального нефа 42,5 м. Его строили архитекторы Робер де Люшарш, Тома де Кормон и Рено де Кормон. Амьенский собор часто называют "готическим Парфеноном".

К середине ХIII в. размах строительства во Франции ослабевает.

С ХIV в. начинается период поздней готики, который еще называют "пламенеющей" готикой. Он продлится ХIV и ХV столетия. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров (собор в Руане, ХIV-ХV вв.).

Готическое искусство Германии не так едино, как французское. Влияние французской архитектуры заметно и это помещало немецким архитекторам сохранить свое национальное лицо. Немецкая готика сложилась позднее французской. Конец ХIII - начало ХIV - рубеж ранней и высокой готики; конец ХV - начало ХV в. - высокой и поздней.

Немецкие соборы проще в плане, аркбутаны очень редки, своды выше, здание сильнее вытянуто по вертикали, шпили башен очень высоки. Особенность немецкой готики - однобашенные храмы.

Памятниками готической архитектуры Германии являются соборы в Марбурге, Наумбурге, Фрейбурге, Ульме и других городах.

Выдающееся произведение германской архитектуры - собор в Кёльне (начат в 1248 г., строился до ХVI в., башни возведены в ХIХ в., в 1842-1880 гг.). Собор сходен в плане с Амьенским, но своды его выше (высота центрального нефа 46 м, башен - 160 м, соотношение среднего нефа к боковым 5:2), "розу" заменило стрельчатое окно. Скульптурный декор применяется больше в интерьере. Он выполнен из камня, дерева, бронзы, стука.

Самым знаменитым циклом скульптур периода готики считается декор собора в Наумбурге. Рельефы "Страстей Христовых" полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. В помещении хора установлены двенадцать статуй основателей храма, его донаторов. Это целая скульптурная галерея человеческих характеров, каждая со своей неповторимой индивидуальностью, и одновременно типы человеческих характеров той эпохи.

Готика Англии возникла в конце ХII в., просуществовала до ХV в. Ранний образец английской готики - собор в Солсбери (1220-1270 гг.), воспетый позже в пейзажах Констебла. Это трехнефный собор длиной в 140 м, с большим хором, двумя трансептами * и прямоугольной апсидой. * Башня средокрестья самая высокая в Англии, - 135 м.

Кентерберийский собор (ХII-ХV вв.) - главный храм английского королевства, резиденция архиепископа Кентерберийского, национальная святыня - демонстрирует развитие английской готики от ранней к поздней. Собор Вестминстерского аббатства в Лондоне, место коронации и погребения английских королей, усыпальница великих людей Англии, близок к французской готике.

Готическая скульптура Англии чисто декоративна, подчинена архитектуре.

Монументальная готическая живопись развита слабо, наиболее интересна книжная миниатюра, здесь много элементов подлинной реальной жизни (светские хроники, богослужебные книги).

Особое место в европейской художественной культуре ХIII-ХIV вв. занимает Италия. Там уже были созданы условия для возникновения культуры Ренессанса - Проторенессанс. В Италии получили воплощение отдельные элементы готики: стрельчатые арки, "розы". Основа была романской. Пример поздней итальянской готики - Миланский собор, самый большой в Европе (1378 - ХV в., закончен в ХIХ в.). Он вмещал в себя до 40000 человек. Его строили итальянские, немецкие, французские зодчие. Весь собор покрыт скульптурной резьбой.

В Италии много гражданских построек периода готики. Украшением Венеции являются ее мраморные дворцы с аркадами. * Наиболее известный из них - Дворец дожей (правителей Венеции), 1310-е - ХVI в. - яркий символ многовековой венецианской истории.

Искусство средневековья выдвинуло новые эстетические идеалы, новый круг идей и образов, новые художественные приемы и новое содержание. Питаясь идеями христианства, это искусство глубоко проникло во внутренний мир человека. Огромен интерес искусства средневековья к нравственному облику человека, к тому, что определяется словом "духовность".

Средневековое искусство создало грандиозные художественные ансамбли; оно решило гигантские архитектурные задачи, создало новые формы монументальной пластики и живописи, оно явило синтез этих монументальных искусств. В этом огромный вклад искусства средневековья в мировую культуру. Был создан стиль. Готика подготовила новую эпоху - Возрождение.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх