Митрофан, епископ Гатчинский и Лужский (Осяк Михаил Александрович). Епископ гатчинский и лужский митрофан возглавил богослужение в иоанновском женском монастыре на карповке Благочиния, входящие в епархию

Одну из вновь образованных в марте этого года епархий Ленинградской области возглавил новорукоположенный архиерей — епископ Гатчинский и Лужский Митрофан (Осяк), настоятель Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря под Лугой и председатель Реставрационного отдела Санкт-Петербургской епархии. О роли епископа в Православной Церкви, о планах новой епархии, о монашеском пути и духовных наставниках с владыкой Митрофаном беседует наш корреспондент.

Одну из вновь образованных в марте этого года епархий Ленинградской области возглавил новорукоположенный архиерей — епископ Гатчинский и Лужский Митрофан (Осяк), настоятель Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря под Лугой и председатель Реставрационного отдела Санкт-Петербургской епархии. О роли епископа в Православной Церкви, о планах новой епархии, о монашеском пути и духовных наставниках с владыкой Митрофаном беседует наш корреспондент.

Под омофором митрополита Владимира


— Владыка, если посмотреть на ваш путь к епископству с самого начала, нельзя не упомянуть, что родились вы в семье священника. Какое влияние на вас оказали родители? Почему вы пошли по стезе отца?


— Действительно, я родился в семье священника — протоиерея Александра и матушки Ольги. Они научили меня главной заповеди, которой руководствуюсь в жизни: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим».

Самые яркие воспоминания детства — это когда мы приезжали с отцом на службу в отдаленные приходы и оставались там ночевать: я там общался с бабушками и дедушками — главными прихожанами, и, конечно, как все дети, баловался. Помню, что когда пошел в школу, стал испытывать неудобства. Надо мной смеялись — и сверстники, и учителя. Мама пришивала к моей майке карманчик, куда приходилось убирать крест. В средней школе я уже перестал прятать крест — носил его открыто.

Когда мне исполнилось 18 лет, отец сказал мне: «Можешь поступать в семинарию». Он никогда не навязывал свое мнение: я должен был решить сам. И я решил — поступать.

— Когда началось ваше монашеское поприще?


— В какой-то момент я понял, что молодой священник может подвергаться на приходе большим искушениям, и решил принять постриг. К тому времени я уже был знаком с отцом Евфимием (Шашориным), который сейчас является настоятелем Тихвинского монастыря, а тогда служил иподиаконом у митрополита Владимира в бытность его митрополитом Ростовским и Новочеркасским. В Ростовской епархии тогда женский монастырь был, а мужского монастыря — не было. И мы с отцом Евфимием стали возрождать монастырь в казачьей станице Старочеркасской.

Это удивительное место. Там когда-то жил атаман войска Донского Данила Ефремов. Когда атаман умер, супруга передала все их состояние — включая дворец атамана — Церкви и основала монастырь. Она подошла к делу щедро: к созданию храма были привлечены ученики Растрелли и Ринальди. Вот такой монастырь мы пытались возродить. Это было в середине 90‑х — во время наибольших экономических трудностей. Было сложно вернуть те здания, которые принадлежали Церкви — боролись за них изо всех сил. Иногда шли даже на несанкционированный протест, иногда привлекали общественность и СМИ, писали обращения к губернатору. На самом деле, надо сказать большое спасибо музейным организациям за сохранение культурного наследия. Но все-таки монастырь должен быть не музеем, а монастырем. В итоге, нам передали храм Донской иконы Божией Матери, келейные корпуса, подворье.

Когда владыка Владимир перешел на Санкт-Петербургскую кафедру, мы захотели остаться под его омофором: для нас он стал духовным отцом, старцем, который рукополагал нас в священники. Так я оказался в Череменецком монастыре под Лугой.

В Череменецком монастыре было проще. Благодаря усилиям протоиерея Георгия Минаева, в то время председателя Приходского совета Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, обитель была возрождена как подворье собора. Когда я пришел в монастырь, уже были готовы документы, было небольшое количество людей, готовых трудиться, и земельный участок. Нам только нужно было молиться и потихоньку все восстанавливать. На сегодняшний день мы смогли восстановить старейшую постройку монастыря, памятник XVI века — собор Иоанна Богослова, который был разрушен после войны. Сейчас он сияет золотыми куполами.

— Кто был вашим духовным наставником, кроме митрополита Владимира?


— В первую очередь — мой отец, почивший двенадцать лет назад на Пасху. Отец всегда любил приглашать домой церковное начальство. Часто у нас дома в гостях были епископы, архиепископы, митрополиты. Так я познакомился с митрополитом Владимиром (Сабоданом), который сегодня возглавляет Украинскую Православную Церковь, и с митрополитом Самарским и Сызранским Сергием (Полёткиным), который рукополагал меня в диаконы.

«Епископ должен быть с народом»


— Чем вызвано решение разделить Санкт-Петербургскую епархию на четыре епархии?


— В личной беседе Патриарх Кирилл объяснил мне это так. Есть епархии с большим количеством приходов. За год архиереям их все объехать очень сложно. И бывает так, что на многих приходах архиерей не служил десятилетиями — приход посещал, но богослужения не было. Цель образования новых епархий — приблизить архиерея к церковному народу. Епископ должен знать паству, быть в курсе дел на приходах. По мере сил я стараюсь решить эту задачу во вновь образованной Гатчинской и Лужской епархии: выезжаю служить на приходы, обустраиваю Епархиальное управление.

— Есть ли уже статистика по епархии?


— Сейчас мы ее выверяем. В состав епархии входят Волосовский, Гатчинский, Кингисеппский, Ломоносовский, Лужский, Сланцевский и Тосненский районы на юге Ленинградской области. Фактически это одна четвертая часть области. В нашей епархии находится от 70 до 80 приходов. Все они официально зарегистрированы и имеют статус юридического лица. При образовании епархии возникли спорные вопросы — например, вопрос подворий. У монастырей других епархий есть подворья и храмы в нашей епархии. Есть и приписные часовни, и воинские храмы, и храмы в местах заключения. Их статус пока непонятен.

— Где будет располагаться ваша кафедра?


— Основное местопребывание будет в Гатчине, но, поскольку епархия Гатчинская и Лужская, мы планируем сделать два здания. Мы потихоньку берем личные дела клира из Санкт-Петербурга, перевозим документы в Гатчинское епархиальное управление. Помещение нам любезно предоставил досточтимый отец Михаил Юримский — настоятель Покровского собора в Гатчине. Впоследствии мы надеемся, что администрация города Гатчины и Гатчинского района возвратит Церкви дом настоятеля Павловского собора, где смогут разместиться отделы и службы, необходимые для работы епархии.

— В своем слове после наречения в епископа Гатчинского и Лужского вы сказали: «Буду стараться уделять пристальное внимание воспитанию и воцерковлению молодого поколения, проповедовать Евангелие, бороться за чистоту и нравственность в обществе, возрождать православную жизнь в нашем народе». Можно ли назвать это вашей программой?


— Я перечислил основные направления работы любой епархии — миссионерское, катехизаторское, социальное, просветительское и благотворительное служение. Для меня самым важным служением будет работа с молодежью. Когда-то я преподавал в воскресной школе и там понял, как важно заложить фундамент любви к Богу и ближнему, фундамент нравственности. Она — как маленькое деревце, которое вырастет так, как ты за ним будешь ухаживать. Проще предотвратить развивающуюся греховность, чем потом с ней бороться. От того, какое воспитание получает ребенок в детстве, будет зависеть его судьба как человека.

— Какова роль епископа Православной Церкви в современной России?


— Я всегда боялся епископского сана и осознавал меру ответственности, которую несет епископ. При рукоположении в священники я давал присягу нести ответственность за души прихожан. Теперь нужно нести ответственность не только за прихожан, но и за клириков — а это огромная ответственность!

Становясь епископом, ты становишься образцом для верных. На епископа ориентируется духовенство, прихожане — и поэтому надо быть строгим к себе. Да, это сложно… Но на все — воля Божия. Чаша сия не минула меня. Мама рассказывала мне, что в детстве митрополит Харьковский Никодим ставил меня на орлец и пел «Аксиос!» Все думали, что так владыка просто проявляет любовь к детям, но вот спустя тридцать семь лет это оказалось промыслительным.

В современном мире епископ должен блюсти каноны Церкви, сообразуя современную жизнь с церковными правилами. Апостольская Церковь жила в древние времена, вернуть которые невозможно. Нужно жить в ногу со временем, но не допускать, чтобы в Церковь попало что-то неверное, что-то чуждое ей.

Владимир Иванов

Мы продолжаем знакомить читателей с правящими архиереями новых епархий Санкт-Петербургской митрополии. Не так давно «Православный Санкт-Петербург» поместил на своих страницах рассказ епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячины), а сегодня с нами беседует епископ Гатчинский и Лужский Митрофан (Осяк) .

Вы, наверное, думаете: Гатчинская епархия - совсем молодое образование, ей ещё и года нет!.. Что ж, с одной стороны, это правда; но подумайте вот о чём: Православие-то утвердилось здесь не с момента образования новой епархии, - гатчинская земля древняя, и Бога здесь чтут с незапамятных времён. Не так давно мы молились в храме Ивангородской крепости: какой древностью веет там отовсюду! Какой могучий, благодатный дух, идущий из XV века, из эпохи царствования Иоанна III!.. Вы бывали в том храме? Он невелик размерами, но архитектура его - скупая и благородная - производит сильнейшее впечатление. Видна рука мастера! Вот так же и у нас, в древнем Иоанно-Богословском монастыре...

Если продолжить разговор о чудных храмах Гатчинской епархии, то в первую очередь приходит на память старинная церковь в Ильешах, где некогда хранилась чудотворная икона св.вмц. Параскевы Пятницы. Не потому я вспоминаю этот храм, что лучше его в нашей епархии нет, - у нас много храмов и красивых, и намоленных, и благодатных, - но всякий, кто побывал в Ильешах, забыть о тамошней церкви уже не может. Когда-то она была настоящим духовным центром окрестных земель, в праздники здесь собирались многотысячные крестные ходы, а сейчас - тишь да запустение. Храм потихоньку разрушается снаружи, но внутри он по-прежнему прекрасен - там почти всё сохранилось так, как было до революции, я даже видел те самые носилки, на которых носили икону вмц.Параскевы во время крестных ходов. До сих пор там не было своего настоятеля, и лишь недавно мы поставили в Ильеши молодого, очень старательного батюшку. Он немедленно занялся восстановлением: покамест помощи ему ждать неоткуда, и он сам покрывает купола железными листами. Ныне главная ильешская святыня - чудотворный образ св.Параскевы - хранится в Троицком соборе Александро-Невской Лавры; когда случится прикладываться к нему, помолитесь и за церковь в Ильешах, и за её настоятеля.

Чудные храмы Кингисеппа, Вырицы, Ломоносова, Тосно - всех не перечислишь... Помню, как поразил меня огромный - выше человеческого роста - образ Божией Матери в храме деревни Ополье... А сколько ещё древних церквей лежат в руинах!.. Работы нам предстоят большие. И слава Богу, они уже начаты: вот, например, на ближайшую Пасху мы намерены служить в Лужском храме Воскресения Христова, который долго ждал своего возрождения.

А наши святыни!.. Многие из них поистине не местного, но всероссийского, всемирного значения, - достаточно сказать только об усыпальнице св.прп. Серафима Вырицкого: к его мощам стекаются паломники со всего света. В Гатчине покоятся честные останки славной прпмц.Марии Гатчинской; всякий, кто знает её житие, не может не чувствовать благоговения перед её подвигом. Молитвы у раки св.Марии скоро доходят до Господа - это могут подтвердить сотни православных, побывавших в нашем кафедральном Павловском соборе. А вот менее известный в народе святой - прмч. Трифон Городецкий; его мало знают, а жаль! Этот славный монах пострадал в XVI веке при набеге безбожных литовцев: они зарубили отца Трифона саблями, разрубили его тело на куски; вечером пришли ученики преподобномученика, обмыли эти разрозненные части его тела и сложили в гроб, а наутро случилось чудо: обрубки срослись, и тело святого лежало во гробе неповреждённым.

В Макарьевской пустыни пребывают мощи прп.Макария Римлянина, в древности при-ехавшего на Русь из охваченной католичеством Европы. В Лужском районе, по нашим сведениям, находятся мощи другого святого Макария - Оредежского; но эта святыня пока не найдена. Есть у нас чудотворные иконы - как, например, образ апостола Иоанна Богослова в Иоанно-Богословском монастыре и многие другие...

Святыни - знак благословения Божия, почиющего на нашей гатчинской земле. Я рад, что благодать Божия явлена у нас так обильно. Но всё же Церковь Христова - это прежде всего люди: и священноначалие, и священство, и прихожане. Что сказать о них? Благочестив ли народ Гатчинской епархии?

Сложно определить духовность паствы, сложнее, чем перечислить святыни епархии. Тем не менее я попробую сделать это. Прежде всего, о духовности прихожан можно судить по тому, как усердно они посещают богослужения, как участвуют в церковной жизни. И вот я смотрю на наш народ и вижу, что храмы не пустуют, что общественное служение совершается, что дети тянутся к Церкви, к Богу. В епархии много воскресных школ, есть церковные школы начального образования, есть и две среднеобразовательные школы, в одной из которых директором является наш священник, - они готовят учеников в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет школам государство. Открываются летние лагеря для православной молодёжи, возле храмов оборудуются детские площадки.

Всё это так, но подобное перечисление, возможно, слишком сухо и не произведёт впечатления на читателей. Лучше рассказать простой случай, свидетелем которому был мой знакомый. Во время летних каникул по Сиверской катила на велосипедах весёлая компания мальчишек - обычные ребята, ничем не отличающиеся от своих сверстников. Путь их лежал мимо церкви. Мальчики спешились, привязали велосипеды к специально устроенной здесь стойке и вошли в храм. Моему знакомому стало любопытно, что они будут там делать, и он поспешил следом. А ребята приложились к иконам, пропели хором Символ веры и вернулись на улицу, покатили дальше по своим делам. Судя по всему, это была не запланированная молитва: просто ехали школьники мимо храма - и душа запросила общения с Богом. Это, по-моему, и есть свидетельство подлинного воцерковления, когда дети не по воле родителей, не потому, что кто-то что-то от них требует, а просто по зову души идут к вере. И меня радует, что и в Сиверской, и в других городах и посёлках Гатчинской епархии есть подобные дети. На архиерейских богослужениях, когда я выхожу причащать народ, я никогда не вижу среди причастников меньше десяти детей, а нередко их набирается и сотни две. И далеко не все они - воспитанники воскресных школ, которые пришли на службу организованно, всем классом, - по большей части это просто дети из верующих семей, которых ничто не ведёт церковь, кроме зова собственного сердца.

И я считаю, что не правы те, кто думает, будто в наше время путь к Богу особенно затруднён, почти невозможен, что соблазны мiра сегодня сильны, как никогда. Мiр всегда будет бороться с благочестием.

Я вспоминаю моего отца, почившего в 2001 году протоиерея Александра Осяка . Он служил в Ростовской епархии ещё в советские времена, когда были гонения, когда пятеро его детей учились в советской школе, неся на себе клеймо «дети попа». Он мог бы вести себя тише воды, ниже травы, чтобы не входить в конфликт с властями. Но он служил так, как ему подсказывала совесть, - строил новые храмы, восстанавливал старые по ростовским городам и хуторам: в Шахтах, в Азове, в Таганроге и многих других. А вы знаете, что если в ту пору священник что-то делал для храма, то уполномоченный тотчас писал соответствующую бумагу и правящий архиерей вынужден был перевести батюшку на другой приход. Самые частые воспоминания о детстве у меня такие: мы с отцом в воскресенье едем на очередной его приход, в какой-нибудь дальний хутор, - едем служить литургию... Я считаю, что отец мой был для меня главным духовным наставником, и не только для меня, но и для моих братьев и сестёр: из двух моих братьев один - священник, другой - диакон, обе сестры замужем за священниками...

Сам я священный сан принял в очень ранние годы: в 19 лет стал диаконом, в 20 лет - священником, и к тому времени, как меня хиротонисали во епископа, я уже более 20 лет служил Богу в сане священника, иеромонаха, игумена, архимандрита... Друг моей молодости - архимандрит Евфимий (Шашорин) ,нынешний настоятель Тихвинского Успенского монастыря. Вместе мы начинали наш монашеский путь в Ростовской епархии. В то время он звался ещё отцом Евгением, он-то и сагитировал меня открывать новый монастырь в Ростовской епархии. И мы с ним и с молодым монахом Авелем - три постриженика - по благословению тогдашнего митрополита Ростовского Владимира (Котлярова) , отправились возрождать монашескую жизнь в бывшей столице Донского казачества, в станице Старочеркасской. А потом, спустя 10 лет, владыка Владимир - теперь уже митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский - пригласил нас в город на Неве.

Владыка мог направить и в Александро-Невскую Лавру, и в любой другой монастырь епархии, но он поступил мудрее: определил нас в Череменецкий монастырь - место неповторимое, тихое, благолепное, для подлинной монашеской жизни идеально подходящее.

Легко ли быть монахом в современном мире?

Да, легко - если ты любишь послушание, труд и молитву. Мне кажется, что монашескую жизнь вести несложно, когда ты так загружен работой, что и минутки нет для уныния и расслабления. Мы с отцом Евфимием 15 лет жили в Череменецком монастыре, и все эти годы были для нас сплошной рабочей неделей: приходилось то вырубать кустарник, которым густо поросла вся обитель, то расчищать от хлама территорию, то заниматься строительством... Занятий было море - на несколько десятилетий вперёд. При этом у нас был такой график: утром встали, помолились, позавтракали и тотчас приступили к послушанию -
своего личного времени едва хватало на уборку кельи и стирку. И это прекрасно! Если монах загружен послушаниями, занят непрерывным трудом, то ему не сложно нести монашеский подвиг. А если человек не способен к труду или к молитве, не привил себе любовь к ним, то вскоре душу его охватит расслабление, а там придёт и злоба на братьев, и желание всех осуждать, а может быть, и алкоголь, и иные тяжкие страсти... Нечистая сила старается человека совратить с пути всевозможными соблазнами, но у нас есть замечательное оружие на диавола - послушание и молитва, и мы к нему прибегаем.

Может быть, вы думаете, что, став епископом, я по-иному смотрю на труды монашеские? Нет. Я, как и прежде, просыпаюсь в 6-7 часов утра и после богослужения немедленно принимаюсь за свои бумаги - а их, как правило, бывает столько, что закончить рабочий день удаётся только в 9-10 часов вечера. Но ведь не только канцелярской работой загружен епископ! Я стараюсь как можно больше ездить по своей епархии, проводить архиерейские богослужения в самых отдалённых её уголках... А епархия у нас немаленькая! Как правило, путь до какого-нибудь крохотного деревенского храма составляет не менее 150-200 км, и это значит, что если хочешь поспеть к началу литургии, то поспать ночью тебе, скорее всего, не удастся. Тяжело? Нет, радостно! Когда видишь, с какой теплотой встречают тебя люди, как сияют они, наполняясь на литургии благодатию Божией, когда они благодарят тебя, как родного отца, даже в голову не может прийти мысль об усталости.

Но возвращаюсь к тем временам, когда мы служили в тихом Череменецком монастыре. Как ни радостна была эта жизнь, но однажды судьба повернула нас на иные пути: отцу Евфимию поручили важнейшую миссию - заниматься возвращением чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери из Чикаго: он возглавил Тихвинский монастырь, и дороги у нас разошлись... Но духовная дружба наша продолжается и по сей день.

Мне же Промыслом Божиим и решением Священного Синода было определено стать епископом Гатчинским. Как я воспринял эту важнейшую перемену в своей жизни? Так, как об этом и говорится в чинопоследовании: «С любовию приемлю и ничесоже вопреки глаголю». Церковь избрала на этот пост, точнее, на это послушание - значит, это Богу угодно, значит, нужно это послушание смиренно исполнять и приносить пользу и людям, и Отечеству нашему. Я люблю своё епископское послушание, люблю свою епархию, люблю свою паству. Мне очень хотелось бы оставить какой-то след на этой земле, след в душах человеческих, и мне приятно трудиться. Я не разделяю наши храмы на «хорошие» и «плохие», «интересные» и «неинтересные». Конечно, хорошо, когда в храме есть чудотворная икона или иная святыня; красиво, когда над церковью горят золотые купола, но скромная деревенская церковка, крытая обычным оцинкованным листом, в которой с советских времён не сохранилось ни одной старой иконы, а все образа - бумажные, современные, - и она может сиять благодатью, и в ней можно так напитаться духом, как не всегда удаётся в большом городском соборе. Приятно и полезно поговорить со старыми прихожанами, помнящими времена гонений, но ещё приятнее видеть, что и молодёжь тянется к храму. Как это важно! В советскую эпоху, со всем её злом и неправдою, детям всё же прививали некие нравственные начала, а сейчас этого нет. Кто, кроме Церкви, может вывести новые поколения к свету? Мы обязаны прививать детям любовь и страх Божий, потому что они - будущее нашего Отечества. Не поймите меня так, будто я призываю совсем забыть о наших престарелых согражданах, которые терпят сегодня большие трудности. Им необходимо уделять внимание. Но дети, молодёжь - это те зёрна, которые мы бросаем в пашню, а каковы зёрна, таков будет и урожай, такая будет и страна. Земля нашей епархии распахана великими подвижниками прошлого - Серафимом Вырицким, Марией Гатчинской, Макарием Римлянином, Трифоном Городецким, Макарием Оредежским, надо достойно засеять её.

Работа с юным поколением - задача первостепенная, и, разумеется, не только для Гатчинской епархии. Слава Богу, что здесь не всё так безнадёжно, как кому-то может показаться. Слава Богу за то, что мы находим понимание у светских властей Гатчинского, Лужского, Кингисеппского, Волосовского, Тосненского, Сосновоборского и других районов: я постоянно получаю известия от батюшек о том, что власть проявляет понимание церковных нужд. Будем надеяться, что все вместе мы сможем сделать лучше гатчинский край и передать его новым поколениям.

Записал Алексей БАКУЛИН

ЕПИСКОП ГАТЧИНСКИЙ И ЛУЖСКИЙ МИТРОФАН (ОСЯК)

Родился 19 ноября 1972 г. в Ростове-на-Дону в семье священника. По окончании школы учился в Ростовском строительном техникуме. В 1990 г. поступил в Минскую духовную семинарию.

21 сентября 1992 г. в кафедральном соборе Ростова-на-Дону епископом Азовским Сергием , викарием Ростовской епархии, рукоположен во диакона. Нёс послушание в храме Азовской иконы Божией Матери г. Азова Ростовской обл.

6 июня 1993 г. в кафедральном соборе г. Ростова-на-Дону митрополитом Ростовским и Новочеркасским Владимиром (Котляровым) рукоположен во пресвитера. После назначения штатным священником храма Вознесения Господня г. Ростова-на-Дону продолжил обучение на заочном отделении Московской духовной семинарии.

11 апреля 1994 г. архимандритом Модестом (Потаповым) пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь свт. Митрофана Воронежского.

19 июля 1994 г. назначен на должность эконома и келаря в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь.

В 1995 г. окончил Московскую духовную семинарию.

13 октября 1997 г. принят в клир Санкт-Петербургской епархии и назначен на должность исполняющего обязанности настоятеля Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря.

3 июля 1998 г. утвержден в должности настоятеля Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря с возведением в сан игумена.

В 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию.

В сентябре 2009 г. назначен председателем отдела реставрации Санкт-Петербургской епархии.

Епископ Митрофан (в миру Михаил Александрович Осяк ; 19 ноября , Ростов-на-Дону) - архиерей Русской православной церкви , епископ Гатчинский и Лужский . Наместник Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря .

Биография

После окончания средней школы обучался в Ростовском строительном техникуме.

21 сентября 1992 года в кафедральном соборе города Ростова-на-Дону епископом Азовским Сергием (Полеткиным) рукоположен во диакона .

6 июня 1993 в том же соборе митрополитом Ростовским Владимиром (Котляровым) был рукоположен во священника.

После назначения штатным священником Ростовского храма Вознесения Господня продолжил обучение на заочном отделении Московской духовной семинарии .

11 апреля 1994 года был пострижен в монашество архимандритом Модестом (Потаповым) с наречением имени Митрофан в честь святителя Митрофана Воронежского .

19 июля того же года назначен на должность эконома и келаря в Донской Старочеркасский монастырь .

13 октября 1997 года иеромонах Митрофан был принят в клир Санкт-Петербургской епархии и назначен на должность исполняющего обязанности наместника Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря .

9 июня 1998 года постановлением Священного Синода утверждён наместником Череменецкого монастыря с возведением в сан игумена .

В сентябре 2009 года был назначен председателем отдела реставрации Санкт-Петербургской епархии.

Архиерейство

Награды

  • набедренник (19 апреля 1995)
  • наперсный крест (8 апреля 1998)
  • палица (29 марта 2004)
  • наперсный крест с украшением (15 апреля 2008)

Напишите отзыв о статье "Митрофан (Осяк)"

Примечания

Ссылки

  • // «Вода живая»

Отрывок, характеризующий Митрофан (Осяк)

С Каратаевым, на третий день выхода из Москвы, сделалась та лихорадка, от которой он лежал в московском гошпитале, и по мере того как Каратаев ослабевал, Пьер отдалялся от него. Пьер не знал отчего, но, с тех пор как Каратаев стал слабеть, Пьер должен был делать усилие над собой, чтобы подойти к нему. И подходя к нему и слушая те тихие стоны, с которыми Каратаев обыкновенно на привалах ложился, и чувствуя усилившийся теперь запах, который издавал от себя Каратаев, Пьер отходил от него подальше и не думал о нем.
В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что все несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал еще новую, утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного. Он узнал, что так как нет положения, в котором бы человек был счастлив и вполне свободен, так и нет положения, в котором бы он был бы несчастлив и несвободен. Он узнал, что есть граница страданий и граница свободы и что эта граница очень близка; что тот человек, который страдал оттого, что в розовой постели его завернулся один листок, точно так же страдал, как страдал он теперь, засыпая на голой, сырой земле, остужая одну сторону и пригревая другую; что, когда он, бывало, надевал свои бальные узкие башмаки, он точно так же страдал, как теперь, когда он шел уже босой совсем (обувь его давно растрепалась), ногами, покрытыми болячками. Он узнал, что, когда он, как ему казалось, по собственной своей воле женился на своей жене, он был не более свободен, чем теперь, когда его запирали на ночь в конюшню. Из всего того, что потом и он называл страданием, но которое он тогда почти не чувствовал, главное были босые, стертые, заструпелые ноги. (Лошадиное мясо было вкусно и питательно, селитренный букет пороха, употребляемого вместо соли, был даже приятен, холода большого не было, и днем на ходу всегда бывало жарко, а ночью были костры; вши, евшие тело, приятно согревали.) Одно было тяжело в первое время – это ноги.
Во второй день перехода, осмотрев у костра свои болячки, Пьер думал невозможным ступить на них; но когда все поднялись, он пошел, прихрамывая, и потом, когда разогрелся, пошел без боли, хотя к вечеру страшнее еще было смотреть на ноги. Но он не смотрел на них и думал о другом.
Теперь только Пьер понял всю силу жизненности человека и спасительную силу перемещения внимания, вложенную в человека, подобную тому спасительному клапану в паровиках, который выпускает лишний пар, как только плотность его превышает известную норму.
Он не видал и не слыхал, как пристреливали отсталых пленных, хотя более сотни из них уже погибли таким образом. Он не думал о Каратаеве, который слабел с каждым днем и, очевидно, скоро должен был подвергнуться той же участи. Еще менее Пьер думал о себе. Чем труднее становилось его положение, чем страшнее была будущность, тем независимее от того положения, в котором он находился, приходили ему радостные и успокоительные мысли, воспоминания и представления.

22 го числа, в полдень, Пьер шел в гору по грязной, скользкой дороге, глядя на свои ноги и на неровности пути. Изредка он взглядывал на знакомую толпу, окружающую его, и опять на свои ноги. И то и другое было одинаково свое и знакомое ему. Лиловый кривоногий Серый весело бежал стороной дороги, изредка, в доказательство своей ловкости и довольства, поджимая заднюю лапу и прыгая на трех и потом опять на всех четырех бросаясь с лаем на вороньев, которые сидели на падали. Серый был веселее и глаже, чем в Москве. Со всех сторон лежало мясо различных животных – от человеческого до лошадиного, в различных степенях разложения; и волков не подпускали шедшие люди, так что Серый мог наедаться сколько угодно.
Дождик шел с утра, и казалось, что вот вот он пройдет и на небе расчистит, как вслед за непродолжительной остановкой припускал дождик еще сильнее. Напитанная дождем дорога уже не принимала в себя воды, и ручьи текли по колеям.
Пьер шел, оглядываясь по сторонам, считая шаги по три, и загибал на пальцах. Обращаясь к дождю, он внутренне приговаривал: ну ка, ну ка, еще, еще наддай.
Ему казалось, что он ни о чем не думает; но далеко и глубоко где то что то важное и утешительное думала его душа. Это что то было тончайшее духовное извлечение из вчерашнего его разговора с Каратаевым.
Вчера, на ночном привале, озябнув у потухшего огня, Пьер встал и перешел к ближайшему, лучше горящему костру. У костра, к которому он подошел, сидел Платон, укрывшись, как ризой, с головой шинелью, и рассказывал солдатам своим спорым, приятным, но слабым, болезненным голосом знакомую Пьеру историю. Было уже за полночь. Это было то время, в которое Каратаев обыкновенно оживал от лихорадочного припадка и бывал особенно оживлен. Подойдя к костру и услыхав слабый, болезненный голос Платона и увидав его ярко освещенное огнем жалкое лицо, Пьера что то неприятно кольнуло в сердце. Он испугался своей жалости к этому человеку и хотел уйти, но другого костра не было, и Пьер, стараясь не глядеть на Платона, подсел к костру.

Дата рождения: 19 ноября 1972 г. Страна: Россия Биография:

По окончании школы учился в Ростовском строительном техникуме.

21 сентября 1992 г. в кафедральном соборе Ростова-на-Дону епископом Азовским Сергием, викарием , рукоположен во диакона. Нес послушание в храме Азовской иконы Божией Матери г. Азова Ростовской обл.

6 июня 1993 г. в кафедральном соборе г. Ростова-на-Дону рукоположен во пресвитера. После назначения штатным священником храма Вознесения Господня г. Ростова-на-Дону продолжил обучение на заочном отделении .

11 апреля 1994 г. архимандритом Модестом (Потаповым) пострижен в монашество с наречением имени Митрофан в честь свт. Митрофана Воронежского.

19 июля 1994 г. назначен на должность эконома и келаря в Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь.

В 1995 г. окончил Московскую духовную семинарию.

13 октября 1997 г. принят в клир и назначен на должность исполняющего обязанности настоятеля Иоанно-Богословского Череменецкого мужского монастыря.

3 июля 1998 г. утвержден в должности настоятеля Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря с возведением в сан игумена.

В сентябре 2009 г. назначен председателем отдела реставрации Санкт-Петербургской епархии.

15 марта 2013 г. в храме Тихвинской иконы Божией Матери резиденции митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского на Каменном острове в Санкт-Петербурге возведен в сан архимандрита.

В тот же день в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в в Москве

13 июля Иоанновский ставропигиальный женский монастырь г. Санкт-Петербурга отметил престольный праздник – собор 12 апостолов.

Божественную Литургию в этот день возглавил епископ Гатчинский и Лужский Митрофан. Его Преосвященству сослужили клирики обители и священнослужители других храмов Санкт-Петербурга.

Литургия закончилось крестным ходом вокруг обители. По окончании Богослужения епископ Митрофан обратился к присутствующим со архипстырским словом:

«Всечестная матушка игумения Людмила с еже во Христе сестрами святыя обители! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с праздником Собора святых апостолов!

Для этого монастыря это, безусловно, один из самых главных праздников, потому что этот замечательный храм, в котором мы сегодня совершили Божественную литургию, молились все вместе, освящен в честь святых апостолов, этих столпов Церкви.

Вчера мы с вами праздновали память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и для нашего города это была большая радость. Ежегодно в этот праздник (можно сказать, день Ангела города Санкт-Петербурга, так как он назван в честь святого апостола Петра) Святейший Патриарх прибывает в Петропавловский собор, совершает Божественную литургию и участвует в праздничных мероприятиях, посвященные этому празднику. Церковь еще с древних времен установила на следующий отмечать праздник Собора святых апостолов, и мы находим этому подтверждение в книгах – начиная с IV века этот праздник широко отмечался.

Действительно, посланники Христовы – апостолы, «слуги Господа», как мы переводим слово «апостол», по нисхождению на них Святого Духа, разносили благую весть, Евангелие, Христово учение по всей Вселенной. Мы с вами знаем, что они были наделены от Господа, как мы сегодня слышали в Евангельском чтении, огромной силой исцелять больных, изгонять бесов и многими другими дарованиями. Святые апостолы, казалось бы, наделенные великой силой, всё равно проводили жизнь подобно Христу: претерпевали и муки, и унижения, и практически все, за исключением Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Но Церковь, основанная Христом, осталась жива, живет по сей день, и плоды этого учения мы все с вами видим.

Сегодня особо хотелось бы поздравить Матушку и всех сестер этой замечательной обители, которую милостью Божией передали Церкви. Ее передали оскверненную в годы лихолетья, но вашими молитвами и трудами, помощью ваших благодетелей эта обитель вновь воссияла в городе на Неве. Отрадно сюда приходить и совершать молитвословия!

Желаю вам, дорогие сестры, помощи Божией в несении вашего нелегкого послушания, чтобы по молитвам святых апостолов Господь укреплял, давал вам силы и здоровье на многая и благая лета!»

В память о своем первом Богослужении в Иоанновской обители Владыка преподнес Матушке игумении икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова – список с чудотворной иконы, которая находится в Иоанно-Богословском Череменецком мужском монастыре, где Его Преосвященство является настоятелем. Игумения Людмила подарила владыке Митрофану икону основателя и небесного покровителя Иоанновской обители — святого праведного Иоанна Кронштадтского, согласно воле которого главный храм монастыря был посвящен двенадцати апостолам.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх