Известные архитектурные памятники домонгольской руси. Деревянные храмы домонгольской руси. Архитектура русских княжеств конца XIII—XV вв

Введение……………………………………………………3.

Сравнительный анализ русских храмов домонгольского

периода и русских храмов XVII века……………………..4.

Заключение…………………………………………………9.

Список литературы…………………………………………10.

Введение.

Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится как к монументальному зодчеству древнейшего, домонголь­ского периода, так и к архитектуре XVII века.

Как и в западно-европейском средневе­ковье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам миро­вой архитектуры.

Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках.

Храмов более поздних периодов несомненно во много раз больше, и по их архитектуре мы можем также можем анализировать ее особенности, культуру того времени, влияния и предпочтения.

Сравнительный анализ русских храмов домонгольского периода и русских храмов XVII века.

Вместе с новой религией Киевская Русь получила и неизвестный ей дотоле тип здания - христианский храм. В некотором смысле, согласно рассказу ПВЛ об «испытании вер», впечатление от церковного зодчества Византии предшествовало принятию христианства и даже предопределило его. К кон. X в. в Византии сложились и символические толкования храма, и отвечающий потребностям богослужения архитектурный тип здания. Крестово-купольная система, известная византийскому зодчеству уже в V–VI вв., обладала рядом преимуществ, что и обусловило ее господствующее положение как в Византии (начиная с IX в.), так и на Руси. Важнейшим ее признаком являлся пространственный крест, образованный пересечением двух центральных широких проходов-нефов; боковые нефы были более узкими, низкими и затемненными, что создавало в интерьере выраженную иерархию пространств. Нефы перекрывались сводами, чаще всего полуциркульными или коробовыми. Над средокрестьем ставили купол на световом барабане.

Большое каменное строительство на Руси началось в X веке как строительство христианских церквей, и, естественно, по византийскому образцу. Однако с самого начала оно восприняло и некоторые черты самобытного деревянного зодчества. Храм Софии, воздвигнутый в Киеве, имел тринадцать куполов на столпах, а не дошедшая до нас Десятинная церковь – даже двадцать пять куполов. Эта многоглавость – своеобразная русская особенность, она часто встречалась в деревянных постройках.

В XI столетии широко и богато обстраивались города, были заложены храмы Софии в Киеве, Новгороде и Полоцке.

Церкви строились на Руси во множестве и стали частью ее ландшафта. Древние зодчие умели безошибочно выбирать места для храмов – по берегам водных путей, на возвышениях, чтобы они были хорошо видны, как маяки для путников. В широкий равнинный пейзаж, пересеченный невысокими, мягких очертаний холмами, русские церкви вошли как завершающий штрих, как необходимый вертикальный акцент среди стелющихся волнистых линий. Церкви не были ни слишком высокими, ни угловато-остроконечными, как готические, - им свойственна компактная пластичность, телесная округленность форм; они, хотя и господствуют над пейзажем, но не противостоят ему, а объединяются с ним, они родственны русской природе.

В XII веке выработался характерный русский тип крестово-купольного белокаменного храма: четырехстолпный, одноглавый, с полукруглой главой на высоком барабане и выступающими полуцилиндрическими абсидами (чаще всего тремя) с восточной стороны. Другие стены расчленены лопатками (пилястрами) на три части, соответственно разделению внутреннего пространства, каждая завершается полукружием коробового свода – закомарой. Круглящиеся апсиды, волнистая линия закомар, круглый барабан и мягко завершающий его купол исключают всякую угловатость: храм выглядит почти скульптурно-чувственно.

Во 2-й пол. XII - нач. XIII в. в общем русле русской архитектуры отчетливо выделились местные направления (школы), отличавшиеся друг от друга особенностями строительной техники, излюбленными конструктивными и декоративными формами и приемами, различными вариациями плановых и объемных решений. Свои кадры мастеров имелись в ряде стольных городов - в Киеве, Новгороде, Полоцке, Галиче, Городне (совр. Гродно); во Владимиро-Суздальской земле и в Смоленске одновременно работали по две строительных артели.

В XII Столетии художественное первенство принадлежало Владимиро-Суздальскому княжеству – сопернику и преемнику Киева, претенденту на роль общерусского центра. Одно из прекраснейших сооружений владимиро-суздальской да и всей древнерусской архитектуры – церковь Покрова на Нерли, построенная в 1165 году. Она проста – все тот же одноглавый четырехстолпный храм, - но таких совершенных пропорций, вертикальна, устремлена ввысь. Но высотность смягчена мотивом полукружия, которым плавно завершается все ее вертикальные тяги: полукружия закомар, перекрытий, декоративных арочек, полукруглые завершения окон, дверей, - и, наконец, венчающее полушарие главы (которая раньше была шлемовидной, а не луковицей, как теперь).

В XII и начале XIII века русское искусство было самостоятельным и зрелым; татаро-монгольское нашествие и затем почти двухсотлетнее иноземное иго затормозили его развитие почти отовсюду, кроме Новгорода и Пскова, которые не были данниками Золотой Орды и к тому же успешно отразили натиск западных врагов – ливонских рыцарей.

Архитектуру XVII, сравнительно с прежней, отличает чрезвычайная нарядность. Когда в середине XIX века некоторые архитекторы пытались возродить национальный, «чисто русский» стиль, то представления о нем они черпали главным образом из построек XVII столетия – их уцелело больше всего. Именно в XVII веке возникали затейливые формы, которые потом, уже с полной утратой чувства гармонии, перекочевали в «стиль рюсс»: это бочкообразные кровли, резные наличники окон, многоярусные кокошники, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики и богатый растительный орнамент, который расстилался по стенам и своду подобно ковру. Главное в облике русского храма XVII века, в отличие от более ранней архитектуры - обилие декора, отчасти генетически связанного с орнаментикой европейского позднего Ренессанса и маньеризма. Полностью изменилось соотношение декора и несущей его стены: стена почти исчезла под колонками, ширинками, карнизами, наличниками, изразцами. Это явление, получившее название «узорочья», в литературе связывается с так называемым обмирщением церковного зодчества, сближением облика храма и богатых палат. Однако есть мнение, что богатый декор вначале получает широкое распространение именно в храмах, а не в светских постройках и явно объясняется желанием украсить дом Божий «паче всех иных» согласно изменившимся вкусам времени. Распространение сомкнутых сводов, часто также относимое на счет обмирщения, и характерную поперечную ориентацию внутреннего пространства бесстолпных московских храмов правильнее интерпретировать как следствие возрастания личностного, индивидуального благочестия, стремление к более близкому молитвенному общению с Богом. Замкнутое пространство небольшого посадского храма словно вытягивается вдоль солеи, позволяя всем молящимся наилучшим образом видеть и иконостас, и действия священнослужителей; значительно усиливается ощущение предстояния перед иконостасом, молящийся физически приближается к иконам и может более непосредственно обратиться к заступничеству святых.

В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асиммет­ричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фаса­дов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы ко­кошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают много­срубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.

В конце XVII века появляется и новый стиль – нарышкинский. Он исходил от давних принципов народного деревянного зодчества: в основании квадрат, «четверик», на который ставится меньший по объему «восьмерик». Своеобразие нарышкинского стиля в том, что на квадратном основании возводится не один, а несколько постепенно уменьшающихся восьмериков. Церковь представляет стройную многоярусную башенку, увенчанную небольшой главой и покрытую донизу нарядным декором, типичным для XVII столетия. Причем теперь в систему убранства вводятся и новые элементы – колонки, которые не имеют конструктивного значения, но красиво подчеркивают и скругляют грани восьмериков. Хорошо освещенные интерьеры этих построек с выраженным преобладанием вертикальной оси вызывали у молящихся ощущение «горнего восхождения» - не стремительного порыва, как в шатровых храмах, но плавного, постепенного подъема ввысь, который соответствовал новому, более спокойному и гармоничному мировосприятию. Шатры сохранились в качестве завершения колоколен и крылец. Нарышкинские постройки очень изящны, хотя и в них чувствуется что-то чуть-чуть игрушечное, они слишком красуются. Лучшие образцы нарышкинского стиля – церковь в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря.

Архитектура после нашествия монголов

Архитектура домонгольской Руси

Характеристики: высокий уровень техники для строительства, начало формирования собственного архитектурного стиля, мастерство живописцев, стремление выразить христианское мировоззрение.

До конца 10 века на Руси были только деревянные и деревянно-земляные постройки.

С 10 века начинается строительство культурных зданий, церквей и монастырей из камня . Первые деревянные постройки – 13-купольная Новгородская София и храм Бориса и Глеба в Вышгороде.

Самый древний храм из камня, дошедший до нас, – Спасо-Преображенский Собор в Киеве (старше Софии Киевской)

Возводились сооружения в основном под руководством византийских зодчих, поэтому неслучайно, что сложившийся в византийской архитектуре крестово-купольный тип храма стал популярен в древнерусской архитектуре.

В основе строения храмов лежит базилика (от греческого – царский дом) – тип здания, прямопропорциональный, состоящий из нечетного числа нефов (от 3-5), разделенных колонами и столбов (образующих крест). Крестово-купольный храм. На кресты (полоски колонн) кладется купол. Лежит на центральных 4-х колоннах.

В Древнем Риме это здания для торговли, судопроизводства и политических избраний.

Базилика. План: 1 – центральный неф; 2 – боковые нефы; 3 – трансепт; 6 – апсида (хор)

Православных храм произошел от синагоги.

Для древнерусской архитектуры характерны яркие, мягкие и светлые тона, в отличие от темных цветов византийской.

Значения слова «церковь»:

1) Дом бога (перевод)

2) Модель вселенной

3) Корабль спасения

2. Средняя часть храма

3. Притвор

Притвор есть преддверие к храму. Впервые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

4. Иконостас

5. Престол

6. Являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему разрешается исключительно священнослужителям.

7. Жертвенник

на нём жертва не совершается, а только подготавливаются вещества (хлеб и вино) для совершения евхаристии (.христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Искупителя).

8.Ризница

Ризница - хранилище священных сосудов, богослужебных одежд и богослужебных книг, ладана, свечей, вина и просфор для ближайшей службы и других предметов, необходимых для богослужений. Если алтарь храма небольшой и в нем нет приделов, ризница устраивается в любом другом удобном месте храма. При этом все же стараются устроить хранилища в правой, южной части церкви, а в алтаре у южной стены обычно ставят стол, на который полагают ризы, приготовленные к очередному богослужению.


Солея - возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон - полукруглый выступ в середине солеи, против царских врат, обращенный внутрь храма, к западу. На престоле внутри алтаря совершается величайшее таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, а на амвоне или с амвона совершается таинство Причащения этими Святыми Дарами верующих, а также читается Евангелие и произносятся проповеди. Величие таинства Причащения требует и возвышения места, с которого преподается причастие, и уподобляет это место в некоторой степени престолу внутри алтаря.

Купол-небо¸ крест-смерть Христа.

На восток смотрят апсиды (выступ здания, полукруглый), вход с запада (здесь писали картины страшного суда).

Восток–восход, заря, свет, начало новой жизни, рождение.

Запал–смерть, темнота, заход.

В восточной части, алтаре, совершали богослужения. Отделялся от церковного зала невысокой преградой из икон и тканей. Позже иконостасом.

В западной части находится балкон – нары, где во время богослужения были князь с семьей и приближенные.

Количество куполов:

1)-единый бог

2)- бог и человек

5) - Христос и евангелисты

7)семь таинств церкви или семь вселенских соборов

13) Христос и 12 апостолов

В основном преобладали одноглавые храмы.

Крупнейшие крестово-купольные храмы 11 столетия : 25-главая Десятинная церковь (до нас дошел лишь фундамент, во время монгольско-татарского нашествия захватчики подожгли храм) и 13-главый Софийский собор в Киеве, 5-главый Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Русские мастера внесли в храмы:

· Многоглавие

· Пирамидальность (ступенчатость)

· Башенность

Особенности каждой школы зодчеств:

Владимиро-суздальская с ярко выраженным декоративизмом. Своеобразие – ажурная каменная резьба на фасадах церквей. Дмитриевский собор во Владимире строил Всеволод большое гнездо, назван собор в честь покровителя Всеволода, Успенский собор на р. Клязьме, церковь Покрова на Нерли по заказу Боголюбского. Золотые ворота во Владимире – оборонительное сооружение.

Новгородская и псковская выделяются строгостью, простотой форм, скупостью декоративных украшений. Новгород – церковь Спаса на Нередице, Псков – Преображенский собор Мирожского монастяря.

Смоленск . Особую роль сыграли приглашенные черниговские мастера. Отличие – высокое качество кирпичной кладки. Церковь Петра и Павла

Слева - церковь Великомученицы Варвары, справа - храм Петра и Павла

Смоленск открывается нам постепенно: город так насыщен архитектурными и историческими достопримечательностями, что сразу всё это богатство осознать невозможно. И вот пришла очередь посмотреть, может быть, главные сокровища Смоленска - три домонгольских храма, то есть построенных до татаро-монгольского нашествия. Первое знакомство было просто внешним - посмотреть, где находятся, как лучше снимать, где парковаться.
В итоге пришло осознание, что все три церкви связаны не просто временем постройки, но и тем, что построены на средства и по указу потомков Владимира Мономаха - внуком Ростиславом Мстиславичем и двумя сыновьями Ростислава. Территориально все находятся поблизости, недалеко от берега Днепра. На участке берега Днепра, где стоят две церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела, раньше было древнее урочище Смядынь по имени речки, впадавшей в Днепр. Смоленские князья Ростислав Мстиславич и его сыновья Роман и Давид превратили Смядынь в княжескую территорию и застроили её красивыми придворными храмами. Итак, время, место, личности - всё это объединяет три храма Смоленска.

1. Сначала отправляемся на улицу Кашена к храму Петра и Павла. Это в Заднепровском районе, рядом с вокзалом. Поблизости есть стоянка для машин.
Церковь Петра и Павла построена князем Ростиславом Мстиславичем в XII веке (1125-1160) в византийской традиции из узких глиняных кирпичей - плинфы, скрепленной известковым раствором. В фундаменте заложены булыжники на глине. Наружная декоративная отделка строения достаточно скромна и выражается в поясе небольших арок, вертикальных выступах в виде лопаток, пилястр и полуколонн.

2. Одноглавый храм с примыкающими тремя высокими апсидами и главой на массивном 12-гранном барабане, опирающемся на квадратный постамент, и сейчас выглядит очень величественно и торжественно. Особенно по сравнению со стоящей совсем рядом белокаменной церковью Великомученицы Варвары, построенной в XVIII веке.

3. Во время Великой Отечественной войны Петропавловская церковь была сильно разрушена, и ее восстановили с приданием первоначального облика лишь в 60-х годах XX века под руководством архитектора П.Д. Барановского. Православной церкви храм передан в 1991 году.

4. Когда-то будучи в Чернигове, видела там церковь, подобную смоленскому храму Петра и Павла. Её тоже воссоздал в первозданном виде из руин архитектор Пётр Дмитриевич Барановский, уроженец Смоленской губернии. Пятницкая церковь в Чернигове была построена в конце XII - начале XIII веков на Пятницком поле, которое было местом торгов. Небольшое, стройное четырёхстолпное сооружение имеет много общего с домонгольскими памятниками Смоленска. Сооружение этой церкви приписывается зодчему Петру Милонегу.


Пятницкая церковь в Чернигове, фото 1971 года

5. И вот, уже несколько раз я упомянула имя Пётра Дмитриевича Барановского (1892-1984), уроженца Смоленской губернии, - выдающегося ученого-археолога, талантливого архитектора-реставратора памятников древнерусского зодчества. Об этом человеке надо почаще вспоминать с благодарностью! Барановский - основатель музея в Коломенском и музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, считается спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения. И это только малая часть той красоты, которую спас этот замечательный человек за свою долгую жизнь, а прожил он 92 года.

Родился Петр Дмитриевич Барановский 14 февраля 1892 года в селе Шуйском Вяземского уезда Смоленской губернии в семье безземельных крестьян-ремесленников, его творческий путь начался на родине - в Смоленской области. Здесь он, уже будучи студентом Московского строительно-технического училища, в 1911 году составил подробный план реставрации Болдинского монастыря. За это в 1912 году двадцатилетний крестьянский сын был награжден золотой медалью Русского Археологического общества. На эти деньги Барановский купил себе фотоаппарат и поехал по России.
После непродолжительной работы на железнодорожных и промышленных постройках, с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил военным инженером. После войны он работал и одновременно учился на искусствоведческом факультете Московского археологического института, который окончил с золотой медалью. В 1918 году за несколько месяцев он написал диссертацию о памятниках Болдинского монастыря. Учитывая важность научных открытий, ему было присвоено профессорское звание в 26 лет. В 1918 году стал преподавателем Московского университета; в том же году восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря, церкви Петра и Павла и Митрополичьих палат в Ярославле.
В 1921 году организовал свою первую (из десяти) экспедицию на русский Север. В конце 1920-x годов Барановский реставрировал Казанский собор на Красной площади (закрытый ещё в 1918 году,). Отреставрированный им частично Казанский собор был вскоре уничтожен.
В 1933 году Барановского обвинили в антисоветской деятельности и сослали в сибирские лагеря, где он и пробыл три года. В городе Мариинске Кемеровской области, где располагался лагерь, Барановский работал помощником начальника строительной части.
После освобождения в 1936 году Барановский поселился за "101 километром", и некоторое время работал в музее города Александрова. После возвращения в столицу (1938) Петр Дмитриевич Барановский работал в структурах государственной охраны памятников, был одним из основателей ВООПИК (1966).
Несмотря на репрессии и три года лагерей, Петр Дмитриевич не утратил своей принципиальности. В почти разрушенном (было уничтожено 70% жилых зданий) Чернигове он явился на бюро горкома партии с требованием приспособить один из цехов кирпичного завода под изготовление тонкого кирпича-плинфы, который был необходим для восстановления черниговской церкви Параскевы Пятницы. По мнению профессиональных архитекторов, реставраторов и историков, проект восстановления этой церкви и его реализация стали мировым эталоном реставрации. Главным принципом в реставрации Барановский считал восстановление первоначального облика здания, уничтожая все позднейшие пристройки и наслоения.


Вид с моста через Днепр

7. Храм, называвшийся в старину церковью «на варяжке», был возведён в 1173 году по указу смоленского князя Романа Ростиславича, сына Ростислава Мстиславича. Того самого, на средства которого была построена церковь Петра и Павла. Вот так выглядела церковь на дореволюционной открытке:

Иоанно-Богословская церковь в Смоленске. Конец XIX - начало XX века

8. Церковь расположена очень удачно - на невысоком холме над Днепром. Некоторые историки считают, что она была построена как придворная. Кроме того, Иоаннобогословская церковь благодаря своему расположению должна была стать местом паломничества купцов, проплывавших по Днепру. Князь Роман вошел в историю Смоленска, как один из наиболее просвещённых правителей. Поэтому именно церковь Иоанна Богослова стала важнейшим культурным центром города. При Романе Ростиславиче в этом храме открыли первое на Смоленщине церковное училище, здесь составлялись многочисленные смоленские летописи, отсюда на близлежащие территории распространялась письменность.

9. На внешних угловых лопатках церкви до наших дней сохранились декоративные кресты, изготовленные из плинфы. Ранее к зданию примыкали галерея и два придела у углов церкви с восточной стороны. Первоначальная постройка из кирпича на булыжном фундаменте сохранилась на высоту стен основного объёма. Своды, восьмерик и подкупольные столбы были переложены в XVIII веке, тогда же частично были замурованы древние окна и пристроены трапезная и колокольня, которые были уничтожены в годы немецкой оккупации.

10. Иоаннобогословский храм - классический одноглавый, крестово-купольный, четырехстолпный храм с тремя полукруглыми апсидами, сложенным из узкого кирпича византийского образца (плинфы) на известковом растворе. Из внешнего орнамента на церкви присутствуют декоративные кресты из плинфы и нишки под арочными окнами 8-гранного барабана. Нынешний пол церкви почти на два метра выше первоначального его уровня.

11. Иоаннобогословская церковь без каких-либо изменений просуществовала до начала XVII века. Потом несколько раз разрушалась и восстанавливалась. После революции 1917 года храм какое-то время был действующим, но в 1933 году его закрыли и передали под музей и библиотеку. Самые серьёзные разрушения церковь получила во время Великой Отечественной войны, когда была разрушена ее западная часть, а пристроенные в XVIII веке трапезная и колокольня и вовсе были превращены в руины.
Церковь Иоанна Богослова была отреставрирована только в 70-х годах. Во время этой реставрации с храма сняли многочисленные поздние наслоения и придали ему вид, максимально приближенный к первоначальному. В 1993 году церковь Иоанна Богослова вернули Смоленской епархии. Планируется восстановление колокольни.
Самый лучший вид на храм Иоанна Богослова открывается всё же с этого моста через Днепр.

12. От церкви Иоанна Богослова направляемся на Парковую улицу. Здесь поблизости находится церковь Архангела Михаила (Свирская) - ещё одна из трех церквей домонгольского периода, сохранившихся в Смоленске. Она стоит на холме, у подножия которого в прошлом в Днепр впадала речка Смядынь.

13. Выглядит церковь необыкновенно стройной и возвышенной, но не потому что стоит на холме, а из-за своих пропорций. Она была построена в 1191-94 годах при дворе смоленского князя Давида Ростиславича, брата Романа Ростиславича и входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. Князь Давид хотел затмить масштабами и красотой все церкви в округе, в том числе церковь Иоанна Богослова. И это ему, по-видимому, удалось. Пропорции храма устремлены вверх - для своего времени это было очень необычно, а внутреннее убранство, как соощает летопись, поражало современников своим великолепием. Наружными и внутренними декоративными украшениями служат пояски, уступчатые ниши, рельефные кресты и бровки из поребрика.


Церковь Михаила Архангела (Свирская) в Смоленске. Фото начала XX века

14. Название церкви Свирская историки связывают с тем, что она стояла на пересечении торговых путей из Северских или Свирских земель. Храм сложен из плинфы, скрепленной известковым раствором, сохранился на высоту до сводов. Кладка в некоторых местах открыта.

История её разрушений и восстановлений близка к судьбе двух других домонгольских храмов. В 1930-м году богослужения в Свирской церкви прекратились и в ней организовали военный склад. Вот только во время Великой Отечественной войны храм удивительным образом почти не пострадал, но все же нуждался в серьёзной реставрации, которую и провели в 1963-м году. Вторую в ХХ веке реставрацию церкви Архангела Михаила осуществили в 1978 году.
Теперь нам предстоит внимательное и детальное знакомство с этими тремя удивительными памятниками отечественной истории.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Институт культуры и искусства

Секция теологии


Проектная работа

по дисциплине "История и теория Христианского Искусства"

на тему: Архитектура домонгольской Руси


Выполнил:

студент 2 курса группы ТЕО-2

Антипов И.А.

Проверила: Стюфляева Н.В.


Липецк-2013



Введение

Первые храмы

Различия архитектурных школ

Архитектурные тонкости в постройке и отделке храмов

Заключение

Список литературы


Введение


Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится с некоторой поправкой.

Русь долгие годы была страной деревянной, и её архитектура, крепости, терема, избы строились из дерева.

До нас дошли далеко не все архитектурные памятники того времени, многие сохранились в искаженном виде, о еще большем числе мы знаем лишь по археологическим раскопкам, но архитектурный стиль народа дошёл до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках или по письменным источникам

Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцати-главый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. Вполне возможно, что у восточных славян были свои рубленые деревянные храмы, и что эти храмы были многоглавыми.

Тема работы - "Архитектура домонгольской Руси".

Обращение к данной теме актуально для более точного изучения истории христианского искусства, а также необходимо для моей профессиональной подготовки как будущего теолога.

Целью данной работы является дать оценку архитектуре Древней Руси.

Задачи работы:

) рассмотреть историю развития архитектуры Древней Руси;

) дать общую характеристику архитектурным школам;

) дать характеристику архитектурных приемов мастеров эпохи.

Научная разработанность: для рассмотрения данной темы необходимо исследование христианских писателей, ученых в области церковного искусства и богословов. При написании данной работы основными источниками информации явились:

Алпатов М.В., Иконников А.В, Ильина Т.В. , История русской архитектуры. Краткий курс., Раппопорт П.А., Подъяпольский С.С., Бессонов Г.Б., Беляев Л.А., Постникова Т.М, Рыбаков Б.А.


Крестово-купольная система храма


В соответствии с темой работы важно рассмотреть историю возникновения храмовых типов на Руси, а также их значение.

Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма, типичная для Греко-восточных православных стран. Крестово-купольной формы храм - прямоугольный в плане, четырьмя (или более) столбами его интерьер делится на продольные (по оси восток-запад) части - нефы (три, пять или более). Четыре центральных столба соединяются арками, поддерживающими через паруса барабан купола.

Подкупольное пространство, благодаря окнам барабана, залито светом, оно является центром храма. Ячейки, примыкающие к подкупольному пространству, перекрыты цилиндрическими сводами.

Все центральное пространство храма в плане образует крест, отсюда название системы подобного храма - крестово-купольный. В восточной стороне интерьера размещаются алтарные помещения апсиды, обычно полукругами выступающие на внешней стороне; поперечное пространство в западной части интерьера называется притвором, нартексом. В этой же западной части на втором ярусе располагаются хоры, где находились князь и его приближенные во время богослужения.

В экстерьере домонгольского храма отличительной чертой является членение фасада плоскими вертикальными пиастрами (по древнерусски-лопатками) на прясла. Полукруглое завершение прясла, форма которого определяется посводным покрытием, называется закомарой.


2. Первые храмы


В 989 г. великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (закончен в 996 г.). Понимая идеологическое значение первого каменного храма для Киева, князь выделил одну десятую часть своих доходов на его содержание, в связи с чем церковь и получила наименование Десятинной. В 1240 г. храм был полностью разрушен, так как служил последним оплотом защитников Киева в их героической борьбе против полчищ хана Батыя. А потому о первоначальных формах этого первого на Руси монументального культового сооружения из камня мы не можем составить достоверного представления. Изучение остатков фундаментов позволяет сделать лишь заключение, что это была трехнефная крестово-купольная постройка с сильно развитой западной частью, придававшей ей базиликальный характер. Позднее с севера и юга к ней были пристроены галереи.

Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян как сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам, так и богатством и красочностью отделки. Найденные при археологических раскопках многочисленные мраморные резные детали, включая капители, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток, покрытых глазурью, куски штукатурки с фресковой росписью, позволяют утверждать, что Десятинная церковь по богатству отделки не уступала византийским. Есть основания предполагать, что храм был многокупольным, а это сближало его силуэт с деревянными церквами, в которых для увеличения вместительности отдельные срубы объединялись, но каждый имел свое покрытие и завершение

Строительство Десятинной церкви, вероятно, входило в более широкие планы придания "стольному граду" могущественной "империи Рюриковичей" достойного вида. Именно поэтому был расширен и обнесен валом с рублеными стенами детинец, сооружены величественные дворцовые постройки и воздвигнут каменный храм Богородицы - невиданно большой и великолепный. Композиционным центром города Владимира стал Бабин Торжок, на котором были поставлены бронзовая квадрига и статуи, вывезенные князем в 988 г. из Корсуни (Херсонес) в качестве трофеев. В ансамбль площади входили Десятинная церковь и постройки княжеского двора.

В центре города Ярослава, рядом с главной магистралью, соединявшей детинец и окольный город, в 1037 г., согласно летописным данным, начинает возводиться Софийский собор. Он мыслился как главный христианский храм на Руси - Митрополия Русская, которая противопоставлялась Константинопольской. Ярослав, посвящая храм Софии, как бы подчеркивал свое равенство с византийскими императорами. Отныне град Киев, как и Царьград, имел не только Золотые ворота, но и Софийский собор.

Строительство нового идеологического центра нельзя рассматривать вне общей политической программы великого князя - программы, направленной на укрепление государственности и господства феодальной знати.

Софийский собор представлял собой пятинефный крестово-купольный храм, окруженный с юга, запада и севера двумя обходами - галереями. В композиции собора доминирует главный купол; он окружен четырьмя меньшими, за которыми расположены боковые, более низкие купола. Центральный объем здания обстроен обходной галереей. Все сооружение имеет сложную, расчлененно-компактную форму с пирамидальным силуэтом. Стены собора выложены византийской кладкой - из плоского кирпича и камня на известковом растворе с добавкой толченого кирпича (в XVII в. фасады были оштукатурены). В интерьере Киевской Софии применены характерные для Византии приемы отделки и убранства: мраморные облицовки, мозаики из смальты, фресковые росписи. Софийский собор утверждал значительность новой религии и одновременно был символом государственности.

Собор св. Софии в Новгороде еще больше отличается от византийских прототипов. Он, как и киевский, состоит из ядра, имеющего каноническую схему четырехстолпного, пятикупольного, трехапсидного храма и обстроек. Но помещения, окружающие центральную часть, имеют общую с ней высоту, образуя единый, компактный объем. Здание возведено из камня (впоследствии оно было оштукатурено).

Культовым сооружениям киевского государства присущи крупный масштаб, величавость, торжественность. Каменный храм, возвышаясь над рядовой деревянной застройкой, был виден издали и поэтому имел большое значение в формировании силуэта города. Учитывая это, зодчие уделяли особое внимание верхней части сооружения, композиционно более сложной по сравнению с глухой, лаконичной поверхностью стен нижележащего объема. Эта особенность, отличающая древнерусские храмы от византийских, получила развитие и в дальнейшем.


Различия архитектурных школ


Уже в начальный период становления каменного русского зодчества определились его локальные различия: южному типу храмов свойственна живописность облика, северному - некоторая замкнутость и сдержанность.

Процесс раздробления древнерусского государства на отдельные княжества сказался на масштабах культовых сооружений XII в. Вместо грандиозных многоглавых соборов строятся меньшие по размерам церкви с одной главой, опирающейся на четыре внутренних столба.

Большое количество памятников архитектуры средневековой эпохи сохранилось в Новгороде и Пскове - крайнем северо-западном районе Руси, не подвергшемся монгольскому нашествию. В этих городах в XII в. была создана вечевая республика, ограничившая княжескую власть. Архитектура здесь отличалась простотой форм, некоторой суровостью, ясностью облика. Церкви строились небольшими.

Силуэты новгородских церквей компактны и замкнуты, архитектурные формы лаконичны. Их облик несколько оживляла живописная кладка: здания возводились из грубо около того камня с прослойками красного кирпича (отштукатурены они были позже).

Одно из лучших произведений новгородской архитектуры XII в. - монастырская церковь Спаса на Нередице, разрушенная в 1941 г.. Колокольня при этой церкви была первой на Руси, и в факте ее возведения сказывается знакомство местных строителей с архитектурой Западной Европы (Новгород имел торговые связи с североевропейскими странами).

В суровости и замкнутости облика Спаса Нередицы отражается дух времени: такое же впечатление производят храмы романского стиля XI-ХII вв. в Западной Европе. Мощь стен подчеркнута узкими арочными окнами. Плоскость стены расчленена пилястрами (лопатками), но это не декоративная деталь: пилястры представляют собой выступы столбов, на которые опираются арки, несущие своды. Фасадная стена, таким образом, завершалась тремя арками (закомарами). Все элементы церкви имели нежесткие очертания, архитектурные формы выглядели как бы вылепленными. Поверхности стен в интерьере были сплошь расписаны замечательными фресками.

В XII в. Новгородско-Псковская республика героически отбивалась от шведских и немецких рыцарей. В этот период строились преимущественно оборонительные сооружения. Новый подъем зодчества происходит в конце XIII в., после победы новгородцев на Чудском озере.XV века - время дальнейшего развития новгородско-псковской архитектуры. В этот период уже не применяется кирпич; постройки возводят из околотого камня, фасады покрывают штукатуркой. Появляются декоративные детали.

В XII - начале XIII в. Киев утратил значение общерусского политического и культурного центра. Среди русских удельных княжеств возвысилось и выдвинулось на первый план Владимиро-Суздальское. Здесь формируется яркое и своеобразное по своему стилю каменное зодчество. В этот период на Руси кирпич в монументальном строительстве стал заменяться камнем. Развивалась техника возведения зданий из тесаного белого камня, которая достигла особенно высокого уровня в Галицком и Владимиро-Суздальском княжествах.

Владимиро-суздальские храмы имели компактный кубовидный объем и увенчивались одной главой. Внешние массы и внутреннее пространство статичны. Постройки обогащены каменной пластикой и иногда деталями из золоченой меди; интерьеры расписаны фресками.

Выдающееся произведение владимиро-суздальского зодчества - церковь Покрова на реке Нерль, жемчужина русской архитектуры. Облик храма нарядный, но в то же время скромный, лиричный, пленяющий светлым оптимизмом, мягкой поэтичностью, изяществом. Зодчий создал просветленный, глубоко человечный архитектурно-художественный образ, выразивший нравственно-гуманистический идеал, который в ту эпоху облекался в религиозную форму.

Построенный в княжеской резиденции во Владимире Дмитровский собор отличается развитым декоративным убранством, торжественностью облика. По объемно-планировочной структуре этот храм соответствует византийским канонам. Купол сферической формы соответствует византийским прототипам, но надо сказать, что эта форма подверглась в русском зодчестве существенной трансформации. Для лучшего отвода атмосферных осадков стали устраивать шлемовидные покрытия, их форму подчеркивали, делали более пластичной, в результате чего выработались очертания глав в виде луковиц, ставших характерными элементами культового зодчества России.

Фасадные плоскости стен Дмитровского собора расчленены тонкими, вытянутыми полуколонками. Их вертикальность перебивается и уравновешивается горизонтальным аркатурным поясом. Однако Дмитровский собор, как и другие храмы владимиро-суздальского зодчества, невозможно отнести ни к романскому или закавказскому типу, ни к византийскому. По своему общему облику и по своему духу это произведение русской архитектуры.

Культовое зодчество южных и западных русских земель XII-XIII вв. было наиболее близко архитектуре Киевской Руси, в то же время его развитие шло в русле общерусских тенденций архитектуры того времени. Здесь тоже строились крестово-купольные одноглавые храмы. Кладка велась из кирпича. Известным произведением южнорусской архитектурной школы является Пятницкая церковь в Чернигове. Объем здания компактный, собранный. Фасады расчленены вертикальными профильными тягами, придающими сооружению динамичную устремленность вверх. Это впечатление усиливается пирамидально-ярусной группировкой сводов, увенчанных высоким барабаном главы.

Динамичный подъем средней арки с примыкающими к ней по бокам двумя полуарками, сменивший статичную композицию из трех арок на фасаде, - прием не только художественно-композиционный и декоративный. В этой форме отражены новые объемно-планировочные и технические приемы, еще более отдаляющие русское культовое зодчество от византийских образцов, с которых оно начало свое развитие.

Если фасадная стена завершается тремя арками, между ними образуются пазухи, где задерживаются осадки - дождевая вода и особенно снег; повышение средней арки способствует их более эффективному удалению. В то же время устройство боковых полуарок отражает изменения во внутренней структуре сооружения. Если четыре столба, поддерживающие купол, стоят на равных расстояниях друг от друга и от стен, внутреннее пространство членится на девять равных отделений. Между тем по практическим и композиционным соображениям необходимо было расширить и выделить центральную часть пространства. Расстояние между столбами было увеличено, они были смещены ближе к стенам. При уменьшении пролета между столбом и стеной этот промежуток уже не было надобности перекрывать полным цилиндрическим сводом; здесь можно было возвести и половину свода. Полусводы (которым соответствуют боковые полуарки на фасаде) имеют тот же конструктивный смысл, что и выступающие снаружи наклонные упорные арки в готических соборах, воспринимающие распор центрального свода. Эти конструктивные приемы появились на Руси и во Франции одновременно, во второй половине XII в.

Ступенчато-ярусное расположение сводов, дающее динамичное нарастание масс к центру, было применено и по композиционным соображениям. В интерьере это подчеркивало значимость центральной части внутреннего пространства и придавало ему устремленность ввысь, а во внешнем объеме церкви приподнятый барабан главы не заслонялся при взгляде снизу с близких точек зрения. Этот композиционный прием получил дальнейшее развитие уже в московском зодчестве, в конце XIV-XV вв

экстерьер домонгольский храм архитектурный

4. Архитектурные тонкости в постройке отделке храмов


Дверные проемы в памятниках домонгольского периода - это преимущественно входные церковные двери, большой размер которых был обусловлен не только чисто функционально, но и требованиями определенной представительности. Ранние киевские и новгородские постройки, как правило, реконструируются с большими арочными входами, при этом вопрос о том, как эти входы запирались, часто остается нерешенным. Во всяком случае, уже к XII в. был выработан тип устройства церковных дверей, получивший широкое распространение в архитектуре Киевской, Черниговской, Новгородской, Смоленской и ряда других земель. Дверной проем имел с боковых сторон выступы каменной кладки, так называемые "плечики", которые прикрывали снаружи наиболее уязвимую часть дверных полотнищ - места их навески. Открывание дверей производилось внутрь. Способ навески створок бывал различным. Часто в проем вставлялась деревянная колода, и створки вращались на выступах - "подпятниках", входивших в специальные отверстия в ее нижней и верхней обвязке. В отдельных случаях имеются следы заложенных в кладку металлических крючьев - подставов, на которые надевались дверные петли. Иногда для более прочного крепления подставов в кладку под них заводились специальные блоки камня (церковь Иоанна Богослова в Смоленске, 1160-1180 гг.).

Дверные проемы, как правило, имели архитравную перемычку из дубовых брусьев, над которой выкладывалась разгрузочная кирпичная арка.

Снаружи плечики и тимпан между перемычкой и аркой были утоплены в небольшой впадине. В архитектуре Галицкой и Владимиро-Суздальской Руси этот тип проема был несколько видоизменен: с внешней стороны он получил богатое обрамление в виде так называемого перспективного портала, причем во Владимире и Суздале перемычка вместо архитравной стала арочной. Внутренние откосы порталов при этом очень неглубоки и более похожи на четверти.

В каменном строительстве домонгольского периода в основном применялись два типа оконных проемов. Один из них, наиболее распространенный, встречается с XI в. Это - простой арочный проем с параллельными щеками, иногда утопленный со стороны фасада в небольшую нишу (рис.1).


1. Основные типы оконных проемов домонгольского времени 1 - проем с параллельными щеками; 2 - проем с внутренними и наружными откосами; 3,4 - небольшие круглые и крестообразные проемы


Ниша в этом случае носила декоративный характер, поскольку оконница вставлялась не в нее, а в относительно произвольном месте в середине пролета и либо вмуровывалась при кладке, либо удерживалась за счет слоя штукатурки, подходившего к ней как изнутри, так и снаружи. В проемах более значительных размеров оконницы крепились к связям или к заложенным в кладку небольшим брусьям, от которых во многих памятниках сохранились гнезда. Проемы этого типа иногда бывают сгруппированы по два, по три и более. Несколько позднее боковые проемы иногда стали завершаться не полной аркой, а половиной, образуя в целом вместе со средним арочным проемом сложное многолопастное очертание.

Около середины XII в. наряду с описанным выше появляется другой тип проема - с расходящимися раструбом внутренними и наружными откосами и перекрытый двумя коническими арочными перемычками, соединенными узкой стороной. Подоконник в таких окнах не горизонтален, а имеет выраженные скаты в обе стороны. Этот второй тип заимствован из романской архитектуры и впервые встречается на территории земель, более всего воспринявших воздействие западных строительных приемов, в частности во Владимиро-Суздальской Руси. В белокаменных постройках внешние откосы этого типа проемов иногда заменены многопрофильным перспективным обрамлением (церковь Покрова на Нерли и др.). Оконница в проемах второго типа устанавливалась в месте наиболее узкого просвета. Существует единственный образец еще одного типа оконного проема, также восходящий к романским прототипам, - тройное окно, разделенное колонками, на лестничной башне дворца в Боголюбове (1158 г.). Кроме того, встречаются маленькие оконные проемы в виде круглых или крестообразных отверстий, освещавшие иногда сам храм, а иногда внутристенные лестницы и проходы.

В памятниках домонгольской Руси оконницы были дощатыми, с одним или двумя рядами круглых отверстий диаметром 15-20 см, в которые вставлялись стекла. Между круглыми отверстиями иногда дополнительно устраивались треугольные или ромбические. Есть примеры и оконниц с квадратными отверстиями, в которые вставлялись круглые стекла в связи с технологией стекольного производства того времени.


Заключение


Как видно из основного текста данной работы, для искусства домонгольской Руси характерна такая черта, как монументализм форм. К сожалению, до нас дошли далеко не все архитектурные сооружения того времени, а многие сохранились в искажённом виде. Но и они достаточно ярко свидетельствуют о том, что первые каменные постройки Руси не были результатом механического копирования византийских образов. Однако в середине XIII в. монгольское нашествие - страшная катастрофа, постигшая Русь, - более чем на двести лет прервало развитие русской архитектуры.


Список литературы


1.Алпатов, М.В. Этюды по истории русского искусства. В 2 т. / М.В. Алпатов - М. 1967.

Иконников, А.В. Тысяча лет русской архитектуры./ А.В. Иконников. - М., 1990.

Ильина, Т.В. / История искусств./ Т.В. Ильина // Отечественное искусство. - М. 1994 .

История русской архитектуры. Краткий курс. -М. 1956 .

Раппопорт, П.А. / Древнерусская архитектура/. П.А. Раппопорт - М. ,1970

Реставрация памятников архитектуры / С.С. Подъяпольский., Г.Б. Бессонов., Л.А. Беляев., Т.М Постникова. - М., 2000

Рыбаков, Б.А. Из истории культуры Древней Руси. / Б.А. Рыбаков - М., 1984


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Четвертая часть нашего архитектурного ликбеза посвящена развитию древнерусской архитектуры домонгольского периода , являющейся уникальным явлением всемирно-исторического и культурного значения (недаром большинство объектов, о которых пойдет речь в этой части всключены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО , они в тексте обозначены знаком - *** ).

Архитектурный стиль Древней Руси утверждался под явным влиянием византийской архитектурной традиции . Да и значительная часть храмов этого периода (по крайней мере в южной Руси) строилась византийскими мастерами, под их руководством или при их участии.

Например, именно зодчими из Константинополя (при участии, конечно же, местных, русских мастеров) был построен знаменитый Софийский собор в Киеве *** (30-е годы XI века) . К сожалению, от первоначального собора, воздвигнутого при князе Ярославе Владимировиче (Мудром) мало что осталось, поскольку на рубеже XVII - XVIII веков он был перестроен в стиле украинского барокко .

О том, как выглядел первоначальный Софийский собор, мы можем судить лишь по реконструкциям. Если эти реконструкции являются достоверными, то можно сделать вывод, что за образец византийскими строителями был взят одноименный собор Константинополя, ныне называющийся Ак-София.

Макет-реконструкция Софийского собора XI века:


А вот так Софийский собор Киева выглядит сейчас:


Очевидные отличия от архитектуры южной Руси имела Новгородская архитектурная школа , характеризующаяся своей простотой, отсутствием излишней декоративности, приземистостью и монументальностью, которая может показаться даже несколько тяжеловесной.

Софийский собор Великого Новгорода *** (1045 - 1050 гг.):

Церковь Спаса на Нередице *** (ок. 1198 года):

К новгородской архитектуре мы еще обязательно вернемся в следующих частях ликбеза, поскольку её расцвет наступил позже, в XIV - XV веках.

А вот главные шедевры древнерусской архитектуры XII - начала XIII веков сосредоточены на северо-востоке Древнерусского государства (хотя о его существовании как единого целого с середины XII века, а то и раньше, с Любечского съезда 1097 года, вряд ли можно говорить) - во Владимиро-Суздальском княжестве и выделившихся из него удельных отчинах.

Во Владимирской Руси в XII - XIII веках традиции византийской архитектуры были продолжены, но появляются некоторые элементы западноевропейской архитектуры.
Так, в одном из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси церкви Бориса и Глеба в Кидекше *** , построенной в годы княжения Юрия Владимировича Долгорукого (1152 г. ), прослеживаются очевидные параллели с западноевропейским романским стилем .

То же самое можно сказать и о Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского (1152 - 1157):

Интерьер алтарной части Спасо-Преображенского собора:

Своды собора (ну чем не романский стиль?):

Успенский собор Владимира , ставший образцом для одноименного собора в Московском Кремле, по сообщениям В. Н. Татищева, строился при активном участии немецких мастеров, присланных императором Фридрихом Барбароссой по просьбе великого Владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского .

По реконструкции С. В. Заграевского можно представить себе общий вид Успенского собора времен Андрея Боголюбского, каким этот храм был в 1160 - 1186 годах :

Но уже к 1189 году он был перестроен по инициативе Всеволода Юрьевича Большое Гнездо . И приобрел нынешний вид, в целом сохранившийся до нашего времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы ***

Самым известным в мире шедевром архитектуры владимиро-суздальской школы, безусловно, является крестово-купольная церковь Покрова на Нерли *** (1158 или 1165 гг.?):

Церковь Покрова на Нерли украшена резными рельефами .
Самый известный из них изображает царя Давида, исполняющего псалмы в окружении львов и грифонов:

Но на мой вгляд, не менее ценным шедевром является Дмитриевский собор *** во Владимире , построенный при Всеволоде Большое Гнездо в 1191 - 1197 годах, имеющий 600 великолепных рельефов (!!!) на различные библейские и мифологические темы:

Дмитриевский собор и некоторые его рельефы:

Небольшое отступление:
Тех, кто прикрепил к всемирно известному памятнику архитектуры убогие жестяные водосточные трубы, я бы заставил во время дождя стоять вместо этого убожества с тазиками, ловить каждую струю и вычитать из зарплаты, если не поймают!
Да, гаргулий в древнерусской архитектуре не предусматривалось (впрочем, в это время и в западноевропейской архитектуре их не было), но неужели именно это - лучшее решение?!


Но лучше полюбуемся на прекрасные рельефы собора:

Последним крупным владимирско-суздальской архитектурной школы домонгольского периода является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском , построенный в 1230 - 1234 годах, ставший образцом первого каменного храма Москвы - Успенского собора, сооруженного Иваном Калитой в 1326 - 1327 годах.

Современный вид Георгиевского собора:

Его первоначальный вид (реконструкция):

Декоративный рельеф, сохранившийся до нашего времени:

К сожелению, архитектурных памятников домонгольского периода до нашего времени дошло очень мало. Но среди них нельзя не отметить знаменитые, построенные Андреем Боголюбским в 1164 году, Золотые ворота во Владимире *** , являющиеся уникальным сооружением, поскольку были не только оборонительным сооружением, но и парадным (триумфальным) въездом в город, задумывшийся князем как новая столица Руси вместо потерявшего свой столичный статус Киева.

Нельзя также не упомянуть останки одного из немногих замков, столь характерных для Западной Европы, но редких на Руси - Боголюбского замка князя Андрея Юрьевича *** , сооруженного им в 50-60-е годы XII века .

Благодаря реконструкции С. В. Заграевского мы можем представить себе, как выглядел этот замок при жизни его основателя, который в 1174 году был убит в его покоях в результате заговора своих приближенных:

К настоящему времени от замка XII века остались лишь фрагменты, которые можно видеть ниже шатра колокольни храма Рождества Богородицы в Боголюбове (они заметно отличаются от более поздних пристроек стилистически):


Краткий вывод.

Как видим, древнерусская архитектура домонгольского периода развивалась совершенно не изолированно от византийской и западноевропейской культуры зодчества.
Если же проводить параллели с общепризнанными архитектурными стилями, то на мой весьма субьективный взгляд, архитектура Древней Руси наиболее близка стилистически к романскому стилю .


В следующей части мы рассмотрим следующий период развития русской архитектуры - XIV - XVI века.

Так что, продолжение следует...

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх