7 радикалов психология. Методика «7 Радикалов». Визуальное распознавание характера. Господа, всех приветствую

Вебинары от журнала «Директор по персоналу» - простой и эффективный способ изучения необходимой Вам темы. В вебинаре «Методика «7Радикалов». Визуальное распознавание характера» лектор подробно расскажет о том, как использовать клинический подход в классификации характеров людей, из чего состоит технология визуальной оценки характеров людей «7Радикалов», как применять методику «7Радикалов» в управлении персоналом.

Лектор: Вадим ВОЙЧЕНКО, Руководитель Бизнес-школы «7Радикалов»

  1. Базовые принципы социальной психологии.
  2. Клинический подход в классификации характеров людей.
  3. Технология нетестовой (визуальной) оценки характеров людей «7Радикалов», созданная в Военно-Медицинском Управлении ФСБ.
  4. Использование методики «7Радикалов» при ведении переговоров и управлении подчиненными.
  5. Применение методики «7Радикалов» в управлении личной, профессиональной, коммуникативной эффективностью.

Что такое Радикалы?

В чём суть методики «7Радикалов»?
Ключом к пониманию методики «7Радикалов» является изучение групп психологических качеств, которые называются РАДИКАЛЫ.

РАДИКАЛЫ – это группы однокоренных качеств поведения, в основе которых лежат одинаковые врожденные качества психики - сила и подвижность нервной системы (темперамент), особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы человека.

Для чего нужны Радикалы?
Например, такие качества как аккуратность и агрессивность являются однокоренными, т.е. принадлежат одному Радикалу. Следовательно, наблюдая повышенную аккуратность в оформлении внешности человека можно прогнозировать в его поведении агрессивность.
Например, яркость в оформлении внешности и необязательность принадлежат одному Радикалу. Следовательно, наблюдая повышенную яркость в оформлении внешности можно прогнозировать умение человека красиво пообещать, но … не всегда сделать.

Важно! Радикал позволяет не только прогнозировать поведенческие качества человека, но и выявлять мотивы его поведения.

Какова классификация Радикалов?

  • Истероидный
  • Эпилептоидный
  • Паранойяльный
  • Эмотивный
  • Шизоидный
  • Гипертимный
  • Тревожный

РЕАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР – это смесь из нескольких радикалов.
Хотите проверить свой характер?

На следующем слайде приведена ситуация и даны несколько вариантов её развития.

Ваша задача – выбрать один, наиболее приемлемый для Вас вариант ответа и записать его номер в чате.

Ситуация: знакомый обратился к Вам с просьбой одолжить некоторую сумму денег. Ваши мысли по этому поводу …

1. Неувязка получилась! Кажется, я и в самом деле обещал ему, что он может обращаться ко мне в любое время. Но видимо он понял это буквально.
2. Я не очень люблю тех, кто простит деньги взаймы. Всегда возникает вопрос: а почему тебе самому не заработать эти деньги? Решение я приму, исходя из кредитоспособности моего знакомого.
3. Сделаю для него всё, что смогу. Ведь он поддержал нашу инициативную группу, когда мы пикетировали строительство торгового центра в парковой зоне нашего района.
4. Разумеется, я дам ему в долг. Если у меня не будет нужной суммы, я её одолжу у своих знакомых, но без денег человека не оставлю.
5. Любопытно: можно ли прожить, целый год без денег? Может быть тебе попробовать?
6. У меня деньги в руках не задерживаются! Приятеля, конечно же, накормлю и напою … если найду что-нибудь в холодильнике. А потом вместе пойдём занимать денег у соседа.
7. Эта ситуация немыслима для меня … у меня нет таких друзей, которые не имеют денег на черный день.

Руководство компании объявило о выплате хороших премиальных. Однако выяснилось, что Ваш ближайший коллега по работе получит больше денег, чем Вы.

1. Руководство не замечает тех, кто вносит основной вклад в благополучие компании!
2. Не профессиональный подход! Надо помочь руководству досконально разобраться в этом вопросе … у меня о каждом сотруднике есть кое-что рассказать...
3. Это не имеет для меня значения. Сегодня больше ему, завтра больше мне! Главное в том, что мой коллега предан целям и ценностям нашей компании.
4. Я считаю, что коллектив – это семья. А семье не место зависти.
5. Мне все равно! Какая разница сколько денег у человека! К этому нужно относиться философски.
6. Это событие нужно срочно отметить! Я уже начал собирать народ на этот праздник, хотя виновник торжества об этом и не догадывается.
7. Мне моей зарплаты вполне хватает. Представляю себя на месте своего коллеги … мне такого внимания и за деньги не нужно.

Как анализировать результаты теста?
Ответ №1 – Истероидный радикал
Ответ №2 – Эпилептоидный радикал
Ответ №3 – Паранойяльный радикал
Ответ №4 – Эмотивный радикал
Ответ №5 – Шизоидный радикал
Ответ №6 – Гипертимный радикал
Ответ №7 – Тревожный радикал

Управление личной эффективностью

Характерологический подход в управлении – адаптация, мотивация, постановка задач, контроль. Индивидуальный подход в командообразовании. Управление карьерным и личным ростом. Предпринимательская эффективность. Особенности самомотивации. Оценка сфер профессионального роста. Анализ причин не высокой эффективности. Убеждение, переубеждение собеседника. Оценка лидерских качеств и лидерской эффективности. Работа с неуверенностью в себе. Лидерство и харизма.

Истероидный Радикал. Истероиды

  • Мои манеры за столом у себя дома не так хороши как в гостях.
  • Критика и замечания очень задевают меня.
  • Вас не беспокоит желание стать красивее других.
  • Когда я расстроен, я стараюсь не скрывать свои чувства от других.
  • Мне нравится, когда люди смотрят, как я работаю.
  • Быть снисходительным к собственным слабостям – вполне естественно.
  • Мои отметки в школе часто зависели от настроения учителя.

Эпилептоидный Радикал. Эпилептоиды

  • Я люблю читать в газетах заметки о преступлениях.
  • Если со мной поступают несправедливо, я чувствую, что должен отплатить за это из принципа.
  • Иногда я дразню животных.
  • Если мне делают что-то приятное, меня обычно интересует, что за этим кроется.
  • Я часто делаю людям резкие критические замечания.
  • Когда я пытаюсь оценить людей, я, прежде всего, вижу их недостатки.
  • Фантазёры и мечтатели меня раздражают.

Паранойяльный Радикал. Параноики

  • Временами я так настаиваю на своём, что окружающие теряют терпение.
  • Если бы я был художником мне бы понравилось рисовать картины, имеющие социально-полезное содержание.
  • Мне нравилось читать сказки «Гадкий утёнок», «Стойкий оловянный солдатик».
  • Часто бывает, что я бываю на столько поглощен какой-нибудь мыслью, что долго не могу уснуть.
  • Мне нравятся общественно-полезные мероприятия.
  • В наше время требуется больше увлеченных романтиков и энтузиастов.
  • То, что многим кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

Эмотивный Радикал. Эмотивы

  • Я люблю поэзию и романтическую прозу.
  • Иногда без всякой причины я чувствую себя взволнованно-счастливым.
  • Если бы я был журналистом, мне бы понравилось писать о театре.
  • Попадая в компании, в которых употребление нецензурных слов является нормальным, я теряюсь.
  • Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то, прежде всего, к самому себе.
  • Я больше придаю значение тому, как сказано.
  • Я часто подаю милостыню.

Шизоидный Радикал. Шизоиды

  • Было бы лучше, если бы почти все законы отменили.
  • Я слишком часто предаюсь ненужным размышлениям.
  • Я люблю читать книги, помогающие понимать смысл жизни.
  • Разглядывая в небе облака, я вижу в них разные образы.
  • Я часто так задумываюсь над какой-нибудь новой идеей, что становлюсь очень рассеянным.
  • Разговоры о повседневных заботах раздражают меня своей приземлённостью.
  • Повседневные дела мне нравиться делать необычным и оригинальным способом.

Гипертимный Радикал. Гипертимы

  • В школу меня иногда вызывали к директору за прогулы или плохое поведение.
  • Я люблю разные игры и развлечения.
  • Я никогда не беспокоюсь по поводу своего внешнего вида.
  • Наиболее интересная страница в газете – отдел юмора.
  • Я замечаю, что мне трудно сосредоточится на одной задаче.
  • В городском транспорте я часто разговариваю с незнакомыми людьми.
  • Иногда без причины у вас бывает приподнятое настроение.

Подробное изучение радикалов

1.Общая характеристика
2. Внешний вид
3. Оформление пространства
4. Двигательная активность
5. Качества поведения
6. Особенности коммуникации
7. Прикладное применение

Прикладное применение
Управление персоналом

  • Ведение переговоров
  • Подбор персонала
  • Оценка персонала
  • Управленческая эффективность
  • Коммуникативная эффективность
  • Лидерская эффективность
  • Персональные продажи
  • Прогнозирование неблагонадежности
  • Командообразование

Управление персоналом

  • Адаптация
  • Мотивация
  • Постановка задач
  • Особенности контроля
  • Профориентация
  • Управление в конфликте
  • Увольнение

Практика диагностики Радикалов

  • по фотографиям
  • по видеозаписям
  • по рассказу о человеке
  • по наблюдению за человеком
  • по общению с человеком
  • оценка характеров известных людей
  • оценка характеров участников тренинга

Практика сравнения радикалов
(психологический профиль)

  • Технология выявления ведущего радикала.
  • Технология построения иерархии всех радикалов в характере.
  • Технология экспресс оценки реального характера (переговоры, продажи, общение).
  • Технология углублённой диагностики реального характера (управление персоналом, психологическое консультирование).

Практика
прогнозирования поведения
(психологический портрет)

  • Сочетание 2-х радикалов
  • Сочетание 3-х радикалов
  • Сочетание 4-х радикалов
  • Сочетание 5-х радикалов
  • Сочетание 6-х радикалов
  • Сочетание 7-х радикалов

ЭТАПЫ распознавания характера и управления поведением

  • Управление поведением человека.

ЭТАПЫ Визуального распознавания характера

  • Выявление Радикалов в характере человека.
  • Сравнение Радикалов по степени выраженности.
  • Прогнозирование поведения человека.

Вложенные файлы

Доступно только подписчикам

  • Презентация к вебинару:«Методика «7Радикалов». Визуальное распознавание характера».pdf

Текущая страница: 1 (всего у книги 13 страниц)

Введение

Вопросы и задания

Истероидный радикал

Качества поведения.

Вопросы и задания

Эпилептоидный радикал

Вопросы и задания.

Паранояльный радикал

Вопросы и задания

Эмотивный радикал

Вопросы и задания

Шизоидный радикал

Вопросы и задания

Гипертимный радикал

Вопросы и задания

Тревожный радикал

Вопросы и задания

Психологический профиль

Вопросы и задания

Психологический портрет

Пономаренко В.В. Практическая характерология с элементами прогнозирования и управления поведением (методика «семь радикалов») / В.В. Пономаренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 252 с. – (Психологический практикум).

Книга представляет собой психологическое исследование (диагностику) основных групп человеческих качеств в структуре реального характера. Автор предлагает методику «семь радикалов», ставшую результатом преломления общепринятой теории характера через собственный профессиональный опыт. Представлены семь основных человеческих радикалов – истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный и тревожный. Каждый из этих радикалов рассматривается по схеме: общая характеристика, внешний вид, качества поведения, управление поведением и особенности построения коммуникации.

Книга предназначена для специалистов, работающих с людьми: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, а также для всех, кто интересуется прикладной психологией.

Введение10

Вопросы и задания29

Истероидный радикал30

Общая характеристика31

Внешний вид38

Качества поведения.45

Особенности построения коммуникации52

Вопросы и задания54

Эпилептоидный радикал56

Общая характеристика.56

Внешний вид.63

Качества поведения.70

Особенности построения коммуникации.81

Вопросы и задания.84

Паранояльный радикал85

Общая характеристика.86

Внешний вид.91

Качества поведения.95

Задачи.100

Особенности построения коммуникации.102

Вопросы и задания104

Эмотивный радикал105

Общая характеристика.106

Внешний вид.111

Качества поведения.114

Особенности построения коммуникации119

Вопросы и задания120

Шизоидный радикал121

Общая характеристика.122

Внешний вид.131

Качества поведения.139

Задачи.143

Особенности построения коммуникации.146

Вопросы и задания146

Гипертимный радикал148

Общая характеристика.148

Внешний вид.149

Качества поведения.156

Задачи.160

Особенности построения коммуникации161

Вопросы и задания163

Тревожный радикал163

Общая характеристика.164

Внешний вид.166

Качества поведения.171

Задачи.174

Особенности построения коммуникации.174

Вопросы и задания179

Психологический профиль180

Вопросы и задания196

Глава 10196

Психологический портрет196

Предисловие.

Не скрою, приятно, что глубокоуважаемый мной автор данной работы Виктор Викторович Пономаренко доверил мне написание предисловия к своему детищу, родившемуся как итог непростой профессиональной деятельности в области медико-психологической экспертизы за долгие годы его напряженной работы, зачастую связанной с риском для жизни.

Сегодня существуют подходы известных и не очень известных исследователей относительно классификации характеров. Такие подходы строились по различным основаниям: анализа этических принципов (Платон, Теофаст), описания способностей человека (Галль), анализа тела и генеалогии (Ф. Джордано), исследования строения тела (Э. Кречмер, У. Шелдон), описания чувств и стремлений человека (Ф. Полан, Н. Лосский), рассмотрения влияния социокультурной среды (Э. Фромм, Д. Хониг-ман, ВС. Братусь), доминирующих импульсов-влечений личности (3. Фрейд), анализа функциональной направленности личности (К. Юнг) и др.

В то же время, известный отечественный психолог и ученый Д.Я. Райгородский не без оснований отмечает, что «отечественной психологии с проблемой характера не повезло». Единственная фундаментальная работа – «Вопросы психологии характера» Н.Д. Левитова, вышедшая в 1956 году, а затем переиздававшаяся несколькими изданиями до 1969 года под названием «Психология характера». Надо сказать, что исследовательская работа в данном направлении имела как многочисленных предшественников, которые в той или иной мере занимались проблемой характера, так и последователей. В их числе известные ученые, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Е.А. Климов, А.Ф. Лазурский, К.К. Платонов, СЛ. Рубинштейн и другие, рассматривавшие характер как «содержательный и общественно значимый компонент личности».

Вместе с тем, в отечественной науке существуют исследования, в которых реализована попытка рассматривать характеры людей через призму так называемых «дисгармоний» (П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко). В связи с этим П.Б. Ганнушкин отмечает: «Когда говорят о наличности у кого-либо того или другого определенного характера, того или другого темперамента, то ведь тем самым, конечно, указывают на известную однобокость его психической организации, тем самым дают понять о наличности в сфере его психики известной дисгармонии, об отсутствии равновесия во взаимоотношении отдельных сторон его душевной деятельности».

Подходы авторов рассматривать характеры людей через призму дисгармоний психики приводят к пониманию идеальной личности как лишенной характера, гибкой в поведении и жизнедеятельности и управляемой внешними условиями, соотнесенными с потребностной структурой. К сожалению или к счастью, таковое невозможно. Человек наделен сознанием, оперирует сформированными на основе существующей психической структуры принципами, правилами и нормами, определяющими его жизнедеятельность и проявляющимися в ней. А значит, человек обречен быть носителем характера, обречен быть в какой-то степени дисгармоничным, наделенным определенными признаками. При этом, как отмечается в работах П.Б. Ганнушкина и А.И. Личко, описание так называемых «нормальных людей» – носителей дисгармоний «до мелочей совпадает с описанием психопатических личностей, взятым из клинической практики». Правильное понимание характеров, говоря словами П.Б. Ганнушкина, «...стало возможным только с тех пор, когда в основу этого понимания была положена психиатрическая точка зрения».

Именно эту позицию занимает в предлагаемой вниманию читателя работе врач-психиатр, психолог В.В. Пономаренко, рассматривая личность с позиции так называемых «личностных клинических радикалов», под которыми понимаются автором самостоятельные группы качеств в структуре реального характера, однородные по происхождению, т. е. в основе которых лежат одни и те же «внутренние условия», подобные корневой структуре. Отсюда и определение автора, данное названным группам качеств, – радикалы (от лат. radix – корень).

Работа В.В. Пономаренко ориентирована на специалистов, работающих с людьми и во имя людей: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, на всех тех, кто обязан быть психологом по сути своей профессиональной деятельности.

Заслугой автора является попытка рассмотрения сложной проблемы доступно для понимания теми, кто не имеет специальной подготовки в области психиатрии или клинической психологии. Попытки проведения анализа «читабельности» рукописи данной работы, как способности понимать, быть вовлеченным и заинтересованным в процессе чтения, позволяют сделать однозначный вывод: работа необходима, своевременна, вызовет живой интерес представителей различных возрастных групп и профессий.

При этом очевиден высокий уровень научности предлагаемых материалов, осмысленных и подготовленных для издания человеком, достигшим высокого уровня профессионализма.

Дабы не злоупотреблять вниманием читателя и не отнимать время, которое с пользой может быть применимо к чтению столь интересной работы, остается только пожелать ей доброго пути, принятия, многократных изданий и разумной критики коллег-ученых, сознающих всю сложность выбранного направления исследования и анализа.

Князев A.M. – психолог, кандидат педагогических наук, докторант Российской академии государственной службы при Президенте РФ, руководитель психологической лаборатории.


По мере того, как в человеческом обществе растет потребность ценить и беречь имеющиеся ресурсы (а как иначе, если нас, людей, все больше, а их, ресурсов, все меньше?), психология перестает быть наукой о душе – захватывающей, но несколько отвлеченной дисциплиной – и превращается в науку о закономерностях поведения. Психология сегодня ищет (и находит!) средства и способы управлять поведением человека для достижения максимальных результатов в его деятельности, в общении, в саморазвитии. А ведь в этом заинтересованы все без исключения.

Рациональное поведение человека в окружающей его социальной среде невозможно без достаточно высокого уровня психологической компетентности.

Никого не удивляет, что для эффективного использования любого механизма, например персонального компьютера или автомобиля, необходимо как минимум разбираться в принципах, владеть элементарными технологиями сопровождения его работы. Никто разумный не прикоснется к клавиатуре, не сядет за руль, не прочитав хотя бы брошюры из цикла «для чайников», не взяв начальных уроков мастерства. Судя по всему, механизмы мы ценим больше, чем людей, с которыми нередко позволяем себе обращаться как бог на душу положит.

Между тем психологические ресурсы каждого человека определены и ограниченны, а поведение подчиняется закономерностям столь же строгим, как и все иные естественные законы. Только зная объемы и качество этих ресурсов, характер этих закономерностей, можно построить осознанное, результативное управление поведением других людей, да и своим собственным.

К сожалению, мы плохо знаем себя и еще меньше – других. Желая извлечь пользу из взаимодействия, усилить радость общения, мы полагаемся часто лишь на интуитивное представление о нашем партнере (или партнерах) по той или иной социальной группе. Мы легко создаем в своем воображении иллюзорный образ небезразличного нам человека и ориентируемся при построении взаимоотношений на эту иллюзию. И как же глубоко бывает наше разочарование, когда она разбивается о реальность, «не оправдывает надежд»...

Не надеяться бы нужно, а знать! Когда мы видим маленький, изящный, как лаковая миниатюра, автомобиль, прекрасно приспособленный для поездок по городским улицам, нам не приходит в голову, что неплохо было бы с его помощью вытащить из болота застрявший там тягач. И даже мысль о перевозке на этом чуде техники и дизайна небольшого количества цемента и кирпичей для постройки дачи кажется нам кощунственной. Ведь для этого есть другие, более подходящие транспортные средства.

Увы, вновь приходится констатировать, что в неживой природе мы разбираемся лучше, чем в людях. По нашему глубокому убеждению, с бытовыми и производственными задачами, какими бы они ни были, обязан справляться

любой. «Я же смог, и он – смог. Почему же ты не можешь?» – с искренним возмущением спрашиваем мы нередко у наших близких, коллег, партнеров. В правильном ответе на это «почему?» заключено многое: высокое качество жизни, успех, общественное признание, профилактика социальных кризисов и конфликтов.

Если перевести сказанное на современный технологический язык – речь идет о том, что люди, как правило, пытаются ставить перед собой и окружающими цели без тщательного, объективного анализа ресурсной базы, обрекая всех участников процесса на заведомый неуспех (или, в лучшем случае, на большие затраты, несоразмерные полученному результату). Не в этом ли причина того, что мы так трудно живем!

Где же выход? – Он очевиден. Следует научиться разбираться в людях. Этого требует современность. Это необходимая составляющая культуры.

То, что человек астенического телосложения не справится со штангой весом в четверть тонны, даже если его долго обучать технике подъема тяжестей, и после ряда неудачных попыток возненавидит этот спортивный снаряд, нам, худо-бедно, понятно. Теперь нужно уяснить, например, что человек с сильной нервной системой, подвижной психикой не сможет качественно подготовить бухгалтерский отчет или тщательно проверять документы у всех входящих-выходящих.

Что обладатель яркой, броской внешности не станет долго хранить корпоративную тайну, а постарается всеми правдами и неправдами вынести ее на публичное обсуждение. Что целеустремленность и склонность брать на себя ответственность являются врожденными (хотя, разумеется, и усиливаются воспитанием), и что общественная полезность этих качеств далеко не безусловна и т. д. и т. п.

Поиском ответа на вышеупомянутое принципиальное «почему?» научная психология занимается давно. Однако накопленных фактов и найденных закономерностей, по-видимому, пока недостаточно для создания единого универсального знания, охватывающего все аспекты человеческого поведения.

Отсутствие единства в теории, тем не менее, вовсе не обезоруживает практику. Активно развивается практическая психология – систематизированный опыт применения одной или нескольких методик, позволяющих решить широкий круг задач по распознаванию и эффективному использованию человеческих ресурсов. Проблема заключается лишь в реальной ценности (т. е. результативности) подобных методик.

Точное, объективное, имеющее практическую ценность знание о регуляторах поведения человека – большая редкость в сегодняшнем океане весьма неравноценной психологической информации.

* В т. ч. совершенных в отношении журналистов Д. Холодова, В. Листьева, группы тележурналистки Е. Масюк в Чечне, а также серийных преступлений в лесопарке «Лосиный остров», терактов в московском метро, в культурном центре на Дубровке и др. В этих и других случаях автор работал в качестве эксперта над созданием социально-психологических портретов преступников, занимался оценкой их психического состояния, прогнозированием поведения и т. д.


Такая работа, поверьте, требует не только филигранной психологической техники, но и интеллектуальных «прорывов» в ранее неведомое, совершенствования имеющихся и разработки новых, более объективных подходов к диагностике, прогнозированию и управлению поведением людей.

Предлагаемая вашему вниманию книга обобщает представления автора о природе человеческих поступков и, хочется надеяться, послужит неплохим подспорьем тому, кто поставил перед собой задачу научиться понимать людей.

С самыми добрыми пожеланиями, Виктор Пономаренко.

Глава 1

Введение

Уважаемые коллеги! Ибо отныне, не знаю, обрадует вас это или огорчит, мы коллеги, т. е. люди, сплоченные общим делом – изучением закономерностей поведения человека.

Трудно представить себе знание более важное и полезное для каждого из нас, живущих на этой планете, чем знание о природе наших поступков. Почему мы ведем себя так, а не как-либо иначе? Почему из множества вариантов достижения цели или форм реагирования на внешние и внутренние воздействия мы выбираем именно те, которые выбираем?

Почему люди, воспитанные примерно в равных (а порой – практически идентичных) социальных условиях, поступают в близких по содержанию, аналогичных жизненных ситуациях по-разному, подчас – принципиально по-разному?

В ответах на эти вопросы залог нашего объективного отношения к миру людей. К нашим близким: родственникам, друзьям, единомышленникам; сослуживцам: руководителям, подчиненным, кандидатам на должности тех и других; к деятелям политики и культуры, к чиновникам, исполняющим нелегкие служебные обязанности, к потребителям произведенных нами продуктов – предметов, услуг, идей et cetera. И, самое главное, в этом залог нашего непредвзятого отношения к самим себе.

Вы спрашиваете: а разве это возможно – непредвзято относиться к самому себе? Ответ: не только возможно, но и должно! Поскольку ничто так не вредит формированию и полноценной реализации личности, как самообман – ложное, иллюзорное представление о собственном потенциале, особенностях приспособительного (адаптивного) поведения, социальном предназначении.

Вопрос: а если в процессе объективного самопознания мы узнаем нечто такое, что не только не повысит, а наоборот, существенно понизит нашу самооценку, породит пессимистическое отношение к собственным перспективам, заставит, не приведи бог, возненавидеть самих себя?

Ответ: чепуха!

Психика человека, который здоров: т. е. хорошо себя чувствует, способен продуктивно трудиться, не мешает жить большинству окружающих, – это, в определенном смысле, набор инструментов для решения широкого круга задач по обеспечению выживания, развития и размножения.

У каждого из нас (а мы, хочется думать, здоровые люди) этот набор индивидуален. И каждый инструмент, входящий в наши индивидуальные наборы, выдержал суровое испытание миллионами лет эволюции, закалился в горниле естественного и искусственного отбора.

Можете в нем – этом инструменте – не сомневаться. Он доказал свою полезность, и природа в союзе с обществом сохранила его, передавая из поколения в поколение. Так что, коллеги, не существует «плохих» качеств психики.

Следовательно, нет повода для пессимизма и снижения самооценки! Не существует качеств – однозначных достои недостатков. Любое из них становится достоинством, если используется по назначению, соответственно (адекватно) сложившейся ситуации.

Точно так же любое качество, обнаружившее себя не к месту, зачастую не по вине его обладателя, превращается в недостаток.

Это общее правило. Так, микроскоп – хороший оптический прибор, но плохое подспорье для забивания гвоздей... Однако, друзья, довольно вопросов! Теперь вопрос вам. Как вы думаете, кто на нашей планете является носителем (обладателем) разума?

Только не спрашивайте автора, что такое «разум». Иначе придется утомить вас рассуждениями о способности субъекта создавать в своем внутреннем психическом пространстве модель внешнего, объективно существующего мира. И не просто моделировать то, что воспринимается непосредственно, в режиме, так сказать, реального времени. Но и воссоздавать прошедшее, и прогнозировать будущее этого мира. Кроме того, в понятие «разум» принято вкладывать также способность субъекта управлять собственным поведением, сообразуясь с вышеуказанной моделью, и, конечно же, активно преобразовывать предметный мир с целью создания наилучших условий для адаптации... Словом, что-то в этом роде. Надеюсь, несмотря на некоторую расплывчатость этих объяснений, мы все понимаем, о чем идет речь.

Итак, кто же он – носитель разума? Правильный ответ: человек. Прекрасно!

Вопрос номер два: откуда в человеке берется разум? Что является его источником? Подсказываю: «чело...». Что вы говорите? «...век»? – Нет. Правильный ответ: человечество, человеческое общество, социум.

Со школьной скамьи всем хорошо известен т. н. «феномен Маугли». История, действительно, знает несколько случаев, когда «человеческий детеныш», волей судеб разлученный с родителями, попадал в стаю животных, а потом вновь возвращался к людям. Но не исполненным мудрости и благородства мускулистым красавцем – царем джунглей, как это изобразил романтичный Киплинг, а жалким, затравленным, агрессивным существом, издающим немелодичные звуки. Все старания психологов, педагогов (а, надо полагать, это были далеко не худшие представители своих профессий) не помогли вернуть этим созданиям полноценный человеческий облик!

Вот характерный пример: одного из таких детей, затратив титанические усилия, научили, с горем пополам, пользоваться ложкой и вилкой, усадили за стол и поставили перед ним – голодным, как волчонок, – тарелку с аппетитно пахнущим мясом... И что же? – Он не притронулся к еде. Только когда наблюдавшие за ним люди вышли в соседнюю комнату, он юркнул вниз и стал оттуда, из-под стола, как зверек, воровать куски с тарелки. Жалкое зрелище! Даже простые стереотипы социального поведения оказывались недоступными таким детям, что говорить о человеческом сознании – мышлении, высших эмоциях, речи, которые у них никогда уже не развивались.

Менее экзотическое название этого феномена – «педагогическая запущенность». Когда ребенок растет хоть и не в лесу, но в примитивном социальном окружении, его поведение мало чем отличается от поведения олигофрена (человека, страдающего врожденным слабоумием, вызванным повреждением мозга), что свидетельствует об одинаковой недоразвитости психики и у того, и у другого.

Все это убедительно доказывает, что, несмотря на набор генов, определяющих принадлежность субъекта к биологическому виду Homo sapiens (Человек разумный), разум в нем отнюдь не самозарождается. Человеческая генетика, таким образом, – необходимое, но не достаточное условие превращения человека в носителя разума, в разумное существо. Решающая роль здесь принадлежит обучающему, воспитательному воздействию со стороны социума. Древние говорили по этому поводу, что человек приходит в мир, будучи tabula rasa (чистой доской). Надписи на этой доске, определяющие содержание его психической жизни, делает человечество.

В современной науке бытует понятие «личность». При всем многообразии его определений, это понятие раскрывает сущность человека как объекта (формирующегося под воздействием) и одновременно субъекта (деятеля, творца) общества, общественных отношений.

Процесс формирования личности под воздействием общества, приобретение человеком разнообразных знаний, навыков, умений и, в результате, его интеграция в систему общественных связей и отношений называется социализацией.

Итак, уважаемые коллеги, выходит, что не столько человек, сколько социум как единое целое является разумным существом, населяющим Землю. Как тут не вспомнить созданный воображением писателя-фантаста мыслящий и чувствующий Океан на далекой планете (С. Лем «Со-лярис»)! Впечатляющий, проникновенный образ... Но незачем далеко ходить, точнее, летать! Разумный Океан – это мы с вами. Люди. Земляне... Каждый человек – капля этого Океана. Его неотъемлемая частица. Мы не существуем без него, он – без нас...

Впрочем, все это общеизвестно. Интересно другое. Если разумное начало и формирующееся на его основе содержание нашей психики мы черпаем из окружающей нас социальной среды, то почему мы так отличаемся друг от друга? Среда-то ведь для многих из нас одна. Почему дети, сидящие в школе за одной партой, обучаемые педагогами по одной и той же методике, по одной и той же программе, так не похожи один на другого?

Прежде чем дать ответ на этот важнейший вопрос, посмотрим, как происходит формирование личности. Самой наглядной, хотя, разумеется, упрощенной аналогией, которую можно использовать для пояснения этого процесса, будет посещение магазина... скажем, одежды. Представьте себе человека, решившего приодеться. Даже если он задумал полностью – от носков до шляпы – укомплектовать свой гардероб, все равно всего, что есть в магазине, ему не скупить. Он выберет только то, что ему по вкусу, по размеру, по фигуре, по карману. Словом, он выберет одежду, соответствующую его возможностям. Нечто подобное происходит и в процессе социализации.

Должен заметить по ходу дела, что информация, накопленная социумом за многие тысячелетия его эволюции, существует и передается из поколения в поколение, в основном, в виде относительно устойчивых форм, наполненных конкретным содержанием – в виде стереотипов, повторяемых технологий решения поведенческих задач.

Взгляните повнимательнее, коллеги, и вы увидите, что наши с вами знания, навыки, умения, взгляды, оценки, пристрастия и т. д. – есть некий набор стереотипов.

Мы оформляем свою внешность, укрепляем здоровье, отдаем дань санитарии и гигиене, решаем широчайший круг профессиональных задач, знакомимся с окружающими, принимаем пищу, высказываем свое отношение к глобальным проблемам, признаемся в любви и занимаемся ею сте-ре-о-тип-но. До нас точно так же поступали многие поколения людей. Они же нас этому и научили.

Даже если кто-то пытается оригинальничать или, допустим, бороться против общепринятых стереотипов, он делает это тоже стереотипно. Социум припас на всякий случай стереотипы и оригинального, и протестного, и маргинального, и даже асоциального поведения. По существу, личность во многом складывается из таких стереотипов, усваиваемых в течение всей жизни.

Вы расстроились? Напрасно! В том, что человек, приходя в этот мир, сразу же начинает накапливать стереотипную информацию о нем и стереотипно воспроизводить ее в собственном поведении, есть глубокий смысл.

Во-первых, не секрет, что возможности человека – как психические, так и физические – ограниченны. И эти ограничения отражаются на форме и содержании социальных стереотипов. Согласитесь, в нашем арсенале форм поведения есть стереотипы походки, но нет стереотипов полета по воздуху без использования технических средств (автор сознательно упускает из виду крайние случаи).

Например, с пещерных времен мы используем стереотипы защиты от кровососущих насекомых, в последние десятилетия в социуме распространились и заняли устойчивое место стереотипы противодействия болезнетворным бактериям и вирусам, но стереотипов реагирования на движение молекул в окружающем нас пространстве у нас нет. Мы их, эти молекулы, не видим, они нас, как будто, не трогают (хотя объективно играют в нашей жизни огромную роль), ну, стало быть, мы и не считаем нужным реагировать на них поведенчески, формировать, копить и передавать потомству стереотипы общения с ними.

Таким образом, поведенческие стереотипы – это устойчивые формы поведения,* обусловленные природными возможностями человека, позволяющие использовать их (эти самые возможности) оптимально, т. е. с наибольшей эффективностью.

* В широком смысле, включая деятельность, общение, реализуемые социальные установки, отношения, ценности и т. д.

Это первое обстоятельство. Во-вторых, если бы наше поведение – поступки, оценки, высказывания – было сугубо индивидуально, уникально (сколько людей, столько и вариантов)," мы с вами не смогли бы понимать друг друга, общение и взаимодействие в социуме стали бы невозможными.

Теперь вернемся к примеру с магазином одежды. Получается, что окружающий нас мир, интегрируясь в который каждый из нас становится личностью, – это некий «магазин готовой одежды». На его полках, вешалках и манекенах – разнообразные по цвету и стилю, но в каждом однородном стилистическом ряду стереотипные вещи.

И вновь зададимся вопросом: почему, усваивая стереотипы, мы, тем не менее, обретаем индивидуальность? Что, собственно, индивидуально?

Ответим себе: индивидуальны набор и сочетание усвоенных и реализуемых нами стереотипов. Они индивидуальны настолько, насколько индивидуальны наши возможности и уникален наш жизненный опыт.

Поговорим об этом. Поскольку понимание природы индивидуальности станет ключом ко всем последующим нашим рассуждениям о характере человека, способах его исследования, описания, прогнозирования поведения ин-

дивидуума в интересующих нас ситуациях, повышения эффективности профессиональной деятельности, общения и взаимодействия в социальной среде.

Представьте себе, уважаемые коллеги, спортивный снаряд. Штангу весом в двести пятьдесят килограммов.

Вопрос: каждый ли человек способен без посторонней помощи поднять эту штангу и удержать ее над головой хотя бы в течение нескольких секунд?

Ответ: не каждый.

Вопрос второй: каждый ли человек способен решить математическую задачу высокого уровня сложности? Ответ: не каждый.

Вопрос третий: каждый ли человек способен рационально обустраивать свое рабочее место? Ответ: см. выше...

А между тем существуют стереотипы подъема штанги, решения математических задач, организации труда. Есть люди, владеющие этими стереотипами профессионально и готовые научить других. В чем же дело?

Любой инструктор автошколы расскажет вам, как охотно он берется обучать вождению одного, а на другого не желает даже тратить время из-за полного отсутствия перспективы.

Любой учитель танцев или профессор химии с гордостью назовет своих самых способных учеников и отмахнется от, с его точки зрения, бездарей.

Следовательно, не все из существующих, культивируемых в социуме поведенческих стереотипов доступны каждому. Кто-то легко и быстро осваивает технику сложных физических упражнений, кто-то легче других перенимает ремесло, требующее терпения и ювелирной точности движений, кому-то нравится переживать чувство интеллектуального напряжения, игры ума при анализе шахматных комбинаций...

А кто-то не справляется ни с тем, ни с другим, ни с третьим, но зато без особого труда овладевает навыками оператора, управляющего сложной – многоуровневой и многоцелевой – автоматизированной системой, и к тому же рисует акварелью...

В течение жизни мы полноценно усваиваем (и, следовательно, используем как инструментарий для адаптации к социальной среде) лишь те поведенческие стереотипы, воспринять которые позволяют наши индивидуальные возможности, внутренние условия.

«Что еще за "внутренние условия"»? – спросите вы.

Ответ: внутренние условия, определяющие, какого рода стереотипы поведения будут усвоены конкретным человеком (индивидуумом), а какие он не сможет воспринять даже при интенсивном обучении, – не что иное, как присущие ему (врожденные и/или приобретенные на этапах внутриутробного и младенческого периодов развития) базовые психические и в какой-то мере физические качества.

Нас с вами, главным образом, будут интересовать качества психики: свойства нервной системы (сила и скорость процессов, протекающих в центральной нервной системе), интеллекта (прежде всего, стиль мышления), эмоциональной сферы, поскольку физические возможности человека оказывают сравнительно меньшее влияние на стиль его социального поведения. Более подробно и внятно об этих внутренних условиях наука, во всяком случае в лице автора, сказать не в состоянии (буквально видится град камней, летящих из стана нейропсихологов и психофизиологов!).

Господа, всех приветствую.

Некоторое время назад мне посчастливилось узнать об уникальной методике, которая позволяет познать самого себя и окружающих. Оценивая несколько, казалось бы, незначительных факторов, можно сделать значительные выводы и умозаключения о личности человека и даже о его будущем, не говоря уже о месте в среде профессионалов. Можно узнать, что творится в голове конкретного человека, и какие цели он ставит перед собой.

Методика была разработана психиатром Виктором Пономаренко, соответственно, профессия наложила отпечаток на терминологию и взгляды в этом научном труде. Тут же возникнет вопрос: правомерно ли «чесать всех под одну гребенку»? И психически больных и здоровых? Вполне. Душевная болезнь не создает новый характер, она изменяет старый, обостряет какой-либо из радикалов (что такое радикал и с чем его едят - поговорим позже).

Итак, сама методика. Из предложенных вариантов необходимо выбрать наиболее приемлемый для Вас. Пожалуйста, после прочтения вопроса постарайтесь сразу зафиксировать первую пришедшую мысль, она и будет истинно верной. Остальные варианты ответов расположите в порядке принятия их Вами. Пожалуйста, будьте честны. Может случиться и так: единственно верным для Вас будет всего один, тогда это будет означать, что в Вашем характере присутствует один радикал.

Ситуация: Ваш знакомый просит Вас одолжить ему некоторую сумму денег. Ваши мысли по этому поводу:

1. Неувязочка вышла! Кажется, я и правда говорил ему, что он может на меня рассчитывать. Видимо, он воспринял это буквально.

2. Я не люблю просителей. Возникает вопрос: почему ты сам не можешь заработать себе на жизнь? Приму решение исходя из кредитоспособности знакомого.

3. Сделаю для него всё, что смогу. Ведь он поддержал наш политический союз - пришёл на демонстрацию и даже пострадал в столкновениях с полицией.

4. Разумеется, я дам ему в долг. Если у меня не будет нужной суммы, я попрошу ещё у кого-нибудь, но без денег этого человека не оставлю.

5. Любопытно: можно ли прожить, скажем, целый год взаймы? Путешествуют же люди «автостопом»? Надо будет самому попробовать.

6. Да у меня сроду не водились деньги! Приятеля, конечно же, накормлю (если найду что-нибудь в холодильнике), напою (ну, за этим дело не станет!). Потом вместе пойдём просить денег у соседа.

7. У меня нет таких знакомых. Эта ситуация немыслима для меня.

Итак, Вы ответили и расположили варианты в приемлемой для Вас последовательности. Самыми важными считаются первые 2 варианта, поскольку именно они в полной мере отражают Вас как личность. Остальные 5 также имеют значение, но они не приоритетны, хотя надо признать, они помогают создать полную картину. Наконец, мы вплотную подошли к понятию радикал. Радикал - это некая обобщенная группа личных качеств и характеристик поведения, в основе которой лежат функции нервной системы и особенности интеллектуальной и эмоциональной сфер отдельного человека. Всего радикалов семь:

1. Истероидный

2. Эпилептоидный

3. Паранояльный

4. Эмотивный

5. Шизоидный

6. Гипертимный

7. Тревожный.

Номер радикала соответствует номеру Вашего варианта ответа, поэтому если у Вас лидирующая пара - это, например, 2,3, то Вы эпилептоидно-паранояльный тип личности. Случается так, что Вы выбрали неверные варианты ответа, но в описании Вы нашли себя и увидели схожие черты, то, значит, Вы были не совсем честны с самим собой.

Условимся так: каждый радикал мы будем рассматривать с таких позиций, как общая характеристика, внешний вид, качества поведения и задачи. Радикалы одинаково часто встречаются и у мужчин, и у женщин. Вообще, важно понять, что представленная методика может описать абсолютно всех, независимо от пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности. Итак, приступим.

Истероидый радикал

Общая характеристика.

1. В основе радикала - слабая нервная система. В нейрофизиологии слабость/сила нервной системы измеряются способностью долго выдерживать ее возбуждение.

2. На уровне поведения это выражается в непродолжительной работоспособности, быстро возникающей потребности в отдыхе, повышенная истощаемость энергии, быстрая потеря интереса.

3. Неспособность и нежелание углубляться в проблему порождает такую стратегию поведения, как поиск легких, не затрачивающих энергию(которой и так мало) путей.

4. Присутствует сильная уверенность в собственной социальной значимости, подчас ничем не подкрепленная. Человеку, неспособному по своей природе долго и качественно выполнять какую-либо работу, остается только нахваливать себя за то немногое, что нервная система позволила ему сделать. Естественно, похвалы удостаивается и собственная личность.

5. Истероид склонен испытывать дискомфорт, поскольку он же развитая личность, а результативности нет, поэтому такие люди чаще всего ищут себе окружение, которое будет петь ему хвалебные оды и восторгаться мнимыми талантами.

6. Создает вокруг себя и своей жизни иллюзию успеха.

Внешний вид

1. Не желая затеряться в толпе, ищет все способы, чтобы обратить на себя внимание, не слиться с фоном.

2. Присуща яркость в одежде, косметике, аксессуарах.

3. Претензия на оригинальность, вычурные модели и прочее.

4. Способен играть роль социальной группы, в которой находится сейчас (одежда, манера общения, поведение). Для того, чтобы так успешно с этим справляться, нужно быть никем.

5. Любят постоянно менять свой внешний вид (цвет волос, постоянный загар, цветные линзы и прочее).

6. Оформление жилища происходит в том же ярком ключе. Истероид любит на видном месте вешать свои самые удачные фото (например, совместное фото с Джастином Бибером), свои награды или фото своего кумира.

7. Свойственны красивые вычурные позы, подчас отдающие театральностью, демонстрация и вербальное подтверждение своих достоинств («смотри, какую сумку вчера купила - Прада, 1500 фунтов!»).

Качества поведения

1. Производят максимально хорошее и достойное первое впечатление. Впоследствии оно идет на убыль.

2. Отличные навыки самопрезентации.

3. Охотно и широко говорят о возможностях, имеющихся у них, о своих намерениях, целях, создают иллюзию гарантированного успеха.

4. Социальная гибкость, по причине своей поверхностности, которая выражается в отсутствии собственных твердых убеждений, не связанных с личным эго.

5. Легко вдохновляется новыми идеями и также легко теряет к ним интерес.

Задачи

1. Презентация чего-либо - продукта, проекта, бизнеса и т.д.

2. Не сможет выполнить рутинную, однообразную работу.

3. Актерские, музыкальные сферы деятельности, где человек работает «лицом».

4. Работа, дающая максимально быстрый результат.

Примеры на фото:

Эпилептоидный радикал

Общая характеристика

1. Ослабленная нервная система. Все знают: нервные клетки не восстанавливаются. Верно, но они не всегда погибают и остаются, например, ослабленными. Ослабленые клетки не способны в прежнем режиме работать с информацией, поэтому в мозге накапливается возбуждение, что способствует немотивированным выплеском агрессии. У эпилептоида почти все клетки головного мозга именно такие.

2. Нервное напряжение рождает постоянное чувство тревоги, злобы и попыткой защитить себя.

3. Эпилептоид - мизантроп, ненавидит людей.

4. Нервная система, не способная справляться с огромным потоком информации, рождает стратегию взятия под контроль всего, что имеется, «построить» окружение по своим законам.

Внешний вид

1. Присуща функциональность: рабочая одежда - для работы, спортивный костюм и кроссовки - для спортзала, платье - для вечеринки. У эпилептоида вызывает негодование человек, пришедший на работу в вечернем платье («иш разрядился тут»).

2. Чужды аксессуары, украшения. Одежда простого кроя, без вычурностей, без оригинальности. Часто стиль либо рабочий, либо спортивный.

3. Фанатичная чистоплотность и аккуратность, отутюженность. Одежда всегда без пятен, прорех и торчащих ниток.

4. Стирают белье с энтузиазмом енота-полоскуна, могут целый час выбирать стиральный порошок и средство для мытья посуды.

5. Не терпят длинных ногтей, волос, бород и усов.

6. В жилище полнейшая чистота и функциональность. Эпилептоиды - классификаторы (все книги - по жанрам, гвозди - по диаметру, для диаметра - штангенциркуль).

7. Наведение порядка - символ контроля своей территории, защита своего положения, подчас агрессивная. Эпилептоид не позволит Вам рыться в его вещах, и даже просто взять вещь в руки.

Качества поведения

1. Мрачноваты, немногословны, не способны на ярко выраженные эмоции. Вы не увидите их безудержно хохотавшими или ликующими.

2. Создают вокруг себя «стаю», которую будут «строить» по своим законам, не потерпят от домашних и близких неподчинения и споров. В то же время, своя стая будет защищаться ото всех не по причине огромной любви, а по причине того, что конкурент влез на его территорию.

3. Делят людей на сильных и слабых. Сильные для них - тоже эпилептоиды.

4. Основная стратегия - боязнь потерять стабильность по причине тревоги, следовательно, возникает тотальный контроль и агрессивные выпады.

5. Занудливые, ханжы, моралисты.

Задачи

1. Рутинная, неспешная работа, требующая максимального сосредоточения и аккуратности.

2. Бесстрашные воины и защитники.

3. Контролеры, надзиратели, дрессировщики, налоговые инспекторы.

4. Никаких организаций праздников и поздравлений (к слову, эпилептоид не любит вечеринки и редкий гость на них).

Примеры на фото:

Паранояльный радикал

Общая характеристика

1. Сильная нервная система, дающая большой продолжительный энергетический потенциал.

2. Характерен длительный застой клеток в какой-либо одной системе мозга. Отвечающей за решение конкретной задачи, следовательно, свойственна целенаправленность, упорство и концентрация только на одном деле.

3. Определенный застой клеток лишает психику гибкости, дает возможность выполнять только одно дело.

4. Ставит перед собой масштабные, нереальные для индивида задачи, и самое главное - добивается результата всегда.

5. Не может выполнять намерения в одиночку, объединяет людей для решения, т.е. проявляет лидерские качества.

Внешний вид

1. Предпочитают классический стиль во всем, и не только в одежде. Он понятен и близок массам, это одно из главных условий. Чтобы объединить кого-либо - надо быть понятным и простым.

2. Отсутствует яркость, оригинальность, агрессия. Только классика, простые детали и вечные фасоны.

3. Унификация формы - проявление готовности служить обществу и общественным целям.

4. Любое пространство - рабочий кабинет. Человек влюблен в свою работу и всегда занимается ею. За чашкой чая он дорисовывает свои рабочие эскизы, в душе бормочет презентацию, в метро продумывает разговор.

5. Указующая жестикуляция, параноик вечно тычет во всем пальцем.

6. Нередко сокращает дистанцию между собой и собеседник, чтобы быть лучше понятым.

Качества поведения

1. Целеустремленный, настойчивый, уверенный в себе и своей правоте.

2. Отбрасывает проблемы индивидуальности, рассматривает людей тысячами, миллионами.

3. Негибкость, их точка зрения - самая правильная (никто не сделает лучше меня), невозможность вести спор - они всегда останутся при своем мнении.

1. Любая задача, требующая получения результата.

2. Параноик постарается укрупнить замысел (если вы поручите ему открыть юридический департамент в строительной фирме, то вскоре это будет отдельная юридическая фирма, изредка занимающаяся строительством).

3. Не следует поручать работу, требующую внимания к отдельному человеку, его проблемам.

4. Из него неважный переговорщик по причине негибкости взглядов.

Примеры на фото:

Продолжение следует...

7 радикалов, типы характера:

4. Шизоидный (странный);

7. Тревожный (боязливый).

Оперативная психодиагностика

Психотипы: методика 7 радикалов (по В.В. Пономаренко)

В основу разработанной В.В. Пономаренко методики легли наблюдения психологов о свойствах характера людей, а также особенности функционирования нервной системы человека. Что интересно, названия радикалы получили от используемых в психиатрии терминов, характеризующих психические расстройства личности. Следует помнить, что радикалы, это особенности личности, при которых отдельные черты характера выявлены сильнее других. Это приводит к склонности человека применять одни и те же стратегии поведения в разных ситуациях. Суть методики состоит в том, что по внешним признакам (визуальная психодиагностика) можно определить составляющие характера — радикалы. Таким образом, в режиме реального времени, без применения тестов можно увидеть психологические и коммуникативные особенности партнера по его поведению, по манере строить общение и даже по внешнему виду собеседника. В процессе развития и работы над собой человек может выработать у себя стереотипы поведения, присущие другому психотипу, но в стрессовой ситуации будет проявлять себя как истинный психотип.

7 радикалов, типы характера:

1. Паранойяльный (целеустремленный);

2. Истероидный (демонстративный);

3. Эпилептоидный (бывает 2х видов: застревающий и возбудимый);

4. Шизоидный (странный);

5. Гипертимный (жизнерадостный);

6. Эмотивный (чувствительный);

7. Тревожный (боязливый).

Описание радикалов

1. Паранойяльный (целеустремленный) тип

Лидеры подстраивают среду под себя.

Характеристика. Это обычно люди с мощным внутренним стержнем. Живут, в основном, своей идеей, борются за нее, страдают, отстаивают. Они очень мало восприимчивы к информации со стороны. Прислушиваются только к своему мнению, это часто выливается в нежелание слушать других,

приводит к стремлению избегания проблем. Люди паранойяльного типа стратеги, но не тактики. Их цели глобальны, а масштабы огромны. Именно такого типа люди упорно идут к, казалось бы, недостижимой для других цели. Жизнь таких людей построена на принципах, что позволяет им спокойно идти по головам. Основной принцип, по которому они живут: «Кто не с нами, тот против нас». Склонны врать в рамках идеи, важным считают только конечный результат, а для достижения цели, как известно, все средства хороши. Требовательны к себе и другим и всегда оценивают достоинства и недостатки собеседника. Обычно люди с паранойяльным радикалом не чувствительны к стрессам. Это, безусловно, сильный тип личности, сильная нервная система

Одежда: Для людей паранойяльного типа характерны опрятность, классический стиль одежды в рабочее время, и стиль «милитари» в свободное время. Обычно в данном стиле нет ничего лишнего,

все аксессуары «к месту».

Мимика: Властная, уверенная.

Жесты: Широкие, рубящие, указующие. Такие люди склонны часто рвать дистанцию с собеседником, чтобы ввести его в замешательство.

Речь: Уверенная. Возможен менторский тон. Такие люди любят говорить на интересующие только их темы. Они последовательны в изложении (во-первых, во-вторых, в третьих…) и часто используют жесткие формулировки, слова и оценки.

Рекомендации: Чтобы добиться взаимопонимания с такими людьми рекомендуется продемонстрировать свою силу (статус). В дискуссии делать ссылки на законы или мнения авторитетных людей. Стоит приводить четкую структуру аргументов (во-первых, во-вторых, в третьих…). Успешнее всего собеседник с ярко выраженным паранойяльным радикалом прислушается к властному, авторитетному человеку, чем к подчиненному. Можно постараться показать нужность Ваших предложений для решения глобальной идеи паранойяльного.

Представители: Уго Чавес, Фидель Кастро, Владимир Путин.

2. Истероидный (демонстративный)

Хорошо когда женщина реализовалась как актриса, хуже когда она играет в жизни.

Характеристика . Истероидный радикал выделяется желанием нравиться. Такие люди часто считают себя наделенными актерским даром. Жизнь для них - театр, а окружающие - зрители. От этого они ведут себя демонстративно и стремятся быть замеченными. В общении можно наблюдать манерность и излишнюю говорливость. Обычно истероиды верят в сказанное, несмотря на возможную недостоверность или несоответствие. Это результат желания приукрасить любой рассказ. Такой человек использует любую возможность высказаться. Быстрая смена настроений. Это слабый психотип.

Одежда : Часто «вызывающая», либо яркая, либо с экстравагантными деталями, дополняется большим количеством бижутерии, аксессуаров и густым макияжем у женщин. У мужчин можно увидеть чрезмерное наличие украшений, или любые другие бросающиеся в глаза детали внешнего вида. Например, шейный платок, обилие колец и др.

Мимика : Все эмоции на лице людей с преобладающим истероидным радикалом выглядят гипертрофированно. Это широкие улыбки, смех с раскрытым ртом, печаль со слезами, вселенская скорбь.

Жесты : Преобладают широкие, картинные жесты и акцентированные, вычурные позы.

Речь : Эмоциональная и экспрессивная, с драматическими паузами.

Рекомендации : С таким собеседником лучшая позиция — слушатель. Человек с преобладающим истероидным радикалом раскрывается больше, если делать вид, что верите игре. Если похвалить такого собеседника, то он примет любое решение в Вашу пользу. Чтобы уличить во лжи, стоит просто попросить повторить рассказ.

Представители: Тимати, Лолита, Филипп Киркоров.

3.1. Эпилептоидный (застревающий)

Характеристика . Одна из разновидностей людей с преобладающим эпилептоидным радикалом - эпилептоид застревающий. Это обозначает, что в силу своих особенностей такой человек плохо переключается с одного на другое. Часто это люди системные, пунктуальные, неторопливые, прагматичные. Для них важна подготовка, если предстоит какое-либо решение. У них все всегда должно быть на своих местах. Данная категория людей нетерпима, когда кто-то изменяет его порядок. Такие люди привыкли планировать и все записывать. Жизненный принцип застревающего эпилептоида «Мой дом — моя крепость». Контакты как правило устанавливаются плохо. Со стороны может показаться, что это угрюмый или даже злобный человек. Такие люди исключительно разборчивы при выборе друзей. Однако, если такой человек назвал Вас другом, то никогда не предаст и в случае необходимости пожертвует всем ради Вас. Эпилептоид любит свое дело, очень редко меняет работу. Его социальный ориентир - это семья.

Мимика : Взгляд прямой, уверенный, иногда собеседнику может показаться тяжелым. Эмоциональные всплески редки и незначительны.

Жесты : Четкие, выверенные.

Речь : Вялая, медленная.

Рекомендации : Разговор с таким собеседником имеет успех, если приводить ему стройную аргументированную систему доказательств. Процесс должен проходить без суеты и спонтанных проявлений. Эпилептоид должен увидеть свой интерес, тогда союзничество Вам обеспечено.

Представители: Энтони Хопкинс, Николай Валуев.

3.2. Эпилептоидный (возбудимый)

Характеристика . Данная разновидность людей с ярко выраженным эпилептоидным радикалом определяет категорию жестких, жестоких людей. Они могут заниматься спортом, или принимать участие в соревновательной деятельности. Возбудимые эпилептоиды, также как и застревающие, зачастую, опрятны и аккуратны, наблюдается любовь к гигиене. Такие люди любят короткие стрижки, короткие ногти, спортивный стиль в одежде. Они как будто всегда готовы вступить в бой. Также можно заметить любовь к порядку и иерархии, нередко циничность к окружающим. Такие люди слепо верны инструкциям. В средствах достижения целей возбудимые не разборчивы и легко обвиняют других, в том числе ложно, словно испытывая на прочность. В отличие от застревающих эпилептоидов, это люди непредсказуемые и импульсивные в решениях. Они стремятся к достижению только своих личных целей. Склонны к асоциальным поступкам, алкоголизму, наркомании. Это сильный психотип.

Одежда : Возбудимый эпилептоид выражается через спортивный стиль в одежде.

Мимика : Взгляд прямой, агрессивный, мимика чаще мелкая и скованная.

Жесты : Тяжеловесные, с подчеркнутым участием мышц (поигрывает мускулами). Это грубая демонстрация силы.

Речь : Вялая, медленная, жесткая.

Рекомендации : В общении с таким типом людей рекомендуется соблюдать дистанцию и выдерживать жесткую линию без уступок (иначе сразу начнет продавливать). Также важно показать свою значимость и авторитетность в интересующем вопросе. При этом желательно не провоцировать возбудимого на необдуманные действия. Иначе собеседник может "пойти на принцип" и ситуацию будет сложно удержать под контролем. Эпилептоид с удовольствием откликнется на предложение дружить против.

4. Шизоидный (странный, творческий)

Характеристика . У данной категории людей собственные представления о реальности, свое собственное видение ситуаций. Это люди, имеющие свой личный мир, где они сами решают, каким законам подчиняться. Им присуще творчество без шаблонов и непредсказуемое поведение. Это ярко выраженные интроверты. Их особенность в том, что они «Не как все». Часто отличаются несуразной внешностью. Это либо кажущиеся хрупкими люди, нескладные, местами неловкие, внешне угловатые. Психотип таких людей слабый.

Одежда : Часто их одежда негармонична, может быть неаккуратна. В отличие от истероидного типа, у шизоидов нет четкого образа, которому они стремятся соответствовать.

Мимика : Характерный взгляд, как бы мимо собеседника в никуда. Возможно рассогласование мимики и жестов (например, на лице радость, а кулаки сжаты).

Жесты : Угловатые и несогласованные, неловкие.

Речь : Достаточно высокоинтеллектуальная, с обилием терминологии, возможно с указанием на различные источники получения информации.

Рекомендации : Учитывая интровертированность психотипа, личное общение для таких людей в тягость. Шизоидные личности предпочтут заочное общение. В случае необходимости личного контакта, в беседе с ними необходимо избегать резких оценок и прямой критики (шизоиды очень обидчивы). Задачи лучше ставить ориентируясь на конечный результат, а отчитываться (в случае если это начальник), только конкретными выполненными результатами. Процессы такой человек не воспринимает.

Представители: Альберт Эйнштейн, Марк Цукерберг.

5. Гипертимный (жизнерадостный)

Характеристика . Этот психотип характеризует энергичных людей, любящих жизнь во всех проявлениях. Такие люди зачастую оптимистичны и склонны в любой ситуации находить положительные стороны. Они рады всему новому и никогда не унывают. На контакты идут с удовольствием, любят общаться. Им присуще остроумие и адекватное чувство юмора. Такой человек берется сразу за несколько задач и решает их. Также данный психотип отличает гибкость и быстрая переключаемость с одного дела на другое. Гипертимы чаще предпочитают экстремальный отдых. Это сильный психотип.

Одежда : Универсальная, удобная, не сковывающая движений.

Мимика : Живая, жизнерадостная, энергичная.

Жесты : Бодрые, быстрые. В движениях гипертим непоседа, часто роняет вещи, натыкается на углы и людей.

Речь : Увлеченная. Такие люди могут заговориться и упустить нить разговора, но потом неожиданно вернуться к теме.

Представители: Джим Керри.

6. Эмотивный (чувствительный)

Характеристика . Эмотивный радикал присущ категории людей, отличающихся ярко выраженной добротой. Такие люди привыкли сопереживать. Они в разговоре обычно внимательно слушают и выказывают понимание. Это эмоционально пассивные люди, любящие наблюдать за чужими переживаниями, нежели переживать самому. Эмотивы любят смотреть телевизионные передачи, фильмы с эмоциональными сценами, читают книги, которые вызывают острые эмоции. Наблюдается склонность к избеганию конфликтов, возможны психосоматические проявления, которые на фоне стресса усиливаются. Это слабый психотип.

Одежда : Мягкая, приятная на ощупь, скрадывающая движения или просто удобная.

Мимика : Слабая, неуверенная. Таких людей может отличить эффект «Влажных глаз».

Жесты : Плавные, без угловатости, могут во время беседы поглаживать себя.

Речь : Тихая. Такие люди больше готовы слушать, они почти не возражают, врут редко.

Представители: Одри Тоту.

7. Тревожный (боязливый)

Характеристика . Для людей с выраженным тревожным радикалом характерны повышенная тревога, постоянная перестраховка от ошибок. Такие люди часто не могут сами принимать решения. Они стараются закрываться от общения, при контактах сильно волнуются. Имеют свои успокаивающие ритуалы. Они пунктуальны и следуют инструкциям, во избежание штрафных санкций. Это сдержанные в высказываниях и поступках люди. Их принцип "Семь раз отмерь, один отрежь". Это слабый психотип.

Одежда : Неяркая, закрытая. Предпочтительны темные и серые однотонные или с мелким геометрическим рисунком ткани.

Мимика : Слабая, неуверенная.

Жесты : Само успокаивающие. Тревожный часто трогает себя, заламывает руки. Позы у таких людей скованные, словно в ожидании, что вот-вот надо «сорваться» с места и бежать.

Речь : Тихая, неуверенная. Боязнь сказать что-то не то.

Рекомендации : Такому собеседнику рекомендуется выказывать подбадривающие знаки внимания, проявлять доверие, хвалить за любое позитивное высказывание, лучше не критиковать без надобности. Если критика необходима, следует преподнести ее в таком виде, чтобы оппонент понял, ничего страшного в сложившейся ситуации нет. Также в общении с «тревожными» подчиненными необходимо давать максимально подробную, точную инструкцию.

Есть вопросы?

Приходи на или обучение к нашему психологу.

Запись по тел. (WhatsApp): 89146681906

Тема «Акцентуации личности» очень широко и разнообразно преподносится разными психологами различных школ. Методика «7 радикалов» автора В.В. Пономаренко представляет собой новый системный взгляд на этот вопрос.

В её основе лежит общепринятая в научном психологическом мире «клиническая» или «психиатрическая» классификация типов поведения. Заслуга В.В. Пономаренко в том, что он создал технологию распознавания характера, которая использует не громоздкие психодиагностические тесты, а знания о проявлении характера человека в его телосложении, оформлении внешности и пространства, двигательной активности, поведении. Неслучайно методика «7 радикалов» классификация типов поведения уже более 20 лет используется в спецслужбах РФ, а также в научном психологическом мире. Методика предназначена для специалистов, работающих с людьми: психологов, врачей, учителей, специалистов в области управления человеческими ресурсами, а также для всех, кто интересуется прикладной психологией. Данный метод имеет высочайшее практическое значение, он довольно четко позволяет понимать, чего можно ожидать от тех или иных радикалов и как себя с ними вести. А для психологов — «лекарей души»- знать это чрезвычайно важно!

Коротко — о чём собственно речь?

Психика человека, который здоров, т. е. хорошо себя чувствует, способен продуктивно трудиться, не мешает жить другим, - в определенном смысле, набор инструментов для решения широкого круга задач — выжить, развиваться и размножаться.
У каждого из нас этот набор инструментов индивидуален — психика. И этот набор выдержал суровое испытание миллионами лет эволюции, закалился в горниле естественного и искусственного отбора. Он доказал свою полезность, и природа в союзе с обществом сохранила его, передавая из поколения в поколение. Так что, друзья, не существует «плохих» качеств психики. Следовательно, нет повода для пессимизма и снижения !
Не существует качеств - достойных и недостойных. Любое из них становится достоинством, если используется по назначению, соответственно (адекватно) сложившейся ситуации.
Точно так же любое качество, обнаружившее себя не к месту, зачастую не по вине его обладателя, превращается в недостаток.
Например, микроскоп - хороший оптический прибор, но плохое подспорье для забивания гвоздей… хотя и это можно.

Какие вы знаете общепринятые типы характеров? Сангвиник, холерик… Это уже дремучий атавизм, и есть продвинутые технологии и методики, которые реально совпадают с жизнью. Это методика «7 радикалов».

Откуда название?

Ключевое понятие методики – радикал (от латинского radix - «корень») – представляет собой группу однородных психологических качеств. В его основе лежат внутренние психические условия – сила и подвижность нервной системы, особенности эмоциональной и интеллектуальной сфер.
Одинаковые радикалы встречаются у разных людей, и перечень радикалов, известных психологам, не так уж велик. Достаточно знать 7 общих корней, чтобы сложить реальный психологический портрет человека.

Что из себя представляет характер человека?

Реальный характер - это коктейль, смесь из тенденций. Целостный характер человека состоит из нескольких радикалов. Это что-то вроде коктейля, где некоторый набор радикалов смешан в определенных пропорциях. Всегда есть один ведущий радикал, образующий основу характера и определяющий основной мотив поведения человека, и несколько дополнительных, являющихся поведенческими средствами реализации мотива. Все 7 радикалов в той или иной степени присутствуют в любой личности, но, как правило, выделяют 3 доминирующих, наиболее ярко проявляющих себя.

Специалист и Универсал

Характеры делятся на две большие группы: «специалистов» и «универсалов» — в зависимости от стиля адаптации к окружающей среде. Чем больше в характере радикалов, тем ближе его обладатель к «универсалам». Эдакий «человек - социальная амфибия». Он вполне успешен и в тиши научного кабинета, в кропотливом труде исследователя, и в переполненном актовом зале университета, где выступает с публичными лекциями, и на спортивной площадке, в сражении за личное первенство по «городкам», и на дачном участке, где возделывает морковные грядки…
«Специалисты» социальной адаптации с легкой руки немецкого профессора психиатрии Леонгарда получили наименование акцентуантов. В характере этих людей отчетливо доминирует, заглушая проявления иных тенденций, один радикал, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Леонгард писал об акцентуантах, что они, проигрывая остальным в обыденной жизни, опережают в конкретной деятельности (учёные, физики, медики, хирурги и т.д. и т.д.). Шнурков завязать не могут, но сложнейшие уравнения решают. Таким образом, в реальный характер может входить различное число радикалов, и чем их больше, тем дальше человек, ими наделенный, уходит в стилистике поведения от «специалиста» к «универсалу».

Но прежде чем приступать к исследованию реального характера (т. е. характера конкретного живого человека), нужно изучить существующие типичные «чистые» радикалы, каждый отдельно друг от друга.

Почему такие названия? Откуда пошло?


Семь основных радикалов - это истероидный, эпилептоидный, паранояльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный и тревожный.

Дело в том, что регулярное, пристальное, систематическое научное наблюдение за поведением людей осуществлялось именно в психиатрических лечебницах. В основном, психиатры и создали первые, базовые, широко используемые доныне классификации типов поведения (характера).
Возникает вопрос: правомерно ли переносить характерные особенности поведения душевнобольных на здоровых людей? Специалисты утверждают, что да!
Душевная болезнь не создает какой-то новый характер, а лишь видоизменяет прежний, присущий человеку, когда он еще был здоров, т.е. усугубляет.
В ситуации прогресса душевной болезни черты (качества, свойства) характера обостряются, акцентируются и, как следствие, становятся более доступными для наблюдения, исследования. Т.е. если у человека доминирует тип нервной системы изначально эпилетноидный, то при душевной болезни он станет эпилептиком, но никак не параноиком.

Обратите внимание, что в каждом из уже перечисленных нами названий присутствует суффикс «ид». Истероидный, шизоидный, эпилептоидный… Этот суффикс заимствован из греческого языка и означает «подобие». Психиатры, хорошо зная, как ведут себя, например, больные истерией и наблюдая похожее поведение у здоровых людей, дали радикалу название «истероидного», то есть подобного истерии. Вот откуда взялись эти названия. Они закрепились в психологии.
Во-первых, для понимания сущности обозначаемых ими поведенческих явлений,
во-вторых, как дань уважения ученым, врачам, много сделавшим для изучения и описания характера человека,
и, в-третьих, для облегчения запоминания этих названий, поскольку экзотические слова откладываются в памяти лучше, нежели привычные.

Паранояльный, эмотивный, гипертимный, тревожный… В них нет суффикса «ид». В чем дело?
Принцип их возникновения, изложенный выше, остается прежним.
Просто название уже занято клиническими специалистами, и психологи вынуждены использовать другие видоизменённые названия.

Роль радикалов в жизни общества

Истероидная тенденция заключается, в основном, в создании и презентации широкой общественности иллюзорно благополучной модели мира, в которой центральное место занимает собственное «Я» (определяет стремление, прежде всего, к самопрезентации);

Эпилептоидная тенденция - это стремление контролировать информационные потоки (предметы и людей), подавление исходящих от них – в реальности или в потенциале – угрозы за счёт установления жесткого, авторитарного формального порядка на занимаемой территории. Тенденция этого радикала, стремление к созданию четко структурированного пространства для жизни и работы, в котором исключены непредвиденные информационные потоки (лишние предметы и неуправляемые люди);

Паранойяльная тенденция - настойчивая реализация масштабного, социально значимого замысла (заимствованного у шизоида, но упрощённого до понимания массами, без привлечения которых этот замысел неосуществим). Стремление этого радикала к реальному результату преобразовательной активности («нужно мир сначала переделать!»);
Эмотивная тенденция - гуманизм и гармонизация внутреннего и внешнего мира людей во всех аспектах. Стремление этого радикала к красоте и гармонии, к альтруизму (пример человека с доминирующим эмотивным радикалом - Мать Тереза);
Шизоидная тенденция - истинно оригинальный, нестандартный взгляд на мир, рождающий творчество. Склонен к разрушению устоявшихся и поиску оригинальных, принципиально новых технологий поведения (деятельности, коммуникаций);
Гипертимная тенденция - стремление к широчайшему общению, к калейдоскопической событийности жизни, подкреплённое оптимистическим взглядом на происходящее в реальном мире. Стремление к устранению условностей и объективно необязательных запретов в сфере коммуникации, к расширению и демократизации круга общения;
Тревожная тенденция - осторожность, консерватизм. Стремление многократно убедиться в объективной необходимости и продуманности любого нововведения. Склонен к сопротивлению новизне, консервации привычных жизненных условий.

Иными словами, теория В.В. Пономаренко говорит о том, что миру нужны разные люди с определёнными типами характеров для удовлетворения разных потребностей общества. И природа/Бог сами позаботились, чтобы обеспечить это разнообразие. Каждая тенденция (радикал) отвечает за определённый сегмент в обществе:

Шизоиды нужны социуму для того, чтобы взглянуть на мир не как все, не ортодоксально, вырабатывать очередную преобразовательную идею.
Истероиды — для того, чтобы сообщить эту идею как нечто привлекательное как можно большему количеству людей.
Параноики – чтобы, упростив идею до лозунга, непонятного массам, и зарядив её своей энергией и целеустремлённостью, обеспечить её общественную реализацию.
Эпилептоиды – чтобы построить в колонны и шеренги эти самые «массы», мобилизовать их на общественно полезный труд (не пряником, так кнутом), а также научить их делать всё, как следует, по технологии.
Эмотивы – для того, чтобы напоминать всем остальным, что «массы» состоят из людей, нуждающихся в любви, сочувствии и отдыхе, что на самом деле идея должна служить обществу, а не общество идее.
Тревожный – чтобы удержать социум от поспешных, непродуманных действий, не дать восторжествовать авантюризму и шапкозакидательству.
Гипертимы – чтобы обеспечить обществу возможность, в случае чего, отправить всех этих шизопараноиков с их идеями и при этом не впасть в грех уныния, а, напротив, с радужным оптимизмом начать жизнь сначала, с чистого листа, с новой дороги….

Как выявить свой тип характера?

Каждый радикал выявляется по ряду визуальных признаков:
Внешний вид. Как радикал проявляется в телосложении и оформлении внешности (какие особенности в выборе стиля одежды, ее фактуры, в прическе, украшениях и т.д.).
Оформление пространства. Как радикал проявляет себя в формировании окружающего предметного мира, интерьера (жилья, рабочего пространства, автомобиля и т.д.).
Двигательная активность. Как радикал проявляется в мимике, жестах, походке, позах человека.
Особенности поведения. Доступные наблюдению характерные особенности поведения.
На основании выделенных радикалов (от двух до семи) строится психологический профиль – иерархическая последовательность всех радикалов, входящих в реальный характер и расположенных по степени их влияния на поведение человека.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх