Где же подлинная янтарная комната? Самые интересные факты о янтарной комнате (8 фото)

Оригинальное название: Не ФАКТ!
Год выпуска: 2016
Жанр: Развлекательно-семейное шоу
Режиссер: Нарек Хачатурян, Тарас Василенко
Ведущий: Арарат Кещян, Андрей Бурковский

Описание: Программа «НЕ ФАКТ!» - познавательно-развлекательная передача для всей семьи. Команда программы, отправляясь в путешествия раскрывает загадки истории, науки, а также не объяснимые факты и явления, заметно, сокращая количество «белых пятен»…

01.. Брестская крепость – Эфир 16.01.2016
Программа «НЕ ФАКТ!» отправляется в Брестскую крепость, чтобы приоткрыть одну из самых загадочных страниц в истории Великой Отечественной войны. Почему в случае с Брестской крепостью не сработал план молниеносного захвата, и сколько на самом деле держалась ее оборона? Что за таинственная мстительница убивала немцев в развалинах? Арарат Кещян постарается найти ответы на все эти вопросы. А кроме того, он займется поисками легендарных подземелий, которые, как утверждает народная молва, ведут из крепости в Брест и даже на территорию Польши. Что найдет ведущий под землей? Смотрите в этом выпуске!
02. Холодная война и Бункер-42 – Эфир 06.02.2016
Темой этого выпуска стал один из самых впечатляющих рассекреченных объектов советской эпохи - Бункер-42. Его история, начиная со строительства, неразрывно связана с Холодной войной и созданием ядерного оружия. Фактически это один из первых бункеров, способный выдержать удар атомной бомбы. Ведущий Андрей Бурковский расскажет об этом уникальном объекте и о причинах конфронтации между ведущими мировыми державами.
03. Подземная тюрьма – Эфир 13.02.2016
Нам кажется, что про Великую Отечественную войну мы знаем почти всё… На самом деле тайн и загадок остаётся немало. Так, через много лет пошли разговоры о таинственном подземном объекте в Подмосковье. Якобы это была свежая мысль в оборонной стратегии, новое слово в военном деле: создать подземные укрепления для обороны Москвы, где бы служили заключенные. Подземная тюрьма! Возможно, это лишь легенда. Поэтому ведущий программы Арарат Кещян проверит всё с самого начала. Правда ли, что в Подмосковье есть подземная тюрьма? Что этот объект уникален и ничего подобного в мире нет? И правда ли, что на защите Москвы стояли тысячи заключенных? НЕ ФАКТ
04. Тайна смерти «Буревестника революции – Эфир 22.02.2016
20 июня 1936 года. В Колонном зале Дома Союзов страна прощается со своим главным писателем - Максимом Горьким. Неожиданно скорбящая публика начинает громко аплодировать. Проститься с Горьким приехал вождь - Иосиф Сталин. Немногие знают, что за время краткой и смертельной болезни писателя Сталин навещал его трижды. Смерть Горького будет детально обсуждаться два года спустя, когда разразится печально знаменитый «третий московский процесс». На скамье подсудимых окажутся трое кремлевских врачей: Казаков, Плетнев и Левин. Их обвинят сначала в некомпетентности, а потом и вовсе в убийстве Максима Горького. Прокурор доказал: врачи действовали не самостоятельно, а по прямой указке главы НКВД Генриха Ягоды. Но решился бы Ягода самостоятельно устранять главного писателя Страны Советов? Кому и зачем понадобилось избавляться от лояльного к власти 68-летнего Горького? Отчего же все-таки умер «буревестник революции»? Все это в программе «НЕ ФАКТ!»
05. Янтарная комната и бункер Ляша – Эфир 27.02.2016
Команда программы «НЕ ФАКТ» отправляется в Калининград, бывший немецкий Кёнигсберг, на поиски янтарной комнаты. Ведущий Андрей Бурковский уверен, что реликвия до сих пор находится где-то в городе и полон решимости доказать это. В ходе расследования он побывает на развалинах Королевского замка, спустится в древние подземелья Кёнигсберга и восстановит события 70-летней давности. Он узнает, кто и когда смог обмануть самого Гитлера. Выяснит, как могла янтарная комната оказаться в двух местах одновременно. А в конце выпуска ведущий сделает сенсационную находку, ради которой снова обязательно вернется в Калининград.


Страна: Россия
Студия: ООО Продюсерский центр «Простые вещи», ОАО «ТРК ВС РФ «ЗВЕЗДА»
Продолжительность: 5 х ~ 00:25:00
Перевод: не требуется

Кодек: XviD
Качество: SATRip
Видео: ~ 1800 Кбит/с, 720x400
Звук: AC3, 2ch, 192 Кбит/с

Скриншоты:

Http://img-fotki.yandex.ru/get/45886/39424676.684/0_1269b3_9a76084a_orig.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/64120/39424676.684/0_1269b4_54dfe56e_orig.png
http://img-fotki.yandex.ru/get/5009/39424676.684/0_1269b5_1b74c789_orig.jpg
http://img-fotki.yandex.ru/get/68630/39424676.684/0_1269b6_eeb1288e_orig.jpg

Пенсионер из западногерманского городка Вупперталь заявил, что, похоже, разгадал тайну Янтарной комнаты, которую в годы войны нацисты вывезли из Царского села. Известно, что из-под Ленинграда комнату вывезли в Восточную Пруссию. Там ее с тех пор искали, но не нашли. В итоге нашим замечательным мастерам-реставраторам пришлось делать точную копию, показанную публике к 300-летию Петербурга. Но где же все-таки оригинал? Оказывается, мало кто читал биографию гауляйтера Восточной Пруссии Эрика Коха. А он был родом как раз из той части Германии, где полно подземных туннелей. Кто и как теперь ищет оригинал?

Земля под Вупперталем буквально изрезана подземными ходами и туннелями. Власти говорят, их — 173. Но диггеры уверяют: их — около пяти сотен, причем большинство до сих пор не изведано. Немецкие пенсионеры уверены: в одном из таких бункеров и спрятана Янтарная комната.

Присев на холодные и сырые камни и развернув сильно потрепанную карту города, Йорган и Карл-Хайнс снова обсуждают маршрут. Они спускаются вниз по пять раз в неделю, за их плечами уже десятки метров обследованных подземелий.

На пути попадаются трухлявые от влажности доски, разбитая черепица, оборванные провода, но пока никаких сокровищ. В конце пути — узкий тоннель, который в итоге оказывается замурован. Янтарная комната — по ту сторону кирпичной стены, уверен Карл-Хайнс Кляйне.

"Нам срочно требуется бормашина, с помощью которой можно было бы делать отверстия глубиной 50 сантиметров, — пояснил Карл-Хайнс. — С помощью этого инструмента мы сможем пробраться в две шахты, которые, предположительно, приведут нас к бункеру, который состоит из двух уровней. Владелец этой постройки был дружен с Эрихом Кохом. В 20-е годы они вместе агитировали за НСДАП в Рейнской области".

Чтобы пробить стену, Карл-Хайнс одолжил специальную буровую машину у строительной компании, но те станок быстро забрали. Пенсионеры успели проделать лишь небольшое отверстие. Денег на продолжение работ у них нет. Речь идет о пяти тысячах евро. Теперь напарник Кляйне пытается разломать кирпичную кладку вручную — арматурой — но пока тщетно. Прерывается на самокрутки, от расстройства выкуривает по 50 штук в день.

Янтарную комнату, подаренную Петру Первому прусским королем Фридрихом Первым, называли восьмым чудом света. 52 квадратных метра янтарных панелей с канделябрами и мозаикой, украшенных двумя тоннами золота. Солдаты вермахта вывезли комнату из царской резиденции в замок Кенигсберга, сегодняшний Калининград, в октябре 1941-го. В 1945 году ее след теряется. Одни говорят, что ее разбомбили, другие уверены, что она до сих пор где-то надежно спрятана.

"Было множество версий, около пятисот. Около ста имеют право на существование. Это были версии немцев, которые пытались приехать в закрытую Калининградскую область", — рассказал Авенир Овсянов, историк, участник секретной геолого-археологической экспедиции по поиску утраченных культурных ценностей.

Комнату искали в Польше, Чехии, на дне Балтийского моря. Мест, где когда-то видели что-то похожее на ящики с янтарем из Екатерининского дворца, уже около 160, причем больше 100 находятся на территории Германии. В 2008 году клад едва не нашли в деревне Дойч-ной-дорф. Штольню вскрыли чуть ли не в прямом эфире, но внутри оказалось пусто.

Российские историки уверены: если Янтарная комната еще где-то существует, то искать ее нужно в подземельях Калининграда. "Советские войска настолько плотно взяли в кольцо эту территорию, что вывезти Янтарную комнату нацисты просто не могли, поэтому она где-то здесь", — считает Мария Теплышева, пресс-секретарь Калининградского областного Историко-художественного музея.

В архивных документах сохранилась телеграмма, отправленная в 1944 году из Кенигсберга в Берлин. Один из офицеров, служивший под началом гауляйтера Восточной Пруссии Эриха Коха, писал: комната находится в сохранности в надежном трехъярусном бункере, а вход в него замаскирован.

"То, что Янтарная комната со всеми сопутствующими документами находилась в Кенигсберге, — факт. Кох был родом из Вупперталя, зачем ему было прятать свою собственность где-то в других областях, которые ему были плохо известны? Нет, таким глупым он не был", — уверен Карл-Хайнс.

С приближением войны жители Вупперталя перестраивали и расширяли пивные погреба и делали из них бомбоубежища. Большинство бункеров теперь в частных руках, копать разрешают лишь в тех туннелях, которые принадлежат государству. Вход обычно на замке. Вместо лицензии на поиски диггерам выдают от туннелей ключи. Тому, кто найдет клад, полагается 3%. Пенсионеры готовы делиться с любым, кто финансово поможет завершить их поиски. Говорят, что в случае успеха денег хватит на всех, ведь стоимость Янтарной комнаты, по их оценкам, достигает 250 миллионов евро.

Янтарная комната является огромной ценностью, не только для России, но считается шедевром мирового ювелирного искусства.

После пропажи Янтарной комнаты во время Второй мировой войны, многие ученые искали ее, но тайн стало еще больше, чем вначале поиска.

Напомним. Сам Янтарный кабинет был задуман талантливым немецким скульптором и архитектором Андресом Шлютером по заказу прусского монарха Фридриха I. Король решил превзойти роскошь Версаля и планировал украсить янтарем свой кабинет и галерею загородной резиденции в Потсдаме. Работы по созданию Янтарного кабинета были завершены в 1709 году. Но произошел несчастный случай: плохо закрепленные янтарные панно неожиданно обрушились.

В гневе король выгнал А. Шлютера из страны. При жизни Фридриха I работа над янтарной галереей и кабинетом так и не была закончена. Его приемник Вильгельм I, осуждавший любовь отца к роскоши, приказал остановить работы. Но уже готовые фрагменты, представляли собой настоящие ювелирные шедевры: панно удивительной красоты с уникальными орнаментами, цветочные гирлянды, выполненные из многочисленных, со вкусом подобранных, кусочков солнечного камня, картины и гербы, в изготовлении которых использовался янтарь разных оттенков. Уникальность работы немецких мастеров в том, что они впервые использовали янтарь для создания картин - раньше этот камень применялся только при изготовлении украшений, шкатулок, инкрустации мебели. Янтарные панно состояли из тысяч полированных пластинок: лучистые и прозрачные они создавали непередаваемый эффект солнечного света.

Спустя несколько лет, Вильгельм I обменял это янтарное сокровище на 55 русских солдат, рост которых был более двух метров. Так янтарная комната оказалась в России, в сокровищнице русского царя Петра I. Эти ценности не заинтересовали русского монарха, поэтому длительное время находились в подсобных помещений Летнего дворца. Только в 1743 году дочь Петра I, Елизавета Петровна решила украсить покои Зимнего дворца Янтарным кабинетом.

Поручили создать кабинет из солнечного камня гениальному архитектору Варфоломею Растрелли. В подсобке находились панно площадью около 55 кв.м, но планируемый Янтарный кабинет, был в шесть раз больше размером, чем кабинет Фридриха I. Растрелли блестяще справился с этой проблемой: он использовал для дополнительной отделки деревянную позолоченную резьбу, картины из яшмы и агата, зеркала, золотые бра. Комната получилась удивительной и изысканной красоты.

200 лет Янтарная комната не подвергалась никаким переделкам. В сентябре 1941, оставшаяся охрана Царского Села была выведена на Пулковские высоты, Янтарную комнату никто не демонтировал, поэтому вовремя вывезти ее не удалось.

Только после снятия блокады с Ленинграда удалось подсчитать невозвратные потери сокровищ города. Фашисты ограбили до нитки Екатерининский дворец. Вывезено было все: от шелковых обоев и паркетных полов до всех дверей. Янтарная комната также была вывезена гитлеровцами в конце 1941 года в Кенигсберг - столицу Восточной Пруссии. С тех пор следы ее теряются.

Существует множество версий, где же может находиться Янтарная комната. У каждой версии есть свои противники и сторонники. И хотя найдено достаточно много документов, сопровождающий любой поиск, всемирно известный шедевр так и не нашли. Создается впечатление, что кто-то, очень влиятельный, не хочет, чтобы эта тайна была раскрыта. Многие утверждают, что как только исследования подходят к какой-то результирующей точке, так что-то случается: либо внезапно пропадают документы, либо умирает важный свидетель и т.д. Если это действительно так, то поиски Янтарной комнаты могут продолжаться вечность.

Но остановимся на самых интересных версиях. Иосиф Сталин никогда особо не интересовался Янтарной комнатой, занимаясь более важными государственными делами. Однажды, после подписания с Германией в 1939 году «пакта о ненападении», Сталин разговаривал с графом Алексеем Николаевичем Толстым. Вопрос представителю культуры был задан конкретный - как можно укрепить наметившуюся «хрупкую дружбу» с Германией? Поскольку А. Толстой длительное время проживал в Пушкине, он предложил в подарок немцам преподнести… Янтарную комнату. Сталин не ожидал такого предложения и был возмущен. Но граф объяснил, что якобы эта комната находится в плачевном состоянии, денег на реставрацию потребуется много, а тем более, ее, в свое время русским подарил монарх Фридрих I и ничего плохого не будет, если этот шедевр вернется в Германию. Но Сталин решил этот вопрос по-своему: был найден талантливый резчик по камню Анатолий Осипович Барановский, ему были предоставлены все необходимые материалы. От реставратора требовалось изготовить копию Янтарной комнаты. Барановский предупредил вождя всех народов, что детально повторить этот шедевр ювелирного искусства за такие короткие сроки, как желает Сталин, невозможно. Но Сталина это не смутило, ему нужно было срочно «укрепить дружбу» с Гитлером.

Вместе с учениками, Барановский работал над правительственным заказом днем и ночью. А надзирающим, за работой, был назначен А. Толстой. Работе очень мешали многочисленные высокие чиновники, которые узнав о талантливом мастере, досаждали ему просьбами сделать на заказ кулоны, браслеты, броши и иные украшения из янтаря. После вмешательства Сталина поток просителей сразу прекратился. Барановский перенес инфаркт, но продолжал работу. Создавалось две копии Янтарной комнаты: копию делал сам мастер, а макетом комнаты в масштабе 1:1 занимались его ученики. Спустя два года обе копии Янтарной комнаты были готовы! Конечно, при внимательном рассмотрении копия оказалась не совсем точной: другие цветовые соотношения, вместо зеркальных пилястров, были изготовлены пилястры из янтаря и т.д.

За два дня до начала войны, подлинник Янтарной комнаты заменили на копию Барановского. Затем ее тщательно сфотографировали, разобрали и отправили на хранение в подвал Екатерининского дворца. А вот макет, который создали ученики мастера, собрали в том зале, где ранее находилась подлинная Янтарная комната. Вот только вручить немцам подарок не успели - ранним утром 22 июня немцы бомбили советские города.

Итак в Пушкино оказалось три Янтарные комнаты: подлинник, копия Барановского и, установленный в зале дворца, макет. Только Алексей Толстой и директор музея Павловского дворца знали, что подлинник, тщательно упакованный, был 6 июля 1941 года отправлен в Москву. Сопровождали этот груз два ученика Барановского. Но о судьбе этих людей долгое время было ничего не известно.

Очень странно выглядит тот факт, что об этой перевозке Янтарной комнаты Алексей Толстой ничего не сказал, когда после войны создавали комиссию по ее розыску, хотя входил в состав этой комиссии.

Один из исследователей, посвятивший себя поиску Янтарной комнаты — Александр Кучумов, в последствие, с горечью говорил: «Даже если она жива, то искать ее не имеет смысла!».

Только чудом можно считать то, что в восьмидесятых годах прошлого столетия нашелся один из учеников Барановского - Андрей Николаевич Воробьев. Именно он якобы сопровождал перевозку подлинника Янтарной комнаты в 1941 году. Из его рассказа следует, что в Москве подлинник Янтарной комнаты был помещен в запасники Третьяковской галереи. В то время весь персонал этой галереи был уже отправлен за Урал, а помещения Третьяковки были в полном распоряжении НКВД. В одной из комнат галереи Янтарная комнаты была установлена - ее тщательно сфотографировали и измерены. Сталин вроде тоже приезжал посмотреть на этот шедевр ювелирного искусства.

Видео:Тайна янтарной комнаты. Необъяснимо, но факт.

В тоже время, сенсацией стало событие, произошедшее в декабре 1994 года на лондонском аукционе антиквариата. Там была выставлена на торги гемма с изображением римского воина, которая, по уверениям экспертов, являлась частью подлинной Янтарной комнаты. Еще одна часть, утерянного шедевра, появилась в 1997 году. Полиция Потсдама обнаружила четыре мозаичных картины, относившихся к Янтарной комнате. Подлинность находки подтвердили сотрудники Царскосельского музея. Там же в Германии были найдены два комода, входившие в состав Янтарной комнаты.

Возможно, эти факты подтверждают версию, что подлинник Янтарной комнаты все же был вывезен гитлеровцами при грабеже музеев Санкт-Петербурга во времена Второй мировой войны.

Активный поиск Янтарной комнаты начался с 1949 года, после того как Молотов, позвонив секретарю калининградского обкома, спросил: «Товарищ Сталин интересуется, где Янтарная комната?». К поиску были подключены практически все спецслужбы и специалисты-музейщики. Поисковики выяснили, что именно в Кенигсберг немцы свозили все предметы искусства, награбленные в странах Европы, поскольку гитлеровцы считали его самым спокойным местом: военные действия шли далеко, американские и английские бомбардировщики туда не долетали. Только в середине 1944 года город бомбили американцы. В результате налета в городе возникли пожары, пострадал и замок, где, предположительно, могла находиться Янтарная комната.

Также, для хранения ценностей, немцы строили большое количество бункеров. Возможно,

Видео:Тайна Янтарной комнаты

Янтарная комната находилась в одном этих многочисленных подземных хранилищ. Так, из протоколов допроса сотрудников СД, в обязанности которых входила охрана ценностей, выяснилось, что они укладывали в одном из бункеров ящики с особо ценными экспонатами. Сегодня уже многие бункеры гитлеровцев исследованы, там, действительно нашли оружие, деньги, произведения искусств, но следов Янтарной комнаты не найдено.

Известно, что она пропала во время Второй мировой войны. С тех пор многие энтузиасты и учёные искали янтарную комнату, но не находили. У "Искателей" есть веские основания предполагать, что Янтарная комната находится в России, в одном из подземных тайников Екатерининского дворца. Исходные данные версии таковы: в 1938 году по указанию НКВД были выполнены 2 копии Янтарной комнаты в натуральную величину. Одну под видом оригинала продали Арманду Хаммеру, другой заменили оригинал. Саму же янтарную комнату спрятали в тайниках Екатерининского дворца, где, возможно, она находится до сих пор.
Однако большинство историков и археологов склоняются к мысли о том, что искать Янтарную комнату всё же стоит в Калининграде. Именно туда, в Кенигсберг во время второй мировой войны нацисты вывозили сокровища из Царского Села. Сохранилась ли Янтарная комната, удастся ли нам когда-нибудь снова увидеть это восьмое чудо света? На эти вопросы попытается ответить команда "Искателей".

Существует еще и некая «морская версия», суть которой в следующем: Янтарная комната была погружена на транспорт «Вельгельм Густлоф» для перевозки на Земланский полуостров, но корабль был потоплен русской подводной лодкой. Пока этот транспорт не удалось поднять из морских глубин, но подготовительные работы уже ведутся.

Начиная с 1979 года, в Петербурге приступили к восстановлению знаменитой Янтарной комнаты. Планировалось открыть ее для посещений к празднованию 300-летия города. Реставраторам понадобилось более 6 тонн янтаря и 7,754 миллиона долларов и еще $3,5 млн, были переданы в фонд восстановления немецкой фирмой ‘Рургаз АГ’.

Сегодня восстановленную Янтарную комнату можно увидеть в Царкосельском музее. Она является жемчужиной Екатерининского дворца и, несомненно, одним из чудес света.

Немецкий археолог-любитель утверждает, что нашел под землей две тонны драгоценных металлов, которые могли быть частью похищенной нацистами Янтарной комнаты.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами.

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея - создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику - Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту "Либурника". Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом - при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца - своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно "под янтарь" и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась - прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.

Восстановление Янтарной комнаты

В конце 1970-х годов Совет Министров РСФСР распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет смог перечислить музею в общей сложности немногим более 7 млн долл., причем деньги поступали весьма нерегулярно.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном "Рургаз" о выделении 3,5 млн долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал и.о. президента РФ В.В. Путину фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, - флорентийская мозаика "Обоняние и осязание", одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику "Царское Село". В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Мастера из Царскосельской янтарной мастерской сумели практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней "Осязание и обоняние", выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой "отлично".

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату - Александр Крылов, Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Хранителем комнаты стал художник-реставратор Александр Крылов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день в Екатерининский дворец прибыли Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер и все участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Петребурге.

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы "РургазАГ";

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Янтарная комната на протяжении почти трех столетий является своеобразным символом российско-германских отношений. Она первоначально создавалась в Пруссии, потом была подарена России, затем похищена нацистами в Великую Отечественную войну, возрождена российскими мастерами, а 29 апреля 2010 года Германия передала России фрагменты подлинной Янтарной комнаты.

Интерьер Янтарной комнаты Екатерининского дворца

История создания Янтарной комнаты

Автором первоначального проекта Янтарной комнаты считается Андреас Шлютер, с 1699 года занимавший должность главного архитектора прусского королевского двора. В процессе перестройки Большого королевского дворца в Берлине он решил использовать для отделки интерьера янтарь, никогда прежде для этих целей не применявшийся. Осуществлению оригинального замысла способствовала королевская коллекция янтаря, в которую входили три богато орнаментированные янтарные рамы с зеркалами.

Для работы с янтарем Шлютер пригласил датчанина Вольфрама, придворного мастера датского короля, однако тот успел выполнить намеченное лишь наполовину, поскольку Шлютер был отстранен от дел и придворным архитектором прусского короля назначили шведа фон Гете, у которого с янтарем отношения не сложились. Вольфраму тоже дали отставку. Вскоре Фридриха Вильгельма осенила новая идея — создать янтарный кабинет в замке Шарлоттенбург, но и там дело не было доведено до конца в связи со смертью короля. Его преемнику — Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет оказался ненужным. Все детали собрали и свезли в берлинский цейхгауз. Возможно, янтарное творение так и было бы предано забвению, если бы слух о необычном кабинете не дошел до Петра I. Русский царь-реформатор во что бы то ни стало захотел получить янтарный кабинет для Кунсткамеры.

Фрагмент интерьера Янтарной комнаты Екатерининского дворца

Янтарная комната в России

В 1716 году Фридрих Вильгельм I в качестве дипломатического подарка преподнес Янтарную. комнату Петру I. Да не только янтарный кабинет, а в придачу к нему еще и яхту «Либурника». Ответным подарком прусскому королю стали 55 русских гренадеров и кубок собственной работы. В Петербург янтарный кабинет везли в ящиках на восемнадцати телегах через Кенигсберг, Мемель и Ригу. В новой российской столице ценный груз принял губернатор Александр Данилович Меншиков. История не сохранила документов о том, как и почему в ящиках, распакованных Меншиковым согласно приложенной к грузу инструкции, не хватало многих деталей, но факт остается фактом — при жизни Петра янтарный кабинет так и не был установлен. Янтарные панно довольно долго лежали невостребованными в людских покоях Летнего дворца Петра, пока о них не вспомнила взошедшая на российский престол его дочь Елизавета. Она решила использовать янтарный кабинет для убранства одного из покоев Зимнего дворца — своей официальной резиденции. Устройством его занялся обер-архитектор Варфоломей Растрелли, который восполнил нехватку янтарных деталей зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь» и разместил Янтарную комнату в Екатерининском дворце Царского Села.

Янтарная комната в Екатерининском дворце

Комната была расположена на площади 100 кв метров, а 40 кв метров янтаря разместились среди зеркал. Интерьер украшала мраморная флорентийская мозаика.

Неожиданно в 1745 году часть недостающих деталей декора нашлась — прусский король подарил Елизавете Петровне четвертую раму янтарного кабинета, сделанную по проекту архитектора Рейха. Собранная таким образом комната с 1746 года стала служить местом для официальных приемов. Но через девять лет императрица приказала перенести Янтарную комнату в Большой дворец Царского Села, что и было исполнено.

Свой окончательный вид Янтарная комната приобрела лишь к 1770 году, когда согласно воле Екатерины II в отделку комнаты были внесены некоторые изменения. Реставрация кабинета в последующем проводилась пять раз. Всерьез взяться за комнату намеревались в 1941 году.

Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната оказалась не вывезенной в тыл в ряду других наиболее ценных экспонатов ввиду хрупкости деталей. Ее законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Но спасти все-таки не удалось. Оккупанты вывезли ее в Кенигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов Кенигсбергского замка и стали лучшим украшением работавшего там музея. При отступлении немецких войск комната была демонтирована и не позднее 6 апреля 1945 года вывезена в неизвестном направлении.


Фрагмент интерьера, панно Янтарной комнаты Екатерининского дворца

Восстановление Янтарной комнаты

Совет Министров РСФСР в конце 1970-х годов распорядился восстановить Янтарную комнату. В 1983 году в России начались работы по восстановлению Янтарной комнаты, к ноябрю 1996 года они были завершены примерно на 40%. На этих работах было занято 40 специалистов, руководил работами Александр Журавлев.

За это время федеральный бюджет перечислил музею в общей сложности немногим более 7 млн. долларов.

6 сентября 1999 года в Царском селе был подписан договор между Министерством культуры РФ и германским концерном «Рургаз» о выделении 3,5 млн. долларов на восстановление Янтарной комнаты.

29 апреля 2000 года в Екатерининском дворе Царского Села министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал В.В. Путину, на то время и.о. президента РФ, фрагмент подлинной Янтарной комнаты. В Россию вернулись два фрагмента комнаты, обнаруженные в Германии, — флорентийская мозаика «Обоняние и осязание», одна из четырех, изготовленных в 1787 году по заказу Екатерины, и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты.

Фрагмент интерьера Янтарной комнаты

В 1997 году немецкие власти конфисковали эту мозаику у некоего нотариуса, которому передал ее на временное хранение немецкий офицер, участвовавший в вывозе Янтарной комнаты из Царского Села. Нотариус попытался ее продать, но его судили, а право владения мозаикой признали за его дочерью. Она же отказалась от претензий на янтарную панель, передав все права на нее городу Бремену, который и передал ее музею-заповеднику «Царское Село». В итоге у реставраторов оказались две одинаковые картины. Одна из них была восстановлена из уральского камня, другая, подлинная, вернулась из Германии. При сравнении двух мозаик ‑ найденного оригинала и сделанной реставраторами копии ‑ выявились лишь незначительные расхождения. Из Царскосельской янтарной мастерской мастера смогли практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

Янтарная комната Екатерининского дворца

В феврале 2002 года в Царском Селе был завершен очередной этап воссоздания Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце были установлены две большие янтарные панели на южной стене парадного зала. В центральную янтарную раму вмонтировали картину из цветных камней «Осязание и обоняние», выполненную в технике флорентийской мозаики. А к 13 мая 2003 года работы по восстановлению Янтарной комнаты в Екатерининском дворце были завершены и приняты у царскосельских реставраторов российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

Мастера, реставрировавшие Янтарную комнату — Александр Крылов (он же хранитель комнаты), Александр Журавлев, Борис Игдалов.

Официальное открытие

Янтарной комнаты состоялось 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия Петербурга. В этот день Екатерининский дворец посетили Президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер, а так же участники Европейского саммита, который собрался в юбилейном Санкт-Петребурге. 3 июня 2003 года Екатерининский дворец открыл двери для всех желающих.


Фрагмент интерьера (янтарь)

Интересные факты

Высота Янтарной комнаты ‑ 7, 8 метра, площадь пола ‑ 100 кв. метров, облицовка трех стен янтарем ‑ 86 кв. метров.

Реставрация Янтарной комнаты длилась 23 года и на нее израсходовано:

‑ 11, 35 млн. долларов, в том числе 7,85 млн. из бюджета России и 3,5 млн. из средств немецкой фирмы «РургазАГ»;

‑ 6 тонн янтаря, в том числе отходы, которые составили 80%;

‑ для восстановления Янтарной комнаты использовался камень из Калининградского месторождения, насчитывающего 95% мировых запасов янтаря;

‑ самый большой самородок, использованный в работе, весил один килограмм. Его купили у московского коллекционера за тысячу долларов.

Материал составлен на основе информации открытых источников

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх