Электронная ветеринарная сертификация. Информационный портал. Питер бойкотирует систему электронной сертификации "меркурий" Электронная сертификация

Подготовил законопроект о переносе обязательной электронной ветеринарной сертификации (ЭВС) на полгода. Как следует из проекта, опубликованного на портале нормативно-правовых документов, действующий порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов предлагается продлить до 1 июля 2018 года, за исключением уловов водных биологических ресурсов и продукции из них. Законопроект также устанавливает случаи, когда и после июля документы могут использоваться в бумажном виде — в случаях ЧС (наводнения, диверсии, забастовки и т. д.), а также при отсутствии в населенных пунктах интернета.

Закон «О ветеринарии» предполагает введение системы электронной ветсертификации с 1 января 2018 года. Электронный ветеринарный сопроводительный документ оформляется в системе «Меркурий» и позволяет отследить происхождение, местоположение, маршрут движения продукции. До 1 января 2018 года оформление сертификатов производится на бумажном носителе или в электронной форме по желанию собственника товара.

18 сентября под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича прошло совещание, на котором обсуждалась степень готовности регионов к внедрению ЭВС. Как сообщал тогда Молочный союз России, представители которого присутствовали на совещании, о полной готовности заявили представители рыбной и мясной отраслей, в то время как молочная отрасль «имеет в регионах разную степень готовности». А председатель правления «» Андрей Даниленко доложил, что молочная отрасль к ЭВС не готова. «» по-прежнему наблюдает все те же проблемы как юридически-правового, так и технического характера, которые стояли перед сектором еще в феврале этого года», — говорится на сайте союза. «» предлагает отложить переход на электронную ветсертификацию на сырое молоко до 1 января 2019 года, а дополнительный ввод ЭВС для готовой молочной продукции считает нецелесообразным. Если же будет принято решение сертифицировать и ее, то союз считает необходимым установить переходный период до 1 января 2023 года.

«Мы с самого начала стоим на том, чтобы вообще исключить готовую продукцию из ветеринарной сертификации, оставив только оформление ветсертификатов при импорте и экспорте. Так как это не соответствует ни международной практике, ни практике внутри Таможенного союза и ведет к существенным дополнительным затратам для производителей молочной продукции», — ранее говорил «Агроинвестору » Даниленко. По его оценке, включение в систему готовой молочной продукции обойдется перерабатывающей отрасли в миллиарды рублей, которые придется потратить на оплату труда новых специалистов, переоборудование заводов и прочие расходы.

За перенос внедрения ЭВС высказывался и бизнес-омбудсмен Борис Титов. Выступая на агробизнесфоруме «Лидерство российского АПК: как обеспечить качественный рост», который проходил в рамках выставки «Золотая осень», он заявил, что электронная сертификация продукции — это огромная задача, по сложности не сравнимая даже с введением ЕГАИС. «У нас есть опасения, прежде всего, со стороны производителей молочной продукции, что мы еще не готовы к ней, — сказал он. — Может быть, есть смысл отсрочить переход на ЭВС или для начала опробовать ее в отдельных регионах». В сентябре Минсельхоз на основании отчета региональных аграрных ведомств проинформировал правительство о трудностях с внедрением ЭВС. Как сообщал «Коммерсантъ», в частности, ведомство указывало на низкое финансирование процессов внедрения ЭВС, отсутствие доступа к интернету и нехватку персонала у небольших предприятий для работы с системой «Меркурий».

По данным Россельхознадзора (является оператором «Меркурия»), в сентябре было оформлено 9,1 млн электронных ветеринарных сопроводительных документов, из которых 2,8 млн было выдано на мясо и мясопродукты, 1,6 млн — мясо птицы, 187 тыс. — на сырое молоко и 110 тыс. — на молочную продукцию. Ведомство считает неудовлетворительной ситуацию с оформлением электронных сертификатов на готовую пищевую продукцию: за сентябрь было выдано 4,7 млн документов, при том что общий объем перемещающихся продовольственных партий оценивается в 1,5-3 млрд в год. «Сейчас сертифицируется примерно 48 млн перемещаемых партий в годовом исчислении. Это означает, что в данном секторе уровень перехода составляет всего лишь 3,2%», — подсчитал Россельхознадзор . Существенно различается ситуация с внедрением ЭВС не только по видам продукции, но и по регионам. Так, если в 29 регионах в месяц оформляется более 100 тыс. электронных сертификатов, то в четырех субъектах (Калмыкии, Ингушетии, Чукотском округе и Чечне) получают менее тысячи таких документов.

В том стратегическом повороте, который проходят отрасли свино- и птицеводства, когда повышается необходимость выхода на внешние рынки, само наличие ЭВС и национальной системы прослеживаемости продукции уже является фактором роста экспортного потенциала, отмечал в конце июня замглавы Россельхознадзора Николай Власов в ходе годового собрания Национального союза свиноводов . «Отсутствие этих систем — это существенное препятствие для экспорта», — акцентировал он. Тогда Власов говорил, что для того, чтобы без проблем перейти на ЭВС с 1 января 2018 года, к концу 2017-го нужно выйти на уровень оформления примерно 30 млн электронных сертификатов в месяц.


Электронная ветеринарная сертификация в молочной отрасли


Закон о переходе всей ветсертификации в электронный вид был принят в 2015 году и должен вступить в силу в 2018 году. Предстоящее внедрение электронной ветеринарной сертификации вызывает много вопросов со стороны производителей молочной продукции. В рамках конференции «Законы, стандарты, приказы и постановления – что ждет молочную отрасль в ближайшее время?» Власов Николай Анатольевич, заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ответил на некоторые из них.

Власов Н. А.: В плане своевременного перехода на систему электронной ветеринарной сертификации ряд предприятий подает большие надежды. Например, Тульский молочный завод сделал всесторонний анализ всех алгоритмов, и мы в своей работе опираемся на эту информацию. Агрофирма «Дмитрова Гора» – предприятие-перфекционист во всех смыслах. Полагаю, что в молокоперерабатывающей отрасли они одними из первых запустят систему электронной ветеринарной сертификации. Еще одно супер продвинутое предприятие – это ГК «Галактика». На предприятии начат интеграционный проект. Причем в плане технологического контроля компания поставила показатели на порядок выше, чем предусмотрено федеральным законодательством. Согласно проекту будет проводиться идентификация не производственной партии, а каждой упаковки. Уже приобретено оборудование, которое встроено на линии розлива и позволяет надежно осуществлять идентификацию каждого пакета молока. Отрадно, что к работе подключаются компания Unilever и Союз мороженщиков. Но общая ситуация с внедрением в молочной отрасли ветеринарной сертификации достаточно печальная.

Вопрос: Вы говорите о том, что этот вид деятельности должны осуществлять ветеринарные врачи. У нас есть еще ветсанэксперты, которых готовят высшие учебные заведения, специалисты по управлению качеством, технологи. Как, на ваш взгляд, могут быть реализованы этими специалистами данные профессиональные задачи?

Власов Н. А.: У нас есть единственная отрасль, где, по международному праву и по внутреннему законодательству, выделяется особая группа специалистов не ветеринарного профиля, которые работают в целях ветеринарии, и это, к сожалению, не молочная, а рыбная промышленность. И называется такой специалист не ветеринаром, а специалистом по болезням рыб. Работа по сертификации готовой молочной продукции, при которой в сертификат вводятся основные данные готовой партии продукции, изначально планировалась как раз для технологов. С этим сертификатом нельзя перемещать и продавать продукцию, но в нем вводятся данные о свойствах продуктов, которые лучше технологов никто не знает.

Что касается подготовки кадров, то мы предлагали сотрудничество давно, и некоторые вузы, в основном ветеринарные, пошли на это. В частности, по теме сегодняшнего нашего разговора – в нескольких вузах изучение вопросов ветеринарной сертификации уже введено как предмет. И учебные пособия есть на эту тему. Если у вузов есть желание сотрудничать, то мы готовы делать все возможное вплоть до разработки с ними курсов лекций и практических занятий.

Вопрос: Понимаю необходимость введения электронной ветеринарной сертификации для продуктов, которые ранее подвергались бумажной ветсертификации. Также понимаю и приветствую электронную ветсертификацию сырого молока – отрасль нуждается в качественном и безопасном сырье. Но какая необходимость введения ветсертификации продукции промышленной переработки? И как вы относитесь к тому, что наши коллеги по таможенному союзу (письмо от 28.10.2016 № 10-270 о перемещении и перевозке продукции животного происхождения внутри подконтрольных республик), не имеющие соответствующих административных барьеров в виде электронной ветсертификации, получат преимущества перед переработчиками РФ? Также есть непонимание структуры ветеринарной службы – кто и за что отвечает?

Власов Н. А.: Мы понимаем, насколько важно, чтобы вся ветеринарная служба страны работала как единая система, и это понимание появляется у руководства страны. В частности, мы имеем поручение президента о разработке законопроекта, который устанавливает контрольные полномочия Россельхознадзора в отношении государственных ветеринарных служб субъектов РФ, а также полномочия Минсельхоза России о назначении главного ветврача региона. Сейчас этот законопроект проходит стадии согласования.

Что касается наших соседей и партнеров по ЕАЭС, то здесь совершенно понятно, что если наши собственные производители выполняют определенные законы, то же самое будет требоваться от любого, кто ввозит продукцию на территорию России. И всю продукцию, которая будет оттуда идти, мы сможем отследить вплоть до фермы, до животного. И. Шувалов заявил нашим соседям по ЕАЭС, что все грузы по территории РФ будут сопровождаться системами ГЛОНАСС и «Платон», а грузы животного происхождения – еще и системой электронной ветеринарной сертификации. Например, Белоруссия копирует и внедряет у себя «Меркурий». В дальнейшем она будет интегрирована в нашу систему.

Введение системы электронной ветсертификации преследует несколько целей. Первая – это обеспечение биологической безопасности. В отношении готовой молочной продукции такая цель не стоит, так как в готовом молочном продукте биологическая безопасность обеспечивается технологией на 99,9 %. Вторая цель – это обеспечение пищевой безопасности, т. е. контроль наличия компонентов неинфекционной природы. В молочной отрасли эта проблема стоит в полный рост. Статистические данные очень плохие. Я понимаю, в какой сложной среде работают молокопереработчики, когда не хватает сырья и нет возможности свободного выбора поставщиков молока. В выигрышной ситуации те, кто создал и имеет свои сырьевые площадки. Третья цель – поддержание в нормальном состоянии конкурентоспособности молочной продукции. Так как в настоящее время нередка ситуация, когда на одной и той же полке лежат настоящие сыры и сыроподобные продукты, в которых молока вообще может не быть, но на которые «непродвинутый» потребитель обратит внимание в первую очередь как на более дешевый продукт. Четвертое – это поддержание экспортного потенциала. Совсем немного молочной продукции вывозиться в страны ЕАЭС, больше, конечно, ввозится. В третьи страны у нас, можно сказать, ничего не вывозится, хотя право экспорта у нас есть в 9 из 10 стран. Чтобы поддерживать экспортный потенциал на высококонкурентных рынках, надо поддерживать соответствующее качество продукта. И еще одна очень важная цель – обеспечение прозрачной деятельности всех действующих предприятий. Система аккумулирует информацию о всех производителях, и проще найти виновного, если обнаружится что-то лишнее в конечном продукте. И, наконец, прозрачность деятельности, созданная цепочкой сертификатов, позволит отделить легальное производство от нелегального, которого, по нашим данным, сейчас немало.

Из пяти целей к молочной отрасли только одна не имеет отношение. Все остальные – в полный рост!

Вопрос: Несмотря на то что сама идея электронной ветсертификации правильная, у многих производителей очень силен внутренний негатив. В нашей области (Ярославская обл. – ред.) ухудшается ситуация в части взаимодействия с ветслужбой. Ветслужба, под прикрытием законодательства, проверяет продукцию на молочных и др. предприятиях и, якобы находя, например, растительные компоненты в молочных изделиях или ГМО-компоненты, заставляет предприятия делать повторные платные аналитические работы. Второе – молочники крайне негативно относятся к наличию антибиотиков в молоке, появление которых возможно еще на стадии лечения коров. Может быть, стоит усилить контроль в этой сфере?

Власов Н. А.: Люди всегда опасаются нового, особенно люди, которые живут в нашей стране и которым за тридцать. Они негативно относятся ко всему новому, что делают власти. Но опасение чего-то нового не надо рассматривать как основание, чтобы ничего нового не вводить. Жизнь меняется, требуются новые решения. Если государство видит вызовы, то оно должно на них реагировать. Решение о введении электронной ветсертификации принято давно. Спорить уже некогда, да и бесполезно. К первому января 2018-го мы должны быть готовы!

Мы прекрасно понимаем, откуда в молоке берутся антибиотики. Это следствие неправильной работы владельцев животных и ветеринарных врачей, которые сопровождают стада. Но по закону молокопереработчики отвечают за наличие антибиотиков в готовом продукте. Соответственно, контролировать поступающее сырье – это необходимость. Либо вы должны так работать с поставщиком сырья и так ему доверять, чтобы не надо было контролировать. Если говорить о контроле с нашей стороны, то мы, например, всего два раза обнаружили примесь сухого молока в сыром молоке. Зато в готовом молоке – количество питьевого молока на полке с примесью сухого составляет 42 %, что запрещено ТР. Мы прекрасно понимаем, в каких условиях вы работаете. С одной стороны, давят сети, на сети давит потребитель, у которого в кармане ничего нет. С другой стороны, давит отсутствие нормального сырьевого рынка. Но закон есть закон, и он имеет смысл тогда, когда его выполняют.

Мы ведем работу по контролю за применением лекарственных средств. Первый шаг уже сделан – регистрация лекарственных средств. Мы постоянно работаем с ассоциацией производителей лекарственных средств и с ассоциацией фармацевтов. Также мы просим правительство включить лекарственные средства в перечень продуктов, подлежащих ветсертефикации, чтобы была обеспечена прослеживаемость.

Перегибы на местах, конечно, будут. Наша задача – уменьшить количество этих ситуаций. Изменить человеческую природу мы не в силах. Россельхознадзор ввел разные защитные механизмы. Для проведения независимого исследования переработчики могут обратиться в наши лаборатории или лаборатории Ростребнадзора. С таким независимым заключением затем можно оспаривать предыдущее заключение, которое считается несправедливым.

Вопрос: Есть несколько моментов, которые хотелось бы озвучить. Наш молочный завод находится в Красноярском крае. К нам приезжал специалист, который разъяснил методологию работы новой системы. По нашим подсчетам, нам понадобится 5 человек для поддержания работы системы электронной ветсертификации. То есть затраты – значительные. Второй момент – есть опасения, что введение ветсертификации превратится в карательные операции на местах. И еще наше пожелание – учесть момент с оформлением сертификата на транспортную партию. Если Россельхознадзор говорит о том, что транспортной партией признается автомашина, вагон или контейнер, то наше мнение, что сертификат должен выдаваться на всю транспортную партию вне зависимости от даты производства или разновидности одного и того же продукта (йогурт яблочный, персиковый, грушевый и т. д.)

Власов Н. А.: Я сомневаюсь, что возможны и какие-либо карательные меры со стороны Россельхознадзора на местах. У нас все жестко нормировано. Ветсертификацию и контроль осуществляют ветеринарные службы субъектов РФ. Карательные меры могут быть – и будут – приняты только в отношении тех, кто не будет готов к работе в системе электронной ветсертификации. Кто не сможет или не захочет выполнять требования действующего законодательства, тот будет нести ответственность.

Мы предложили редуцировать наказание на стартовый период введения системы: в течение первого полугодия штраф не брать, а выписывать только предписание, далее штрафовать по нарастающим тарифам. Но наше предложение не приняли. Мне бы хотелось, чтобы все понимали, что Россельхознадзор – помощник, а не каратель для тех, кто пытается внедрить электронную ветсертификацию.

Стоимость внедрения информационной системы электронной ветсертификации для некрупного предприятия, по нашим подсчетам, составит от 8 тыс. рублей. Мы имеем и анализируем данные по сотням предприятий, которые уже выполнили информационные проекты. Сейчас много поставщиков. Выбирайте, торгуйтесь. На сегодняшний день один хорошо подготовленный специалист ветслужбы субъекта РФ делает до 36 000 электронных ветсертификатов за неделю, работая в одну смену. Для небольшого молокоперерабатывающего завода (50–70 т/сут) одного нормально подготовленного специалиста хватит на отпуск продукции (на склад и на сертификацию). Если у вас такое предприятие, то ваш выбор – система 1С плюс интеграционный пакет.

Вопрос Сейчас есть четыре вида контролируемых антибиотиков в готовой продукции. В последнее время ветеринары все чаще стали использовать два новых вида антибиотиков (телазин, хеналон). Как результат – в готовой молочной продукции стали обнаруживаться эти виды антибиотиков. Возможно, имеет смысл выработать нормы концентрации для новых антибиотиков, чтобы не было лишнего наказания для производителей молока?

Власов Н. А.: Действительно, у нас сейчас четыре вида антибиотиков, для которых установлены нормы предельно допустимой концентрации в готовом продукте. Все остальные просто запрещены в пределах чувствительности применяемых методов. Какой должен быть уровень толерантности? Точно знаю – не нулевой. Но уровень этот могут установить только медики.

Вопрос: В процессе подготовки к работе в системе «Меркурий» мы столкнулись с разными техническими вопросами. Есть ли какая-то проектная группа, которая может отвечать на разные технические вопросы? Сети торопят нас. Например, Х5 Retail Group требует начала работы в системе в тестовом режиме с 1 ноября.

Власов Н. А.: Мы планируем запустить работу call-центра, чтобы оперативно отвечать на вопросы, касающиеся внедрения электронной системы ветеринарной сертификации. Интересно, что еще в недавнем прошлом ретейл был категорическим противником введения системы ветсертефикации. Сейчас же, поняв свои выгоды, торговые предприятия стали нашими союзниками и драйверами всего этого процесса. Сети будут подталкивать переработчиков к внедрению системы, а вы – переработчики –должны, в свою очередь, подталкивать ваших поставщиков сырья.

С 1 января 2018 года на всей территории России и Таможенного союза вводится обязательная электронная ветеринарная сертификация (ЭВС) , внедрять электронную систему « Меркурий » должны как сельхозпроизводители и переработчики, оптовые и розничные магазины, предприятия общественного питания, так и детсады, школы, больницы получающие продукты.

Все документы ветеринарного контроля будут действовать только в электронном виде оформляются на продукцию животного происхождения всего цикла «от поля до тарелки», на всей цепи от происхождения (производства, переработки) до точки реализации, включая пути перемещения. .

Новая система позволит вести автоматический учёт поступившего и убывшего объёма продукции на предприятии (холодильнике, складе, МПП и т. д.), вводить и хранить информацию об отобранных пробах для исследования ввозимой продукции, отслеживать перемещение партии груза по территории РФ с учётом её дробления до конечного потребителя: торговые предприятия и общепит.

Сопроводительные ветеринарные документы потребуются и для перевозки товаров животного происхождения (включая рыбу). Магазины в районах области и оптовые базы также должны будут использовать подключение к системе « Меркурий » для электронного гашения оформленных документов.

Электронные сертификаты должны быть оформлены при приеме и перемещении продукции до розничных магазинов и объектов общепита.

С 1 января 2018 года за отсутствие электронных сопроводительных документов нарушители будут платить штрафы, а также вводится ограничение доступа животноводческой продукции в торговые сети.

Каждое предприятие, в зависимости от категории, входящее в сферу производства пищевой продукции обязано иметь уполномоченное лицо и/или аттестованного специалиста, которые могут осуществлять ветеринарную сертификацию некоторых групп товаров наряду с сотрудниками госветслужбы.

Система электронной ветеринарной сертификации « Меркурий » должна защитить потребителя от некачественной и небезопасной продукции и сделает действия надзорных органов эффективными в борьбе с мошенничеством и исключения неблагонадежных поставщиков

С одной стороны благая вещь - усиливается контроль за качеством продуктов, и отменяются бумажные ветеринарные сертификаты, но.......

Поневоле вспомнишь слова Черномырдина: Хотели как лучше, а получилось как всегда!

Вы надеюсь прекрасно помните идеи, которые я озвучивал в цикле статей на АШ: Россия – как всегда впереди планеты: от капитализма к компьютерному капитализму, а возможно и к компьютерному социализму

я утверждал, что

в РФ государство последовательно строит Общую Интегрированную Государственную Систему (ОИГС), которая будет содержать всю информацию по экономической деятельности в РФ – все отгрузки, оплаты, транспортные накладные, выпуски до единицы всех товаров, все зарплаты и выплаты дивидендов.

В том числе, параллельно идет процесс отказа от наличных денег. Как результат это приведет к значительному уменьшению теневого сектора, серых зарплат, увеличению налоговой базы и возможности контроля ценовых сговоров и применения откатных систем в госзакупках.

1) Как я и говорил, повсеместно все ведомства внедряют свои системы - получается пока огород: одну систему строят промышленники, другую систему Россельхознадзор, третью банковская система, четвертую налоговики.

Пока, что нет единого руководящего органа в Правительстве, чтобы свести все эти разрозненные системы в единую базу. Такой орган пока что в планах (у меня будет статья про это).

2) Так как все системы вводятся параллельно, то для бизнеса получается не благо, а одна головная боль. Ведь одну и ту же операцию они вынуждены проводить по разным информационным системам. Это не снижает нагрузку на бизнес, а наоборот увеличивает.

3) Бизнесу уже начинает надоедать этот бюрократический беспредел - зачем многократно дублировать одну и ту же информацию в разных информационных системах. Мало того, бюрократия пытаясь заработать на "модной" цифровой теме, экономит на самом качестве внедрения, в результате бизнес должен работать с "сырым" и некачественным продуктом, с невозможностью осуществления операций, требуемых по закону через "кривые" компьютерные системы.

4) Во внедрении "цифры" нужна государственная программа, а не хаотичные действия отдельных министерств. Единый орган по внедрению автоматизации в России.

Сегодня поговорим о системе "Меркурий" (ЭВС) вот последние новости с полей: Коммерсант Еда без цифры (Регионы не спешат с электронной ветсертификацией продуктов)

Минсельхоз проинформировал правительство о трудностях с внедрением электронной ветеринарной сертификации (ЭВС), которая станет обязательной для продуктов животноводства с 2018 года. Среди вопросов - недостаток финансирования процесса в регионах, отсутствие персонала и проблемы с доступом в интернет. Поспешный ввод системы может вызвать рост цен на продовольствие и остановить работу предприятий, опасаются участники рынка.Отчет о подготовке к введению ЭВС, которая должна стать обязательной с 1 января 2018 года, Минсельхоз направил в правительство на прошлой неделе. Как сказано в документе (есть у “Ъ”), анализ мнений должностных лиц субъектов РФ показывает, что в нескольких регионах есть «определенные трудности», осложняющие повсеместное использование системы ЭВС в указанный срок. К ним относятся низкое финансирование процессов внедрения ЭВС в регионах, отсутствие доступа к интернету, недостаток персонала для работы государственной информационной системы «Меркурий» (предназначена для электронной сертификации поднадзорных грузов и отслеживания их перемещения) у небольших предприятий. Также в отчете отмечается сложившееся негативное мнение участников рынка, связанное с «техническим несовершенством» «Меркурия», и нежелание финансировать техническое оснащение процесса ЭВС до 2018 года. В 13 регионах, включая Санкт-Петербург, в «Меркурии» сейчас зарегистрировано менее 100 участников, пишет Минсельхоз.

Обязательная ЭВС вводится для товаров животного происхождения, включая молоко, мясо, рыбу. Она должна распространяться как на сырье, так и на готовую продукцию. Оператором «Меркурия» выступает Россельхознадзор. По его данным, в августе 2017 года через систему в добровольном порядке было оформлено 8,29 млн электронных сертификатов. Из них 1,12 млн документов было выдано на мясо и мясные продукты, 1,39 млн - на мясо птицы, 173,7 тыс.- на сырое молоко, 817,7 тыс.- на рыбу и морепродукты, 4,29 млн - на готовую продукцию.

Приведенные Минсельхозом данные показывают, что уровень готовности отрасли для перехода на ЭВС невысок и очевидно, что с 1 января 2018 года система в полном режиме работать не сможет, отмечает исполнительный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. По его словам, только для распространения ЭВС на сырое молоко к системе должны подключиться десятки тысяч предприятий и хозяйств, «очевидно, что они не успеют этого сделать». Перенос сроков обязательного перехода на ЭВС в текущей ситуации был бы оправданным, согласен президент ассоциации «Ветбезопасность» (объединяет ветврачей, сотрудников профильных НИИ) Лилия Сургучева. «Сегодня для обеспечения обращения подконтрольных товаров идет оформление документов в бумажном виде, эта система отработана и доказала свою эффективность. При одномоментном переходе на электронную форму любой технический сбой может привести к остановке процесса и, как следствие, к финансовым потерям участников рынка»,- объясняет она.

«За три месяца до ввода в эксплуатацию система, по сути, не работает. Ее введение с января 2018 года в любом виде приведет к остановке работы крупнейших пищевых компаний по всей стране»,- беспокоится собеседник “Ъ” в крупном производителе продуктов. Он считает, что поспешное внедрение ЭВС на пищевом рынке может привести к сложностям, аналогичным вводу ЕГАИС в алкогольной отрасли в 2006 году, и вызовет рост цен на продукты. Замруководителя Россельхознадзора Николай Власов ранее признавал, что введение ЭВС может отразиться на себестоимости продукции, но подчеркивал, что речь идет о «сотых или даже тысячных долях процента».

Руководитель Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин, напротив, не считает нужным переносить срок внедрения ЭВС. Он уверен, что от новой системы контроля выиграет весь рынок. «Сегодня до сих пор существуют десятки, если не сотни производителей, особенно в регионах, которые используют небезопасное сырье неизвестного происхождения»,- отмечает господин Юшин.

В Минсельхозе заявили, что внедрение ЭВС идет во всех регионах с разной интенсивностью в плановом режиме. Представитель Россельхознадзора говорит, что перенос сроков внедрения ЭВС руководство страны не считает целесообразным. «Процедура длится уже несколько лет, хозяйствующим субъектам было дано достаточно времени для осуществления перехода. Более того, многие уже давно работают в новых условиях»,- отмечает он. По словам источника “Ъ” в отрасли, вопрос о внедрении ЭВС будет обсуждаться на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича в следующий понедельник, 18 сентября. Представитель господина Дворковича Алия Самигуллина не стала это комментировать.

1) Чувствуется бизнес уже начал уставать от излишней и криво проводящийся автоматизации госконтроля.

2) Требуется единый центр и единая, понятная бизнесу государственная программа автоматизации.

1 января 2018 года вводится в действие система обязательной электронной ветеринарной сертификации. С этого момента бумажные сертификаты перестают применяться, а все ветеринарные сопроводительные документы на товары, подлежащие обязательному ветеринарному контролю, переходят в электронную форму. Рассказываем, как будет работать новая система.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Федеральный закон от 28.12.2017 № 431-ФЗ на оформление электронных ветеринарных сопроводительных документов на 1 июля 2018 года.

Что такое электронная ветеринарная сертификация

Ветеринарная сертификация - это по сути проверка продукции на пригодность к употреблению и безопасность. В настоящее время сертификация также есть, но "бумажная". С начала 2018 года она будет заменена на модный электронный вариант.

Система обязательной электронной ветеринарной сертификации предусмотрена Федеральным законом от 13.07.2015 №243-ФЗ и регулируется отдельными законодательными актами Российской Федерации.

Перечень товаров, которые подлежат обязательному ветеринарному контролю (подконтрольные товары), установлен Приказом Минсельхоза РФ от 18.12.2015 № 648.

Порядок оформления электронных сертификатов установлен Приказом Минсельхоза от 27.12.2016 № 589.

Электронные ветеринарные сертификаты оформляются в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС) «Меркурий» .

В ФГИС «Меркурий» должны быть зарегистрированы все участники оборота подконтрольной продукции.

Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени

1. Ветеринарная сертификация - это по сути проверка продукции на пригодность к употреблению и безопасность. В настоящее время сертификация также есть, но "бумажная".
2. С 1 января 2018 года вводится в действие система обязательной электронной ветеринарной сертификации.
3. Определен перечень товаров, которые подлежат обязательному ветеринарному контролю (подконтрольные товары).
4. Электронные ветеринарные сертификаты оформляются в федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (ФГИС) «Меркурий».
5. В ФГИС «Меркурий» должны быть зарегистрированы все участники оборота подконтрольной продукции.
6. Оформлять электронные ветеринарные сопроводительные документы обязаны организации и ИП, которые занимаются производством, транспортировкой и торговлей подконтрольной продукцией.
7. Заявка на оформление электронного сертификата рассматривается ФГИС в автоматическом режиме в течение 1 часа с момента ее оформления. Срок оформления и выдачи электронных сертификатов не может превышать одного рабочего дня.
8. Работать с ФГИС «Меркурий» можно напрямую через web-приложение, но тогда придется вводить все данные вручную.
9. Фирма 1С совместно с партнером «АСБК» разработала и выпустила решение для работы с ФГИС «Меркурий». Решение может использоваться как полностью самостоятельная конфигурация, так и работать в связке с типовыми конфигурациями «1С».

Электронная ветеринарная сертификация «Меркурий»: кто применяет

Оформлять электронные ветеринарные сопроводительные документы (ВСД) будут обязаны организации и ИП, которые занимаются производством, транспортировкой и торговлей подконтрольной продукцией.

  • При производстве каждой партии подконтрольного товара.
  • При перемещении (перевозке) подконтрольного товара. С 2018 года на каждую партию перевозимой продукции требуется отдельный сертификат. И если в контейнере сразу несколько партий товара – на каждое наименование потребуется свой собственный ВСД. Под партией в данном случае понимается отдельный артикул (наименование) товара с отдельным сроком годности.
  • При реализации товаров. Это касается случаев перепродажи продукции в целях дальнейшей реализации. При продаже продукции конечному покупателю, если нет перемещения товара, например из магазина в магазин, оформлять электронные документы не потребуется.

Таким образом, система электронной ветеринарной сертификации охватывает весь цикл производства продуктов животного происхождения – от сырья до готовой пищевой продукции на магазинных полках. На каждом этапе потребуется получать соответствующий сопроводительный ветеринарный документ (сертификат, ветеринарное свидетельство, ветеринарная справка).

Для кого электронная ветеринарная сертификация не обязательна

Оформление электронных ВСД не требуется:

  • Предприятиям общепита для питания людей на данном предприятии (например, это столовые, кафе, рестораны), либо в случае реализации ими товара конечному потребителю для его питания в любом ином месте. Если же предприятие готовит продукцию и развозит ее по другим объектам (школам, больницам и т.д.), оформление ВСД все равно потребуется.
  • Изготовителям кулинарных изделий и готовых блюд, предназначенных для реализации конечному потребителю на данном предприятии.
  • При производстве продукции, используемой для нужд самого предприятия.

Также сертификаты можно не оформлять:

  • При транспортировке домашних, служебных, декоративных животных, осуществляемой без смены владельца и не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности. Если животные перемещаются на выставочные мероприятия – потребуется электронный сертификат.
  • При перемещении сельскохозяйственных животных для их выпаса (включая отгонное скотоводство), осуществляемым владельцем животного или уполномоченным им лицом.

БУХ.1С открыл канал в мессенджере Telegram. Этот канал ежедневно с юмором пишет о главных новостях для бухгалтеров и пользователей программ 1С. Чтобы стать подписчиком канала, необходимо установить мессенджер Telegram на телефон или планшет и присоединиться к каналу: https://t.me/buhru (или набрать @buhru в строке поиска в Telegram). Новости о налогах, бухучете и 1С - оперативно в вашем телефоне!

Внедрение электронной ветеринарной сертификации: подключение к «Меркурию»

С 1 января 2018 года бумажные ветеринарные сертификаты и справки заменяются на электронные, оформить которые можно по интернету через федеральную государственную информационную систему «Меркурий».

Чтобы иметь возможность работать с подконтрольными товарами, организации и ИП должны зарегистрироваться в ФГИС «Меркурий». Порядок подключения к системе установлен Приказом Минсельхоза РФ от 27.12.2016 № 589.

В целях регистрации необходимо направить заявку на предоставление доступа к ФГИС. Заявку можно направить следующими способами:

  • в письменном виде оператору ФГИС, то есть, в Россельхознадзор или в его территориальное управление;
  • в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Организации направляют заявку по электронной почте [email protected], а ИП – на адрес [email protected].

Заявка должна содержать данные о каждом из регистрируемых уполномоченных лиц организации, их должности и права доступа в ФГИС, данные о документах, подтверждающих наличие у регистрируемых уполномоченных лиц ветеринарного образования.

В случае регистрации сотрудника организации с правами доступа, предусматривающими возможность оформления или гашения ВСД, указывается зона обслуживания уполномоченных лиц.

Заявка ИП должна содержать права доступа к сервисным функциям ФГИС, которые ИП планирует получить, а также данные из свидетельства о регистрации ИП. По желанию ИП может предоставить данные о наличии у него ветеринарного образования. Регистрация производится в срок не более 5 рабочих дней после получения заявки.

После регистрации уполномоченным лицам организации и ИП предоставляются:

  • пароль и логин для входа в ФГИС;
  • личный электронный кабинет в ФГИС;
  • адрес электронной почты в ФГИС;
  • возможность оформлять электронные сертификаты и справки;
  • возможность гасить электронные сертификаты и справки;
  • доступ для чтения к данным ФГИС;
  • доступ для ввода в ФГИС данных;
  • доступ к иным возможностям ФГИС, согласно заявке.

Зарегистрированным пользователям предоставляются соответствующие статусы и права доступа, такие как «аттестованный специалист», «авторизованный заявитель», «уполномоченное лицо», «администратор» и т.д.

Каждому статусу соответствует свой набор возможностей, которые можно реализовать через ФГИС. Например, подать заявку на оформление сертификата могут только пользователи с правами доступа «авторизованный заявитель», «оформление возвратных сертификатов», «уполномоченное лицо», «сертификация уловов ВБР» и «аттестованный специалист».

Как будет работать новая система сертификации

Оформление сертификатов производится на основании заявки. В заявке нужно указать следующие сведения:

  • данные о подконтрольном товаре;
  • цель оформления сертификата (оформление производственной партии, реализация, или перемещение);
  • данные о транспортном средстве, используемом для перемещения;
  • данные о месте отправления и месте назначения, а также условиях транспортировки.

Заявка на оформление электронного сертификата рассматривается ФГИС в автоматическом режиме в течение 1 часа с момента ее оформления.

Срок оформления и выдачи электронных сертификатов не может превышать одного рабочего дня. Это общее правило.

При необходимости проведения лабораторных исследований, осмотра и ветеринарно-санитарной экспертизы подконтрольных товаров срок увеличивается. В этих случаях электронный документ выдается в течение одного рабочего дня после получения результатов соответствующей процедуры.

При этом решение о направлении продукции на лабораторные исследования необходимо письменно обосновать.

Согласно новым правилам, контролеры не вправе будут требовать с производителей, перевозчиков, поставщиков и продавцов сертификаты на бумажном носителе.

В то же самое время производители, перевозчики и поставщики, получившие электронные сертификаты, вправе потребовать продублировать документ на защищенном бланке. Такой бумажный документ необязателен к получению/предъявлению, и служит исключительно для удобства самого производителя/поставщика/перевозчика. Предоставляется бумажный дубликат исключительно по требованию заявителя.

При этом, по общему правилу, для подтверждения сертификации достаточно будет представить номер электронного ВСД или же предъявить штриховой код, сформированный «Меркурием». Также можно представить распечатку электронного документа. Любой вариант является допустимым и достаточным для подтверждения факта сертификации.

Электронные сертификаты будут действительны с момента их оформления до момента истечения срока годности/окончания перевозки/реализации. При оформлении сертификатов на животных, они действуют в течение 5 дней до даты перевозки и до окончания перевозки/ реализации животных.

Электронные ВСД сохраняются в течение 3 лет, но не менее, чем до истечения срока годности подконтрольного товара. Электронные сертификаты хранит сам «Меркурий». При дублировании документа на бумаге заполненный корешок документа хранится у лица, оформившего сертификат, а сам сертификат - у приобретателя подконтрольного товара в течение 3 лет после приобретения этого товара.

Обмен данными с ФГИС «Меркурий» через 1С

Работать с ФГИС «Меркурий» можно через web-приложение. Основной плюс такого варианта работы – он бесплатный, необходимо только наличие компьютера и подключение к сети Интернет. При этом ввод всей информации в систему производится в ручном режиме. Второй способ – интеграция с ФГИС «Меркурий» через универсальный шлюз Ветис.API. Такой вариант работы позволяет автоматизировать формирование электронных ветеринарных сертификатов. Это значительно ускоряет прием и отгрузку подконтрольных товаров и сырья, что облегчает работу как уполномоченных сотрудников предприятий, так и ветеринарных врачей.

Фирма 1С совместно с партнером «АСБК» разработала и выпустила решение «1С:Управление ветеринарными сертификатами» для работы с ФГИС «Меркурий». Решение включает в себя функционал, позволяющий автоматизировать обмен данными с ФГИС для получения ветеринарных сопроводительных документов, обеспечить хранение, обработку и выборку полученной информации по ветеринарным сопроводительным документам.

«1С:Управление ветеринарными сертификатами» может использоваться как полностью самостоятельная конфигурация, так и работать в связке с типовыми конфигурациями «1С», передавая необходимую информацию в учетную систему пользователя. Это исключает ручное дублирование ввода информации, например, при оформлении товарно-транспортных накладных (форма ТОРГ-12).

Для торговых организаций (опт и розница) в типовых продуктах «1С:ERP Управление предприятием 2», «1С:Комплексная автоматизация» (ред.2), «1С:Управление торговлей» (ред. 11), «1С:Розница» механизмы обмена данными с ФГИС «Меркурий» будут реализованы в 2018 году.

Заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов

Вниманию сотрудников
органов государственной власти
в сфере ветеринарии
и участников производства и оборота
продукции животного происхождения

Уважаемые дамы и господа, коллеги,

Сообщаю вам, что Минсельхоз России с участием Россельхознадзора, в связи со скорым рассмотрением в рамках законотворческого процесса изменений в ФЗ «О ветеринарии», которое направлено на нормативное урегулирование вопросов, связанных с проведением ветеринарной сертификации и связанных с нею процедур, начал новый этап работы по подготовке нормативных актов, регламентирующих эти процессы.

Начата эта работа именно сейчас потому, что эти акты до принятия данных изменений в ФЗ «О ветеринарии» создать было не возможно, хотя подходы к решению накопившихся проблем и технологические решения, которые планируется в этих актах закрепить, мы с вами уже обсуждали. В частности, когда шла подготовка новой редакции правил ветсертификации, которая завершилась принятием их новой версии, разочаровавшей многих из вас и вызвавшей чувство неудовлетворенности у нас.

Для этой цели создана рабочая группа под руководством заместителя Министра сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Петрикова.

В целях своевременного учета возможных замечаний профессионального (ветеринарного) сообщества, участников производства и оборота продукции животного происхождения и животных, следуя уже сложившейся традиции, мы будем публиковать на этом сайте рабочие версии нормативных документов в процессе работы над ними. Мы будем ожидать ваших откликов и предложений.

Для того чтобы вам было легче ориентироваться в логике того, что мы пытаемся сделать, хотел бы обратить ваше внимание на то, что все документы, с проектами которых мы предлагаем вам ознакомиться, составляют единый пакет. Что они связаны между собой и только весь пакет (а не отдельный входящий в него документ) может решить те проблемы, о решении которых мы говорили с вами ранее. Соответственно и смысл этих нормативных актов становится понятным только если их рассматривать вместе.

Что же входит в данный пакет?

Прежде всего, в него входят сами Правила ветеринарной сертификации с дополнениями и изменениями.

Правила обеспечения идентификации и прослеживаемости животных и продукции животного происхождения.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх