Натуральный шелк — шик и удобство в одном материале. Натуральный шёлк Ацетатный шелк, его отличие от вискозного

Традиция шелководства на территории Китая зародилась ещё в неолите ( -III тысячелетии до н. э.). Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора , мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать. Самый древний кокон шелкопряда, обнаруженный археологами, был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. -1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани - в одной из гробниц южного Китая времён Борющихся царств ( -221 гг. до н. э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка:

  • плотный шёлк, напоминающий креп ;
  • тонкие газовые шелка;
  • шелка сложного плетения;
  • шелка с разнообразным вышитым рисунком;
  • и другие.

Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали . Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители . Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.

Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть . Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет.

Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане . Местный правитель никак не мог заполучить сырьё и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине её супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав коконы в замысловатой причёске, а яйца - среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс , используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань .

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина , красящих и жировых веществ; крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья - декатировка - обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Свойства и особенности шёлковых тканей

  • Обладает средней теплостойкостью - при длительном воздействии высоких температур прочность на разрыв снижается незначительно, но ткань становится более хрупкой
  • рекомендуемая температура влажно-тепловой обработки - 110 °C
  • очень низкая светостойкость - после воздействия в течение всего 200 часов солнечным излучением прочность уменьшается вдвое
  • средняя хемостойкость - шёлк, как и другие ткани из натурального сырья, нечувствителен к воздействию органических растворителей (уксус , спирт), а реагирует только с концентрированными растворами кислот и щелочей.
  • высокая гигроскопичность и впитываемость.
  • шёлк нельзя кипятить
  • высокая прочность (во влажном виде прочность уменьшается)
  • хорошо растягивается и вытягивается.
  • шёлк горит медленно, издаёт запах горелых перьев.
  • на конце сгоревшей шёлковой нитки остаётся мягкий шарик тёмно-серого цвета
  • природный цвет волокна - белый или кремовый.

Особенности ткани

  • хорошие гигиенические свойства

После соответствующей обработки шёлковые ткани приобретают:

  • хорошую драпируемость
  • блеск

Разновидности

См. также

Напишите отзыв о статье "Шёлк"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кукин Г. Н., Соловьев А. Н. Текстильное материаловедение ч. 1-3. - М ., 1964-67.
  • Рубинов Э. Б., Усенко В. А., Ибрагимов С. С. Учение о шелке и кокономотание, ч. 1. - М ., 1966.

Ссылки

  • видео

Отрывок, характеризующий Шёлк

Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.

Состоит из тонких природных волокон, которые добываются из коконов шелкопряда. Из него шьют красивые предметы гардероба, украшения для интерьера, постельное бельё, делают сувениры.

Ткань привлекательна своим видом - блеском и переливом. Благодаря замечательным свойствам, шёлк востребован на швейных производствах.

Бывает несколько разновидностей. Это зависит от способа создания материи:

  • креповые - шифон, жоржет;
  • полу креповые типы;
  • плотные, жаккардовые ткани;
  • гладкие ткани.

Натуральный шёлк состоит из тончайших волосков. В их состав входит жир, воск и белки. Волокно создано из белка фиброина и клейкого вещества серицина. Красящие и минеральные элементы входят в состав волокон.

Эта ткань дорогая в цене. Из-за сложного производства. Не каждый может позволить себе шёлковые вещи, поэтому, производители научились создавать искусственный материал. Он немного отличается своими характеристиками, но более доступен в цене. Искусственный шёлк производят из целлюлозы с химическими примесями.

Физические свойства

Прочный, как проволока. И, одновременно эластичный материал. Это достигается разными способами кручения нитей при производстве полотна.

В древности воины изготавливали шёлковую броню для тела. Такая защита не позволяла стрелам проникнуть глубоко в туловище. Нитями шёлка зашивали раны солдатам. Прочность присутствует только у сухой материи. Во влажном состоянии она снижается.

По своей плотности полотно близко к бумаге. Поэтому, на его кусочках писали послания.

Изделия из шёлка не деформируются. После правильной стирки вещь не уменьшится в размере. Поверхность ткани не будет разрушаться и истираться. Шёлковые нити хорошо растягиваются и возвращаются в первоначальное состояние.

Химические свойства

Качественный шёлк ценится за наличие терморегуляции. Одежда способна сохранять тепло в морозную погоду , и охлаждать тело в знойную жару. Ещё одно ценное качество - гигроскопичность . Она позволяет ткани быстро впитывать влагу и также быстро сохнуть.

Шелковое полотно не подвергается воздействию кислот, растворителей и щелочей. Так как в искусственной ткани есть примеси химических веществ. В натуральном - только природные составляющие. Поэтому, люди, страдающие аллергией на ткани, не боясь, могут надевать одежду из натурального сырья. Так как шёлк не вызывает аллергию. В постельном белье из этого материала, не заводятся клещи и сапрофиты.

Медленно воспламеняется и быстро тухнет - одна из важных характеристик. Шёлк - негорючий, а значит, безопасный для человека.

Потребительские свойства шёлковых тканей

Потребительская ценность изделий из этой ткани обусловлена способностью пропускать воздух и пар. Большинство одежды предназначено для летнего времени. Люди не потеют в ней.

Шелковые изделия имеют красивый внешний вид. Изготовители научились окрашивать его в современные цвета. Декорировать узорами и рисунками. Это придаёт полотнам шикарный вид. Замечательно смотрятся комплекты постельных принадлежностей. Шторы и ламбрекены создают богатый и, одновременно, лёгкий образ окнам в комнатах.

Лёгкость материала делает востребованными предметы гардероба мужчин и женщин. Шёлковая одежда красиво и изящно выглядит. Упругость не позволяет сильно сминаться одежде.

Многие современные хозяйки для глажки штор используют отпариватели. Шёлковые шторы легко этому поддаются, благодаря лёгкому прохождению пара сквозь волокна.

Важно: перед покупкой ознакомьтесь с биркой. И имейте представление о типе приобретаемой ткани. Так как шёлк требователен к уходу. Например, стирать надо аккуратно, при невысокой температуре. С применением мягких средств. Нельзя использовать отбеливатель. Если у вас нет опыта работы с такими материями, лучше отдавать изделия в профессиональную чистку.

Полезные свойства шёлка

Достоинства

Доказано, что химический состав качественных волокон, положительно влияет на организм человека. Способен предотвращать болезни суставов. Сердечных и кожных недугов. Вирусных и простудных заболеваний.

Способствует обновлению клеток, следовательно, продляет жизнь человека. Ткань может успокоить раздражение на коже. Избавить её от сухости.

Шёлк хорошо поддаётся драпировке. Из него получаются красивые шторы. Складки ложатся ровно. Придают лёгкость и воздушность изделиям.

Ещё одна важная характеристика - стойкость окраски. Одежда не полиняет и не окрасится во время стирки. Можно сушить на солнце, и быть уверенным, что не выгорит. Окраска ткани долгое время остаётся как новая.

Недостатки

Несмотря на все положительные стороны, искусственный шёлк имеет и некоторые минусы. Один из них - способность накапливать электричество. Это доставляет неудобства при носке одежды. Платье или юбка может в неподходящий момент прилипнуть к телу. Чтобы этого избежать, необходимо пользоваться специальными антистатиками. У натурального такого минуса нет.

Материя не очень простая при шитье. Без труда режется и гладится. Но, края изделий осыпаются. В связи с этим, начинающие швеи боятся работать с таким полотном. Скольжение повышенное. Поэтому раскраивать отдельные детали неудобно.

Из-за плотности, работать с шёлком надо специальными, тонкими иглами. Если не правильно подобрать иглу, в местах швов останутся прорубленные дырочки.

Ещё один недостаток - сохранение пятен на одежде. Потеющий человек, будет наблюдать в местах подмышек пятна. Которые трудно отстирать. Даже при попадании на вещь капель чистой воды, будут оставаться пятна и разводы. При глажке нельзя увлажнять ткань, так как останутся следы. Придётся одежду перестирывать.

Внимание: несмотря на то, что на солнце шёлк не выгорает, он способен разрушаться от высоких температур. Становится хрупким, ломким и быстрее изнашивается. В связи с этим, лучше не подвергать материал такому воздействию долгое время.

Натуральный шёлк получают из волокон кокона так называемого тутового шелкопряда - разновидности бабочки. Процесс получения шёлковых волокон занимает много времени и весьма трудоёмок. Поэтому натуральные шёлковые ткани стоят дорого, а одежда и аксессуары из них продаются в сравнительно небольших объёмах.

Впрочем, разновидностей шёлковых тканей всё равно существует немало. Вот только некоторые из них.

Атлас (сатин) - одна из самых благородных и популярных разновидностей, отличается гладкостью и характерным блеском; красиво переливается на свету. Из атласа шьют дорогие блузки, платья; из него производят элитное постельное бельё, платки, галстуки, парадные жилеты. Помимо этого, атласом отделываются лацканы смокингов и (иногда) очень дорогие халаты. Ткань эта дорогая, плотная, весьма прочная, но деликатная, требует специфического ухода и аккуратного отношения. Может выглядеть как солидно, так и вульгарно.

Следует отметить, что атласом зачастую называют далеко не только ткани из натурального шёлка: дело в том, что это просто тип переплетения нитей, а не конкретная ткань как таковая. Качество атласа может варьироваться: например, есть очень-очень приятные на ощупь атласные галстуки, а есть галстуки из атласа, которые при прикосновении восторга не вызывает.

По-английски атлас называется сатином . Иными словами, satin - это атлас, а обозначения atlas в английском языке по отношению к ткани вы не встретите.

Гренадин – шёлковая ткань с характерной зернистой фактурой; используется для пошива галстуков. Очень оригинально и красиво выглядит, обладает мягким, умеренным блеском. Галстуки из гренадина - одни из самых универсальных. Подробнее о гренадине и его разновидностях читайте .

Шёлковая саржа - ткань из 100% шёлка с диагональным (саржевым) переплетением. Используется, в частности, для производства нагрудных (да и не только нагрудных) платков, галстуков, шарфов и даже для подкладок пиджаков/курток/пальто. Весьма популярна.

Репс (repp) - напоминает внешне шёлковую ткань с саржевым переплетением, но более «матёрый», «тяжёлый», даже немного грубоватый. У репса ярко выраженная фактура: диагональные рубчики, которые заметны сильнее, чем на шёлковой сарже. Их репса шьют галстуки (обычно это полосатые модели) и иногда платья.

Крепдешин (креп) - лёгкая шёлковая ткань c характерной слегка рельефной фактурой (см. фото ниже), которая используется для пошива женской одежды, в частности, платьев, а кроме того - платков. Не электризуется, не мнется. Иногда крепдешином могут называть похожую хлопковую или даже синтетическую ткань.

Парча - шёлк с замысловатыми узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Выглядит роскошно и претенциозно. Парча плотна и тяжела. Сейчас практически не используется для пошива одежды (разве что для каких-то исторических костюмов и некоторых женских туалетов). В современной мужской одежде материал неприемлемый. Иногда из парчи делают обивку для очень пафосной мебели «под старину».

Фуляр - тонкая шёлковая ткань с набивным рисунком, которая используется в основном для пошива разного рода платков и шарфов. Встречается фуляр из 100% шёлка и с добавлением других волокон, в том числе хлопковых и синтетических. Иногда фуляром называют специфический тип рисунка на ткани (с повторяющимися элементами). Подробнее об узоре под названием фуляр читайте .

Жаккард - ткань с рельефным узором. Может быть шёлковым, может быть хлопковым, а может изготавливаться из смеси волокон шёлка и хлопка, а иногда и синтетики. Используется для производства галстуков, рубашек, пледов, покрывал, обивки мебели. Галстуки из жаккарда лучше завязывать небольшими и простыми узлами.

Шёлковый бархат - слегка «мохнатая» ткань, красиво выглядит, приятна на ощупь, довольно тяжела, сильно переливается на свету. Не очень-то износостойка и требует внимательного ухода. Изделия из шёлкового бархата встречаются в продаже очень редко, куда чаще можно встретить одежду из хлопкового или даже искусственного бархата. Иногда встречается смесь: скажем, 28% шелк и 72% вискозы.

- очень тонкая шёлковая ткань, из неё шьют платья, платки, тончайшие шарфы. Легкая и полупрозрачная.

Дикий шелк (по-английски часто raw silk) - грубоватый шёлк, который смотрится не так утонченно, как «классический» гладкий блестящий шёлк. Вообще, строго говоря, дикий шёлк - это шёлк, который получают из коконов гусениц тутового шелкопряда, собранных в полевых условиях (то есть не тех, что выращены на специальных «фермах»). Когда-то, в древние времена весь шёлк был «диким», однако сейчас это «шёлковое собирательство» коммерчески нецелесообразно, так как требует огромного количества времени - и, соответственно, себестоимость такого дикого шёлка будет невероятно высока.

Дупион (dupioni) - по сути, это то, что иногда называют «диким» шёлком. Для такого шёлка характерна неровная, неоднородная текстура. Некоторые люди полагают, что она придаёт ему очарование, но другие могут подумать, что «узелки» — это вообще признак брака. Лоска у дупиона нет, блеск слабый. Вещи из такого шёлка обычно выглядят неформально (это могут быть и женские платья, и мужские галстуки, и пиджаки/жакеты). Иногда для обозначения такого шёлка используется термин Shantung silk (Shantung — это провинция Китая).

Вязаный шёлк - это не ткань, а трикотаж, который используется для производства неформальных галстуков. Такие галстуки вяжут специальные машины. Существует несколько подвидов вязаного шёлка, которые отличаются друг от друга фактурой. Интересным вариантом является подвид Cri de la Soie, выделяющийся крупной и грубоватой текстурой. Вязаные галстуки из такого шёлка выглядят неформально, но выразительно.

Бембергский шёлк - так иногда называют бемберг (купро). Это искусственная ткань («родственница» вискозы), которая напоминает шёлк своей гладкостью и лёгким блеском, но на самом деле мало имеет с ним общего. Она отличается высокой износостойкостью и отличной воздухопроницаемостью и является лучшим материалом для подкладок.

Подробнее о бемберге (купро) читайте .

Искусственный (синтетический) шёлк - так порой называют вискозу или полиэстер, которые внешним видом напоминают шёлк. Опытный глаз, однако, отличит полиэстер от натурального шёлка. Как правило, лоск и блеск у полиэстера более «дешевый». Однако есть и достоинства: полиэстер гораздо дешевле и проще в уходе.

Ancient madder silk

Так называют шёлковую ткань, окрашенную красителями растительного происхождения, в том числе — получаемыми от растения Rubia tinctorum. По-английски такой краситель называется madder, и использовался он с давних времен - отсюда, видимо, и название ancient. В Европе его стали использовать с XVII века (во Франции и Англии), но на Востоке, по-видимому, данный краситель применяли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры (есть находки, подтверждающие это). Собственно madder позволяет окрашивать ткани в различные оттенки оранжевого, красного, коричневого и бордового цветов, однако термин ancient madder silk часто применяется и к шёлку других цветов.

В отличие от шёлка, окрашенного современными химическими красителями, ancient madder silk яркими и кричащими цветами похвастать не может, а имеет картинку более тусклую, сдержанную, серьезную, матовую. Некоторым людям очень нравится такой «винтажный» стиль и они стараются покупать галстуки именно из ancient madder silk (особенно ценится английский). При этом следует помнить, что сейчас натуральный красный краситель madder практически не используется, так как он очень дорог; обычно используют искусственный краситель, максимально близкий к нему по свойствам + иногда натуральные красители для получения другого цветов.

Подробнее об Ancient Madder Silk читайте .

Разновидности шёлка и шёлковых тканей по странам происхождения

Первое место в мире по производству шелковых коконов занимает Китай, затем с большим отрывом Индия, на третьем месте – Узбекистан, а затем следует Япония. Вообще, именно в Китае начали впервые в мире производить шёлковые ткани, и сейчас они там производятся в немалых количествах. Китайский шёлк не считается сейчас лучшим, но достойные образцы по разумным ценам из Китая приходят. Конечно, производят и откровенную дрянь.

Велики объёмы производства шёлковых тканей и в Индии - и там похожая ситуация: наряду с заурядными тканями делают ткани очень хорошие и разумно оценённые. Однако лучшими производителями шёлковых тканей уже довольно давно считаются (и продолжают считаться) Англия и Франция. Сам факт, что галстук сделан из английского или французского шёлка, например - это гарантия качества (хотя и не 100%). Некоторые итальянцы тоже используют английский шёлк; например, одни из лучших в мире галстуков Marinella шьются именно из английского шёлка.

Разумеется, шёлковые ткани делают и в Италии - в этой стране их производство концентрируется в районе озера Комо. Сырой шелк туда, правда, обычно поставляется из Китая. Качество итальянских шёлковых тканей в среднем выше качества китайских шёлковых тканей, но англичане и французы всё же находятся ещё уровнем выше.

В минимальных, поистине микроскопических с коммерческой точки зрения объёмах шёлк производится в Швейцарии.

Шёлк в сочетании с другими материалами

Ткани, сделанные из шёлка с шерстью или шёлка со льном - не такая уж большая редкость. Шёлк+шерсть (или даже шёлк+кашемир) - это хороший материал для мужских и женских костюмов, пиджаков, жакетов. Главное - чтобы ткань в целом не слишком сильно блестела; благородный блеск всегда мягкий, сдержанный, малозаметный, неброский.

Кроме того, из шёлка с шерстью шьют разнообразные галстуки и платки. Галстуки, бабочки и платки изготавливаются и из смеси шёлка со льном, а также шёлка с хлопком. В зависимости от соотношения материалов, дизайна, цветов и узоров это могут быть как неформальные изделия, так и вполне строгие. Тактильно ткани из шёлка с добавлением шерсти, льна или хлопка могут быть очень приятны. Впрочем, встречаются и грубоватые образцы.

Данная статья написана в рамках .

Ткань природного происхождения. Её получают из кокона куколки насекомого, которое так и называют «шелкопряд». В наши дни встречается не только натуральный, но и искусственный шёлк, а также материал с добавлением синтетики.

Шелковые волокна впервые начали производить в Китае. Именно в Поднебесной ещё в V тысячелетии до нашей эры была открыта особая технология изготовления этого чудесного материала. Долгое время она держалась в строжайшем секрете.

Существует огромное количество видов шелковых тканей. Их главные различия в технологии переплетения, которые придают им уникальные особенности и внешний вид.

Атлас - блестящая и плотная шелковая ткань. Поверхность атласа обычно гладкая, но материал может быть и узорчатой. Атлас отличает характерный блеск, лицевая сторона напоминает глянец. Достигается такой эффект с помощью особой технологии производства.

Тип плетения этой ткани, как и самого шёлка-сырца, изобрели в Китае. Вместе с техникой производства материала из коконов тутового шелкопряда, эти знания попали сначала в Среднюю Азию, а затем и в Европу, где материал получил широкое распространение.

Газ (газ-иллюзион, газ-рис, газ-марабу, газ-кристалл)

Это полупрозрачная шелковая ткань, что достигается большим пространством между её нитями. Газ очень лёгкий и мягкий. В изготовлении разных видов газа используют узорчатое, гладкое и диагонально плетение.

Газ-иллюзион – наитончайший и почти прозрачный материал, напоминающий лёгкую паутину. Изготавливается из тончайшей шелковой пряжи. Из него делают шторы, лёгкие шарфы, элементы свадебных украшений.

Газ-рис – лёгкая, прозрачная и слегка шершавая. Текстура достигается благодаря особому рисовому плетению. Отсюда такое название.

Газ-марабу - довольно жёсткий золотистый материал из шёлка-сырца, производимый из туго скрученных нитей. Был широко распространён в начале XVIII века. Использовался для пошива пышных женских платьев.

Газ-кристалл отличается ярким блеском. В его производстве используют разноцветные нити, отчего поверхность переливается, точно драгоценные камни. Во Франции из неё шили шикарные бальные платья.

Креп

Название материала переводится с французского, как «волнистый», «шероховатый». При производстве крепа нити скручивают налево и направо, чередуя определённым образом.

Для этой ткани характерна неровная поверхность. Текстура чем-то похожа на песок.

Креп отлично драпируется, ложится красивыми волнами, не мнётся. Вещи, сшитые из него, носятся очень долго.

Помимо, шелкового креп бывает хлопчатобумажным, полушерстяным, синтетическим. Сейчас его используют преимущественно для женских платьев.

Тонкая полупрозрачная лёгкая ткань, выполненная из . Бывает матовой и глянцевой. На органзе вышивают узоры, наносят оригинальные рисунки при помощи печати. Из неё часто шьют костюмы для восточного танца и гардины.

Шёлк-Сатин

Сатин происходит от слова «зайтуни» - арабского названия гавани Цюаньчжоу в Китае, родины этой ткани. У шёлк-сатина гладкая плотная поверхность, для которой характерен красивый блеск. Из него изготавливают постельное белье, мужские рубашки, подкладку.

Шёлк-сатин производят из двух видов материала – 100% хлопкового сатина и чистого шелка. Плотность переплетения данной ткани – 170–220 нитей на 1 кв. см.

Важно! Белье, сшитое из шёлк- сатина, очень прочно и долговечно. Оно выдерживает свыше 200 стирок, не протирается, а по стоимости дешевле, чем шёлк.

Ткань из туго скрученных шелковых и хлопковых нитей. В производстве часто участвуют синтетические волокна. Тафту отличает высокая плотность и жёсткость. Образует ломкие складки, что позволяет достичь дополнительного объёма и пышности.

Туаль отличает высокая плотность и нежный блеск. Эта ткань превосходно держит форму и используется в качестве подкладки, для шитья платьев и галстуков.

Шифон

Очень тонкий воздушный материал из туго кручёных нитей шелка. Отличается прозрачностью, лёгкостью и красиво струится. Великолепно подходит для пошива летних блузок и лёгких шарфов.

Чесуча (дикий шёлк)

Чесуча – дикий плотный шёлк с удивительной фактурой. В производстве используют нити неравной толщины, которые и образуют такую поверхность. Она прочная, хорошо драпируется, но требует деликатности в уходе. Чесучу используют в шитье штор и различной одежды.

Фуляр чаще всего используют как отделочный материал. Тонкая и мягкая шёлковая ткань, из которой шьют платки, шарфы и косынки. В XX веке из фуляра шили также платья, занавеси и абажуры.

Плотная портьерная ткань средней степени жёсткости, с приятным блеском. Эта эксклюзивная ткань, почти целиком состоящая из натурального шелка. Особо ценится дюпон производства Индии. Из него шьют свадебные и вечерние платья, аксессуары и дорогое постельное белье.

Шелковая ткань, в изготовлении которой используется креповое плетение. Лицевая поверхность креп-жоржета блестящая и шероховатая.

Важно! Отличие креп-жоржета от других разновидностей крепа - направление плетения. При производстве основная и уточная нить скручиваются в разных направления. Это делает ее плотной, но лёгкой и упругой.

В эпоху балов из креп-жоржета шили модные женские туалеты. Теперь эта ткань не так популярна. Из неё делают драпированные занавеси, а также некоторые модели юбок, блузы и шарфы.

Вид шёлковой креповой ткани - з ернистая с креповой технологией кручения. Обладает умеренным блеском, плотная и тонкая. Из крепдешина шьют шали, костюмы, блузы.

Важно! Мягкие ниспадающие складки и драпировки – характерная черта этого материала.

Эпонтаж (или эпонж) различают шелковый и хлопчатобумажный. У материала неровная губчатая поверхность с декоративным цветным узором в виде клеток, полосок, меланжа.

Парча всегда считалась тканью дворян, царственных особ и служителей церкви. Этот тяжёлый материал, производимая из шелка со сложным узором, выполненным металлической нитью. Раньше узор делали нитками из сплавов золота и серебра. Этим объясняется высокая стоимость материала.

В наши дни узоры на парчу вышивают не только из жёстких металлических нитей. Используют нитки изо льна, шелка или хлопчатобумажные.

Муслин вырабатывают из натурального шёлка повышенной накрутки. Материал прозрачный и тонкий. Используется для пошива театральных костюмов и платьев.

Са́ржа (итал. sargia, фр. serge; от лат. sericus – «шелковый») - технология производства саржи - переплетение нитей по диагонали. Каждая следующая нить смещает пересечение на 2 или более других нитей. Саржу вырабатывают гладкокрашеной или набивной. Применяют, как подкладку, техническую или платьевую ткань, для пошива спецодежды.

Эксцельсиор, эксельсиор

Шелковая ткань полотняного плетения с ярко выраженным блеском, тонкий и прозрачный. В производстве используют некрученую нить. Эксцельсиор хорошо драпируется. Ткань весьма красива. Её используют дизайнеры, работающие с батиком, а также создающие шелковые цветы и элементы декора.

Шармез очень похож на атлас. У обеих гладкая лицевая поверхность с характерным блеском. Разницу можно определить, пощупав материал: шармез тоньше и мягче атласа.

В шелковом батисте содержится приблизительно 3% шелка, который придаёт вещам блеск. Для её изготовления применяется полотняное переплетение. Батист красиво струится и образует элегантные складки. Хорошо подходит для длинных платьев.

Какой бы вид шелка вы ни выбрали, главное избежать синтетических подделок и можно быть уверенным в качестве изделия. Шёлк не вызывает аллергии, а одежда из него при правильном уходе радует вас долгие годы.

Споры о том, когда был начат процесс производства шелка, продолжаются по сей день. Однако находки археологов в Китае уже, собственно, могли бы поставить точку в этом вопросе - фрагменты ткани, обнаруженные в 1958 г. в провинции Шаньдун, на востоке Китая, являются древнейшими в мире дошедшими до нас шелковыми изделиями. Сейчас шелк называют «королем тканей» и изготавливают его во множестве разновидностей, а самый ценный и дорогой - натуральный материал, неразрывно связан с историей и культурой Поднебесной империи.

Легенда о жене императора

Производство шелка в Китае насчитывает более 6 тысяч лет. История этой великолепной ткани овеяна легендами. Согласно одной из них, супруга Желтого императора Хуанди сидела под тутовником и пила чай, когда в ее чашку упал белый шарик - кокон. Женщина любила созерцать различные явления и увидела, как из пушистого шарика появляется крепкая белая нить. Намотав нить на палец, жена императора поняла, можно использовать для создания ткани. По ее приказу шелкопрядов стали выращивать специально.

Позднее в Китае был изобретен примитивный ткацкий станок, после чего производство шелка в древнем Китае в эпоху в XVI веке до н. э. достигло высочайшего уровня.

Под страхом смертной казни: секрет производства китайских ткачей

Свое искусство китайские мастера хранили в глубокой тайне на протяжении более чем тысячи лет. Секрет производства шелка в древнем мире был засекречен очень строго - в истории человечества это была одна из самых охраняемых «бизнес-тайн». Запрет на вывоз личинок шелкопряда, коконов, семян тутового дерева действовал под страхом смертной казни.

Хотя в те далекие времена имели право одеваться в шелковые наряды только императоры и знать, культура шелководства и шелкопрядения быстро распространилась по всей Поднебесной, материю покупали и представители среднего сословия, и бедняки.

Изящные полотна и наряды славились превосходным качеством и тонкой работой. Но ни запреты, ни казни не могли остановить продвижение шелка в другие страны.

Великий Шелковый путь

Шелковые товары стали важной составляющей внешней торговли Китайской империи. Ценная ткань была привезена в Европу благодаря Шелковому пути. Товары везли по горам и пустыням, на верблюдах и мулах, и никакие преграды не могли остановить тяжело навьюченные караваны - ценный груз сулил немалую прибыль.

Великий Шелковый путь пролегал через Азию и Европу, связывая жизнь и быт различных народов. Он начинался в долине реки Хуанхэ, проходил через западную часть Великой Китайской стены до озера Иссык-Куль. Далее путь разветвлялся в северном и южном направлениях: на юг дорога вела в Фергану, Самарканд, Ирак, Иран, Сирию и к Средиземному морю, а северное расходилось на два отрезка - один шел в Среднюю Азию, а второй по нижнему течению реки Сырдарьи в и, огибая северо-восток Черного моря, в Европу. Общая протяженность Великого Шелкового пути составляла более 7 тысяч километров.

Так производство шелка появилось в Корее, затем в Японии, Индии, и, наконец, в европейских странах и Римской империи. На протяжении веков Шелковый путь представлял собой настоящую идею глобальной торговли в действии. Торговые маршруты Шелкового пути создавались в течение тысяч лет. «Один пояс, одна дорога» - эта идея современна и в настоящее время: в XXI веке возрождается политика Китая по оживлению Шелкового пути с инвестициями в дороги, высокоскоростные рельсы и порты, что обеспечивает эффективность производственных баз на широком региональном поясе.

О Великом Шелковом пути можно узнать в самом большом в мире музее шелка в Ханчжоу. Здесь хранится огромное количество уникальных изделий и фрагментов старинных полотен различных династий и эпох.

Особенности производства натурального шелка

Хотя производство шелка в древнем Китае было строжайше засекречено, по легенде римским монахам удалось тайно вывезти коконы шелкопряда в столицу Византийской империи Константинополь. Именно с тех пор в императорском дворце устроили червоводню (помещение для разведения гусениц и установили мотальные машины. Изделия имели баснословную цену - и это объясняется сложностью и многоэтапностью процесса получения нитей и затем готовой ткани.

Разведение шелкопрядов и производство натурального шелка требует большого внимания, кропотливого труда и тщательного контроля.

Основные этапы производства

Если описать производство шелка кратко, получится следующий процесс. Бабочки шелкопряда в течение своей жизни, которая длится от 4 до 6 дней, откладывают около 500 яиц. Личинок кормят листьями тутового дерева, они имеют огромный аппетит, их вес быстро увеличивается. Выросшие личинки-гусеницы окружают себя веществом, которое вырабатывается их особыми железами. Вначале выделяются две тонкие шелковины, застывающие на воздухе. Вскоре вокруг гусеницы образуется густая нитяная сеть. Соорудив каркас кокона, гусеница перемещается в его центр, формируя постепенно кокон - белый пушистый шарик.

Спустя 8-9 дней личинок уничтожают, а коконы опускают в горячую воду, чтобы получить нити. Их длина может составлять от 400 до 1000 метров и толщиной 10-12 микрон. Несколько скрученных нитей шелкопряда - это сырец. Далее получившиеся нити превращают в ткань. Трудоемкость получения ткани значительна: на женский халат уходит около 630 коконов.

Дальнейшее развитие китайской технологии

Полученную нить нужно было намотать на шпулю. Первые шелкокрутильные колеса изобрели еще во время династии Мин. В XVIII столетии в мастера изготовили станки, в которых колесо приводилось в движение ногами, что увеличило производительность труда.

Затем был создан станок для изготовления многоцветной крупноузорной ткани, что послужило дальнейшему развитию технологии. Китайский шелковый промысел был гораздо совершенне европейского - первый станок, ткавший шелковые ленты, появился в Германии лишь в XVI в. Спрос на шелковые ткани рос как внутри Поднебесной, так и по всему миру. В дальнейшем совершенствовалась механизация производства шелка - история этой ткани переплетена с достижениями ткацкой инженерной мысли.

Шелкопрядение и ткачество: история и современность

В период индустриализации XIX века произошел упадок европейской шелковой промышленности. Второй после Китая «шелковой империей» стала Япония. Дешевый японский шелк, особенно благодаря открытию Суэцкого канала, был одним из многих факторов снижения общей его стоимости. Кроме того, появление искусственных волокон стало доминировать в изготовлении таких изделий, как чулки и парашюты.

Две мировые войны прервали поставки сырья из Японии, и европейская шелковая промышленность оказалась в застое. Но в начале 50-х годов ХХ столетия производство шелка в Японии было восстановлено, улучшилось качество сырого материала. Япония наряду с Китаем оставалась одним из ведущих в мире производителей шелка-сырца и практически единственным крупным экспортером до 1970-х годов.

Китай постепенно переосмыслил свою позицию мирового лидера в производстве шелка и экспортера пряжи-сырца, доказывая, что история шелка следует своим собственным принципам бумеранга. Сегодня в мире производится около 125 тысяч тонн шелка. Почти две трети этой продукции поставляет Китай. Другие крупные производители - Индия, Япония, Корея, Таиланд, Вьетнам, Узбекистан и Бразилия. Соединенные Штаты Америки являются крупнейшим импортером шелковых изделий.

Свойства натуральной ткани

Изделия из натурального шелка должны быть блестящими и нежными, а их цвет - равномерным. Лучше всего покупать шелк в Китае - в Сучжоу, Ханчжоу и Шанхае: по всему миру предприимчивые коммерсанты устраивают шелковые туры в эту страну.

Покупая изделия из натурального шелка, следует учитывать:

  • изделия из шелка требуют ручной стирки;
  • пятна на изделиях из шелка нужно быстро застирать в холодной воде с мягкими моющими средствами;
  • после стирки необходимо тщательное полоскание изделия и деликатная сушка;
  • гладить одежду из шелка следует при низкой температуре (она маркируется на утюгах специально);
  • изысканные изделия или имеющие многоцветный принт лучше отдавать в химчистку;
  • хранить изделия лучше всего в чехле (но не пластиковом) и подальше от прямых солнечных лучей.

Соблюдение этих несложных советов поможет надолго сохранить яркие нарядные изделия и предметы гардероба, подаренные самой природой.

Искусственный шелк: особенности и отличия

В конце XIX века впервые появился искусственный шёлк, производство его было налажено из целлюлозного волокна. Ткань получила название вискоза .

Искусственные и синтетические виды шёлковых тканей имеют уникальный блеск, они гладки и прочны. Как же отличить искусственную ткань от натуральной? Ведь зачастую на рынке можно приобрести подделку по высокой цене.

Вот несколько советов, на что обращать внимание при выборе ткани:

  • натуральный материал на ощупь нежный и теплый, в отличие от искусственного, прохладного и менее мягкого;
  • натуральное полотно мало мнется, искусственное мнется сильнее;
  • натуральные ткани слегка блестят и переливаются, искусственные - имеют резкий блеск;
  • оборванный конец искусственной нити похож на кисточку с распушенными волокнами, а натуральной - на пучок из отдельных мини-волокон;
  • мокрая нить искусственного шелка рвется легче, чем сухая;
  • способ горения нити не всегда можно применить, но он самый достоверный: натуральная нить спекается в плотный комок, быстро гаснет и пахнет горелым волосом, а искусственная догорает до конца, издавая запах горелой синтетики;
  • искусственные полотна не усаживаются, в отличие от натуральных;
  • искусственный шелк практически не выгорает на солнце, а натуральные ткани со временем теряют цвет и блекнут.

Шелк можно назвать уникальным продуктом, который дошел до нас из древности, не потеряв красоты и востребованности. Модные дома всего мира - Дольче и Габбана, Валентино и другие создают коллекции на основе натурального шелка, радуя утонченных ценителей истинной красоты новыми гранями качества этого материала - дара природы человеку-мастеру.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх