Мосты из дерева и камня. Наплавные мосты и паромные переправы. Основные требования Пантонный мост

Общие сведения

При необходимости перехода через многоводную реку с большой глубиной воды или слабыми грунтами в ее ложе осложняется и удорожается устройство мостовых опор. В таких случаях иногда целесообразна постройка наплавного моста на плавучих опорах. Наплавные мосты нередко устраивают для обеспечения связи между берегами на короткий срок, например при возведении стационарного моста на время его строительства. Наплавные мосты могут быть с успехом применены на пионерных дорогах. Немалую роль играют наплавные мосты в условиях военного времени.

Основная особенность наплавных мостов заключается в том, что они имеют переменный уровень. При колебаниях горизонта воды в реке поднимается или опускается наплавной мост. При проходе по мосту подвижной нагрузки плавучие опоры довольно сильно погружаются в воду, что также вызывает значительные вертикальные деформации (прогибы) моста (рис. 137, а). Все это осложняет сопряжение наплавных мостов с берегами, так как требуются специальные переходные конструкции.

Рис. 137. Схемы наплавных мостов: а - обычный наплавной мост; б - наплавной мост постоянного уровня; в - наплавной мост с ездой непосредственно по плавучим опорам; г - судоходный пролет в наплавном мосту;

1 - береговая эстакада; 2 - переходный пролет; 3 - плавучая часть; 4 - пролетное строение;

5 - верховой якорь; 6 - низовой якорь; 7- якорный канат; 8 - анкер или винтовая свая;

9 - тяж для закрепления плавучей опоры на постоянном уровне; 10 - выводная часть

Наплавные мосты могут быть деревянными, металлическими и железобетонными.

По условиям эксплуатации наплавные мосты могут быть стационарными, работающими круглый год, или сезонными, работающими с перерывами.

Стационарные наплавные мосты применяют в тех случаях, когда режим пересекаемой реки допускает пользование мостом в течение всего года. Однако большинство рек СССР замерзает зимой, в весенний же период на реках проходят паводки и ледоход.

Эксплуатация наплавных мостов в зимний период затруднена, особенно при деревянных плавучих опорах. На реках, замерзающих зимой, наплавные мосты в большинстве случаев разводят на весь зимний период и убирают в затоны, защищенные от паводков и ледоходов. Сообщение между берегами на это время часто устраивают непосредственно по льду. Если мост все-таки оставляют на зимний период, то необходим эксплуатационный уход для защиты плавучих опор от повреждения льдом (околка льда вокруг опор).

Во всех случаях наплавные мосты приходится разводить на время сильных паводков и ледохода во избежание повреждения плавучих опор или же срыва всего моста или отдельных его участков.

Наплавной мост (рис. 137, а) состоит, как правило, из плавучей части, подходов в виде береговых эстакад и переходных участков, устраиваемых из одного или нескольких пролетов.

Плавучая часть, или собственно наплавной мост, обычно состоит из плавучих опор и опирающихся на них пролетных строений. Для обеспечения необходимой грузоподъемности плавучим опорам приходится придавать довольно большие размеры в плане. Чтобы не стеснять живого сечения пересекаемого водного препятствия, плавучие опоры обычно развивают в направлении течения реки (см. рис. 137, а).

Плавучей частью перекрывают русло реки в пределах той части, где глубина воды даже при самом низком горизонте достаточна, чтобы плавучие опоры под нагрузкой не садились на дно.

Эстакадные участки наплавного моста устраивают у берегов, где глубина воды недостаточна для плавучих опор. Если у берегов глубина воды значительна, то эстакадные участки могут отсутствовать.

Переходные участки служат для сопряжения плавучей части моста, уровень которой меняется, с береговыми частями, имеющими постоянный уровень.

Прибрежные участки моста могут быть привязаны канатами к свайным кустам, забитым в мелкой части реки, или как-либо иначе надежно закреплены на берегу.

Если необходим пропуск судов, то в наплавных мостах устраивают выводные звенья или разводные пролеты. Выводное звено представляет собой участок плавучей части моста, который выводят в сторону, открывая в мосту отверстие для пропуска судов (рис. 137, г).

Паромная переправа состоит из парома, перемещающегося между берегами, причальных устройств (пристаней) для его загрузки и разгрузки и подъездов к причальным устройствам.

Для паромной переправы выбирают участок реки с возможно большими глубинами как в пределах основного русла, так и у берегов, для беспрепятственного движения парома по реке и подхода его к пристаням. Желательно располагать паромные переправы на плесовых участках, избегая резких излучин реки, а также мест, где возможен размыв берегов.

Вид парома, способ передвижения и его конструкция зависят от количества переправляемых паромом грузов, ширины реки и ее водного режима.

На несудоходных реках небольшой ширины для переправы с малой пропускной способностью применяют паромы из баржей, плашкоутов или понтонов, перемещающихся поперек реки при помощи тросов.

Простейший способ перемещения парома - при помощи каната, идущего поперек реки и служащего одновременно и тяговым и направляющим элементом. Для передвижения парома применяют лебедки (рис. 147, а). На судоходных реках для пропуска судов движение парома прерывают, а поперечные канаты ослабляют так, чтобы они опустились на дно водотока.

На широких реках легкие паромы снабжают стационарным или съемным мотором. Более мощные паромы перемещают с помощью буксирного судна (рис. 147, б).

Для постоянно действующих переправ через большие водные препятствия применяют самоходные паромы.

Для уменьшения сопротивления движению парома канат должен находиться над поверхностью воды; для этого на пароме его перекидывают через вертикально поставленную раму, а дальше поддерживают над водой при помощи маленьких лодок (челноков) или плотиков.

Для причаливания парома к берегам, его загрузки и разгрузки служат пристани. Пристани должны обслуживать паром при различных горизонтах воды, обеспечивая удобный въезд и съезд временной нагрузки.

На реках, где колебания горизонта воды в период работы переправы незначительны (до 0,5-0,6 м), пристань может быть сделана в виде постоянной конструкции на сваях, расположенной так, чтобы при самом низком горизонте воды около пристани была достаточная глубина для подхода парома.

При амплитудах колебаний горизонта воды до 1,5 2,0 м пристани устраивают в виде переходного мостика с подъемной опорой (рис. 148, а). При загрузке и разгрузке парома переходный мостик своим речным концом опирается на край парома. При отходе парома он опирается на опору, снабженную подъемными приспособлениями (талями) для регулирования положения мостика при различных уровнях воды в реке.

При пологих берегах и больших колебаниях уровня воды урезы высокого и низкого горизонтов отступают друг от друга в плане на большое расстояние. В этом случае причальное устройство должно передвигаться вместе с перемещением уреза воды.

На рис 148, б представлена конструкция причального устройства в виде скользящего треугольного мостика, перемещаемого по наклонному лежневому пути, сделанному на спланированном берегу. Скользящий мостик перемещают при помощи лебедок или ворота и закрепляют в положении, соответствующем имеющемуся горизонту воды.

На многоводных реках с большими колебаниями горизонта воды наиболее удобно причальное устройство в виде плавучей пристани- дебаркадера (рис. 148, в). В качестве дебаркадера используют баржу, располагаемую на таком расстоянии от берега,

Понтонный мост — это сооружение над водой, имеющее плавучие опоры, которые называются понтонами. Разновидностью является мост наплавной, у которого отсутствуют обособленные понтоны, а пролетные сооружения выполняют функцию «плавучести». Применялись такие сооружения для организации временных переправ при аварийных состояниях или в период ремонта стационарных мостов, в военное время и при выполнении работ по ликвидации последствий ураганов, Но есть много примеров, когда понтонный мост функционирует и постоянно (в России - Павлово, Бийск, Тарко-Сале, Уренгой).

Сооружения на понтонах имеет много достоинств. В первую очередь они транспортабельны. Их легко перемещать по воде и в разобранном состоянии по суше. Второе преимущество - быстрота монтажа. Однако при этом есть и существенные недостатки. Понтонные мосты создают проблемы для судоходства, обладают низкой несущей способностью, так как их устойчивость зависит от уровня воды, ветра, волн. Их невозможно эксплуатировать в период ледостава и ледохода.

Понтонная переправа - результат сложного инженерного процесса, требующего особых технологий и знаний. Пластиковые модули облегчают этот процесс. Понтонный мост является сборной конструкцией, состоящей из плавучих элементов. Такие сборные сооружения используются как для транспортных средств, так и для пешеходов.

Внешняя «легкость» и простота всей конструкции не снижают характеристики грузоподъемности, поэтому такие мосты используют для военных целей.

Преимущества

Понтонный мост - это модульная конструкция, которая легко собирается за сравнительно короткое время. При этом сборка не требует каких-либо специальных технических навыков и знаний.

Подобное сооружение модульно-расширяемое, и при необходимости можно легко изменить его ширину и форму.

Модули из пластика износостойки, не подвержены воздействию кислоты, морской воды, низкой температуры. Понтонные мосты на основе пластиковых модулей используются на любой поверхности воды, не вредны для окружающей среды, не нарушают водную фауну и флору, противостоят течениям и волнам.

Интересные факты

  • Понтонная система была лично разработана австрийским инженером Карлом фон Бираго, командовавшим первым в истории понтонным военным корпусом. Эта система получила распространение во всех крупных европейских армиях.
  • В России самый протяжённый понтонный мост имеет длину почти 750 метров. Он соединяет пригород Хабаровска с Этот мост связывает остров и правый берег Амурской протоки, он работает с 2002 г. в период с конца мая по октябрь, по нему передвигается сельскохозяйственная техника и автомашины. До организации моста Большой Уссурийский остров с городом связывала В зимнее время на остров добираются по льду, а в период ледостава и ледохода остров от «большой земли» остается отрезанным. Мост разводят раз в сутки, чтобы не нарушать работу китайских и российских судов.
  • Интересно, что при неправильной эксплуатации понтонный мост может "уплыть". Это произошло, например, в 2005 году в городе Новокузнецке, когда мост через речку Кондому унесло течением.

Место военных мостов и переправ в решении задач.

Военные мосты на жестких опорах строятся для обеспече­ния преодоления водных преград и других препятствий вой­сками на путях их движения, маневра, подвоза и эвакуации. Они позволяют заменить понтонно-мостовые средства и механизированные мосты для обеспечения переправы войск на по­следующих водных преградах. В основном военные мосты строятся однопутными, но при необходимости обеспечения интенсивного двухстороннего движения могут возводиться и двухпутные мосты. Ширина проезжей части однопутных мостов 4,2 м, двухпутных - 7 м.

Военные мосты предназначены, как правило, для краткосрочной эксплуатации. К ним относятся низководные и под­водные мосты, а также путепроводы.

Низководные мосты возводятся без учета возможности пропуска под ними ледохода, высоких вод, судов и переправочных средств. Подмостовая высота низководного моста должна быть не менее 0,5 м. Подводные мосты отличаются от низководных тем, что обеспечивают маскировку моста и повышение его живучести.

Путепроводы возводятся для обеспечения бесперебойного прохода через дороги с интенсивным движением.

Строительство военных мостов должно осуществляться в короткие сроки при минимальных затратах сил и средств, что достигается:

Выполнением задачи широким фронтом с максимальным использованием средств механизации и типовых схем организации работ;

Применением заблаговременно изготовленных мостовых конструкций и бесперебойной доставкой их к месту строитель­ства;

Выучкой подразделений и расчетов, умелым и непрерыв­ным руководством их действиями.

Военные мосты строятся из конструкций, изготовляемых войсками из местных материалов. В качестве местных материалов используют лес на корню, лесоматериал (бревна, брусья, доски), имеющийся на складах или получаемый от разборки строений, а также стальной прокат (швеллеры, двутавры, уголковая сталь, трубы, рельсы, полосовая и круглая сталь).

Военный мост состоит из пролетных строений и опор.

Пролетное строение состоит из проезжей и несущей частей.

По проезжей части, состоящей из настила и колесоотбоев, происходит движение техники.

Несущая часть воспринимает давление от проходящих на­грузок и передает его на опоры.

Опоры делятся на береговые, расположенные на берегах, и промежуточные. Сопряжение моста с берегом осуществляется с помощью въездного устрой­ства.

Конструкция военного моста и размеры пролетов зависят от требуемой грузоподъемности, характера преграды, исполь­зуемого материала и применяемых в строительстве средств механизации.

В военных мостах применяются следующие основные обо­значения и определения.



L p - ширина реки по заданному горизонту;

L - длина моста - расстояние между осями береговых опор;

С о - ширина опоры - расстояние между осями рядов свай или стоек башенной опоры;

С - полная ширина опоры;

l - пролет моста - расстояние между осями смежных опор;

Н - высота опоры - расстояние от грунта до верха на­садки (лежня);

h c - строительная высота пролетного строения - расстояние от низа пролетного строения до верха про­езжей части;

h о - подмостовая высота - расстояние от поверхности

воды до низа пролетного строения;

В п.ч. - ширина проезжей части - расстояние между внут­ренними гранями колесоотбоев;

h - глубина воды;

ось 10 моста - воображаемая линия, проходящая вдоль моста посередине проезжей части;

ось 9 опоры - воображаемая линия, проходящая посере­дине ширины опоры и перпендикулярная оси моста; линия - линия крайних свай (стоек).

Назначение - плавучий разводной автодорожный мост через судоходные реки, относящиеся к разряду "Р" Речного Регистра РФ.

Секции на плаву удерживаются от напора течения якорями Холла по 1000 кг, набивание троса производится ручными шпилями. Разводка моста на плаву осуществляется катером.
Грузоподъемность (масса проезжающих транспортных средств) - 28 тонн
Движение односторонние, ширина проезжей части моста -3.5 м
Ширина пешеходных тротуаров - 2х0.75 м
Высота леерного ограждения - 1 м
Осадка без нагрузки - 0.41 м
Осадка при максимальной нагрузке (28 т.) - 0.7 м
Ширина судового хода 40-80 м.
Скорость движения транспортных средств - 10 км/час.
Максимальная скорость ветра 15 м/с (7 баллов по шкале Бофорта)

На концевых понтонах установлены ручные шпили ШР-2 усилием 700 кгс и по 2 литых кнехта. Проезжая часть в сечении представляет собой 4 сварных балки 1450 мм., связанных по длине швеллером 27 с шагом 900 мм. По балкам настил из листа S=8 мм. шириной=5100 мм., по концам (по ширине) окантован швеллером 27. Проезжая часть для автомашин обозначена конструктивным полособульбом 16 на расстоянии 3500 мм. по ширине моста симметрично. На каждых 50 м. длины моста установлены 8 светильников по 60 Вт каждый. На настиле проезжей части навариваются противоскользящие точки.

После того как Мандрокл из Самоса навел первый П. м. через Боспор, эти сооружения стали постоянно использоваться в военных целях.

рис. Понтонный мост, собранный из речных лодок (воспроизводится по рельефу на колонне Траяна).

  • - посёлок городского типа, в ближайшей пригородной зоне Ленинграда, на левом берегу Невы; подчинён Колпинскому райсовету Ленинграда...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - После того как Мандрокл из Самоса навел первый П. м. через Боспор, эти сооружения стали постоянно использоваться в военных целях. рис. , собранный из речных лодок...

    Словарь античности

  • - комплекс технических средств для наводки наплавных - мостов и сборки перевозных паромов...

    Словарь военных терминов

  • - комплекс технических средств для наводки наплавных мостов и сборки перевозных паромов...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - посёлок городского типа в Ленинградской области РСФСР, подчинён Колпинскому райсовету. Расположен на левом берегу р. Невы. Ж.-д. станция в 24 км к Ю.-В. от Ленинграда...
  • - штатное переправочное средство, предназначенное для наводки наплавных мостов и устройства паромных переправ. Состоит на вооружении инженерных, дорожных и ж.-д. войск различных армий...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ПОНТО́Н, -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ПОНТО́ННЫЙ, понтонная, понтонное. прил., по знач. связанное с устройством понтонов. Понтонный батальон. Понтонные работы. Понтонный мост...

    Толковый словарь Ушакова

  • - понто́нный прил. 1. соотн. с сущ. понтон, связанный с ним 2. Свойственный понтону, характерный для него. 3. Состоящий из понтонов...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - понт"...

    Русский орфографический словарь

  • - ПОНТОННЫЙ ая, ое. pontonnier m. Отн. к понтону, понтонам; состоящий из понтонов. БАС-1. Выгружено из воды на берег понтонных досок. 1736. Осада Азова. // СВИМ 3 259...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • - Сделанный из понтонов, или относящийся к понтонам...
  • - Часть саперного войска, на обязанности котор. лежит устройство понтонных мостов...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - относящийся, к понтону, сделанный из понтонов, понтонный парк – а) совокупность понтонного имущества, принадлежащего данной армии или войсковому соединению...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - ...

    Формы слова

  • - ...

    Словарь синонимов

"Понтонный мост" в книгах

Мост

Из книги Художник механических дел автора Ивич Александр

Мост Это было еще в первый год петербургского житья. В полдень, как обычно, Кулибин ушел к себе обедать. Жена звала к столу, за которым уже сидели дети, но Иван Петрович медлил. Он стоял у окна, грелся на первом весеннем солнце, смотрел, как, петляя меж лужами, по некрепкому

Мост

Из книги Ограниченный контингент автора Громов Борис Всеволодович

Мост 14 февраля я проснулся как обычно, в половине шестого. Ночной холод гор еще давал о себе знать, но чувствовалось, что днем уже можно будет ходить без теплой меховой куртки. Настроение было прекрасным. Почти всю армию мы уже переправили на нашу сторону. В Афганистане

Мост

Из книги Наша счастливая треклятая жизнь автора Коротаева Александра

Мост В центре Новосибирска маленьких деревянных домов оставалось мало, только на окраине. В основном - дома каменные, большие, улицы широкие, расстояния огромные. Мост через Обь был длинный и высокий. В шестидесятые годы летчик Привалов самовольно пролетел под мостом в

10. МОСТ

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-5 автора Тимофеев Николай Семёнович

10. МОСТ 412-я колонна называлась мостовой, потому что строила железнодорожный мост через Амгунь. Большой металлический мост, семь пролетов по 55 метров. Махина. Да еще плюс к этому - разветвленную систему берегоукрепительных устройств и дамб, так как Амгунь во время паводка

17. МОСТ

Из книги Трагедия казачества. Война и судьбы-3 автора Тимофеев Николай Семёнович

17. МОСТ На войне бывают случаи, когда солдат теряет все свое нехитрое имущество.Точную дату я назвать не могу, потеряли мы в то время счет дням. Наш 15-й казачий корпус шел днем и ночью, уходя из Хорватии, где дальше держаться уже не было никакой возможности. Немецкие

Мост

Из книги Убийца из города абрикосов. Незнакомая Турция – о чем молчат путеводители автора Шабловский Витольд

Мост Существует два Стамбула.Первый принадлежит туристам, пятизвездочным отелям и любителям развлечений. Орхан Памук ищет в нем источники своей ностальгии, а обвешанные фотоаппаратами японцы фотографируют здесь каждый миллиметр. Ежегодно сюда приезжает более десяти

Мост «Лук»

Из книги Секреты людей, у которых не болят суставы и кости автора Ламыкин Олег

Мост «Лук» Этот мост является антагонистом мосту «Руки земли». Он также относится к категории, которую мы называем «забытые движения тела». Действительно, в обычной жизни мы не используем такое неудобное положение рук, но это положение связано с большим количеством

Мост

Из книги Минуя веху. Ключи к пониманию энергии нового тысячелетия автора Кэрролл Ли

Мост Мост Мечей - метафора, не так ли? Мост через пропасть между старой и новой энергиями. Скрещенные над вашей головой мечи - символ того, что делалось для воинов во время многих праздников. Некоторые воображали, что сам мост реально образовывался мечами, но мост - это

Что такое наплавной, или понтонный, мост?

Из книги Мосты автора Кёте Райнер

Что такое наплавной, или понтонный, мост? В 490 г. до н. э. в Марафоне, находившемся неподалеку от древнегреческой столицы Афины, произошла знаменитая битва. После продолжительных войн грекам удалось наконец одержать победу над персами, войско которых возглавлял царь Дарий автора Кушнир Александр

Калинов мост Калинов мост (1987) сторона АМоя песняС боевыми глазамиДевочка летомПойдем со мнойОтец работалВо глубине сибирских рудсторона ВСансараРанним утромНадо

Мост? Какой еще мост?

Из книги Почему мы ошибаемся. Ловушки мышления в действии автора Халлинан Джозеф

Мост? Какой еще мост? Еще большую тревогу вызывает тот факт, что разделенное внимание нередко приводит к опасному состоянию, известному в психологии как перцептивная слепота, или слепота по невниманию. В этом состоянии человек может смотреть прямо на что-то и не видеть

4.6. «Навели мы мост понтонный и тотчас пошли колонны…» Из австрийской солдатской песни «Бравый рыцарь принц Евгений»

Из книги Шелест гранаты автора Прищепенко Александр Борисович

4.6. «Навели мы мост понтонный и тотчас пошли колонны…» Из австрийской солдатской песни «Бравый рыцарь принц Евгений» Борьба за ученую степень отнимала все силы, поэтому было не до анализа ситуации в НИИВТ. Провел беседу Тугой, планировавший новую ретираду: уйти с

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх