Лирический герой в любовной лирике некрасова. Новаторство любовной лирики Н.А. Некрасова. Авдотья Яковлевна Панаева

При знакомстве с творчеством Николая Некрасова обычно не возникает ассоциаций с любовными произведениями. В основном его строки отражают повседневную жизнь. Это видно в первую очередь по таким его произведениям, как "Женщины в русских селеньях" и "Крестьянские дети". Однако при более внимательном изучении жизненного пути и стихов поэта становится понятно, что любовная лирика в творчестве Некрасова все же присутствовала.

Чувства и жизнь в произведениях Николая Алексеевича

Некрасов, как и многие другие творческие люди, был весьма любвеобильным человеком. Страстная натура требовала постоянного присутствия в его жизни музы, и, естественно, это нашло отражение в его произведениях. По свидетельству биографа поэта, любовная появилась во время первой влюбленности в одну гувернантку. Это была милая, но в то же время лукавая девушка. Николай Алексеевич то сходился с ней, то расходился в период своего нищенствования. Но влюбленность его носила, скорее, земной характер и, по мнению многих литературоведов, была в некотором роде "плебейской любовью". Однако впоследствии в жизни классика появилась страстная и безумная любовь к непревзойденной Авдотье Панаевой.

Яркое чувство

Именно Авдотье Николай Алексеевич посвятил один из циклов своих произведений. По праву можно сказать, что любовная лирика Некрасова в этот период поистине шедевральна. Его строки пронизаны глубокими чувствами к женщине. Некрасов о любви говорит пылко, страстно и исключительно искренне. Но не стоит думать, что эти отношения были безоблачными и легкими. Ведь по факту возлюбленная поэта была дамой замужней. Однако этот «маленький» нюанс ее жизни не стал преградой. И влюбленные впоследствии, несмотря ни на что, стали жить вместе. Каковы главные особенности любовной лирики Некрасова? Читая многие его произведения, мы видим, что всю бурю своих эмоций, все, что зарождалось в его душе, он переносил на бумагу. Именно поэтому любовная лирика Некрасова в строках, посвященных Панаевой, носит определенный автобиографичный характер. Видно, что создавая этот поэтический цикл, автор был преисполнен горечи. Николай Алексеевич был искренен до предела и от того крайне уязвим. Как утверждают литературоведы, данные произведения сравнимы по откровенности чувств лишь с "Денисьевским циклом" Тютчева.

Образы героев произведений

В лирическом произведении "Поражена потерей невозвратной" поэт повествует о том, как по воле судьбы гибнет любовь.

Ей все равно - холодный сумрак гроба,

Позор ли, слава, ненависть, любовь -

Погасла и спасительная злоба,

Что долго так разогревала кровь .

Как видно из приведенных строк, герой зависим от своих чувств. Потеря же любимой делает его безвольной и слабой личностью. Женщина, к которой герой испытывает чувства, уходит из жизни, и ему крайне сложно это понять и смириться с законами мироздания. Но вернуть чувства невозможно, так же, как и нереально повернуть время вспять. Герой остается один на один со своим горем, и помочь ему никто не может. Любовная лирика Некрасова, стихотворения, написанные им в порыве страсти и нежности, отличается благоговейным отношением к избраннице. В его произведениях образ женщины обладает крайней решительностью и сильной волей, в то время как герой обычно обделен такими качествами. Можно сказать, что герой любовных произведений Николая Алексеевича списан с него самого, он такой же анализирующий, неуверенный в себе и вечно сомневающийся персонаж, тем не менее не потерявший способности любить.

Отражение сердечных привязанностей в произведениях поэта

Кроме любовной связи с Панаевой, в жизни поэта были и другие влюбленности. Так, Николай Алексеевич состоял в отношениях с Селиной Лефрен, француженкой по происхождению. К тому времени Некрасов сумел значительно поправить свое материальное положение. Это, несомненно, радовало его новую возлюбленную. Конечно, он прекрасно осознавал, что руководит Селиной, но его чувства были слишком сильны. Любовная лирика Некрасова в то время была пропитана его сомнениями, страданиями и тяжелыми мыслями. Вскоре место француженки занимает не очень отличающаяся от нее Прасковья Мейшен. Эта дама уже к тому времени была вдовой и также изрядно успела воспользоваться состоянием поэта.

Последняя любовь Некрасова

Ближе к пятидесятилетнему рубежу в душе поэта вновь вспыхивают любовные чувства, но уже к двадцатилетней Фекле Анисимовне Викторовой. Возраст не мешает Николаю Алексеевичу с прежним жаром, восторгом и пылом отдаться своим чувствам. Тем более что девушка отвечает ему взаимностью и не мыслит своего существования без него. Через некоторое время, приложив немало стараний и восполнив пробелы в воспитании, возлюбленная поэта Фекла превращается в Зинаиду Николаевну. Естественно, что в то время произведения поэта стали несколько другими. В тот период им был написан целый цикл стихотворений. Чувства Николая Алексеевича к этой девушке были последними в его жизни. Видимо, именно это и подтолкнуло Некрасова к тому, чтобы скрепить их союз в церкви.

Заключение

Изучив жизнь поэта, можно сделать вывод, что разнообразие и многочисленность произведений о любви связаны со множеством сердечных привязанностей поэта. Такое количество лирических циклов, несомненно, существенно обогатило русскую литературу. Для поэта любовь - это всегда боль и страдания. С одной стороны, такие чувства делают человека богаче, а с другой - он внутренне слабеет и становится зависимым. Но в этом и заключается закон любви:

Прости! Не помни дней паденья,

Тоски, унынья, озлобленья, -

Не помни бурь, не помни слез,

Не помни ревности угроз!

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова

Богатый и разносторонний поэтический мир Н. А. Некрасова, которого обычно называют защитником угнетенного крестьянства и певцом женской доли, включает в себя и тему любви. У поэтов она обычно ассоциируется с чудными мгновениями. У Некрасова же любовь-всегда земное чувство, с его прозой жизни и сложными отношениями, когда «жизнь течет мятежно»:

Встречался грустно я с тобой.

Ни смех, ни говор твой веселый

«Я посетил твое кладбище...»

Я знаю, ты другого полюбила,

Щадить и ждать наскучило тебе...

«Тяжелый крест достался ей на долю...»

«Давно - отвергнутый тобою...»

Духовные и нравственные искания лирического героя раннего Некрасова являются продолжением личной драмы.

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

Эта мысль рефреном пройдет

через все творчество поэта.

Впрочем, подлинным открытием некрасовской любовной лирики стало появление на ее страницах рядом с традиционным лирическим героем лирической героини, которая нередко оказывается даже сильнее и привлекательнее его.

В одном из лучших стихотворений на тему любви «Я не люблю иронии твоей...» отношения героя и героини пронизаны иронией и тонким проникновением в сокровенные уголки их внутреннего мира:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви...

Исследуя тонкие движения человеческой души, поэт не боится изображать размолвки любящих, ссоры и взаимные упреки. Но это не мешает ему увидеть светлое начало даже в самых горьких событиях. Ведь никакая ссора не страшна, когда веришь, что ей на смену не может не прийти «возвращенье любви и участья».

Да, лирический герой Некрасова обычно умен, наблюдателен, деликатен, но жизнь обернулась для него утратой надежд и веры в будущее. Герой стихотворения «Застенчивость» даже понимает причины своей житейской драмы и «бессилья обидного»: «Придавила меня бедность грозная». Поэт психологически точно передает переживания человека, готового перевернуть мир ради любимой, но при встрече с ней постоянно чувствующего на ногах «гири железные». недотепа. Епиходов концентрирует в себе эту тему пьесы. Он душа вся кого «недотепства». У Гаева, и у Симеонова-Пищика тоже постоянные «двадцать два несчастья»; как и у Епиходова, из их намерений ничего не выходит, на каждом шагу их преследуют комические неудачи.

Симеонов-Пищик постоянно находится на грани полного банкротства и, запыхавшись, бегает по всем знакомым с просьбой дать денег взаймы. Борис Борисович - человек, живущий в долг, как говорит Петя Трофимов о Гаеве и Раневской. Эти люди живут за чужой счет - за счет народа.

В одинокой, «ненужной» судьбе приживалки Шарлотты Ивановны есть большое сходство с нелепой, «ненужной» судьбой Раневской. Обе они относятся к самим себе, как к чему-то непонятно-ненужному, странному. И той и другой жизнь представляется туманной, неясной, призрачной. Как и Шарлотте, Раневской тоже «все кажется, что она молоденькая», и живет Раневская приживалкой при жизни, ничего не понимая в ней.

У Чехова нет «злодеев» и «ангелов», он не делит героев на положи тельных и отрицательных, они парадоксальны и непредсказуемы. Все герои Чехова даются в двойственном освещении: автор и сочувствует некоторым сторонам их характеров, и выставляет напоказ смешное и дурное - нет абсолютного носителя добра, как нет и абсолютного носителя зла.

Тот же Петя Трофимов не принадлежит к числу передовых, смелых и сильных борцов за грядущее счастье. Во всем его облике чувствуется противоречие между силой мечты и слабостью мечтателя. «Вечный студент», «облезлый барин», Петя Трофимов чист, мил, но чудаковат и недостаточно силен для великой борьбы. Не такие люди преуспевают в жизни и становятся ее творцами и хозяевами. Напротив, жизнь сама изрядно потрепала Петю. Подобно всем «недотепам» в пьесе, он нескладен и бессилен перед жизнью. Но все то, что он говорит Ане, дорого и близко Чехову.

В пьесе нет главных и второстепенных лиц. Епиходов столь же важен автору, как Гаев, а Шарлотта не менее интересна, чем Раневская. Такие непривычные для всей драматургии принципы приводят к появлению в пьесе характеров, сочетающих в себе противоречивые, даже взаимоисключающие черты и свойства.

Лучики правды, человечности и красоты есть в каждом из героев «вишневого сада», но они так слабы и неярки, что не в силах осветить грядущий день. И видится, что сама Россия, в какой жил Чехов на рубеже двух веков (и не только Чехов), еще не выработала в себе действительный идеал человека. В ней лишь зреют предчувствия грядущих изменений, но люди пока к ним не готовы.

способная и прийти на помощь, поддержать, и помочь найти выход из горестных обстоятельств («Ты всегда хороша несравненно...»).

«Прости! Не помни дней паденья...», «Да, наша жизнь текла мятежно...», «Мы с тобой бестолковые люди...», позволяют не только говорить о том, что у поэта был реальный прообраз, но и назвать имя той, любовь с которой подвигла на создание этого цикла стихов, вошедшего в историю литера туры под названием панаевского. Отношения Некрасова с А. Панаевой, наделенной красотой, обаянием, умом и сильным характером, считается, и легли в основу этих стихов.

Атмосфера присущей некрасовской любовной лирике напряженности отношений, жизни, полной тревог и утрат, зависимость чувства от воздействия окружающего мира представлены в одном из лучших стихотворений цикла «Да, наша жизнь текла мятежно...»:

Но с той поры, как все кругом пустынно,

И жизнь скучна, и время длинно,

И холоден я к делу своему.

Скажи! я должен знать... Как странно я люблю!

Но мысль, что и тебя гнетет тоска разлуки,

«Горящие письма», «Ты меня отослала далеко...». Но чем дальше, тем сильнее звучит у Некрасова новая для русской лирики и злободневная тема женского равноправия в любви, тема женщины-друга, способной не только на бурные страсти, но и на совместные с мужчиной дела («В неведомой глуши, в деревне полудикой...»):

И думал, что душе, довременно убитой,

И как закономерное развитие Некрасовым темы любви, впервые в лирику входит тема семьи, отношений супругов, в которых также случаются беды и радости, тревоги и заботы, потрясения и смятенье. Мотив горя в семье, горя, вторгшегося в разделенную любовь, звучит в лирическом стихотворении «Поражена потерей невозвратной...», на писанном поэтом после смерти его маленького сына.

И в этом стихотворении, и, например, в «Прости» лирический герой интересен проявлением мыслей и чувств по отношению к не просто присутствующей здесь же, а участвующей в событиях лирической героине, без которой сама жизнь героя была бы невозможна.

Своеобразие любовной лирики Некрасова заключается в том, что он впервые отходит от описания исключительно мужских проявлениях чувства любви и создает новый женский характер: самоотверженный и жесткий, любящий и ревнивый, но свободный и равноправный, а потому бесконечно сложный и непредсказуемый. «Я не люблю иронии твоей...» - уже в одной этой первой фразе зачина стихотворения дают о себе знать характеры двух людей и невероятная сложность их взаимоотношений.

Не будь такого авторского восприятия Некрасовым женщины и понимания им темы любви, думаю, не могли родиться и пленительные образы поэмы «Русские женщины». Едва ли в истории какой-нибудь страны Вы что-нибудь прекраснее встречали. Их имена забыться не должны. Поэт наделяет своих героинь чертами мужества и благородной самоотверженности, исполненной пафоса патриотизма и гражданской зрелости:

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

Для женщины другой,

Не быть его рабой!

Но знаю: к Родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Героизм и стойкость княгини Трубецкой позволяют Некрасову по казать хрупкую жену декабриста не высокодобродетельной и кроткой перед всеми за всех. Добровольно принятая на себя вина другого ради того, чтобы пострадать за весь мир... И прежде всего - за крестьянский мир. Лирика Некрасова не только в прошлых веках, не только в по- пушкински красивой жизни, но больше здесь, в деревне. От Некрасова литература узнала, что пшеничное поле на ветру - это поэзия. Стог сена - поэзия. Что об этом, оказывается, стоит и нужно писать.

Умение проникнуть в крестьянскую психологию отчетливо видно в его стихотворении «Калистрат», в котором повествуется о нищете крестьянина и бедственном положении его семьи. Рассказ Калистрата полон острой иронии по отношению к своей горькой доле, а за показ ной веселостью слышится чувство горечи и безысходности. Важно, что слова эти исходят от героя стихотворения, а не от автора:

В ключевой воде купаюся,

Урожаю дожидаюся

С непосеянной полосыньки!

На нагих детишек стиркою,

Носит лапти с подковыркою!..

Своеобразие, характерная особенность поэзии Некрасова в том, что она не полна печалью, а наполнена суровым гражданским гневом. Это стихи человека, вся жизнь которого - вечный бой с самодержавием, вечный бой ради свободы. Ради русского мужика. Ради совести народной.

А ты, поэт! избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не стоит вещих струн твоих!..

Для блага ближнего живи...

Сам поэт в стихотворении «Поэт и гражданин» служение искусству определил как высший нравственный долг перед народом. Не зря в том же стихотворении он прямо говорит от имени гражданина: «Поэтом мо жешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Он первый убедительно показал, что поэт должен писать не только о народе, но и ради народа. Только любить народ - этого мало. Нужно бороться за его счастье делом и словом. Быть певцом угнетенных - это высший смысл жизни поэта и гражданина. А для этого нужно было слово - суровое слово.

Поэзия Некрасова - это суд совести, суд поэта, суд гражданина. Суд одного над всеми, одного над самим собой. Суд, когда в сердце слезы.

Потому что без оправдания, без скидок. И слово Некрасова - это слово опаленного сердца. Слово человека с гневной и громкоголосой совестью гражданина. Потому-то многие его стихи так похожи на прокламации, зовущие Русь к топору.

Читая некрасовские произведения, понимаешь, что гражданин стал поэтом ради другого, угнетенного. И понимаешь, почему простой русский человек шел со стихами Некрасова и на бунт, и в сибирскую ссылку. Русские революционеры несли Некрасова в своем сердце.

Так перед смертью вспоминают мать. Так с именем матери на устах не примиряются со смертью... Так исповедуются. Муза Некрасова - печальница, как сама Россия. Она сестра, мать, крестьянка, которую бьют кнутом на Сенной, она страдалица. Ей Некрасов исповедуется в своей скорби и в своем гневе. Гневом очищается его душа от рабской униженности.

Читая произведения Некрасова, я увидела, что женщина для него - это прежде всего образ матери. Любовь живого к умершей. Некрасов первым из русских поэтов воспел мать. За ее страдальческую суть, должно быть, за готовность на отречение от всего - от родных, от Ро дины. Во все стихи и поэмы Некрасова тихо, печальной поступью вошла такая женщина, вошла, вытеснив все другие женские образы, вернее, наполнив их своей мученической сутью, женщина-мать, женщина-Муза, вдохновляющая на борьбу:

За идеал добра и красоты,

Живой любви глубокие черты, -

И еще важно подчеркнуть: поэзией своей он уравнял и декабри сток, и безвестных крестьянок, и мать свою, погибшую под бременем грубого непонимания. Все эти женщины, сливаясь в единый образ, как бы воссоздают образ России.

Некрасов еще и потому великий русский поэт, что остался верен особому национальному состоянию - раздумью.

Есть времена, есть целые века,

В которые нет ничего желанней,

В области формы Некрасов - один из лучших мастеров русской поэзии. Рифма у Некрасова часто долгая и распевная. Вот почему многие стихи Некрасова по своей форме - баллады. Можно вспомнить «Орину, мать солдатскую» или «Похороны», ставшие песней.

Поэзия - всегда личное богатство каждого из нас. У каждого - свой Некрасов. Великая поэзия, входя в душу, становится частью ее. Мне о Некрасове хочется сказать его же словами о Белинском:

Но в нем кипел

Родник богатых сил природных -

Источник мыслей благородных

И честных благородных дел!..

Разделы: Литература

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья…

  • познакомить учащихся с содержанием стихотворений о любви; выяснить роль А.Я.Панаевой в жизни и творчестве Н.А.Некрасова;
  • продолжить работу над формированием навыков анализа поэтического текста.

Оборудование: портреты Н.А.Некрасова, А.Я.Панаевой.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:

Очень часто творчество поэта отражает его личную жизнь. Приведите примеры. И сегодня мы попытаемся узнать творчество Некрасова, но уже с другой стороны.

3. Новый материал:

Из предыдущих уроков стало ясно, что основной темой творчества Н.Некрасова является тяжелое положение русского народа, которому поэт сочувствовал всей душой. В стихотворении “Элегия” он писал:

Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: В России не раба!

Вы спросите, разве такой поэт, как Некрасов мог писать о любви, но ничто человеческое ему не чуждо.

И тема нашего урока: Любовная лирика Н.Некрасова.

Попробуйте составить ассоциативный ряд к слову “любовь”. Но какая связь между любовью и революционной тематикой поэта?

В жизни поэта были две женщины, которые служили ему музой, помогали творить. Им и посвящал он свои произведения. Авдотья Яковлевна Панаева и Фекла Анисимовна Вигдорова (Зина). С именем первой у Некрасова связан целый цикл стихотворений, который называется панаевским. (Рассказ о Панаевой готовят учащиеся). Без этих женщин тоже нельзя представить творчество Некрасова.

Сообщение о Панаевой: Несколько лет Некрасов был влюблен в Панаеву, женщину замечательной красоты и трудной, сложной судьбы. Она не сразу приняла его предложение. Панаева ушло от мужа. В семье её родителей царила патриархальность, и, выйдя замуж, она вырвалась из гнетущей обстановки. Её муж был добрым, отзывчивым, талантливым литератором, но очень легкомысленным и рассеянным. Женившись он не оставил холостяцких привычек. И скоро Авдотья Яковлевна осталась одна. Панаеву и Некрасова объединяло тяжелое детство, духовные интересы, литературная деятельность и ненависть к крепостному праву. Авдотья Яковлевна взяла даже псевдоним – Ставицкий.

Ему было 22 года, когда он познакомился с Панаевой. Ей было24. Вчерашний пролетарий, литературный бродяга, конечно, он вначале не смел и мечтать о благосклонности такой блистательной дамы. Её муж женился на ней, когда ей еще не было девятнадцати, “едва ли не за тем, чтобы щеголять красивой женой перед приятелями и гулять с нею на музыке в Павловске”. Нелегко досталась Некрасову эта женщина. Он с отчаянья чуть было не кинулся в Волгу, но не такой он был человек, чтобы отстать.Этот поединок продолжался с 1843 года по 1848 год, когда она, наконец, стала его женой. Но к этому времени Панаева и Некрасов были уже совсем разными людьми. Потом она вышла замуж за секретаря редакции и родила дочь.

Анализ стихотворений “Мы с тобой бестолковые люди”, “Поражена потерей невозвратной”, “Прости! Не помни дней паденья (учащиеся работают по группам). Насколько сильно мог любить Некрасов, можно судить по стихотворениям поэта.

Выразительное чтение стихотворений. Ответить на вопросы: Кому были посвящены эти стихотворения?

Работа в тетрадях: (учащиеся заполняют графы таблицы, отвечая при этом на вопросы, которые разложены на столах):

Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения?

Найти рифмующиеся слова;

Определить размер стихотворения;

Составить вывод: какое настроение преобладает в стихотворении, и чем это подтверждается?

Вопросы “Поражена потерей невозвратной” 1848 “Мы с тобой бестолковые люди” 1851 “Прости! Не помни дней паденья” 1856
1. Выберите ключевые слова, которые говорят об отношениях Панаевой и Некрасова. Душа уныла и слаба, бессилие раба, мертвый мрак, ей все равно. Минута, вспышка, душу волнует и мучит, доля счастья, возвращенье любви. Прости, не помни, забудь, благослови.
2. Каких звуков больше в стихотворении, и как они передают настроение стихотворения? “р”-передает напряжение, раздражение, стремление. “ш”, шипящие, свистящие - протяженность, возмущение Преобладание глухих звуков
3. Найдите рифмующиеся слова. Слаба-раба, любовь-кровь, к рассвету-к свету, гроба-злоба. Люди-груди, мучит – наскучит, счастье – участье. Паденья-озлобленья, слез-угроз, светило-всходило.
4. Определите размер стихотворения. Ямб несет возбуждение Анапест- длительность Ямб- эмоциональность
5. Какое настроение преобладает в стихотворении? в этом стихотворении слышится беспокойство, уныние. Это стихотворение о несчастной любви, отсутствие счастья и радости, которые должна дарить любовь. Много слов с печальной и унылой окраской. Слова со светлой окраской. Можно провести параллель с русской пословицей “милые бранятся, только тешатся”. Настроение более оптимистичное. Воспоминание поэта о любви приятно. Но все в прошлом. Поэт просит прощения. И с теплотой вспоминает те дни, когда “люви светило над нами весело светило”

Выводы: (учащиеся читают стихотворение вслух и составляют вывод по нему) Посмотрите, как меняется настроение на протяжении всего времени, пока Некрасов был вместе с Панаевой. Это лишь подтверждает то, что роман их был очень бурным. Обратите внимание на ключевые слова: о чем они говорят? Я специально упустила этот момент. (Отношения были сложными, и это отражается в произведениях поэта).

Последний роман в жизни Некрасова начался в июле 1870 года и длился всего 7 лет. Между ними была огромная разница: ей – 23, ему – 49. Он – знаменитый поэт, умнейший человек России. Она – простая девушка самого скромного происхождения и образования. “Она была красавицей, располагавшей к себе и нежным взглядом, и всегда приветливой улыбкой. Волосы её светлые, профиль на редкость правильный, римский. Душа русской добрейшей женщины чувствовалась в ней с первого знакомства”. Он звал её Зиной, Зинаидой Николаевной. Они обвенчались за несколько месяцев до его смерти. Он составил завещание, не забыв никого. Состояние его здоровья было настолько плохим, что друзья организовали церковь-палатку на его квартире. Это был последний подвиг любящего сердца.

Предвидя скорый конец своей жизни, он писал:

Ты еще на жизнь имеешь право,
Быстро я иду к закату дней.
Я умру – моя померкнет слава,
Не дивись – и не тужи о ней!
Знай, дитя: ей долгим ярким светом
Не гореть на имени моем:
Мне борьба мешала быть поэтом,
Песни мне мешали быть бойцом.
Кто, служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за брата-человека,
Только тот себя переживет… (1876 г.)

Закрепление материала:

  • О каких фактах в жизни Некрасова вы узнали?
  • Как характеризуют они поэта и его отношения с А.Я.Панаевой и Зинаидой Николаевной?

6. Итоги и домашнее задание: Напишите свое рассуждение на тему “Тема любви в поэзии Некрасова”.

Тема любви в лирике Н.А.Некрасова. «Да, наша жизнь текла мятежно, полна тревог, полна утрат…» Мать поэта- Елена Андреевна Некрасова. «Ангел, ангел она у меня была, всё, что есть у меня хорошего, от неё»» Маленький Николай с матерью Еленой Андреевной Некрасовой Вот темный, темный сад... Чей лик в аллее дальной Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный? Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя! Кто жизнь твою сгубил... о! знаю, знаю я!.. Навеки отдана угрюмому невежде, Не предавалась ты несбыточной надежде - Тебя пугала мысль восстать против судьбы, Ты жребий свой несла в молчании рабы... Но знаю: не была душа твоя бесстрастна, Она была горда, упорна и прекрасна, И все, что вынести в тебе достало сил, Предсмертный шепот твой губителю простил!.. И ты, делившая с страдалицей безгласной И горе и позор судьбы ее ужасной, Тебя уж также нет, сестра души моей! Из дома крепостных любовниц и псарей Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила Тому, которого не знала, не любила... Но, матери своей печальную судьбу На свете повторив, лежала ты в гробу С такой холодною и строгою улыбкой, Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой. «ВНИМАЯ УЖАСАМ ВОЙНЫ…» В редакции «Современника». Внимая ужасам войны, При каждой новой жертве боя Мне жаль не друга, не жены, Мне жаль не самого героя... Увы! утешится жена, И друга лучший друг забудет; Но где-то есть душа одна – Она до гроба помнить будет! Средь лицемерных наших дел И всякой пошлости и прозы Одни я в мире подсмотрел Святые, искренние слезы – То слезы бедных матерей! Им не забыть своих детей, Погибших на кровавой ниве, Как не поднять плакучей иве Своих поникнувших ветвей... Составляющие понятие ЛЮБОВЬ Предмет ЛЮБВИ В полном разгаре страда деревенская... Доля ты!- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Не мудрено, что ты вянешь до времени, Всевыносящего русского племени Многострадальная мать! Зной нестерпимый: равнина безлесная, Нивы, покосы да ширь поднебесная - Солнце нещадно палит. Бедная баба из сил выбивается, Столб насекомых над ней колыхается, Жалит, щекочет, жужжит! Приподнимая косулю тяжелую, Баба порезала ноженьку голую – Некогда кровь унимать! Слышится крик у соседней полосыньки, Баба туда - растрепалися косыньки,Надо ребенка качать! Что же ты стала над ним в отупении? Пой ему песню о вечном терпении, Пой, терпеливая мать!.. «В полном разгаре страда деревенская…» Слезы ли, пот ли у ней над ресницею, Право, сказать мудрено. В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею, Канут они - всё равно! Вот она губы свои опаленные Жадно подносит к краям... Вкусны ли, милая, слезы соленые С кислым кваском пополам?.. Панаева Авдотья (Евдокия) Яковлевна «Мы с тобой бестолковые люди…» Что минута, то вспышка готова! Облегченье взволнованной груди, Неразумное, резкое слово. Говори же, когда ты сердита, Все, что душу волнует и мучит! Будем, друг мой, сердиться открыто: Легче мир - и скорее наскучит. Если проза в любви неизбежна, Так возьмем и с нее долю счастья: После ссоры так полно, так нежно Возвращенье любви и участья... «Я не люблю иронии твоей…» Оставь ее отжившим и не жившим, А нам с тобой, так горячо любившим, Еще остаток чувства сохранившим, -Нам рано предаваться ей! Пока еще застенчиво и нежно Свидание продлить желаешь ты, Пока еще кипят во мне мятежно Ревнивые тревоги и мечты – Не торопи развязки неизбежной! И без того она не далека: Кипим сильней, последней жаждой полны, Но в сердце тайный холод и тоска... Так осенью бурливее река, Но холодней бушующие волны... Поражена потерей невозвратной Поражена потерей невозвратной, Душа моя уныла и слаба: Ни гордости, ни веры благодатной Постыдное бессилие раба! Ей все равно - холодный сумрак гроба, Позор ли, слава, ненависть, любовь, Погасла и спасительная злоба, Что долго так разогревала кровь. Я жду... но ночь не близится к рассвету. И мертвый мрак кругом... и та, Которая воззвать могла бы к свету, Как будто смерть сковала ей уста! Лицо без мысли, полное смятенья, Сухие, напряженные глаза И, кажется, зарею обновленья В них никогда не заблестит слеза. «Прости» Прости! Не помни дней паденья, Тоски, унынья, озлобленья,Не помни бурь, не помни слез, Не помни ревности угроз! Но дни, когда любви светило Над нами ласково всходило И бодро мы свершали путь,Благослови и не забудь! Основные мотивы «панаевского цикла» Мотив – устойчивый, повторяющийся элемент сюжета, характерный для нескольких произведений «Если, мучимый страстью мятежной..» «Мы с тобой бестолковые люди..»» «Так это шутка? Милая моя…» «Прощание» «Да, наша жизнь текла мятежно…» «Давно – отвергнутый любовью» «Сожжённые письма» «Я не люблю иронии твоей…» Зинаида Николаевна Некрасова «Тройка» Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу Все лицо твое вспыхнуло вдруг. И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед?.. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьется алая лента игриво В волосах твоих, черных как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна и легка... Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж привередник И свекровь в три погибели гнуть. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, - появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. И схоронят в сырую могилу, Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки, и сыты, и бойки, И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой... Тема ЛЮБВИ – вечная тема Есть книга вечная любви Одни едва В ней несколько страниц перелистали. Другие, всё забыв, её читали. Слезами полили слова. Её читают много тысяч лет. От строк её и мне покоя нет. С.Щипачёв. Домашнее задание: Исследовать стихи «панаевского цикла» и заполнить таблицу понравившимися строками. Выучить наизусть стихотворение о любви. Приготовить по творчеству Некрасова презентации. Темы: - «панаевский цикл»; - образ крестьянки; - образ матери поэта; - «Моему милому другу Зине..»

Главные некрасовские темы нередко заслоняют те немногие стихотворения, где рассказана история долгой и мучительной любви. Интересно, что многие современники Некрасова и не заметили этой темы в лирике Некрасова. Так, один из сотрудников «Современника», М.А. Антонович писал в своих воспоминаниях о Некрасове, что тема любви «почти вовсе не затронута поэзией Некрасова; он касается ее изредка, так сказать мимоходом и как будто только потому, что такой повсеместной, общераспространенной темы уж никак нельзя было избежать и обойти. Муза Некрасова не воспевала прелестей любви, ее упоений и восторгов, ее мук и страданий...». Это замечание несправедливо, разве только что можно согласиться с тем, что «прелести любви, ее упоения и восторги» действительно не стали темой поэзии Некрасова. Его лирика - о муках и страданиях любви.

Тема любви в лирике Некрасова , и прежде всего знаменитый «панаевский цикл», т.е. цикл, связанный с любовью Некрасова к А.Я. Панаевой, оказывается неразрывно связанной с другими мотивами лирики Некрасова - мотивами напрасно растраченной молодости, греховности собственной жизни, с драматическим разладом героя и общества. Отношения героев, мучительно противоречивые сами по себе, осложняются этими драматическими переживаниями. Определяя своеобразие звучания этой темы в лирике Некрасова, исследователи пишут: «...Почти каждое любовное стихотворение - это рассказ о большой человеческой беде. Бывает порою и так: беда еще не стряслась, герой говорит о разделенной любви, о радости свидания, но его не покидает предчувствие неизбежной и близкой разлуки. <...>Любовь несет с собой не только радость, но и горе, обиды, боль, слезы <...>. Некрасов изображает то, что до него никогда не входило в лирическую поэзию: ссоры, семью, быт <...>», - пишет Б.О. Корман.

Некрасов вносит в звучание этой темы те же мятежность и печаль, что составили столь характерный пафос некрасовской лирики. «Панаевский цикл» - это драматическая история любви двух людей, горячо любящих и столь же страстно отстаивающих свою правоту. Как пишут исследователи, поэзия здесь «преодолевает свои границы: «панаевский» цикл - своего рода лирический роман, для которого характерны драматизация, диалогизация».

Каким же предстает чувство любви в изображении Некрасова? Характерно, что постоянным словом, передающим и суть характеров двух героев, и смысл их переживаний, становится слово «мятежный»: «Если мучимый страстью мятежной», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты». Глагол, наиболее точно выражающий чувства героев, - «кипит», «кипим»: «Пока еще кипят во мне мятежно / Ревнивые тревоги и мечты»; «Кипим сильней, последней жажды полны»; герои ощущают «с каждым днем сильней кипевшую любовь». Этот глагол воплощает крайнюю интенсивность чувств и отношений героев друг другу: накал страстей и гнева, и привязывающих героев друг к другу, и неуклонно разрывающих эти мучительные отношения.

История любви отмечена драматическими коллизиями - «вспышки», «ссоры». Гнев и ревность, жгучие укоры и негодующие взоры, тревоги сожаленья и слезы раскаянья, сознание неизбежности расставания и сильная искренняя любовь составляют эти мучительные и все же полные счастья отношения двух людей. Но вспышки гнева и тревоги любви не воспринимаются поэтом как случайные эпизоды, омрачающие счастье двух людей. Это - неизбежная сторона любви, знак полноты и силы чувства, немыслимого без ревности и мучений:

Если, мучимый страстью мятежной,
Позабылся ревнивый твой друг
И в душе твоей, кроткой и нежной,
Злое чувство проснулося вдруг -

Все, что вызвано словом ревнивым,
Все, что подняло бурю в груди,
Переполнена гневом правдивым,
Беспощадно ему возврати.

Отвечай негодующим взором,
Оправданья и слезы осмей,
Порази его жгучим укором -
Всю до капли досаду излей!

Лирический герой не жаждет прощения, он ищет - понимания и веры, понимания его ревности, вызванной только сильной любовью, и веры, что ревность сильнее всего терзает того, в чье сердце она проникает.

Герои некрасовской поэзии не знают тихих и безмятежных минут любви, во всяком случае, безмятежное счастье не становится темой некрасовских стихотворений. Счастье в понимании некрасовского героя - воспоминания о былом страдании, сама любовь, со всеми ее муками («И то, что в нем казалось нам страданьем, -/ И то теперь я счастием зову...»). Позднее Некрасов даст свое понимание любви как чувства, неотделимого от бурных переживаний и страданий. «Мятежная», горькая любовь будет осознана им как характерная примета времени:

Но, любя, свое сердце готовь
Выносить непрестанные грозы,
В нашем мире, дитя, где любовь,
Там и слезы.

Лирический герой Некрасова, по справедливому наблюдению Г.А. Гуковского, «дан не как норма, не как этико-эстетический идеал или выражение нравственного образа любви в ее самом чистом, свободном и высоком явлении, а как конкретный и типичный пример живого человека, человека хорошего, но отравленного «дурной» эпохой, несущего в себе и в своей любви душевные болезни больного века».

Герои некрасовской лирике находятся не только в противостоянии друг с другом, но и в противостоянии с обществом. В любовной лирике драматизм рождается и через мотив борьбы с «кровными врагами», которую ведут и герой и героиня. Эта борьба и объединяет героев, и еще более усложняет их и без того нелегкие отношения. В стихотворении «Тяжелый год - сломил меня недуг» причиной расставания героев становится усталость героини, измученной, «истерзанной борьбой с своими кровными врагами».

Любовь несет муки и тревоги, обиды и ссоры, но только она дает жизни высокий смысл. Даже не близость любимой, а только ее письма способны внести в душу героя веру в жизнь:

Не знал бы я, зачем встаю с постели,
Когда б не мысль: авось и прилетели
Сегодня наконец заветные листы,
В которых мне рассказываешь ты:
Здорова ли? что думаешь? легко ли
Под дальним небом дышится тебе,
Грустишь ли ты, жалея прежней доли,
Охотно ль повинуешься судьбе?

В стихотворении, обращенном к И.С. Тургеневу, Некрасов вновь повторит эту мысль: да, любовь одна составляет смысл человеческой жизни:

<...> Нет лучшей доли!
Живешь легко, глядишь светлей,
Не жалко времени и воли,
Не стыдно праздности своей,
Душа тоскливо вдаль не рвется
И вся блаженна перед той,
Чье сердце ласковое бьется
Одним биением с тобой...

«Женская любящая душа» - это «благословение» Бога человеку в его пути земном. В письме Л.Н. Толстому в 1857 г. Некрасов так определяет смысл любви, ее роль в человеческой жизни: «Хорошо ли, искренне ли, сердечно ли <...> убеждены Вы, что цель и смысл жизни - любовь? (в широком смысле). Без нее нет ключа ни к собственному существованию, ни к сущ(ествованию) других, и ею только объясняется, что самоубийства не сделались ежедневным явлением. По мере того как живешь - умнеешь, светлеешь и охлаждаешься, мысль о бесцельности жизни начинает томить - и они, вероятно (то есть люди в настоящем смысле), чувствуют то же - жаль становится их - и вот является любовь. Человек брошен в жизнь загадкой для самого себя, каждый день его приближает к уничтожению - страшного и обидного в этом много! На этом одном можно с ума сойти. Но вот Вы замечаете, что другому (или другим) нужны Вы - и жизнь вдруг получает смысл, и человек уже не чувствует той сиротливости, обидной своей ненужности <...>. Человек создан быть опорой другому, потому что ему самому нужна опора».

Важно отметить, что не только лирический герой Некрасова, но и другие персонажи его поэзии не знают счастливой любви. Согласие и гармония в отношениях любящих людей возможны только на короткое время, причем неизбежность трагической развязки предрешена: социальным неравенством («Огородник»), разностью характеров и судеб («Прекрасная партия», «В дороге»), тяготами и нищетой («Тройка», «Свадьба» и др.). Богатство и знатность также не избавляют от несчастливой развязки («Княгиня»). Одно из немногочисленных стихотворений, где воспевается светлая радость любви, - «Любушка» (другое название «Буря»).

«Мерещится мне всюду драма», - признался Некрасов в одном из своих стихотворений, и это стремление автора видеть и показывать прежде всего драматическую сторону событий во многом определяет звучание темы любви в его творчестве.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх