И а бунин последний шмель анализ. Анализ стихотворения Бунина «Последний Шмель. «Последний шмель Бунин». История создания

Полина МАРДАШОВА - ученица 11-го класса, гимназия № 3, г. Зеленодольск, Республика Татарстан. Учитель - Светлана Гусмановна Гарифуллина.

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Последний шмель»

Тема жизни и смерти неизбежно занимает немалое место в творчестве любого поэта или писателя. Человек, способный иначе воспринимать мир и изображать его словами, рано или поздно приходит к осознанию (или к необходимости осознания) смысла своего существования и вообще человеческой жизни.

Тему человека и природы, их единения также затрагивает каждый поэт, поскольку, обладая даром свыше, он стремится к гармонии с природой и пытается найти причины отдаления от неё человека.

Обе эти темы нашли своё выражение в стихотворении И.А. Бунина «Последний шмель». Его название говорит само за себя. Шмель - насекомое, это олицетворение природы, движения, жизни. Словосочетание “последний шмель” уже настраивает на восприятие стихотворения, посвящённого чему-то, пока ещё неуловимо печальному.

Несмотря на то, что все эти строфы стихотворения связаны одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части (согласно делению на строфы).

Первая часть знакомит нас с миром человека, от лица которого ведётся повествование, и миром природы, представленным шмелём. Кажется, эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” (использованная инверсия ещё более обращает на это внимание), шмель же туда только “залетает”. Однако неслучайно употреблённые глаголы несовершенного вида “залетаешь, тоскуешь” говорят о том, что эти действия происходили не единожды, а время от времени, то есть мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных (“тоскуешь со мной”); шмель разделяет человеческую тоску. Причём человек описывает его весьма уважительно, можно сказать, “по-царски”: “чёрный”, “бархатный”, “золотое оплечье” - эти глубокие, густые по звучанию и благородные, возвышенные по содержанию эпитеты как бы поднимают образ шмеля из ранга простого насекомого в ранг собеседника, единомышленника человека. Но несмотря на это появление шмеля, которое ощущается нами и фонетически, благодаря аллитерации - сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” - и ассонансу - сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, - вызывает в душе человека печальные мысли и чувства (хотя нам пока неизвестно, какие именно): шмель называется “заунывно” гудящим, хотя и “певучей струной”. Видимо, мысль, внушаемая человеку видом шмеля, появилась бы и сама по себе, но она доставляет ему душевную боль, поэтому и певучее гудение шмеля кажется ему заунывным. Что это за мысль, мы узнаем в следующей части стихотворения.

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, и хотя здравый смысл подсказывает, что последние дни шмеля - это всего лишь последние дни лета, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни - всего лишь затишье перед бурей, последние дни перед смертью. Поэтому человек ограничивает себя стенами своего жилья от этого прекрасного мира и видит его только через окно (подчёркнуто “яркие подоконники” являют собой зрительную границу между двумя мирами, а шмель является как бы связующей нитью, посланником из одного мира в другой). В первых двух строках автор как нельзя более насыщенно и красочно нарисовал мир умирающей, но ещё прекрасной природы, а в середине второй строки резко отделил это описание внутренней рифмой (ярки - жарки ) и завершил строку роковым: “последние дни”. После этого исход становится совершенно ясным, и мы (вместе с человеком) понимаем, что впереди у природы (а значит, и шмеля) неизбежная смерть. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, он говорит ему: “полетай, погуди”, - но это повелительное наклонение, несколько возвышая человека над шмелём, пока ещё носит не приказной, а наставительный характер. Сочувствуя шмелю, человек сожалеет о его неспособности осмыслить факт своей скорой кончины и прочит ему гибель, заменяя слово “умри” эвфемизмом “усни”. Причём смертным одром шмелю человек называет красную подушечку в “засохшей татарке”. Этот красный цвет является достойным обрамлением для упомянутых ранее чёрного и золотого цветов. Такая цветовая гамма неслучайна: автор обращает внимание на то, что шмелю уготована прямо-таки царская кончина.

Но в третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать...” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим “человеческой думы” о скоротечности жизни (о которой напоминает также фраза “давно опустели поля”). Происходит окончательное разделение двух миров. Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. Тот, кто умер на царском ложе, скоро будет снесён угрюмым, безжалостным и равнодушным ветром (аллегория времени) в бурьян (иначе говоря, канет в Лету). Смерть неизбежна, но ещё страшнее смерти - забвение. В этой строфе происходит явное обобщение, под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным.

Как мы уже видели, стихотворение построено из трёх катренов, написано перекрёстной рифмой, четырёхстопным анапестом. Однако заметим, что первая и третья строки каждой строфы имеют на один безударный слог больше, а вторая и четвёртая заканчиваются ударным слогом. Это придаёт каждой строфе большую законченность. Написанное анапестом, стихотворение по своей ритмической организации является достаточно размеренным (но не настолько, чтобы, подобно ямбу, напоминать марш или детскую считалку). Такой ритм придаёт стихотворению характер беседы, помогает прочувствовать внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями, большее внимание обращает не на форму стихотворения, а на его содержание. Заметим, что в первой строке первого четверостишия на месте первого безударного слога находится ударный (“чёрный”), что делает акцент на обращении к шмелю, а не просто на его описании.

Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные богатые рифмы (струной - со мной; поля - шмеля ). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье - человечье ), в остальных же двух - неточные (думы - угрюмый ). Это помогает создать большую эмоциональную напряжённость, однако точность рифм второй и четвёртой строк сохраняет при этом общую размеренность ритма. В общем же, стихотворение имеет вид неспешной, но не безэмоциональной беседы.

Человек осознаёт неизбежность смерти шмеля, как и своей собственной. Умереть через несколько дней или десятилетий - не всё ли равно, если за смертью последует забвение? И хотя за каждой зимой приходит весна, а значит, возрождение, И.А. Бунин не даёт шмелю этой возможности, он считает, что у шмеля нет будущего (об этом говорит то, что стихотворение завершается не многоточием, обещающим некое продолжение, а восклицательным знаком, ставящим все точки над i). Однако автор не придаёт этому большого трагизма. Мёртвый шмель всё же остаётся золотым и, даже будучи унесённым в бурьян, не теряет своей царской красоты. На мой взгляд, подчёркивая это, И.А. Бунин снова выходил за рамки описания судьбы шмеля и переходил к судьбе человеческой. Смерть ждёт каждого из нас, с ней нельзя бороться. Забвение же не властно над гением. Пушкин и Толстой, Чехов и Бунин... - эти и многие другие имена никогда не будут забыты. Но и мы можем попытаться победить забвение, потому что все наши деяния - “чёрные” и “золотые” - останутся с нами. Каждый должен выбрать, кем он станет - чёрной букашкой, растворившейся в бурьяне, или сухим золотым шмелём, унесённым временем в бурьян забвения, но не исчезнувшим в нём. И, быть может, когда-нибудь этот маленький золотой огонёк в пучине будет кем-то замечен. Тогда-то можно будет сказать, что забвение побеждено.

Думаю, и об этом хотел сказать нам И.А. Бунин в своём стихотворении «Последний шмель».

Из опыта прочтения стихотворения И.Бунина «Последний шмель».

Каждый человек в определенный период своей жизни приходит к необходимости осмысления философских вопросов: что такое жизнь и смерть, в чем заключается смысл жизни и тайны бытия.

И, конечно, нет такого поэта, который в своём творчестве не пытался бы найти ответы на эти вопросы. Не стал исключением и И.А. Бунин.

Перед нами его стихотворение «Последний шмель». Читаешь раз, другой, третий – от него трудно оторваться. Стихотворение притягивает искренностью рассуждений, необычностью неожиданных открытий законов жизни. Оно открывает под полупрозрачным покрывалом тайну бытия. Известно, что бунинское восприятие окружающего мира было не совсем обычным. В конце своей жизни он признался близкому человеку: «Меня влекли все некрополи, кладбища мира! Это надо заметить и распутать!». И вот в стихотворении «Последний шмель» Бунин как раз и пытается раскрыть тайны времени, тайны жизни, переходящей в вечный сон.

Название «Последний шмель» тесно связано с темой лирического произведения. Яркие, безмятежные дни солнечного лета безвозвратно проходят, а олицетворением последних, наполненных светом, жизнью, радостью дней является последний шмель. Живой, привлекающий внимание своей расцветкой, он неизбежно погибает, подчиняясь законам природы. А человека, наблюдающего за ним, он заставляет на какое-то мгновение прочувствовать с особой остротой собственное одиночество.

Но лирический герой не желает мириться с мыслью, что все, к сожалению, смертно, для каждого наступают последние дни. Вот в этом заключается идея этого стихотворения.

Совсем простые слова: «шмель», «струна», «жильё», «зной», «подоконник» - в соединении с высокой лексикой: «оплечье», «думы» - превращаются под пером Бунина в слова избранные, поэтические. Мы как будто смотрим на картину, написанную тонкой кистью яркими красками: «чёрный бархатный шмель, золотое оплечье…», «…подушечке красной, усни».

Стихотворение отличается композиционной стройностью, простотой и лаконичностью.

Мягкость звучания и яркость красок первого стиха первой строфы, создаваемые Буниным с помощью таких изобразительно-выразительных средств, как оценочные и метафорические эпитеты («бархатный шмель», «золотое оплечье», « угрюмый ветер»), выступают антитезой тревожно звучащего второго стиха:

Заунывно гудящий певучей струной…

Преобладание протяжного звука [у] в данной строке в соединении с эпитетом («заунывный», «певучей») создаёт ощущение монотонности, тягучести и некоторой напряженности.

В третьем стихе этой же строфы появляется лирический герой и возникает неясное предчувствие тревоги: что-то его мучает, томит, беспокоит. Эта тревога прорывается в вопросе, а наличие сравнения («Ты зачем залетаешь в жильё человечье/ И как будто тоскуешь со мной?») указывает на робкую надежду – спасение от одиночества.

Во второй строфе едва уловимая антитеза набирает силу. Окно как граница, разделяющая два мира. Яркий мир за окном противопоставлен человеку, страдающему от одиночества. Слова второй строфы «полетай», «погуди» звучат как просьба: поживи (пока), а дальше – тире, как решительный и неожиданный шаг, шаг к смерти, к неизбежному концу для всего живого, хотя страшное слово «смерть» не произносится, а заменяется легко звучащим «усни» лёгким романтическим флером, создаваемым мягкими согласными и уменьшительно-ласкательным суффиксом: «…на подушечке красной, усни».

Красивая и печальная картина: засохший куст сорняка, ощетинившегося острыми иглами, а на красном соцветии (тоже засохшем, неживом) – золотое пятнышко ещё недавно гудящее «певчей струной». Это конец жизни, который символизирует слово «засохший». Оно и звучит сухо, мертво, что опять же подчеркивается звукописью (аллитерация [с], [ш], [ж]).

Полет шмеля, его жизнь не исполнены страданий, радости, они предопределены природой. А вот человеческая душа не бесстрастна, и третья строфа вызывает ассоциацию с холодными и равнодушными, хотя и красиво мчащимися «жемчужной цепью» тучками Лермонтова.

Стройность композиции стихотворения подчеркивается и строгостью его ритмического рисунка, который ни разу не перебивается. Мерный четырёхстопный анапест делает речь поэтичной, наделяет её сдержанно-возвышенными эмоциями, а стих каждой строфы написан трёхстопным анапестом, эта усечённая строка как бы ставит точку в размышлении о скоротечности жизни.

Раскрытию идеи стихотворения способствуют типы и способы рифмовки.

Перекрёстная рифмовка с мерным чередованием мужской и женской рифмы придает стихотворению чёткость и подчёркивает его идейный смысл: жизнь полна противоречий, в ней сосуществует высокое и низкое, мгновенное и вечное, живое и мёртвое.

Нарастающее внутреннее напряжение подчеркивается чередованием последних звуков каждого стиха от йотированных мягких в первой строфе к чередованию звонких и глухих мягких во второй строфе. А твердые сонорные третьей строфы логически подчеркивают эмоциональный всплеск внутреннего состояния человека, ощутившего, пусть даже на миг, вселенское одиночество.

Несмотря на пессимизм последних строк, стихотворение не оставляет впечатления безысходности. Мы понимаем, что состояние острой тоски – результат сиюминутного настроения.

Стихотворение заканчивается на пронзительной ноте и оставляет в душе глубокий след. Из этого состояния нельзя выйти сразу, опять и опять возвращаешься к прочитанным строкам, они не отпускаю от себя, потому что Бунин – тонкий и мудрый художник, умеющий затронуть струны человеческой души. Таков, как нам кажется, истинный, но не единственно возможный смысл этого стихотворения.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,

Золотого сухого шмеля!

Цели:

  • развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;
  • стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Ход урока

I. Чтение стихотворения учителем.

II. Беседа.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.

2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой .

Каким мы видим шмеля?

Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой ). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.

? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?

Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?

4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-я – одно простое, осложненное;

2-я – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века – от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, сильнее всех на него влияла философская лирика Ф.И.Тютчева. Только Бунин по-своему воспринимал эту философию: мотив дисгармонии любви и смерти сменялся стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.
В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике с оригинальными взглядами. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни». Шмель – главный образ этого лирического произведения. В первом четверостишии поэт дает описание этого «персонажа»:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной...

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом: "Ты зачем залетаешь в жилье человечье?"
Далее поэт снова использует прием противопоставления:

За окном свет и зной, подоконники яркие,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди–и в засохшей татарке,
На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с проблемой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в названии стихотворения подчеркивает заинтересованность поэта этой темой. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти перекликаются с мотивом одиночества человека. При этом одиночество понимается им как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Наиболее остро эта тема выражается в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину межсезонья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветров и дождей. Именно в такие моменты, когда природа постепенно теряет яркие краски и готовится к осени, человек начинает острее чувствовать душевную пустоту и одиночество. Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как «давно опустели поля» и скоро природа потеряет свою прелесть. Начнутся холода, и «ветер угрюмый» унесет остатки приподнятого летнего настроения.
Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое «я» в шмеля, которому грозит забвение. Но, скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину - Россию. Это предчувствие вынужденной эмиграции, с которой он никогда не сможет свыкнуться.
Композиционно каждое четверостишие можно разделить на две части: в одной из них говорится о природе, в другой – о человеческой жизни. Здесь Бунин использовал прием сопоставления. Также стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек. Композиция отличается стройностью, подчинением выражения определенной мысли.
Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему способствует традиционный стихотворный размер (ямб). Лексический рисунок небогат красками, хотя автор использует цветовую живопись («черный», «золотой», «красный»).
Прочитав стихотворение, начинаешь невольно задумываться о том, что все в мире постоянно находится в движении: за летом приходит осень, угрюмый ветер уносит «сухого шмеля», поля пустеют… Иными словами, «ничто не вечно под луной». С другой стороны, на постоянных изменениях построена наша жизнь. Поля пустеют для того, чтобы весной на них снова росла трава, тяжелые думы рано или поздно уступают место хорошему настроению. Даже одиночество не может длиться долго, ведь это противоестественно человеческой природе. Смерть неизбежна – можно прийти к такому выводу, прочитав бунинское произведение. Но если прожить жизнь в постоянном движении, полете, как красивый бархатный шмель, то, когда подует угрюмый ветер, будет совсем не страшно. Наоборот, будет интересно: куда же тебя принесет воздушный поток?


Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,

Золотого сухого шмеля!

Цели:

    развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;

    стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Ход урока

I. Чтение стихотворения учителем.

II. Беседа.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.

2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой .

Один из учеников сказал – автор. Предполагая возможность подобного ответа, я вынесла определение “лирический герой” на оборотную сторону доски.

? Каким мы видим шмеля?

Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

? Что ещё автор добавляет к “наряду” шмеля? “Золотое оплечье”. Что можно сказать о наряде шмеля? Это одеяние достойно короля.

? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой ). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.

? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

? Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?

Он тоскует.

? Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?

Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?

4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-я – одно простое, осложненное;

2-я – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх