Идеи по производству светящийся фотобумаги. Светящиеся грибы: описание и фото. Ультрафиолетовая лампа для украшения вашего интерьера

(англ. freezelight), световая кисть, светографика (англ. light graphic), лайтпейнтинг (англ. light painting - рисование светом) - стиль фотосъёмки, техника рисования светом, практически, новый жанр в искусстве фотографии, далее "фризлайт".
Для съемки в этом стиле не нужен Photoshop или другой графический редакторов, разве только для уменьшения размеров фоток, а всё остальное делается с помощью фотоаппарата, штатива, выдержки, фонарика и креативного мышления.

Техника съёмки фризлайт.

Начать рекомендую с идеи съемки, предлагаю нарисовать простой - смайлик. Нам понадобится фотоаппарат , штатив , фонарик и тёмное помещение (локация).
В тёмном помещении размещаем фотоаппарат на штатив, выставляем режим M (мануал) или режим приоритета выдержки - устанавливаем длительную выдержку, а дальше - дело техники, но у нас сразу появляется проблема, а именно - не получается фокусироваться =(. Для решения этой проблемы мы используем один из фонариков, которым мы будем подсвечивать "фокус".
Съемка началась - вторым фонариком рисуем объект съемки/смайл или узоры. Опять же, я использую мануальный режим съемки, так как необходимо не менять настройки выдержки, экспозиции и фокусировки.
Инструменты освещения - любые осветительные приборы, фонарики (светодиодные и с галогенной лампой), свечи и даже экран iPhone способен осветить место съемки.
Обращаю внимание, в кадре будет видно только то, что мы осветили фонариком.

Как сделать фризлайт в домашних условиях.

По сути, техника съемки в домашних условиях фризлайта не отличается от съемки фризлайта на улице. Нам опять понадобиться фотоаппарат, штатив, локация и идея съемки.

Видео уроки по съёмке светом.

Фризлайт на "СТС" - Галилео


Фризлайт на "Ц"




Настройки камеры для рисования светом: выдержка, диафрагма, ISO


Фризлайт в студии

Фотографии из серии фризлайт / Lichtfaktor


























Художников, да и людей которые красиво умеют рисовать, очень много, а много ли тех, кто умеет рисовать светом? Предлагаю посмотреть на удивительные работы, одного из таких мастеров.

Художник по имени Бен Мэттьюс из Великобритании, умеет делать вот такие необычные световые граффити.


Для того чтобы делать подобное, ненужно никакой дорогущей аппаратуры, может подойти даже мыльница, главное это ручной режим съемки. Для того чтобы делать такую игру светом, необходимо управлять тремя параметрами, это выдержка, светочувствительность и диафрагма.


Художнику 27 лет, он из города Сюррей. Основная профессия - дантист.


Чтобы делать подобные снимки необходимо некоторое время, потому как светящимся прибором, с помощью выдержки, фотограф рисует какой нибудь рисунок в воздухе и в то время пока затвор фотоаппарата открыт, на матрицу попадает свет, который в свою очередь на снимке отражается как линия.


Обычно выдержка длится около 5 секунд, но если стоит задача потяжелее, нужна выдержка около 3-ти секунд. При такой выдержке, могут появится "цифровые шумы".


Для подобных фото также необходима жесткая фиксация камеры, маленький порыв ветра или даже дыхание фотографа, может испортить фото.


Приходится чаще всего выбирать место съемки там, где удобно можно установиться камеру, как я уже и говорил обязательно нужно что нибудь жесткое, будь то скамейка или стол.


Ну и естественно главной особенностью фотографий является ночь.


Один из минус этой съемки, еще то, что вокруг не должно быть никакого лишнего света. Обычные фары автомобиля, могут разрушить фото.


Рисовать светом можно и одному, но когда за дело берется целая команда, получается нечто.


Цвета кстати можно использовать не все. Если Вы захотите попробовать сделать подобное фото, нельзя забывать что используются только красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый и белый цвета.


Для подобной работы подойдет абсолютно любой светящейся предмет, даже мобильник, главное чтобы свет был ярким.


Если Вы хотите простенький кадр, без "наворотов", Вам подойдет обычный диодный фонарик. Для подобных снимков уже используются другие приспособления.


Главное в этом деле фантазия, если ее нет, то время занятиями "фрилайзингом" это исправит, поверьте.


Для того чтобы было легче рисовать в воздухе, сначала можно нарисовать на бумаге, зрительно сфотографировать и уже рисовать по воздуху.


Талант приходит с опытом, как и везде. Допустим чтобы сделать подобное фото, необходимо одеться в темную одежду, при этом можно подойти очень близко к нарисованому предмету, главное не замирать не на секунду, иначе лицо попадет в кадр.


Вот такой вот небольшой урок, по предмету "Рисование светом".

Светящаяся краска в темноте смотрится просто невероятно, давая огромный простор фантазии при её использовании. Рассмотрим в этой статье принцип действия такой краски, её характеристики и дадим советы по выбору. Озвучим технологию изготовления светящейся краски в домашних условиях.

Состав и принцип действия светящейся краски

Люминесценция — способность материалов светиться с наступлением темноты или при отключении искусственного источника света. Этот эффект можно придать любому предмету, обработав его специальной светящейся краской, которую ещё называют люминофорной, люминесцентной, флуоресцентной или самосветящейся.

Эмаль в течение дня накапливает энергию света, а потом непрерывно отдаёт её в темноте. Длительность «работы» такой краски без посторонней подсветки около 8-12 часов. Процесс накопительного свечения — беспрерывный цикл, и его можно использовать на протяжении нескольких лет.

Свечение краски происходит за счёт наличия специального компонента — люминофора (люминесцентный пигмент). Светящийся порошок хорошо приспосабливается к окружающей среде, морозо- и теплоустойчив, имеет стабильные химические, физические свойства и длительный срок эксплуатации — более 30 лет. Применяется как для наружных, так и для внутренних работ.

Люминофор комбинируется с прозрачным носителем, обычно — это лак на акриловой, алкидной или полиуретановой основе. Стандартная пропорция компонентов 1:3. Тип лака не влияет на яркость свечения, но этот критерий во многом определяет сферу применения краски и долговечность покрытия.

Область применения светоотражающих красок

Светящиеся краски имеют широкую сферу применения.

1. Материал востребован при создании светящегося эффекта в интерьере, для декоративной отделки потолков, стен, нанесения художественной росписи, в оформлении интерьеров кафе и ночных клубов.

2. Оригинальное оформление мебели, картин, предметов интерьера.

3. Для боди-арта и создания светящегося грима и маникюра.

4. Украшение искусственных или живых цветочных композиций.

6. Для деревянных ограждений, беседок и оконных рам.

7. Применение в шёлкотрафаретной печати — рекламные наклейки, постеры, блокноты и т. д.

8. Вело- и автотюнинг: светящиеся диски, колпаки, суппорта, велосипедные спицы и рамы, защитных шлемы, эффектные рисунки на кузове авто.

9. Создание предупреждающих знаков и спецодежды.

Разновидности светящихся красок и особенности их применения

Светящиеся краски можно условно классифицировать по основным параметрам.

Типу действующего вещества (люминесцентного пигмента)

Флуоресцентная краска , светящаяся в лучах ультрафиолета: такая краска не будет светиться сама по себе, флуоресцентный эффект исчезает после выключения УФ-лампы. Краска такого типа очень часто используется при оформлении экстерьеров, клубных залов и тюнинге автомобилей.

В качестве основы чаще всего используют акриловый лак , что делает покрытие безопасным для здоровья. Пигмент может иметь разную расцветку, наиболее эффектно смотрятся красный, зелёный, розовый и жёлтый цвет.

Светящаяся (люминесцентная) краска на основе люминофора: окрашенное изделие светится в темноте, отдавая накопленную энергию солнца. Для «подзарядки» такой краски достаточно 10-15 минут яркого дневного или искусственного освещения.

Светоотражающая краска начинает светиться при попадании на неё лучей света. В основном используется при обозначении территории, дорожной разметки, светоотражающих элементов и знаков. Такая эмаль значительно повышает уровень безопасности на промышленных предприятиях и дорогах.

Фосфоресцентная краска содержит активный пигмент — фосфор, опасный для здоровья человека. Фосфорная краска используется для декора автомобилей и экстерьеров помещений. В интерьере её стараются не применять, и заменяют краской с люминофором.

Степень прозрачности

Бесцветные (полупрозрачные) при обычном свете практически не заметны, имеют незначительный белесый оттенок. В темноте краска светится голубым или жёлто-зелёным цветом.

Цветные краски видны при дневном освещении и излучают свет в темноте. Часто цветная эмаль содержит люминофор и флуоресцентный пигмент, что позволяет ей проявить свои свойства под УФ-лучами и в полной темноте.

Состав красок и наличие специальных компонентов определяется целевым назначением эмали:

  • краска для ПВХ поверхностей и пластмассы — содержит полиуретаново-минеральные смолы, улучшающие сцепление материалов;
  • краски для цветов изготавливаются на основе водно-акриловой дисперсии, которая не наносит вред растениям;
  • краска термостойкая для обработки металлических и стеклянных поверхностей — содержит полифениловые смолы (максимально допустимое воздействие температуры +500 °С);
  • краски для водной среды — используется стойкий водоотталкивающий полиуретановый лак.

Сравнительная характеристика светящихся красок разных производителей

Технология изготовления светящихся красок достаточно проста, не требует дорогостоящего оборудования. Поэтому на сегодняшний день производством люминесцентных и флуоресцентных эмалей занимается большое количество крупных и мелких предприятий. Сравним продукцию некоторых из них:

Noxton ЛЮМИNOVATOR Luminofor
люминесцентная краска флуоресцентная краска люминесцентная краска флуоресцентная краска люминесцентная краска
Сфера применения покраска металла, дерева, стекла, пластмассы, цветов, текстиля, для боди-арта декоративные работы по бумаге, ткани, штукатурке, природному камню и грунтованному металлу покраска металла, дерева, текстиля, ПВХ
Базовые цвета зелёный, голубой, жёлтый, красный, синий, оранжевый, розовый белый, жёлтый, красный, синий, оранжевый, зелёный, розовый голубой, зелёный, жёлтый, красный, белый светло-салатовый, красный, жёлтый, голубой, фиолетовый
Основа зависит от предназначения краски водорастворимая акриловая основа водостойкая основа акрил
Фасовка 0,5/1/3,5/10 л 50/100 мл 100 мл 250 мл
Расход 12-14 л/м 2 (один слой) 100 г на 1-1,5 м 2 250 г/м 2 10 л/м 2
Условия хранения краска для металла: -30 °С...+40 °С; для стекла: -10 °С...+40 °С; от +5 °С до +30 °С в защищённом от солнечных лучей месте не более 30 °С

Как сделать светящуюся краску своими руками

Приготовить красящую смесь можно самостоятельно. Для работы понадобятся следующие компоненты и инструменты:

  • люминофор;
  • лак, подходящий под тип покрытия;
  • растворитель для лака;
  • стеклянная или керамическая тара.

Последовательность приготовления светящейся краски:

  1. Лак налить в подготовленную тару.
  2. Добавить люминесцентный пигмент. Количество люминофора определит яркость краски и насыщенность свечения, показатель колеблется в пределах 15-50%. Оптимальная доля пигмента — 30%.
  3. Для того чтобы люминофор лучше распределился, надо добавить в состав немного растворителя. Количество растворителя не должно превышать 1% общей массы.
  4. Перемешать краску до однородной консистенции.

По такой технологии получается прозрачная эмаль. При желании, в состав можно добавить колер, который придаст нужный оттенок поверхности.

Для получения равномерного и насыщенного свечения предметов во время окраски надо придерживаться следующих правил:

  1. Поверхность изделия должна быть чистой и сухой.
  2. Краску перед применением надо тщательно перемешать, так как частицы люминофора со временем выпадают в осадок.
  3. Второй слой краски надо наносить после высыхания первого. Интервал между покрасками должен быть не менее 1-1,5 часа.
  4. Наиболее яркое свечение будет на однотонной белой поверхности, тёмное основание больше поглощает излучаемой энергии, поэтому при окраске некоторых изделий поверхность предварительно рекомендуется обработать белым грунтом.
  5. При работе с фосфорными красками надо позаботиться о средствах индивидуальной защиты: очках с боковыми экранами, перчатках и респираторе. Покраску надо выполнять в хорошо вентилируемом помещении.

Благодаря уникальным свойствам светящиеся краски нашли применение в самых разных сферах, а приготовить красящий состав можно самостоятельно — достаточно придерживаться заданных пропорций и несложной технологии.

Поговорим о главном в фотографии - о свете. Именно посредством света фотограф «рисует» свои изображения. Недаром слово «фотография» означает «писать светом». Как у любого инструмента, у света есть свои технические характеристики, из которых для фотографа важны интенсивность, направленность/рассеянность и спектральный состав (цветовая температура). Умелому их использованию и посвящена основная часть нашего урока фотографии.

Прежде чем перейти к практической работе, отметим несколько очень важных моментов, связанных с тем, что человек воспринимает свет иначе, чем фотоаппарат:

· Зрение процесс психофизиологический. Глаз не просто воспринимает световой поток, он обрабатывает его интеллектуально. Сознание зачастую «достраивает» то, что на самом деле человек не видит или корректирует воспринимаемую световую картину. По принципу: «Я вижу то, что есть, и так, как должно быть».
Фотоаппарат, каким бы «интеллектуальным» он ни был, на это не способен, он фиксирует лишь то, что «видит» объектив. Слабо освещенный лист белой бумаги для человека будет белым, а на фотографии получится серым, и наоборот, ярко освещенный объект серого тона на фотографии станет белым.
Например, вы снимаете портрет в рассеянных кроной дерева лучах, и в кадр попадает ярко освещенный зеленый лист на фоне притененной белой стены. Для человеческого глаза в кадре будет зеленый лист на белом фоне, а на фотографии, скорее всего, получится белый лист на серой стене.
Любое контрастное для человеческого глаза освещение для камеры будет суперконтрастным.

· Глаз работает в режиме «интеллектуальной видеокамеры» с быстро обновляемой «картинкой», благодаря этому даже слабо освещенный движущийся объект «не смазывается». В фотоаппарате снимок формируется накоплением светового потока в одном фиксированном кадре, поэтому при больших выдержках движущаяся «картинка» получается смазанной. К стати, совершенно неважно движется изображение в кадре или «шевелится» сама фотокамера, «смазанность» будет тем больше, чем выше скорость перемещения изображения или продолжительнее выдержка. Первый навык, который нужно довести до автоматизма: нажимая на кнопку спуска, не шевелить камеру. Потренируйтесь без пленки, контролируя движение пальца и неподвижность рук.

· Глаз имеет намного больший динамический диапазон, чем фотоаппарат**.
Мы видим огромное количество оттенков серого и в светлой и в темной областях одновременно. Фотоаппарат же, в зависимости от выбранной экспозиции, может хорошо передать градации полутонов в светлой части и тень как сплошное черное пятно или, наоборот, проработает тени, забелив светлую часть. Можно сосредоточиться на средней части, тогда будет «завал на полюсах» в светах и тенях.
Многое, конечно, зависит от чувствительности фотоматериала. Очень немногие фотопленки способны зафиксировать изображение в светодинамическом диапазоне порядка 124 оттенков - примерно столько различает человеческий глаз. (Подробно о фотопленках мы писали в майском номере журнала.) Еще хуже ситуация с динамическим диапазоном у цифровой фототехники. Зрение имеет высокую адаптивность к цвету светового потока. Спектральный состав света может быть очень разным, это хорошо понятно на примере раскаленного металла - от густо-оранжевого до белого в синеву. Говоря о цвете светового потока, используют понятие «цветовая температура» (см. журнал «Фотодело» № 6, 2003 г.).
* Светом принято называть электромагнитное излучение с длиной волны от 440 до 700 нанометров. Только в этом диапазоне глаз может воспринимать электромагнитные волны. Волны за пределами этого диапазона называются инфракрасными и ультрафиолетовыми.
** Динамический диапазон - это разница между самой светлой и самой темной точками изображения. Иначе, способность воспроизводить определенное число полутонов между абсолютно черным и абсолютно белым.

Об этом можно много говорить, но нам важно только то, что светочувствительные материалы объективно передают цветовой состав света, а человек видит с большой корректировкой. В человеческом сознании вырабатывается и закрепляется устойчивое представление об определенном цвете как устойчивом признаке привычных объектов, поэтому белый лист остается таковым и под светом ясного неба и при свете свечи. На пленке же он получится соответственно синеватым и желтоватым. Для правильной передачи цвета нужно пользоваться пленкой для дневного света или искусственного (с пометкой Т). Здесь есть преимущество у цифровых фотоаппаратов, способных подстраиваться под изменение света, меняя «баланс белого».

Цветовая температура, длина волны и цвет светового потока

Температуре 10000-6000 К приблизительно соответствуют излучения с длинами волн от 380 до 470 нм, имеющие фиолетовый и синий цвета; 4000-6000 К - от 480 до 500 нм - сине-зеленый; 3000-4000 К - от 510 до 560 нм - зеленый; 2000-3000 К - от 570 до 590 нм - желто-оранжевый; 1200-2000 К - от 600 до 760 нм - красный. (Промежуточные значения соответствуют различным оттенкам цвета). Естественный свет - усредненный свет солнца и неба - имеет доминирующий спектральный состав с цветовой температурой 5500 К в диапазоне 4500-18000 К, обычные искусственные источники света излучают от 1200 до 3500 К.

Характеристики света
Первая и самая главная характеристика света - это направление. Категория эта привязана к расположению объекта съемки относительно источника света. Свет может падать на объект сверху, снизу, горизонтально или занимать любые промежуточные положения - это высота источника. Может светить фронтально (спереди), по диагонали, сбоку, сзади - это ориентация в горизонтальной плоскости. Самый проигрышный свет, он же наиболее часто используемый - фронтальный горизонтальный. Он освещает все участки объекта съемки равномерно, делая изображение плоским. Такой свет несет минимум информации. В естественных условиях такое освещение встречается редко, а в искусственных - регулярно. Самый простой пример - съемка со встроенной вспышкой*.
*Как это не парадоксально, но со вспышкой полезно снимать при большом количестве света. Вспышка выступит как дополнительный источник света, который смягчит тени, проработает рисунок в тенях.
Плох и контровый свет, который направлен фотографу в лицо. При таком освещении будет виден только контур объекта. Для качественного снимка нужно, чтобы свет падал на объект съемки под каким-то углом. Это создаст рельеф и объем. Правило: чем больше угол падения, тем ярче выражен рельеф.

Вторая характеристика света - его интенсивность . Мы отчасти поговорили о ней во введении. Надо помнить, что свет для фотоаппарата ослабевает гораздо быстрее, чем для человеческого глаза. Простой пример. Берем настольную лампу, светим на стену с расстояния полтора метра. Стена освещена. Отнесем лампу еще на полтора метра. Стена стала освещена хуже. Визуально совсем чуть-чуть, для фотоаппарата - значительно.
Здесь действует так называемое правило квадратов: при увеличении расстояния от объекта съемки вдвое - интенсивность освещенности уменьшается в четыре раза.
Оговоримся, правило действует иначе для направленного светового потока, например, лазерного луча или софита с хорошим фокусирующим отражателем.
Третья характеристика - мягкость/жесткость света - тесно связана с первой, но для нас имеет самостоятельное значение. Жесткий световой поток исходит от одного источника - в идеале от точечного. Безупречно жесткий солнечный свет, например на Луне, из-за отсутствия атмосферы он практически не рассеивается. На лунной фотографии не может быть никаких полутонов. Там все - либо абсолютно белое, либо абсолютно черное.
На Земле все иначе. Здесь есть атмосфера, которая рассеивает свет, есть объекты, которые отражают свет и меняют его направление. Направленность и, соответственно, жесткость света может меняться в широком диапазоне. Жесткий свет будет при околополуденном солнце и безоблачном небе. На снимке получатся сильно освещенные участки и резкие тени. Мягкий свет - рассеянный, более равномерный можно наблюдать в облачную погоду. Начинает светиться вся небесная сфера. Фактически освещенное солнцем облачное небо - это огромный природный софтбокс. В условиях, когда используется искусственный источник направленного света, получается жесткий светотеневой рисунок. Частичное отражение светового потока от темных стен, пола и потолка не оказывает заметного влияния. Совсем другая «световая картина» будет в светлом помещении - многократные отражения добавят много мягкого рассеяного света. Рассеивать направленный жесткий свет может также молочное стекло, любая занавеска.
Теперь разберем все это на практике. Для того чтобы показать, как свет создает объем изображения или отнимает его за счет игры светотени, мы прошлись со световым источником вокруг нашей модели.

СЕРИЯ 1. Жесткий верхний свет.

Для начала мы поместили источник направленного света сверху, приблизительно под углом 45 градусов к горизонту напротив модели, над фотографом.
Фотография 1. Фронтальное освещение. Видно, что на лице практически нет теней, оно лишено рельефа и объема. Еще более наглядно это будет видно, когда мы опустим свет параллельно оси съемки.
Фотография 2. Сместились левее. Получили передний безымянный свет. Появился некоторый светотеневой рисунок: образовалась тень от носа, от ресниц. Создается некий рельеф. Однако левая часть лица по-прежнему весьма плоская. От этого лицо кажется непропорциональным.
Фотография 3. Перемещаем источник дальше по часовой стрелке до угла падения 45 градусов - диагональный свет. Тени стало еще больше, справа усилилось ощущение рельефности. Лицо перестало восприниматься асимметричным. Из всей серии этот вариант, пожалуй, наиболее интересный.
Фотография 4. Передний скользящий. Появился рисунок на левой части лица: носогубная впадина, отчетливая линия подбородка. Но правая половина лица ушла в тень.

Фотография 5. Боковой свет. Подбородок пропал. Пол-лица освещено, второй половины практически нет.
Фотография 6. Задний скользящий. Высвечена лишь часть щеки, торчащий нос. Глаза полностью пропали.
Фотография 7. Задний диагональный. Лицо практически не освещается. Чуть-чуть лоб и часть щеки. Но появляется новое качество - свет начинает обрисовывать волосы и фигуру.
Фотография 8. Задний безымянный. Лицо не освещено совсем. Световой поток освещает волосы и фигуру и «отрывает» модель от фона.
Фотография 9. Контровый. Свет находится строго сзади и сверху модели. Чаще всего такой свет используется, чтобы отделить модель от фона.
Освещение на снимках с 10 по 16 в основном расположено симметрично, с той лишь разницей, что у модели немного вправо развернуты плечи и шея. Разницу можете оценить самостоятельно.

СЕРИЯ 2. Жесткий горизонтальный свет.
Теперь мы опускаем источник света до уровня головы модели, свет идет параллельно линии съемки. Пойдем снова вокруг модели по часовой стрелке.
Фотография 1. Фронтальное освещение. Ни теней, ни рельефа. Абсолютно плоское лицо, на котором нарисованы нос, рот и глаза.
Фотография 2. Передний безымянный свет. Появилась небольшая тень на щеке, отчетливо обозначился рельеф носа и губ справа внизу. Все остальное плоское.
Фотография 3. Диагональный свет. В отличие от такого же направления при верхнем освещении правая половина лица сильно затенена. При смягчении света или дополнительной подсветке может получиться интересный образ.
Фотография 4. Передний скользящий. Пол-лица практически в тени.
Фотография 5. Боковой свет. На освещенной части появляется рельеф. Начинает прорабатываться подбородок, носогубная складка, глаз.

Фотография 6. Задний скользящий. Яркий блик на щеке, на носу, но глаза практически в тени. Начинают светиться волосы, плечи.
Фотография 7. Задний диагональный. Свет практически не захватывает лицо, только край носа, край губы, очерчивает скулу.
Фотография 8. Задний безымянный. Практически на лицо не светит. Появляется неприятный блик на щеке, изменяется геометрия лица. Единственное достоинство - подсвеченные волосы. Снимок 9. Контровый свет - контражур. Находится строго за спиной. В отличие от верхнего контрового, горизонтальный полностью обрисовывает силуэт. Верхний заливал крупными световыми мазками волосы и плечи.

СЕРИЯ 3. Нижний жесткий фронтальный.

Источник света располагается ниже плоскости съемки. Прямо скажем, весьма экзотический способ освещения фотомодели, прежде всего в силу противоестественности. В природе такой свет практически не встречается, но именно благодаря этому с таким светом можно иногда получать очень выразительные, эмоциональные фотопортреты.
Фотография 1. Фронтальное освещение. В отличие от аналогичного снимка, в первых двух сериях ровно освещен и практически теряется подбородок. Появляется легкая тень на верхних веках и неприятная затененность на носу.
Фотография 2. Передний безымянный свет. Тень от носа буквально «втыкается» в глаз и сильно искажает лицо. Затемняется верхняя губа, и появляется тень от щеки под глазом.
Фотография 3. Диагональный свет. Очень грубая тень от губы и носа накрывает половину лица. Возле губ образовалось неприятное световое пятно. При этом обозначилась линия подбородка в затененной части.
Фотография 4. Передний скользящий. Пол-лица ушло в тень. Легкая проработка подбородка. Появляется грубая тень над освещенным глазом, и лоб становится выпуклым.
Фотография 5. Боковой свет. Жесткие линии, четкий рельеф щеки, подбородка и носа.
Интересно ложится тень от ресниц, которая может стать любопытной художественной деталью.
Фотография 6. Задний скользящий. Свет уходит, выхватывает только некоторые детали. Причем в отличие от двух предыдущих серий этот свет не создает абрис фигуры.
Фотография 7. Задний диагональный. Видна только часть щеки. Начинают едва-едва светиться волосы.
Фотография 8. Задний безымянный. Слегка подсвечены волосы, остальная фигура смотрится сплошным черным силуэтом.
Фотография 9. Контровый. Из-за низкого расположения световой поток прорабатывает только кончики волос.
На снимках с 10 по 16 мы несколько увеличили расстояние от светового источника до модели. Световая картина стала несколько мягче, но существенных изменений это не дало.

СЕРИЯ 4. Мягкий свет в трех уровнях.

В этой серии при аналогичном перемещении источника света вокруг модели мы использовали софтбокс. Видно, что принципиально светотеневой рисунок по сравнению с предыдущими тремя сериями не меняется. Однако, за счет большой, излучающей световой поток площади, границы теней сильно смягчены.

Мы благодарим фотомодель Наталью Гиссек за терпение и доброжелательность.

СЕРИЯ 5. Схема выставления света
Задача фотографа при использовании искусственного света, как ни странно - имитировать естественное освещение. Как правило, для этого используется сразу несколько источников света.
Основной свет - рисующий. Это световой поток, направленный на сюжетно важную часть. Он создает собственно рельеф изображения. Традиционно таким светом является свет, направленный сверху и сбоку. Еще до появления фотографии художники использовали в качестве основного источника свет, падающий из окна.
Это довольно жесткий свет. Он прорисовал черты лица за счет контрастных теней. При этом объем у всего снимка отсутствует.

Второй по важности - моделирующий свет. Используется для подсветки и смягчения теней. Это может быть и светильник, и любой отражатель: лист белой бумаги, зеркало, светлая стена, натянутая простыня. Он ставится, как правило, со стороны, противоположной источнику рисующего света, ближе к фотографу. Такой свет может быть и направленным, и рассеянным, в зависимости от задачи фотографа. К примеру, если не нужно трогать ничего в пластике лица, а необходимо убрать лишь тень под подбородком, можно пустить туда направленный световой луч. В любом случае, моделирующий свет всегда должен быть на несколько ступеней слабее рисующего, чтобы не создавать теней.

Третий тип света - заполняющий. Это общее равномерное освещение. По интенсивности такой свет должен быть слабее, чем рисующий, как правило, на две-три ступени. Правило: чем ярче заполняющий свет, тем слабее рисунок, тем меньше световой контраст, тем более плоское изображение. Устанавливать источник заполняющего света желательно сверху, за спиной фотографа. Лучше всего, если световой поток будет рассеянным. Задача фотографа - найти такой баланс между рисующим и заполняющим светом, чтобы показать объект наиболее объемно. Стоит добавить, что роль заполняющего частично может сыграть и моделирующий рассеянный свет.
Контровой (или контурный). Таким светом выявляется форма всего объекта или какой-либо его части. Источник контрового света располагается позади объекта на близком расстоянии от него. Такое освещение дает линию светового контура, которая может расширяться при увеличении интенсивности или удалении источника света от объекта.
Фоновый свет. Освещает фон, на котором изображается объект. Он решает две задачи - создает дополнительную пространственную глубину и освещает фон, подчеркивает его цвет, фактуру. Его интенсивность меньше, чем освещенность, даваемая общим и рисующим светом. Может быть равномерным и неравномерным. Фоновый свет лучше выставлять так, чтобы светлые участки объекта рисовались на темном фоне, а темные - на светлом.
Рисующий свет + моделирующий - самая простая и эффективная схема расстановки света. Фотографу остается только правильно сориентировать модель в рисующем свете, чтобы найти наиболее удачный рельеф, и правильно поместить отражатель, чтобы этот рельеф наиболее удачным образом смягчить.
Мы воспользовались небольшим отражателем. Рисунок смягчился по сравнению с одним рисующим источником, но недостаточно. Внизу по-прежнему глубокие тени.
Мы пока рассматривали фото только с теми источниками света, которые расположены перед моделью. Чтобы выявить форму модели или какой-либо ее части, используется контровой (или контурный) задний скользящий свет. Для этого нужно установить источник, который будет светить на модель сзади. Можно направить на модель сразу два световых потока. Один чуть интенсивней, другой слабее. Объект съемки оторвется от фона, и у него появится дополнительный объем.

Фотография 5. Рисующий + заполняющий + моделирующий. Моделирующий свет вывел из тени подбородок, сделал весь рисунок лица мягким. Изображение стало пластичным, у лица появился объем. Но ощущение, что вся фигура приклеена к фону.

Фотография 6. Рисующий + заполняющий + моделирующий + контровый. Модель отделилась от фона, волосы засветились. У фигуры появилось больше объема.

Фотография 7. Рисующий + заполняющий + моделирующий + контровый + фоновый. Фоновый свет чуть усилил контровый и незначительно дополнил заполняющий. Кроме того, мы осветили фон таким образом, чтобы более светлая сторона модели оказалась на притененном, а темная - на светлом участках фона. Это подчеркнуло объемность модели и усилило ощущение многоплановости. Темный фон придал глубину снимку, а светлый - легкость и воздушность.

Мы благодарим фотомодель Надежду Горбунову за терпение и доброжелательность.

_______________________

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх