Односоставные личные предложения и их типы. Виды односоставных предложений: особенности и характеристики. Односоставные предложения с подлежащим

По каким признакам нужно различать типы односоставных предложений? Почему односоставные предложения так называются?

Состав предложения может быть разным: или два грамматических центра (это состав подлежащего и состав сказуемого), или один центр (только один состав с одним главным членом).

Вот почему появились такие понятия, как двусоставные (без буквы «ха» внутри слова) и односоставные (соединительная гласная «о») предложения.

Знакомые пригласили нас в театр. Снежное поле с застывшими волнами наста вдруг порозовело от холодного солнца.

Эти два двусоставных предложения ученики путают с односоставными предложениями не случайно. Подлежащее в первом предложении не похоже на существительное, а во втором предложении оно стоит очень далеко от сказуемого, выраженного личным глаголом в форме прошедшего времени среднего рода единственного числа.

Вокруг главных членов предложения группируются второстепенные члены: согласованные или несогласованные определения находятся рядом с подлежащим, обстоятельства и дополнения рядом со сказуемым.

Итак, односоставные предложения имеют особую структуру: существует только один организующий центр, второй отсутствует, и это не создаёт какой-либо неполноты. Они могут быть распространёнными и нераспространёнными предложениями.

Густой туман . Изморось . Первое осеннее утро . Памятники воинской славы.

Эти четыре предложения назывные (их ещё называют номинативными или подлежащными). Главный член – подлежащее – выражено существительным в Именительном падеже (единственного или множественного числа). Первое предложение распространяется согласованным определением ГУСТОЙ. Второе нераспространённое. Третье распространено неоднородными согласованными определениями ПЕРВОЕ ОСЕННЕЕ. Четвёртое имеет второстепенные члены ВОИНСКОЙ СЛАВЫ.

Какое значение у назывных предложений? Они называют предметы и явления, утверждая их существование в настоящем времени.

Тишина . Серое небо . Караваны гусей. Вот и осень .

Всего четыре коротких предложения, а получилось описание осенней природы!

Очень похожи на двусоставные предложения с личными местоимениями Я, МЫ, ТЫ, ВЫ определённо-личные предложения с главным членом – сказуемым. Сравни: Я люблю грозу в начале мая. Люблю грозу в начале мая. Во втором примере внимание сосредоточено на действии, и высказывание становится динамичным. Определённо-личные предложения не требуют местоимения, так как в форме глагола уже даётся указание на определённое ЛИЦО. Используя метод подстановки, можно помнить о четырёх уже названных местоимениях.

Пример

Форма сказуемого

Подстановка

Спокойно ловлю краснопёрку за краснопёркой и вдруг чувствую толчок.

Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении, в 1 лице настоящего времени единственного числа

Хотим пойти с радистом и проводником в горы.

Составное глагольное сказуемое выражено глаголом в изъявительном наклонении, в 1 лице будущего времени множественного числа

Сходи домой и возьми удочку.

Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, во 2 лице единственного числа

Ребята, срочно возвращайте в библиотеку книги!

Простое глагольное сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, во 2 лице множественного числа

Ни в коем случае не путайте определённо-личные предложения с неполными двусоставными предложениями: Утром встал рано и стал разжигать костёр. Запомните: формы прошедшего времени не имеют ЛИЦА!

Неопределённо-личные предложения противоположны определённо-личным предложениям по своему значению: действие совершают необозначенные ЛИЦА. Здесь важны факты и события, а не сами лица. Можно подставить местоимение ОНИ.

В палате ещё долго вспоминали его рассказы. Мне поручили подготовить доклад о жизни и творчестве К. Паустовского. Ждут только приезда главврача. Его схватят и унесут куда-нибудь.

В первом предложении простое глагольное сказуемое представлено глаголом в форме 3 лица множественного числа прошедшего времени. Во втором составное глагольное сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа прошедшего времени. В третьем простое глагольное сказуемое стоит в форме 3 лица множественного числа настоящего времени. А в четвёртом однородные простые глагольные сказуемые находятся в форме 3 лица множественного числа будущего времени.

Пословицы и поговорки выражают общие суждения, которые можно отнести к любому ЛИЦУ. В этих предложениях употребляются те же самые формы, что и в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях.

Бездонную бочку водой не наполнишь . Умную голову почитают смолоду. После дела за советом не ходят . Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу!

Обратите внимание на последний пример: в нём приводится широкое обобщение, которое обращено к опыту любого человека. Здесь нет афористичности, свойственной народным выражениям.

Самый многочисленный и распространённый тип односоставных предложений – это безличные предложения. Сказуемое обозначает неосознанное состояние или процесс, который происходит без участия ЛИЦА вообще. Нельзя подставить никакого подлежащего!

Сказуемое имеет формы безличного глагола, личного глагола в безличном значении, категории состояния, краткого причастия среднего рода, отрицательного слова или инфинитива.

Тянуло вечерней прохладой. Недели через три случилось мне проходить мимо этой заводи. Над вашим предложением стоит подумать . Стало трудно дышать в гуще ливня. Не выпито всласть родниковой воды, не куплено впрок обручальных колец. У меня нет линейки и циркуля. Стоять на месте!

Первое предложение содержит описание состояния окружающей среды, второе, третье и четвёртое имеют указание на немотивированное действие и состояние человека. Результатом чего-то совершившегося является форма сказуемого в пятом предложении. Слово НЕТ передаёт отрицание. Наконец, глагол-инфинитив выражает неизбежность совершения какого-то действия.

Используйте примеры односоставных предложений для тренинга.

{aridoc engine="google" width="600" height="300"}images/download/primery.doc{/aridoc}

Среди простых предложений по наличию главных членов различают двусоставные и односоставные . В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из обоих главных членов - подлежащего и сказуемого, в односоставных - только из одного.

Важно, что главный член односоставных предложений не является ни подлежащим, ни сказуемым, потому что совмещает функции двух главных членов предложения.

Выделяют следующие виды односоставных предложений:

  • определенно-личные
  • неопределенно-личные
  • безличные
  • инфинитивные
  • номинативные

Определенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член и указывает на определенное действующее лицо и выражен личной формой глагола (1 или 2 лицо). Н-р: Люблю грозу в начале мая - здесь форма гл.-сказ. указывает на определенное лицо - на самого говорящего. Главные член опред.-личн. предл. чаще всего выражен гл. . и 2л. ед. или мн.ч . наст. или буд. времени, а также гл. пов. накл., н-р: Иду по дороге. Сидим , думаем , пишем . Не остуди свое сердце, сынок! Такие односоставные предложения синонимичны двусоставным предложениям: Иду по дороге - Я иду по дороге. Употребляются в официальной речи, в деловом стиле и в худ. литературе.

Неопределенно-личные предложения - это такие односоставные предложения, в которых действие, выраженное формами сказуемого, относится к неопределенному лицу. Например: В дверь стучат (кто-то неопределенный). Главный член чаще всего выражен формой 3 л. мн. ч. наст. или буд. врем., гл. мн. ч. прош. врем., гл. в сослаг. наклонении. Напр.: Вас ждут в аудитории. Тебе передали книгу (передадут). Если бы меня спросили , я бы ответил согласием.

Безличными называются такие односоставные предложения, в которых главный член обозначает действие или состояние, существующее независимо от идеи лица, пример: Уже светало . Было морозно и ясно . В безличных предложениях называются явления природы (Морозит ), физические и психические состояния человека (Мне скучно ), состояние среды, оценка обстановки (Холодно. Хорошо думается на степных дорогах ), модальные отношения (Захотелось есть ) и др. Сказуемое в безличн. предл выражается безличным глаголом (Светает ), личным глаголом в безличном значении (На чердаке застучало ), словами категории состояния (До чего же хорошо кругом! ), кратким страдательным причастием прош. врем. (Решено пойти на экскурсию ), отрицательным словом (Покоя нет ). Чаще всего употребляются в худ. лит. (точность, сжатость).

Инфинитивные - это такие предложения, в которых главный член выражен независимым инфинитивом и обозначает необходимое, неизбежное или желательное действие, н-р: Тебе начинать! От безличных они отличаются тем, что в безл. инфинитив зависимый, а в инфинитивных - независимый: Вам рассказать об этом? - инф. и Вам следует (нужно) рассказать об этом? - безличн.

Номинативные (назывные) – это такие предложения, в которых главный член выражен именительным падежом имени и обозначает бытие предметов, явлений, состояний, н-р: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека (Блок). Главный член совмещает значение субъекта и его бытия. Различают следующие типы предложений: номинативные бытийные: Ночь. Улица ; номинативные указательные: Вон звездочка ; номинативные эмоционально-оценочные: Ну что за шейка! Что за глазки! (Крылов).

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Односоставные предложения – это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена предложения.

Двусоставные предложения – это тип простого предложения, грамматическая основа которого состоит из сочетания подлежащего и сказуемого.

Односоставные предложения со сказуемым.

Прежде всего, при отсутствии подлежащего мы определяем, чем выражено сказуемое – личной или безличной формой. Напомним, что в русском языке глаголы изменяются по лицам, семантика которых такова:

1-е лицо – говорящий или говорящий и другие (я, мы),

2-е лицо – собеседник или собеседник и другие (ты, вы),

3-е лицо - лица, не принимающие участия в разговоре, чаще всего те, о ком идет речь. Они могут быть неизвестны (он, она, они).

В любом личном предложении мы можем подставить местоимение, в безличном же такая подстановка невозможна либо по смыслу, либо в именительном падеже.

Односоставные предложения с подлежащим.

Подлежащие – назывные (утверждается наличие предметов или явления).

Ловушка!

Не забывайте, что подлежащее должно стоять в именительном падеже!

Мне не сидится на месте (мне, хотя и подразумевает производителя действия, не является подлежащим, так как употреблено в форме дательного падежа).

Алгоритм разбора.

Разбей это задание на составляющие:

1) выдели основы;

2) надо найти сложное предложение;

3) из выбранных сложных необходимо выбрать то, где нет подлежащего или сказуемого;

4) начинай рассуждать, о типе односоставного.

Разбор задания.

Среди предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное – безличное. Напишите номер этого предложения.

(1) О детективе много спорят. (2) Еще больше его читают. (3) Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. (4) Если считают, что нет, тогда говорят: детектив – это не литература. (5) Что же такое детектив? (6) Уже название жанра (в переводе с англ. detective – «сыщик») говорит о многом.

В каждом предложении выделим основы:

(1) О детективе много спорят . (2) Еще больше его читают . (3) Одна из тем спора – стоит ли его читать вообще. (4) Если считают , что нет , тогда говорят : детектив – это не литература . (5) Что же такое детектив ? (6) Уже название жанра (в переводе с англ. detective – «сыщик») говорит о многом.

Из предложений 1-6 можно сразу убрать первое, второе и пятое предложения, так как в них нет знаков препинания, а значит, они не являются ни сложными, ни осложненными, а также третье и шестое предложения, так как там всего лишь одна основа. Остается предложения № 4. Находим здесь безличное: основа нет. Не стоит забывать, что нет – это бывшая форма не есть, где со временем отрицательная частица не и инфинитив есть слились в одно слово!

Потренируйся.

1. Среди данных предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.

(6) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений. (7) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству.

2. Среди предложений 1 – 15 найдите сложное, в котором есть два односоставных безличных предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

(1) На мою долю недавно выпало счастье познакомится со старым мудрым врачом. (2) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (3) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (4) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (5) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (6) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (7) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (8) Слепым страхом. (9) Одиночеством. (10) Запоздалым раскаянием.

(11) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (12) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (13) Содействием. (14) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (15) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа.

Добрый день! Предлагаю вспомнить типы односоставных предложений в русском языке.

Односоставное предложение имеет только один из главных членов.

Определенно-личные, неопределенно-личные предложения, обобщенно-личные предложения

В определённо-личных предложениях главный член выражен глаголом в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного наклонения (в настоящем и в будущем времени), и в повелительном наклонении; производитель действия определен и может быть назван личными местоимениями 1 и 2 лица я, ты, мы, вы :

Иди сюда.

Иду .

Пойдемте в кино.

В неопределённо-личных предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа (настоящего и будущего времени в изъявительном наклонении и в повелительном наклонении), формой множественного числа прошедшего времени изъявительного наклонения и аналогичной формой условного наклонения глагола. Производитель действия в этих предложениях неизвестен или неважен:

В дверь . стучат / . постучали .

Пусть стучат .

Если бы стучали громче, я бы услышал.

В обобщенно-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всем и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определенно- или неопределенно-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения:

Любишь кататься - люби и саночки возить.

Цыплят по осени считают .

Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах.

К обобщенно-личным относятся и предложения типа Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщенного смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.

Безличные предложения

Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) - это так называемая безличная форма.

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с ПГС и выражается:

1) безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого - быть главным членом безличных односоставных предложений:

Холодает / холодало / будет холодать .

2) личным глаголом в безличной форме:

Темнеет .

3) глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях:

Ветра не было / нет .

СГС , может иметь следующее выражение:

1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив:

За окном стало темнеть .

2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив:

Жаль / было жаль расставаться с друзьями.

Пора собираться в дорогу .

Главный член, сходный по структуре с СИС , выражается:

1) глагол-связка в безличной форме + наречие:

Было жаль старика.

На улице . становилось свежо .

2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие:

В комнате было накурено .

Особую группу среди безличных предложений образуют инфинитивные предложения:

Ему завтра дежурить .

Всем встать !

Безличные предложения обозначают:

1) бессубъектные состояния:

На улице темнеет.

2) действия, происходящие помимо воли субъекта:

Меня знобит.

3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель:

Волной смыло лодку.

Назывные предложения

Назывное предложение - это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного:

Бессонница . Гомер . Тугие паруса (О. Э. Мандельштам).

В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон , вот , а для введения эмоциональной оценки - восклицательные частицы ну и , какой , вот так :

Какая погода ! Ну и дождь ! Вот так гроза !

Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения:

Поздняя осень .

Если распространителем является обстоятельство места, времени, то такие предложения можно трактовать как двусоставные неполные:

Скоро осень . Ср.: Скоро наступит осень .

На улице дождь . Ср.: На улице идет дождь .

Использована информация из пособия Е. И. Литневской «Русский язык: краткий теоретический курс для школьников».

Неопределённо-личным предложением

Является один из видов односоставного предложения, в котором единственный главный член – сказуемое.

Напомним, что таких видов четыре:

  • неопределённо-личные;
  • обобщённо-личные.

Обобщенно-личные

Выделение обобщённо-личных условно, чаще говорят об определённо-личных или неопределённо-личных со значением обобщения, но мы будем рассматривать их как отдельный тип односоставных предложений.

Обобщённо-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого.

Само название объясняет их основную особенность: они имеют обобщённое значение. Другими словами, действие, выраженное сказуемым в этом предложении, относится к каждому или любому человеку, является общим.

Как видим, действие, обозначаемое глаголом в данном предложении, может относиться к любому лицу и не зависит от времени его совершения, то есть мыслится обобщённо.

Отличием обобщённо-личных предложений от всех остальных односоставных предложений является именно это значение обобщённости, по форме же они могут быть сходными с определённо-личными или неопределённо-личными предложениями.

Сказуемое в обобщённо-личных предложениях может быть выражено:

  1. Глаголом 2 лица единственного числа настоящего или будущего времени.

    Например:

    Спасибо в карман не положишь. Что написано пером, не вырубишь топором. Что посеешь, то и пожнёшь.

  2. Глаголом повелительного наклонения.

    Например:

    Береги честь смолоду. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Не спеши языком, торопись делом.

  3. Глаголом 3 лица множественного числа настоящего времени.

    Например:

    Цыплят по осени считают. От добра добра не ищут. После драки кулаками не машут.

Многие из примеров таких предложений являются пословицами, так как именно в пословицах даются широкие обобщения, образно выражаются общие суждения.

Неопределенно-личные

Отличием неопределённо-личных предложений от остальных является то, в какой форме сказуемое выражено в предложении:

  1. Оно может быть выражено глаголом третьего лица, множественного числа настоящего или будущего времени.
  2. Это может быть глагол третьего лица, множественного числа, повелительного наклонения.

    Пусть говорят! Пускай принесут горячую воду.

  3. Это может быть глагол множественного числа прошедшего времени.

    Мне предложили поехать на олимпиаду. Нашу команду включили в состав участников соревнований. Тебя записали в дисциплинарную тетрадь.

  4. Либо глагол множественного числа условного наклонения.

    Сказали бы сразу. Отнесли бы обед вовремя. Утром перенесли бы встречу на завтра.

В таких предложениях действующее лицо не определено. Вернее, действующие лица. Еще одна отличительная особенность – это множественное число сказуемого. В предложении акцент делается на сказуемом, то есть на действии, о котором идет речь. Если дополнить предложение по смыслу отсутствующем подлежащим, то оно будет выражено местоимением «они» или «все».

На зимних каникулах нас повезут на ёлку. (На зимних каникулах они нас повезут на ёлку).

На кухне обсуждают новости. (Все на кухне обсуждают новости).

При дополнении неопределённо-личного предложения местоимением – подлежащим, мы получим двусоставное предложение.

Очень легко спутать неопределённо-личные предложения с неполными двусоставными. Чтобы не допускать ошибок, следует запомнить простое правило:

В неполном двусоставном предложении нам по смыслу понятно о действии конкретных лиц, в неопределённо-личном — действующие лица не определить. Отсюда и название.

В январе строители начали работы по возведению перехода, в сентябре – закончили.

(Вторая часть сложного предложения представляет собой двусоставное неполное с пропущенным подлежащим «строители», которое легко восстанавливается по смыслу; на месте пропуска ставится тире).

Закончили работы по возведению перехода.

(Кто закончил? Неизвестно. Кто-то закончил, они закончили. Односоставное неопределённо-личное).

Также, если сказуемое выражено глаголом в единственном числе и можно добавить подлежащее, то это неполное двусоставное.

Собрался уходить.

(Кто собрался уходить? Я или он – можно определить по соседним предложениям, но даже если их нет, мы видим, что в предложении нет значения неопределённости. Действие совершается каким-то конкретным лицом, наименование которого пропущено: перед нами неполное двусоставное предложение).

Увидела парус.

Рассказал о себе.

Пристально посмотрел на меня.

Конспект урока в 8 классе

Примечание:

Конспект составлен по учебнику Л. М. Рыбченковой.

Неопределённо-личные предложения.

  • повторение и углубление знаний о типах односоставных предложений;
  • изучение основных особенностей неопределённо-личных предложений;
  • ознакомление с обобщённо-личными предложениями;
  • развитие умений находить неопределённо-личные предложения в тексте, отличать их от других видов односоставных и неполных предложений, употреблять в речи;
  • отработка навыков синтаксического разбора.

Тип урока:

Комбинированный.

1. Повторение изученного, актуализация опорных знаний.

а) Орфографическая разминка (повторение правописания личных окончаний глаголов);

образовать от данных глаголов форму 3-го лица множественного числа:

бегать, бежать, хотеть, превозносить, охранять, строить, бороться, блистать, приземлиться, победить, рассказать, рассказывать, клеить, дышать, махать.

б) Синтаксический разбор предложений (2 ученика пишут на доске).

Поднимите свой взгляд к небу.
Нам пишут из Франции.

(На основании разбора второго предложения переходим к изучению новой темы)

2. Изучение новой темы.

а) Самостоятельное формулирование учащимися темы и целей урока, планирование работы (совместно с учителем).

б) Повторение сведений об односоставных предложениях и их видах (по таблице), самостоятельное объяснение понятия «неопределённо-личное предложение».

(можно организовать работу в парах, затем ответы учащихся).

в) «Проверь себя»: изучение информации по теме в учебнике § 23, уточнение и дополнение ответов (продолжение работы в парах, затем ответы учащихся).

г) Анализ языкового материала (определение вида предложений, обоснование, доказательство).

В такие дни особенно начинаешь ценить пустяки.

Очень уж шумят у нас в коридоре.

Дело взяли под контроль.

Поля уже вспахали, зерно посеяли.

Работу закончили вовремя.

Молчите и не перебивайте!

(Вывод о различиях между определённо-личными и неопределённо-личными предложениями)

д) Выполнение тренировочных упражнений из учебника (152, 154, 156):

Упражнение 152:

Найдите среди односоставных предложений неопределённо-личные. Выпишите их, подчёркивая грамматическую основу и указывая форму глагола-сказуемого. Устно докажите правильность своей точки зрения. Используйте следующее начало рассуждения: «Я считаю, что это предложение односоставное, неопределённо-личное, так как…»



Упражнение 156:

Запишите фрагмент текста из книги С. Лавровой «Занимательная химия», вставляя пропущенные буквы.

Найдите в тексте фразеологизмы. Как вы их понимаете?

Найдите односоставные неопределённо-личные предложения, подчеркните в них главные члены и укажите, чем они выражены.

Объясните, какую роль в тексте играют неопределённо-личные предложения. Для чего они используются?


3. Знакомство с обобщённо-личными предложениями.

а) Анализ языкового материала:

Шила в мешке не утаишь. После драки кулаками не машут.

Учащиеся определяют эти предложения как определённо-личное (первое) и неопределённо-личное (второе): Ты шила в мешке не утаишь (2 лицо ед. ч.); они после драки кулаками не машут (3 лицо мн. ч.).

б) Обращаем внимание на смысл данных предложений, на то, что они имеют обобщённое значение: все не могут утаить шило в мешке, все после драки кулаками не машут.

в) Обобщающий смысл характерен в первую очередь для пословиц. Приведём примеры пословиц, которые имеют форму односоставных предложений.

Что посеешь, то и пожнёшь. Из песни слов не выкинешь. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Снявши голову, по волосам не плачут.

(С объяснением значений, комментированием).

Делаем вывод, что в этих предложениях речь идёт о действиях вообще, любого человека, без отнесённости к конкретному лицу. Это и есть обобщённо-личные предложения.

4. Вывод по уроку, рефлексия. (Что было самым важным на уроке? Какой материал оказался трудным? Что необходимо проработать дома, к чему надо вернуться ещё раз? Что было самым интересным на уроке? Что получилось хорошо? И т. д.)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх