Gulp сборка проекта из github. Сборка front-end’а на пальцах с помощью Gulp. Как с нуля выполнить инициализацию Bower и установку фронтенд пакетов

В наше время сборка front-end’a является уже неким стандартом в разработке сайтов и веб-приложений. Есть множество вариантов сборки ресурсов сайта и каждый разработчик выбирает для себя сам, какие инструменты для этого использовать. Я же хочу поведать о процессе сборке с помощью менеджера задач, которому отдал предпочтение, а именно GULP.

В двух слова о Gulp

Gulp — это менеджер задач (как grunt) для сборки ресурсов и выполнения рутинных задач. Он прост в использовании. Это крайне полезный швейцарский нож и может выполнять множество функций. А самое главное он быстр.

Установка Gulp

Прежде всего для работы gulp необходимо установить node.js

Находясь в корне проекта инициализируем проект для npm.

Npm init

Установим gulp и добавим его в зависимости проекта

Npm install --save-dev gulp

Теперь необходимо создать файл в корне проекта gulpfile.js и создадим пустую задачу для примера.

Var gulp = require("gulp"); gulp.task("default", function() { // место для кода, который будет выполняться в задаче });

Собственно так и будут выглядеть задачи в gulp. Практически для каждой задачи, которую может понадобиться выполнить для сборки вашего front-end’a есть плагины. Об установке и использовании плагинов далее.

Сборка css

Думаю в наши дни уже все используют css препроцессоры. Если вы еще не используете какой-либо css препроцессор, вам срочно необходимо ознакомиться с или и начать использовать sass или less в работе.

Я предпочитаю использовать sass, поэтому покажу на примере плагина sass.

Установка плагина

Npm install gulp-sass --save-dev

Две простейших задачи для сборки и live сборки sass файлов при их изменении.

Var gulp = require("gulp"); var sass = require("gulp-sass"); //Задача для сборки gulp.task("sass", function () { return gulp.src("./sass/**/*.scss") .pipe(sass().on("error", sass.logError)) .pipe(gulp.dest("./css")); }); //Задача, после запуска которой, gulp будет следить за изменениями файлов gulp.task("watch", function () { gulp.watch("./sass/**/*.scss", ["sass"]); });

Теперь прописав в консоли gulp sass , gulp соберет все ваши sass файлы в указанной директории.
А выполнив gulp watch запустится процесс, который будет следить за изменением sass файлов, и при изменении сразу их компилировать.

Для остановки процесса достаточно нажать на клавиатуре Ctrl + C.

Объединение JavaScript файлов

Для этого необходимо установить плагин gulp-concat .

Npm install --save-dev gulp-concat

Теперь добавим задачу в наш gulpfile.js .

Var gulp = require("gulp"); var sass = require("gulp-sass"); var concat = require("gulp-concat"); gulp.task("sass", function () { return gulp.src("./sass/**/*.scss") .pipe(sass().on("error", sass.logError)) .pipe(gulp.dest("dist/css")); }); gulp.task("scripts", function() { return gulp.src("src/**/*.js") .pipe(concat("app.js")) .pipe(gulp.dest("dist/js")); }); gulp.task("watch", ["sass", "scripts"], function() { gulp.watch("css/**/*.sass", ["sass"]); gulp.watch("src/**/*.js", ["scripts"]); });

Обратите внимание, что задачи sass и scripts находятся в зависимостях у задачи watch.

Теперь скрипты будут объединяться по команде gulp scripts или же при gulp watch .

Минификация ресурсов

Для минификации JavaScript файлов необходимо установить плагин uglify , а для минификации sass файлов необходимо добавить опцию {outputStyle: "compressed"} .

Var gulp = require("gulp"); var sass = require("gulp-sass"); var concat = require("gulp-concat"); var uglify = require("gulp-uglify"); gulp.task("sass", function () { return gulp.src("./sass/**/*.scss") .pipe(sass({outputStyle: "compressed"}).on("error", sass.logError)) .pipe(gulp.dest("dist/css")); }); gulp.task("scripts", function() { return gulp.src("src/**/*.js") .pipe(concat("app.js")) .pipe(uglify()) .pipe(gulp.dest("dist/js")); }); gulp.task("watch", ["sass", "scripts"], function() { gulp.watch("css/**/*.sass", ["sass"]); gulp.watch("src/**/*.js", ["scripts"]); });

Версионность ресурсов

Версионность ресурсов необходима для контроля кешированных файлов в браузерах посетителей. Если вы работаете с html файлами, то имена создаваемым файлам и пути к ним можно генерировать с помощью плагина gulp-rev или gulp-rev-all . С помощью них выходят файлы файлы с именами такого типа: app-ef62e7.js .
Но когда вы работаете с движками сайтов и вам нужно в определенном файле (любого формата), в определенном месте прописать необходимые пути, то реализовать это можно таким способом.

В первую очередь установим плагины gulp-html-replace и gulp-rename .

Npm install gulp-html-replace --save-dev npm install gulp-rename --save-dev

gulp-rename — будет называть файлы, а gulp-html-replace будет прописывать пути в указанных файлах.

Имена файлов

Теперь дополним наш gulpfile новыми строками:

Var gulp = require("gulp"); var sass = require("gulp-sass"); var concat = require("gulp-concat"); var uglify = require("gulp-uglify"); var htmlreplace = require("gulp-html-replace"); var rename = require("gulp-rename"); var time = Date.now(); gulp.task("path", function () { gulp.src("/assets_tpl.php") .pipe(htmlreplace({ "js": [ "/dist/js/app-"+time+".js" ], "css": [ "/dist/css/bundle-"+time+".css" ] })) .pipe(rename("assets.php")) .pipe(gulp.dest("/")); }); gulp.task("sass",["path"], function () { return gulp.src("./sass/**/*.scss") .pipe(sass({outputStyle: "compressed"}).on("error", sass.logError)) .pipe(concat("bundle-"+time+".css")) .pipe(gulp.dest("dist/css")); }); gulp.task("scripts",["path"], function() { return gulp.src("src/**/*.js") .pipe(concat("app-"+time+".js")) .pipe(uglify()) .pipe(gulp.dest("dist/js")); }); gulp.task("watch", ["sass", "scripts"], function() { gulp.watch("css/**/*.sass", ["sass"]); gulp.watch("src/**/*.js", ["scripts"]); });

Переменная time создана для генерации уникального числа в момент инициализации gulp скрипта. В данном случае это простой timestamp. Он и будет прописываться в имя файла.

Пути к файлам

Также создана новая задача path , которая по файлу-шаблону assets_tpl.php сгенерирует файл assets.php с боевыми путями к файлам.

Вот как выглядит файл-шаблон assets_tpl.php:

Вместо указанных тегов в сгенерированном файле будут прописаны пути к файлу.

Так же стоит обратить внимание, что задача path добавлена как зависимость для задач sass и scripts .

Но теперь у нас при каждом выполнении любой из задач будут создаваться новые файлы, а старые будут оставаться. Для того, что бы хранились только свежие файлы, необходимо чистить папку с скомпилированными ресурсами. Для этого необходимо установить плагин gulp-clean .

Npm install --save-dev gulp-clean

Затем добавим задачу с флагом {read: false} , для ускоренного удаления.

Var clean = require("gulp-clean"); gulp.task("clean", function () { return gulp.src("dist", {read: false}) .pipe(clean()); });

И создадим задачу build , которая будет выполнять чистку, а затем собирать все наши ресурсы.

Gulp.task("build",["clean","sass","scripts","path"], function () {});

Таким образом выполнив в консоли команду gulp build , gulp полностью автоматически соберет весь front-end для проекта. Данную команду также можно повесить на хук после деплоя проекта на сервер / хостинг.

Заключение

В данной статье показан пример для ознакомления, как можно собирать файлы стилей и скриптов для ваших проектов. Вариантов и плагинов множество и выбрать каждый может под себя сам.

Если вам полезен данный материал, подписывайтесь на мой блог, чтобы получать уведомления о новых публикациях на темы: верстки, javascript и разработки кроссплатформенных мобильных приложений.

В те времена, когда сайты были небольшими, необходимости в отдельной сборке фронтенда не было. Однако объем и сложность CSS и JS все увеличивались, и вид, в котором удобно разрабатывать, стал сильно отличаться от вида, в котором нужно показывать результат пользователю. Появились такие задачи, как конкатенация (склеивание) файлов, минимизация кода и даже предварительная компиляция. Результатом этого стали специализированные системы сборки фронтенда, о которых мы и расскажем.

Разумеется, как только необходимость в сборке стала ощутима, тут же на фронтенд начали переползать инструменты, использовавшиеся бэкендом. Основная их проблема и причина того, что в данный момент их все меньше используют для фронтенда, - они совершенно не заточены под его специфику, так как структура проекта, используемые технологии и цикл разработки очень сильно зависят от задач проекта и могут значительно отличаться. Тот же Ant, например, обладает многословным синтаксисом и не особо умеет делать нужные для фронтенда вещи: встроенных задач совсем немного, а расширяется он плохо. Если говорить о GNU make, то он гораздо более универсальный, поскольку оперирует shell-командами. Из недостатков нужно упомянуть об особом синтаксисе, который надо дополнительно изучать, необходимости хорошо знать shell, а также тенденции к быстрому усложнению Makefile при росте требований к сборке.

Давай рассмотрим средних размеров сайт со стандартной структурой и попробуем перечислить основные этапы сборки, которые он проходит. Для простоты предположим, что ты не заморачиваешься с созданием разных JS-файлов для разных страниц, но при этом хочешь держать в девелопмент-окружении несколько небольших файлов, чтобы поддержать какую-никакую модульность. Обычно это выглядит как-то так:

/libs/ jquery.min.js underscore.min.js /js/ common.js carousel.js popups.js ....

Система сборки обычно делает следующее:

  • конкатенирует все JS-файлы в один (в нужном порядке, мы же не хотим загрузить наши скрипты раньше, чем jQuery);
  • проверяет JS-код на валидность (например, с помощью JSHint);
  • минимизирует код, по необходимости его обфусцирует (то есть делает непонятным);
  • конкатенирует CSS-файлы (порядок тут тоже важен, так как свойства часто переопределяются);
  • минимизирует CSS;
  • складывает файлики в отдельную директорию, из которой ты и подключаешь их в своем HTML.

Зачастую эта простая схема усложняется дополнительными требованиями: прогоняются тесты, компилируется код CSS-препроцессоров, оптимизируются картинки, компилируются шаблоны.

Все эти задачи, и даже больше, умеют решать современные инструменты сборки. Будем рассматривать самые популярные решения, которые работают на платформе Node.js. Общим их преимуществом является понятный язык, который знают (или считают, что знают) все фронтенд-разработчики, изначальная направленность на решение задач фронтенда, а также понятное Node.js окружение, в котором ты, может быть, уже разрабатываешь свое приложение.

Grunt

Grunt - самый старый, самый главный и самый популярный инструмент для сборки. Почти все рассматриваемые нами системы сборки так или иначе сравнивают себя с Grunt, а некоторые и возникли как более быстрые или более простые его альтернативы. Несмотря на это, у него есть пара существенных недостатков.

Во-первых, как отмечают многие фронтенд-разработчики, Grunt многословен. На настройку простой системы сборки потребуется конфиг под сотню строк. Впрочем, само по себе это не такой уж недостаток: конфиг читается довольно легко, а в силу популярности Grunt найти уже готовый конфиг под типовую задачу обычно не представляет труда.

Во-вторых, Grunt разрабатывался как универсальный продукт, то есть на его основе можно решить практически любую задачу, связанную со сборкой проекта. Это круто, но за универсальность приходится платить. Как упоминавшейся многословностью, так и скоростью. В сравнении с другими системами сборки на Node.js Grunt заметно медленнее, и, что особенно неприятно, имеет тенденцию замедляться по мере роста проекта. Если не вдаваться в детали архитектуры Grunt, то причина кроется в том, что каждый раз, когда тебе нужно собрать, например, JS-файл, он пересобирает все JS-файлы. Можно постараться ускорить процесс сборки, прописав вручную необходимые связи между файлами, но на проекте со сложным деревом зависимостей файлов это может оказаться чрезмерно сложным.

Несмотря на все это, у Grunt огромная экосистема: сотни плагинов, тысячи проектов, миллиарды разработчиков, вот это все. То есть мало того, что Grunt универсален, еще и плагин под твою задачу уже, скорее всего, написан.

Подводя итог, можно сказать, что Grunt - отличный выбор для маленьких и средних проектов, особенно если раньше ты не настраивал никаких систем сборки. Огромное комьюнити, куча плагинов, понятная документация и даже статьи и доклады на русском языке для тех несчастных, кто без этого не может. Ну и конечно, если в дальнейшем по каким-то причинам Grunt перестанет тебя устраивать, всегда можно перейти на другую систему, лишенную его недостатков.

Gulp

Gulp - активно развивающаяся в данный момент система сборки. В основе ее архитектуры лежит использование потоков в Node.js, что позволяет не записывать на диск временные файлы и папки. Основные достоинства Gulp - скорость и краткость конфига. Причем если первое бесспорно, то краткость по сравнению с Grunt достигается просто за счет другой его структуры. Если в конфиге Grunt ты по отдельности оперируешь плагинами, настраивая каждый из них, то в конфиге Gulp нужно описывать процесс, который должен пройти каждый файл (или набор файлов), чтобы быть собранным. Вот жизненный пример компиляции SASS:

Gulp.task("styles", function() { return gulp.src("styles/*.scss") .pipe(sass({ style: "expanded" })) .pipe(rename({suffix: ".min"})) .pipe(minifycss()) .pipe(gulp.dest("build/styles/css")); });

В первой строчке мы регистрируем задачу для Gulp с именем styles . Затем последовательно описываем, что же нужно сделать с каждым из файлов, подходящим под маску styles/*.scss: компилируем SASS, добавляем.min к имени файла, минимизируем, кладем в конечную директорию. Если с этим файлом понадобится делать что-то еще, мы просто добавим соответствующую команду, например.pipe(добавить комментарий с ASCII-единорогом в начало файла) (надеюсь, для этой повседневной задачи сделают наконец плагин). Мне такой подход к написанию конфига нравится больше: он лучше описывает, что же реально происходит с твоими файлами.

Конечно, пока Gulp проигрывает Grunt по количеству плагинов, но для множества задач плагины есть. Скорее всего, тебе хватит существующих плагинов, а если будет чего-то очень не хватать, всегда можно написать свой (шутка). Кстати, есть пакет gulp-grunt, который позволяет запускать задачи Grunt из Gulp, если прям очень надо.

Если тебе нравится подобный подход к сборке, важна скорость и не нужно выполнять специфические задачи, плагин для которых есть только для Grunt, то Gulp может стать отличным выбором. На настоящий момент Gulp остается самым серьезным конкурентом Grunt.

Broccolli

Самый молодой из рассматриваемых инструментов сборки, находится сейчас, по сути, в стадии разработки. Разработчики Broccolli не скрывают, что вдохновлялись Gulp, однако считают некоторые концепции, лежащие в его основе, ошибочными. Например, они выбрали кеширование всех промежуточных результатов сборки (причем реализуемое каждым из плагинов) для ее ускорения вместо частичной пересборки только требуемых файлов. Также им не понравилось, что Gulp лучше всего оперирует с трансформацией одного файла в один итоговый, то есть один к одному. Чтобы улучшить выполнение операций вида «много к одному», в данный момент Gulp разрабатывает сложную схему с созданием виртуальной файловой системы, что разработчикам Broccolli кажется лишним усложнением и проявлением слабости изначальных концепций Gulp. Broccolli изначально оперирует понятиями деревьев вместо файлов и совершает только трансформации деревьев в другие деревья (пусть даже вырожденные и из одной вершины).

Очень разумный теоретический подход к проблеме сборки не снимает проблемы количества расширений к Broccolli. К сожалению, их около двух десятков и выполняют они только самые базовые задачи. Если хочется попробовать что-то новое, посмотри на Broccolli, он достаточно быстр, активно разрабатывается, но, наверное, для применения на серьезных проектах еще сыроват.

Brunch

Brunch создавался с той же задачей - уделать Grunt по всем фронтам, но подошел к ней совсем с другой стороны. Разработчики Brunch решили взять хорошим пониманием предметной области, то есть сделать менее универсальный инструмент, который будет заточен именно под задачи фронтенда, например без всяких настроек понимать, что *.js - это файл со скриптами, *.coffee - CoffeeScript и так далее. Brunch довольно быстрый, гораздо быстрее Grunt, но чуть медленнее Gulp. К безусловным достоинствам Brunch стоит отнести также действительно компактный конфиг, меньше, чем у Grunt и Gulp, в разы. Вот, например, простой конфиг Brunch:

Exports.config = files: javascripts: joinTo: "javascripts/app.js": /^app/ "javascripts/vendor.js": /^(bower_components|vendor)/ stylesheets: joinTo: "stylesheets/app.css" order: after: ["vendor/styles/helpers.css"] templates: joinTo: "javascripts/app.js"

Заметь, что конфиг можно писать как на CoffeeScript (как в данном случае), так и на обычном JS. Мы создаем обычный модуль, который возвращает JSON с настройками сборки.

Обрати внимание на ключи joinTo и order. Это и есть знание предметной области, о котором я упоминал, - на уровне конфига Brunch знает, что ты, скорее всего, захочешь склеить файлы, причем некоторые раньше остальных. Именно это позволяет заменить 400 строк конфига Grunt на 20–30 строчек Brunch.

Плюс к этому экосистема Brunch гораздо меньше, чем у Grunt и даже чем у Gulp. Плагинов около 50 (сравни с 450+ у Gulp, например), развитие идет не очень быстро, в общем, здесь все довольно печально.

Подводя итог: если тебе очень нравятся короткие конфиги, важна скорость, но при это не нужны никакие особенные действия на этапе сборки, то можно посмотреть на Brunch. Смущает, конечно, небольшое количество плагинов, но, может быть, ситуация поменяется.

ENB

Ну и под конец самое сладкое. Хочу рассказать про систему сборки, разработанную в Яндексе Маратом Дулиным, которая называется ENB. Именно ее мы сейчас и используем на нашем проекте. Ее подход принципиально отличается от всех описанных систем: изначально она создавалась для работы с проектами, использующими BEM-методологию, хотя, как отмечает автор, ее платформа свободна от идеологии BEM и может быть использована для всех проектов подходящей структуры.

Вкратце, в чем суть. В ENB мы оперируем понятием цели, то есть конечного файла, который нужно собрать, или ноды (папки, в общем случае страницы), для которой нужно собрать некоторый набор файлов. Для того чтобы собрать целевой файл, мы используем некоторое количество технологий (грубо говоря, плагинов в терминах Grunt, хотя технологии меньше по размерам и более специализированы). Первым делом ENB определяет исходный набор файлов, которые нужны для сборки целей (этим занимаются несколько базовых технологий, по умолчанию работающие с методологией BEM, то есть они ищут *.bemdecl -файл, в котором прописаны зависимости данной ноды от разных блоков), полностью разворачивает это дерево зависимостей (когда блок, от которого зависит твоя страница, сам зависит от другого, подключаются оба в нужном порядке), а затем находит файлы, необходимые для каждой зарегистрированной технологии. Затем ENB придерживается описанной в конфиге последовательности трансформаций файлов (тут можно проследить некоторую аналогию с Gulp). Несмотря на некоторые отличия от стандартного подхода систем сборки, разобравшись с основными понятиями, дальше работать с ENB довольно легко.

Основные преимущества ENB: скорость сборки, за счет гибкой системы кеширования и возможности обмениваться промежуточными данными между разными технологиями, параллелизации независимых процессов, и выделении самых тяжелых технологий в отдельные субпроцессы. К ENB необычайно просто писать новые технологии, если тебя чем-то не устраивает поведение стандартных.

К недостаткам можно отнести то, что конфиг ENB достаточно многословный, так как есть возможность управлять абсолютно всеми этапами сборки. Плюс ENB все-таки писался для BEM-методологии, и прикрутить его к проекту с совершенно другой структурой потребует лишних телодвижений. Для ENB не так много написанных технологий (порядка 60), но с большинством задач BEM-проектов он справляется на ура.

Подводя итог: ENB - лучший выбор для проектов, основанных на методологии BEM, которую лично я считаю наиболее подходящей для средних и больших сайтов, так как организация кода по блокам рулит и бибикает. Он очень быстрый, собирает десятки страниц и сотни файлов за считаные секунды, несложный в настройке и приятный в использовании. Если твой проект крупный, ты путаешься в коде и правишь файлики по тысяче строк, советую подробнее изучить BEM как способ организации структуры фронтенд-проектов. А когда ты полюбишь BEM, ты полюбишь и ENB, как самый родной инструмент сборки BEM-проектов.

Приветствую. Если вы занимаетесь frontend разработкой, то могли заметить, что часто приходится выполнять одни и те же задачи. Было бы здорово все это автоматизировать и свести объем рутины к минимуму. В этом вам могут помочь таск-менеджеры и сборщики проектов, такие как Gulp и Grunt.

Gulp – это ответвление от проекта Grunt. От своего родителя он взял лучшие практики. Код инструкций пишется на JavaScript. Работает быстрее, чем Grunt в несколько раз.

Gulp предоставляет по-настоящему широкие возможности. Он облегчит и ускорит frontend разработку. Перечислю основные задачи, которые сборщик проектов вам поможет решить.

  • Создание веб-сервера для отладки
  • Автоматическая перезагрузка страниц при внесении изменений (LiveReload)
  • Слежение за изменениями в файлах проекта
  • Использование препроцессоров HTML, CSS, JS
  • Объединение файлов и их минификация
  • Автоматическое создание вендорных префиксов для браузеров (Autoprefixer)
  • Автоматизация управления файлами и директориями
  • Запуск и контроль внешних команд операционной системы
  • Запуск и контроль приложений
  • Оптимизация изображений (сжатие, изменение размеров и т.д.)
  • Выгрузка проекта на внешний сервер с помощью FTP, SFTP, Git и т.д.
  • Подключение и использование дополнительных плагинов (сегодня их уже 3570 штук; решение можно
  • найти практически для всех повседневных рутинных задач и не только)
  • Автоматизация ручного труда

Установка

Для работы Gulp требуется Node.js. Скачать его можно на официальном сайте . Советую ставить LTS версию программной платформы. После инсталляции Node.js можно переходить к установке Gulp. Для этого откройте консоль операционной системы и выполните следующую команду:

Мы используем параметр -g , который позволяет установить Gulp глобально в операционной системе, без привязки к конкретному проекту.

Важно, чтобы в пути к директории установки не было русских символов. Из-за этого некоторые плагины gulp могут работать некорректно.

Окей, пришло время создать проект, в котором мы будем использовать Gulp. Перейдите в директорию проекта и выполните команду:

Это запустит скрипт, который задаст вам несколько вопросов о проекте. В результате будет сконфигурирован файл для npm package.json . Это манифест проекта. Он содержит список пакетов, которые используются в проекте и другую информацию. На этом этапе я внес следующие данные, адаптируйте под свой проект.

name: (bybtc-landing) version: (1.0.0) description: Landing Page for byBTC entry point: (index.js) test command: git repository: https://github.com/Neuropassenger/bybtc-landing.git keywords: landing

Если какой-то вопрос хотите пропустить, то просто нажимайте Enter. Будет использовано значение по умолчанию. Теперь можно установить Gulp для нашего проекта. Выполните команду:

npm i --save-dev gulp

Gulp будет установлен в директорию проекта, а параметр –save-dev добавит его в зависимости package.json. Это позволит другому разработчику, открывшему ваш проект, быстро развернуть его на своей машине (с помощью команды npm i ).

Если все прошло хорошо, то в папке проекта должен появиться каталог node_modules . Он содержит установленный пакет gulp и все зависимости, необходимые для его работы.

Настало время создать базовую структуру проекта. Я придерживаюсь тех же названий каталогов, что и многие разработчики. Советую это делать и вам, чтобы другой человек мог быстро разобраться в структуре вашего проекта. Впрочем, никто не запрещает вам использовать такие названия, какие вам хочется.

Создаем две папки в корне проекта:

  • /src/ – исходный код проекта во время разработки, здесь вы будете редактировать файлы
  • /dist/ – файлы и папки проекта после сборки, готовый продукт

Каталог /dist/ будет заполняться автоматически при сборке проекта. Займемся пока что /src/ . Создайте внутри следующие папки:

  • /css/ – для каскадных таблиц стилей
  • /js/ – для JavaScript-сценариев
  • /img/ – для изображений
  • /fonts/ – для шрифтов
  • /sass/ – для файлов препроцессора SASS (если используете SASS)
  • /libs/ – для сторонних библиотек

Если все готово, то пора перейти к созданию файла gulpfile.js в корне проекта, который поможет настроить Gulp. Именно здесь вы можете создать инструкции Gulp, которые помогут автоматизировать часть рутинных задач.

Инструкции Gulp

Любая инструкция создается в gulpfile.js с помощью функции gulp.task() . Первый параметр – это название инструкции. Затем идет массив из названий инструкций, которые нужно выполнить до запуска определяемой инструкции. Последний параметр – это функция, тело которой определяет то, что делает данная инструкция.

gulp.task("название_инструкции", ["инструкция_выполняющаяся_перед_текущей", "еще_одна_инструкция"], function() { // Какие-то действия });

Для вызова инструкции необходимо использовать в консоли следующую команду:

gulp название_команды

Компиляция SASS в CSS

Начнем с компиляции SASS в CSS. Установим пакет gulp-sass:

npm i --save-dev gulp-sass

Сначала необходимо подключить используемые пакеты в gulpfile.js . Сделаем это:

var gulp = require("gulp"), sass = require("gulp-sass");

Теперь создадим инструкцию, которая будет выполнять компиляцию SASS в CSS:

gulp.task("sass", function() { return gulp.src("src/sass/**/*.sass") .pipe(sass()) .pipe(gulp.dest("src/css")); });

В первой строке инструкции указываем исходные файлы для компиляции. В конкретном примере будут взяты все файлы с расширением .sass , находящиеся внутри папки /src/sass/ и ее подпапках. Можно выбирать и конкретные файлы. Вот примерный список того, как вы можете задавать пути к исходным файлам.

  • src/sass/main.sass – выбор файла main.sass
  • src/sass/*.sass – выбор всех файлов с расширением sass
  • src/sass/**/*.sass – выбор всех файлов с расширением sass во всех вложенных папках в папке sass
  • !src/sass/main.sass – исключение файла main.sass
  • [‘!src/sass/main.sass’, ‘src/sass/second.sass’] – исключение массива файлов main.sass и second.sass
  • src/sass/**/*.+(scss|sass) – выбрать все файлы scss и sass во всех вложенных папках в sass

Теперь создаем в папке /src/sass/ файл main.sass и определим в нем немного стилей:

body color: red font-size: 20px

Сохраняем файл. Теперь мы можем проверить, как работает компиляция. В консоли выполняем команду:

Проверяем каталог /src/css/ . В нем должен находится только что скомпилированный CSS файл. Видите? Отлично! Двигаемся дальше.

Автообновление страниц (LiveReload)

Перейдем к автоматизации обновления страниц при их изменении, т.е. настроим LiveReload . Это одна из самых популярных задач, стоящих перед . Нам понадобится пакет npm Browsersync для автоматического обновления браузера. Установим его:

npm i --save-dev browser-sync

Подключим browser-sync пакет в начале gulpfile.js , как мы это делали ранее с пакетами gulp и gulp-sass :

browserSync = require("browser-sync");

Создадим инструкцию для запуска Browsersync:

gulp.task("browser-sync", function() { browserSync({ server: { baseDir: "src" } }); });

Все, что мы сделали – это вызвали запуск Browsersync и указали директорию проекта с исходными файлами. Есть и другие настройки для Browsersync . Можете узнать о них в документации.

Добавим еще один pipe к инструкции sass , с помощью которого будет происходить обновление стилей при компиляции CSS файлов. Указываем параметр stream: true . Это позволит обновлять стили потоково , без полной перезагрузки страницы.

Pipe(browserSync.reload({ stream: true; }))

Затем создадим инструкцию, которая будет следить за изменениями в файлах и перезагружать страницу при необходимости.

gulp.task("watch", ["browser-sync"], function() { gulp.watch("src/sass/**/*.sass", ["sass"]); gulp.watch("src/js/**/*.js", browserSync.reload); gulp.watch("src/**/*.html", browserSync.reload); });

Поясню. Перед запуском выполняется инструкция browser-sync , т.е. стартует веб-сервер для отладки проекта. После этого выполняется сама инструкция watch . Для слежения за изменениями в файлах используем gulp.watch() .

Внутри анонимной функции мы выполняем 3 раза gulp.watch с двумя параметрами. Первый параметр – файлы, за которыми нужно следить, второй – действия, которые нужно выполнить при изменении файлов, т.е. выполнить инструкцию sass или обновить страницу.

Обратите внимание на первый gulp.watch . Вместо browserSync.reload мы передаем в массиве инструкцию sass , которую нужно выполнить, если файлы были изменены. В ней, как вы помните, мы потоково обновляем стили на странице.

Минификация и объединение файлов

Почти в любом проекте приходится использовать сторонние библиотеки. Их количество может составлять от 5 и до бесконечности. Соответственно, все они должны быть включены в готовый продукт. Все это дело было бы неплохо оптимизировать, а именно:

  • минифицировать (сжать) используемые библиотеки
  • уменьшить количество запросов к серверу, объединив библиотеки в единый файл

Добавим в исходные файлы проекта несколько библиотек. Для этого я использую Bower , пакет для NPM . Установим Bower:

Создаем файл конфигурации .bowerrc в корне проекта для Bower, где укажем ему, куда сохранять библиотеки:

{ "directory": "src/libs/" }

Установим, для примера, библиотеку jQuery и слайдер slick :

bower i jquery slick-carousel

Теперь можем заняться конкатенацией и сжатием библиотек. Для этого будем использовать пакеты gulp-concat и gulp-uglifyjs касательно JavaScript-файлов. Установим их:

npm i --save-dev gulp-concat gulp-uglifyjs

Касательно CSS – пакет gulp-cssnano . Устанавливаем:

npm i --save-dev gulp-cssnano

Минифицированные файлы обычно имеют суффикс .min . Добавить его нам поможет пакет gulp-rename . Устанавливаем:

npm i --save-dev gulp-rename

Начнем с подключения установленных плагинов в gulpfile.js :

concat = require("gulp-concat"), uglifyJs = require("gulp-uglifyjs"), cssNano = require("gulp-cssnano"), rename = require("gulp-rename");

JavaScript

Создадим инструкцию, которая позволит нам сжимать и объединять JavaScript-файлы:

gulp.task("min-js", function() { return gulp.src([ "src/libs/jquery/dist/jquery.min.js", "src/libs/slick-carousel/dist/slick.min.js" ]) .pipe(concat("libs.min.js")) .pipe(uglifyJs()) .pipe(gulp.dest("src/js")); });

Внутри анонимной функции инструкции min-js мы сначала указываем пути на JavaScript-файлы библиотек в виде массива. Затем с помощью concat объединяем библиотеки в единый файл libs.min.js uglifyJs . И, наконец, сохраняем результат в папку /src/js/ .

Инструкцию можно проверить с помощью команды в консоли:

В папке /src/js/ появится файл libs.min.js , в котором объединены и сжаты используемые в проекте JavaScript-файлы библиотек.

CSS

Создадим в каталоге /src/css/ файл libs.sass . Будем в него импортировать CSS-файлы библиотек. Для примера с помощью Bower я скачал библиотеку Bootstrap :

bower i bootstrap

Откроем файл libs.sass и импортируем в него CSS-файл Bootstrap:

@import "src/libs/bootstrap/dist/css/bootstrap"

Таким образом, мы соберем все CSS-файлы библиотек в одном месте, а именно в файле libs.sass с помощью импорта. Теперь создадим инструкцию для сжатия:

gulp.task("min-css", ["sass"] , function() { return gulp.src("src/css/libs.css") .pipe(cssNano()) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(gulp.dest("src/css")); });

Перед сжатием мы компилируем CSS из SASS с помощью инструкции sass , которую мы указали в массиве после имени инструкции min-css .

В первой строке мы берем конкретный файл, libs.css . Далее сжимаем его с помощью cssNano . Затем с помощью rename добавляем суффикс .min . Результат сохраняем в папке /src/css/ .

Проверяем инструкцию:

Если вы все сделали правильно, то в папке /src/css/ должно появиться два файла. libs.css и libs.min.css . Сравните их размеры.

Автоматическое добавление вендорных префиксов (Autoprefixer)

При использовании свежих возможностей CSS необходимо расставлять вендорные префиксы для правильной работы стилей. Делать такие вещи вручную – неблагодарное занятие. Поэтому заставим Gulp это сделать за нас.

Для начала установим gulp-autoprefixer :

npm i --save-dev gulp-autoprefixer

Подключим установленный пакет в gulpfile.js :

autoprefixer = require("gulp-autoprefixer");

Окей, теперь мы можем использовать autoprefixer в инструкции sass . Сделаем это после вызова .pipe(sass()) , т.к. вендорные префиксы нужно расставить после того, как SASS будет преобразован в CSS. Добавим новый pipe :

Pipe(autoprefixer([ "last 10 versions" ], { cascade: true }))

Первым параметром autoprefixer мы передаем массив, в котором указываем, что хотим включить поддержку последних 10 версий браузеров. Второй параметр – это настройки, где мы указываем, что хотим видеть красивый код на выходе, т.е. включаем каскадность.

Проверяем, добавляя в main.sass новое свойство flex . Запускаем инструкцию sass :

В main.css должны появиться вендорные префиксы. Очень просто, все работает в автоматическом режиме. Замечательно!

Финальная сборка проекта

Последнее, чего хотелось бы коснуться в этом гайде для новичков по Gulp – это финальная сборка проекта. Для этого нам понадобится папка /dist/ , которую мы создали в самом начале. Перед каждой сборкой ее необходимо очищать. Для этого будем использовать пакет NPM del . Установим его:

npm i --save-dev del

Подключим пакет del в gulpfile.js :

del = require("del");

Создадим инструкцию clean для очистки каталога / dist/ перед сборкой:

gulp.task("clean", function() { return del.sync("dist"); });

Теперь можно заняться непосредственно сборкой проекта. Создадим инструкцию build :

gulp.task("build", ["clean", "min-css", "min-js"], function() { var buildCss = gulp.src([ "src/css/libs.min.css", "src/css/main.css" ]) .pipe(gulp.dest("dist/css")); var buildFonts = gulp.src("src/fonts/**/*") .pipe(gulp.dest("dist/fonts")); var buildJs = gulp.src("src/js/**/*") .pipe(gulp.dest("dist/js")); var buildHtml = gulp.src("src/*.html") .pipe(gulp.dest("dist")); });

Перед вызовом инструкции build мы очищаем папку /dist/ на тот случай, если сборка уже проводилась до этого. Затем сжимаем и объединяем JavaScript и CSS файлы с помощью инструкций min-js и min-css соответственно . Попутно компилируем SASS в CSS, т.к. перед выполнением инструкции min-css выполняется инструкция sass .

Внутри тела инструкции мы копируем подготовленные файлы проекта в каталог с готовым продуктом /dist/ . Проверяем работу инструкции:

Все отлично работает! В папке /dist/ теперь находится готовый продукт после сборки, который можно выгружать на рабочий сервер.

Заключение

На этом закончу гайд для новичков по сборке проектов в Gulp. Как видите, все довольно просто. Со временем опубликую еще несколько постов, касающихся Gulp и его плагинов, как только сам хорошенько в них разберусь. А пока пользуйтесь и автоматизируйте свои рутинные задачи во frontend разработке согласно приведенной инструкции. Если появятся вопросы – задавайте в комментариях к посту.

{ "name": "bybtc-landing", "version": "1.0.0", "description": "Landing Page for byBTC", "main": "index.js", "scripts": { "test": "echo \"Error: no test specified\" && exit 1" }, "repository": { "type": "git", "url": "git+https://github.com/Neuropassenger/bybtc-landing.git" }, "keywords": [ "landing" ], "author": "Oleg Sokolov", "license": "ISC", "bugs": { "url": "https://github.com/Neuropassenger/bybtc-landing/issues" }, "homepage": "https://github.com/Neuropassenger/bybtc-landing#readme", "devDependencies": { "browser-sync": "^2.18.13", "del": "^3.0.0", "gulp": "^3.9.1", "gulp-autoprefixer": "^4.0.0", "gulp-concat": "^2.6.1", "gulp-cssnano": "^2.1.2", "gulp-rename": "^1.2.2", "gulp-sass": "^3.1.0", "gulp-uglifyjs": "^0.6.2" } }

var gulp = require("gulp"), sass = require("gulp-sass"), browserSync = require("browser-sync"), concat = require("gulp-concat"), uglifyJs = require("gulp-uglifyjs"), cssNano = require("gulp-cssnano"), rename = require("gulp-rename"), autoprefixer = require("gulp-autoprefixer"), del = require("del"); gulp.task("sass", function() { return gulp.src("src/sass/**/*.sass") .pipe(sass()) .pipe(autoprefixer([ "last 10 versions" ], { cascade: true })) .pipe(gulp.dest("src/css")) .pipe(browserSync.reload({ stream: true })); }); gulp.task("min-css", ["sass"] , function() { return gulp.src("src/css/libs.css") .pipe(cssNano()) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(gulp.dest("src/css")); }); gulp.task("min-js", function() { return gulp.src([ "src/libs/jquery/dist/jquery.min.js", "src/libs/slick-carousel/dist/slick.min.js" ]) .pipe(concat("libs.min.js")) .pipe(uglifyJs()) .pipe(gulp.dest("src/js")); }); gulp.task("browser-sync", function() { browserSync({ server: { baseDir: "src" } }); }); gulp.task("watch", ["browser-sync"], function() { gulp.watch("src/sass/**/*.sass", ["sass"]); gulp.watch("src/js/**/*.js", browserSync.reload); gulp.watch("src/**/*.html", browserSync.reload); }); gulp.task("clean", function() { return del.sync("dist"); }); gulp.task("build", ["clean", "min-css", "min-js"], function() { var buildCss = gulp.src([ "src/css/libs.min.css", "src/css/main.css" ]) .pipe(gulp.dest("dist/css")); var buildFonts = gulp.src("src/fonts/**/*") .pipe(gulp.dest("dist/fonts")); var buildJs = gulp.src("src/js/**/*") .pipe(gulp.dest("dist/js")); var buildHtml = gulp.src("src/*.html") .pipe(gulp.dest("dist")); });

Данный мануал содержит описание полезных и наиболее часто используемых front-end инструментов. Вы сможете узнать процесс установки инструментов и основные моменты работы с ними.

NPM

Введение

В процессе разработки проекта часто приходится добавлять сторонние библиотеки и плагины. В результате разработчику необходимо осуществлять поиск нужной зависимости, скачивать, распаковывать архив и копировать файлы в проект. Пакетные менеджеры помогут автоматизировать данную рутинную работу.

Пакетный менеджер – программное обеспечение, позволяющее управлять процессом установки, удаления, настройки и обновления различных компонентов.

Добавление сторонних библиотек с использованием пакетного менеджера заменяется парой команд в терминале.

Одним из пакетных менеджеров используемых во frontend-проектах является NPM.

npm (Node.js Package Manager) - менеджер пакетов, входящий в состав Node.js. Используется для скачивания пакетов из облачного сервера npm, либо для загрузки пакетов на этот сервер.

Официальный сайт

Начало работы

Для установки npm необходимо скачать и установить NodeJS (npm будет автоматически установлен): https://nodejs.org/en/.

Использование

Установка пакетов

Пакетом называется один или несколько JavaScript-файлов, представляющих собой какую-то библиотеку или инструмент. Для установки пакета с помощью npm необходимо выполнить следующую команду:

Npm install <название пакета>

Для глобальной установки пакета используется ключ -g. После установки пакет вместе с исходниками находится в директории node_modules/.

Проверка версии

Чтобы проверить текущую версию npm, необходимо выполнить команду:

Настройка файла конфигурации

Файл package.json содержит в себе информацию о вашем приложении: название, версия, зависимости и тому подобное. Любая директория, в которой есть этот файл, интерпретируется как Node.js-пакет.

Для создания файла package.json необходимо выполнить команду:

Npm init

После этого необходимо будет заполнить некоторую информацию о проекте.

В данном файле будут храниться наименования и версии всех пакетов необходимых в проекте. С помощью команды npm install можно подгрузить все пакеты, которые находятся в package.json .

Для установки некоторого пакета и автоматическим сохранением в файле package.json используется команда:

Npm install<название пакета> --save-dev

Альтернативы

Yarn

Особенности

  • Создание веб-сервера и автоматическая перезагрузка страницы в браузере при сохранении кода, слежение за изменениями в файлах проекта.
  • Использование различных JavaScript, CSS и HTML препроцессоров (CoffeeScript, Less, Sass, Stylus, Jade и т.д.).
  • Минификация CSS и JS кода, а также, оптимизация и конкатенация отдельных файлов проекта в один.
  • Автоматическое создание вендорных префиксов (приставок к названию CSS свойства, которые добавляют производители браузеров для нестандартных свойств) для CSS.
  • Управление файлами и папками в рамках проекта – создание, удаление, переименование.
  • Запуск и контроль выполнения внешних команд операционной системы.
    Работа с изображениями – сжатие, создание спрайтов, изменение размеров (png, jpg, svg и др.).
  • Деплой (отправка на внешний сервер) проекта по FTP, SFTP и т. д.
    Подключение и использование в проекте безгранично большого количества Node.js и Gulp утилит, программ и плагинов.
  • Создание различных карт проекта и автоматизация другого ручного труда.

Начало работы

В системе должны быть установлены NodeJS и npm.

Шаг 1: Для глобальной установки GulpJS с помощью пакетного менеджера npm необходимо выполнить команду:

Npm install gulp -g

Шаг 2: Необходимо установить его для приложения:

Npm install --save-dev gulp

Подгрузка дополнительных плагинов, которые могут быть использованы при сборке проекта, также осуществляется c помощью npm следующей командой:

Npm install <название плагина> --save-dev

Все установленные плагины находятся в директории node_modules/ .

Использование

Шаг 1: Сперва нужно подключить gulp к проекту. Для этого в файле gulpfile.js прописываем строчку:

Var gulp = require("gulp");

Функция require() позволяет подключать плагины из папки node_modules/.

Шаг 2: С помощью переменной gulp можно создавать таски для сборки проекта:

Gulp.task("exampleTask", function() {});

Метод task принимает два параметра: название и функцию с телом таски.
Данную инструкцию уже можно выполнить. Для этого в консоли прописываем:

Gulp exampleTask

Основные команды

Ниже представлен более сложный пример инструкции:

Gulp.task("exampleTask", function () { return gulp.src("source-files") .pipe(plugin()) .pipe(gulp.dest("folder")); });

Разберем команды использованные в данном примере:

  • gulp.src – выборка исходных файлов проекта для обработки плагином;
  • .pipe(plugin()) – вызов Gulp плагина для обработки файла;
  • .pipe(gulp.dest(‘folder’)) – вывод результирующего файла в папку назначения.

Маски файлов

Функция gulp.src принимает в качестве параметра маску файлов. Примеры масок:

  • ./ – текущая директория;
  • ../ – родительская директория;
  • js/index.js – файл index.js в папке js;
  • js/*.js – все файлы с расширением js в папке js;
  • js/**/*.js – все файлы с расширением js в папке js и в ее подкаталогах;
  • !js/*.js – исключение файлов с расширением js в папке js.

Потоки

Использование потоков является одним из важнейших преимуществ GulpJS.

Потоки позволяют передать некоторые данные последовательно от одной функции к другой, каждая из которых выполняет некоторые действия с этими данными.

Функция gulp.src() создает поток объектов, представляющих файлы, которые переданы ей в качестве параметра. Далее с помощью функций pipe выстраивается конвейер, по которому передается поток объектов. Данной функции в качестве параметра передается плагин, который каким-либо способом обрабатывает поток объектов.

Ниже представлен пример использования потоков. В данном примере использованы сторонние плагины gulp-jshint и gulp-concat, которые необходимо установить и подключить в gulpfile.js.

Функция gulp.src берет файлы по маске js/*.js . Запускает JSHint и выводит результат. Затем производит конкатенацию файлов и в конце сохраняет полученный файл после конкатенации в директории dist/ .

Gulp.task("example", function () { return gulp.src("js/*.js") .pipe(jshint()) .pipe(concat("index.js")) .pipe(gulp.dest("dist")); });

Сторонние плагины

Рассмотрим пример использования сторонних плагинов. Для этого создадим инструкцию конкатенации файлов js:

Шаг 1: Сперва необходимо подключить плагин командой require:

Var concat = require("gulp-concat");

Шаг 2: Затем нужно создать таск для конкатенации файлов с расширением js находящихся в директории js/ . В конце получившийся файл помещается в директорию dist/js:

Gulp.task("concat", function () { return gulp.src("js/*.js") .pipe(concat("index.js")) .pipe(gulp.dest("dist/js")); });

Gulp concat

Дополнительная информация

Также можно определить таск, который будет вызывать выполнение других тасков.

Gulp.task("build", ["html", "css"]);

Кроме этого существует метод watch для наблюдения изменений в файлах:

Gulp.watch("маска файлов для наблюдения", ["название таски, которая выполнится при изменении файлов"]);

В gulpfile.js можно создать дефолтный таск:

Gulp.task("default", ["task1", "task2"]);

Данный таск запускается из консоли командой:

Основные плагины

  • gulp-autoprefixer – автоматически расставляет префиксы к CSS свойствам;
  • gulp-browser-sync – создает подключение, после чего производит автообновление страницы при изменении клиентских или даже серверных файлов;
  • gulp-uncss – оптимизация CSS файлов. Плагин анализирует HTML код и находит все неиспользуемые и продублированные стили;
  • gulp-csso – CSS минификатор;
  • gulp-htmlmin – простой HTML минификатор;
  • gulp-htmlhint – HTML валидатор;
  • gulp-uglify – JavaScript минификатор;
  • gulp-concat – конкатенация файлов;
  • gulp-webserver – позволяет создать и запустить сервер;
  • gulp-jshint – проверка качества JS кода;
  • gulp-jasmine – запуск jasmine тестов;
  • gulp-jsdoc – генерация JSDoc документации.

С полным списком Gulp-плагинов вы можете ознакомиться по ссылке:
http://gulpjs.com/plugins/

Альтернативы

GruntJS

Особенности

  • Поддержка асинхронного тестирования.
  • Возможность выставлять наблюдателей (observer) на разные объекты.

Начало работы

Для подключения Jasmine к своему проекту необходимо скачать библиотеку и подключить следующие файлы на главную HTML-страницу:

  • lib/jasmine-*/jasmine.js - сам фреймворк;
  • lib/jasmine-*/jasmine-html.js - оформление результатов в виде HTML;
  • lib/jasmine-*/jasmine.css - внешний вид результата выполнения тестов;
  • SpecRunner.html - файл, который следует открыть в браузере для запуска тестов.

Синхронизация с инструментами

GulpJS

Jasmine можно подключить в сборку проекта на GulpJS:

Шаг 1: Вначале необходимо установить плагин gulp-jasmine:

Npm install gulp-jasmine --save-dev

Шаг 2: Затем нужно подключить плагин в файле сборки и создать таску запуска тестов:

Var jasmine = require("gulp-jasmine"); gulp.task("jasmine", function() { gulp.src("файлы тестов") .pipe(jasmine()); });

KarmaJS

(в конце статьи подробнее описана работа с этим инструментом)

Для подключения Jasmine в KarmaJS необходимо:

Шаг 1: Установить KarmaJS:

Npm install -g karma-cli

Шаг 2: Установить плагины необходимые для запуска тестов написанных на Jasmine в браузерах Chrome и PhantomJS:

Npm install karma-jasmine karma-chrome-launcher karma-phantomjs-launcher

Шаг 3: Установить сам Jasmine:

Npm install -g jasmine

Шаг 4: В файле конфигурации karma подключить плагины и прописать путь к тестам.

Использование

Ключевые слова

  • describe – определение набора тестов;
  • it – определение теста;
  • expect – определение ожиданий, которые проверяются в тесте.

Функции describe и it принимают два параметра: первый – название, второй – функция с кодом.

Пример базового теста

describe(“название набора тестов”, function () { it(“название теста”, function () { expect(2+2).toBe(4); }); });

Методы проверки результатов

  • expect().toBe() – проверка переменных на равенство (‘===’);
  • expect().not.toBe() – проверка переменных на равенство (‘!==’);
  • expect().toEqual() – проверка на равенство переменных и объектов, включая содержимое;
  • expect().toBeDefined() – проверка на существование;
  • expect().toBeUndefined() – проверка на несуществование;
  • expect().toBeNull() – проверка значения переменной на null;
  • expect().toBeTruthy() – проверка на истинность;
  • expect().toBeFalsy() – проверка на ложность;
  • expect().toBeLessThan() – проверка на то, что значение должно быть меньше чем;
  • expect().toBeGreaterThan() – проверка на то, что значение должно быть больше чем;
  • expect().toBeCloseTo() – проверка на то, что значение должно быть близко к числу;
  • expect().toMatch() – проверка на соответствие регулярному выражению;
  • expect().toContain() – проверка на содержание в массиве;
  • expect().toThrow() – проверка вызова исключения;
  • expect().toHaveBeenCalled() – проверка вызова функции.

Дополнительные функции

Во избежание копирования какой-либо логики, используемой в тестах, используются функции beforeEach/afterEach . Они запускаются соответственно перед/после каждого теста.

Для тестирования асинхронных вызовов используются функции runs и waitsFor .

  • runs – принимает асинхронную функцию для выполнения;
  • waitsFor – принимает три параметра: первый – функция, которая должна вернуть true, если асинхронный вызов в функции runs был выполнен, второй – сообщение об ошибке, третий – ожидание в миллисекундах.
describe(“пример тестирования асинхронного вызова”, function () { var result = 0; function asyncFunc() { setTimeout(function() { result = result + 2; }, 500); } it(“название теста”, function () { runs(function () { asyncFunc(); }); waitsFor(function() { return result === 2; }, “значение не изменилось”, 2000); }); });

Наблюдатели

Возможность отслеживания вызова функций производится с помощью spyOn . Данная функция принимает два параметра: первый – объект, для которого осуществляется вызов функции, второй – имя функции, которую необходимо отслеживать.

If(“проверка вызова функции”, function () { spyOn(exampleObject, "exampleFunction"); exampleObject.exampleFunction(); expect(exampleObject.exampleFunction).toHaveBeenCalled(); });

При тестировании с использованием spyOn можно отслеживать количество вызовов, их параметры и каждый вызов в отдельности.

Для создания функции без реализации можно воспользоваться createSpy . Функция createSpy принимает имя функции для идентификации.

If(“проверка вызова функции”, function () { var example = createSpy("EXAMPLE"); example(“param1”, “param2”); expect(example.identify).toHaveBeenCalledWith(“param1”, “param2”); expect(example.calls.length).toEqual(1); });

Создание объекта заглушки осуществляется с помощью createSpyObj . В качестве параметров createSpyObj принимает имя объекта и массив строк, являющийся списком методов объекта заглушки.

Альтернативы

Mocha

Использование

Генерация документации производится из комментариев исходного кода.

В этой статье рассмотрим пример Gulp окружения, которое можно использовать для комфортной фронтенд разработки веб-проекта. Данный пример по умолчанию сконфигурирован для создания сайтов и веб-приложений, в основу которых положен фреймворк Bootstrap 4.

Проект, рассматриваемый в рамках этой статьи расположен на Github по адресу: https://github.com/itchief/gulp-project-bootstrap-4

Видео к этой статье:

Инструкция по установке Gulp окружения

Для создания окружения необходимо иметь следующие установленные программы:

  • "Node.js" (загрузить установщик "Node.js" для своей операционной системы можно c этой страницы ; для проекта требуется версия программы не ниже 10 );
  • "Gulp" (установить Gulp можно посредством выполнения в консоли следующей команды: npm install -g gulp-cli).

Следующий этап – это установка npm пакетов и их зависимостей. Для этого в консоли (должны находиться в корневой директории проекта) необходимо выполнить команду:

Npm install

Данная команда установит все пакеты, которые нужны как для работы самого окружения, так и для фронтенда. Выполняет npm эти действия в соответствии с инструкциями, написанными в файле "package.json".

При использовании первой версии проекта (1.0.0), в которой используется менеджер пакетов Bower, необходимо выполнить ещё команду:

Bower install

Данная программа установит фронтенд пакеты, указанные в файле "bower.json".

Как использовать Gulp окружение?

Открыть командную строку (путь должен указывать на корневую папку проекта) и ввести gulp (обычный режим):

После ввода этой команды запустится задача по умолчанию, т.е. "default". Эта задача в свою очередь запустит серию других задач: "build", "webserver" и "watch".

Задача "build" выполнит сборку проекта для продакшена (т.е. она запустит "clean:build", "html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build" и "image:build"). Эти задачи поместят в папку "assets/build" результирующие файлы проекта.

Задача "webserver" предназначена для запуска локального веб-сервера с «живой перезагрузкой» страниц в браузере. С помощью него можно очень просто посмотреть проект и выполнить его тестирование.

Задача "watch" используется для отслеживания изменения исходных файлов в папке "assets/src" и выполнение если это призошло различных задач. Другими словами, она позволяет автоматически запускать необходимые задачи и поддерживать результирующие файлы (содержимое папки "assets/build") в актуальном состоянии.


Кроме этого можно выполнять выборочную (самостоятельную) сборку той или иной части проекта.

Например, для сборки только CSS части сайта достаточно ввести команду:

Gulp css:build

Список других задач:

Gulp clean:build // для очистки каталога "assets/build" gulp html:build // для сборки HTML файлов gulp js:build // для сборки JS файлов gulp fonts:build // для сборки шрифтов gulp image:build // для сборки изображения

Описание Gulp окружения

В этом разделе разберём:

  • основные инструменты и файловую структуру Gulp окружения;
  • как осуществляется подключение исходников Bootstrap к проекту и их настройка;
  • как самостоятельно (с нуля) выполнить инициализацию Gulp проекта и установку зависимостей (без использования готового package.json)
  • как с нуля выполнить инициализацию Bower и установку фронтенд пакетов (без использования готового "bower.json")*;
  • содержимое файла сборщика проекта Gulp (gulpfile.js)

* Менеджер пакетов Bower не используется в проекте, начиная с версии 2.0.0.

Список инструментов

Окружение, предназначенное для разработки фронтенд проекта (сайта), построено на базе следующих инструментов:

  • Node.js (среды, в которой будет выполняться окружение);
  • npm (пакетного менеджера, входящего в Node.js; будет использоваться для загрузки Gulp, плагинов и фронтенд пакетов);
  • jQuery, Popover, Bootstrap (пакеты, которые будут использоваться для сборки css и js частей сайта);
  • Gulp и его плагины (будут использоваться для сборки проекта и выполнения других веб задач).

В первых версиях проекта дополнительно ещё использовался пакетный менеджер Bower. Он применялся за загрузки библиотек jQuery, Popover и Bootstrap. В версиях проекта, начиная с 2.0.0, загрузка данных библиотек выполняется посредством npm.

Файловая структура Gulp проекта

Файловую структуру проекта можно организовать по-разному. Это может зависеть как от предпочтений конкретного разработчика, так и от проекта, для которого она создаётся.

В данной статье будем придерживаться следующей структуры:

В корне проекта расположена папка "assets" и файлы "gulpfile.js", "package.json". Файл "gulpfile.js" будет содержать задачи для сборщика проекта Gulp.

В первой версии проекта также использовались файлы ".bowerrc" и "bower.json". Файл "bower.json" - это конфигурационный файл менеджера Bower, на основании которого определялись необходимые для загрузки фронтенд пакеты. В данном проекте он использовался для загрузки Bootstrap, jQuery и Popper.

В папке "assets" находятся две папки: "src" (для исходных файлов) и "build" (для готовых файлов; в эту папку их будет помещать сборщик Gulp). В папке "src" расположены каталоги "fonts" (для шрифтов), "img" (для исходных изображений), "js" (для js-файлов), "style" (для стилей) и "template" (для HTML фрагментов) и файл "index.html".

В первой версии проекта в папке "src" ещё находилась директория "bower_components". Она предназначалась для компонентов, загрузка которых выполнялась с помощью Bower. В текущей версии её нет.

В каталоге "js" распологаются два файла: "main.js" и "my.js". Файл "my.js" используется для написания своих скриптов, а "main.js" – для определения списка файлов, содержимое которых необходимо будет включить в итоговый js-файл. Под итоговым понимается файл, который должен получиться на выходе (в каталоге "build").

Директория "style" отведена под стили. В данной директории находятся три файла: "main.scss" (содержит список файлов, содержимое которых необходимо включить в итоговый файл стилей), "my.scss" (используется для написания своих стилей) и "variables.scss" (содержит SCSS переменные, с помощью которых будем изменять стили Bootstrap 4, а также использовать его для создания своих переменных).

Файл "index.html" - это главная страница создаваемого проекта. Кроме "index.html" в данную директорию можно поместить и другие html страницы.

Директория "template" предназначена для помещения в неё фрагментов HTML страниц. Например, в данной директории можно создать файлы "head.html" и "footer.html", и импортировать их содержимое (используя синтаксис //= путь_к_файлу) сразу в несколько страниц. Это позволит более просто создавать и редактировать html страницы, т.к. отдельные части страниц уже будут находиться в отдельных файлах.

Подключение исходников Bootstrap 4 к проекту и их настройка

Существуют разные способы подключения фреймворка Bootstrap 4 к проекту, а также варианты работы с ним.

Наиболее гибкий вариант заключается в использовании исходных кодов. В этом случае можно не только очень просто изменять дефолтные стили Bootstrap , но и подключать к проекту только те классы и компоненты, которые в нём будут использоваться .

Исходные коды CSS стилей Bootstrap 4 написаны на языке SCSS и представлены посредством большого количества небольших файлов.

Список SCSS файлов (расположены в каталоге "node_modules/bootstrap/scss/"): "functions.scss", "variables.scss", "mixins.scss", "variables.scss", "print.scss", "reboot.scss", "type.scss", "images.scss", "code.scss", "grid.scss", "tables.scss", "forms.scss", "buttons.scss", "transitions.scss", "dropdown.scss" и др.

Каждой такой файл выполняет либо определённую служебную задачу, либо отвечает за стилизацию какой-то определённой функции фреймворка или компонента. Файлы SCSS имеют краткие и понятные имена. Используя только их можно достаточно точно понять назначение каждого из них.

Настройка или изменение дефолтных стилей Bootstrap 4 осуществляется посредством переопределения значений переменных SCSS . Все SCSS переменные для удобства собраны в одном месте (в файле "variables.scss"). Но, переопределять их значения желательно, конечно же, не в этом файле, а в своём (например, имеющим такое же имя "variables.scss", но находящемся в "assets/style/variables.scss").

Например, изменение цвета тем success и danger , осуществляется посредством изменения значений переменных $green и $red:

// Переопределение дефолтных значений переменных Bootstrap 4 $red: #cc2eaa; $green: #2ecc71;

Обратите внимание , что после копирования переменных Bootstrap 4 в свой файл CSS ("assets/style/variables.scss"), у них необходимо убрать метку!default .

Метка!default предназначена для установления SCSS переменной значения по умолчанию. Если же у SCSS переменной уже есть значение, то новое значение, если оно указано с ключом!default , установлено не будет.

Указать какие исходные SCSS файлы Bootstrap 4 должны участвовать при компиляции в CSS, а какие нет, выполняется посредством SCSS файла "assets/style/main.scss". Другими словами именно содержимое этого файла и будем определять тот набор стилей, который после компиляции будет подключен к веб-странице.

Кроме этого, к этому файлу также подключёны файлы "assets/style/variables.scss" (для переопределения переменных Bootstrap) и "assets/style/my.scss" (для создания своих стилей).

Содержимое файла "main.scss" (пример):

// Переопределение дефолтных значений переменных Bootstrap 4 и определение своих @import "variables"; // Подключение нужных SCSS исходников Bootstrap 4 @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_functions"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_variables"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_mixins"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_root"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_reboot"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_type"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_images"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_code"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_grid"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_tables"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_forms"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_buttons"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_transitions"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_dropdown"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_button-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_input-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_custom-forms"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_nav"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_navbar"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_card"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_breadcrumb"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_pagination"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_badge"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_jumbotron"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_alert"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_progress"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_media"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_list-group"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_close"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_toasts"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_modal"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_tooltip"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_popover"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_carousel"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_spinners"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_utilities"; @import "../../../node_modules/bootstrap/scss/_print"; // Подключение своих SCSS файлов @import "my";

Кроме этого, для работы некоторых компонентов Bootstrap 4 нужен ещё JavaScript код.

Список js-файлов Bootstrap 4 (находятся в каталоге "node_modules/bootstrap/js/dist/"): "util.js", "alert.js", "button.js", "carousel.js", "collapse.js", "dropdown.js", "modal.js", "tooltip.js", "popover.js", "scrollspy.js", "tab.js" и "toast.js".

Определение какие js-файлы фреймворка Bootstrap 4 необходимо включить в итоговый js-файл проекта, а какие нет, выполняется посредством "main.js".

Импортирование нужных файлов в результирующий build/main.js осуществляется посредством следующей конструкции:

//= путь_к_файлу

Выполняет это действие будет Gulp плагин "gulp-rigger". Как его установить и подключить будет описано ниже.

В данный файл можно также импортировать jQuery, Popper (необходим для работы компонентов Dropdown, Tooltip и Popover) и при необходимости свои js-файлы.

Содержимое файла "main.js" (пример):

// Импортируем jQuery //= ../../../node_modules/jquery/dist/jquery.js // Импортируем Popper //= ../../../node_modules/popper.js/dist/umd/popper.js // Импортируем необходимые js-файлы Bootstrap 4 //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/util.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/alert.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/button.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/carousel.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/collapse.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/dropdown.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/modal.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/tooltip.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/popover.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/scrollspy.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/tab.js //= ../../../node_modules/bootstrap/js/dist/toast.js // Импортируем другие js-файлы //= my.js

Как с нуля выполнить инициализацию Gulp проекта и установку зависимостей?

Начинается разработка проекта обычно с создания файла "package.json" (манифеста).

Файл "package.json" будет содержать общую информацию о проекте (название, версию, описание, имя автора и др.), а также данные о пакетах, от которых этот проект зависит.

Для создания манифеста, необходимо перейти в корневую папку проекта и ввести команду:

Npm init

После ввода команды необходимо ответить на следующие вопросы:

  • имя проекта (name) – "bootstrap-4";
  • номер версии (version) – "2.0.0";
  • описание (description) – "Start project with use Bootstrap 4";
  • автор (author) – "сайт";
  • git репозиторий (git repository) - "";
  • точка входа (entry point), тестовая команда (test command), лицензия (license), ключевые слова (keywords) – значения по умолчанию.

На вопрос «Is this ok?» ответим "yes" или нажмём Enter .

В результате в корневой папке проекта появится файл "package.json".

Теперь установим пакеты, которые будем использовать в проекте с помощью следующей команды:

Npm install название_пакета --save-dev // установка пакета, при этом информация о нём, автоматически прописывается в секцию "devDependencies" файла "package.json" npm install название_пакета --save-prod // установка пакета, при этом информация о нём, автоматически прописывается в секцию "dependencies" файла "package.json"

Ключ "--save-dev" или "--save-prod" определяет в какую секцию файла "package.json" попадёт информация о нём.

Список пакетов, которые будут использоваться в проекте:

Npm install gulp --save-dev // установка gulp npm install browser-sync --save-dev // установка browser-sync npm install gulp-autoprefixer --save-dev // установка gulp-autoprefixer npm install gulp-cache --save-dev // установка gulp-cache npm install gulp-clean-css --save-dev // установка gulp-clean-css npm install gulp-rimraf --save-dev // установка gulp-clean-css npm install gulp-imagemin --save-dev // установка gulp-imagemin npm install gulp-plumber --save-dev // установка gulp-plumber npm install gulp-rigger --save-dev // установка gulp-rigger npm install gulp-sass --save-dev // установка gulp-sass npm install gulp-sourcemaps --save-dev // установка gulp-sourcemaps npm install gulp-uglify --save-dev // установка gulp-uglify npm install imagemin-jpeg-recompress --save-dev // установка imagemin-jpeg-recompress npm install imagemin-pngquant --save-dev // установка imagemin-pngquant npm install gulp-rename --save-dev // установка imagemin-pngquant npm install jquery --save-prod npm install popper.js --save-prod npm install bootstrap --save-prod

После установки всех зависимостей, файл package.json будет иметь следующее содержимое:

{ "name": "bootstrap-4", "version": "2.0..com/itchief/gulp-project-bootstrap-4.git" }, "dependencies": { "jquery": "^3.4.1", "popper.js": "^1.14.7", "bootstrap": "^4.3.1" }, "devDependencies": { "browser-sync": "^2.26.7", "gulp": "^4.0.2", "gulp-autoprefixer": "^6.1.0", "gulp-cache": "^1.1.2", "gulp-clean-css": "^4.2.0", "gulp-rimraf": "^0.2.2", "gulp-imagemin": "^6.0.0", "gulp-plumber": "^1.2.1", "gulp-rigger": "^0.5.8", "gulp-sass": "^4.0.2", "gulp-sourcemaps": "^2.6.5", "gulp-uglify": "^3.0.2", "imagemin-jpeg-recompress": "^6.0.0", "imagemin-pngquant": "^8.0.0", "gulp-rename": "^1.4.0" } }

Как с нуля выполнить инициализацию Bower и установку фронтенд пакетов?

Определим папку, в которую Bower будет загружать пакеты. Для этого создадим файл.bowerrc и введём в него следующее:

{ "directory" : "assets/src/bower_components/" }

Сохраним файл.bowerrc . Теперь все компоненты будут загружаться в каталог bower_components , находящийся в assets/src/ .

Выполним инициализацию Bower (создадим файл-манифест bower.json). Создание файла bower.json можно осуществить с помощью команды (в корневой папке проекта):

Bower init Инициализация Bower

После этого необходимо ответить на следующие вопросы:

  • имя проекта (name) – bootstrap-4;
  • описание (description) – Start project on Bootstrap 4 - сайт;
  • автор (author) – сайт;
  • установить установленные компоненты как зависимости (set currently installed components as dependencies) – Y (Да);
  • хотите вы отметить этот пакет как приватный, это предотвратит его случайную публикацию в реестре Bower (would you like to mark this package as private which prevents it from being accidentally published to the registry) – Y (Да);
  • на остальные вопросы оставим ответы, предлагаемые программой по умолчанию;

В результате этих действий будет создан файл bower.json .

Загрузим Bootstrap 4 и пакеты от которых он зависит (Popper и jQuery) в наш проект с помощью Bower.

Для этого в консоли необходимо ввести следующую команду:

Bower install bootstrap#v4.0.0-beta --save

Ключ -save необходим для того, чтобы информацию о пакете записать в секцию dependencies файла bower.json .

В результате bower.json будет иметь следующее содержимое:

{ "name": "bootstrap-4", "description": "Start project on Bootstrap 4 - сайт", "authors": [ "сайт" ], "license": "ISC", "keywords": , "homepage": "", "ignore": [ "**/.*", "node_modules", "bower_components", "assets/src/bower_components/", "test", "tests" ], "dependencies": { "jquery": "^3.2.1", "bootstrap": "^v4.0.0-beta" } }

Если вы не хотите инициализировать Bower (bower.json) с помощью команды bower init и устанавливать пакеты вручную, то можете просто создать файл bower.json (например, с помощью файлового менеджера) и вставить в него вышепредставленное текстовое содержимое. Для установки зависимостей в проект достаточно будет ввести следующую команду:

Bower install

Описание файла сборщика проекта Gulp (gulpfile.js)

Все действия, выполненные до этого, были подготовительными. Весь функционал, который будет выполнять создаваемое окружение, будет определяться файлом "gulpfile.js".

Файл "gulpfile.js" представляет собой список задач.

Основные задачи которые будут выполнять этот файл:

  • сбор нескольких файлов стилей в один, компиляция полученного SCSS в CSS, добавление автопрефиксов, минимизация CSS и создание source map;
  • импорт всех необходимых js-файлов в один, минимизация этого файла и создание source map;
  • сбор html файла, перенос шрифтов, обработка (сжатие) картинок и автоматическое обновление страниц посредством Browser Sync.

Кроме этого чтобы эти задачи не запускать при изменении исходных файлов вручную, создадим ещё одну задачу "watch". Она будет отслеживать изменения файлов, и запускать определённые задачи автоматически.

Код файла "gulpfile.js" (при использовании Gulp 4):

"use strict"; /* пути к исходным файлам (src), к готовым файлам (build), а также к тем, за изменениями которых нужно наблюдать (watch) */ var path = { build: { html: "assets/build/", js: "assets/build/js/", css: "assets/build/css/", img: "assets/build/img/", fonts: "assets/build/fonts/" }, src: { html: "assets/src/*.html", js: "assets/src/js/main.js", style: "assets/src/style/main.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/src/fonts/**/*.*" }, watch: { html: "assets/src/**/*.html", js: "assets/src/js/**/*.js", css: "assets/src/style/**/*.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/srs/fonts/**/*.*" }, clean: "./assets/build/*" }; /* настройки сервера */ var config = { server: { baseDir: "./assets/build" }, notify: false }; /* подключаем gulp и плагины */ var gulp = require("gulp"), // подключаем Gulp webserver = require("browser-sync"), // сервер для работы и автоматического обновления страниц plumber = require("gulp-plumber"), // модуль для отслеживания ошибок rigger = require("gulp-rigger"), // модуль для импорта содержимого одного файла в другой sourcemaps = require("gulp-sourcemaps"), // модуль для генерации карты исходных файлов sass = require("gulp-sass"), // модуль для компиляции SASS (SCSS) в CSS autoprefixer = require("gulp-autoprefixer"), // модуль для автоматической установки автопрефиксов cleanCSS = require("gulp-clean-css"), // плагин для минимизации CSS uglify = require("gulp-uglify"), // модуль для минимизации JavaScript cache = require("gulp-cache"), // модуль для кэширования imagemin = require("gulp-imagemin"), // плагин для сжатия PNG, JPEG, GIF и SVG изображений jpegrecompress = require("imagemin-jpeg-recompress"), // плагин для сжатия jpeg pngquant = require("imagemin-pngquant"), // плагин для сжатия png rimraf = require("gulp-rimraf"), // плагин для удаления файлов и каталогов rename = require("gulp-rename"); /* задачи */ // запуск сервера gulp.task("webserver", function () { webserver(config); }); // сбор html gulp.task("html:build", function () { return gulp.src(path.src.html) // выбор всех html файлов по указанному пути.pipe(plumber()) // отслеживание ошибок.pipe(rigger()) // импорт вложений.pipe(gulp.dest(path.build.html)) // выкладывание готовых файлов.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузка сервера }); // сбор стилей gulp.task("css:build", function () { return gulp.src(path.src.style) // получим main.scss .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(sourcemaps.init()) // инициализируем sourcemap .pipe(sass()) // scss -> css .pipe(autoprefixer()) // добавим префиксы.pipe(gulp.dest(path.build.css)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(cleanCSS()) // минимизируем CSS .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.css)) // выгружаем в build .pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // сбор js gulp.task("js:build", function () { return gulp.src(path.src.js) // получим файл main.js .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(rigger()) // импортируем все указанные файлы в main.js .pipe(gulp.dest(path.build.js)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(sourcemaps.init()) //инициализируем sourcemap .pipe(uglify()) // минимизируем js .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.js)) // положим готовый файл.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // перенос шрифтов gulp.task("fonts:build", function () { return gulp.src(path.src.fonts) .pipe(gulp.dest(path.build.fonts)); }); // обработка картинок gulp.task("image:build", function () { return gulp.src(path.src.img) // путь с исходниками картинок.pipe(cache(imagemin([ // сжатие изображений imagemin.gifsicle({ interlaced: true }), jpegrecompress({ progressive: true, max: 90, min: 80 }), pngquant(), imagemin.svgo({ plugins: [{ removeViewBox: false }] }) ]))) .pipe(gulp.dest(path.build.img)); // выгрузка готовых файлов }); // удаление каталога build gulp.task("clean:build", function () { return gulp.src(path.clean, { read: false }) .pipe(rimraf()); }); // очистка кэша gulp.task("cache:clear", function () { cache.clearAll(); }); // сборка gulp.task("build", gulp.series("clean:build", gulp.parallel("html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build", "image:build"))); // запуск задач при изменении файлов gulp.task("watch", function () { gulp.watch(path.watch.html, gulp.series("html:build")); gulp.watch(path.watch.css, gulp.series("css:build")); gulp.watch(path.watch.js, gulp.series("js:build")); gulp.watch(path.watch.img, gulp.series("image:build")); gulp.watch(path.watch.fonts, gulp.series("fonts:build")); }); // задача по умолчанию gulp.task("default", gulp.series("build", gulp.parallel("webserver","watch")));

Код файла "gulpfile.js" содержит комментарии. С помощью них поясняется что выполняет тот или иной фрагмент инструкций.

Создание задачи в Gulp выполняется очень просто:

// создание gulp задачи (nametask – название задачи) gulp.task("nametask", function() { // действия, которые должна выполнить задача... });

Задачи в gulp построены очень просто. Их каркас действий в большинстве случаев можно представить так:

  • получить данные из исходных файлов;
  • обработать исходные данные посредством gulp плагинов;
  • сохранить полученный результат (файлы) в каталог "build".

Если используете Gulp 3, то содержимое файла "gulpfile.js" должно быть следующим:

"use strict"; /* параметры для gulp-autoprefixer */ var autoprefixerList = [ "Chrome >= 45", "Firefox ESR", "Edge >= 12", "Explorer >= 10", "iOS >= 9", "Safari >= 9", "Android >= 4.4", "Opera >= 30" ]; /* пути к исходным файлам (src), к готовым файлам (build), а также к тем, за изменениями которых нужно наблюдать (watch) */ var path = { build: { html: "assets/build/", js: "assets/build/js/", css: "assets/build/css/", img: "assets/build/img/", fonts: "assets/build/fonts/" }, src: { html: "assets/src/*.html", js: "assets/src/js/main.js", style: "assets/src/style/main.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/src/fonts/**/*.*" }, watch: { html: "assets/src/**/*.html", js: "assets/src/js/**/*.js", css: "assets/src/style/**/*.scss", img: "assets/src/img/**/*.*", fonts: "assets/srs/fonts/**/*.*" }, clean: "./assets/build/*" }; /* настройки сервера */ var config = { server: { baseDir: "./assets/build" }, notify: false }; /* подключаем gulp и плагины */ var gulp = require("gulp"), // подключаем Gulp webserver = require("browser-sync"), // сервер для работы и автоматического обновления страниц plumber = require("gulp-plumber"), // модуль для отслеживания ошибок rigger = require("gulp-rigger"), // модуль для импорта содержимого одного файла в другой sourcemaps = require("gulp-sourcemaps"), // модуль для генерации карты исходных файлов sass = require("gulp-sass"), // модуль для компиляции SASS (SCSS) в CSS autoprefixer = require("gulp-autoprefixer"), // модуль для автоматической установки автопрефиксов cleanCSS = require("gulp-clean-css"), // плагин для минимизации CSS uglify = require("gulp-uglify"), // модуль для минимизации JavaScript cache = require("gulp-cache"), // модуль для кэширования imagemin = require("gulp-imagemin"), // плагин для сжатия PNG, JPEG, GIF и SVG изображений jpegrecompress = require("imagemin-jpeg-recompress"), // плагин для сжатия jpeg pngquant = require("imagemin-pngquant"), // плагин для сжатия png rimraf = require("gulp-rimraf"), // плагин для удаления файлов и каталогов rename = require("gulp-rename"); /* задачи */ // запуск сервера gulp.task("webserver", function () { webserver(config); }); // сбор html gulp.task("html:build", function () { return gulp.src(path.src.html) // выбор всех html файлов по указанному пути.pipe(plumber()) // отслеживание ошибок.pipe(rigger()) // импорт вложений.pipe(gulp.dest(path.build.html)) // выкладывание готовых файлов.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузка сервера }); // сбор стилей gulp.task("css:build", function () { return gulp.src(path.src.style) // получим main.scss .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(sourcemaps.init()) // инициализируем sourcemap .pipe(sass()) // scss -> css .pipe(autoprefixer({ // добавим префиксы browsers: autoprefixerList })) .pipe(gulp.dest(path.build.css)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(cleanCSS()) // минимизируем CSS .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.css)) // выгружаем в build .pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // сбор js gulp.task("js:build", function () { return gulp.src(path.src.js) // получим файл main.js .pipe(plumber()) // для отслеживания ошибок.pipe(rigger()) // импортируем все указанные файлы в main.js .pipe(gulp.dest(path.build.js)) .pipe(rename({ suffix: ".min" })) .pipe(sourcemaps.init()) //инициализируем sourcemap .pipe(uglify()) // минимизируем js .pipe(sourcemaps.write("./")) // записываем sourcemap .pipe(gulp.dest(path.build.js)) // положим готовый файл.pipe(webserver.reload({ stream: true })); // перезагрузим сервер }); // перенос шрифтов gulp.task("fonts:build", function () { return gulp.src(path.src.fonts) .pipe(gulp.dest(path.build.fonts)); }); // обработка картинок gulp.task("image:build", function () { return gulp.src(path.src.img) // путь с исходниками картинок.pipe(cache(imagemin([ // сжатие изображений imagemin.gifsicle({ interlaced: true }), jpegrecompress({ progressive: true, max: 90, min: 80 }), pngquant(), imagemin.svgo({ plugins: [{ removeViewBox: false }] }) ]))) .pipe(gulp.dest(path.build.img)); // выгрузка готовых файлов }); // удаление каталога build gulp.task("clean:build", function () { return gulp.src(path.clean, { read: false }) .pipe(rimraf()); }); // очистка кэша gulp.task("cache:clear", function () { cache.clearAll(); }); // сборка gulp.task("build", [ "clean:build", "html:build", "css:build", "js:build", "fonts:build", "image:build" ]); // запуск задач при изменении файлов gulp.task("watch", function () { gulp.watch(path.watch.html, ["html:build"]); gulp.watch(path.watch.css, ["css:build"]); gulp.watch(path.watch.js, ["js:build"]); gulp.watch(path.watch.img, ["image:build"]); gulp.watch(path.watch.fonts, ["fonts:build"]); }); // задача по умолчанию gulp.task("default", [ "build", "webserver", "watch" ]);

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх